УДК 34 ББК 67
© А.В. Ендольцева, 2018
Научная специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Алла Васильевна Ендольцева, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых основ управления МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 НИИ ФСИН России (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]
Аннотация. Уголовная политика является механизмом, который способствует устранению противоречий между институтами и нормами различных отраслей права антикриминального цикла и их развитию, подчиненному научно-обоснованным единым стратегическим целям в сфере борьбы с преступностью, одобренным обществом и закрепленным государством в официальном документе. Уголовная политика должна определять и принципы организации правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью, принципы организации контроля за правоприменительной деятельностью государства в сфере борьбы с преступностью со стороны институтов гражданского общества, принципы согласованной и сбалансированной деятельности субъектов профилактики преступлений.
Ключевые слова: уголовная политика, субъекты уголовной политики, концепция уголовной политики, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью.
CRIMINAL POLICY AND LAW ENFORCEMENT
Alla Vasilyevna Endoltseva, doctor of legal Sciences, Professor, head of Department of legal bases of administration Moscow State Institute of International Relations at the Ministry of Foreign Affairs of Russia, leading research fellow of SIC-1 research Institute of the Federal penitentiary service of Russia
(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]
Annotation. Criminal policy is a mechanism that would contribute to the elimination of contradictions between the institutions and the norms of various branches of the law of the anti-criminal cycle and their development, subject to scientifically based common strategic goals in the field of crime, approved by the society and enshrined in the official document. Criminal policy should also define the principles of law enforcement in the fight against crime, the principles of the organization of control over the law enforcement activities of the state in the fight against crime by the institutions of civil society, the principles of coordinated and balanced activity of the subjects of crime prevention.
Keywords: criminal policy, subjects of criminal policy, the concept of criminal policy, law enforcement, law enforcement agencies, coordination of law enforcement agencies in the fight against crime.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: А.В. Ендольцева. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):201-4
Преступность — сложное социально-правовое явление, поскольку связана с целым спектром политических, психологических, экономических, правовых и иных вопросов. В связи с этим, говоря о политике государства в сфере борьбы с преступностью, следует понимать, что она реализуется в процессе применения не только специальных мер антикриминального цикла (уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативно-розыскных,
криминологических), но и иных социальных мер (экономические, идеологические, психологические, педагогические, медицинские, организационные). Государство в соответствии со своей национальной политикой, концепцией развития социальной политики определяет политику в сфере борьбы с преступностью (уголовную политику1), ее идеологию и стратегию. Органы же государства, которым государство делегировало свои полномочия по борьбе с преступностью, находятся
на переднем крае этой борьбы. В первую очередь, это органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции, федеральной службы безопасности, Следственный комитет РФ и иные правоохранительные органы.
Однако эффективность уголовной политики нельзя связывать только с деятельностью органов право-охраны, которые не могут и не должны подменять органы социального воспитания, социальной защиты, образования, здравоохранения и пр. Вместе с тем деятельность правоохранительных органов — непосредственных субъектов реализации уголовной политики — существенно влияет на преступность и при эффективном управлении ограничивает преступность до максимально возможных пределов. Вместе с тем, правоохранительная деятельность не в состоянии ставить перед собой цель устранения преступности. Прежде всего потому, что с преступностью не справиться только правовыми средствами. Смысл правоохранительной деятельности заключается в контроле над преступностью, удержании ее в определенных заданных параметрах, причинно связанных с условиями социальной жизни. Правоохранительная деятельность призвана вскрывать причины преступности, выявлять условия, благоприятные для совершения преступлений, и совместно с другими государственными органами, общественными организациями, институтами гражданского общества нейтрализовывать и устранять их.
«Принимая во внимание, что преступность представляет собой социальное явление и выступает продуктом наличия в обществе объективных причин, детерминирующих совершение преступления, уголовную политику государства по противодействию преступности следует рассматривать как системную деятельность органов и учреждений государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, направленную на ликвидацию объективных причин уголовных правонарушений и устранение из сознания представителей современного российского общества субъективных условий совершения общественно опасных деяний посредством адекватного сочетания апробированных и подлежащих реализации на правоприменительном уровне мер убеждения и принуждения» [2. С. 23].
Как отмечает известный криминолог В.В. Луне-ев, «с развитием общества социальные, экономические, политические и психологические противоречия криминогенного характера не уменьшаются, а даже возрастают. Самый высокий реальный и особенно учитываемый общий уровень преступности, как ни парадоксально звучит, наличествует в самых богатых, экономически, социально и политически развитых странах» [3. С. 5]. Рост преступности, как ни странно, тесно связан с такими процессами общественного развития, как урбанизация, научно-технический прогресс, рост жизненного уровня. Отмеченные факторы рассматривались преимущественно лишь как позитивные явления и почти не принимались во внимание при анализе уголовно-политических проблем.
Политические, социально-экономические достижения государства, высокий уровень жизни сами по себе не дают весомого результата в борьбе с преступностью. Научно-технический прогресс способствует росту благосостояния далеко не всех слоев общества. Такие инфраструктуры, как, к примеру, медицина, образование, строительство обходят своим вниманием малообеспеченных граждан, поведение которых становится зачастую криминогенным. Появление безналичных способов обращения денежных средств породил новые виды преступлений против собственности, как, например, мошенничество с использованием платежных карт, мошенничество в сфере компьютерной информации. Стали приманкой для преступников сфера кредитования, страхования. В большей мере проявляются организованные формы преступного поведения, изощреннее становится коррупционная преступность.
Можно говорить о том, что каковы социальные условия, такова и преступность, ее криминологическая характеристика (состояние, уровень, динамика). Конечно, состояние преступности в разных странах отличается. Вместе с тем, много и общих черт в структуре преступности высокоразвитых стран. Преобладают здесь преступления против собственности. Их удельный вес в общей структуре преступности колеблется от 70% в ФРГ до 90% в Японии. Правда, динамика этих преступлений не везде одинакова. В США и Англии более быстрыми темпами растет доля насильственных преступлений при снижении имущественных, в Японии и ФРГ уменьшается удельный вес насильственных преступлений и увеличивается доля имущественных2.
В связи с этим возникает необходимость в правильном построении государством и обществом уголовной политики, определении ее основных целей и задач, приоритетных направлений. Речь идет о современном законодательстве антикриминального цикла, об эффективных способах и средствах борьбы с преступностью и сущности правоохранительной деятельности.
В процессе общественного развития происходит переоценка роли и значимости социальных ценностей, нуждающихся в правовой охране. Новый взгляд на иерархию социальных ценностей отражает современное (на тот или иной период) общественно-политическое и экономическое устройство.
Давайте вспомним, что в советский период первоочередными задачами уголовного законодательства СССР и союзных республик провозглашались прежде всего государственные интересы — «охрана общественного строя СССР, его политической и экономической систем, социалистической собственности, личности, прав и свобод граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств» 3.
Конституция Российской Федерации 1993 года, с учетом демократических преобразований в российском государстве, в статье 2 провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы, в связи с этим закрепив обязанностью государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и граж-
данина. Понятно, что такие положения Основного закона нашего государства должны были найти отражение и в отраслевом законодательстве. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации охрана прав и свобод человека и гражданина выдвинута законодателем на первостепенный план. Неслучайно Особенная часть УК РФ начинается с раздела «Преступления против личности». И только за тем в ст. 2 УК РФ говорится о таких задачах уголовного закона как охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана окружающей среды, конституционного строя, т.е. речь идет уже об охране от преступных посягательств интересов общества и государства. В статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в свою очередь, определено следующее назначение уголовного судопроизводства России — «защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод».
Однако по своей природе уголовное право — это отрасль публичного права, которое регулирует отношения, связанные, как известно, с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. Должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, являются представителями государства, несут государственную службу. Возникает вопрос: а не парадоксально ли, что для государственного служащего приоритетом являются интересы личности, как это предписывает статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»4, нежели интересы государства? Ведь государственный служащий, прежде всего, должен заботиться об интересах государства. Однако при этом не должны быть нарушены права и законные интересы личности. Часть 1 ст. 11 УПК РФ закрепляет обязанность должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного процесса их права, обязанности и ответственность, а также обязанность обеспечивать возможность осуществления этих прав.
Почему же в российском законодательстве первостепенное место отводится защите прав и законных интересов личности? В демократическом правовом государстве интересы самого государства не могут противоречить законным интересам личности. По нашему мнению и мнению иных авторов, «нельзя противопоставлять интересы личности интересам государства. Когда интересы многих личностей совпадают, они становятся общими интересами и защита этих интересов передается как бы по умолчанию в ведение государства. В качестве таковых можно назвать, к примеру, общественную безопасность и борьбу с преступностью, защиту окружающей среды, оборону страны, охрану границ, сотрудничество с другими государствами и др. Они обретают характер государственных функций, для их реализации создаются организационные структуры, правоохранительные органы...» [3. С. 173-174].
Несмотря на то, что единого подхода к понятию правоохранительной деятельности нет, однако совершенно ясно, что по своему содержанию правоохранительная деятельность шире, чем борьба с преступностью. Правоохранительная деятельность направлена на охрану права от любых правонарушений, выявления, пресечения, предупреждения любых правонарушений, применение мер юридической ответственности к правонарушителям. Именно таким образом в государстве достигается состояние законности и обеспечивается правопорядок. В рамках уголовной политики нас интересует деятельность различных органов, организаций, учреждений, которые следует рассматривать их в системе.
К субъектам уголовной политики, определяющим направления уголовной политики Российской Федерации и ее развития и руководящим ее реализацией в масштабе страны, относятся Президент, Правительство, Федеральное Собрание Российской Федерации. Субъектами, разрабатывающими теоретические аспекты и доктринальные положения уголовной политики, являются прежде всего научно-исследовательские и образовательные учреждения, в которых в рамках поручению органов исполнительной и законодательных властей либо по собственной инициативе разрабатываются концептуальные подходы и законопроекты, касающиеся проблем уголовной политики. В группу субъектов, непосредственно реализующих уголовную политику, включают суды, прокуратуру, Следственный комитет РФ, органы внутренних дел, федеральную службу безопасности, федеральную таможенную службу, федеральную службу судебных приставов, федеральную службу исполнения наказаний.
Безусловно, в реализации уголовной политики участвуют и другие субъекты (например, Совет Безопасности Российской Федерации), а также органы исполнительной власти Российской Федерации, которые выше не были названы, муниципальные органы. Нельзя умалять и значения субъектов гражданского общества, политических партий в формировании, реализации и совершенствовании уголовной политики России.
Использование возможностей всех уровней и подсистем уголовной политики, обеспечение согласованности (координации и взаимодействия) всех субъектов уголовной политики предполагает такой принцип уголовной политики, как комплексность и целостность в борьбе с преступностью. Этот принцип реализуется при подготовке согласованных планов и программ борьбы с преступностью, подготавливаемых и реализуемых субъектами уголовной политики различных уровней, иными государственными органами и общественными объединениями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вопросу координации правоохранительной деятельности государство уделяет большое внимание. Функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью возложена на прокуратуру Российской Федерации (п.
2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ)5. В данном случае под координацией подразумевается осуществляемое прокуратурой Российской Федерации согласование деятельности правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.
Огромное значение в рамках уголовной политики имеет оптимизация функций субъектов уголовной политики различных уровней управления, а также кадровое и ресурсное обеспечение реализации уголовной политики. Здесь следует учитывать зарубежный опыт, прежде всего, при определении соотношения общенациональных, региональных и даже муниципальных интересов, когда полномочия федеральной власти ограничиваются, как правило, общенациональными проблемами (противодействие организованной преступности, терроризму, коррупции чиновников высокого уровня и т.п.), а принятие мер в отношении общеуголовной преступности решается на региональном (субъектов РФ) уровне. На этом уровне должны решаться вопросы, связанные с непосредственной работой по выявлению лиц, подготавливающих и совершающих преступления бытовой, досуговой, уличной направленности, а также вопросы организации и осуществления индивидуальной профилактики преступлений. На этом уровне управления можно, на наш взгляд, эффективнее распоряжаться ресурсами и осуществлять оперативный контроль за субъектами, реализующими уголовную политику.
В заключение представляется целесообразным сформулировать вывод о необходимости закрепить принципы, цели, задачи, основные направления уголовной политики в качестве официально принятого государством документа. Это способствовало бы, прежде всего, тому, чтобы все принимаемые законопроекты и иные нормативные акты, программные документы, нацеленные на борьбу с преступностью, соотносились бы их разработчиками, а также законодателем с официально закрепленными основами уголовной политики России. Последние должны определять и принципы организации правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью, принципы организации контроля за правоприменительной деятельностью государства в сфере борьбы с преступностью со стороны институтов гражданского общества, согласованной и сбалансированной деятельности субъектов профилактики преступлений.
1 Впервые это понятие появилось в 1804 г. в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, а именно в труде "Versuch einer Criminaljurisprudenz des Koran".
2 https://vuzlit.ru/752378/obschaya_harakteristika_ prestupnosti_vysokorazvityh_zarubezhnyh_stranah
3 См.: Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. 25.12.1958г. // СПС «Консультант Плюс»
4 Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»
5 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 220-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в последующих редакциях) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР . 1992, №8, ст.366; СЗ РФ. 1995, № 47, ст.4472.
Литература
1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации: основные направления совершенствования уголовного закона и оптимизация мер противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 23.
2. Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. № 1. С. 5.
3. Миндагулов А.Х. Об уголовно-правовой политике в сфере правоохранительной деятельности // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 2. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013. С. 173-174.
References
1. Avdeev V A., Avdeeva O. A. the Concept of criminal law policy of the Russian Federation: the main directions of improvement of the criminal law and optimization of measures of counteraction to crime // journal of Criminology of Baikal state University of Economics and law. 2014. No. 1. C. 23.
2. Luneev V. V. Tendencies of contemporary crime and its control in Russia // State and law. 2004. No. 1. C. 5.
3. Mindagulov A. H. About criminal law policy in the sphere of law-enforcement activity Improvement activities of law enforcement agencies in the fight against crime in modern conditions: Materials of international scientific-practical conference (1-2 November 2013). Issue 10. Part 2. Tyumen: GAMEUP, 2013. C. 173-174.