Научная статья на тему 'Этноэкологический туризм в Байкальском регионе'

Этноэкологический туризм в Байкальском регионе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
921
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / КОРЕННЫЕ ЭТНОСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ETHNO-ECOTOURISM / SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS AND TERRITORIES OF TRADITIONAL NATURE USE / INDIGENOUS ETHNIC GROUPS / NATIONAL TRADITIONS / THE BAIKAL REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна

Этноэкологический туризм рассматривается как вид рекреационной деятельности, способствующий охране и развитию традиционных систем природопользования и природных комплексов. Приведены критерии его выделения и соотношение с другими видами туризма. Выявлены особенности развития этноэкологического туризма в России и Байкальском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-ecotourism in the Baikal region

Ethno-ecotourism is considered as a form of recreational activity that promotes the protection of traditional systems of nature management and natural complexes. The criteria of its identification and its relation to other types of tourism are presented. The features of development of ethno-ecotourism in Russia and in the Baikal region are revealed.

Текст научной работы на тему «Этноэкологический туризм в Байкальском регионе»

Серия «Науки о Земле» 2011. Т. 4, № 2. С. 3-16

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 911.3:338.483

Этноэкологический туризм в Байкальском регионе

А. Д. Абалаков ([email protected]) Н. С. Панкеева ([email protected])

Аннотация. Этноэкологический туризм рассматривается как вид рекреационной деятельности, способствующий охране и развитию традиционных систем природопользования и природных комплексов. Приведены критерии его выделения и соотношение с другими видами туризма. Выявлены особенности развития этно-экологического туризма в России и Байкальском регионе.

Ключевые слова: этноэкологический туризм, особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования, коренные этносы, национальные традиции, Байкальский регион.

Введение

Этноэкологию определяют как науку, изучающую взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом [18]. Этно-экология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования; выявляет культурно обусловленные причины разрушающего природу поведения человека и возможные методы коррекции. Подобно экологическим системам, культурные системы устойчивы при максимальном разнообразии своих структурных элементов. Однако в настоящее время в условиях глобализации многообразие культур подавляется и растворяется агрессивными урбанистическими монокультурами - современной космополитичной техногенной и массовой культурой. Отсюда возникает необходимость популяризации локальных традиционных культур (в противовес урбанистической монокультуре) и комплекса их традиционных экологических знаний [18]. Одним из способов решения этой задачи является развитие этноэкологического туризма.

Этноэкологический туризм приобретает возрастающую популярность во всем мире. Это связано с тем, что все больше людей хотят познакомиться с самобытной культурой разных народов. При этом удовлетворяется стремление туриста погрузиться в среду коренного населения, соприкоснуться с местной природой и национальной культурой. Во время экскурсий посетители могут познакомиться с архитектурой, фольклором, песнями и танцами, обрядами, народными традициями, ремеслами, блюдами национальной кухни.

Этноэкологический туризм способствует сохранению и развитию традиционных культур. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что начиная с 60-70 гг. XIX в. в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада.

Таким образом, этноэкологический туризм способствует толерантному отношению между различными национальностями, помогает сохранению культурного, социального и природного разнообразия, возрождает местные сообщества и обеспечивает альтернативу экономическому спаду и депопуляции, которые грозят многим регионам [2].

Соотношение этноэкологического туризма с другими

видами туризма

Развитие экологического туризма на фоне продолжающегося роста национального самосознания народов способствовало выделению этноэко-логического туризма в самостоятельный сегмент туристского рынка. Этно-экологический туризм включает в себя две составляющие: этническую и природную, объединяет основные цели экологического и этнического туризма, познание природы, формирование экологической культуры и знакомство с историко-культурным наследием определенных этнических групп [11].

Авторство термина «экологический туризм» принадлежит мексиканскому архитектору Гектору Цебаллос-Ласкурайну, который в 1980 г. определял экотуризм как «сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите».

Международное общество экотуризма в 1992 г. дало определение экотуризму, которое в настоящее время считается классическим: «Экотуризм -это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории, это туризм, который создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению».

Ресурсами для экотуризма являются природные и культурноэтнографические особенности территории. Большинство специалистов отмечают сложность проведения границы между дикой и преобразованной человеком природой, традиционной и массовой культурой. Однако не вызывает сомнений, что традиционная культура является отражением традиционного способа ведения хозяйства, тесно связанного с окружающей природной средой и природопользованием.

Этнический туризм трактуется различными авторами по-разному. Чаще всего его рассматривают как направление культурно-познавательного туризма. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов

[9]. Иногда этнический туризм называют этнографическим. По мнению экспертов Федерального агентства по туризму, он предполагает ознакомление туриста с особенностями традиционной материальной и духовной культуры, в том числе погружение в реальную этнокультурную среду [17]. По мнению ряда исследователей, этнотуризм формируется на стыке культурно-познавательного и экологического туризма. Например, в Байкальском регионе он включает этнографический, археологический, религиозный, исторический, театральный и фольклорный туризм [16].

Обзор определений понятия «этнический туризм» приведен в работе

А. В. Бурлаковой [2]. Обобщая имеющиеся представления, автор формулирует этнический туризм как вид туризма, основной целью которого является познание бытовой культуры народа той или иной этнической общности.

С нашей точки зрения, в это определение следует включить не только культурно-бытовые, но и хозяйственные аспекты традиционного природопользования различных этнических сообществ, а также их духовный мир. Прежде всего, это касается одухотворения окружающей природной среды, почитание священных и культовых мест, придание им божественного сакрального значения.

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами [9; 17]. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянными, так и временными (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Такие туры, включающие в свои программы пребывание в этнокультурных средах, относят к собственно этнографическим турам.

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся фольклорные фестивали, народные ярмарки, этнорелигиозные праздники. Туры с такой программой относят к этноориентированным.

Следует отметить, что в рассмотренных выше определениях в понятии «этнический туризм» слабо выражена экологическая составляющая. Однако Л. Н. Гумилев - основоположник теории этногенеза, придавал большое значение в формировании этносов биосфере и ландшафту, природной среде их обитания и жизнедеятельности [4].

Веками сложившиеся устоявшиеся гармоничные взаимоотношения между традиционным обществом и природой находят свое выражение в развитии этноэкологического туризма. Он имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Имея самостоятельный классификационный статус, этноэкологический туризм тесно переплетается с другими видами туризма, с некоторыми из них он образует близкие ассоциации.

Критерием отнесения того или иного путешествия к этническому или этноэкологическому туризму является связь с окружающей природной средой. Этнический туризм трансформируется в этноэкологический, если он рассматривается в природном, средовом, аспекте.

Следует согласиться с теми исследователями, которые определяют эт-ноэкологический туризм как познавательное путешествие в места традиционного проживания определенных этнических групп со слабо измененной природной и культурной средой [11].

Исходя из сказанного нами под этноэкологическим туризмом понимается посещение мест проживания и хозяйственной деятельности различных этносов, традиционная система жизнеобеспечения которых неразрывно связана с окружающей природной средой с целью познания их материальной и духовной культуры, приобщения к природному и культурному наследию.

Следовательно, этноэкологический туризм можно рассматривать как вид рекреационной и эколого-познавательной деятельности, способствующей сохранению и воспроизводству этнокультурных традиций, традиционных систем природопользования и охраны природы как среды обитания и жизнедеятельности коренных народов.

К моделям этноэкологического туризма можно отнести: создание и развитие центров традиционных промыслов и ремесел (создание рабочих мест для местного населения, сохранение традиционной хозяйственной деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных брэндов); создание этнических стойбищ-музеев и музеев «под открытым небом» (популяризации традиционной этнической культуры); создание экодеревень (в целях сохранения и популяризации систем традиционного жизнеобеспечения, народной медицины) и др. [17].

Этноэкологический туризм в России

Россия характеризуется высокой степенью этнического разнообразия населения. На территории государства проживает около 180 народов -представителей различных культурно-языковых и этноконфессиональных сообществ. Уникальное сочетание различных этнокультурных и природных комплексов в пределах страны служит ресурсной базой для развития этноэкологического туризма. Развитие этого вида рекреации в России способствует решению целого ряда важных задач. Среди них: 1) сохранение культурного и природного наследия страны, а также рекультурация - возобновление забытых традиций; 2) активная пропаганда идей межэтнической толерантности; 3) сохранение природных комплексов как основы традиционного природопользования коренных этносов; 4) снижение деструктивного влияния урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны; 5) более эффективное продвижение на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России.

По оценкам специалистов, этноэкологический туризм вызывает интерес почти у 90 % россиян. Вместе с тем лишь незначительное количество регионов разрабатывают и осуществляют проекты по развитию этого вида рекреационной деятельности.

В зависимости от уровня развития этноориентированного туризма выделяются следующие типы российских регионов: 1) активного развития -Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Краснодарский и Ставропольские края; 2) привлекательные для развития - Хабаровский край, Республики Саха (Якутия) и Коми; 3) перспективные - Прибайкалье, Республика Алтай, республики Северного Кавказа, Камчатский край, Сахалин [17].

К наиболее известным проектам развития этноориентированного туризма в России относятся: этнографический музей-заповедник «Торум Маа» в Ханты-Мансийске; этнографический музейный комплекс им. Т. Д. Шуваева и музей-поселение в национальной деревне Корлики в районе Нижневартовска; ительменская деревня «Пимчах», эвенское стойбище «Мэнэдек», эвенский этнический центр «Дорова», корякское этническое стойбище «Кайныран» на Камчатке; архитектурно-этнографический музей «Тальцы» под Иркутском и этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ. Лучшим областным туристическим проектом 2009 г. в России была признана национальная деревня русского Севера «Пожарище» в Вологодской области. Деревню за три года посетило более 20 тыс. человек. К одному из интересных инвестиционных проектов относится этнографический комплекс «Эвенкийская деревня» в с. Первомайское Тындинского района Амурской области.

Следует отметить, что наиболее успешно этноэкологический туризм развивается в регионах, власти которых оказывают ему всестороннюю поддержку, в том числе посредством принятия ведомственных или целевых программ на региональном и муниципальном уровнях.

В целом развитию туризма в России, в том числе этноэкологического, препятствуют следующие факторы: ограниченность информационных ресурсов об объектах этнотуризма; слабо сформированный спрос на продукты этнотуризма вследствие недостаточной информированности населения; недостаточно развитая туристская инфраструктура и сервис; низкие объемы инвестирования строительства и содержания гостиниц; недостаточная реклама и продвижение региональных этнокультурных брендов; невысокая платежеспособность населения [17].

Вместе с тем развитие этноэкологического туризма будет способствовать удовлетворению этнокультурных, социально-психологических и в целом познавательных потребностей россиян; содействовать их более тесному этническому знакомству и межкультурному взаимодействию; может выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику, развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах и, далее, в масштабах страны.

Для развития этноэкологического туризма в перспективных регионах необходимо провести оценку: этнокультурного потенциала территории, отношения этноса к развитию туристской деятельности; экономических и социальных предпосылок развития туризма в регионе, отношения властных структур к туризму как отрасли экономики; уровня развития туристской инфраструктуры в регионе; наличия профессионально подготовленных туристских кадров и т. д.

Этноэкологический туризм в Байкальском регионе

Байкальский регион представляет собой единое культурногеографическое пространство. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, единство географического ландшафта, которое определяется местоположением объекта Всемирного природного наследия -

оз. Байкал. Во-вторых, это исторически сложившийся этнокультурный регион Юго-Восточной Сибири, имеющий опыт единого территориальнополитического управления. Своеобразием региона, отличающим его от других регионов Сибири, является многовековое взаимодействие этнических культур монгольского, тунгусского, тюркского, самодийского, славянского происхождения в пределах территории исторического расселения эвенков и бурят. В-третьих, это сохранение традиционных типов хозяйствования кочевников скотоводов и охотников. В-четвертых, это регион традиционного влияния мировой религии буддизма на фоне вариативного единства языческих верований [1Л; 15]. В Байкальском регионе возникло транскультурное евразийское пространство, где особенно отчетливо ощущается диалог культур Востока и Запада.

В связи с вышеперечисленным, регион обладает значительными ресурсами для развития этноэкологического туризма. К ним относятся:

1) этносы, ведущие традиционный образ жизни (буряты, эвенки, то-фалары, русское старожильческое население, представители других национальностей: татары, башкиры, украинцы, белорусы, чуваши, евреи);

2) сохранившаяся традиционная хозяйственная, бытовая и духовная культура коренных народов, соблюдение ими экологических традиций;

3) объекты историко-культурного наследия, памятники природы, священные и культовые места;

Л) обширная сеть ООПТ в регионе;

5) музеи, в том числе под открытым небом, культовые сооружения, здания и постройки, выполненные в национальном стиле;

6) природные ресурсы, живописные ландшафты как среда обитания и жизнедеятельности этносов, прежде всего биологические ресурсы, поддерживающие развитие традиционного (номадного) животноводства, кедрового и охотничьего промысла, рыболовства, сбора дикоросов;

7) благоприятная межэтническая обстановка.

Актуальность развития этноэкологического туризма обусловлена необходимостью решения проблем приспособления этнической культуры коренных народов региона к современной индустриально-урбанизированной цивилизации, рекультурации забытых ценностей. Как правило, у коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, хозяйственная деятельность высокозатратная, малопродуктивная и низкодоходная. Это обусловлено тем, что традиционное природопользование является жизнеобеспечивающим, а не товарным. В результате развития этноэкологического туризма коренные народы получат возможность пройти обучение основам организации этого вида туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять эконо-

мическую деятельность на собственных территориях традиционного проживания и природопользования. Поэтому этноэкологический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства коренных этносов Байкальского региона: бурят, эвенков, тофаларов, сойотов. Вместе с тем существует опасность разрушения и видоизменения культурного наследия народов в силу его коммерческого использования. Поэтому развитие туризма на территории проживания коренных народов должно быть не хаотичным, а планируемым и регулируемым, соответствующим принципам устойчивого развития.

Для местных этнокультурных традиций характерна экологическая направленность. Она связана с особенностями исторического развития региона, его природно-географическими условиями, этническими формами традиционного землепользования и т. д. Так, одной из высших стадий эволюционного развития экологической культуры Байкальской Сибири является система экологических традиций, сложившихся в результате синтеза тибетского буддизма с традиционными верованиями и культами, шаманскими обрядами и обычаями монголо-тюркоязычных народов Центральной Азии. Традиционные верования, идеи, ценности и установки выступали регулятором жизни скотоводов, охотников, а позднее и земледельцев, являясь важной составной частью духовной жизни бурят. В современный период развития бурятского народа можно отметить живучесть многих традиций. Традиционные верования, народное искусство, песня, танец, прикладное искусство бурятского народа во многом остаются связанными с культом природы, которая либо служит источником вдохновения, либо сама определяет элементы духовного творчества. Эти культурно-экологические традиции могут сыграть важную конструктивную роль в разработке и реализации программы устойчивого развития Байкальского региона [13].

Несмотря на наличие значительных ресурсов для развития этноэколо-гического туризма, лишь незначительная их часть вовлечена в сферу рекреации (табл.).

Таблица

Предлагаемые туры в Байкальском регионе, включающие посещение ________________объектов этноэкологического туризма____________________

Туроператор Название тура Вид тура Объекты этноэкологического туризма

Иркутская область

Байкальская виза Этнографическая экскурсия в пос. Усть-Орда Этнический Краеведческий музей в пос. Усть-Ордынский

Грин- экспресс Мне по пути с мечтою... Познавательный Архитектурно-этнографический музей народов Забайкалья, посещение деревни семейских, местный краеведческий музей в пос. Хужир

Окончание табл.

Туроператор Название тура Вид тура Объекты этноэкологического туризма

Где быль живет, и небыль... Познавательный Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», краеведческий музей пос. Усть-Ордынский

Байкальские приключения Два берега - два народа Познавательный Этнодеревня на о. Ольхон, этнографический музей народов Забайкалья, Верхнеберезовский и Иволгинский дацаны

Истлэнд Заповедный Байкал Познавательный Этнографический музей в г. Улан-Удэ, с. Тарбагатай

САН-Вояж Две религии - буддизм, шаманизм Познавательный Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Этнографический Этнический Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», этнографический музей г. Улан-Удэ

ТурСиб Славное море - Священный Байкал Познавательный Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», краеведческий музей в пос. Хужир

Республика Бурятия

Спутник Бурятия Колыбель трех культур Познавательный Этнографический музей народов Забайкалья, деревня семейских

Хатан Данги-на Юрта кочевника Этнический Этнографический музей народов Забайкалья, гостевой дом «Юрта кочевника»

В гостях у староверов Бурятии Этнический Шаманский центр «Хухэ Мунхэ Тэнгэри», гостевой дом «Юрта кочевника», с. Тарбагатай

Морин тур Баргузинская долина - древняя земля Баргуджин токум Этноэкологиче- ский Археологические и природные памятники Баргузинской долины, этнографический музей (юрта)

К таежным эвенкам Этноэкологиче- ский Эвенкийский центр в Баргузин-ском районе, археологические и природные памятники Баргузинской долины

ЖАССО ТУР Этнотур в Ацагат Этнический Этнокомплекс Ацагат

Знакомство с се-мейскими Этнический Деревни семейских

За Байкалом Перекресток культур Этнический Деревня старообрядцев, этнографический музей народов Забайкалья

Например, в Иркутской области из 55 туроператоров только 6 включают в туры объекты этноэкологического туризма. Причем набор предлагаемых объектов не отличается разнообразием. Наиболее часто в свои программы туроператоры включают посещение этнографических музеев «Тальцы» и народов Забайкалья.

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» является наиболее известным центром, предоставляющим возможность познакомиться с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья. Музей находится в 47 км от г. Иркутска на берегу Ангары. Первых посетителей он принял в 1980 г. Его фонды насчитывают 17 тыс. экспонатов, повествующих о быте, верованиях, традициях коренных народов - бурят, эвенков, тофалар, о жизни в сибирских селах ХУ11-Х1Х вв. Ежегодно музей посещают около 140 тыс. человек [1]. Особенно привлекательны для туристов праздники, традиционно проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Несколько крестьянских домов музея приспособлены под мастерские, в которых мастера делятся с туристами секретами ткачества, плетения из лозы, изготовления изделий из бересты и глины.

К числу крупнейших музеев под открытым небом в России относится этнографический музей народов Забайкалья, расположенный в пос. Верхняя Березовка в 8 км от Улан-Удэ. Музей был открыт в 1973 г. и занимает территорию 37 га. Здесь собрано более 40 архитектурных памятников бурятской, эвенкийской и старожильческой русской культуры. В музейных фондах хранится свыше 11 тыс. экспонатов.

Перспективным объектом этноэкологического туризма, который позволит разнообразить туристское предложение в Байкальском регионе, является этнографический комплекс, который создается в Баяндаевском районе Иркутской области. В честь 70-летия Баяндаевского района в середине октября 2011 г. здесь открыли бурятскую усадьбу. В ее состав входят амбар, хотон (теплая стайка для крупнорогатого скота), где планируют разводить домашний скот. Главная достопримечательность бурятской усадьбы -восьмистенная юрта, которую привезли из улуса Зун-Булук (Эхирит-Булагатский район), ей уже более ста лет. У юрты два пристроя: один служит в качестве сеней, а во втором буряты занимались изготовлением молочной водки - тарасуна. Еще одно здание в бурятской усадьбе - старинный купеческий дом, которому около 200 лет. Его привезли из улуса Зан-гут. Такие дома буряты стали строить с приходом русских переселенцев еще до революции [10].

Помимо бурятской усадьбы в комплексе планируется построить также русскую и белорусскую. Строительство белорусской усадьбы уже началось. За ее создание отвечают жители деревни Тургеневка, где живут потомки белорусских переселенцев.

Открытие комплекса планируется в 2013 г. На строительство этнической деревни из бюджета Баяндаевского района выделен один миллион рублей. В целом на реализацию проекта потребуется 7,5 млн руб. Предполагается, что комплекс станет популярным местом для российских и ино-

странных туристов, которые следуют на Байкал по трассе, проходящей рядом с комплексом [10].

Туроператоры Республики Бурятия предлагают программы этноэко-логической направленности, включающие более разнообразные ресурсы этноэкологического туризма, по сравнению с Иркутской областью. Наиболее популярными объектами посещения являются - деревни семейских Тарбагатай, Десятниково, Большой Куналей и этнографический музей народов Забайкалья (см. табл.). Более того, туроператоры этого региона разрабатывают этноэкологические туры, позволяющие «погрузиться» не только в бурятскую, но и эвенкийскую культуру.

Среди предложений туроператоров Республики Бурятия выделяется турпродукт турфирмы «Морин тур», предлагающей посещение более отдаленной и экзотичной Баргузинской долины.

Она является перспективным районом для развития этноэкологиче-ского туризма. К ресурсам этого вида туризма Баргузинской долины в Бар-гузинском и Курумканском районах относятся памятники природы и культуры, шаманские захоронения, кузницы, ритуальные коновязи, буддийские дацаны и ступы, молитвенный кочевой храм буддистов сумэ, места для почитания и строения для хранения изображений и статуэток буддийских божеств, православные церкви и часовни, иудаистские кладбища (могилы сородичей) [13].

До заселения Баргузинской долины бурятами и русскими, коренным населением были эвенки. В настоящее время их численность резко сократилась. Вместе с тем традиционная культура эвенков представляет интерес для туристов. В июле 1999 г. Постановлением сессии Курумканского районного совета был создан школьный этноэкологический природный парк «Юктэ» площадью более 150 км2 с режимом традиционного природного парка местного значения. Основными задачами парка являются: создание в районе Аллинских источников этнографического уголка-музея под открытым небом под названием "Материальная и духовная культура эвенков" [6].

Крупным событием, привлекающим большое количество туристов в Байкальский регион и популярным среди местных жителей, является межрегиональный этнокультурный фестиваль «Ердынские игры». Свое название игры получили от имени сопки Ехэ Ердо в долине р. Анги. У ее подножия ежегодно, вплоть до ХУП-ХУШ вв., проводился крупный межродовой бурятский праздник. Впервые после долгого перерыва возрожденные Ердынские игры состоялись в июле 2000 г.; и тогда же было принято положение, согласно которому этот национальный праздник должен проводиться один раз в четыре года. С 14 по 16 июня 2011 г. состоялся III Международный фестиваль «Ердынские игры - 2011». В нем приняли участие около трех тысяч человек, включая гостей из разных стран мира: Чили, Мексики, Великобритании, Чехии, Австрии, Монголии и др. В рамках фестиваля прошли многочисленные мероприятия: многоборье «Игры Бааторов (богатырей) Срединного мира» по трем видам программы (забег вокруг горы Ёрд, стрельба из лука, метание камня); конкурс «Красавица Ердын-

ских игр». Кульминацией праздника стал традиционный круговой танец Ёхор (хоровод вокруг горы Ехэ Ер до).

Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана» также способствует развитию культурных связей и экономического сотрудничества между странами и регионами. Он является показателем развития бурятской культуры, знакомит с историей бурятского народа. Фестиваль «Алтаргана» зародился в Монголии в начале 90-х гг. прошлого века как песенный праздник. Алтаргана проводится один раз в два года. Четыре раза фестиваль проходил в Монголии, а в 2002 г. впервые прошел на российской территории, в Агинском Бурятском автономном округе. В 2004 г. фестиваль вновь прошел в Монголии, в г. Чойбалсан. А в 2006 г. фестиваль Алтаргана вернулся на российскую землю - в г. Улан-Удэ, куда съехалось около 2500 участников фестиваля и более 6000 гостей. В Улан-Удэ эстафета праздника была передана Прибайкалью. По распоряжению губернатора Иркутской области в 2008 г. фестиваль состоялся в г. Иркутске, а также в Иркутском и Ольхонском районах, в г. Ангарске, Шелехове и в пос. Усть-Ордынском. Девятый Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана-2010» принял монгольский Улан-Батор. В 2012 г. планируется его проведение в Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края.

Отдельные примеры развития этноэкологического туризма представлены в национальных парках Байкальского региона: Тункинском и Прибайкальском. Это обусловлено тем, что здесь имеются значительные ресурсы для развития этноэкологического туризма. Администрациями парков предпринимаются усилия по вовлечению этих ресурсов в сферу туризма. Так, к задачам деятельности Тункинского парка относятся: создание благоприятных условий для традиционного природопользования населения Тункинской долины; восстановление утраченных обрядов, ритуалов, обычаев, традиций аборигенов Тункинской долины - бурят и казаков; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов [12]. Для их решения разрабатываются и проводятся маршруты, включающие в качестве объектов показа элементы традиционной культуры коренных жителей долины. Например, при посещении культовых мест -Бурхан-Баабай, Буха-Нойон туристы знакомятся с местными обычаями и обрядами очищения, сакральными местами почитаемых бурятскими племенами божеств. В районе с. Далахай на культовом месте Буха-Найон приносится жертвоприношение барана, сопровождаемое обрядами шамана.

Интерес также вызывает экскурсия в этнографический музей-юрту бурятского улуса Хойтогол, где для туристов исполняются национальные песни и танец «Ёхор».

В Прибайкальском национальном парке наиболее значительными ресурсами этноэкологического туризма обладает о. Ольхон и Приольхонье. Они наиболее популярны у туристов, посещающих национальный парк. Для бурятского народа о. Ольхон - это географический центр их этнической территории. Он изобилует сакральными объектами, поэтому совре-

менные шаманы из Улан-Удэ в 90-е гг. ХХ в. официально признали остров культовым центром общебурятского значения. На острове, считавшемся сакральным местом северного шаманского мира, находили прибежище монгольские шаманы во время их преследования ламами в эпоху Чингисхана. На острове воздвигнута Буддийская ступа, строительство которой осуществлялось с участием тибетских лам в соответствие со всеми буддийскими канонами. Некоторые специалисты, считают, что остров следует объявить ландшафтно-этнографическим комплексом национального значения, превратив со временем Ольхон в заповедник бурятской и русской сибирской культуры [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализации в полной мере ресурсного потенциала этноэкологического туризма в Байкальском регионе препятствует слабо развитая туристская инфраструктура. Большая часть перспективных центров этноэкологическо-го туризма, таких как места проживания и традиционной деятельности коренных народов (тофаларов, сойотов, эвенков) расположены в труднодоступных, удаленных районах с суровыми природно-климатическими условиями. К ним относятся Катангский, Нижнеудинский районы Иркутской области, Баргузинский, Курумканский, Окинский и Баунтовский районы Республики Бурятия, Тунгиро-Олекминский и Каларский районы Забайкальского края. Вместе с тем именно в этих узких экологических нишах -рефугиумах сохранились очаги самобытной культуры.

Таким образом, в Байкальском регионе наиболее активно в сферу рекреационного использования вовлечена культура бурятского народа. Вместе с тем культура малочисленных народов региона - эвенков, тофаларов, сойотов практически не включена в сферу туризма. Своеобразием жизни этих и других малочисленных народов отличается территория так называемого Саянского перекрестка. Для сохранения культуры этих народов, их языка и традиционного природопользования, среды обитания предлагается создание трансграничной охраняемой этноприродной территории - объекта Всемирного природно-культурного наследия ЮНЕСКО «Саянский перекресток» [5].

Выводы

Малочисленные народы относятся к наименее социально, экономически и политически защищенным и вместе с тем наиболее нуждающимся группам населения современного российского общества. Для повышения качества и уровня их жизни необходима разработка инновационных проектов. Их целью является стимулирование экономического развития общин коренного населения. К одному из способов стимулирования относится этноэкологический туризм как вид экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой на территориях их традиционного природопользования.

Байкальский регион является перспективным центром развития этно-экологического туризма в России. Этот вид туризма может служить инструментом сохранения самобытной культуры и устойчивого развития тра-

диционного хозяйства коренных этносов Байкальской Сибири: бурят, эвенков, тофаларов, сойотов, старожильческого русского населения. Однако развитию этноэкологического туризма в регионе препятствуют: недостаточно развитая туристская инфраструктура, слабая разработанность тур-продуктов, высокая стоимость туров, неподготовленность коренного населения к участию в проектах по развитию туризма, недостаток профессиональных туристских кадров и т. д.

Для решения этих проблем необходима разработка комплекса мер по развитию этноэкологического туризма, принятие соответствующей региональной целевой программы.

Список литературы

1. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - иЯЬ: http://www.talci.ru.

2. Барлукова А. В. Классификационный статус этнического туризма /

A. В. Барлукова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Социальные и экономические аспекты бизнеса». - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. - С. 33-36.

3. Бережных В. Остров Ольхон, Большое Голоустное [Электронный ресурс] /

B. Бережных. - иКЬ: http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/2446.html.

4. Гумилев Л. Н. Этносы в ландшафтах / Л. Н. Гумилев // Человек и природа. М. : Знание, 1988. - 212 с.

5. Иванов А. А. Б. Э. Петри в истории Саянского перекрестка / А. А. Иванов, А. Д. Калихман, Т. П. Калихман. - Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2008. - 260 с.

6. Иметхенов А. Б. Школьный этноэкологический природный парк - модельная территория этнического природопользования. [Электронный ресурс] / А. Б. Иметхенов. - иКЬ: http://gatchina3000.ru/literatura/_other/baikal/5_08.htm.

7. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии / В. И. Козлов // Советская этнография. - 1983. - № 1. - С. 3-16.

8. Козлов В. И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем / В. И. Козлов. - М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994. - 87 с.

9. Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма. [Электронный ресурс] / В. Курина. - иКЬ: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm.

10. Липина Е. Этнографический туризм [Электронный ресурс] / Е. Липина. -иЯЬ: http://kommersant-irk.ru/2011/10/26/etnograficheskij-turizm.

11. Митько М. А. Формы этно-экологического туризма в Республике Алтай / М. А. Митько, А. Н. Дунец // Ползуновский альманах. - 2009. - Т. 2. - С. 247-248.

12. Национальный парк «Тункинский» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. -иЯЬ: http://tunkapark.ru.

13. Особенности этноэкологических традиций народов Бурятии // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / под ред. Потапова Л. В., Шагжиева К. Ш., Варламова А. А. - М., 2000. - С. 441-488.

14. Сыртыпова С. Д. Административное управление Байкальского региона: перекресток традиций [Электронный ресурс] / С. Д. Сыртыпова. - иЯЬ: http://www.rb03.ru/articles/index.php?ELEMENT_ID=1297.

15. Сыртыпова С. Д. Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры Трансбайкалья / С. Д. Сыртыпова, Н. А. Петунова - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2005. - 41 с.

16. Хышектуева Л. В. О значении этнотуризма как фактора сохранения и развития традиционного аграрного природопользования в Бурятии / Л. В. Хышектуева, Ч. Б. Сундуев // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием «Современные проблемы этноэкологии и традиционного природопользования». - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - С. 85-89.

17. Этнокультурное наследие России как ресурс развития ее внутреннего туризма [Электронный ресурс] - и^: www.russiatourism.ru.

18. Этноэкология [Электронный ресурс] - ИRL:http://etno.environment.ru.

19. Ямсков А. Н. Культура и культурная адаптация в этноэкологических исследованиях: к вопросу о содержании некоторых понятий и терминов [Электронный ресурс] / А. Н. Ямсков. - ИRL: http://evomag.narod.ru/Articles/ 04_А_^ Yamskov.htm.

Ethno-ecotourism in the Baikal region

A. D. Abalakov, N. S. Pankeeva

Annotation. Ethno-ecotourism is considered as a form of recreational activity that promotes the protection of traditional systems of nature management and natural complexes. The criteria of its identification and its relation to other types of tourism are presented. The features of development of ethno-ecotourism in Russia and in the Baikal region are revealed.

Key words: ethno-ecotourism, specially protected natural areas and territories of traditional nature use, indigenous ethnic groups, national traditions, the Baikal region.

Абалаков Александр Дмитриевич Панкеева Наталья Сергеевна,

доктор географических наук, профессор кандидат географических наук

Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

профессор доцент

тел.: (3952) 24-32-80 тел.: (3952) 52-10-43

ведущий научный сотрудник ведущий инженер

Институт географии им. В. Б. Сочавы СО Институт географии им. В. Б. Сочавы СО

РАН РАН

664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: (3952) 42-67-60 тел.: (3952) 42-67-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.