Научная статья на тему 'Управленческая деятельность: особенности этики и социальной ответственности руководителя'

Управленческая деятельность: особенности этики и социальной ответственности руководителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ / ОБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ И ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОВД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / MANAGEMENT SCIENCES / STRATEGY AND MANAGEMENT PARADIGM / INTELLECTUAL TECHNOLOGY OF MANAGEMENT ACTIVITIES / HUMAN RESOURCES / HUMAN POTENTIAL / HUMAN FACTOR / STRATEGIC MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES / SOCIETY / PUBLIC ORDER / CRIMINOLOGICAL SECURITY / STRATEGIC MANAGEMENT OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (IAA) / ELEMENTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE IAA / INTELLECTUAL ASSETS / SOCIAL RESPONSIBILITY / TYPES OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиваков Ю. Л.

Автор, опираясь на выводы о назревшей необходимости обособления управленческих наук, излагает свое видение направлений переформатирования управленческой парадигмы в сфере стратегического управления. С учетом личного опыта работы в качестве заместителя и Министра внутренних дел Республики Беларусь, на основе ситуационного анализа состояния и положения дел в правоохранительной сфере автор рассуждает о роли и месте органов внутренних дел в государстве и современном обществе. Обосновывая необходимость последовательного внедрения интеллектуальных технологий в управленческую деятельность руководящего состава органов внутренних дел, особое внимание уделяет целенаправленному культивированию в их работе моральных ценностей, этических норм и социальной ответственности; делает вывод о том, что авторитет органов внутренних дел основывается на нравственности офицеров и генералов организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиваков Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Activity: Features of Ethics and Social Responsibility of the Manager

Based on the conclusions about the urgency for the separation of management Sciences, the author sets out his vision of the reformatting directions of the management paradigm in the field of strategic management. With regard to personal experience as Deputy Minister and Minister of Internal Affairs of the Republic of Belarus, and on the basis of situational analysis of the current conditions in the law enforcement sphere, the author deliberates the role and place of the Internal Affairs bodies in the State and in modern society. Justifying the need for consistent implementation of intellectual technologies in the management of the Internal Affairs, special attention is paid to the purposeful cultivation of moral values, ethical standards and social responsibility in their work. Given all the above, the author concludes that the authority of the Internal Affairs Agencies is based on the ethics and integrity of officers and generals of the organization.

Текст научной работы на тему «Управленческая деятельность: особенности этики и социальной ответственности руководителя»

Управленческая деятельность: особенности этики и социальной ответственности руководителя

Ю. Л. СИВАКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров,

кандидат юридических наук, доцент (Академия МВД Республики Беларусь) E-mail: [email protected]

Administrative Activity: Features of Ethics and Social Responsibility of the Manager

Y. L. SIVAKOV,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Management of the Internal Affairs of the Faculty of Training and Retraining of Managerial Personnel

(Academy of the MIA of the Republic of Belarus)

Автор, опираясь на выводы о назревшей необходимости обособления управленческих наук, излагает свое видение направлений переформатирования управленческой парадигмы в сфере стратегического управления. С учетом личного опыта работы в качестве заместителя и Министра внутренних дел Республики Беларусь, на основе ситуационного анализа состояния и положения дел в правоохранительной сфере автор рассуждает о роли и месте органов внутренних дел в государстве и современном обществе. Обосновывая необходимость последовательного внедрения интеллектуальных технологий в управленческую деятельность руководящего состава органов внутренних дел, особое внимание уделяет целенаправленному культивированию в их работе моральных ценностей, этических норм и социальной ответственности; делает вывод о том, что авторитет органов внутренних дел основывается на нравственности офицеров и генералов организации.

Управленческие науки, стратегия и парадигма управления, интеллектуальная технология управленческой деятельности, человеческие ресурсы, человеческий потенциал, человеческий фактор, стратегическое управление человеческими ресурсами; общество, общественный порядок, криминологическая безопасность, стратегическое управление ОВД, элементы стратегического управления ОВД, интеллектуальные активы, социальная ответственность, виды социальной ответственности.

УДК 351.741:17.02

Based on the conclusions about the urgency for the separation of management Sciences, the author sets out his vision of the reformatting directions of the management paradigm in the field of strategic management. With regard to personal experience as Deputy Minister and Minister of Internal Affairs of the Republic of Belarus, and on the basis of situational analysis of the current conditions in the law enforcement sphere, the author deliberates the role and place of the Internal Affairs bodies in the State and in modern society. Justifying the need for consistent implementation of intellectual technologies in the management of the Internal Affairs, special attention is paid to the purposeful cultivation of moral values, ethical standards and social responsibility in their work. Given all the above, the author concludes that the authority of the Internal Affairs Agencies is based on the ethics and integrity of officers and generals of the organization.

Management Sciences, strategy and management paradigm, intellectual technology of management activities, human resources, human potential, human factor, strategic management of human resources; society, public order, criminological security, strategic management of the Internal Affairs Agencies (IAA), elements of strategic management of the IAA, intellectual assets, social responsibility, types of social responsibility.

Общеизвестно, что под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект (в качестве которого может выступать общество в целом, отдельное ведомство или организация), с тем чтобы обеспечить его целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели. Воздействие это должно быть высокопрофессиональным, что предполагает понимание каждым руководителем сущности управленческой деятельности, знание теоретических основ эффективного управления и практических достижений управленческой науки наряду с конструктивным опытом и творческим началом реализации управленческих функций.

Проводимые исследования кафедрой управления органами внутренних дел факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Академии МВД Республики Беларусь показывают, что успехи отдельных высокоэффективных организаций в правоохранительной сфере обусловлены применением руководителями на практике интеллектуальных технологий управленческой деятельности. В основе содержания и реализации этих технологий лежит комплексный, инновационный подход к формированию человеческого капитала организации, его сохранению и всестороннему развитию через профессиональное использование в управленческой деятельности руководящего состава стратегии управления человеческими ресурсами.

Осмысление важности и актуальности грамотного и ответственного отношения к сохранению и развитию человеческих ресурсов в последнее время неоднократно подчеркивалось главами российского и белорусского государств. Так, в послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин в очередной раз заявил о необходимости сбережения народа и приумножения человеческого капитала как главного богатства страны [3].

В апреле 2018 г. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, обращаясь с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, также отметил, что «эпоха конкуренции за инвестиции постепенно уйдет. Финансовых капиталов в мире хватает. Сейчас в цене — интеллект и энергия человека» [2].

Осуществляя подготовку специалистов в сфере управленческой деятельности, мы акцентируем внимание слушателей на тех революционных

трансформациях, которые в последнее время произошли в мировом сообществе. Рассматривая суть трансформаций множества, мобильности и ментальности, мы стремимся убедить руководителей, проходящих у нас переподготовку и повышение квалификации, что сегодня суть понятия и структуры власти необходимо рассматривать под иным углом. Мы стараемся показать, что в основе этого понятия лежит стремление к осмысленному владению ситуацией, сложившейся на участке работы или в поле деятельности руководителя. При этом важно иметь в виду, что успех в любом деле достигается тогда, когда мы обретаем способность владеть собой и воздействовать на других с целью побуждения их к активным и творческим действиям для движения в заданном направлении.

На основе современных исследований в сфере управленческих наук, используя примеры из практики управленческой деятельности, мы формируем у слушателей осознание того, что власть — это сила, проявляемая через реализацию лидерских качеств руководителя, уровень его интеллекта и эрудиции, а также культивируемое им отношение к подчиненным «с уважением, заботой и честностью». То есть мы формируем понимание того, что власть переходит от мускулов к интеллекту, что пришло время осознания ценности и значимости человеческих ресурсов организации, целенаправленного формирования внутриорганизационной и корпоративной культуры, способствующей сбережению, развитию и эффективному их использованию.

Наше видение приоритетных задач в системе социального управления заключается также и в том, что особое внимание руководителям различных уровней управления следует уделять наращиванию интеллектуального капитала организации как базового, поскольку его уровень обеспечивает сохранение и приумножение других видов капитала. В связи с этим мы сочли возможным предложить свое видение определения понятия интеллектуального капитала организации, подразумевая под ним «ценности и ценностные ориентации руководителей, их соответствие своему предназначению, помноженные на суммарную компетентность сотрудников; позволяющие четко определять цели и достигать их с наименьшими транзакционными издержками» [4].

Говоря об интеллектуальном капитале, следует иметь в виду, что формируется он за счет интеллектуальных активов организации, к которым относятся люди с их личностными и деловыми качествами, а также уровень их деловой активности. Побуждение сотрудников к деловой активности, творческой и результативной деятельности формируется целым рядом факторов.

Как сегодня трактует наука управленческой деятельности и практика работы наиболее успешных организаций, основным из этих факторов является понимание сути и содержания культуры наделения властью [1]. Наделение властью — это процесс, цель которого заключается в том, чтобы раскрыть внутренние силы людей (их знания, опыт и мотивацию), направив эти силы на достижение положительных результатов для организации. Наделение властью есть создание в организации атмосферы, способствующей полному раскрытию интеллектуального потенциала и компетенций сотрудников. Наделение властью руководителей и сотрудников имеет существенное значение для организаций, надеющихся добиться успеха в условиях инновационной экономики, основанной на знании. Переход от иерархической культуры отношений к культуре наделения властью сложен и тяжел, однако преимущества результатов этого перехода достойны усилий. При этом культура наделения властью требует гораздо большей ответственности от руководящего состава, чем иерархическая культура. В этом случае сила — это степень делегирования руководителю полномочий по принятию решений на использование всех видов ресурсов, а культура — это ответственность лица, принимающего решение за его целесообразность, взвешенность, рациональность и последствия реализации. Таким образом, «силу и культуру наделения властью» можно, на наш взгляд, трактовать как «расширение полномочий руководителей в процессе управленческой деятельности и разумно взвешенное культивирование социальной и других видов ответственности» [6].

Вопрос в том, насколько сегодня мы готовы к повсеместному использованию в системе государственного управления такого подхода к организации управленческой деятельности как на оперативно-стратегическом, так и на тактическом уровне социального управления. Здесь имеет место ряд проблем, в том числе уровень эрудиции и компетентности должностных лиц, а также степень их заинтересованности, формируемая на основе наличия государственного мышления у руководящего состава и уверенности каждого сотрудника в надежности его профессиональной защищенности. Следует также учитывать, что при таком подходе к модернизации существующей системы управленческой деятельности, при последовательной реализации именно интеллектуальных технологий со временем закономерно появится вопрос перехода от культивируемого сегодня вектора «управления по отклонениям» к вектору «недопущения возникновения проблем».

Роль органов внутренних дел в государстве и обществе

Органам внутренних дел как социальному институту в обществе отводится ключевая роль по поддержанию общественного порядка и обеспечению приемлемого уровня криминологической безопасности населения. В свое время «всероссийский староста» Михаил Иванович Калинин сделал вывод, о том, что «милиция — это зеркало советской власти». По сей день, в социальных сетях особенно, не стихают дискуссии по этому вопросу. Среди многообразия самых различных комментариев наиболее часто встречается мнение о том, что «какое общество, такая и милиция».

Наверное, с этим трудно не согласиться. Значительная часть задач охраны общественного порядка и обеспечения криминологической безопасности населения не может быть эффективно решена в силу наличия в системе государственного управления целого ряда негативных явлений. К наиболее значимым из них можно отнести: пренебрежение высших должностных лиц государства элементарными морально-этическими нормами, а также отсутствие должного уровня корпоративной культуры в системе органов государственного управления. При этом трудно не согласиться с тем, что нет более пагубного фактора, негативно воздействующего на морально-психологическую устойчивость общества, чем лицемерие этой категории руководителей.

Сегодня лицемерие высших должностных лиц можно характеризовать как проявление онкологического заболевания общества, когда метастазы, размножаясь с космической скоростью, поражают самые различные органы, а также, с точки зрения криминологической теории нейтрализации, представляют собой индульгенцию для определенных категорий коррупционеров.

В контексте наших размышлений следует отметить еще один, думается, ключевой фактор. Если мы говорим о стратегии формирования социально-экономических условий, благоприятствующих сохранению национального достояния и поступательному развитию общества на основе поддержания приемлемого качества жизни всех категорий населения и обеспечения устойчивого тренда на его повышение, то должны четко осознавать значимость определенных исторических закономерностей. При всех сложностях обеспечения сбалансированного уровня состояния обороноспособности страны, экономической, продовольственной, демографической и других видов безопасности неоспо-

рим тот факт, что если государство экономит на здравоохранении, образовании и правоохранительной сфере, оно обречено на медленное вымирание [4].

Сегодня необходимо на уровне политического руководства осознать актуальность придания гуманистического содержания процессу обеспечения правопорядка, а также корректировки государственных, общественных и морально-нравственных критериев оценки состояния и эффективности деятельности органов внутренних дел. В связи с этим, если мы ведем речь о стратегическом управлении органами внутренних дел с точки зрения науки, то должны учитывать, что это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации и ориентирует личный состав на гарантированное обеспечение приемлемого уровня криминологической защищенности личности, общества и государства. Стратегическое управление нацеливается на гибкое регулирование и своевременные изменения в органах внутренних дел, отвечающие вызовам окружения и позволяющие не только сохранять, но и целенаправленно наращивать совокупный потенциал обеспечения правопорядка в стране.

В основу концепции стратегического управления органами внутренних дел должны быть положены четкие формулировки миссии, целей и задач, а также базовые определения системной методологии управленческой деятельности руководящего состава. Мы должны исходить из того, что органы внутренних дел, являясь разновидностью социальной организации в системе органов исполнительной власти, исполняют роль основополагающего центрального звена в общей структуре правоохранительных органов, участвующих в обеспечении правопорядка и в противодействии преступности.

Сегодня, в общем контексте тенденции обособления управленческих наук, мы, на основе уточнения роли и места органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности, рассматриваем специфику процесса их качественных преобразований, а также причин, обусловивших возникновение целого ряда негативных явлений [5]. В целом следует признать, что развитие системы МВД Беларуси в значительной степени отстает от тех требований, которые объективно предъявляются к ней в силу имеющих место революционных трансформаций в мировой экономике, а также в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки на региональном уровне. Содержание и направленность государственной идеологии в части, касающей-

ся правоохранительной сферы, реализуемая на практике система обеспечения профессиональной защищенности сотрудников органов внутренних дел, а также культивируемая технология управленческой деятельности руководящего состава не способствуют формированию условий для поддержания на должном уровне гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости личного состава [4].

Сегодня наблюдается тенденция утраты заинтересованности и снижение деловой активности различных категорий сотрудников, размывается смысловой фактор служения народу и отечеству, падает престиж и привлекательность милицейской службы, а вместе с этим — ее авторитет в обществе. Нам следует осознать, что обеспечение эффективной охраны общественного порядка и достижение приемлемого уровня криминологической защищенности населения предопределяет актуальность корректировки соответствующих моральных предпосылок служения отечеству и создания условий, когда государство надежно гарантирует аттестованным сотрудникам соответствующий уровень не только их личной безопасности, но и профессиональной защищенности по всем десяти критериям [4].

В связи с этим назрела необходимость с научной точки зрения всесторонне рассмотреть роль руководящего состава органов внутренних дел в решении проблем, детерминирующих процессы профессиональной деформации сотрудников. Необходимо также основательно исследовать причины, обусловливающие падение престижности и привлекательности службы в органах внутренних дел, а также факторы, предопределяющие снижение их авторитета в глазах значительной части нашего населения. На основе полученных выводов — определиться, в чем состоит суть и значимость социальной ответственности руководящего состава органов внутренних дел при принятии управленческих решений, особенно в части, касающейся стратегического управления человеческими ресурсами организации.

Этика и социальная ответственность руководителя при исполнении роли лидера организации

Само понятие «ответственность» объективно емкое и содержательное. Поэтому вполне логично, что существует множество определений «ответственности». Его содержание во многом зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие, с каким видом деятельности связано и т. д.

С точки зрения антропологии, ответственность можно трактовать как способность человека к ситуационному анализу и принятию субъективных решений, характеризующую его сущностную натуру и демонстрирующую уровень сформировавшейся на данный период времени личностной культуры. При этом нельзя не согласиться с тем, что говорить об ответственности бессмысленно, если у человека (личности) нет свободы выбора. Здесь следует четко осознавать, что нельзя рассматривать тот же гуманизм в отрыве от либерализма. Наверное, вполне закономерно, что сила и значимость либертарианства состоит именно в гармоничном сочетании либерализма и гуманизма.

Предметом нашего исследования является социальная ответственность руководителя в процессе управленческой деятельности. В данном случае это, в первую очередь, ролевая ответственность. Поскольку всегда имеет место определенный сценарий так называемого «государственного менеджеринга», всегда есть автор этого сценария и, естественно, главный режиссер. Тут за основу рассуждений можно взять самый известный роман английского писателя Сомерсета Моэма «Театр», вышедший в свет в 1937 году. Квинтэссенция романа — во фразе У. Шекспира «Вся жизнь театр, а мы актеры в нем». Роль мы себе выбираем или нам ее предлагают. И в том, и в другом случае есть свобода выбора. Мы можем согласиться на предлагаемую роль или отказаться от нее. Согласившись, мы берем на себя ответственность, осознавая весь объем и содержание долга в ответ на кредит доверия, понимая специфику возлагаемых задач, принимая культивируемые политическим руководством нормы и ценности, прогнозируя последствия осуществления тех или иных управленческих действий. Как именовать этот вид социальной ответственности? Думается, что в данном случае более подходит определение «профессиональная ответственность». Мы несем ответственность перед работодателем, а именно перед лицом, наделенным полномочиями принимать кадровые решения. Содержание этой ответственности состоит в том, чтобы в полной мере своим отношением к делу и уровнем профессиональной компетентности оплатить полученный кредит доверия.

В части, касающейся органов внутренних дел, мы должны четко осознавать, что специфика их функционирования предопределяет также четкое представление каждым руководителем сути и содержания гуманистического похода к организации и обеспечению управленческой деятельности. Особенность этого подхода в том, что в основе его, как нигде более, лежит челове-

ческий фактор, а также представление об организации как о специфическом культурном феномене, который базируется на комфортности профессионально-корпоративных отношений, где подразумевается дух сотрудничества, взаимозависимости и взаимоподдержки, а также исключительно бережного отношения к складывающимся многолетиями традициям. Отсюда возникает необходимость выделения наследственной ответственности как вида социальной ответственности руководителя — ответственности перед памятью предыдущих поколений руководителей, умения демонстрировать дань уважения к их заслугам. По разному можно относиться к тому, что нынешний министр внутренних дел Беларуси И. А. Шуне-вич в 2015 г., принимая участие в параде в честь дня Победы, был в форме комиссара НКВД. В нашем понимании это было не что иное, как демонстрация именно наследственной ответственности.

Более того, гуманистический подход в системе управления органами внутренних дел предопределяет переосмысление сути и содержания принципа «пожизненного найма» и трансформацию его в плоскость инновационной экономики. Здесь имеется в виду эффективность использования инвестиций, вкладываемых государством в подготовку кадров для органов внутренних дел [6]. Кадровая политика государства и ее составляющая — стратегическое управление человеческими ресурсами органов внутренних дел — должны сейчас в условиях трансформационной экономики подвергнуться ревизии и корректировке в целях максимально рационального использования интеллектуальных активов, целенаправленно формируемых в нашей системе. Государство, в лице правительства и руководителей оперативно-стратегического уровня управления органами внутренних, должно взять на себя ответственность за максимально эффективное использование в системе государственного менеджеринга офицеров и генералов, увольняемых в запас или находящихся в отставке. Вопрос, конечно, дискуссионный, но предварительно этот вид социальной ответственности руководства можно было бы именовать инвестиционной ответственностью.

Элементом социальной ответственности, в частности для тех, кто получает не заработную плату, а денежное содержание, является этическая ответственность. В данном случае — это ответственность перед налогоплательщиком, другими словами, перед населением. Каждый из временно или постоянно проживающих лиц на определенной террито-

рии, реализуя свои жизненные потребности, наряду с подоходным еще платит налог на добавленную стоимость. Налогоплательщик вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе тех, кто содержится на его отчисления. Сегодня работает не принцип «хозяин — барин», а «клиент — король».

Для руководителя превалирующим видом социальной ответственности является морально-нравственная ответственность. Считая за честь руководить людьми, мы несем ответственность перед их родными и близкими за их личную безопасность и профессиональную защищенность. Принимая кадровые решения, особенно судьбоносные, руководитель всегда должен иметь в виду, каким образом они отразятся на семье сотрудника. Пришло время бережного и рационального отношения ко всем видам природных и социальных ресурсов, и на первый план здесь выходит проблема сохранения и воссоздания человеческих ресурсов.

Очень убедительно эта проблема актуализирована в книге известного в мировой экономике государственного деятеля и политика Ли Куан Ю «Мой взгляд на будущее мира». Эту книгу, написанную им практически перед своей смертью, и другую — «Сингапурскую историю», изданную ранее, наряду с процветающим островным государством можно считать творческим наследием политика. В условиях глобализации и четко выраженных тенденций обособления управленческих наук эти книги претендуют на роль учебных пособий для лиц, посвящающих свою жизнь служению государству и обществу.

Заключение

В реальных социально-экономических условиях изложенное в статье видение роли и места органов внутренних дел в государстве и обществе, а также видов и содержания социальной ответственности руководящего состава многими, наверное, будет восприниматься как утопия. Однако следует посмотреть на упрощенное схематичное изображение сути управления: вектор цели, вектор состояния и вектор ошибки. Три простых разнонаправленных стрелки. Но, с другой стороны, нет цели — нет необходимости управления; плюс к этому осознанное стремление каждого руководителя на формирование и развитие способности к ориентированию в жизненном пространстве по различным индикаторам, факторам и вызовам. Поэтому до звезд тоже далеко, но человек всегда к ним стремится.

Каждая организация, как и человек — это совокупность натуры и культуры. В принципе, «натура» организации — это константа, обусловленная особенностями ее исторической эволюции, а культура — это переменная составляющая, формируемая на основе концепции управленческой парадигмы в конкретных условиях внешней и внутренней среды.

Надежная охрана общественного порядка и достижение приемлемого уровня криминологической безопасности личности, общества и государства возможны лишь тогда, когда эту задачу решают соответствующим образом подобранные, обученные, высокоорганизованные, обладающие государственным мышлением специалисты. Никаких эффективных преобразований в системе органов внутренних дел невозможно провести всерьез и успешно, пока милиция (полиция) не воспрянет духовно, по-настоящему не почувствует государственной мудрости и бескорыстия реформаторов, духовно-нравственного импульса, исходящего от авторитетных высших руководителей.

Авторитет руководящего состава органов внутренних дел основывается на нравственности офицеров и генералов организации. Нравственность, преобразующая руководителя в лидера, заключается в высшем чувстве, которое побуждает нас к добру, к самоотверженному исполнению служебного и гражданского долга. Нравственность — это соблюдение этических норм поведения, требований морали и стремление к общей пользе. В целом это совокупность личностных и деловых качеств, побуждающих руководителя к поведению, основанному на традициях и обычаях, характеризующих особенности внутриорганизационной и корпоративной культуры организации.

На наш взгляд, в данном случае не будет серьезным нарушением требований, предъявляемых к стилю изложения научной статьи, упоминание лирики замечательного поэта Роберта Рождественского:

«Человеку в милицейской форме Суть присяги не дано забыть! Ведь на самом неслужебном фоне — вдумайтесь! — каким он должен быть! Если люди разного покроя, глядя на него со стороны, по нему по одному порою Судят о Законе всей страны!»

В связи с этим приведем слова о том, каким, на наш взгляд, законопослушные сограждане хотели бы видеть облик офицера и генерала милиции (полиции): «В нем нет фальши. Скромен, благожелателен. Всегда готовый помочь; серье-

зен в своих понятиях, но в то же время общите- многих поколений солдат правопорядка. Явля-

лен, с ярко выраженным чувством товарищества ясь носителем благородства в полном смысле

и любви к людям. Его ум и его душа открыты этого слова, он олицетворяет человека большой

всему доброму и красивому. В нем — наследие духовной культуры».

Список литературы:

1. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха / пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой. СПб.: Питер, 2011.

2. Ключевые аспекты послания президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] // ИсторикИнфо. Режим доступа: http://presi-dent.gov.by/ru/news_ru/view/poslanie-k-be-lorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobrani-ju-18594/ (дата обращения: 30.12.2018).

3. Путин: человеческий капитал — главное богатство России. [Электронный ресурс] // Известия. 2016. URL: https://iz.ru/ news/648762 (дата обращения: 30.12.2018).

4. Сиваков Ю. Л. Инновационные интеллектуальные технологии как фактор психологической устойчивости руководителей ОВД /

Ю. Л. Сиваков // Юридическая наука и правоохранительная практика. Научно-практический журнал Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2017. № 1 (39).

5. Сиваков Ю. Л. Об актуализации вопроса обособления управленческих наук // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2018. № 2 (36).

6. Сиваков Ю. Л. Стратегическое управление человеческими ресурсами органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. Научно-практический журнал Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 1 (43).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.