Серия «Науки о Земле» 2013. Т. 6, № 2. С. 17-34 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 911.2/3(471)
Природно-хозяйственное районирование Сибири
А. Д. Абалаков (abalakovirk@mail.ru) С. Б. Кузьмин (kuzmin@irigs.irk.ru) Н. Б. Базарова (sil@irigs.irk.ru) Л. С. Новикова (abalakovirk@mail.ru)
Аннотация. Рассматриваются научно-методические принципы и примеры при-родно-хозяйственного районирования. Составлена карта природно-хозяйственного районирования Сибири. Дается описание некоторых природно-хозяйственных областей в составе природно-хозяйственных регионов. Предложенное районирование проведено с учетом геолого-геоморфологического строения, ландшафтных условий и природных ресурсов, социально-хозяйственных особенностей использования территории. Оно является картографическим инструментом для обеспечения управления устойчивым развитием и природопользованием в регионах Сибири.
Ключевые слова: природно-хозяйственное районирование, принципы и единицы районирования, природные особенности, природопользование, направления развития.
Введение
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в Российской Федерации для научного обоснования экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил регионов. В настоящее время регионам (субъектам Российской Федерации) дано право самостоятельно решать природно-хозяйственные проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию, занимает определенное место в народно-хозяйственном комплексе всей страны, являясь в то же время частью единого экономического целого.
Одним из первых исследователей, заложивших теоретические основы природно-хозяйственного районирования, был Н. Н. Баранский. Он впервые научно обосновал влияние ресурсной базы на производственные процессы, детально исследовал трудовые ресурсы и производственные отношения, показал взаимозависимость этих экономических категорий и их влияние на формирование территориальных различий. Многие из его положений не потеряли своей актуальности и в наше время. Дальнейшее раз-
витие этих положений отражено в работах Н. Н. Колосовского, исследования которого стали основой формирования территориальных производственных комплексов. Продолжили исследования этой проблемы ученые:
A. Н. Ракитников, М. К. Бандман, М. Д. Шарыгин, Р. И. Шнипер и др.
В нашей стране вопросы теории и практики природно-хозяйственного районирования разрабатывались Ю. Г. Саушкиным [11], И. И. Невяжским [5], Г. А. Приваловской и Т. Г. Руновой [6], П. Я. Баклановым и др. [1; 2],
B. Н. Лаженцовым [4], И. Л. Савельевой [7-10], Н. Н. Клюевым и Л. М. Яковенко [3] и др. В этих работах сформулированы теоретические и методические представления о природно-хозяйственном районе, рассмотрены соотношения с сопряженными и близкими по тематике видами экономического, природно-ресурсного, эколого-экономического и геоэкологического районирования. Обобщен существующий опыт и предложены новые подходы, обеспечивающие выделение природно-хозяйственных единиц разного иерархического уровня. Выявлены отличительные особенности природно-хозяйственного комплекса России. Разработанные научно-методические подходы применены при природно-хозяйственном районировании территории России, отдельных ее регионов и сопредельных стран, главным образом Украины и Беларуси.
Яркими примерами являются схемы природно-хозяйственного районирования Дальневосточного региона [2], Центрально-Черноземного экономического района и сопредельных территорий [3]. Эти карты представляют систему целевого разноуровневого районирования. Районы объединяют природные, природно-ресурсные, хозяйственные и в определенной мере экологические структурные уровни организации территории. Отличается последовательностью и завершенностью композиции схема природно-хозяйственного районирования России И. Л. Савельевой, содержание которой дополняет схема природно-ресурсного районирования Сибири [7; 8]. Под природно-хозяйственным районом, независимо от его ранга, ею понимается участок земной поверхности, включая лежащие в его основании недра, который, с одной стороны, относительно однороден по генетической взаимосвязанности разнокачественных природных ресурсов (минеральных, земельных, почвенных, водных, климатических и биотических), а с другой - обладает устойчивыми в данных условиях типами сочетаний хозяйственной деятельности и потенциального процесса хозяйственного освоения. Это определенный таксон территории, который обладает специфическим природным и хозяйственным содержанием. При этом природа рассматривается и как среда, видоизмененная в результате предшествующей хозяйственной деятельности, и как источник ресурсов - плацдарм (базис) для дальнейшего взаимосвязанного развития хозяйственных систем.
Принципы и методы исследований
Процедура любого районирования - это единый процесс выделения типичных, но в то же время отличающихся своеобразием территорий и проведения границ между ними. Природно-хозяйственные единицы районирования представляют собой части единой территории определенного ранга, характеризующиеся значительной общностью и своеобразием физико-географических условий природопользования, определяемых природно-ресурсными, социально-экономическими и экологическими факторами. Природно-хозяйственное районирование базируется на общих принципах экономического районирования, но при его выполнении вводится ряд корректирующих природно-ресурсных и экологических факторов: прежде всего учет отклика природной среды на антропогенное воздействие, возникающие при этом прямые и обратные связи в природно-антропогенных системах.
К важнейшим районообразующим факторам современных природно-хозяйственных районов следует отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, энергетических ресурсов, а также внутрирегиональную дифференциацию заселенности территории, накопленный трудовой опыт и наличие соответствующих высококвалифицированных кадров, транспортную освоенность территории и т. д.
Значит, природно-хозяйственные районы - многофакторные и многокритериальные системы, а природно-хозяйственное районирование представляет комплекс многоцелевого разноуровневого районирования территории. Он объединяет природные, природно-ресурсные и хозяйственные структурные уровни организации территорий. Эти обстоятельства накладывают определенные трудности в проведении границ между ними. Случаи совмещения природных и хозяйственных границ - скорее исключение. Поэтому часто в качестве рубежей природно-хозяйственных районов высокого ранга принимаются административные границы федеральных округов, краев, областей, республик, а внутренние границы проводятся с учетом особенностей ландшафтной структуры, природно-ресурсного потенциала, хозяйственной освоенности, экологического состояния территории.
Главный принцип природно-хозяйственного районирования - установление для каждого района определенного типа хозяйственного освоения территории, обусловленного своеобразием природной среды, ее ресурсным потенциалом и экономико-географическим положением. Природ-но-хозяйственные районы должны обладать: целостностью, общностью и комплексностью природных и хозяйственных условий и факторов, пространственной и предметной иерархичностью и проявлением в их структуре как региональных, так и типологических свойств. Регионально-типологическому подходу при этом придается особое значение, так как его использование позволяет одновременно учитывать как индивидуальные (единичные), так и типичные (всеобщие) свойства изучаемых объектов районирования.
В основе проводимого нами природно-хозяйственного районирования Сибири лежит принцип совмещения контуров районов, определяемых природными и экономическими условиями, степенью вовлечения природных ресурсов в хозяйственное использование, однотипностью антропогенных факторов воздействия на окружающую природную среду, наличием единых консолидирующих факторов формирования природно-хозяйственных комплексов. В виде природно-хозяйственного района нами на карте выделяется экономически оформленная территория России, характеризующаяся специфической комбинацией природных особенностей, специализацией и структурой производства и многими другими признаками. Каждый из этих районов выполняет определенные, закрепленные за ним функции в системе территориального разделения труда внутри всей Российской Федерации. Важнейшим его показателем является тип природопользования, определяемый совокупностью всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
Природно-хозяйственный процесс невозможно изучать без выделения территории его воздействия, так как именно пространственный аспект является первоосновой выбора наиболее верного направления ресурсопотребления и ресурсосбережения. Выделенная территория будет иметь определенный природно-ресурсный потенциал и социально-экономические возможности для его использования, что позволит обосновать тот или иной подход к природопользованию. Существует множество мнений о том, какое пространство наиболее соответствует системным исследованиям использования природных ресурсов. С нашей точки зрения, таким пространственным объектом является природно-хозяйственный район, который является базовой единицей природно-хозяйственного районирования. Территориально районы тяготеют к местам, где существуют условия для использования природных ресурсов. Природно-хозяйственные районы, по крайней мер, их ядра, формируются исторически, в них складываются определенные устойчивые системы ведения хозяйства, производственные отрасли экономики имеют в основе местные природные ресурсы, а сферы действия крупных региональных межотраслевых комплексов охватывают территории, обеспеченные этими ресурсами. Природно-хозяйственный район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами, образуется и развивается на основе общественного территориального разделения труда, расчленения производства на мелкие и более узкие отрасли, на основе создания специализированных производств.
При осуществлении природно-хозяйственного районирования Сибири границы природно-хозяйственных единиц различных рангов, установленные в соответствии с теми или иными природными рубежами, корректируются в зависимости от территориального распространения уже созданных и эвентуальных (возможных) производственных систем.
В качестве основных территориально-консолидирующих факторов выделения природно-хозяйственных регионов послужило своеобразие природно-ресурсного потенциала, определяемого, в первую очередь, нали-
чием минерально-сырьевых, водных, лесных, земельных, рекреационных ресурсов. Регионы соответствуют геолого-геоморфологическим, металло-геническим и ландшафтным структурам первого порядка. Важнейший критерий их выделения - это транспортно-географическое положение, исторически сформировавшийся алгоритм хозяйственной деятельности и социально-экономический облик, природные и экономические условия природопользования. Совокупность этих факторов - основа для прогноза природных и социально-экономических условий трансформации регионов.
Каждый природно-хозяйственный регион в зависимости от особенностей геолого-геоморфологического строения и ландшафтной структуры, специфики сложившегося и эвентуального природопользования, социально-экономического и ресурсного потенциала подразделяется на несколько природно-хозяйственных областей. Это части геолого-геоморфологических и ландшафтных структур второго порядка.
Природно-хозяйственные области состоят из природно-хозяйственных районов, которые выделяются в зависимости от конкретных региональных геолого-геоморфологических и металлогенических особенностей, ландшафтных и климатических условий, природных ресурсов, специфического профиля хозяйства. Главным фактором для выделения природно-хозяйственного района служит то обстоятельство, что в нем представлен (или возможен в перспективе при определенных условиях) целостный тип природопользования, базирующийся на определенном природно-ресурсном потенциале и возможностях его освоения. Природно-хозяйственный район - это специфическая целостная в отношении природопользования территория, обладающая качественным и количественным своеобразием естественных и социально-экономических ресурсов, условиями и проблемами их перспективного освоения, не зависящая от административных границ субъектов Российской Федерации. Для таких районов характерна дисперсная или линейно-узловая система расселения населения, отсутствие четко выраженных ядер и осей районообразования.
Описание природно-хозяйственного районирования Сибири
Опираясь на указанные выше принципы и методы, мы провели природно-хозяйственное районирование Сибири с выделением территориальных единиц трех пространственно-иерархических уровней: 1) высший - при-родно-хозяйственные регионы; 2) средний - природно-хозяйственные области; 3) низший - природно-хозяйственные районы. Они рассматриваются как интегральные территориальные образования, включающие экономические, социальные, природные и экологические элементы в их взаимосвязи.
В пределах Сибири нами выделено семь природно-хозяйственных регионов: I. Обь-Иртышский, II. Кузнецко-Алтайский, III. Лено-Енисейский, IV. Ангаро-Енисейский, V. Яно-Колымский, VI. Алдано-Вилюйский, VII. Прибайкальско-Забайкальский. Они включают ряд областей и районов (рис.). Их обобщенная характеристика дана в развернутой экспликации к рисунку; демонстрируется ее фрагмент (табл.).
В качестве примера рассмотрим наиболее примечательные природно-хозяйственные регионы: Ангаро-Енисейский и Прибайкальско-Забайкальский, которые занимают значительную часть территории юга Восточной Сибири.
Рис. Природно-хозяйственное районирование Сибири
Границы единиц природно-хозяйственного районирования: 1 - регионов, 2 - областей, 3 - районов. Индексы на карте: I-VII - природно-хозяйственных регионов; 1.1, 1.2, 1.3... - природно-хозяйственных областей; 1.1а, 1.2б, 1.3в... - природно-хозяйственных районов (названия регионов и областей см. в тексте). Поселения по численности населения, тыс. чел.: 4 - более 1000, 5 - 1000-500, 6 - менее 500. Поселения по ведущей отраслевой специализации промышленности: 7 - топливная, 8 - черная металлургия, 9 - цветная металлургия, 10 - машиностроение, 11 - химическая, 12 - лесная, 13 - пищевая, 14 - прочие
IV. Ангаро-Енисейский регион охватывает юг Красноярского края, включая республики Хакасию, Тыву, большую часть Иркутской области. В тектоническом отношении в его состав входит южная часть Сибирской платформы и обрамляющие ее Саяно-Енисейская, Алтае-Саяно-Монгольская орогенные складчатые системы. Современное состояние и перспективы разработки полезных ископаемых связываются с исключительно широкими ареалами их распространения и выявленными ресурсами. Регион охватывает ряд нефтегазоносных, металлогенических провинций, угольных бассейнов. На юге территории развиты горные тундровые и альпийские, таежные, степные ландшафты, на равнинах и в пределах плоскогорий и плато - зональные бореальные комплексы средней, южной тайги и подтайги.
Характеристика природно-хозяйственных районов (фрагмент)
Таблица
Индекс на карте
Природно-хозяйственные районы
Структурно-геологическое положение и минерагеническая характеристика
Орография и основные типы ландшафтов
Профиль хозяйства
VII. Прибайкальско-Забайкальский регион. Восточная и северо-восточная части Иркутской области, Респ. Бурятия, Забайкальский край. Байкальская, Селенгино-Становая и Алтае-Саяно-Монгольская складчатые области. Урулюнгуевский, Витимский, Еравнинский, Чарский, Селенгинский урановорудные районы; Алдано-Становая, Байкало-Витимская и Монголо-Охотская железорудные, Забайкальская хромитоносная, Алтае-Саянская марганцевоносная, Олекмо-Становая титаноносная, Боксонская бокси-тоносная, Даваткинская, Нойонская и Чаяндринская полиметаллические, Забайкальская и Байкальская оловоносные, Селенгино-Становая, Монголо-Забайкальская, Восточно-Забайкальская, Алтае-Саянская вольфрамоносные, Западно-Забайкальская, Восточно-Забайкальская и Алтае-Саянская молибденовые, Байкало-Витимская, Монголо-Охотская, Алдано-Становая и Алтае-Саянская золоторудные, Алдано-Становая апатитоносная, Забайкальская флюоритоносная провинции. Рифтогены и орогены на древнем складчатом основании. Гольцовые, горные и равнинные таежные ландшафты, степи. Аграрно-индустриально-природоохранный профиль хозяйства. Горнодобывающая, лесная промышленность, сельскохозяйственная и туристская отрасли
VII. 2. Прибайкальская природно-хозяйственная область. Тувино-Монгольский и Баргузино-Витимский массивы; Селенгино-Яблоневая складчато-блоковая система; Ангаро-Ленская моноклиза. Боксонская бокситоносная, Алтае-Саянская и Селенгино-Становая вольфрамоносные, Алтае-Саянская и Западно-Забайкальская молибденовые, Байкало-Витимская и Алтае-Саянская золоторудные, Забайкальская флюоритоносная провинции. Байкальская рифтовая система. Горно-котловинные, гольцово-таежные, степные ландшафты. Охрана природы, туризм, рекреация, очаги горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства, ограниченное лесопользование. Озеро Байкал - консолидирующий элемент территории. Проблемы природопользования в условиях экологических ограничений_
Окончание табл.
Индекс на карте Природно-хозяйственные районы Структурно-геологическое положение и минерагеническая характеристика Орография и основные типы ландшафтов Профиль хозяйства
VII. 2а СевероБайкальский Байкальская рифтовая зона. Западно-Забайкальская молибденовая (северозападная часть), Байкальская оловоносная (юго-западная часть), Байкало-Витимская золоторудная (северозападная часть), Забайкальская флюо-ритоносная (северо-западная часть) провинции Байкальский, Баргузинский, Севе-ро-Муйский, Икатский, Делюн-Уранский хребты; южная часть Северо-Байкальского нагорья; Се-веро-Байкальская и ВерхнеАнгарская котловины. Горные гольцовые и подгольцовые редин и стлаников, поясов лиственничной и кедровой тайги Охрана природы, туризм, рекреация, рыбный промысел, охота, лесное хозяйство, железнодорожный, водный, автомобильный транспорт
VII. 2в ЮжноБайкальский Байкальская рифтовая зона. Западно-Забайкальская молибденовая (юго-западная часть), Байкало-Витимская золоторудная (юго-западная часть) провинции Хребты Хамар-Дабан, Улан-Бургасы, Приморский. Байкальская озерная котловина (включая о-в Ольхон и дельту р. Селенги) и горное обрамление. Горные гольцовые и подгольцовые, поясов лиственничной тайги, редин и стлаников, темнохвойной тайги и редколесий, светлохвойных кед-рово-лиственных, березовых лесов и горных степей Охрана природы, туризм, рекреация, редкие очаги горнодобывающей промышленности, рыбный промысел, ограниченное лесное хозяйство, очаги сельского хозяйства (дельта р. Селенги), Байкальский ЦБК (в стадии ликвидации), железнодорожный, водный, автомобильный транспорт
Главные территориально консолидирующие факторы: водные ресурсы рек Ангары, Енисея и Лены. Система рек бассейна Енисея придает территории региона определенную компактность и выступает в качестве его своеобразного естественного хозяйственного «каркаса». К числу указанных фактов относятся также удобство транспортно-географического положения, сравнительная благоприятность природно-климатических условий для жизнедеятельности населения и развития многоотраслевого сельскохозяйственного производства, богатство и разнообразие лесных, гидро- и топливно-энергетических, минерально-сырьевых и рекреационных ресурсов. По запасам лесных и энергетических ресурсов регион занимает первое место в России. Регион в меридиональном направлении пересекает транспортная сеть железных и автомобильных дорог (Трассибирская железнодорожная магистраль и Московский тракт). Однако уровень развития транспортной системы региона не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются: большая дифференциация территорий по степени транспортного обслуживания и неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах, препятствующая освоению природных ресурсов.
Эти факторы оказали существенное влияние на структуру индустрии сформировавшихся здесь промышленных районов, узлов и центров, специализирующихся на производстве электроэнергии, энергоемких и водоемких отраслей промышленности.
В регионе широко представлена гидроэнергетика, цветная металлургия, горнодобывающая (в том числе активно развивающаяся нефтегазодобывающая), лесная промышленность, сельское хозяйство. На базе вырабатываемой дешевой электроэнергии работают и планируются работать крупные алюминиевые заводы.
Большое значение для развития региона имеет строительство Северо-Сибирской (СевСиб) железной дороги, которая должна соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа с Байкало-Амурской магистралью. СевСиб, пройдя через города: Сургут - Нижневартовск - Белый Яр - Лесосибирск - Карабула - Усть-Илимск, открыла бы выход на запад к БАМу и создала условия для хозяйственного освоения не только Нижне-Приангарской и Ангаро-Ленской областей Ангаро-Енисейского региона, но и других северосибирских территорий, огромной зоны БАМа, включая Южную Якутию.
В Ангаро-Енисейском регионе выделены четыре природно-хозяйственные области: Нижне-Приангарская, Верхне-Енисейская, Сред-неангарско-Верхоленская и Тувинская.
IV.!. Нижне-Приангарская область охватывает краевые прогибы (синеклизы и моноклизы) юго-западной части Западно-Сибирской платформы и геосинклинальные образования Енисейской складчатой системы, которые определяют формирование различных месторождений полезных ископаемых. Развиты равнинные и горнотаежные ландшафты.
Основу промышленности Нижнего Приангарья составляют отрасли лесопромышленного комплекса и цветная металлургия (добыча золота, свинцово-цинковых руд). Горнодобывающая и горноперерабатывающая промышленность базируется на использовании выявленных и в той или иной степени подготовленных к эксплуатации месторождений руд цветных (Горевский ГОК) и благородных (Олимпиадинский ГОК, ООО «Совруд-ник» и др.) металлов. Область богата не освоенными в полной мере гидроэнергетическими ресурсами Ангары. Существующая слабая транспортная инфраструктура Нижнего Приангарья и дефицит электроэнергии сдерживают развитие промышленного производства. Решению проблем области должна способствовать реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Основными целями этого проекта являются: укрепление промышленного потенциала на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктуры на реках Енисей, Ангара, Подкаменная Тунгуска; освоение природных ресурсов с вовлечением в оборот руд черных (железо, марганец), цветных (алюминий) и редких металлов, формированием нефтегазодобывающей отрасли.
Через территорию Нижнего Приангарья пройдет трасса будущей Се-веро-Сибирской железнодорожной магистрали. Пуск ее в эксплуатацию будет способствовать ускоренному развитию находящихся на трассе городов Енисейска, Лесосибирска, Кодинска. С созданием инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и трубопроводного транспорта увеличится транзит грузов, в том числе транспортировка углеводородного сырья от месторождений юга Эвенкии и Нижнего Приангарья. В связи с чем область рассматривается как опорно-тыловая база активно формирующегося Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.
В районе Енисейска создается крупнейший лесопромышленный комплекс, дополняющий собой существовавшие здесь и вновь строящиеся горнорудные предприятия и золотые прииски. Речной порт Лесосибирск станет и морским портом - основной перевалочной базой многих сибирских товаров, предназначенных для экспорта Северным морским путем. Город Кодинск - плацдарм развития региона, пуск в эксплуатацию Богу-чанской ГЭС приведет к формированию энергетического комплекса Богу-чаны - Кодинск. Ниже по Ангаре проектируется создание Нижнебогучан-ской, Мотыгинской и Стрелковской ГЭС.
1У.2. Верхне-Енисейская область охватывает Внешнюю мегасинкли-наль Западно-Сибирской плиты, Алтае-Кузнецкую и Западно-Саянскую складчатые системы. С ними связаны различные провинции топливно-энергетических ресурсов, металлических и неметаллических ископаемых. В ландшафтной структуре выделяются различные типы равнинной и горной тайги, лесостепей и степей в пределах Чулымской равнины, Минусинской межгорной котловины и обрамляющих ее хребтов.
Область имеет выгодное экономико-географическое положение среди регионов Восточной Сибири. Оно определяется соседством с Кузбассом и крупнейшим промышленным центром Сибири - Новосибирском. Транс-
портные связи осуществляются по Транссибирской магистрали и отходящим от нее железным дорогам: в северном направлении Ачинск - Лесосибирск, Решеты - Богучаны; в южном направлении Тайшет - Абакан, Ачинск - Абакан, ведется строительство железной дороги Курагино - Кызыл. Наземная транспортная сеть сочетается с высоким воднотранспортным, гидроэнергетическим и водохозяйственным потенциалом рек и наличием природных ресурсов (минерально-сырьевых, земельных, лесных).
На базе минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов развивается цветная металлургия, горнорудная, угольная, деревообрабатывающая, химическая промышленность, электротехническое машиностроение, энергетика. Они формируют линейно-узловые промышленные узлы - Красноярский, Ачинский, Канский, Минусинский. Крупнейший проект еще советской эпохи - КАТЭК - заключается в освоении Канско-Ачинского угольного бассейна, строительстве вблизи него объектов энергетики и линий электропередачи вплоть до центральной части России. К объектам гидроэнергетики относятся Красноярская, Майская, Саяно-Шушенская ГЭС.
Развито земледелие, мясо-молочное животноводство, овцеводство. Укрепление продовольственной базы планируется за счет интенсификации сельскохозяйственного производства Хакасско-Минусинской зоны. Пригородный рекреационно-аграрносервисный комплекс сформировался в окрестностях Красноярска.
IV.3. Тувинская область совпадает с административными границами Республики Тыва. Территория охватывает Озерно-Восточно-Тувинскую и Западно-Саяно-Кобдинскую складчатые системы, Тувино-Монгольский массив и Тувинский межгорный прогиб. С этими геологическими структурами связаны Улугхемский угольный бассейн, Алтае-Саянская металлоге-ническая провинция и одноименный фосфоритоносный бассейн.
Тувинское нагорье представляет систему средне- и высокогорных хребтов и межгорных впадин с большим разнообразием гольцово-таежных и степных ландшафтов.
Область обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом. Здесь выявлены месторождения каменных углей, черных, цветных, благородных и редких металлов, нерудного сырья, подземных питьевых и минеральных вод.
Расположение Республики в горной местности, отсутствие железной дороги, слабое развитие автомобильных дорог и труднодоступность большей части территории затрудняет ее освоение. Вместе с тем Республика Тыва по совокупности геополитических условий, природно-климатических, природно-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов является инвестиционно привлекательным регионом. На долгосрочную перспективу стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. определяется развитием традиционного аграрного экологически ориентированного природопользования. При этом обеспечение устойчивых темпов экономического роста должно осуществляться за счет интенсивного развития электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, цветной ме-
таллургии, лесопромышленного комплекса, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса. Особое значение придается развитию туризма и санаторно-курортного обслуживания.
Транспортно-экономический центр - столица Республики Тыва г. Кызыл. Он связан с Красноярским краем Усинским (Минусинск - Кызыл) и Абазинским (Абакан - Абаза - Ак-Довурак) трактами. Традиционное природопользование представлено мясо-шерстным овцеводством, охотничьим промыслом.
1У.4. Ангаро-Ленская область включает прогибы и синеклизы Сибирской платформы в обрамлении Енисейско-Саяно-Байкальской складчатой системы. Со структурами платформенного осадочного чехла связаны южная часть Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции, Тунгусский, Канско-Ачинский и Иркутский угольные бассейны, Восточно-Сибирская гидроминеральная область и Восточно-Сибирский калиеносный бассейн. В пределах складчатых структур находятся различные металлогенические провинции, наиболее значимыми из которых являются Восточно-Саянская редкометалльная, Алтае-Саянская золоторудная и др. Основными формами рельефа является Средне-Сибирское плоскогорье, включая Лено-Ангарское плато, Предсаянский и Предбайкальский предгорные прогибы. В их пределах представлены таежные и лесостепные ландшафты.
Главными транспортными артериями являются Транссиб и западный участок БАМа, автомобильный Московский тракт с ответвлениями, нефтепроводы Туймазы - Ангарск и Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), а также водные пути по рекам Ангаре и Лене. Область обладает большими запасами нефтегазовых, угольных, различных минеральных и гидроминеральных, водных и лесных ресурсов. На их базе сформировалась гидроэнергетика и тепловая энергетика, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, алюминиевая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, химическая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение. Они создают фон и крупные линейно связанные промышленные узлы добывающей и перерабатывающей промышленности: Братск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Черемхово, Тулун, Иркутск, Ангарск, Шелехов, Зима, Саянск, Тулун, Усолье-Сибирское.
Большие перспективы возлагаются на быстро развивающуюся нефтегазовую промышленность (Ковыктинское, Ярактинское, Верхнечонское месторождения и др.). Содержащиеся в недрах Сибирской платформы колоссальные запасы гидроминеральных ресурсов пока не используются. Ангарский каскад включает Иркутскую, Братскую, Усть-Илимскую ГЭС (Иркутская область) и Богучанскую ГЭС (Красноярский край), находящуюся в стадии ввода в эксплуатацию.
Наиболее освоенная и экономически развитая часть территории -Иркутско-Черемховская промышленная зона, объединяющая юго-восточные районы Иркутской области, расположенные вблизи Транссибирской железнодорожной магистрали и Московского тракта. Она занимает выгодное экономико-географическое положение и отличается высоким
уровнем инфраструктурной и транспортной освоенности. Здесь размещаются лесозаготовительные, лесоперерабатывающие, машиностроительные и химические производства, с 1950-х гг. началось строительство крупных предприятий нефтехимии и теплоэнергетики. В состав Иркутско-Черемховской промышленной зоны входят крупные промышленные города: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов.
Узловым элементом этой зоны является Иркутская агломерация, формируемая на базе городов Иркутска, Ангарска и Шелехова с численностью населения более 1 млн человек. На этой территории проживает около 40 % населения Иркутской области. Создание агломерации позволит объединить компактное скопление населённых пунктов в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Агломерационный эффект формирует экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях. В составе Иркутской агломерации предполагается создание туристско-рекреационных зон, крупных транс-портно-логистических узлов.
В южных районах Приангарья развито продуктивное сельское хозяйство. Крупный аграрно-промышленный комплекс сформировался в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Благоприятные природно-климатические условия и близость крупного потребителя г. Иркутска предопределили сельскохозяйственную специализацию округа. В нем производится примерно треть всей сельскохозяйственной продукции Иркутской области. Ведущее место занимают зерновое хозяйство и животноводство.
VII. Прибайкальско-Забайкальский регион включает территорию Республики Бурятия и Забайкальского края, а также узкую водосборную полосу западного побережья оз. Байкал и северо-восточные районы Иркутской области. В геологическом строении региона представлены Байкальская, Селенгино-Становая и Алтае-Саяно-Становая складчатые системы. Здесь располагаются различные металлогенические провинции с широким набором месторождений полезных ископаемых (цветные, редкие и благородные металлы, уран, уголь, горнохимическое сырье, строительные материалы и др.). Это территория активного проявления новейших горообразовательных процессов. В геодинамическом отношении морфоструктуры подразделяются на рифтогены (Байкальская рифтовая зона) и орогены (Восточный Саян, Северо-Байкальское и Байкало-Патомское нагорья, система хребтов и впадин Западного и Восточного Забайкалья), сформировавшиеся на сложно построенном складчатом и эпиплатформенном основании. Регион представляет горно-котловинную территорию с гольцовыми, таежными и степными ландшафтами.
Основные территориально-консолидирующие факторы - господствующее северо-восточное простирание древних и новейших тектонических структур, в том числе разрывных нарушений, вытянутых вдоль краевого шва Сибирской платформы. Такой ориентацией геологических струк-
тур и форм рельефа обусловлено размещение минерально-сырьевых, земельных и водных ресурсов, системы расселения населения, развитие производительных сил, направление транспортных коммуникаций, главными из которых являются Транссибирская железнодорожная магистраль и Московский автомобильный тракт. Объединяющее значение для региона имеет Байкальская природная территория с ее ядром - оз. Байкал.
В составе региона выделяются следующие природно-хозяйственные области: Витимо-Олекминская, Прибайкальская, Даурско-Забайкальская.
У11.1. Витимо-Олекминская область охватывает Северо-Байкальское и Байкало-Патомское нагорья, впадины и хребты северо-восточного фланга Байкальской рифтовой зоны, Витимское плоскогорье. Ведущая специализация области - ресурсно-сырьевая, связанная с разработкой месторождений полезных ископаемых. Главной осью ее развития является Байкало-Амурская магистраль, освоению богатейших природных ресурсов в зоне хозяйственного влияния которой придается особое значение. Наиболее значимыми в зоне БАМа являются месторождения черных, цветных (Чи-нейское, Удоканское), редких (Катугинское) металлов, каменного угля (Апсатское), на базе которых планируется создание Чарского горнопромышленного комплекса.
В Ленском золотоносном районе разрабатываются и подготовлены к освоению большое количество россыпных и коренных месторождений золота. Уровень золотодобычи в Баргузинской «золотоносной» тайге значительно сократился.
На Витимском плоскогорье ведутся работы на Хиагдинском месторождении урана. Имеется ряд перспективных для разработки месторождений бериллия, молибдена, туфов.
Территория обладает большим потенциалом гидроэнергетических ресурсов, недостаточно используемых. Действует Мамаканская ГЭС, а строительство Тельмамской ГЭС было прервано. В перспективе - сооружение Витимского гидроэнергетического комплекса с каскадом ГЭС.
Центрами экономического развития являются населенные пункты Таксимо и Чара, расположенные вдоль трассы БАМ, а также г. Бодайбо, центр золотодобывающей промышленности.
У11.2. Прибайкальская область находится в центральной части Байкальской рифтовой зоны, включающей Тункинскую, Байкальскую, Баргу-зинскую, Верхнеангарскую впадины и окружающие хребты.
Главные транспортно-экономические оси развития - Транссиб, БАМ, Московский тракт и водный путь по Байкалу с ответвлениями, связывающие в единую систему районы Прибайкальской области.
Основная специализация области - туристско-рекреационная и природоохранная, формирование транспортно-коммуникационной системы. В области создана плотная сеть ООПТ, включающая четыре заповедника (Джергинский, Баргузинский, Байкало-Ленский и Байкальский), три национальных парка (Прибайкальский, Забайкальский и Тункинский), имеются заказники, многочисленные памятники природы и историко-
культурного наследия. Ее большая часть относится к Центральной экологической зоне Байкальской природной территории - Участку Всемирного природного наследия. Здесь запрещены экологически вредные виды хозяйственной деятельности.
В южных районах область пересекают Транссибирская железнодорожная магистраль и Московский тракт, в северных - центральный участок БАМа. Имеются ответвления автомобильных дорог в Тункинскую и Баргу-зинскую долины, а также туристские центры на юго-западном побережье Байкала. Водное сообщение по Байкалу все больше приобретает туристскую ориентацию.
Наиболее развит туризм на побережье оз. Байкал, прежде всего в Прибайкальском, Забайкальском и Тункинском национальных парках, в Байкальском заповеднике, в районе Северобайкальска. В перспективе -освоение богатых туристских ресурсов Баргузинской котловины, Горной Оки. На базе термальных и минеральных источников функционируют санатории и курорты. Большое значение придается реализации проекта создания международного трансграничного ООПТ «Байкал - Хубсугул». Ведется строительство двух особых экономических зон туристско-рекреационного типа - Ворота Байкала (Иркутская область) и Байкальская Гавань (Республика Бурятия). Большое значение придается туристскому использованию Кругобайкальской железной дороги.
К наиболее крупным населенным пунктам относятся Северо-байкальск, Баргузин, Усть-Баргузин, Байкальск, Слюдянка.
Область богата минерально-сырьевыми и лесными ресурсами, однако их освоение сопряжено с природоохранными ограничениями. Наиболее острые экологические проблемы были связаны с деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, в настоящее время закрытого.
На Байкале в ограниченных объемах ведется промышленное рыболовство; в Тункинской, Баргузинской долинах, в дельте Селенги, в Горной Оке - традиционное сельское хозяйство.
Социально-экономическое развитие, в том числе туристско-рекреационное, должно вестись с сохранением природных комплексов.
VII.3. Даурско-Забайкальская область охватывает южные районы Республики Бурятия и Забайкальского края. Она расположена в юго-восточной части Прибайкальско-Забайкальского региона и охватывает территорию Западного и Восточного Забайкалья. Большая часть области входит в состав Монголо-Забайкальской складчатой системы. Облик территории создают впадины забайкальского типа и разделяющие их хребты с преобладанием в их пределах соответственно степных и таежных ландшафтов. Западная часть области относится к буферной экологической зоне БПТ, включающей в себя водосборную площадь бассейна оз. Байкал в пределах территории Российской Федерации. Ее основная функция - обеспечение чистоты вод Байкала. Главное транспортно-экономическое значение определяют Транссибирская железнодорожная магистраль, от которой отходят ветки в Монголию и Китай, и Московский тракт с ответвлениями.
В области представлены различные металлогенические провинции и угольные бассейны, с которыми связаны многочисленные месторождения руд черных, цветных, редких и благородных металлов, топливно-энергетического и горнохимического сырья. На их базе сформировался горнопромышленный комплекс Забайкалья. Это староосвоенный район; с XVIII в. он был и остается крупнейшим источником важнейших видов минерального сырья, являясь колыбелью горнорудной промышленности страны. В нем находятся горнодобывающие и перерабатывающие, металлургические и машиностроительные предприятия. В настоящее время многие из них закрыты либо длительное время простаивают, но минерально-сырьевой потенциал территории дает основание надеяться на возрождение горнопромышленного комплекса. Это возможно на основе геолого-экономической переоценки минеральных ресурсов применительно к условиям рыночной экономики, использования новейших технологий добычи и обогащения руд и получения товарных форм металлов и машиностроительной продукции непосредственно на территории области.
Главными административно-хозяйственными центрами Даурско-Забайкальской области являются города Улан-Удэ и Чита.
Большая часть территории области - хребты, покрытые горной тайгой, что определяет охотопромысловый и лесопромышленный тип природопользования. На дне межгорных котловин, на равнинах и низкогорьях Даурии представлены степные ландшафты. Здесь развито земледелие и животноводство.
Заключение
Таким образом, в основу проведенного природно-хозяйственного районирования Сибири положен анализ территориальной организации хозяйства, которая резко меняется в связи с изменением всей системы внутренних и внешних территориально-производственных связей и отношений в стране.
В современных политических и социально-экономических условиях России совершенствование внутригосударственного управления экономикой немыслимо без районного и регионального самоуправления. Выделенные нами природно-хозяйственные территориальные единицы Сибирского региона не являются изолированными от всего народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации структурами, а представляют собой природно-обособленную, но органичную его часть, тесно связанную с другими подобными структурами обменом производимой продукции, товарно-денежными и другими экономическими, социальными и общественно-политическими отношениями. Границы единиц природно-хозяйственного районирования конституционно не закреплены, и тем не менее они сосредоточивают в себе всю статистическую информацию по имеющимся природным ресурсам, условиям и эффективности их использования, играют важнейшую роль в регулировании и координации развития производитель-
ных сил, в прогнозировании общего состояния народно-хозяйственного комплекса России.
Список литературы
1. Бакланов П. Я. Балансовые эколого-экономические модели территориально-производственных сочетаний / П. Я. Бакланов, А. А. Игнатов, Н. Г. Сте-панько // Изв. АН СССР. Сер. геогр. - 1982. - № 5. - С. 114-123.
2. Бакланов П. Я. Природно-хозяйственное районирование территории: общая концепция и исходные принципы / П. Я. Бакланов, Б. В. Поярков, В. П. Кара-кин // География и природ. ресурсы. - 1984. - № 1. - С. 7-14.
3. Клюев Н. Н. Постсоветская Россия: природно-хозяйственное районирование / Н. Н. Клюев, Л. М. Яковенко // Проблемы регион. экологии. - 2004. - № 4. -С. 3-12.
4. Лаженцев В. Н. О природно-хозяйственных районах и целях их изучения / В. Н. Лаженцев // Тр. Коми фил. АН СССР. - 1985. - № 70. - С. 21-29.
5. Невяжский И. И. Методы природно-хозяйственного районирования / И. И. Невяжский // Вестн. МГУ. Сер. 5, География. - 1980. - № 4. - С. 41-46.
6. Приваловская Г. А. Территориальная организация промышленности и природные ресурсы СССР / Г. А. Приваловская, Т. Г. Рунова. - М. : Наука, 1980. -273 с.
7. Природно-ресурсное районирование / И. Л. Савельева [и др.] // Сибирь: Проблемы комплексного развития. - СПб. : Наука, 1993. - С. 63-78. - (Современные проблемы географии).
8. Савельева И. Л. Природно-хозяйственное районирование России / И. Л. Савельева // География и природные ресурсы. - 1997. - № 4. -С. 24-38.
9. Савельева И. Л. Западная Сибирь - топливно-энергетический плацдарм России / И. Л. Савельева // Россия и ее регионы: интеграционный потенциал, риски, пути перехода к устойчивому развитию. - М. : Т-во науч. изд. КМК, 2012. -С. 363-379. - (Устойчивое развитие: проблемы и перспективы ; вып. 5).
10. Савельева И. Л. Восточная Сибирь - потенциал формирования ПТК полиресурсного природопользования / И. Л. Савельева // Россия и ее регионы: интеграционный потенциал, риски, пути перехода к устойчивому развитию - М. : Т-во научных изданий КМК, 2012. - С. 380-399. - (Устойчивое развитие: проблемы и перспективы ; вып. 5).
11. Саушкин Ю. Г. Природно-хозяйственное районирование Советского Союза / Ю. Г. Саушкин // Вестн. МГУ. Сер. 5, География. - 1980. - № 4. - С. 3-13.
Natural and economic regionalization of Siberia
A. D. Abalakov, S. B. Kuzmin, N. B. Bazarova, L. S. Novikova
Annotation. We consider scientific and methodological principles and case studies of natural and economic zoning. A map of the natural and economic zoning of Siberia is compiled with a description. The proposed zoning was carried out taking into account the natural environment and resources, socio-economic features of land use. The map is used as cartographic software for managing the sustainable regional development. Key words: natural and economic regionalization, principles of zoning unity, natural features, natural use, directions of development.
Абалаков Александр Дмитриевич доктор географических наук, профессор Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: (3952) 24-32-80 Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 ведущий научный сотрудник, тел.: (3952) 42-67-60
Кузьмин Сергей Борисович кандидат географических наук, научный сотрудник, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033 г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: (3952) 42-67-60
Базарова Наталья Борисовна инженер 1-й категории Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033 г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: (3952) 42-67-60
Новикова Любовь Степановна кандидат географических наук, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 ведущий инженер тел.: (3952) 42-67-60
Abalakov Alexander Dmitrievich Doctor of Geographical Sciences, professor
Irkutsk State University Senior 1, Karl Marx st., Irkutsk, 664033 tel.: (3952) 24-32-80 Researcher V.B. Sochava Institute of Geography
1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: (3952) 42-67-60
Kuzmin Sergey Borisovich Ph. D. in Geography Researcher V.B. Sochava Institute of Geography
1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: (3952) 42-67-60
Bazarova Natalia Borisovna engineer
V. B. Sochava Institute of Geography. 1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: (3952) 42-67-60
Novikova Lyubov Stepanovna
Ph. D. in Geography
V. B. Sochava Institute of Geography
1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033
Leading Engineer
tel.: (3952) 42-67-60