В. В. ГОРДИЕНКО, начальник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
V. V. GORDIENKO, head of the Academy of Management Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, professor honored lawyer Russian Federation
УДК 378.22
Основные направления совершенствования подготовки руководящих кадров органов внутренних дел
Main areas of improvement leadership training of the interior
В статье обосновываются основные исторические предпосылки формирования в органах внутренних дел Российской Федерации системы подготовки руководящих кадров, раскрываются особенности становления и контуры современной модели руководителя органов внутренних дел, показываются основные требования к преподавательскому составу, осуществляющему такую подготовку, демонстрируются возможности научного обеспечения подготовки руководящих кадров, делаются основные выводы и предложения на перспективу.
Руководящие кадры, система подготовки, органы внутренних дел, модель руководителя.
In the article the basic historical background of the formation in the internal affairs of the Russian Federation leadership training, and describes the peculiarities of the contours of the modern model of the head of the internal affairs bodies, showing the basic requirements of the academic staff involved in such training, research demonstrates the possibility of providing leadership training, made main conclusions and suggestions for the future.
Leading cadres, training system, police, the head model.
Процесс трансформации всей правоохранительной системы и ее важнейшей составляющей — органов внутренних дел в систему, соответствующую ожиданиям общества, во многом зависит от уровня профессиональной подготовки руководящих кадров.
П. А. Столыпин говорил о том, что «никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти».
При этом подчеркивал, что «в тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях» [2].
В этом смысле именно на руководящие кадры возлагается выполнение сложнейших за-
дач по выработке и реализации стратегии развития ведомства на долгосрочную и среднесрочную перспективы; федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; совершенствования системы правового обеспечения управления органами внутренних дел; организации общественных связей; оптимального распределения и использования ресурсов.
При этом следует понимать, что затронутые проблемы многогранны и многоаспектны по своему содержанию. Поэтому сосредоточим внимание на наиболее важных направлениях в рассматриваемой сфере.
Понимание того, что в структурах государственной власти, включая органы внутренних дел, должна концентрироваться интеллектуальная элита, способная разрабатывать и по-
Е-
И <
I
S
s
^
и
bS
<
Н
Ы <
■л
оо
I
S S
2 И
bS
<
8
следовательно реализовывать стратегии и концепции развития страны, отдельных отраслей на длительную перспективу, придавать различным сферам динамичный и устойчивый характер, произошло в стране еще в конце 60-х — начале70-х гг. XX в.
В эти годы стали остро ощущаться недостатки административной системы, сдерживавшей динамичное развитие общества. Вполне понятно, что потребовалось теоретическое обоснование самого процесса реформирования. Этим же во многом объяснялся повышенный интерес к управленческой проблематике, а также формирование социально-политического заказа на интенсивное развитие управленческой науки и подготовку управленческих кадров.
В данный период в системе МВД создается учебное заведение управленческого профиля — Академия МВД СССР, предпринимаются попытки сформировать организационные возможности для наиболее талантливых и перспективных руководителей реализовывать свои идеи, находясь во главе правоохранительных организаций и учреждений. С этой целью совершенствуется система отбора на учебу в Академию, позволяющая руководителям в перспективе занимать соответствующее служебное положение.
Многочисленные высказывания основателя Академии МВД СССР С. М. Крылова свидетельствуют об актуальности понимания эффективного лидерства в системе органов внутренних дел, в высшем и среднем звеньях управления [3]. Именно руководители-лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, обязаны были обеспечить реализацию национальных интересов в правоохранительной сфере. Такие руководители должны были обладать умением мыслить широко, четко определять основные правоохранительные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий.
Решить эту задачу должна была нацеленная на перспективу учебная программа подготовки организаторов правопорядка для различных уровней деятельности органов внутренних дел. Так, в Академии уже с 1974 г. активно реали-зовывался комплексный подход к подготовке управленцев. Управленческая деятельность не рассматривалась узконаправленно. Конечно, не отрицалось, что она включала в себя большое количество элементов административно-правового характера. Но при этом подчеркивалось, что ими она не исчерпывается. В сам образовательный процесс закладывалась идея о том, что помимо собственно административно-правового аспекта управленческая деятельность имеет и другие аспекты: социологический, экономический, психологический, информационный, т. е. это сложная, многоаспектная деятельность.
Именно поэтому в начале 70-х гг. XX в. в Академию активно привлекаются специалисты разных отраслей знания. Огромный вклад в развитие научных основ организации управления в органах внутренних дел внесли Г. А. Аванесов, Р. С. Белкин, В. Г. Бобров, В. П. Божьев, Б. С. Бу-шуев, В. З. Веселый, С. Е. Вицин, Г. М. Воскресенский, Г. Е. Гонохин, Д. В. Гребельский, М. Н. Дергунов, Г. Г. Зуйков, Н. Н. Иванов, К. Е. Игошев, А. П. Ипакян, А. Ф. Карпов, А. И. Китов, Ю. А. Кравченко, Л. М. Колод-кин, В. П. Лавров, И. Е. Ложкин, В. Д. Малков, Э. П. Масленников, А. Ф. Майдыков, А. Х. Мин-дагулов, Г. М. Миньковский, Н. И. Михайлов, Р. С. Мулукаев, Г. М. Мякишев, Г. А. Туманов, А. П. Полежаев, А. Н. Роша, С. И. Рязанов,
A. М. Столяренко, И. Г. Федоров, М. С. Чалин,
B. М. Шванков, Д. П. Шеин и многие другие.
Под непосредственным руководством первого начальника Академии С. М. Крылова была проведена большая работа по созданию новых учебных программ управленческих дисциплин, создан комплекс игр и учений, кафедры управленческого профиля: общей теории в сфере правопорядка, психологии управления, организации деятельности штабов, управления МВД, УВД, организации деятельности горрай-органов.
Академия превратилась в такой учебный центр, на базе которого стало возможным обеспечение органов внутренних дел высокопрофессиональными и квалифицированными руководящими кадрами высшего и среднего управленческого звена. Это в свою очередь способствовало в определенной мере повышению имиджа органов внутренних дел, эффективности правоохранительной деятельности. Ведомственная управленческая наука начинает активно адаптировать к специфике правоохранительной деятельности системную методологию, кибернетический и ситуационный подходы. В свою очередь данные идеи оперативно внедряются в образовательный процесс.
Таким образом, можно утверждать, что к середине 80-х гг. XX в. система подготовки руководящих кадров органов внутренних дел приобрела достаточно отчетливые научно обоснованные контуры. Выход в свет известных учебников Г. Г. Зуйкова, Г. А. Туманова, В. Д. Малкова и других в целом свидетельствовал о завершении процесса институционали-зации и новой отрасли знания и направления научных исследований в сфере управления органами внутренних дел.
Сегодня в жизни общества и государства произошли кардинальные изменения, связанные с трансформацией структуры отношений собственности, власти, сознания, культуры. В современных условиях развития российского
общества состояние и динамику правоохранительной сферы во многом определяют новые реалии — глобализация, геополитические комплексы, международный терроризм и транснациональная преступность, войны четвертого поколения и прочее.
Кроме того, начало XXI века характеризуется переходом мировой цивилизации из информационной стадии в интеллектуальную стадию развития. Время случайных шагов в управлении постепенно проходит. Его заменяет системная работа, которая становится все более сложной и интеллектуально наполненной. Такую работу могут осуществлять только высокопрофессиональные, компетентные, квалифицированные специалисты. П. А. Сорокин по этому поводу отмечал, что люди, занимающие положение, которому они не соответствуют, не могут создать ничего ценного, но могут успешно разрушить общество [5].
Кроме того, в управлении сегодня происходит смещение внимания с собственно информационных потоков на процессы принятия управленческих решений, т. е. в ту сферу, где рождаются новые знания. Например, речь идет о качестве преступности и ее трансформациях, типах личности преступника, проектировании систем безопасности общества от криминальных угроз, а также поведения правоохранительных структур и воздействие через них на социально-правовые процессы в обществе. Все это не может не влиять на систему подготовки руководящих кадров органов внутренних дел. Представляется, что речь должна идти о подготовке принципиально новой генерации управленцев, способных руководить правоохранительными органами в сложных, переходных общественных условиях, в условиях возрастания факторов неопределенности, а подчас и агрессивности внешней среды.
Современная модель руководителя органов внутренних дел подразумевает, что организаторы управления должны быть не только широко образованы и иметь академическую квалификацию, но и такую профессиональную подготовку, в процессе которой пересекаются, взаимно дополняют и обогащают друг друга наука и практика.
Личность лидера в лице руководителя органа внутренних дел в этом смысле должна обладать особыми интеллектуальными качествами — стремлением к проникновению в динамику событий, преодолению различных барьеров изменчивости, сложности и неоднозначности средовых характеристик, которые недоступны рутинному руководителю. То есть, здесь доминирует качественно иное мышление, мышление стратегическое, которое можно назвать диагностирующим видением динамики
крупномасштабных явлений и процессов, оказывающих влияние на состояние правопорядка и преступности.
Следует понимать, что значимость стратегической компоненты в подготовке руководящих кадров органов внутренних дел обусловлена также проблемой зарождения в недрах самой правоохранительной системы серьезных нарушений законности, влекущих разрастание профессиональной и организованной преступности, проникновение ее представителей в экономику, высшие законодательные и исполнительные органы власти и управления. В этой связи на руководителей органов внутренних дел ложится особая социальная ответственность за выработку и реализацию мер по обеспечению желаемого уровня безопасности личности, общества, государства и защиты его от криминальных угроз.
Определим характеристики модели руководителя органа внутренних дел. Руководитель в сфере правоохраны должен обладать активной гражданской позицией; быть интеллектуальной личностью с сильной волевой составляющей; участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на борьбу с преступностью; формулировать проблему, «повестку дня», в том числе для других социальных субъектов. Эти характеристики предполагают, что руководитель, формирующий стратегию, имеет возможность выходить на уровень любых действий и ситуаций с желаемой для него позиции. Предполагается, что он обладает значительными потенциальными возможностями, недоступными другим, и умеет ими управлять.
Таким образом, мышление личности руководителя органа внутренних дел может быть охарактеризовано как стратегическое в том случае, когда оно направлено на реализацию базовой потребности в обеспечении желаемого уровня безопасности общества от вызовов и угроз преступности; руководителем проектируются и реализуются все институциональные, социальные, правовые возможности в обеспечении эффективной борьбы с преступностью и правонарушениями; учитываются закономерности развития системы правоохранительных отношений, возможности внешней и внутренней среды управления в правоохранительной сфере.
В этом смысле в Академии управления МВД России уделяется особое внимание развитию инновационных образовательных технологий, ориентированных на выработку и закрепление навыков стратегического мышления.
Так, в последние годы серьезно расширен спектр практико-ориентирующих видов учебных занятий, основанных на применении инновационных (активных) методов обучения
Е-
И <
I
S
S
^
и
bS
<
9
Н
Ы <
■л
оо
I
S S
И
bS
<
10
и интерактивных форм использования мультимедийных средств обучения. Введен в эксплуатацию единственный в системе МВД России комплекс «Электронный ОВД», состоящий из двенадцати виртуальных учебных полигонов, где отрабатываются вопросы управления по основным видам деятельности органов внутренних дел на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Разработаны уникальные методики преподавания с использованием компьютерной техники, создан макетный полигон для моделирования реальных условий проведения пресс-мероприятий различных форматов (пресс-конференций, интервью, брифингов и т. д.), а также видеостудия. Открылся новый мультимедийный аппаратный комплекс огневой подготовки, включающий в себя систему ответного огня, различные стрелковые тренажеры, имитацию реального боя.
Перспективы инновационного развития Академии связываются с реализацией проекта по созданию Центра командно--штабных учений, на базе которого будет возможно проводить командно-штабные учения со всеми подразделениями МВД России любого уровня, а также внедрением системы дистанционного обучения, позволяющей повысить качество подготовки слушателей, обучающихся заочно, обеспечить непрерывность обучения, решить задачу повышения квалификации руководителей органов внутренних дел всех уровней.
При этом становится все более очевидным, что реализуемая в Академии основная образовательная программа по направлению подготовки «Менеджмент» не в полной мере отвечает запросам подготовки управленцев для различных уровней системы МВД России, поскольку значительная часть учебного времени предусмотрена для изучения непрофильных дисциплин, что ведет к издержкам в овладении профессиональными компетенциями. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования трактует компетенцию как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [6]. В этой связи в настоящее время разработан проект нового федерального государственного образовательного стандарта «Государственное управление в сфере внутренних дел» с последующим переводом реализации основных образовательных программ по этому направлению на интегрированную информационно-компьютерную платформу обучения. Это позволит повысить уровень овладения компетенциями в процессе подготовки.
Безусловно, ключевой фигурой подготовки руководящих кадров органов внутренних дел
остается преподаватель. Ему принадлежит важнейшая роль в формировании навыков стратегического мышления у руководящего состава. На это обратил внимание В. В. Путин на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшемся 23 июня 2014 г. [4].
Следует понимать, что руководитель органа внутренних дел попадает на обучение в Академию управления достаточно сформированной личностью. Внешнее воздействие на личность руководителя, как известно, оказывают различные источники жизненного уклада, взгляды на жизнь. Это те процессы социализации, через которые прошел руководитель органа внутренних дел как индивид. Речь идет и о воспитании в семье, образовании, влиянии культуры и всего опыта практической деятельности на правоохранительном поприще.
Преподаватель же фактически должен уметь повлиять на когнитивные процессы в структуре сознания личности руководителя — на те ценности, убеждения, отношения и предположения, которых он придерживается и которые формируются на основе личного опыта. Это является важным моментом в подготовке руководящих кадров, так как ценности и убеждения, которых придерживается руководитель, непосредственно влияют на принимаемые им решения.
В процессе обучения преподавателем фактически должна быть создана обучающая организационная среда, которая бы: создавала и поддерживала определенную систему ценностей, особый социально-психологический климат и способы взаимодействия слушателей, адекватных их профессиональному предназначению; снабжала слушателей системой неформальных правил, определяющих их профессиональное поведение и способствующих повышению качества обучения в вузе управленческого профиля; формировала чувство идентичности у слушателей, внедряла установленную систему ценностей, учитывающую интересы всех уровней организации органов внутренних дел; облегчала социализацию слушателей, т. е. их адаптацию и привыкание к правилам, культивируемым в вузе управленческого профиля; обеспечивала воспитательный эффект и повышение профессионального уровня слушателей.
Такая среда, поддерживаемая преподавателем, выполняет ряд важных функций: функцию исключительной ориентации руководителя на потребности личности, социальных групп, общества и государства в безопасности от угроз преступности; функцию адаптации руководителя к социальным нуждам и реализации потребностей общества в обеспечении безопасности от криминальных угроз; функцию регулирова-
ния партнерских отношений с другими правоохранительными и социальными субъектами, участвующими в правоохранительных процессах.
В этом смысле мы осознаем объективную необходимость привлечения к данной деятельности ведущих отечественных ученых специалистов-практиков, а также специалистов из-за рубежа для преподавания в Академии управления.
Состояние любой организации, в том числе и образовательной, зависит от позиции заказчика, в интересах которого готовятся руководящие кадры. Если мы хотим достойно готовить руководящие кадры органов внутренних дел, то их обучением должны заниматься люди с соответствующими профессиональными возможностями, опытом руководящей работы, современным стилем мышления, и в первую очередь — мышлением стратегическим, а также духовно-нравственными качествами.
В перспективе МВД России будет вынуждено принимать меры по укреплению престижа преподавательского труда посредством создания системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров.
Как подчеркивалось выше, подготовка руководящих кадров возможна только на основе и с помощью науки, адекватного научного сопровождения. Сегодня в ведомстве востребованы как фундаментальные исследования правоохранительной деятельности, работающие на формирование правоохранительной идеологии, способствующие правильному пониманию происходящих процессов, научному обоснованию стратегических и тактических решений в сфере борьбы с преступностью, так и прикладные, выводящие в область технологий выработки, принятия и реализации управленческих решений в конкретных областях деятельности служб и подразделений ведомства.
Руководители органов внутренних дел должны осознавать, что забвение положений, доказанных наукой, неизбежно ведет к целому комплексу проблем в правоохранительной практике. Так, например, превалирование утилитарного аспекта в управлении органами внутренних дел рождает проблему достижения целей любой ценой. Отголоском узкотехнического подхода к управлению становится «голая» юридизация управления. Характеристика самого управления, особенно в правоохранительной сфере, только через понятие «деятельность», не позволяет осмыслить всю многогранность этого явления.
В первом случае, как справедливо отмечает Г. В. Атаманчук, смысл такой деятельности видится лишь в совершении действий административного свойства, в направлении ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных
мероприятий. Но такое понимание управления снимает вопрос о его целях, об объективных результатах их достижения [1]. С другой стороны, это всегда позволяет создавать видимость управления путем издания большого числа правовых актов и проведения множества организационных мероприятий. Отсюда отчетливо просматривается желание, например, решить проблемы борьбы с преступностью с помощью осуществления разовых мероприятий, созданием временных структурных образований для выхода из критического состояния за счет тактических и быстротекущих действий.
В этом смысле в Академии управления предпринимаются интенсивные меры по развитию научной деятельности и внедрению ее результатов в образовательный процесс. В соответствии с Концепцией развития научной деятельности Академии управления МВД России до 2015 г. особое внимание уделяется проведению мониторинговых исследований по актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел, обеспечивающих выявление устойчивых тенденций развития ведомства и приоритетных направлений борьбы с преступностью.
При этом необходимо продолжить разработку проблематики, связанной с реформированием Министерства внутренних дел в целом и органов внутренних дел, в частности; обеспечить теоретическое и методологическое обоснование структурных и функциональных параметров ведомства, адекватных реформированию в социально-экономической, политической, правовой, духовно-идеологической сферах общественной жизни; ориентировать научный поиск на выявление закономерностей функционирования системы управления органами внутренних дел, изучение комплекса проблем, способствующих снижению управляемости, возникновению кризисов и инерционности в ее развитии, а также на выработку эффективных управленческих технологий, способствующих оперативному выявлению и разрешению проблем; интенсифицировать научные исследования в области информационно-аналитической работы, современных методов планирования, моделирования, прогнозирования, комплексного целевого программирования в управлении органами внутренних дел, правового обеспечения управления органами внутренних дел; активизировать научные исследования в области выработки и внедрения в практику управления инновационных технологий работы с персоналом на всех стадиях — отбора, приема на службу, продвижения, перемещения по службе и т. д.; интенсифицировать научный поиск в области возможностей адаптации форм и методов управления, интегрированных в развитых зарубежных странах.
Е-
И <
I
S
S
^
и
bS
<
Таким образом, совершенствование подготовки руководящих кадров должно быть направлено на формирование навыков стратегического мышления, позволяющих самостоятельно анализировать тенденции в преступной среде, связанные с ее консолидацией и глобализацией, усилением организованного характера, возрастанием профессионализма, масштабности, технической оснащенности, расширением интересов в системе государственной власти, и на этой основе оптимизировать действующие правоохранительные системы и организации.
Важной задачей также является привитие руководителям правовых и нравственных ценностей, ориентаций и норм, опыта и навыков открытого, равноправного диалога с конкретными субъектами гражданского общества по проблемам обеспечения правопорядка, способности к постоянному поиску и удовлетворению общественных потребностей в правоохранительной сфере.
В основе реализации данных направлений, безусловно, должна находиться наука. Современный руководитель органов внутренних дел — это специалист, не просто понимающий значимость научного обеспечения управления в правоохранительной сфере, но и непосредственный проводник, организатор проведения научных исследований по наиболее важным и актуальным проблемам правоохранительной деятельности.
Оптимизация и дальнейшее совершенствование системы подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел — стратегическая задача, требующая системных и комплексных, научно обоснованных подходов к своему решению. Сегодня следует осознать, что сама по себе она — не самоцель, но одно из условий обеспечения правопорядка и законности в российском обществе и государстве.
Список литературы
н
Ы <
■л
оо
I
S S
И
bS
<
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. М., 2001.
2. Борисова Е., М. Лейко. Слова, которые изменили мир. М., 2012.
3. Крылов С. М. Избранные труды (1967— 1979 гг.). М., 1999.
4. Путин В. В. Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшемся 23 июня 2014 г. Рос. газ. 2014. 24 июня.
5. Сорокин П. А.. Социальная и культурная мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
6. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Высшего Профессионального Образования: законодательно-правовая база проектирования и реализации. М., 2009.
Тел.: 8 (499) 745-82-33
12