УДК 338.984
© В. С. Мхитарян, Е. Н. Ванникова
ПРОГНОЗЫ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
При нынешнем состоянии мировой экономики существует большая неопределенность и значительный уровень экономического риска. Социально-экономическое прогнозирование заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз. В статье описана система прогнозирования социально-экономического развития региона, определены цели, задачи, этапы разработки прогнозов, раскрыт принцип системного подхода при прогнозировании развития региона.
Ключевые слова: Прогнозирование, социально-экономическое прогнозирование, регион, системный подход.
V. S. Mkhitaryan, E. N. Vanchikova
FORECASTS IN THE REGIONAL MANAGEMENT: GOALS AND OBJECTIVES
With the current state of the global economy, there is great uncertainty and a significant level of economic risk. Socio-economic forecasting is to, on the one hand, to find out the prospects for the nearest or the more distant future, on the other hand, help to optimize current and future planning and regulation of the economy, based on projections. The article describes a system of forecasting of socio-economic development of the region in modern conditions, defined goals, objectives, stages of development forecasts. Discloses the principle of a systematic approach in forecasting the socio-economic development of the region.
Keywords: Forecasting, socio- economic forecasting, a region, a systematic approach.
Современный территориальный менеджмент уделяет особое место прогнозированию, как одной из гарантий успешного развития экономики. Разработка прогноза социально-экономического развития преследует две основные цели:
• определение возможных состояний экономики региона в будущем и альтернативных путей ее развития;
• корректировка плановых показателей социально-экономического развития, если их прогнозная оценка не дает ожидаемого результата.
Прогноз социально-экономических показателей развития региона, характеризующих такие основные направления его жизнедеятельности, как демографическая ситуация, валовой региональный продукт, промышленное производство, агропромышленный комплекс, транспорт и связь, строительство, рынок товаров и услуг, внешнеэкономическая деятельность, малое и среднее предпринимательство, инвестиции, финансы, уровень жизни населения, труд и занятость, развитие социальной сферы, охрана окружающей среды и туризм. Перечень показателей, предназначенных для прогнозирования соци-
ально-экономического развития субъектов Российской Федерации, соответствует примерной структуре аналитического доклада о прогнозе социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представляемого по окончании каждого планового периода в Минэкономразвития РФ. Структура же доклада регламентирована «Методическими рекомендациями к разработке показателей прогноза социально-экономического развития субъектов РФ» 2009 года.
В связи с неоднородностью объектов регионального социально-экономического прогнозирования их полную и однозначную классификацию осуществить довольно затруднительно. В нашем случае классификация призвана служить лишь ориентиром в процедуре выбора методов анализа и прогнозирования. В качестве классификационных признаков обычно используются: природа, масштабность, сложность объекта прогнозирования, степень его детерминированности, характер его развития во времени, степень информационной обеспеченности. При этом прогнозирование рассматривается как основа стратегического планирования регионального развития, поэтому цели прогнозирования формулируются исходя из целей стратегического планирования:
• четкая ориентация на определенный интервал времени;
• конкретность и измеримость;
• непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
• адресность и контролируемость.
Наиболее важными целями, которые обеспечивают долгосрочные конкурентные преимущества региону, являются:
• достижение внутренней гибкости и устойчивости в условиях нестабильности экономики;
• создание и развитие инновационного потенциала;
• повышение эффективности использования ресурсов региона и его производственных возможностей;
• формирование эффективных мотивационных механизмов, интегрирующих интересы государственных и муниципальных служащих, а также, менеджмента в направлении реализации как текущих, так и долгосрочных интересов региональной экономики.
Построение моделей основано на анализе закономерностей развития изучаемых экономических явлений на ретроспективном участке. После построения и оценки адекватности модели её используют для экстраполяции явления на прогнозируемый период. Разработке прогноза всегда предшествует анализ социально-экономического развития региона за предшествующий планированию период, по результатам которого строят эконометрические модели, количественно характеризующие взаимосвязи и закономерности развития. Результаты статистического моделирования и прогнозирования призваны служить основой для составления сценарных вариантов развития региона.
Последовательность основных операций разработки прогноза включает следующие основные этапы:
I этап: Разработка программы исследования.
На данном этапе желательно составить примерный регламент типовых процедур организации исследования. Должно быть осуществлено уточнение задания на прогноз: объект, характер, масштабы, периоды основания и упреждения прогноза и т. д., формулируются цели и задачи, проблема и рабочие гипотезы, методы и структура исследования.
II этап: Построение прогнозных моделей экономических явлений.
Данный этап является самым ресурсоемким в отношении трудовых и временных ресурсов, т.к. требует оценки внешней среды и уточнения задания на прогноз, решения таких задач как:
• построение базовой модели прогнозируемого явления методами системного анализа;
• построение динамических рядов показателей, как основы будущих прогнозных моделей;
• формулировка и анализ гипотез, построение гипотетических моделей прогнозируемых явлений методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с определением оптимистичных, пессимистичных и реалистичных значений показателей;
• определение оптимального состояния экономического процесса (явления) по заранее определенным критериям и заданным нормам, целям и ограничениям, построение моделей с уточнением нормативных ограничений прогнозного фона.
III этап: Оценка точности и достоверности прогноза, верификация прогноза. Главная задача, решаемая на этом этапе — уточнение гипотетических ограничений моделей. При реализации этого этапа среди множества методов предпочтение чаще отдается экспертным оценкам.
IV этап: Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. Данный этап — результат сопоставления моделей, разработанных на предыдущих этапах. Если есть необходимость, также строятся различные модели-сценарии с учетом возможных последствий реализации выработанных рекомендаций для их дальнейшего уточнения.
V этап: Экспертное обсуждение прогноза и рекомендаций, их доработка по результатам обсуждения.
Таким образом, разработка прогноза — это не только анализ показателей развития экономических явлений и составление возможных сценариев их развития, но и целый комплекс задач по выявлению рисков, угроз из внешней среды, перспективная оценка развития. Безусловно, необходимо обеспечить процессный подход, когда все отдельные процессы разработки прогноза идентифицированы, имеют конечного пользователя, и конкретного исполнителя, взаимоувязаны и работают на достижение одной большой цели — обеспечение устойчивого развития региона.
Прогнозирование, как и каждый процесс, имеет свои аналитические предпосылки, поэтому ключевым этапом разработки прогнозов является сценарное моделирование развития экономических систем. Сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития респуб-
лики Бурятия на период до 2020 года разработаны на вариативной основе. В зависимости от различных факторов варианты развития отличаются интенсивностью реализации мер, принимаемых органами власти по ускорению экономического роста, усилению инновационного характера экономики и ее диверсификации, повышению конкурентоспособности экономики республики.
Конечным результатом анализа факторов, определяющих развитие экономики Бурятии, стали три качественных сценария развития на период до 2020 года, которые получили свои названия в соответствии с критериями реализации: инерционный, базовый и оптимистичный.
В соответствии с инерционным вариантом, положительные изменения в социально-экономическом развитии республики незначительны, экономика будет развиваться по ранее сложившимся трендам, с учетом негативных тенденций, прогнозируемых по данному варианту в экономике РФ. Экономическая политика нацелена преимущественно на экстенсивное развитие, ориентацию на стихийно складывающиеся закономерности в экономике страны и самой республики.
Базовый сценарий развития обозначен приоритетной задачей — создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития. Приоритеты национальной политики, направленные на инновации в бизнесе, производстве, научно-технический прогресс также находят отражение в системе управления республикой. Более благоприятные экономические условия, заложенные в этом варианте прогноза, позволят республике обеспечить своевременную и полномасштабную реализацию проектов, которые предусмотрены Программой СЭР в производственном секторе и в бюджетной сфере.
Направления и задачи экономической политики Бурятии согласно этому сценарию представлены на рисунке 1 в виде структурной схемы.
Описанные в программе СЭР виды сценариев по вариантам реализации, задачам и ожидаемым результатам соответствуют этим сценариям. В анализе прогнозного состояния экономики в качестве сравнительных характеристик этих сценариев развития выступают ежегодный рост ВРП, рыночное позиционирование, благоприятные возможности и угрозы:
Регион, представляющий собой сложную систему взаимосвязей составных элементов, предполагает использование подходов, наиболее полно описывающих каждую из подсистем. Данному требованию отвечает системный подход к управлению, который исходит из взаимосвязанности рассматриваемых социально-экономических процессов, что улучшает результативность и эффективность территориального управления. Прогнозирование в системе управления экономическим развитием территории должно рассматриваться в комплексе со всеми субъектами рыночных отношений, которые с ней взаимодействуют. Цель такого подхода заключается в повышении объективности оценки перспектив развития территории, в выявлении возможных отклонений и путей повышения эффективности хозяйствования. Всесторонний ана-
лиз ретроспективы и возможных путей дальнейшего развития территории достигается путем использования различных источников информации и систем показателей, совокупности методов и приемов экономического прогнозирования.
Рис. 1. Направления и задачи экономической политики Бурятии согласно базовому сценарию развития экономики
В процессе экономического прогнозирования системность позволяет объединить отдельные направления исследования в целостную систему администрации территориального управления, направленного:
• на структурирование системы путем разработки процессов, обеспечивающих достижение заданных целей развития территории;
• создание системы, при которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем;
• понимание взаимозависимости процессов, протекающих в регионе;
• установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе для достижения поставленных целей;
• определение возможностей и ресурсов, их мониторинг.
Методология системных исследований требует для своей реализации разработки единой концептуальной модели объекта прогнозирования и управления. Другими словами, должен быть построен абстрактный образ управляемой территории, данный в терминах и понятиях теории систем. Концептуальная модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности. Системный подход к составлению и выполнению прогностического исследования, основанный на упрощенной модели, представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Системный подход к составлению и выполнению прогностического исследования
Иными словами, какое бы явление ни рассматривалось в рамках прогнозного исследования, оно должно быть представлено как система. Вместе с тем системный подход, реально существующий и развивающийся в прогнозировании и проектировании, уже не может основываться на традиционном по-
нятии системы. Современный системный подход предполагает процедурную базу, которая может быть выражена:
• в целостности, определяемой интегральностью системы, индивидуальностью, внутренним единством окружающей среды;
• иерархичности, дискретности и непрерывности элементов, многоком-понентности, многослойности и сложности;
• динамичности, организованности и изменчивости во времени, не стационарности, наличии начала и конца жизненного цикла, изменчивости;
• взаимозависимости системы и среды: система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом воздействия;
• специфичности или зависимости каждого элемента от его места и функции внутри целого;
• устойчивости, т. е. равновесности, гибкости, синергетичности, корпоративности и гармоничности.
Для такого объекта как регион характерно не только наличие связей между составляющими его подсистемами и элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой она проявляет свою целостность. Для всех динамических систем управления характерна реализация в них функций обработки, передачи, хранения и управления информационными, энергетическими, материальными и технологическими процессами.
Литература
1. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года (Закон от 14.03.11. № 1903-IV «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года» принят Народным Хуралом Республики Бурятия 28.02.11.);
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410);
3. Стегний В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб.пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008.219 с.
4. Шепитько Г. Е. Социально-экономическое прогнозирование и моделирование / Академия экономической безопасности МВД России, 2007.
5. Прогнозирование социально-экономических процессов / Цыгичко В.Н. М.: Книжный дом «Либроком», 2009;
6. Социальное прогнозирование и проектирование / Леньков Р.В. М.: ФОРУМ, 2012;
7. Минько Э. В., Минько А. Э. Методы прогнозирования и исследования операций: учебник для студентов вузов и аспирантов. М.: Финансы и статистика, 2010.
8. Широв А. А., Гусев М. С. Разработка сценарных условий как ключевой этап подготовки экономического прогноза (статья, интернет-ресурс, www.ecfor.ru), 2011.
9. Дуброва Т. А. Статистические методы прогнозирования: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 206 с
10. Bakumenko L., Sarycheva T., Ignasheva T., Mkhitaryan V.S. A statistical approach to life quality analysis // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 3. P. 79-90.
Мхитарян Владимир Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, Высшая школа экономики, Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, E-mail: [email protected]
Ванчикова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]
Mkhitaryan Vladimir Sergeevich, doctor of economic sciences, Professor, Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya st., Moscow, 101000 Russia, E-mail: [email protected]
Vanchikova Elena Nikolaevna, doctor of economic sciences, professor, Buryat State University, 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia, e-mail: [email protected]