_I
проблемы управления
правоохранительной деятельностью
Н.А. АНДРЕЕВ,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор
В.Б. КОРОБОВ,
начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор социологических наук, профессор (Академия управления МВД России)
N.A. ANDREEV, Doctor of Sociological Sciences, Candidate of Law Sciences, Professor, Department of theory and Sociology of Command of Internal affairs agencies, Professor
V.B. corobov,
Doctor of Sociological Sciences, Dean, Department of theory and Sociology of Command of Internal affairs agencies, Professor
(Management academy, Ministry for Internal affairs of Russia)
УДК 37.03
интеллект в стратегическом управлении правоохранительной сферой
intellect in strategic management of law enforcement sphere
В статье обосновывается идея о том, что стратегия представляет собой интеллектуальный продукт в виде образа идеального предвосхищения стратегических целей по выстраиванию будущей системы безопасности общества от угроз преступности, а соответственно, требует специальной подготовки руководителей, обладающих навыками стратегического анализа и управления в правоохранительной сфере.
Интеллект, стратегия, правоохранительная сфера, стратегическое управление.
The paper proves that the strategy is a product of the intellectual activity in the form of ideal image of the flash-forward strategic goals to establish the future system of social security to protect from the threats coming from the criminality which therefore requires the special training of chiefs skilled in the strategical analyses and management in the law enforcement sphere.
Intellect, strategy, law enforcement sphere, strategic management.
В последние годы все более актуализируются проблемы стратегического управления в правоохранительной сфере. И это не случайно, поскольку начало XXI в. в целом характеризуется переходом мировой цивилизации из информационной стадии в стадию интеллектуального развития. Время случайных шагов в управлении
постепенно проходит. Его заменяет системная работа, которая становится все более сложной и интеллектуально наполненной. В связи с этим в управлении происходит смещение внимания с информационных потоков на процессы принятия стратегических решений, т. е. в ту сферу, где рождаются новые знания.
2 л н и
0
1
Л
<
и н
К
:|S
0
1
Л
<
и н S
I
<
а
X о
0
м
<
а С
К S
1
и <
м
<
а
и <
ш О а С
30
Западный исследователь У. Агрел, изучая историю разведки, обратил внимание на трансформации, которые претерпела разведывательная деятельность. Согласно его выводам разведка прошла путь от любительства к современному состоянию, которое примечательно тем, что задействованные в ней специалисты не только широко образованны и имеют академическую квалификацию, но и соответствующую профессиональную подготовку, в процессе которой пересекаются наука и практика [6].
То есть сама проблематика стратегического управления подразумевает развитие особого склада мышления, в первую очередь, управленческого персонала правоохранительной системы. В данном случае имеет серьезное значение изучение особенностей влияния определенного сегмента сознания, интеллекта, мышления личности руководителя на принятие стратегических управленческих решений в правоохранительной сфере.
В целом правоохранительная стратегия представляет собой процесс форматирования (проектирования) социальными субъектами соответствующей деятельности и овладение ключевыми позициями в борьбе с преступностью и правонарушениями в целях обеспечения желаемого уровня безопасности общества от вызовов и угроз криминального характера. Правоохранительную стратегию можно определить как обобщающую качественно определенную модель развития правоохранительной системы в неопределенной, нестабильной, сопротивляющейся среде, сформированную для реализации миссии по обеспечению безопасности личности, общества, государства от угроз преступности в различных сферах их жизнедеятельности на основе выбранных долговременных целей (критериев) и оптимального распределения материальных и социальных ресурсов [1, 5].
Стратегия — это развитие правоохранительных процессов, движение вперед, а не позиция выживания, не топтание на месте в деятельности по борьбе с преступностью. При этом совершенно очевидно, что личность стратегического лидера в лице руководителя правоохранительного субъекта должна обладать особыми интеллектуальными качествами: стремлением к проникновению в динамику событий и преодолению различных барьеров неопределенности, изменчивости, сложности и неоднозначности, которые недоступны рутинному руководителю. Здесь должно доминировать качественно иное, стратегическое, мышление, которое можно назвать диагностирующим видением динамики крупномасштабных социальных явлений и процессов, оказывающих влияние на состояние преступности. То есть управленцы, занятые в правоохранительной
сфере, требуют соответствующего уровня стратегического мышления.
С точки зрения личности стратега — руководителя правоохранительного субъекта — стратегия представляет собой именно интеллектуальный продукт в виде образа, идеального предвосхищения (постижения) стратегических целей по выстраиванию будущей системы безопасности общества от угроз преступности посредством маневрирования ресурсами и с учетом особенностей внешней и внутренней среды управления.
Но стратегия — не просто интеллектуальный продукт. Это интеллектуальный продукт профессионально сильных руководителей, обладающих необходимыми навыками стратегического мышления. Стратегия является отражением высшего уровня управленческой мысли и возможного разрешения проблемной правоохранительной ситуации, позволяет управлять не только настоящим, но и будущим состоянием безопасности общества от криминальных угроз. В этом смысле руководитель правоохранительного субъекта — не просто сотрудник системы, реализующий установки вышестоящего начальства, а интеллектуал, обладающий гибким мышлением. Выработка же правоохранительной стратегии представляет собой ничем не ограниченную творческую деятельность по разрешению проблем, предполагающую напряжение, конфликты, противоречия, неотъемлемо присущие борьбе с преступностью как одной из разновидностей человеческой деятельности. В соответствии с воззрениями руководителя правоохранительная стратегия имеет своим назначением внести некую упорядоченность в сферу правоохранительных отношений и предугадать формы их будущего развития.
Действительно, в изучении правоохранительной сферы решающее значение принадлежит управляющему субъекту, его способности к стратегическому мышлению как основе формирования долгосрочных управленческих решений на перспективу. А в связи с тем, что многие решения содержат в себе и правовой компонент, то основную роль должны играть модели, разработанные в рамках правовых и иных социальных наук (социальной философии, социологии, социологии права, юриспруденции, криминологии, социологии управления, социальной психологии и т. д.).
В указанном смысле значительной проблемой является формирование собственно навыков стратегического мышления личности правоохранителя, способности к видению проблем и тенденций развития правоохранительных ситуаций, потенциальных и реальных угроз криминальной среды, анализа, прогнозирования, планирования правоохранительной деятельности.
В процессе подготовки руководители правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел — в частности должны исходить из того, что правоохранительные процессы представляют собой многофакторные сети взаимодействий людей и обстоятельств. С одной стороны, их развитие нельзя планировать на основе выделения классификаций каких-либо групп факторов, с другой — их развитие при осуществлении правоохранительной деятельности направляется и обусловливается отношениями обмена ресурсами между социальными субъектами и влиянием, которые связывают все группы элементов в динамическую систему.
Стратегическое мышление руководителей должно помогать вычленять и оценивать базовые характеристики сгруппированных факторов внешней и внутренней среды управления. Прежде всего к ним относят основных участников правоохранительного процесса; ресурсы, которыми они располагают для реализации сформулированных целей; использование возможностей внешней и внутренней среды управления, а также применения различных тактик; силы, на которые они опираются для достижения преимуществ в доминировании над преступной средой; слабости противоборствующей стороны.
Какой именно из нескольких вариантов управленческого решения в результате станет продуктом стратегической мысли, зависит именно от интеллектуальных качеств лидера, от мыслительных способностей, умения выделить и связать в систему те важнейшие элементы и силы изменчивой правоохранительной ситуации, которые в действительности определяют ее структуру и динамику.
Задача стратегии — управление сферой правоохранительных процессов и отношений в обществе. В этом контексте стратегию можно представить в качестве системы управленческих решений, направленных на реализацию миссии правоохранительных субъектов и их организаций, ее преобразование в новое качественное состояние. Стратегические решения носят долгосрочный характер и определяют, с одной стороны, направления формирования и развитие организационного потенциала правоохранительной системы, с другой — пути и способы осуществления эффективного воздействия на внешнюю среду, включающую факторы, позитивно или негативно влияющие на состояние общественной безопасности [1].
То есть стратегия является не только важным инструментом управления, но и интеллектуальным показателем мышления руководителя. В связи с этим Е.И. Комаров систематизировал целый ряд принципов, сформулированных в древнекитайских канонах военно-стратеги-
ческих сочинений Сунь-цзы и У-цзы, которым следовали полководцы в своей деятельности и которые стали отражением их стратегического мышления [4]. Из данной системы принципов древнекитайских авторов вытекает важное положение, согласно которому проблема стратегического мышления состоит не только в том, чтобы руководителю правоохранительного субъекта быть эффективным, но и в том, чтобы его опыт мог широко применяться в практической деятельности по борьбе с преступностью.
Правоохранительная стратегия расширяет возможности социальных субъектов, оптимизирует управление правоохранительными процессами в желаемом направлении. При профессионально выстроенной стратегии случайное развитие правоохранительной ситуации может быть трансформировано в системное, что увеличивает задуманное действие, повышает его эффективность.
Стратегия решает те проблемы, которые не могут решаться тактическими методами1. Интеллектуальное сознание личности руководителя правоохранительного субъекта при формировании стратегии ориентировано на концентрацию настоящего и будущего в системе обеспечения безопасности общества от угроз преступности в одной точке. Это осуществляется через структурирование правоохранительной проблемы, перетекающей из настоящего в будущее как ряд последовательных действий социальных субъектов — участников борьбы с преступностью и устранение факторов, ее порождающих. В ходе этого в рамках предполагаемой модели отдельные элементы настоящего в сознании стратега меняются на элементы проектируемого будущего.
Сегодня видение борьбы с преступностью, особенно с ее опасными видами, должно отражать поворот мысли стратега на более ранние этапы возникновения угрозы. Особенно это должно ощущаться на примере борьбы с терроризмом и экстремизмом. В этом случае стратегия может быть направлена на этап завершения угрозы, на ликвидацию ее реализации, а также на предупреждение, устранение причин и условий ее порождающих — стратегия пути. Такой вариант стратегии в борьбе с преступностью в большей мере соответствует стратегии непрерывного действия или стратегии мягкой силы.
В нашей интерпретации ее можно рассматривать как долговременную стратегию, направленную на устранение или нейтрализацию системы факторов, обусловливающих функционирование преступности, ее качественную
2 л н и о X
Л
<
и н к
:|5
о X
Л
<
и н S
X
<
а
X о о
са <
а С
К S X
и <
са <
а
и <
ш О а С
31
1 Г.Д. Бюлов следующим образом различает стратегию и тактику: «Стратегическими являются все военные передвижения вне пределов пушечного выстрела и кругозора противника. Тактическими - все эти передвижения в пределах указанных границ» [2].
2 л н и
0
1
Л
<
и н
К
:|S
0
1
Л
<
и н S
I
<
а
X о
0
м
<
а С
К S
1
и <
аз <
а
и <
ш О а С
32
и количественную составляющие. В трактовке Сунь-цзы понимание пути лежит в области нравственного состояния общества2. В правоохранительной практике этот принцип укладывается в формулу, согласно которой мудрому законодателю легче предотвратить преступление, нежели затем за него наказывать.
В частности, принимаемые в настоящее время стратегические решения в правоохранительной сфере (реформирование) направлены на качественные изменения системы управления органами следствия, полиции, судебной системы. Они имеют целевой установкой обеспечение верховенства закона, усиление механизма поддержания правопорядка и обеспечения необходимого уровня безопасности общества от угроз преступности. Социальная значимость принятия стратегических решений объясняется зарождением в недрах правоохранительной системы серьзных нарушений законности, влекущих разрастание профессиональной и организованной преступности, проникновение ее представителей в экономику, высшие законодательные и исполнительные органы власти и управления; широкое распространение сращивания должностных лиц разного уровня с представителями теневой экономики, правоохранительных органов и спецслужб.
Следовательно, актуальность и существо проблемной ситуации в правоохранительной сфере заключаются в возможности превращения правоохранительной системы в орудие бюрократии [3], способной безнаказанно запугивать и преследовать граждан, представителей бизнеса, своих врагов и конкурентов. Чиновничий аппарат, управляющий бесконтрольно и в противовес интересам общества, может интегрировать и поглощать правоохранительную систему, принуждая ее действовать в своих корыстных интересах. Карьеризм в правоохранительной системе может порождать не всегда распознаваемый произвол. Необходимость проводимых в правоохранительной сфере реформ объясняется и тем, что она исказила объективные цели борьбы с преступностью, развивается и действует по присущим ей внутренним законам.
В погоне за показателями, характеризующими статистическое благополучие в правоохранительной системе, должностные лица иногда придерживаются такой правоохранительной практики, которая активно и достаточно жестко критикуется обществом и требует коренных изменений на основе новых подходов, стратегического мышления современной генерации руко-
2 Сунь-цзы писал в своих стратагемах: «Путь - это когда добиваются такого положения, при котором помыслы народа совпадают с устремлениями правителя и народ готов и умереть с ним заодно, и жить с ним заодно, когда никто не страшится смертельной опасности».
водителей правоохранительной системы. В связи с этим на правоохранительную систему в целом и ее руководителей — в частности ложится особая социальная ответственность за выработку и реализацию мер по обеспечению желаемого уровня безопасности личности, общества, государства и защиты его от криминальных угроз.
Следует обратить внимание еще на один аспект проблемы. В основе любой стратегии, в том числе и правоохранительной, лежат две первичные идеи древней традиции стратегического мышления: а) временной фактор и его значение в сложной и неопределенной среде; б) фактор культуры, который позволяет использовать фактор времени для реализации достигнутого в правоохранительной деятельности преимущества над криминальной средой.
Принято считать незыблемыми принципы построения стратегий, их постоянство для всех лидеров, времен и ситуаций. Однако следует учитывать, что характер правоохранительной сферы имеет особенности содержательной стороны формирования стратегий и подходов. Важно принимать во внимание наличие у правоохранительных систем собственных теоретических разработок, уникальной практики управления и влияния на социальные явления и процессы, а также используемые критерии профессионального успеха в борьбе с преступностью.
Следует подчеркнуть, что стратегическое мышление правоохранителей и стратегия как продукт интеллектуальной деятельности не могут не определяться качественными характеристиками современной национальной организационной и управленческой культуры, лидерства, социальной инициативы и ответственности. В современных условиях развития российского общества состояние и динамику правоохранительной сферы во многом определяют новые реалии — глобализация, геополитические комплексы, международный терроризм и транснациональная преступность, войны четвертого поколения и пр.
К сожалению, инициатива в исследовании этих проблем остается главным образом за военной наукой и политологией. Большой интерес к стратегическому комплексу проблем зарождается у отечественных экономистов. Социология управления и юриспруденция в этом плане остаются аутсайдерами. Тем более это касается правоохранительной сферы. Теоретических разработок проблем стратегического управления, формирования правоохранительных стратегий в интересах обеспечения безопасности общества от вызовов и угроз преступности явно недостает.
Причины такого положения в практике правоохранительных субъектов федерального уровня могут быть разные. В частности, недоста-
точность у руководителя практического опыта стратегического управления. Или, например, психологические комплексы управленческого персонала, обслуживающего стратегические направления борьбы с преступностью и участвующего в выработке ключевых решений в этой сфере. Часто имеет место отсутствие его заинтересованности в стратегических решениях, необходимых для обеспечения социальной безопасности общества от криминальной угрозы. Региональные, городские и иные руководители стараются работать, как правило, в режиме оперативного управления и не хотят выстраивать правоохранительную стратегию, так как полагают, что это трудоемкое и хлопотное занятие. Кроме того, они четко осознают неразрывную связь правоохранительной организации с вышестоящими инстанциями и полагают невозможным самостоятельно осуществлять правоохранительную стратегию, дабы не вступать с этим окружением в конфликтные отношения.
Исходя из сказанного, одной из задач, а также одной из характеристик стратегической культуры в правоохранительной системе выступает необходимость выстраивания соответствующих институтов для формирования правоохранительных стратегий разного уровня и назначения, подготовки руководителей-лиде-
Список литературы:
1. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: учеб. пособ. М., 2010.
2. Антология отечественной военно-политической мысли. Стратегия в трудах военных классиков. М., 2003.
3. Лунев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005.
ров, способных к стратегическому мышлению и разработке эффективных управленческих решений в деле борьбы с преступностью и правонарушениями. Значительную роль в решении данных задач призвана играть Академия управления МВД России.
К сожалению, сегодня в правоохранительной сфере руководители-стратеги в большинстве своем самоучки. Часто на основе опыта борьбы с преступностью они выстраивают собственные структуры знаний и адекватные им процессы управления. Именно поэтому сегодня мало понимать и констатировать зависимость принимаемых стратегических решений в правоохранительной сфере от уровня интеллектуальной мыслительной деятельности руководителя правоохранительного субъекта, от его мировоззренческих установок и масштаба мышления, которые определяются не начальственным креслом, служебным автомобилем или стоимостью костюма, а его профессиональной подготовкой, опытом управленческой работы, нравственными устоями и социальной ответственностью. Необходимо переводить эту идею в практическую плоскость, в плоскость постоянного совершенствования конкретных образовательных, обучающих технологий для руководителей органов внутренних дел.
4. Сунь-цзы. Искусство стратегии. Древнекитайские трактаты, ставшие основой целого ряда управленческих теорий / пер. с китайского Н.И. Конрада. М., 2005.
5. Теоретические основы в правоохранительной сфере: учеб. пособ. М., 2009.
6. Agrell W. When everything is intelligence — nothing is intelligence // Occasion papers. 2002. October. Vol 1-4.
Тел.: 8 (499) 745-95-35
2 J3 H
и о X
л
<
и н
BS
:|S
о X
л
<
и н S
X
<
а
X о о
са <
а С
CS S X
и <
са <
а
и <
ш О а С
33