Научная статья на тему 'Прогнозирование в системе мер по обеспечению экономической безопасности региона'

Прогнозирование в системе мер по обеспечению экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1420
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / FORECASTING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / ECONOMIC SECURITY OF THE REGION / STRATEGIC MANAGEMENT / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванчикова Елена Николаевна, Лыгденова Туяна Баировна, Макаров Александр Николаевич

При исследовании современных проблем экономической безопасности региона необходимо уделить особое внимание вопросам прогнозирования социально-экономического развития, так как оно задает целевые ориентиры для планирования разработки программ. В статье рассматриваются функции прогнозирования как одной из мер по обеспечению экономической безопасности региона. Приводятся рекомендации для совершенствования механизма прогнозирования и повышения эффективности планирования социально-экономического развития региона с использованием методов управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING IN THE SYSTEM OF MEASURES FOR TO ENSURE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

In the study the contemporary problems of economic security of the region, the special attention should be paid to the issues of forecasting of socio-economic development, as it sets targets for planning the development of programs. This article discusses the prediction functions as one of the measures to ensure the economic security of the region. The guidelines are provided for improvement of forecasting mechanism and increase the efficiency of planning of socio-economic development of the region using risk management techniques.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование в системе мер по обеспечению экономической безопасности региона»

УДК 338.24

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

© Ванчикова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор,

директор Института экономики и управления

Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

E-mail: evanch@mail.ru

© Лыгденова Туяна Баировна, специалист Управления качеством образования Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в E-mail: tuyanabairovna@mail.ru

© Макаров Александр Николаевич, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 E-mail: an-makarov2008@yandex.ru

При исследовании современных проблем экономической безопасности региона необходимо уделить особое внимание вопросам прогнозирования социально-экономического развития, так как оно задает целевые ориентиры для планирования — разработки программ. В статье рассматриваются функции прогнозирования как одной из мер по обеспечению экономической безопасности региона. Приводятся рекомендации для совершенствования механизма прогнозирования и повышения эффективности планирования социально-экономического развития региона с использованием методов управления рисками. Ключевые слова: прогнозирование, социально-экономическое развитие региона, экономическая безопасность региона, стратегическое управление, управление рисками.

FORECASTING IN THE SYSTEM OF MEASURES FOR TO ENSURE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Elena N. Vanchikova, DPhiil in Economics, Professor, Director of Institute of Economics and Management Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Tuyana B. Lygdenova, Expert of the Board for Education Quality East-Siberian State University of Technologies and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

Aleksandr N. Makarov, PhD in Physics and Mathematics, A/Professor,

Prorector for Educational Process

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the study the contemporary problems of economic security of the region, the special attention should be paid to the issues of forecasting of socio-economic development, as it sets targets for planning the development of programs. This article discusses the prediction functions as one of the measures to ensure the economic security of the region. The guidelines are provided for improvement of forecasting mechanism and increase the efficiency of planning of socio-economic development of the region using risk management techniques. Keywords: forecasting, socio-economic development of the region, economic security of the region, strategic management, risk management.

Принимая во внимание проблемы обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров с учетом специфики конкретной территории. Обеспечение экономической безопасности региона необходимо рассматривать как процесс прогнозирования и предотвращения всесторонних ущербов от негативных воздействий на их экономическую безопасность по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности [5]. Система государственного

управления развитием регионов расставляет приоритеты в сторону предупреждения уже на этапе прогнозирования рисков и угроз. Эта необходимость обусловлена нестабильностью современной среды, главным образом на фоне кризиса международных отношений России с ведущими странами Запада и Европы. В связи с этим как никогда актуальны технологии управления, создающие высокий уровень гибкости и адаптируемости. С самого начала введения экономических санкций в отношении России на социально-экономическое прогнозирование была возложена ответственная функция — задать целевые и нормативные ориентиры на предстоящий период, описав возможные исходы и будущее влияние этих санкций. Действительность показала, что большинство прогнозов, разработанных на этот период в предшествующие годы, оказались бессмысленными, и в сложившихся условиях необходим учет всех возможных рисков — как рисков социально-экономического развития, так и рисков самого процесса прогнозирования. Если факторы риска социально-экономического развития региона качественно определяются и описываются в программе социально-экономического развития, то управление рисками прогнозирования не предусмотрено ни на одном из этапов социально-экономического прогнозирования. Это упущение недопустимо в современных условиях динамично развивающихся управленческих технологий, когда управление региональными системами выходит на уровень стратегического и на смену формальной экстраполяции приходят элементы стратегического планирования.

В настоящее время при определении рисков прогнозирования чаще всего рассматривается совокупность элементов процесса прогнозирования, составляющих вероятность невыполнения прогнозируемых показателей. Для определения сущности риска прогнозирования мы предлагаем рассматривать их как риски, возникающие при взаимодействии элементов процесса прогнозирования, обеспечивающих согласованность совместного процесса в области организационно-технологических, технических задач, а также информационных, ресурсных, субъективных составляющих процесса прогнозирования социально-экономического развития региона и отражающие вероятность невыполнения прогнозируемых показателей. Процесс управления прогнозированием социально-экономического развития региона включает следующие элементы: управляющую систему (субъект), управляемую систему (объект), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Анализ современного состояния регионального прогнозирования позволил выделить основные группы рисков прогнозирования:

1. Нестабильность внешней среды прогнозирования: изменение законодательства в области прогнозирования, отраслевых, региональных и национальных стандартов, нарушение деятельности или торможение процессов в организациях, от которых зависит разработка прогноза, и т. д.

2. Негативные изменения в операционной среде — сбои в процессах, несогласованность действий отдельных элементов, составляющих инфраструктуру прогнозирования; аварийные ситуации.

3. Непредвиденные проблемы ресурсной части и ограниченность ресурсов, бюджета, инструментария.

4. Неудовлетворительное качество статистической информации.

5. Ограничение уровня развития экономики и математики как языка, описывающего формальные отношения.

6. Отсутствие общепризнанной технологии регионального прогнозирования.

7. Невыполнение требований контролирующих органов.

8. Невыполнение принципа системного подхода к прогнозированию.

9. Некомпетентность, недостаточная квалификация разработчиков.

10. Форс-мажорные обстоятельства (природные, технологические).

11. Нарушение договорной дисциплины (задержка подачи сведений, передача некорректных данных и т. д.).

Особенности рисков прогнозирования социально-экономического развития региона заключаются в том, что:

- при расчете прогнозных показателей развития региональных и территориальных социально-экономических систем различных уровней необходим учет различных аспектов прогнозирования — воспроизводственных, финансовых, социальных, экологических — и степени реализации государственных программ;

- высока степень федерального влияния, что задает необходимость интегрировать в общепринятую федеральную систему показателей результаты хозяйственной деятельности региона: субъект не развивается сам по себе, а является частью национальной экономики;

- между элементами системы прогнозирования существует значительное количество причинно-следственных связей. Это связано с определением региона как сложной слабоструктурированной системы — совокупности различных административных, экономических, социальных, политических, ментальных субъектов, взаимосвязанных, взаимовлияющих и взаимозависимых как внутри региона, так и с внешними системами.

Алгоритм управления рисками прогнозирования социально-экономического развития региона может быть представлен следующей последовательностью:

- идентификация рисков;

- оценка рисков;

- определение степени влияния этих рисков на прогнозные показатели социально-экономического развития региона;

- ранжирование рисков;

- разработка мер по минимизации или устранению рисков;

- кризисное управление.

Разработка региональных прогнозов осуществляется в четыре этапа: предпрогнозная ориентация; организационный этап (построение временных рядов и выявление тенденций развития, экстраполяция); анализ и улучшение; отчетный этап. Управление рисками должно встраиваться в этот механизм прогнозирования уже на этапе предпрогнозной ориентации (рис. 1):

Рис. 1. Управление рисками прогнозирования социально-экономического развития региона

Управленческие решения в регионе формируются в условиях нестабильности экономической среды, которая имеет тенденцию возрастать в зависимости от динамично развивающейся рыночной системы. При разработке стратегий более простых экономических систем, таких как фирма, организация, хорошо зарекомендовали себя методы управления слабыми и сильными сигналами. Экспертная оценка угроз (слабых и сильных сигналов) может стать надежной основой для управления рисками на уровне региона. Методику оценки воздействия слабых (сильных) сигналов на социально-экономическое развитие региона можно разработать по методу расчета для фирмы И. Ансоффа. Суть

заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить потенциальной угрозы, когда информация о ней еще недостаточно определена, ответные меры будут носить общий характер и будут направлены на сохранение стратегической гибкости территории. Если для фирмы рассматривались зоны хозяйствования, то для региона необходимо брать основные направления экономики в соответствии с плановыми и отчетными показателями. Таким образом, получится матрица, в которой каждому направлению экономики соответствует колонка с уровнем определенности для него (табл. 1).

Таблица 1

Матрица анализа потенциальной опасности (благоприятной возможности) при управлении рисками прогнозирования

Стратегическая зона хозяйствования Оценка уровня осведомленности

Осознание опасности (новых возможностей) Источник опасности (возможности) Масштаб опасности (возможность) Весовые коэффициенты

Организационный Технический Ин-форм. Ошибки персонала Внеш. Внутр. Пер-вич. Вто-рич. Незначит.

Промышленность 1) опасность 2) 1-3 года 3) 0,15-0,40 (0,100)

Сельское хозяйство 1) Опасность (возможность) 2) 10-15 лет 3) От +0,3 до -0,3 (0,100)

Строительство 1) Возможность 2) 1-2 года 3) 0,25-0,30 (0,100)

Транспорт и связь (0,100)

Образование и наука (0,100)

Здравоохранение (0,100)

...и т. д. (0,100)

X риска

Примечания:

1) описание опасности (или благоприятной возможности);

2) период возможного воздействия;

3) доля снижения (увеличения) доходов

При прогнозировании данным методом важно установить среднюю оценку экспертной группы, принимаемую в качестве результата экспертного опроса, определить, из каких индивидуальных оценок складывается результирующая величина. Для расчета риска на этапе прогнозирования используются такие показатели, как среднее значение прогнозируемых величин, дисперсии и коэффициенты вариации оценок. Как правило, при разработке программы развития региона рабочая группа приводит обобщенные показатели экспертного анализа факторов риска. Мы попытались описать общую методику оценки, начиная со сбора информации и заканчивая математическим инструментарием для ее реализации. Экспертная оценка факторов риска региона осуществляется в два этапа: собственно опрос и статистическая обработка результатов опроса.

Этап 1. Опрос экспертов

Оценка риска, являясь фундаментальным звеном при разработке стратегии, начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля высшего руководства. Внешняя среда региона состоит из макросреды (мировая экономика, научно-технический прогресс, природные факторы) и микросреды (правительство, регионы-конкуренты, социально-демографическая среда). Первоначально необходимо проанализировать основные факторы риска для

региона. На основе результатов составляется анкета, в которую отбираются наиболее значимые факторы риска. Анкета должна включать перечень факторов риска и весовые коэффициенты, которые эксперт распределяет по своему усмотрению между приведенными факторами риска. Также в анкете должны быть предусмотрены свободные строки для внесения, при необходимости, своих вариантов, что снизит вероятность возникновения неучтенных факторов. Мы предлагаем экспертам оценить влияние факторов риска на экономику региона по стобалльной шкале (табл. 2).

Таблица 2

Определение силы влияния риска прогнозирования

№ пп Риски прогнозирования Ранг [0,100]

1 Нестабильность внешней среды прогнозирования: изменение законодательства в области прогнозирования, отраслевых, региональных и национальных стандартов, нарушение деятельности или торможение процессов в организациях, от которых зависит разработка прогноза, и т. д.

2 Негативные изменения в операционной среде — сбои в процессах, несогласованность действий отдельных элементов, составляющих инфраструктуру прогнозирования; аварийные ситуации

3 Непредвиденные проблемы ресурсной части и ограниченность ресурсов, бюджета, инструментария

4 Неудовлетворительное качество статистической информации

5 Отсутствие общепризнанной технологии регионального прогнозирования

6 Невыполнение требований контролирующих органов

7 Невыполнение принципа системного подхода к прогнозированию

8 Некомпетентность, недостаточная квалификация разработчиков, склонность к субъективизму

9 Форс-мажорные обстоятельства (природные, технологические)

10 Нарушение договорной дисциплины (задержки подачи сведений, передача некорректных данных и т. д.).

По данным факторам составляются схемы и методы управления риском. Все факторы риска (внутренние и внешние) определяются и анализируются с точки зрения возможности их регулирования и предвидения, их воздействия на экономику региона. Эксперт присваивает каждому определенному риску ранг из интервала (0,100), и эти данные впоследствии будут внесены в Матрицу анализа потенциальной опасности (табл. 1). После заполнения экспертами этой матрицы выводится их обобщенное мнение о рисках прогнозирования, т. е. на следующем этапе экспертной оценки рисков происходит статистическая обработка результатов опроса.

Этап 2. Статистическая обработка результатов анкетирования

На основе собранной экспертной информации составляется сводная таблица, строки которой соответствуют экспертам, а столбцы — факторам риска. За этим следует статистическая обработка результатов анкетирования. Для выявления обобщенного мнения экспертов используется средняя арифметическая из оценок фактора:

где Sj — обобщенное мнение экспертов, Су — оценка влияния j-го фактора ьм экспертом.

Коллективная экспертная оценка осуществляется с учетом компетентности экспертов:

где Sjk — обобщенное мнение экспертов с учетом компетентности, Ki — коэффициент компетентности i-го эксперта.

Предлагаемая методика основана на предположении, что на величину отклонений прогнозных значений от фактических влияет ряд факторов — начиная с факторов риска социально-экономического развития конкретного региона, заканчивая рисками самого процесса прогнозирования, который в силу сложности объекта прогнозирования, связей внутри него сопряжен со множеством рисков на каждом этапе своей реализации. И поэтому суть методики заключается в том, чтобы каждому определенному риску прогнозирования присвоить свой конкретный вес (ранг) относительно величины отклонения (ошибки), т. е. таким образом мы определяем, какова доля этого риска в общей массе отклонений. Применение данной методики оценки рисков прогнозирования позволит повысить внутреннюю гибкость и устойчивость региона в условиях нестабильности экономики.

Литература

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание: пер. с англ. / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2009. 344 с.

2. Барт А. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Российское предпринимательство. 2010. Вып. 1(170). С. 4-9.

3. Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование. Методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие. М.: КноРус, 2010.

4. Цыдыпова Т. Б. Управление рисками на этапе прогнозирования социально-экономического развития территории // Российское предпринимательство. 2013. Вып. 14. С. 26-34.

5. Шевченко М. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. 2000. № 2.

References

1. Ansoff I. Strategic Management Classic Edition. Palgrave Macmillan, 2007.

2. Bart A. A. Mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [The mechanism of Russian economic security ensuring]. Rossiiskoepredprinimatel'stvo — Russian entrepreneurship. 2010. V. 1 (170). Pp. 4-9.

3. Butakova M. M. Ekonomicheskoe prognozirovanie. Metody i priemy prakticheskikh raschetov [Economic forecasting. Methods and techniques for practical calculations]. Moscow: KnoRus Publ., 2010.

4. Tsydypova T. B. Upravlenie riskami na etape prognozirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii [Risk management at the stage of forecasting socio-economic development of territory]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian entrepreneurship. 2013. V.14. Pp. 26-34.

5. Shevchenko M. A. Mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii v usloviyakh globalizatsii [Mechanism of Russian economic security ensuring in the conditions of globalization]. Perekhodnaya ekonomika — Economies in transition. 2000. No. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.