Научная статья на тему 'К вопросу о реализации стратегического подхода в управлении правоохранительной сферой'

К вопросу о реализации стратегического подхода в управлении правоохранительной сферой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
стратегическое планирование / основные положения правоохранительной стратегии / управление / правоохранительные органы / проблемы организации деятельности / strategic planning / the main provisions of the law enforcement strategy / management / law enforcement bodies / problems of organization of activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Владимирович Татаринцев

В статье изложено содержание стратегического управления в правоохранительной сфере. Показана специфика стратегического управления. Рассмотрены внутренняя и внешняя среды управления. Сформулированы дополнительные положения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the implementation of the strategic approach in the management of law enforcement

The article outlines the content of strategic management in law enforcement. Specificity of strategic management, tnternal and external management environments. Additional provisions that should be taken into account when developing a strategy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации стратегического подхода в управлении правоохранительной сферой»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10161

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Виктор Владимирович ТАТАРИНЦЕВ,

адъюнкт кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России E-mail: tuturantsev@bk.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье изложено содержание стратегического управления в правоохранительной сфере. Показана специфика стратегического управления. Рассмотрены внутренняя и внешняя среды управления. Сформулированы дополнительные положения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке стратегии.

Ключевые слова: стратегическое планирование, основные положения правоохранительной стратегии, управление, правоохранительные органы, проблемы организации деятельности.

Annotation. The article outlines the content of strategic management in law enforcement. Specificity of strategic management, tnternal and external management environments. Additional provisions that should be taken into account when developing a strategy.

Keywords: strategic planning, the main provisions of the law enforcement strategy, management, law enforcement bodies, problems of organization of activities.

Рецензент — C.B. Лучкин, кандидат юридических наук

В системе органов государственной власти в целом и органах внутренних дел, в частности, стратегический подход должен стать одним из ведущих элементов механизма управления. Задача воссоздания механизма стратегического управления в масштабах страны была сформулирована Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2006 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, где он подчеркнул необходимость «ухода от латания дыр и решения сиюминутных вопросов к постановке задач и планированию работы на длительную перспективу»1.

В современных условиях субъекты государственного управления должны не только выявлять текущие проблемы и оперативно на них реагировать, но и обладать определенным «понимаем» будущих «проблем», с которыми может столкнуться организация в долгосрочной перс-

пективе, «видением» места и роли организации в изменяющемся обществе и путей модернизации органа государственной власти в соответствии с изменяющимися социальными ожиданиями.

Для этого необходимо не столько диагностировать текущие проблемы, анализировать оперативную обстановку для определения неотложных мер, сколько выявлять тенденции в общественных процессах и принимать управленческие решения, способные изменить качественные характеристики деятельности органов государственной власти, создавать будущие потенциалы для того, чтобы организация эффективно функционировала в новых (прогнозируемых) внешнесредовых условиях.

Для общества относительно стабильного, в котором параметры основных общественных институтов остаются неизменными (или меняют-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

140 ----------------------------------------------------------------------------

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ся незначительно), деятельность организаций воспроизводит, в целом, внешнюю инерцию, не нарушая сложившихся стереотипов работы, апробированных подходов. И напротив, в современном российском обществе, которое большинство экспертов2 рассматривают как транзитивное, т.е. общество, находящееся в переходном состоянии, в социально-экономической динамике, важно оценивать деятельность органа государственной власти не только с точки зрения состояния общественных процессов (ожиданий, потребностей, запросов и т.д.) в настоящий момент, но направленности тех изменений, которые в обществе происходят. Например, изменения, связанные с постепенным замещением руководителей, сформировавшихся в доциф-ровую эпоху, управленцами из числа представителей поколений игрек и зет3.

Выявление тенденций общественного развития, разработка моделей управления органов государственной власти, которая бы соответствовала выявленным изменениям, представляет собой определенную проблему, требующую разработки соответствующих методов анализа, прогнозирования, проектирования, целеполагания. Такая деятельность является частью управления, она преимущественно связана с совершенствованием познавательной техники, применяемой на стадии принятия управленческих решений.

Вместе с тем, как показывает российская практика стратегического управления в государственном секторе, степень ее эффективности незначительна. Например, цели, определенные в Программе-2000 и Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года, в работе госаппарата и власти реализованы, по оптимистическим оценкам экспертов, не более чем на 20%4.

В связи с этим представляется целесообразным определить основные отправные положения, которые должны лежать в основе разработки правоохранительной стратегии.

Первое. В формировании правоохранительной стратегии исключительная роль принадлежит государственной политике. Сегодня один из основных ее векторов должен войти в фазу активной модернизации правоохранительной системы в целом, ее выстраивания и налаживания в соответствии с потребностями общества, экономическими, политическими реалиями и социальными требованиями. Необходимость разработки правоохранительной стратегии останется лишь пожеланием, если комплекс основных

идей и подходов не будет корреспондироваться с положениями Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г., а также современной Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, включающей все ее виды и защищающей любую сферу жизнедеятельности общества.

Второе. Правоохранительная стратегия должна стать инструментом, одним из важнейших средств реализации долгосрочных национальных интересов страны, обеспечения ее безопасности. При этом следует иметь в виду, что главный интерес личности состоит в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности и защите собственности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии (гармонически развитой личности). Интерес социума представлен в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия. Основной интерес государства выступает в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в политической, экономической и общественной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

Третье. Правоохранительная стратегия должна соответствовать критериям общественной эффективности. С одной стороны, это результативность правоохранительной системы, обеспеченность ею всех уровней безопасности (личности, общества, государства) во всех сферах жизнедеятельности общества. С другой стороны, инновационная развитость, сбалансированность правоохранительной системы, координация действий всех ее субъектов, их способность к эффективной деятельности в условиях дестабилизации и изменений общественной ситуации. Только такая стратегия эффективна и обеспечивает необходимый уровень общественной безопасности, которая опирается на хорошо отлаженную систему управления правоохранительными субъектами по предупреждению и раскрытию правонарушений, привлечению виновных к ответственности.

Четвертое. Правоохранительная стратегия предполагает решение одной из самых трудных задач — консолидацию совокупного правоохранительного потенциала общества и государства, направленного на активное участие в построении правового государства. В широком понимании в совокупный правоохранительный потенциал входят все правоохранительные субъекты,

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

------------------------------------------------------------------------------------- 141

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

иные государственные и негосударственные структуры, участвующие в правоохранительной деятельности и обеспечении общественной безопасности. Каждый субъект сохраняет самостоятельность и отправляет свои функции, но весь совокупный потенциал служит основой реализации национальных интересов страны, о которых сказано выше.

Национальная правоохранительная стратегия — это не только стратегия правоохранительных структур, но и стратегия других государственных и негосударственных субъектов, социальных институтов, не входящих в правоохранительную систему. Чем больше правоохранительные стратегии структур будут увязаны с общественными интересами, большой правоохранительной стратегией и органически связаны между собой, тем выше будет совокупный правоохранительный потенциал общества.

Пятое. Формирование правоохранительной стратегии предполагает использование в стратегическом управлении комплексного подхода. Только в этом случае обеспечивается возможность проведения единой правоохранительной политики и устойчивости правоохранительной системы. Самое сложное при создании системы стратегического управления — разграничение предмета ведения и зон ответственности правоохранительных субъектов. Нарушение этого принципа может привести к дестабилизации правоохранительной системы и формированию угрозы безопасности общества (ведомственной конкуренции).

Шестое. Правоохранительная стратегия призвана способствовать гармонизации общественных отношений в различных сферах жизни и деятельности социальных групп и общностей, обеспечивая тем самым нормальное их развитие. Например, во внутриполитической сфере — способствовать сохранению стабильности институтов государственной власти, обеспечению гражданского мира и национального согласия, единству правового пространства и правопорядку, а также осуществлению работы по нейтрализации причин и условий, способствующих преступности, возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Седьмое. Стратегия предполагает использование отлаженной системы социальных инструментов и институтов. В ней необходимо акцентировать внимание на разработке основных среднесрочных показателей (индикаторов) и

долгосрочных прогнозов уровня общественной безопасности в стране и отдельных ее регионах, на типологизацию социальных факторов и источников возможных рисков, вызовов и угроз, влияющих на уровень общественной безопасности, на разработку (для оценки совокупного правоохранительного потенциала общества) индикативной системы правоохранительного потенциала основных социальных структур, обеспечивающих социальную безопасность в стране и регионах.

Приведем дополнительные положения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке стратегии:

■ правоохранительная стратегия рождается только тогда, когда возникают угрозы национальной безопасности; угрозой безопасности выступают ее источники или преступность и ее отдельные виды (преступность несовершеннолетних, рецидивная преступность, организованная преступность и т. д.);

■ угрозой безопасности в условиях системного кризиса политических и экономических преобразований становится сама правоохранительная система либо отдельные ее субъекты (например, коррупция, ведомственная конкуренция);

■ правоохранительная стратегия должна также основываться на понимании того, какие цели перед собой ставит система и чего хочет добиться, совершенствуя законодательство и правоохранительную деятельность в каждый конкретный исторический период жизнедеятельности общества. Иначе нельзя исключить возможность, что реализация неправильно или неточно сформулированных стратегических целей может отрицательно повлиять на состояние общественного порядка и безопасности;

■ стратегии правоохранительных субъектов должны опираться на основные положения, развивать и уточнять стратегии в соответствии с миссией правоохранительной системы.

Правоохранительная стратегия должна решать те проблемы, которые не могут быть решены тактикой. Тактика занимается реализацией проблем в пределах непродолжительного временного периода. Здесь очень важно иметь в виду, что переходу от одного временного периода к другому препятствует сопротивление среды,

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

142 ----------------------------------------------------------------------------

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

т.е. такое системно-структурное социальное явление, как преступность. Анализ и прогноз преступности свидетельствуют о том, что в настоящее время сопротивление преступности нарастает и становится максимальным.

На современном этапе стратегия, разрабатываемая на высшем уровне, должна носить не традиционный или имитационный, не оборонительный, а наступательный характер. За основу формирования новых подходов в противодействии преступности необходимо руководствоваться в соответствии с законом и положениями криминологической науки о том, что «...между преступностью и обществом существует непримиримое противостояние»5.

Чтобы выиграть в противостоянии, государству следует перейти от заведомо проигрышной стратегии статистической фиксации преступности к стратегии системного упреждения развития организованных ее видов, нейтрализации лидеров преступных сообществ, ликвидации их «штабов», перекрытию каналов и источников финансирования преступной деятельности. Необходимо предпринимать, опираясь на здоровые силы общества и поддержку различных социальных институтов, жесткие, диктуемые обста-

новкой меры по противодействию криминальной экспансии и перелому неблагоприятных тенденций в состоянии преступности, обеспечивать социальную безопасность во всех сферах общества. Для разрешения создавшихся в правоохранительной сфере проблем следует по-новому сформулировать и выстроить систему стратегических целей. 1

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Рос. газ. Столичный вып. 2006. № 4062(0).

2 Музыка О.А., Попов В.В., Фатыхова Е.М. Особенности оценки противоречий и переходных периодов в трансформациях современного российского общества//Фундаментальные исследования. 2011. №8-1. С. 190—194.

3 Передня Д.Г. Управленческая культура в системе органов внутренних дел. М., 2017. С. 73.

4 Доклад президента Центра стратегических разработок М. Дмитриева на конференции Академии народного хозяйства «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» (21 — 23 января 2010 г.) // www. csr. ru

3 Лунев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с нею в современной России // Гос-во и право. 2004. № 1. С. 7.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

В.А. Лелеков Е.В. Кошелева

Учебник

Третье издание

Ювенальная

криминология

Лелеков В.А. Ювенальная криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 3-е изд, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 343 с.

Раскрываются понятие, сущность и назначение ювенальной криминологии как самостоятельной науки о преступности несовершеннолетних. В Общей части дано определение ювенальной криминологии, обозначены ее цели, задачи, связь с другими науками. Изложены история и источники формирования науки. Освещены методы исследований и прогнозирования в ювенальной криминологии. Рассмотрены вопросы ювенальной виктимологии — защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и предостережения от несчастных случаев.

Для студентов, курсантов, слушателей юридических и педагогических вузов, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, практических работников, занятых в сфере воспитания и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.