НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
проблемы
Н.А. АНДРЕЕВ,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доктор социологических наук, профессор
В.Б. КОРОБОВ,
начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор социологических наук, профессор (Академия управления МВД России)
Роль стратегического мышления в принятии управленческих решений в правоохранительной сфере
В статье рассматриваются причины и факторы повышения роли стратегического мышления в управлении правоохранительной сферой, место стратегического мышления руководителя в механизме управления правоохранительной средой, а также в процессах трансформации системы безопасности общества от угроз преступности.
Мышление, стратегия, стратегическое мышление, управленческие решения, правоохранительная сфера.
Причины повышения роли стратегического мышления в правоохранительной сфере
Исследование стратегических вопросов борьбы с преступностью и обеспечения безопасности общества от криминальных угроз всегда привлекало внимание руководителей правоохранительной системы. Вместе с тем немногие ученые занимаются проблемой раскрытия особенностей влияния определенного сегмента сознания, интеллекта, способа мышления руководителя на принятие стратегических управленческих решений в правоохранительной сфере.
Начало XXI в. характеризуется переходом мировой цивилизации с информационной на интеллектуальную стадию развития. Случайности в управлении заменяются системной работой, которая становится все более сложной и интеллектуально наполненной. В сфере управленческой деятельности это приводит к смещению внимания с информационных потоков на процесс принятия стратегических решений.
Изучая историю разведки, западный исследователь У. Агрел обратил внимание на трансформации, которые претерпела разведывательная деятельность: любознательные шпионы постепенно превратились в широкообразованных специалистов, имеющих академическую квалификацию и соответствующую профессиональную подготовку, в процессе которой пересекаются наука и практика [3, с. 4].
Правоохранительная стратегия представляет собой процесс форматирования (проектирования) социальных субъектов соответствующей деятельности и овладение ключевыми позициями в борьбе с преступностью и правонарушениями в целях обеспечения желаемого уровня безопасности общества от вызовов и угроз криминального характера. В связи с этим стратегический лидер в лице руководителя правоохранительного субъекта должен обладать особыми интеллектуальными качествами, стремиться к проникновению в динамику событий и к преодолению различных барьеров, уметь эффективно действовать в условиях неопределенности, изменчивости, сложности и неоднозначности складывающейся обстановки, иметь навыки и черты характера, которые присущи яркой, энергичной личности. В сознании такого лидера должно доминировать стратегическое мышление, которое характеризуется диагностирующим видением динамики крупномасштабных социальных явлений и процессов, оказывающих влияние на состояние преступности.
Борьбу с преступностью иногда образно сравнивают с войной, так как отдельные
И <
ш о а С
и S bS
и
И IT
S
U
о <
о ^
о н
Ы
о X
< I
4
элементы стратегии и тактики присутствуют и в правоохранительной деятельности. Но в широком понимании преступность, по сути, является одной из форм конфликта, разрешающегося в процессе правоохраны при наличии определенных условий: если социальные институты действуют эффективно; если криминальная среда своевременно нейтрализована за счет системного превосходства правоохранительных структур и взаимодействующего с ними общества; если совместными усилиями обеспечена социальная безопасность населения, охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов личности; если руководитель правоохранительного органа эффективно использует свою способность к масштабному стратегическому мышлению.
В основе любой стратегии, включая и правоохранительную, лежат две первичные идеи древней традиции стратегического мышления: временной фактор и его значение в сложной и неопределенной среде; фактор культуры, который позволяет, в свою очередь, использовать фактор времени для реализации достигнутого в правоохранительной деятельности преимущества над криминальной средой.
Принято считать незыблемость принципов построения стратегий. Однако следует учитывать особенности правоохранительной сферы, которые налагают отпечаток на содержательную сторону формирования стратегий и подходов к ним. Нужно принимать во внимание наличие в правоохранительных системах собственных теоретических разработок, уникальной практики управления и влияния на социальные явления и процессы, а также критериев, на которые опираются при профессиональном измерении успешности борьбы с преступностью. Таким образом, в правоохранной сфере решающее значение приобретает управляющий субъект, его способность к стратегическому мышлению рассматривается как основа формирования управленческих решений, нацеленных на перспективу. Поскольку многие принимаемые им решения содержат в себе существенный правовой компонент, то прежде всего должны быть изучены модели стратегического мышления, разработанные в рамках правовых и иных социальных наук (социальной философии, социологии, социологии права, юриспруденции, криминологии, социологии управления, социальной психологии и т. д.).
Правоохранительные процессы — это многофакторные сети взаимодействий людей и обстоятельств. Их развитие нельзя планировать на основе выделения и классификации каких-либо групп факторов. При осущест-
влении правоохранительной деятельности это развитие направляется и обусловливается отношениями обмена ресурсами между социальными субъектами и влиянием, которые связывают все группы элементов в динамическую систему.
Руководитель, владеющий техникой стратегического мышления, обладает свойством вычленять и оценивать базовые характеристики сгруппированных факторов внешней и внутренней среды управления. Прежде всего, к ним относятся следующие:
— основные участники правоохранительного процесса;
— ресурсы, которыми располагают участники ситуации для реализации сформулированных целей;
— возможности внешней и внутренней среды управления, а также применение различных тактик;
— силы и средства, на которые опираются участники ситуации для достижения преимуществ в доминировании над преступной средой;
— слабости противоборствующей стороны.
Какой именно из вариантов управленческого решения станет продуктом стратегической мысли, зависит от интеллектуальных качеств лидера, его мыслительных способностей, умения выделить и связать в систему те важнейшие элементы и силы изменчивой правоохранительной ситуации, которые в действительности определяют ее структуру и динамику.
Подчеркнем, что стратегическое мышление правоохранителей и стратегия как продукт их интеллектуальной деятельности определяются качественными характеристиками современной национальной организационной и управленческой культуры, и вместе с тем личными качествами, например, стремлением к лидерству, социальной инициативой и мерой ответственности.
Отметим, что инициатива в исследовании исторических, научных и практических аспектов стратегического управления остается, главным образом, за военной наукой и политологией. Вместе с тем немалый интерес к стратегическому комплексу проблем зарождается у отечественных ученых-экономистов. Науки социология управления и юриспруденция в этой области остаются аутсайдерами, это касается и исследований, проводимых в правоохранительной сфере. Теоретических разработок проблем стратегического управления, формирования правоохранительных стратегий в интересах обеспечения социальной безопасности общества от вызовов и угроз преступности явно недостает.
301
Причины такого положения дел в практике правоохранительных субъектов федерального уровня могут быть разные. Например, это отсутствие заинтересованности руководителей в стратегических решениях, необходимых для обеспечения социальной безопасности общества от криминальной угрозы. Другая причина заключается в том, что региональные, городские и иные руководители стараются работать в режиме оперативного управления и не хотят выстраивать правоохранительную стратегию, так как полагают, что это занятие трудоемкое. Кроме того, руководители рассматриваемо -го уровня четко осознают неразрывную связь правоохранительной организации с вышестоящими инстанциями и полагают невозможным самостоятельно осуществлять правоохранительную стратегию, поскольку это может обернуться конфликтом с руководством.
Одна из задач повышения культуры стратегического мышления в правоохранительной системе — это необходимость выстраивания институтов, нацеленных на формирование правоохранительных стратегий разного уровня и назначения, а также подготовка руководителей-лидеров, способных к стратегическому мышлению и разработке эффективных управленческих решений в деле борьбы с преступностью и правонарушениями.
Существует прямая зависимость между уровнем интеллектуальной мыслительной деятельности руководителя правоохранительного субъекта, его мировоззренческими установками, масштабом мышления (что определяется профессиональной подготовкой, опытом управленческой работы, нравственными устоями и уровнем социальной ответственности) и принимаемыми им стратегическими решениями. К сожалению, сегодня в правоохранительной сфере руководители-стратеги в большинстве своем самоучки: часто только на основе опыта борьбы с преступностью они выстраивают собственные системы знаний и адекватные им процессы управления.
Именно поэтому важное значение приобретают формирование интеллектуализма, организационной культуры и самого стратегического мышления руководителя, влияющие на качество принимаемых управленческих решений.
Место стратегического мышления руководителя в механизме управления правоохранительной средой
Действия управленческого персонала правоохранительного субъекта — это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут в правоохра-
нительной работе, т. е. процесс, направленный на сознательно поставленную цель. При этом стратегическое решение воспринимается и осознается правоохранительным субъектом как общественный акт, как поведение руководителя, которое выражает его отношение к другим субъектам, процессам, явлениям и т. д.
Стратегическое решение как волеизъявление руководителя правоохранительного субъекта должно рассматриваться в качестве социально значимой единицы поведения, которая позволяет установить соответствие правоохранительной ситуации, характеризующий результат взаимодействия элементов правоохранительной сферы, потребностям общества в обеспечении безопасности от криминальных угроз.
При социологическом подходе сознание руководителя правоохранительного субъекта целесообразно изучать как отображение в его духовной жизни потребностей, интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Стратегическое мышление руководителя, принимающего решения, можно рассматривать как способ проектирования социальных процессов и явлений, а также форматирования жизнедеятельности отдельных социальных групп и общества в целом. С изменением реалий существования общество начинает осознавать необходимость стратегически мыслить не только для того, чтобы поддерживать требуемый уровень социальной безопасности от вызовов и угроз преступности, но и для решения более значимых задач — достижения прогресса в различных сферах деятельности и повышения качества жизни населения страны.
Если мышление есть неотъемлемое свойство сознания, то интеллект1 — его качественная сторона (уровень), способность личности к рациональному познанию правоохранительной реальности. Это значительно отличает его от таких душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение. Полагаем, существуют закономерности, сущностные свойства, которые выражают диалектическую связь, единство сознания, мышления, интеллекта.
В частности, в юридической литературе при анализе мыслительной деятельности индивида, отмечая ее специфику в интеллектуальной деятельности юристов, ученые стремились дать типологическую характеристику проблем, решаемых в процессе установления «материальной истины» по уголовным делам, выявить творческую и интуитивную составляющие мыслительной деятельности правоохранителя, определить роль модели-
1 Интеллект (от лат. МеШШш - познание, понимание, рассудок), согласно переводу с латинского языка на греческий - нус, т. е. ум.
И <
ш о а С
и К Ьй
и
и у
к
и
о <
о ^
о н ы
о X
< I
5
И <
ш о а С
и S bS
и
UJ IT
s
u
о <
о ^
о н
Ы
о X
< I
6
рования, внутреннего убеждения и пр. Таким образом, для определения процессов индивидуальной правоприменительной деятельности и принятия решений должностными лицами в связи с расследованием конкретных преступлений понятие «мышление» используется достаточно часто. Когда же анализируются общие вопросы борьбы с преступностью, ее предупреждения, роли социального контроля, партнерства государства, бизнеса и структур гражданского общества, моделирования, планирования и прогнозирования желаемого состояния социальной безопасности общества от криминальных угроз, то проблемы стратегического мышления остаются за рамками предметной сферы исследований. Следовательно, в случаях, когда научный анализ выходит за пределы индивидуальной правоприменительной деятельности должностных лиц, понятия «мышление» и тем более «стратегическое мышление», которым оперирует руководитель, предаются забвению.
Вместе с тем полагаем невозможным игнорировать изучение управленческого аспекта сознания, интеллектуальной стороны и масштаба мышления руководителя правоохранительного органа во взаимосвязи с управлением социальными процессами, влияющими на уровень безопасности общества от угроз преступности. Ведь подобный тип мышления представляет собой сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающего социально-экономическую, политическую, правовую и иную действительность в форме знаний, ценностных установок и ориентаций, профессиональных умений и навыков, регулирующих поведение в правоохранительной практике.
Основы функционирования стратегического мышления личности руководителя (как, впрочем, и другого типа мышления) — воспитанность, образованность, выраженные оценочные суждения и мнения, правовая и иная профессиональная подготовленность руководителя правоохранительного органа, умение определить ценности права, жизни человека и его прав и свобод, принципы гуманности, справедливости, а также четко обозначенная поведенческая позиция.
В работах по социологии и теории управления немало внимания уделяется моментам, которые не имеют прямого отношения к личностным качествам управленца, в частности силе воли, стилю поведения и т. д. Замечательно, если руководитель правоохранительного органа обладает харизмой2, но это качество не
2 Харизма (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная одаренность; человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основаном на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости».
будет полезным при возникновении необходимости найти верное решение по достижению желаемого уровня безопасности общества от криминальных проявлений преступной среды.
Важнейшая обязанность руководителя правоохранительного органа заключается в умении выстроить реальную концептуальную картину правоохранительной среды, что напрямую связано с его интеллектуальным уровнем мышления. Здесь проблемная ситуация (т. е. ситуация, для которой нет готового решения) — начальный момент мыслительного процесса [2]. Поэтому изучение личностных качеств кандидата, претендующего на руководящую должность, в первую очередь, должно быть направлено на определение потенциала его интеллектуальных способностей. В нашем понимании, интеллект руководителя любого уровня обусловливает эффективность работы правоохранительной системы.
Стратегическое мышление руководителя или сотрудника, занятого в сфере управления правоохранительными процессами, следует также рассматривать в качестве своеобразной формы духовной, теоретической и практической деятельности, направленной на управление желательным состоянием безопасности общества от криминальных угроз. Постижение ими социальной и правоохранительной действительности осуществляется посредством форм мышления, формулирования понятий, составления суждений и умозаключений с использованием различных методов и способов познания (например, с помощью стратегического анализа).
Мыслительная деятельность находится в неразрывной связи с поведенческой структурой. Деятельность руководителя правоохранительного органа любого уровня — это постоянный поток ответственных управленческих решений. Причем правоохранительный субъект существует не сам по себе, а в целях обеспечения базовой потребности населения — безопасности общества от криминальных угроз. Правоохранительная деятельность осуществляется субъектом не в вакууме, а в социальной среде, во взаимоотношениях с людьми, которые в соответствии со своими статусными ролями также принимают различные решения. Руководитель органа полиции действует в условиях сопротивляющейся криминальной среды. Он должен понимать, что правонарушителями часто являются грамотные и целеустремленные люди. Их намерения противоречат намерениям правоохранительного субъекта и общества в целом.
В связи с этим руководитель должен учиться мыслить стратегически и не только в целях раскрытия лишь конкретного преступления.
301
Он должен вырабатывать долгосрочные цели, направленные на создание системы, способной обеспечить желаемый уровень безопасности личности, общества, государства от вызовов и угроз преступности на конкретной территории в конкретный период, например, уметь возвести отдельные факты на уровень обобщения, усмотреть тенденцию, а затем — преобразовать мыслительные результаты в действия стратегического характера по управлению системными объектами, такими как патрульно-постовая служба, служба участковых инспекторов и т. д.
Связь таких категорий, как сознание и поведение руководителя, характеризуется тем, что поведение реализуется путем принятия управленческого решения, т. е. через процесс взаимодействия правоохранительного субъекта с внешней и внутренней средой управления. Основным компонентом в структуре поведения является соотнесение его с заранее поставленной правоохранительной целью, которая определяется руководителем, обладающим способностью свободно выбирать и самостоятельно принимать решения. Фундаментальное значение имеют его мировоззрение и система ценностей, от которых зависит направленность и социально ответственное поведение руководителя правоохранительного органа, так как существо человеческой личности составляет сущность общественных явлений, которую он усваивает в процессе своей жизнедеятельности и которая выражается в его действиях.
В специальной литературе при анализе уровней стратегического мышления используется критерий, характеризующий его развитие «от меньших обобщений — к большим обобщениям» [1, с. 222—224]. Согласно данному критерию проанализируем феномен стратегического мышления правоохранителя на трех уровневых ступенях.
Первый уровень. Стратегическое мышление правоохранительного субъекта как бы обращено в прошлое. Это предполагает, что руководитель обладает способностью к описанию той правоохранительной ситуации, которая проистекает, а также видит тенденции ее развития и понимает, каким образом ее можно изменить в будущем. Мысль данного руководителя продвигается по схеме «правоохранительная ситуация и ее оценка — намечаемая
Список литературы
1. Комаров Е.И. Общий менеджмент: учеб. пособие. М., 2010.
2. Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений. URL: http://www.ckp. ru (дата обращения: 27.09.2012).
стратегия - реализация принятых стратегических решений - оценка результатов».
Второй уровень. Стратегическое мышление правоохранительного субъекта характеризуется обращением к собственной практике, сопровождается анализом и обобщением успешных и ошибочных стратегических решений. В результате формулируются концептуальные обобщения применяемых стратегий, их типологические характеристики, выявляются возможные пути их использования в практической деятельности правоохранительных субъектов независимо от места, времени и правоохранительной ситуации.
Третий, высший уровень. Стратегическое мышление руководителя правоохранительной организации в этом случае отличается способностью к обобщению как своего, так и стороннего стратегического опыта в борьбе с преступностью. Древние таких руководителей называли стратагенами. Руководитель, обладающий данным типом стратегического мышления, свободно оперирует универсальными обобщениями, в которых в концентрированном виде отражаются закономерности человеческого поведения. Он способен к управлению стратегическими ситуациями по мере их возникновения, развития и исчезновения.
Таким образом, стратегическое мышление руководителя, занятого в правоохранительной сфере, следует понимать как его способность к интеллектуальному постижению социально-правовой реальности, а также способов взаимодействия с внешней и внутренней средой управления и вместе с тем как своеобразную форму духовной, теоретической и практической правоохранительной деятельности, реализуемой в творческом генерировании новых идей, прогнозировании, проектировании событий и действий, закрепленных в стратегических решениях, которые направлены на достижение желаемого состояния безопасности общества от криминальных угроз.
Стратегическое мышление руководителя целесообразно изучать в качестве одного из главных ресурсов системы управления правоохранительной средой и рассматривать его как способность к преобразовательно-творческой деятельности с целью достижения правоохранительных целей в борьбе с преступностью и правонарушениями.
3. Agrell W. When everything is intelligence — nothing is intelligence // Occasion papers. Washington, 2002. Vol. 1. October. № 4.
E-mail: [email protected]
и <
Ш
о a С
И S bS
и
UJ IT
s
u
о <
о ^
о н
Ы
о X
< I
7