УДК 332.02
© Е. Н. Ванникова, М. Ю. Архипова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Обеспечение социально-политической стабильности, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов обусловили необходимость выявления новых средств и технологий управления, при котором исключены или максимально снижены возможные риски возникновения различных негативных явлений. Одной из функций управления на региональном уровне, отвечающей этому заданию, является прогнозирование. В статье описана сущность социально-экономического прогнозирования и обоснована его роль в качестве одной из важнейших функций регионального управления.
Ключевые слова: Регион, социально-экономическое развитие, прогнозирование, методика прогнозирования, региональное управление.
E. N. Vanchikova, M. Yr Arkhipova
SOCIO-ECONOMIC FORECASTING FUNCTION AS A REGIONAL MANAGEMENT
Ensuring social and political stability, competitiveness and investment attractiveness of the region made it necessary to identify new management tools and technologies, in which eliminated or reduced as much as possible the risks of occurrence of various negative phenomena. One of the functions of management at the regional level, corresponding to this task is the prediction. The article describes the essence of the socio-economic forecasting and justified his role as one of the most important functions of a regional government.
Keywords: Region, socio-economic development , forecasting , methods of forecasting, regional management.
В последние годы возрастающая нестабильность экономической среды сформировала острую потребность в выработке новых принципов реагирования экономических систем на различные кризисные явления. Социально-экономическое прогнозирование в том виде, в котором оно осуществляется в регионах сегодня, не отвечает современному состоянию экономики, так как этот подход, традиционно базирующийся на аналитическом описании экономических процессов и явлений, предполагает применение модели функционирования региональной системы в относительно стабильной внешней среде. В этих условиях проблема прогнозирования социально-экономического развития региона приобретает особую актуальность. Существует множество способов определить перспективное развитие экономических систем, объединенных под общим понятием «прогнозирование». В широком смысле прогноз — это предполагаемый сценарий развития определенных явлений, наличие альтернативных вариантов развития при возможных изменениях внешней среды. Прогноз — основа планирования. Нельзя рассматривать планирование отдельно от прогнозирования. Еще Н. Д. Кондратьев утверждал,
что план представляет собой одновременно предвидение (прогноз) и руководство к действию.
Исследование отечественного опыта в области прогнозирования показывает, что различные методы прогнозирования в том или ином виде применялись при разработке среднесрочных программ развития крупных промышленных предприятий еще с 20-х годов прошлого столетия. Они содержали контрольные цифры — количественные показатели динамики процессов — и служили ориентирами для дальнейшего развития. В большинстве своем они носили рекомендательный характер. Наиболее удачным из этих проектов является Государственный план электрификации страны (ГОЭЛРО), разработанный в 1920 году. С 1928 года Госплан — государственная плановая комиссия СССР — вывел эту практику на национальный уровень, началась разработка пятилетних планов социально-экономического развития страны и регионов. С этого момента проблема повышения качества прогнозных исследований потребовала более углубленного изучения и доработки основных задач, возникающих в прогнозировании.
В зависимости от задач, которые решаются на этапе разработки программы социально-экономического развития региона, существуют два подхода к определению прогнозирования, как функции управления:
• прогноз — как предсказание (дескриптивная, описательная функции);
• прогноз — как предуказание (предписательная функция).
Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. В связи с этим описываются возможные сценарные варианты развития экономики в планируемый период. В зависимости от реализации основных факторов, влияющих на экономическое состояние региона, выделяют три качественных сценария развития — инерционный, базовый и оптимистичный.
В первом случае управленческая деятельность нацелена на экстенсивное развитие, предполагается, что будут сохранены современные тенденции развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры.
Базовый сценарий предполагает формирование и реализацию проектов коммерческого и институционального типов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение незадействованных финансовых ресурсов. При этом разработчики определяют приоритетной задачей создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития. Такой сценарий направлен на создание основы перехода на эколо-го-технологический путь развития, который требует разработки и внедрения наукоемких производств и эффективных технологий.
Наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики региона, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизация транспортной инфраструктуры — таковы характеристики оптимистичного сценария.
Если предсказание выполняет функцию описания возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, то предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности. Таким образом, процесс прогнозирования по сущности своей нечто большее, чем дополнение к планированию. Это целый комплекс аналитических процедур для обеспечения устойчивого развития региона. Если говорить о роли прогнозирования в социально-экономическом развитии территорий, то можно сказать, что отсутствие прогнозной политики может обессмыслить многочисленные процессы разработки плановых показателей отдельных отраслей экономики региона, а при возникновении неучтенных рисков — и вовсе всей программы социально-экономического развития. Опыт пятилеток показывает, что без научно обоснованных нормативов социально-экономических показателей пятилетние планы были провальными. Особенно остро эта проблема ощущалась в период XI пятилетки (1981-1985 гг.), когда амбициозные задания пятилетки не были выполнены ни по одному показателю. Поэтому прогнозированию отводится особое место в управлении наряду с планированием, анализом, учетом.
Место прогнозирования в системе управления регионом упрощенно можно отразить следующей двухблочной схемой (рис. 1).
у
п
Р а в л я ю
щ
а я
Прогнозирование
1
Ресурсы
Планирование
Информация
Учет финансовой деятельности
Комплексный экономический анализ
Объекты регионального управления
Принятие управленческих решений
Регулирование деятельности
у
п р
а в л я е м а я
Отчетность
Государственные и муниципальные услуги
Рис. 1. Место прогнозирования в системе управления регионом
Как видно из схемы прогнозирование возглавляет декомпозицию управленческих этапов и является поставщиком процессов для планово-постановочного этапа управления. От качества работ, выполняемых на данном этапе зависит успешность всей управленческой системы.
Анализ практического опыта современного социально-экономического прогнозирования показывает, что при определении прогнозных показателей развития большинство органов управления в регионах используют традиционную методику, описанную в «Методических рекомендациях по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». Данный документ разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в 2009 году и определяет общие положения разработки прогнозных показателей социально-экономического развития региона. В качестве руководствующего документа он отвечает всем принципам современного управления, когда наиболее важные процессы должны быть регламентированы и стандартизированы. Такая шаблонность дает положительный эффект при интегрировании хозяйственной деятельности такой большой системы, как Федерация. Такая единая для всех субъектов методика дает возможность и прослеживать, и оценивать, и сравнивать прогнозные показатели субъектов, своевременно выявляя несоответствия в процессах разработки прогнозов и связанные с ними отклонения прогнозных показателей от фактических. В документе содержатся методические указания к расчету основных показателей прогноза развития региона и индексов потребительских цен, индексов-дефляторов для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Среди существенных недостатков документа — то, что не описан порядок и механизм разработки прогнозов, последовательность процессов и процедур на отдельных этапах разработки. Таких этапов определено три, включая разработку сценариев социально-экономического развития, разработку первоначальных показателей развития и уточнение показателей.
Традиционная методика разработки региональных социально-экономических прогнозов основана на трех подходах:
• трендовый подход, в основе которого лежит метод экстраполяции данных, когда прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития;
• построение рядов прогнозируемых параметров, определение их отношений;
• установление и прослеживание возможных взаимосвязей;
• подход, основанный на принципах интегрирования, когда прогноз комплектуется из программ-планов развития отдельных сфер хозяйствования.
Общая система ситуационного прогнозирования социально-экономического развития региона включает в себя построение определенных прогнозных моделей, в которых отражаются основные экзогенные и эндогенные параметры социально-экономической системы региона (рис. 2):
Рис. 2. Модели ситуационного прогнозирования в региональной экономике
После того, как все модели построены и количественно описаны, возможно применение общей модели региона на глубину прогнозируемого периода по заданному сценарию и выдаются результаты прогнозирования в виде пакета прогнозных документов по всем показателям социально-экономического развития.
Программно-целевой метод управления развитием территории относится к категории проблемно-ориентированных и требует мобилизации и концентрации ресурсного обеспечения региона и постоянного систематического мониторинга процессов в отдельных отраслях региональной экономики. Его использование применительно к региональным системам вытекает из необходимости придания более высокого уровня конкретности в постановке программных целей, определяя количественные значения в рамках допустимых с точки зрения эффективности показателей развития.
Итак, рассмотрев способы и подходы к осуществлению экономического прогнозирования на современном этапе, можно заключить, что существующие проблемы современного прогнозирования социально-экономического развития территорий обусловлены недостаточным методическим обеспечением систем прогнозирования на территориальном уровне. Среди них можно выделить:
1. Невыполнение системного подхода;
2. Отсутствие адаптивных методов управления при возникновении рисков на этапе прогнозирования;
3. Не проработаны механизмы совершенствования системы прогнозирования (упорядочивание процессов разработки прогноза, привлечение научного сообщества к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий прогнозирования, повышение квалификации и переподготовка кадров и т. д.);
4. Нет единой системы мониторинга и оценки качества прогнозов.
С качеством прогнозирования прямо или косвенно связаны проблемы социально-экономического развития региона, из них наиболее существенными являются:
- понижение конкурентоспособности в территориальном, российском и мировом экономическом пространстве;
- высокий уровень капиталоемкости промышленного производства как следствие влияния неучтенных рисков при планировании ипрогнозировании;
- дефицит инвестиционных ресурсов вследствие нестабильной экономики и т. д.
Пути решения подобных проблем проложены и успешно внедряются в стратегическом менеджменте. Технология управления, при которой на стадии планирования определяются сильные и слабые стороны уже стала обязательной при разработке программ социально-экономического развития региона. Необходимо, чтобы имеющиеся в них материалы по SWOT-анализу, рискам и конкурентным преимуществам не носили формальный характер, а были максимально приближены к реальным условиям региона. Необходима корректировка ряда показателей программы социально-экономического развития региона, связанная с изменением социально-экономических условий, ошибками разработчиков программы и необходимостью использования профилактических антикризисных мер.
Литература
1. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование. М.: ФОРУМ, 2012;
2. Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации / М. М. Албегов и др. М.: Эдиториал УСС, 2001.
3. Методические рекомендации по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2009.
4. Лыгденова Т. Б. Совершенствование механизма прогнозирования социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2015. 25 с.
Архипова Марина Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, Высшая школа экономики, Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, E-mail: [email protected]
Ванчикова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]
Arkhipova Marina Yurevna, doctor of economic sciences, Professor, Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya st., Moscow, 101000 Russia.
Vanchikova Elena Nikolaevna, doctor of economic sciences, professor, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia.