Научная статья на тему 'Оценка реализации стратегии социальноэкономического развития региона'

Оценка реализации стратегии социальноэкономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MEDIUM-TERM PROGRAMS OF DEVELOPMENT / IMPLEMENTATION PHASES OF STRATEGIES / VERSION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халтаева Светлана Романовна, Ванникова Елена Николаевна

Рассматриваются этапы реализации стратегии социально-экономического развития региона на примере Республики Бурятия. Анализируется и дается оценка выполнению среднесрочной программы развития региона. Приводится прогноз и сравнение сценарных вариантов развития региона до 2017 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STRATEGY REALIZATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The implementation phases of socio-economic development of a region by the example of the Buryat Republic are considered in the article. The authors analyze and evaluate to fulfillment of medium-term program of the region development as well as give forecast and comparison of version of the region development until 2017.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации стратегии социальноэкономического развития региона»

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 338.268

Светлана Романовна Халтаева,

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Эл. почта: fregat102@mail.ru

Елена Николаевна Ванникова,

д.э.н. профессор кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Эл. почта: evanch@mail.ru

Рассматриваются этапы реализации стратегии социально-экономического развития региона на примере Республики Бурятия. Анализируется и дается оценка выполнению среднесрочной программы развития региона. Приводится прогноз и сравнение сценарных вариантов развития региона до 2017 г.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, среднесрочные программы развития, этапы реализации стратегии, сценарные варианты социально-экономического развития.

Svetlana R. Khaltaeva,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Management, Marketing and Commerce,

East Siberia State University of Technology and Management, E-mail: fregat102@mail.ru

Elena N. Vanchikova,

Doctorate of Economics, Professor, the Department of Management, Marketing and Commerce,

East Siberia State University of Technology and Management, E-mail: evanch@mail.ru

ASSESSMENT OF STRATEGY REALIZATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The implementation phases of socio-economic development of a region by the example of the Buryat Republic are considered in the article. The authors analyze and evaluate to fulfillment of medium-term program of the region development as well as give forecast and comparison of version of the region development until 2017.

Keywords: strategy of socio-economic development, medium-term programs of development, implementation phases of strategies, version of socio-economic development.

1. Введение

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона можно достичь только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности экономики, оптимальному использованию ресурсного потенциала, конкурентных преимуществ и учета особенностей развития региона в сочетании с государственной политикой и влиянием внешнеэкономических факторов. Речь идет о стратегии социально-экономического развития региона, которая рассматривается как система планируемых мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных региональных целей с учетом тесной увязки их с задачами развития государства и рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели. Созданная при участии всех стратегических сил, представляющих различные партии, объединения и бизнес-группы, стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления преобразования региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития.

При этом, несмотря на то, что различным аспектам проблемы формирования и реализации стратегии регионального развития посвящены исследования многих ученых и существует большое количество научных трудов, эта проблема требует дополнительного изучения и нового научного осмысления в связи с происходящими в экономике изменениями, принципиально новыми задачами, стоящими перед органами управления современной России. Стремительно набирают ускорение глобальные процессы, связанные, прежде всего с ростом информационной динамики, формированием постиндустриального общества, увеличением интеллектуальной составляющей в результатах производства, опережающим развитием сферы услуг, исчерпанием традиционных источников социально-экономического роста. Наиболее стабильным состоянием сегодня становится перманентная нестабильность. То, что вчера казалось неизменным и бесспорным, сегодня таковым уже не является. Ориентиры, избранные позавчера, рассчитанные на длительное пользование, претерпевают изменения, требуют корректировки, а иногда и замены.

2. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития регионов

Поиск стратегических ориентиров, разработка долгосрочных целей и задач в рамках стратегического планирования становится задачей не просто важной, а приоритетной. Регионы вынуждены разрабатывать собственные стратегии как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако, обычно, план стратегического развития превращается в декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсного потенциала региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие стратегические планы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге, нереализованными. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития регионов заключаются:

- в недостаточном качестве разработанных документов, отсутствии реального содержания, которые приравнивают стратегию к декларативному документу;

- в невысоком уровне информированности широкой общественности и бизнес-сообщества, что ограничивает их участие в стратегическом планировании и негативно сказывается на успешной реализации стратегии;

- в отсутствии применения более совершенных методов анализа, оценки стратегического состояния региона, внешней и внутренней среды, бизнес-климата и

грамотной разработки альтернативных вариантов стратегического развития;

- в недостаточно активной обратной связи о ходе реализации стратегии, выполнении плановых показателей и индикаторов социально-экономического развития региона, несвоевременности корректировочных действий по исправлению отклонений в процессе реализации стратегии;

- в отсутствии учета инновационной составляющей как ключевого фактора устойчивого развития социально-экономической системы региона.

3. Оценка реализации стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на первом этапе

Устойчивое развитие региона оценивается, прежде всего, выполнением плановых показателей, характеризующих соответствующие этапы реализации стратегии социально-экономического развития (СЭР).

Для Республики Бурятия реализация стратегии СЭР включает три этапа на основе трех среднесрочных программ [1, с.30-31]:

Первый этап " 2008 " 2010 годы. Реализация мер по выводу Республики Бурятия на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста с соблюдением экологических ограничений на Байкальской природной территории. Укрепление финансового состояния Республики Бурятия и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия. Период модернизации производственной и социальной инфраструктуры, проведения активной политики привлечения инвестиций, реализации мероприятий по дальнейшей стабилизации положения в реальном секторе экономики Республики Бурятия.

Второй этап - 2011 " 2013 годы. Период формирования крупных производственно-инфраструктурных и транс-портно-логистического комплексов, туристско-рекреационной особой экономической зоны. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления последующих рыночных преобразований в экономике.

Третий этап - 2014 " 2016 годы. Период формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведения последовательной реструктуризации и модернизации, как отдельных хозяйствующих субъектов,

так и ведущих отраслей экономики.

На каждом этапе в основе реализации приоритетных направлений предполагается использовать параметры базового сценария социально-экономического развития Республики Бурятия. Кроме базового сценария рассматривались также инерционный и оптимистичный сценарии. По каждому сценарию были рассчитаны макроэкономические параметры, которые являются основой для определения пороговых значений индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия до 2017 года и постановке задач по их достижению (табл.1).

Все рассмотренные сценарные варианты социально-экономического развития Республики Бурятия предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В тоже время в рамках второго и особенно третьего сценария предполагается проведение активной структурной политики или политики повышения конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта. Другими словами, во втором и, особенно, третьем сценариях предполагается более высокое качество и эффективность экономических и социальных институтов [1, с.32].

Реализация поставленных стратегических задач должна учитывать постоянные изменения внешних факторов, их сложность и взаимодействие. Необходимо проводить мониторинг изменений, осуществлять оценку выполнения программных целей, выяснять причи-

ны невыполнения и проводить мероприятия по устранению этих причин. Поэтому цели и действия по осуществлению стратегических задач в ходе реализации стратегии развития должны корректироваться.

Так, анализ и оценка современного социально-экономического развития многих стран определил замедление роста их развития, что во многом обусловлено выходом из финансово-экономического кризиса. Речь идет о- кризисе, произошедшем в США в 2007 г. и принявшем мировой размах, который, пройдя нижнюю точку в середине 2009 г., завершился в 2010 г. Последствия этого кризиса, возможно, перешли и на 2011 г., т. к. вызвали у некоторых стран депрессию или фазу стагнации в социально-экономическом развитии.

Многие аналитики согласны во мнении, что инерционное развитие, вызванное выходом из кризиса, постигло и Россию, что не могло затронуть и экономику Бурятии. Именно по инерционному сценарию, а не по базовому шло социально-экономическое развитие республики на первом этапе реализации стратегии, в период 2008 по 2010 гг. Рассмотрим, насколько верно наше предположение, для этого используем метод экстраполяции. Построим тренд по основным показателям СЭР, начиная с предкризисного 2006 г., и сравним его с предлагаемыми сценариями социально-экономического развития РБ.

В методическом плане популярным и доступным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Для рассмотрения

Таблица 1. Макроэкономические параметры сценарных вариантов социально-экономического развития Республики Бурятия (%%)

2008 -2010 годы 2011 -2013 годы 2014 -2017 годы

Показатель 1 2 3 1 2 3 1 2 3

ВРП 117,8 126 131,9 116,8 135,1 139,2 126,5 151,3 157,4

Промышленное производство 121,4 137,3 144,2 126 160,1 175,5 141,2 187,4 193,5

Реальные

располагаемые денежные доходы 126 135,5 141,7 121,4 127,1 138 129,9 137,3 151,8

Розничный

товарооборот 129,5 134,9 141,7 123,1 127,1 136,8 133,5 138,6 151,8

Платные услуги

населению 128,3 135,5 143 120,2 127,1 136,8 122,7 132,3 147,7

Инвестиции 130,9 141,1 150,8 124,2 145,5 154,7 133,5 164,5 176,4

Экспорт 106 Л 110,9 114,1 119,1 126 133,1 136 157,4 168,9

Примечание: 1 - инерционный сценарий; 2 - базовый сценарий; 3 - оптимистичный сценарий.

№4, 2012

100

тенденции развития социально-экономических показателей Республики Бурятия метод экстраполяции, как это наиболее проработанный и самый распространенный метод прогнозирования.

Сравним наши прогнозные показатели ВРП с показателями базового, инерционного и оптимистического сценариев (рис.1).

Аналогичным образом мы построили графики сравнения для других показателей социально-экономического развития: промышленное производство, реальный располагаемый доход, розничный товарооборот, платные услуги населению, инвестиции, экспорт. Из прогноза на основе построения трендов и сравнении их с плановыми программными показателями и показателями трех сценариев можно сделать выводы:

- развитие экономики Бурятии в 2008-2010 гг. проходило не по базовому сценарию, а по инерционному, что говорит о неиспользовании механизмов интенсивного развития: инвестиционного, инновационного и др.;

- изменение ситуации в развитии

произошло в 2010 г., когда по большинству показателей наметился рост, что свидетельствует о переходе к базовому сценарию;

- при сохранении тенденций и действия прошлых факторов по показателю производства сельскохозяйственной продукции ожидается спад с 2011 года;

- при сохранении тенденций прошлого периода с учетом действия благоприятных факторов, вызвавших скачкообразный рост, ожидается увеличение инвестиций в основной капитал;

- при сохранении действия в 20112012 гг. благоприятных факторов ожидается рост промышленного производства;

- при сохранении прошлых тенденций ожидается плавный спад объемов розничной торговли и платных услуг.

4. Заключение

Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития региона требует постоянной и кропотливой работы, связанной с мониторингом изменений в международном окружении, государственной региональной политике, межрегиональных отно-

Рис. 1. Показатели валового регионального продукта в сравнении с инерционным, базовым, оптимистическим сценариями

шениях и связях, внутренней среде региона и его конкурентоспособности. В этой связи все более актуальным становится совершенствование механизма формирования и реализации региональной стратегии, учитывающего в комплексе, как особенности развития региона, так и влияние внешнего окружения: межрегиональных процессов и связей, государственной политики, внешнеэкономической ситуации. Грамотно построенная стратегия должна быть основана не на совокупности прогнозов развития ресурсов региона и простом переносе прошлых тенденций развития с фиктивным выбором стратегии из стандартных альтернативных вариантов, а на реальных бизнес-проектах и современных методах стратегического планирования. В ходе реализации стратегии необходимо постоянно отслеживать и активизировать обратную связь, проводить учетные, контрольные мероприятия, отрабатывать соответствующие корректирующие действия в системе стратегических целей, механизме реализации стратегии. Только такой подход даст возможность разработать и реализовать стратегию социально-экономического развития, позволяющую сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях, сбалансировать и определить «точки роста», развитие которых принесёт наибольший эффект и обеспечит усиление конкурентных преимуществ региона.

Литература

1. Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года», 328 с.

References

1. A Law of the Republic of Buryatia on 09.11.2007, № 2595-Ш «On the program of socio-economic development of the Buryat Republic in 2008-2010 and until 2017," 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.