Научная статья на тему 'К вопросу о возможности применения зарубежного опыта противодействия преступности несовершеннолетних в правоприменительной практике правоохранительных органов Российской Федерации'

К вопросу о возможности применения зарубежного опыта противодействия преступности несовершеннолетних в правоприменительной практике правоохранительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙОПЫТ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FOREIGN EXPERIENCE / THE PREVENTION OF JUVENILE CRIME / LAW ENFORCEMENT BODIES / FOREIGN LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старков Валентин Иванович

в статье рассматриваются вопросы о возможностях использования законодательства Англии и ФРГ в сфере профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF USE OF FOREIGNEXPERIENCE IN JUVENILEDELINQUENCY PREVENTIONIN THE PRACTICEOF LAWENFORCEMENT AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

the article deals with the possibilities of using legislation of England andGermany in the field of crime prevention and juvenile crime

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности применения зарубежного опыта противодействия преступности несовершеннолетних в правоприменительной практике правоохранительных органов Российской Федерации»

Криминология и профилактика преступлений

УДК 343 85 V.I. STARKOV

ББК 67.518.8(4/8)

С77 POSSIBILITY OF USE OF FOREIGN EXPERIENCE

IN JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION IN THE PRACTICE OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о возможностях использования законодательстваАнг-лии и ФРГ в сфере профилактики правонарушенийи преступленийнесовершеннолетних

Ключевые слова: зарубежный опыт, профилактика преступлений несовершеннолетних правоохранительные органы, зарубежное законодательство

ВАЛЕНТИН

ИВАНОВИЧ

СТАРКОВ*

КВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

* Кандидат юридических наук; профессор, доцент кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений (Академия управления МВ Д России).

E-mail: [email protected].

Annotation', the article deals with the possibilities of using legislation of England and Germany in the field of crime prevention and juvenile crime.

Key words: foreign experience, the prevention of juvenile crime, law enforcement bodies, foreign legislation.

Преступность несовершеннолетних всегда была объектом пристального внимания криминологов и пенитенциаристов, выделявших преступность лиц, отбывших наказание в воспита -тельных колониях, поскольку накопленный ими криминальный опыт и сильные антисоциальные установки позволяют вполне серьезно говорить о достаточном резерве «взрослой» преступности.

Вместе с тем меры, принимаемые государством в лице силовых структур, иных государственных и негосударственныхорганизаций, по профилактике преступлений несовершеннолетних в целом и рецидивных преступлений со стороны лиц, отбывших наказание в воспитательных колониях, в частности нередко оказываются малоэффективными и не позволяют достичь желаемого профилактического эффекта.

Учитывая социальный характер причин совершения рецидивных преступлений лицами, отбывшими наказание в воспитательных колониях, профилактика на постпенитенциарном этапе должна включать в себя эффективные меры контроля за их поведением, а также предполагать создание благоприятных социальных условий.

В настоящее время отечественная правоприменительная практика в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних стала обращаться к зарубежному опыту. Несмотря на существенные отличия национального уголовного законодательства России от законодательства зарубежных государств, за рубежом имеются значительные положительные наработки в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.

Прежде всего заслуживают внимания мероприятия, предусмотренные Законом 1998 г. «О преступлениях и нарушениях общественного порядка», принятие которого стало реакцией на чрезвычайный рост уровня преступности в Англии и Уэльсе в 1989-1992 гг. К ним, в частности, относится «приказ об антисоциальном поведении», который выносится судьей магистратского суда и предполагает наложение на несовершеннолетнего определенных обязанностей (аналогичная мера предусмотрена ст. 90 УК РФ в рамках института принудительных мер воспитательного воздействия). Профилактическое значение судебного приказа заключается в том, что предусмотренные им ограничения или обязанности не являются наказанием либо мерой уголовно-правового воздействия за совершенное преступление, он может быть вынесен и за действия, которые «... вызывают или могут вызвать беспокойство, страх или причинить страдания иным лицам, кроме членов семьи»1. Эта неконкретная, казалось бы, формулировка, на наш взгляд, достаточно универсальна, чтобы содержать в себе основания для применения мер, направленных на профилактику правонарушений и преступлений. Исполнение приказа обеспечивается мерами государственного принуждения.

Кроме того, указанный Закон предоставляет суду полномочия по изданию «родительского приказа», он позволяет возложить на родителей, чьи дети ведут себя «антисоциально», дополнительные обязанности с целью обеспечения контроля за поведением несовершеннолетнего и недопущения совершения им правонарушения либо преступления.

В отличие от передачи несовершеннолетнего под надзор родителей, предусмотренной в качестве принудительной меры воспитательного воздействия ч. 2 ст. 91 УК РФ, перечисленные меры позволяют существенно расширить перечень дополнительных обязанностей родителей, которые могут быть конкретизированы судом. Формулировки Уголовного кодекса РФ «контроль» и «оказание воспитательного воздействия» не вполне конкретны и нуждаются в дополнительном уточнении.

Внимания и изучения заслуживает такая содержащаяся в Законе мера, как задержание школьников, прогуливающих занятия. Любой полицейский констебль может задержать школьников, находящихся во время занятий без уважительной причины за пределами учебного заведения, и доставить их домой или в школу. Широко практикуется вынесение предупрежде-

ний, позволяющее молодым делинквентам избежать уголовной ответственности, так как в Англии одним из приоритетных является принцип профилактического воздействия («чем раньше, тем лучше»), и четкая позиция британских специалистов по профилактике состоит в том, что истоки проблемного поведения индивида усматриваются в раннем детстве. В связи с этим можно только одобрить пристальное внимание властей к реализации программ ранней профилактики преступлений, которые рассчитаны прежде всего на школьников и их родителей (различные курсы, образовательные программы и т. д.) и полностью финансируются государством

Не менее интересен опыт оказания внесудебной помощи несовершеннолетним в Германии, особенно с позиций построения и законодательного закрепления системы социальной помощи несовершеннолетним как одного из главных условий успешной профилактики преступности. Например, в рамках «Закона о помощи семье и детям» (1990 г.), включенного в 1998 г. восьмой книгой в Социальный кодекс ФРГ, в целях защиты несовершеннолетних от «вредных влияний» предусматриваются материальная помощь несовершеннолетнему и его семье, организация воспитательной работы и присмотра за несовершеннолетними в школах, опека над ними, помощь лицам в возрасте до 21 года в трудоустройстве и решении социальных проблем и т. д. Особого внимания заслуживает мера, направленная на организацию контроля за школами и иными заведениями для несовершеннолетних, предусматривающая даже отобрание лицензии в случае выявления факторов, опасных для развития несовершеннолетнегоили способствующих совершению преступлений и правонарушений.

С положительной стороны следует отметить и применение таких жестких превентивных мер воздействия, предусмотренных, например, § 42 названного Закона, как перемещение несовершеннолетнего к опытному воспитателю либо в иные условия проживания2. Решение вопросов надзора и определения места проживания несовершеннолетнего при реализации этой меры возложено на специальную службу по делам юношества. В случае ее применения по отношению к несовершеннолетнему незамедлительно ставятся в известность его родители. Несовершеннолетний может быть возвращен родителям, но если возвращение в семью будет способствовать продолжению антисоциального образа жизни, служба добивается в судебном порядке установления опеки над несовершен-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

нолетним. В § 43 предусмотрена и крайняя мера - отобрание несовершеннолетнегоу лица, ответственного за его воспитание, применяемая лишь в крайнем случае и только для обеспечения безопасности несовершеннолетнего.

В Г ермании достаточно развита система органов, осуществляющих общесоциальную профилактику преступности несовершеннолетних добровольная и государственная службы помощи юношеству, благотворительные организации. Государственная служба помощи юношеству представляет собой достаточно разветвленную сеть учреждений, которые проводят большую работу по оказанию несовершеннолетним различного рода помощи, в том числе с использованием средств из федерального бюджета и бюджета отдельных земель.

Выполнение требований существующих в нашей стране нормативных актов в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, а также оказания им социальной помощи не обеспечено мерами государственного принуждения, предусмотренными административным либо уголовным законодательством Это создает серьезные препятствия для их реализации и дальнейшего совершенствования профилактической работы3. В Германии § 105 «Закона о помощи семье и детям» 1990 г. предусмотрена уголовная и административная ответственность за нарушение содержащихся в этом нормативном акте положений. Например, в случае содержания несовершеннолетних в приюте без разрешения, а также ненадлежащего воспитания виновному грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 1 года либо денежный штраф.

Профилактические меры, предусмотренные «Законом о защите молодежи» от 23 июля 2002 г., являются строго адресными и распространяются только на лиц в возрасте до 14 лет и от 14 до 18 лет.

Все профилактические мероприятия направлены прежде всего на защиту самого несовершеннолетнего от негативного воздействия, в то время как национальное законодательство России в сфере профилактики в качестве приоритета определяет защиту общественной безопасности, прав и свобод личности от противоправных деяний.

Меры защиты несовершеннолетних, содержащихся в рассматриваемом Законе, можно объединить в отдельные группы. Так, в соответствии с § 4 гл. 2 существует ряд ограничений, касающихся пребывания несовершеннолетних в общественных местах. Такой опыт зако-

нодательного регулирования действий несовершеннолетних и их родителей был бы очень полезен, будь он внедрен в нашей стране, где законодательная регламентация подобного поведения практически отсутствует: Несовершеннолетние не могут посещать публичные заведения, рестораны, бары и другие места без сопровождения взрослых, отвечающих за их воспитание. Лицам в возрасте от 16 до 18 лет также запрещено посещать подобные заведения без сопровождения родителей в период с 24 часов до 5 часов утра. Законом предусмотрено немедленное удаление несовершеннолетнегоиз помещения, где проводятся публичные представления или игровые мероприятия, в случае если существует опасность для его духовного, физического или нравственного развития.

Весьма актуальна проблема алкоголизации молодежи как одного из условий совершения ими преступлений. В соответствии с § 9 названного Закона спиртосодержащие напитки не могут подаваться и продаваться несовершеннолетним в барах, ресторанах и иных публичных местах.

Проблеме защиты несовершеннолетних от негативной информации, поступающей от средств массовой информации, целиком посвящена гл. 3 Закона «Защита юношества в сфере средств информации». Наряду с телевидением, радио, газетами и журналами, к средствам информации Закон относит фильмы, видеокассеты, живопись, иные виды изобразительного искусства и т. д. Мы полагаем, что такое расширительное толкование гораздо в большей степени способствуетпрофилактике насилия и антисоциального образа жизни среди несовершеннолетних.

Заслуживает внимания и изучения тщательный подход законодателей Германии к вопросам посещения несовершеннолетними кинотеатров: им четко указаны не только виды и носители запрещенной информации, но и временные промежутки для демонстрации сеансов, которые им разрешено посещать.

Контроль за выполнением требований данного Закона осуществляет специально созданная Федеральная инспекция по опасной для юношества информации, подвергающая цензуре носители информации. Вопрос о необходимости реализации цензуры в сфере массовой информации даже ради обеспечения информационной безопасности подростков в нашей стране остается практически неурегулированным.

Полагаем, что система органов и учреждений, организующих профилактику преступнос-

ти несовершеннолетних в Германии, имеет достаточно богатый опыт, который при должном изучении и анализе может и должен быть использован в профилактической работе с несовершеннолетними в нашей стране. Важен и опыт работы административных органов по делам несовершеннолетних, или «альтернативных» органов4 . Речь идет о возможности выбора административного несудебного органа вместо суда даже в тех случаях, когда дело о совершенном несовершеннолетним правонарушении может быть рассмотрено и судом. Такие органы (центры встречи и классификации несовершеннолетних) созданы и функционируют в США при Департаменте тюрем и пробации, во Франции - при Департаменте надзирае-мого воспитания Министерства юстиции. Компетенция, задачи и порядок их функционирования строго регламентированы законодательством и ведомственными нормативными документами. Законодательно закреплена категория дел, по которой возможно вмешательство такого административного органа, подобраны сотрудники, в основном лица, чья работа непосредственно связана с воспитанием, защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, и представители общественности.

Органы внесудебного вмешательства не случайно выбраны нами в качестве объекта анализа. В большинстве зарубежных государств задачи по профилактике преступности несовершеннолетних возложены на органы ювенальной

юстиции, центральное место среди которых занимает суд по делам несовершеннолетних. Таким образом, уместно говорить о реализации превентивной функции наказания, ибо на стадии ранней профилактики органы ювенальной юстиции практически не фигурируют.

В пределах своей компетенции они наделены правом вмешательства в вопросы охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних, а также в дела о правонарушениях несовершеннолетних; участвуют в профилактике преступности несовершеннолетнихи ликвидации причин и условий, создающих опасную для несовершеннолетнего жизненную ситуацию; изучают и оценивают личности несовершеннолетних; ведут методическую работу в части подготовки рекомендаций для ювенальных судов по выбору наиболее эффективных мер воздействия.

Таким образом, хотя отечественная правоприменительная практика в указанной сфере имеет богатую историю, но отвергать ценный опыт зарубежных коллег было бы неоправданно. Его целесообразно изучать и апробировать в деятельности российских субъектов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Особенно он может быть полезен для совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, опеки и попечительства, а также в процессе совершенствования законодательства регулирующего предупредительно-профилактическую деятельность указанных субъектовпрофилактики.

1 См.: ВедерниковаО.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом// Рос. юстиция. 2005. № 3. С. 43-47.

2 См.: Власов И.С. Внесудебнаяпомощь несовершеннолетним, нуждающимся в социальной защите, по законодательствуГермании // Журн рос. права. 2007. № 11. С. 99-109.

3 См.: Там же.

4 См.: МельниковаЭ.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовногоправа, уголовногопроцесса и криминологии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. С. 105-118; Ее же. Правосудиепо делам несовершеннолетних: история и современность М., 1990. С. 44-51.

Криминология и профилактика преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.