Научная статья на тему 'Уголовная политика России и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью'

Уголовная политика России и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2048
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / CRIMINAL-LEGAL POLICY / CRIMINAL PROCEDURAL POLICY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL-EXECUTIVE POLICY / CRIMINOLOGICAL (PREVENTIVE) POLICY / PRINCIPLES OF RUSSIA'S CRIMINAL POLICY / CONCEPT OF RUSSIA'S CRIMINAL POLICY / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ (ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ / КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ендольцева Алла Викторовна

Статья посвящена изучению уголовной политики государства, эффективность которой зависит от того, насколько она представляет собой цельный, научно обоснованный курс борьбы с преступностью. Такую цельность ей придают, по мнению автора, базовые начала уголовной политики, которые должны определять принципы и содержание различных отраслей права, направленных на борьбу с преступностью. Автор заключает, что уголовная политика является механизмом, который способствует устранению противоречий между институтами и нормами различных отраслей права антикриминального цикла и их развитию, подчиненному научно обоснованным единым стратегическим целям в сфере борьбы с преступностью, одобренным обществом и закрепленным государством в официальном документе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL POLICY OF RUSSIA AND ITS VALUE IN A REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST CRIME

Article is devoted to studying of criminal policy of the state which efficiency depends on as far as she represents an integral, evidence-based course of fight against crime. This integrity is achieved due, according to the author, to the basic principles of criminal policy, which should determine the principles and content of various branches of law aimed at combating crime. The author concludes that the criminal policy is a mechanism that would help to eliminate the contradictions between the institutions and norms of various branches of the law of the anti-crime cycle and their development, subordinated to scientifically grounded common strategic goals in the field of combating crime, approved by society and fixed by the state in an official document.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика России и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.1 ББК 67

© 2018 г. А. В. Ендольцева,

заведующая кафедрой правовых основ управления МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 НИИ ФСИН России доктор юридических наук, профессор. E-mail: allaend65@rambler.ru

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Статья посвящена изучению уголовной политики государства, эффективность которой зависит от того, насколько она представляет собой цельный, научно обоснованный курс борьбы с преступностью. Такую цельность ей придают, по мнению автора, базовые начала уголовной политики, которые должны определять принципы и содержание различных отраслей права, направленных на борьбу с преступностью. Автор заключает, что уголовная политика является механизмом, который способствует устранению противоречий между институтами и нормами различных отраслей права антикриминального цикла и их развитию, подчиненному научно обоснованным единым стратегическим целям в сфере борьбы с преступностью, одобренным обществом и закрепленным государством в официальном документе.

Ключевые слова: уголовная политика, уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика, уголовно-исполнительная политика, криминологическая (предупредительная) политика, принципы уголовной политики России, концепция уголовной политики России.

А. V. Endoltseva - Head of the Department of Legal Bases of Management of Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Leading Scientific Employee of Scientific Research Centre

№ 1 at Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor.

CRIMINAL POLICY OF RUSSIAAND ITS VALUE IN A REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS

IN THE SPHERE OF FIGHTAGAINST CRIME

Article is devoted to studying of criminal policy of the state which efficiency depends on as far as she represents an integral, evidence-based course of fight against crime. This integrity is achieved due, according to the author, to the basic principles of criminal policy, which should determine the principles and content of various branches of law aimed at combating crime. The author concludes that the criminal policy is a mechanism that would help to eliminate the contradictions between the institutions and norms of various branches of the law of the anti-crime cycle and their development, subordinated to scientifically grounded common strategic goals in the field of combating crime, approved by society and fixed by the state in an official document.

Keywords: criminal policy, criminal-legal policy, criminal procedural policy, criminal-executive policy, criminological (preventive) policy, principles of Russia's criminal policy, concept of Russia's criminal policy.

Говоря о правовой политике государства в сфере борьбы с преступностью, следует рассматривать ее как систему. Н. А. Беляев еще 1958 году отмечал: «Политика ... государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями, называется уголовной политикой» [7, с. 111-119]. Составными частями уголовной политики как системы являются следующие.

Прежде всего это уголовно-правовая политика, охватывающая области уголовного правотворчества, совершенствования уголовного законодательства, практики применения уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, а также управления этой практикой.

Она занимает ведущее место в системе уголовной политики, как и уголовное право -в правовом обеспечении борьбы с преступностью.

Формой реализации уголовно-правовой политики является политика уголовно-процессуальная, охватывающая области процессуального правотворчества, совершенствования уголовно-процессуального законодательства и практики применения процессуальных форм и средств борьбы с преступностью, а также управления этой практикой.

Уголовно-исполнительная (пенитенциарная) политика включает области правотворчества в сфере исполнения уголовного нака-

зания, исправления осужденных, повышения эффективности практики исполнения уголовного наказания, а также управления этой практикой.

Крайне важна политика государства в области предупреждения преступлений (криминологическая политика), определяющая вектор и пути реализации профилактики антиобщественных явлений, а также направления практического осуществления предупредительной деятельности, управления этой практикой. Криминологическая политика формирует стратегию борьбы с преступностью, поскольку профилактика является эффективным средством противодействия правонарушениям.

Несомненно, важную роль в борьбе с преступностью играет сфера оперативно-разыскной деятельности, охватывающая область правотворчества по выработке правовых основ оперативно-разыскных мер борьбы с преступностью, совершенствования оперативно-разыскного законодательства и практики его применения, а также управления этой практикой. Основные аспекты развития оперативно-разыскной науки и практики определяются базовыми началами уголовной политики.

Одним из направлений, оказывающих воздействие на борьбу с преступностью, является административно-правовая наука и практика в части правотворчества по выработке административно-правовых мер борьбы с такими «фоновыми» явлениями преступности, как алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество, попрошайничество, безнадзорность несовершеннолетних, во многом способствующих совершению преступлений. Применение административно-правовых мер к правонарушителю позволяет осуществлять раннюю профилактику преступного поведения. Уголовная политика должна уделять внимание этим обстоятельствам и в своем содержании в рамках криминологической (профилактической) политики отражать руководящие идеи по предупреждению не только преступных деяний, но и административных правонарушений.

Отметим, что ни один нормативный акт не содержит определение понятия «уголовная политика». В научной литературе существует немало фундаментальных исследований, посвященных этой проблеме. Наиболее интенсивно они разрабатывались в России в 60-80-е годы прошлого столетия известны-

ми отечественными учеными: А. А. Герцензо-ном, М. Д. Шаргородским, А. С. Шляпочнико-вым, Б. С. Утевским, а позднее - В. Ф. Аб-рамкиным, Г. А. Аванесовым, Н. А. Беляевым, М. М. Бабаевым, В. А. Владимировым, С. Е. Вициным, И. М. Гальпериным, П. С. Дагелем,

A. И. Долговой, Н. И. Загородниковым,

B. К. Звирбулей, И. И. Карпецем, В. Н. Кудрявцевым, В. И. Курляндским, В. В. Лунее-вым, Ю. И. Ляпуновым, Г. М. Миньковским, П. Н. Панченко, Э. Ф. Побегайло, А. Б. Сахаровым, Н. А. Стручковым, А. М. Яковлевым и другими.

Вместе с тем толкования понятия «уголовная политика» неоднозначны; имеются разные мнения авторов и по вопросам самой терминологии. Так, часто не проводятся разграничения между понятиями «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика» либо допускается их отождествление, что представляется неверным. Уголовно-правовая политика, являясь составным, но базовым элементом уголовной политики, определяет содержание и принципы уголовного законодательства. Проявляется это в отнесении тех или иных деяний к числу преступных (вопросы криминализации и декриминализации), в ранжировании преступных деяний по степени общественной опасности (категории преступлений), в определении целей и видов наказаний, выделении обстоятельств, освобождающих от уголовной ответственности и наказания, смягчающих или отягчающих ответственность лица, совершившего преступление, и т. п. Таким образом, уголовно-правовой политикой является уголовная политика лишь в узком смысле слова.

Обобщив множество определений уголовной политики, предлагаем следующее ее понимание: это выработанная государством, а также субъектами гражданского общества генеральная линия, определяющая цели, основные направления, принципы и средства воздействия на преступность путем формирования и развития политико-правовых основ борьбы с преступностью, практики их применения, а также путем выработки мер, направленных на предупреждение преступности, воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения с целью минимизации преступности и ее последствий.

Уголовная политика государства эффективна только в случае, когда представляет собой цельный, научно обоснованный курс борьбы

с преступностью. Такую цельность ей придают прежде всего руководящие идеи, составляющие ее «костяк», - принципы уголовной политики [11, с. 168-175], являющиеся ее базовыми началами.

К сожалению, современные политико-правовые решения в России не всегда отличаются четкой подчиненностью принципам уголовной политики. К тому же последние выделяются лишь в юридической науке. При этом количество, виды и содержание принципов уголовной политики зависят от исторического периода развития государства, а также субъективного восприятия их авторами. Поэтому и сегодня исследователи в своих научных трудах указывают разное количество и различные виды принципов уголовной политики России.

Такому положению дел во многом способствует отсутствие концепции уголовной политики в Российской Федерации как официально принятого государством документа, который определял бы руководящие идеи государства и общества, нацеленные на борьбу с преступностью, ее эффективную организацию и управление в данной сфере. При этом базовые начала уголовной политики должны определять принципы и содержание различных отраслей права, направленных на борьбу с преступностью. Именно уголовная политика является тем механизмом, который бы способствовал устранению противоречий между институтами и нормами различных отраслей права антикриминального цикла и их развитию, подчиненному научно обоснованным единым стратегическим целям в сфере борьбы с преступностью.

Представляется, что принципы уголовной политики и принципы, закрепленные в нормах уголовного права (ст. 3-7 Уголовного кодекса Российской Федерации), уголовно-процессуального права (глава II Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), уголовно-исполнительного права (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), суть не одно и то же. Вместе с тем принципы отраслей права антикриминального цикла должны быть напрямую связаны с базовыми началами уголовной политики, вытекать из них, при этом имея собственное содержание, соответствующее предмету правового регулирования. Благодаря нормативно закрепленным принципам соответствующих отраслей права воплощаются в

жизнь (практику) принципы уголовной политики.

Принципы уголовной политики и отраслей права антикриминального цикла имеют различные механизмы и источники формирования. Первые определяются различными источниками нормативного характера, прежде всего это, конечно, Конституция Российской Федерации. Однако следует отметить, что на существование и развитие базовых начал уголовной политики оказывают значительное влияние нормы морали, нравственности и даже религии. Поэтому, как указывают многие авторы, принципы уголовной политики полинормативны, тесно связаны друг с другом, взаимопроникают друг в друга, пронизывают всю систему правоохранительной и правозащитной деятельности. Но лишь только правовая форма, в которую они обличены в настоящее время в отраслях права, придает им обязательную силу.

При определении политической линии в сфере борьбы с преступностью необходимо руководствоваться принципами уголовной политики, которые должны быть не только названы в научных трудах, но и закреплены в руководящих документах государства (в концепции, стратегии или федеральном законе об основах уголовной политики в Российской Федерации). Любое искажение таких принципов либо отход от них в процессе правотворчества и правоприменения неизбежно приведут к самым отрицательным последствиям.

Следует отметить, что далеко не все принципы уголовной политики отражены в полном объеме в той или иной отрасли права. В то же время в этом нет необходимости прежде всего потому, что каждая из отраслей права, в которой закреплены правовые основы борьбы с преступностью, имеет собственный предмет правового регулирования. Однако принципы отраслей права антикриминального цикла должны отличаться общей целевой направленностью. Кроме того, некоторые базовые начала уголовной политики, напрямую не закрепленные в соответствующих законах как принципы, так или иначе находят свое отражение в различных правовых институтах, существование которых направлено на реализацию руководящих идей уголовной политики России.

Обобщив точки зрения авторов, а также высказав собственную позицию по данному

вопросу, рассмотрим следующие базовые начала (принципы) современной уголовной политики России.

Социальная обусловленность борьбы с преступностью как принцип уголовной политики вытекает прежде всего из природы самой преступности. В соответствии с положениями науки криминологии преступность имеет социальную природу, так как возможна только в человеческом обществе [9, с. 101106]. Вместе с тем общество, порождая это негативное социально-правовое явление, предпринимает меры к тому, чтобы минимизировать преступность, причем они должны быть научно обоснованными. В то же время антикриминальная наука постоянно развивается, и этому уделяется большое значение.

Что касается таких положений, как демократическая сущность и легитимность, следует отметить, что их правовая природа определена Конституцией РФ, в ст. 2 которой закреплено принципиальное положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства». Принцип демократизма напрямую закреплен в ст. 8 УИК РФ как принцип уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Реализация данного принципа обеспечивается многими предписаниями уголовно-исполнительного законодательства РФ.

Легитимность следует рассматривать как согласие общества на борьбу с преступностью в рамках закона. Проблемы в сфере борьбы с преступностью обсуждаются в печати, на радио и телевидении, на этой основе формируется общественное мнение, которое не может игнорироваться органами государственной власти различных уровней. Общественное мнение при оценке эффективности деятельности правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, должно иметь значение при определении организационно-правовых основ их функционирования.

Гуманность и нравственность как принципы уголовной политики реализуются посредством многих правовых норм и институтов. Так, ст. 7 УК РФ закрепляет принцип гуманизма, определяя его содержание следующим образом: «Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные

меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Статья 9 УПК РФ закрепляет принцип уважения чести и достоинства: «В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». На основании ч. 4 ст. 164 УПК РФ при производстве следственных действий недопустимо создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц. В части 4 ст. 179 УПК РФ закреплены нравственные аспекты уголовного судопроизводства - при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если оно предполагает обнажение данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом. Фотографирование, видеозапись и киносъемка в таких случаях проводятся с согласия освидетельствуемого лица.

Гуманизм как один из принципов закрепляется и в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации (ст. 8 УИК РФ). При этом ст. 3 УИК РФ закрепляет необходимость строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, а ст. 12 УИК РФ, посвященная основным правам осужденных, определяет, что «осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований». Статья 1 3 УИК РФ регламентирует право осужденных на личную безопасность. О мерах безопасности, приме-

няемых к участникам уголовного судопроизводства, говорится в ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Последние названные нормы являются примером реализации такого принципа уголовной политики России, как обеспечение безопасности личности.

Комплексность и целостность в борьбе с преступностью предполагают использование возможностей всех уровней и подсистем уголовной политики, обеспечение согласованности (координации и взаимодействия) всех субъектов уголовной политики. Этот принцип реализуется при подготовке согласованных планов и программ борьбы с преступностью, разрабатываемых и реализуемых субъектами уголовной политики различных уровней, иными государственными органами и общественными объединениями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вопросу координации правоохранительной деятельности государство уделяет большое внимание. Функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью возложена на Прокуратуру Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона о Прокуратуре РФ) [2]. В данном случае под координацией подразумевается осуществляемое Прокуратурой Российской Федерации согласование деятельности правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

Предупредительное воздействие на преступность всеми правовыми средствами как принцип уголовной политики реализуется нормативным закреплением следующих положений. Статья 2 УК РФ называет одной из задач Уголовного кодекса Российской Федерации предупреждение преступлений. Целью уголовного наказания (ст. 43 УК РФ) наряду с восстановлением социальной справедливости и исправлением осужденного является предупреждение совершения новых преступлений.

В соответствии со ст. 97 УПК РФ одним из оснований для избрания меры пресечения является то, что у дознавателя, следователя, а также суда имеются достаточные доказательства полагать, что обвиняемый (подозреваемый) может продолжить заниматься

преступной деятельностью. Следует отметить также право суда, закрепленное в ч. 4 ст. 29 УПК РФ: если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства, требующие принятия необходимых мер.

Статья 1 УИК РФ закрепляет целью уголовно-исполнительного законодательства РФ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; ст. 84 УИК РФ в целях обеспечения личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений дозволяет оперативным аппаратам исправительных учреждений осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Статья 86 УИК РФ (меры безопасности и основания их применения) в целях пресечения противоправных действий, а равно предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе допускает возможность применения физической силы, специальных средств и оружия.

Принцип законности - один из основополагающих принципов российского права, в том числе и прежде всего отраслей права антикриминального цикла. Принцип законности обеспечивает соответствие федеральных законов Конституции Российской Федерации, закону всей системы подзаконных актов и управленческих решений, применение закона в соответствии с его точным смыслом. Он предполагает законное решение вопросов не только преступности и наказуемости деяний (ст. 3 УК РФ), привлечения к уголовной ответственности (ст. 7 УПК РФ), но и других вопросов, связанных, например, с применением оперативно-разыскных мер создания доказательственной базы по уголовному делу или в целях предупреждения, выявления преступлений. Принцип законности действует и применительно к таким правовым институтам, как освобождение от уголовной ответственности (гл. 11 УК РФ), освобождение от наказания (гл. 1 2 УК РФ), исполнение наказания (ст. 8 УИК РФ). Реализации принципа законности как принципа уголовной полити-

ки подчинено назначение уголовного судопроизводства: «защита лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита лиц от незаконного обвинения, осуждения, ограничения их прав и свобод» (ст. 6 УПК РФ).

Необходимо помнить о недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Законность должна быть целесообразной, обоснованной, что относится как к стадии законотворчества, так и правоприменения. Целесообразное решение, в свою очередь, должно быть законным. Этому соответствию служит, в частности, содержащаяся в законе вариативность действия, например, при решении вопросов о привлечении или непривлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, наказании или освобождении от наказания осужденного, о тактике и способах действий при применении силы в случаях беспорядков в исправительных учреждениях, а также в иных случаях, когда должностными лицами правоохранительных органов принимаются решения.

Принцип справедливости как нравственный аспект права обязывает законодателя осуществлять обоснованный отбор криминализируемых и декриминализируемых деяний, устанавливать виды и размер санкций и обеспечивать их построение в конкретных составах преступлений. Справедливость должна гарантировать достижение конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Вместе с тем уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает нормативные предписания, которые, по сути, создают правовые ситуации, когда принцип равенства граждан перед законом не соблюдается. Так, например, российское законодательство закрепляет особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания, а также особый процессуальный статус несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, вследствие чего не все виды наказаний применяются к несовершеннолетним. Не назначается пожизненное лишение свободы, смертная казнь женщинам, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста; не назначаются обязательные работы, исправительные, принудительные работы как виды уголовного наказания инвалидам первой группы. Однако такие особенности оправданы справедливым, гуманным отноше-

нием общества и государства к гражданам, принадлежащим к таким категориям, которые заслуживают особого расположения в силу возраста, состояния здоровья.

Вместе с тем в реализации такого принципа уголовной политики, как равенство граждан перед законом и судом, имеются и другие фактические и юридические препятствия, например, наличие так называемого «процессуального иммунитета» у определенной категории должностных лиц (ст. 447 УПК РФ) - депутатов, высших должностных лиц государства, а также судей, прокуроров, следователей, адвокатов.

Принцип справедливости тесно связан с таким положением уголовной политики, как дифференциация и индивидуализация ответственности, позволяющим осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное воздействие на лицо, совершившее преступление. Ярким примером нормативного воплощения в жизнь принципа справедливости является ст. 6 УК РФ, в которой закреплено, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». На реализацию данного принципа направлены положения ст. 60 УК РФ (общие начала назначения наказания). Принцип справедливости в аспекте индивидуализации ответственности связан с всесторонностью, полнотой и объективностью досудебного и судебного исследования всей совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Так, в соответствии со ст. 389.15 УПК РФ несправедливость приговора является основанием отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке.

Следует отметить, что правоохранительные органы стремятся к максимально возможному восстановлению социальной справедливости в отношении жертвы преступления, отдельных социальных групп и общества в целом. Принцип справедливости предполагает создание уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного механизмов, обеспечивающих выявление и наказание всех лиц, совершивших преступление, с тем, чтобы достигнуть воплощения в жизни такого

принципа уголовной политики, как неотвратимость ответственности. Законодатель закрепляет уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры, направленные на возмещение лицом, совершившим преступление, вреда, причиненного преступлением.

Таким образом, восстановление социальной справедливости в сфере реализации уголовной политики подчеркивает единство нравственных и правовых основ последней.

Защита потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения их прав реализуются прежде всего в рамках уголовно-процессуальной политики. Данный принцип нашел отражение в ст. 6 УПК РФ (назначение уголовного судопроизводства). «Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию» (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). Статья 22 УПК РФ регламентирует право потерпевшего на участие в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения - выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном УПК РФ. В статье 42 УПК РФ, определяющей процессуальный статус потерпевшего, закреплен целый комплекс его прав, обеспечивающий его доступ к правосудию в качестве участника уголовного судопроизводства.

Что касается защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения их прав, следует назвать правовые инструменты, обеспечивающие реализацию данного базового положения уголовной политики. В соответствии с ч. 1 ст. 24 УПК РФ основаниями отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения являются отсутствие события преступления, а также отсутствие состава преступления. На основании ст. 133 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по этим основаниям, а также подсудимый, которому вынесен оправдательный приговор, имеют право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.

На реализацию рассматриваемого положения уголовной политики направлены также такие правовые институты, как апелляционное, кассационное и надзорное производства, в ходе которых суды вышестоящих судебных инстанций проверяют по жалобам, представлениям законность (а в апелляционном производстве, кроме законности, - обоснованность и справедливость) решения, вынесенного судом нижестоящей судебной инстанции.

Рассматривая такие принципы уголовной политики, как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту, следует отметить прежде всего их конституционно-правовую основу. Презумпция невиновности закреплена в ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. 1 4 (презумпция невиновности) в рамках конституционных предписаний расширяет эти положения, учитывая специфику предмета правового регулирования. Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В статье 1 6 УПК РФ конституционные предписания конкретизируются; в частности, в ч. 3 данной нормы говорится о том, что в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст. 51 УПК РФ), обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу.

Рациональное применение мер государственного принуждения и экономия уголовной репрессии как принципы уголовной политики реализуются в следующих правовых предписаниях. В статье 99 УПК РФ определено, что при избрании меры пресечения учиты-

вается не только тяжесть преступления, но и сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Меры взыскания применяются к осужденным только в случаях нарушения установленного порядка отбывания наказания (ст. 115 УИК РФ). При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение (ст. 117 УИК РФ). В соответствии с общими началами назначения наказания (ч. 1 ст. 60 УК РФ) более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

Экономию уголовной репрессии обеспечивают такие правовые институты, как малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ), освобождение от уголовной ответственности (гл. 11 УК РФ), освобождение от наказания (гл. 12 УК РФ), амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ), четкая регламентация оснований и условий заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ). Важное значение в реализации рассматриваемых принципов играет такой правовой инструмент, как депенализа-ция, то есть сокращение количества приговоров к лишению свободы, снижение сроков лишения свободы, расширение видов наказаний, не связанных с лишением свободы.

Ограниченные силы и средства правоохранительных органов вынуждают их вести активное наступление прежде всего в борьбе с тяжкими преступлениями. «Выявление приоритетов уголовно-правовой борьбы с преступностью в таких условиях - перспективная задача уголовной политики... Осознание ограниченности ресурсов, которые государство может выделить на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, должно подвигать исполнительную и законодательную власть к идее создания правовых механизмов избирательного отказа от преследования конкретных правонарушений» [8, с. 107]. В связи с вышесказанным, несомненно, следует одобрить позицию Верховного Суда Российской Федерации о введении в Уголовный кодекс Российской Федерации уголовного проступка, под которым предлагается понимать преступление небольшой

тяжести, за совершение которого уголовным законом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Лицо, впервые совершившее уголовный проступок, будет освобождаться от уголовной ответственности с применением одной из мер уголовно-правового воздействия.

Соединение наказания с исправительным воздействием как принцип уголовной политики находит свою реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Но прежде всего назовем ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой законодатель закрепляет понятие наказания, а также его цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Исправление осужденных, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, достигается следующими основными средствами: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ).

Далее рассмотрим принцип соответствия уголовной политики России международным стандартам. Прежде всего сам уголовный закон основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ). «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство», - гласит ч. 3 ст. 1 УПК РФ. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения также основываются на положениях Основного закона РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах России, являющихся составной частью российской правовой системы (ст. 3 УИК РФ).

Уместным будет отметить, что к основополагающим документам в области прав человека, в том числе в сфере уголовной политики, следует отнести Устав ООН, Всеобщую

декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие, которые стали отправной точкой, базисом всей системы универсальных международных актов по правам человека, принятых в рамках ООН, и правовым ориентиром, стандартом для региональных международно-правовых актов, составивших в совокупности разветвленную систему принципов и норм, определяющих виды и содержание прав и свобод человека, а зачастую и порядок их реализации и механизм защиты. Значительную деятельность в рассматриваемой сфере осуществляет Совет Европы, созданный для защиты прав человека, укрепления парламентской демократии и обеспечения верховенства закона, достижение общеевропейских договоренностей, способствующих гармонизации социальной и юридической практики государств - членов Совета Европы (ст. 1 Устава Совета Европы). К системе стандартов в сфере охраны прав участников уголовного и уголовно-исполнительного производства следует отнести: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) и протоколы к ней, Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и протоколы к ней, Конвенцию о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений (1983) и другие. Все указанные международно-правовые акты являются стандартами, служащими моделью для национальной системы уголовного правосудия.

В заключение представляется целесообразным еще раз сформулировать вывод о необходимости закрепить не только принципы, но и цели, задачи, основные направления уголовной политики в качестве официально принятого государством документа. Это способ-

Литература

1 . Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. 30.12. 2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 220-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

ствовало бы тому, что все законопроекты и иные нормативные акты, программные документы, нацеленные на борьбу с преступностью, соотносились бы их разработчиками, а также законодателем с официально закрепленными основами уголовной политики России. При этом изменения в состоянии экономики, идеологии, социальной психологии, особенности состояния и тенденции преступности и иные факторы, на нее влияющие, должны постоянно анализироваться и использоваться при корректировке целей и задач уголовной политики, определении тактических аспектов ее реализации. Уголовная политика должна быть подвижной, чутко реагировать на меняющуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и пр.) и подвергаться изменениям при относительной стабильности законодательства, которое также надлежит корректировать при устойчивости тенденций развития общества и государства. Нельзя также забывать о том, что уголовная политика предопределяется как национальными, так и международными факторами, влияющими на борьбу с преступностью.

Полностью поддерживаем позицию доктора юридических наук, профессора Э. Ф. Побе-гайло, который заявляется, что «все законодательство, связанное с борьбой с преступностью и представляющее единую систему (УК, УПК, УИК, да и КоАП РФ), должно быть подвергнуто комплексной криминологической и уголовно-политической экспертизе (с учетом опыта его практического применения и оценки эффективности). Результаты экспертизы должны быть учтены при принятии законодателем Основ государственной политики борьбы с преступностью... Российскому обществу нужна единая концепция, единая стратегия борьбы с преступностью» [10, с. 14].

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (amended in December 30, 2008) // Russian Federation Code. 2009. № 4. Art. 445.

2. Federal law of 17.01.1992 № 220-1 «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // Gazette of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1992. № 8. Art. 366; Russian Federation Code. 1995. № 47. Art. 4472.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 17 июня 1996 года (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 42 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка"». Ц^: http://supcourt.ru/documents/own/24308/

7. Беляев Н. А. Понятие советского исправительно-трудового права и основные принципы советской исправительно-трудовой политики // Вестник ЛГУ. Серия «Экономика, философия, право». 1958. № 5. Вып. 1.

8. Кондрат И. Н. Концепция уголовной политики и совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства // Вестник МГИМО-Университет. 2013. № 3(30).

9. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. 4 изд., перераб. и доп. М., 2016.

10. Побегайло Э. Ф. Уголовная политика современной России: авторская концепция // Вестник РГУ им. И. Канта. Вып. 9: Экономические и юридические науки. 2007.

11. Сабитов Т. Р. Уголовно-правовая политика Российской Федерации и ее принципы // Вестник НГУ. Серия «Право». 2007. Т. 3. Вып. 1.

12. Алексеев А. И., Журавлев М. П., Сухарев А. Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.

13. Босхолов С. С. Основы уголовной политики. М., 1999.

14. Тер-Акопов А. А. Уголовная политика Российской Федерации. М., 1999.

3. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (rev. and add.) // Russian Federation Code. 1996. № 25. Art. 2954.

4. The Criminal Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 № 1-FZ (current version) // Russian Federation Code. 1997. № 2. Art. 198.

5. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001№ 174-FZ (rev. and add.) // Russian Federation Code. 2001. № 52 (part I). Art. 4921.

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 31.10.2017 № 42 «On the Introduction into the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the Draft Federal Law "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation in Connection with Introducing the Term Criminal Offense"». URL: http://supcourt.ru/documents/own/24308/

7. Belyaev N. Ah. The concept of Soviet labor law and the basic principles of Soviet labor policy // Vestnik LGU. Series «Economics, philosophy, law». 1958. № 5. Vol. 1.

8. Kondrat I. N. The Concept of Criminal Policy and the Improvement of Criminal and Criminal Procedural Legislation // Bulletin of MGIMO-Uni-versity, 2013. № 3 (30).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Criminology: a textbook / commonly ed. by A. I. Debt. 4th ed., revised and enlarged. Moscow, 2016.

10. Pobegaylo E. F. Criminal policy of modern Russia: author's concept // Vestnik RGU named after I. Kant. Vol. 9: Economic and legal sciences. 2007.

11. Sabitov T. R. The Criminal law policy of the Russian Federation and its principles // Vestnik NSU. Series «Right». 2007. Vol. 3. Issue 1.

12. Alekseev A. I., Zhuravlev M. P., Sukharev A. Ya. Bases of state policy of fight against crime in Russia. Theoretical model. Moscow, 1997.

13. Boskholov S. S. Fundamentals of criminal policy. Moscow, 1999.

14. Ter-Akopov A. A. Criminal policy of the Russian Federation. Moscow, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.