Научная статья на тему 'Создание условий для обеспечения гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД и инновационные интеллектуальные технологии'

Создание условий для обеспечения гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД и инновационные интеллектуальные технологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
456
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CIVIL AND LEGAL STABILITY / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY / PROFESSIONAL SECURITY / INTELLECTUAL TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT ACTIVITIES / STRATEGIC LEADERSHIP / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сиваков Ю.Л

Автор, опираясь на личный опыт работы в качестве министра внутренних дел Республики Беларусь, а также на других руководящих должностях, излагает свою точку зрения на формирование методологии побуждения сотрудников правоохранительных органов к творческой и результативной деятельности. Используя материалы научных исследований в области интеллектуальных технологий управленческой деятельности, проведенных в процессе преподавательской работы, актуализирует психолого-педагогические и морально-нравственные методы, способствующие формированию этики межличностных отношений в процессе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, что, в свою очередь, предопределяет уровень гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Акцентируя внимание на проблемах современной организации управления органами внутренних дел, показывает влияние интеллектуальных технологий лидерства на эффективность управленческой деятельности в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сиваков Ю.Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on the personal experience of working as the Minister of Internal Affairs of the Republic of Belarus, as well as in other leadership positions, the author presents his point of view on the formation of the methodology for motivating law enforcement officers to creative and productive activities. Using the materials of the scientific research in the field of intellectual technologies of management activities conducted in the process of teaching, the author updates the psychological, pedagogical, moral and ethical methods contributing to the formation of the ethics of interpersonal relationships during the operational and service activities. This, in its turn, predetermines the level of civil and legal and moral and psychological stability of law enforcement officers. Focusing on the problems of the modern organization of management of the internal affairs bodies, the author shows the influence of intellectual leadership technologies on the effectiveness of management activities in the field of law enforcement.

Текст научной работы на тему «Создание условий для обеспечения гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД и инновационные интеллектуальные технологии»

СИВАКОВ Ю.Л., кандидат юридических наук, доцент,

usivakov@mail.ru

Кафедра управления органами внутренних дел; Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 220005, Республика Беларусь, г. Минск, просп. Машерова, 6

SIVAKOV U.L.,

Candidate of Legal Sciences, associate professor, usivakov@mail.ru

Chair of management of the internal affairs bodies;

Academy of the Interior Ministry of the Republic of Belarus, Masherova Аvenue 6, Minsk, 220005, Republic of Belarus

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ И МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД И ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. Автор, опираясь на личный опыт работы в качестве министра внутренних дел Республики Беларусь, а также на других руководящих должностях, излагает свою точку зрения на формирование методологии побуждения сотрудников правоохранительных органов к творческой и результативной деятельности. Используя материалы научных исследований в области интеллектуальных технологий управленческой деятельности, проведенных в процессе преподавательской работы, актуализирует психолого-педагогические и морально-нравственные методы, способствующие формированию этики межличностных отношений в процессе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, что, в свою очередь, предопределяет уровень гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Акцентируя внимание на проблемах современной организации управления органами внутренних дел, показывает влияние интеллектуальных технологий лидерства на эффективность управленческой деятельности в правоохранительной сфере.

Ключевые слова: гражданско-правовая устойчивость; морально-психологическая устойчивость; профессиональная защищенность; интеллектуальные технологии управленческой деятельности; стратегическое лидерство.

THE CREATION OF THE CONDITIONS FOR ENSURING CIVIL AND LEGAL AND MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF POLICE OFFICERS AND INNOVATIVE INTELLECTUAL TECHNOLOGIES

Annotation. Basing on the personal experience of working as the Minister of Internal Affairs of the Republic of Belarus, as well as in other leadership positions, the author presents his point of view on the formation of the methodology for motivating law enforcement officers to creative and productive activities. Using the materials of the scientific research in the field of intellectual technologies of management activities conducted in the process of teaching, the author updates the psychological, pedagogical, moral and ethical methods contributing to the formation of the ethics of interpersonal relationships during the operational and service activities. This, in its turn, predetermines the level of civil and legal and moral and psychological stability of law enforcement officers. Focusing on the problems of the modern organization of management of the internal affairs bodies, the author shows the influence of intellectual leadership technologies on the effectiveness of management activities in the field of law enforcement.

Keywords: civil and legal stability; moral and psychological stability; professional security; intellectual technologies of management activities; strategic leadership.

Исследуя проблематику гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД, в качестве предмета рассмотрения выделим в первую очередь условия, детерминирующие данный аспект служебной деятельности. Вместе с тем вести об этом речь будет логично лишь в том случае, если мы будем осуществлять наше исследование и формулиро-

вать вытекающие из него рассуждения на определенной фундаментальной основе. Как известно, основой для всех аспектов общественных отношений является правовая стабильность и экономическая безопасность, так называемая «устойчивость по предсказуемости». Априорность этой закономерности была определена еще в Российской империи, когда общественный

порядок отождествляли с гармоничным сочетанием благоустройства, благополучия и благочиния.

В современных условиях экономический кризис перерастает в кризис социальный, когда обостряются различные общественные проблемы, нарушается гражданско-правовая и морально-психологическая устойчивость отдельных категорий наших сограждан. В связи с этим весьма закономерно появление четко выраженных тенденций роста экономической преступности, а также мздоимства (коррупции) со стороны чиновников различных категорий. При этом проявляются факторы и закономерности, которые медленно, но методично разрушают основы устойчивого состояния и динамичного развития различных социальных систем и отдельных организаций.

Нет сомнения в правильности аналитических выводов ученых, исследующих особенности нынешнего глобального социально-экономического кризиса:

«— в кризис главной целью страны, отдельной организации, человека должно стать повышение собственной эффективности;

- эффективность экономической и трудовой деятельности связана не столько с экономией ресурсов, задействованных в прошлом, в уже закончившемся цикле, сколько с выбором новой цели;

- именно это упускается из виду, что влечет за собой излишне паническое восприятие кризиса;

- целенаправленный выход из кризиса возможен только усилиями тех субъектов экономической деятельности и социальных институтов, которые формируют сущность нового цикла» [1, с. 48].

С развитием Интернета, спутникового телевидения и других СМИ мир превратился в глобальную информационную систему. И сегодня, в контексте правовой и экономической культуры наших сограждан, очень важно уметь определять качество информации, надежность источников, которые ее передают, использовать адекватную методику ее проверки. В целом, мы должны научиться находить, анализировать и использовать необходимую нам информацию для улучшения качества своей жизни через повышение эффективности профессиональной и общественной деятельности.

Полная, оперативная и достоверная информация имеет особое значение для выработки выводов из оценки обстановки и принятия решений в любой сфере человеческой деятельности. По мере усложнения информационного рынка и накопления знаний спрос на адекватную методику оценки информации будет только возрастать.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что фундаментальным вызовом нынешнего кризиса является проблема получения знаний и информации, их обработка и принятие адекватных решений.

«Если говорить о факторах, повлиявших в прошлом и влияющих сегодня на процессы социально-экономического развития страны, то с учетом их многообразия можно тезисно, как основные, выделить следующие:

1) содержание учебных программ учреждений образования;

2) ограниченный доступ значительной части государственных служащих и других специалистов к анализу и опыту системных преобразований в других странах;

3) не соответствующий современным вызовам уровень общей и профессиональной подготовки, в первую очередь, руководящего состава органов государственного управления;

4) недостаточная эффективность восходящих и нисходящих информационных потоков;

5) излишняя бюрократизация системы управленческой деятельности в органах государственного управления и не только» [1, с. 64].

Нам следует осознать, что понятия «оптимальность», «рациональность» и «эффективность», имеющие непосредственное отношение ко всем сферам человеческой деятельности, составляют суть современной правовой и экономической культуры личности, общества и государства. Они отражают, насколько каждый из нас способен определить для себя жизненную цель с позиции карьеры, а также принять рациональное решение по выбору средств и способов ее достижения.

Рациональность данного решения зависит от того, насколько мы готовы:

1) собрать всю информацию, имеющую прямое и косвенное отношение к на-

шей профессиональной и общественной деятельности;

2) проанализировать ее и оценить издержки упущенных возможностей по моделированию и реализации личной и деловой карьеры;

3) четко определить время и место для реализации замысла действий по достижению поставленных целей;

4) оценить на каждом отрезке жизненного пути полученный результат и, сравнив его с ожидаемым, внести соответствующие коррективы в замысел действий на ближайшую и последующую перспективы;

5) определить «безопасный фарватер» продвижения к намеченной цели.

На каждом этапе развития общества именно правовая и экономическая культура отражает его качественное состояние, поскольку это такое интегративное образование, которое включает в себя направленность энергии и характер развития способностей индивидов и их общностей. Она проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, воплощающей те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные и заново выработанные образцы культуры.

Правовая и экономическая культура отражают характер и степень информированности, компетентности, сознательности и активности человека в его повседневной деятельности. Она проявляется в подходе к решению тех или иных экономически значимых жизненных проблем со стороны государства, в умении каждого эффективно применять правовые, экономические знания на практике.

Представляется возможным выделить следующие моменты и особенности в культивировании такого подхода:

- правовая и экономическая культура может рассматриваться как система соответствующих знаний, взглядов, убеждений, исторического опыта и традиций;

- она характеризуется уровнем и степенью социальной развитости и активности граждан, умением применять правовые и экономические знания в практической деятельности;

- правовая и экономическая культура предстает как процесс реализации в повседневной деятельности сущностных сил человека;

- в широком смысле корпоративная правовая и экономическая культура личности, общества и государства заключается в целенаправленном стремлении сформировать безбарьерную (безопасную) среду для реализации интеллектуально-профессионального потенциала всех и каждого в процессе профессиональной и общественной деятельности;

- корпоративная культура правоохранительных и фискальных органов должна формироваться на основе принципа: «Не выявить правонарушение и наказать, а создать систему эффективной профилактики и предупреждения».

«Своеобразие же современной правовой и экономической культуры белорусского общества состоит прежде всего в том, что она выступает синтезом материально-экономической и духовной жизни всех и каждого, выражает суть сформировавшейся социально-экономической системы, характеризует эффективность государственного менеджеринга, демонстрирует уровень профессионального развития менеджеров, способы, форму и результат жизненного поведения физических и юридических лиц» [2, с. 25].

Всеобъемлющий мировой кризис, который в значительной степени отразился на состоянии социально-экономической системы Беларуси, предопределил необходимость формирования личности нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности, а также профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые предстоит осуществить в стране, речь должна идти о формировании соответствующей правовой и экономической культуры населения, и в первую очередь сотрудников правоохранительных органов.

Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах:

1) теоретическом, как осмысление и освоение социально-экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

2) практическом, как целенаправленное формирование личностных и деловых качеств, особенно у молодых людей, способствующих ее развитию на основе рационального экономического и конформного поведения;

3) этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных сформировавшейся на сегодняшний день системе общественных отношений с проекцией на перспективу развития процесса глобализации. Вместе с тем необходимо отметить, что этический аспект правовой и экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию целого ряда факторов, включающих особенности исторического развития, отечественной культурологии, реализуемой политической элитой модели государственного менед-жеринга.

При этом следует иметь в виду, что этический аспект модифицируется вместе с развитием или деградацией политической и социально-экономической системы государства.

Выделим наиболее значимые факторы, влияющие на состояние морально-психологической устойчивости среднестатистического сотрудника ОВД, в современных условиях:

- искусственно завышенный уровень служебной и психологической нагрузки;

- недостаточное оснащение техническими средствами и средствами коммуникации;

- системные недостатки в организации и обеспечении базовой и текущей профессиональной подготовки;

- социально-бытовые проблемы;

- негативное воздействие разбалан-сированной социальной среды;

- целенаправленное воздействие со стороны враждебных и деструктивных сил;

- неудовлетворенность материальным положением;

- низкая культура управленческой деятельности прямых и непосредственных начальников;

- невысокий уровень корпоративной культуры ведомства и проблемы внутри-организационной культуры в отдельном подразделении.

Представив перечень этих факторов в виде наглядной графической схемы, мы в ходе различных занятий предлагали слушателям факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Академии МВД Республики Беларусь определить свое отношение к ним, расставляя очередность приоритетов по убывающей, в силу их негативного влияния на гражданско-правовую и морально-психологическую устойчивость сотрудников ОВД.

Наряду с этим эмпирическую базу исследования составили результаты тестирования по специальным методикам, анкетных опросов сотрудников, в том числе опросов экспертов, неформализованных интервью с начальствующим составом ОВД (см. схему).

Факторы, негативно влияющие на морально-психологическую устойчивость

сотрудников ОВД

Воздействие разбалансированной социальной среды (1-3) 4%

Целенаправленно е воздействие со стороны враждебных и деструктивных сил (1-3) 13%

Системные"" недостатки в организации и обеспечении базовой и ^текущей профессиональнойу подготовки (1-3) 22%

1 место 55%

Усиленная служебная психологическая нагрузка (1-3) 76%

X \ 1 /

Среднестатистический сотрудник ОВД

4 1 А.

1 место 22% Низкая культура управленческой деятельности прямых и непосредственных начальников (1-3) 64%

Социально бытовые проблемы (1-3) 24%

едостаточное оснащение техническими средствами и средствами коммуникации (1-3) 24%

евысокий уровень внутриорганизационной культуры в подразделении (1-3) 41%

Неудовлетворенность материальным положением (уровнем денежного содержания) (1-3) 30%

Следует отметить, что полученные результаты исследований вызывают серьезную озабоченность и предопределяют необходимость актуализации целого ряда проблем в связи с тем, что для большинства участвующих в исследовании сотрудников характерен весь спектр проявлений, которые психологи относят к диагнозу профессиональной деформации. При этом нарушения морально-этических, правовых, деятельностно-служебных норм все чаще проявляют признаки тенденциозности, вызывая соответствующий общественный резонанс.

Более того, сегодня нельзя не замечать повышенную раздражительность, перевозбужденность, тревожность и, как следствие, нервные срывы у руководящего состава ОВД. Все это можно классифицировать как состояние непрекращающегося стресса, приводящее к неустойчивому состоянию психики, которое у профессиональных психологов получило название синдрома эмоционального выгорания. При анализе причин и условий, приводящих сотрудников к профессиональной деформации, а порой и противоправному поведению, выявилось негативное воздействие различных объективных и субъективных факторов социально-экономического, правового, организационно-управленческого, социально-психологического характера и др. Известно, что все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

- субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Проведенное нами исследование показало, что большинство факторов, порождающих проявление профессиональной деформации и делинквентного поведения сотрудников ОВД, обусловлено недостатками организационно-управ-

ленческого характера. Так, более 50 % наших респондентов из предложенных девяти факторов, негативно влияющих на морально-психологическое состояние сотрудников ОВД, на первое место поставили (искусственно) усиленную служебную и психологическую нагрузку. На первое, второе и третье место этот фактор поставили 76 % респондентов. Информация о переводе милиции на усиленный режим несения службы появляется часто. Это делается по различным поводам на республиканском, региональном и местном уровне. Формат и содержание усиленного режима несения службы, порядок привлечения для этого сотрудников различных подразделений имеет очень много вариантов, обусловленных рядом объективных и субъективных факторов.

В результате исключительным является нормальный, штатный режим несения службы, а форсированный режим взят за правило и становится почти обыденным явлением.

Второй вывод по результатам нашего исследования также наводит на серьезные размышления. Название фактора сформулировано сдержанно: «низкая культура управленческой деятельности прямых и непосредственных начальников». На первое место данный фактор поставили 22 % респондентов, Первое, второе и третье места в общей сумме - 64 %. С научной точки зрения эта формулировка включает большое количество негативных проявлений в технологии и психологии управленческой деятельности. В данном случае вполне уместно напомнить непреложную истину - «нет плохих подчиненных, есть плохие руководители».

Известно, что эффективный труд руководителя - это органический сплав науки и искусства, тесное сочетание мастерства, которым следует овладевать, и лидерских качеств, которые необходимо стремиться трансформировать в лидерское поведение. Каждый, кто претендует на роль руководителя, изначально должен задуматься о том, насколько он в силу своей индивидуальности и личностных качеств соответствует этой роли.

Лидерство руководителя заключается в его способности четко сформулировать цель как состояние и видение будущего, а также в обеспечении им единства цели

и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

На третье место респонденты поставили преимущественно невысокий уровень внутриорганизационной культуры. Иногда внутриорганизационную культуру ставят в один ряд с корпоративной. Некоторые склонны считать эти понятия синонимами. Позволим себе с этим не согласиться. Внутриорганизационная культура - это та атмосфера межличностных отношений в подразделении, тот внутренний порядок и организация профессиональной деятельности, которые отличают одну организацию от другой. В идеале это то, что называется командным стилем работы и взаимоотношений.

Корпоративная культура, на наш взгляд, - это более широкое понятие. Здесь можно говорить о культуре взаимоотношений и поведения в обществе всех людей в погонах, о культуре взаимоотношений сотрудников правоохранительных органов, о взаимопонимании и взаимоподдержке сотрудников и военнослужащих МВД в самых различных ситуациях. Высокий уровень культивируемой в стране корпоративной культуры людей, стоящих на страже ее национальной безопасности, - это и наша гордость, и наш престиж, и наша профессиональная защищенность. В корпоративной культуре воплощены принятые в обществе на исторической основе убеждения, ценности, методы профессиональной деятельности, традиции, она отражает ведомственную уникальность и идентифицирует ее во внешней среде.

Качество корпоративной культуры представляет собой показатель, который воздействует на людей либо положительно, способствуя их лояльности, ответственности и эффективности служебной деятельности, либо отрицательно, угнетая и поощряя безответственность и противоправное поведение. В большей степени формированием и постоянным совершенствованием соответствующей корпоративной культуры правоохранительных органов должно быть озабочено государство, и политическое руководство страны должно это четко осознавать. Нам следует исходить из того, что культура, поддер-

живаемая и совершенствуемая на всех уровнях, основанная на фундаментальных ценностях и национальных традициях, способна оказать государству бесценную помощь в наиболее полной реализации предназначения правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел в частности.

Должным образом выстроенная на государственном уровне корпоративная культура органов внутренних дел при всем многообразии факторов, влияющих на ее эффективность, выполняет основополагающую функцию, она способствует обеспечению престижности и привлекательности службы в органах внутренних дел. В ее основе должна лежать соответствующая государственная политика и базирующаяся на ней Концепция развития ОВД, предусматривающая меры по четкому и гарантированному обеспечению личной безопасности и профессиональной защищенности сотрудников по всем научно обоснованным критериям, с учетом особенностей социально-экономического положения государства на каждом конкретном историческом этапе его развития.

Понимание того, что уровень гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников выступает основой эффективной деятельности подразделений и служб ОВД, предопределяет также необходимость уяснения сути, содержания, слагаемых и соотношения таких явлений, как человеческий потенциал и человеческий фактор. При этом следует иметь в виду, что под влиянием определенных обстоятельств те или иные компоненты и грани человеческого потенциала актуализируются и проявляются, становясь реально действующими силами. Это и есть человеческий фактор как сила, определяющая поведение и деятельность сотрудников, успешность и качество выполнения поставленных перед ними оперативно-служебных или служебно-боевых задач.

Следует отметить, что морально-психологическое состояние имеет свою структуру, к основным компонентам которой относятся умонастроения, эмоциональные и волевые состояния сотрудников. Функционально морально-психологическое состояние сотрудников имеет две стороны: побудительную и ис-

полнительную, и каждая из них может оказаться недостаточно сформированной либо актуализированной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимая решения по организации работы по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, важно учитывать все обстоятельства и условия выполнения поставленных задач, а также конкретные условия социальной среды и логику социального поведения людей в сложившейся обстановке, тем или иным образом влияющие на морально-психологическую устойчивость сотрудников.

Гражданско-правовая и морально-психологическая устойчивость сотрудника - это та или иная степень его сопротивляемости, способности противостоять, не поддаваться отрицательным воздействиям внешней социальной среды, факторов и обстоятельств как внутриорганизаци-онного характера, так и широкого социального плана (негативному воздействию средств массовой информации, экономической, политической, криминогенной обстановки и др.). В связи с этим работа по обеспечению оптимального уровня морально-психологического состояния сотрудников должна выстраиваться на основе современных интеллектуальных технологий управленческой деятельности, применяемых в служебной практике.

Конструктивный опыт развития ведущих государств показывает, что систему управления социальными институтами надлежит организовать таким образом, чтобы она была в состоянии на всех уровнях принимать грамотные, профессионально выверенные, взвешенные и рациональные решения. Для этого сегодня требуется осознание того, что период так называемого классического менеджмента заканчивается и наступает эра интеллектуальных технологий управленческой деятельности с использованием методологии силы и культуры наделения властью.

Думается, что современное поколение руководителей оперативно-стратегического уровня в силу ряда объективно-субъективных причин эту задачу решить просто не в состоянии. Им на смену должна прийти новая генерация молодых, образованных, энергичных руководителей, позиционирующих себя в качестве инновационно рассуждающих специалистов,

обладающих государственным мышлением, способных осмыслить реальное состояние социально-экономической сферы, а также имеющих собственное видение перспектив социально-экономического развития страны.

Главной целью их управленческой деятельности должна быть реализация группы публичных интересов за счет сведения множества частных (в том числе групповых) интересов в единый социальный кластер. Если гражданское общество представляет собой одновременное сосуществование разнородных (часто противоположных и разнонаправленных) социальных сил и выражаемых ими частных (групповых) интересов, то задача государства - опираясь на общее человеческое стремление к совместной жизни, совместить и по возможности гармонизировать эти силы и интересы.

Чтобы обеспечить как на национальном, так и на региональном уровне успех своей управленческой деятельности, необходима реализация принципов и правовых норм универсального конкурентного порядка. Это обеспечивается тем, что все субъекты общественно-правовых отношений имеют возможность свободно вступать в конкуренцию и побеждать на основе демонстрируемого интеллектуально-профессионального и иного потенциала. В этом, на наш взгляд, суть корпоративной культуры правового государства и демократического общества.

Наверное, никто не станет оспаривать тезис, что МВД - это тот институт социального контроля, та государственная организация, которая по своей миссии (предназначению) призвана быть высокоэффективной организацией, пользующейся доверием граждан, уважением общества и авторитетом у высших должностных лиц государства.

Исходя из того, что любая организация имеет три составляющих ее блока: инфраструктуру, персонал и технологии, можно утверждать, что организация, которая претендует на статус высокоэффективной, должна стремиться в первую очередь к созданию комфортных условий профессиональной деятельности сотрудников. Не вдаваясь в детали, следует отметить одно - наше состояние и поведение во многом определяют те условия, в которых мы осу-

ществляем свою профессиональную деятельность.

Технологии - это также ключевой фактор, определяющий функциональный потенциал того или иного социального института, поскольку специфика деятельности организации, а правоохранительной тем более, предопределяет необходимость использования информационных и других технологий, соответствующих особенностям реализуемых функций.

Закономерно, что условия предопределяют поведение, технологии облегчают труд и повышают его производительность, но в центре, однозначно, находится человеческий потенциал организации. При этом, если проанализировать состояние, положение и динамику развития любой высокоэффективной организации, то мы увидим во главе ее успешного, наделенного природой лидерскими качествами, обладающего современными знаниями в области интеллектуальных технологий управленческой деятельности, с уважением, заботой и честностью относящегося к людям руководителя.

Каждый руководитель, определяя для себя вектор цели, должен четко представлять главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить основные усилия, а именно определить для себя стратегический замысел своей управленческой деятельности. Обозначив в качестве вектора цели создание высокоэффективной организации, мы четко должны себе представлять, что основой таковой являются расположенные в логической последовательности:

1) постоянная, системная и целенаправленная деятельность руководства организации по обеспечению профессиональной защищенности сотрудников;

2) умение создать и постоянно наращивать уровень заинтересованности сотрудников в реализации миссии организации и достижении поставленных перед коллективом целей;

3) сформированная и всесторонне поддерживаемая престижность и привлекательность служебной (трудовой) деятельности в данной организации.

Только в этом случае мы можем говорить о мере, т.е. оценке правильности движения в заданном направлении. Мерой же в управленческой деятельности,

особенно в социальной сфере, является «устойчивость по предсказуемости», а именно: стратегическая устойчивость авторитета органов внутренних дел как института социального контроля в обществе, гражданско-правовая и морально-психологическая устойчивость личного состава всех служб и подразделений.

Анализируя то, как современное руководство МВД пытается, исправляя ошибки предшественников, поднять авторитет органов внутренних дел, престижность и привлекательность службы и тем самым восстановить заметно утраченную заинтересованность сотрудников в творческой и результативной профессиональной деятельности, полагаем целесообразным акцентировать внимание руководящего состава ОВД на некоторых элементах стратегического лидерства. Современным руководителям следует понимать, что искусство лидера - это прежде всего искусство наметить верную цель и указать путь к ее достижению.

В своих рассуждениях мы будем исходить из положений современной теории предмета «Интеллектуальные технологии лидерства». Согласно этой теории «...лидерство в сфере социального управления имеет два аспекта: создание образа будущего и его осуществление, а стратегическое лидерство - это ответ на вопрос "что?"» [3, с. 25]. Руководитель делает так, чтобы все шли в одном направлении. Здесь можно выделить такие виды деятельности руководителя, как:

- определение ясной картины будущего;

- поддержание организационной культуры для согласования комплекса имеющихся ценностей с новой картиной будущего;

- обозначение обязательных для выполнения действий или стратегических императивов организации.

Картина будущего (видение) и ценности - это нечто устойчивое и длительное, тогда как стратегические императивы представляют собой краткосрочные приоритеты - на 1-2 месяца или на 1-2 года, в зависимости от реально складывающейся обстановки и выводов из ситуационного анализа.

В этом плане мы с самого начала обозначили цель для МВД в целом - соз-

дание высокоэффективной организации, пользующейся доверием граждан, уважением общества и авторитетом у высших должностных лиц государства. Цель, которая никогда не будет достигнута, если руководство не в состоянии обеспечить престижность и привлекательность службы в органах внутренних дел.

Общество должно видеть четко обозначенную политическую волю власти на обеспечение престижности и привлекательности службы в органах внутренних дел посредством создания высокого уровня профессиональной защищенности аттестованных сотрудников.

Кто-то может выразить свое несогласие с автором в расстановке приоритетов, но следует понимать, что службу в государственных институтах правопорядка и обороны должны проходить физически здоровые, с высоким уровнем интеллекта люди, осознанно посвятившие себя служению Отечеству. И отношение к этой части человеческого ресурса нации должно быть особым, а именно бережным и крайне внимательным.

Задача государственного менед-жеринга состоит в том, чтобы минимизировать или полностью исключить предпосылки возникновения профессиональной деформации у всех категорий сотрудников, не допустить возникновения синдрома эмоционального выгорания у руководящего состава и синдрома хронической усталости у среднего и младшего начальствующего состава. В этом случае руководство МВД концентрирует свои усилия на создании высокоэффективной организации, способной при рациональном использовании выделенных ресурсов успешно реализовать свою миссию.

В деятельности организации важно видение будущего как мысленный образ возможностей, которые заложены в людях, реальных планах и делах, это мысленное представление будущего состояния как органов внутренних дел в целом, так и каждого подразделения.

Видение формируется благодаря способности руководителя мыслить образно и прогрессивно. Все проекты в управленческой деятельности создаются дважды: сначала моделируются в сознании руководителя, а затем реализуются на практике. При этом видение - это нечто

большее, чем просто организация и обеспечение реализации оперативно-служебных задач или решение частных проблем для достижения каких-либо целей. Оно означает формирование и культивирование нашего мнения о людях организации, веру в них, оказание им поддержки в выявлении и реализации имеющихся у них способностей, помощи в обретении ими уверенности в себе.

Видение - неотъемлемая часть лидерства. Практика показывает, что руководители, которые осуществляли уверенное руководство на основе видения будущего, имели самые эффективные команды. В то же время у руководителей, обладающих хорошими лидерскими качествами, но не имеющих образа будущего, были средние показатели эффективности работы подчиненных подразделений.

Поддерживаемая большинством идея в виде четкого образа будущего создает атмосферу доверия, сотрудничества, взаимозависимости, мотивацию к творческой и результативной деятельности, взаимную ответственность за успех.

Резюмируя изложенное, отметим, что личная практика управленческой деятельности на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях позволяет утверждать, что мало иметь представление об интеллектуальной технологии управленческой деятельности, надо знать последовательность действий по ее реализации, которую можно условно разделить на несколько этапов. На этапе ситуационного анализа и формулирования выводов из оценки обстановки необходимо осуществить опознавание проявляемых на интеллектуальном уровне факторов среды, тем или иным образом воздействующих на управляемую систему. При этом следует учитывать не только физико-географические, демографические, общественно-политические условия, но и национальные традиции, менталитет; общую, правовую, трудовую культуру и другие особенности человеческих ресурсов.

На этапе целеполагания, используя стратегическое мышление, следует определить замысел действий на ближайшую, последующую и дальнейшую перспективы, проявляя при этом интуитивную способность распознавания этих факторов на будущее и формирование соответствую-

щего вектора целей в их отношении. На стратегическом уровне это должна быть соответствующая концепция развития и совершенствования, где на доступном уровне для всего личного состава формируется видение перспектив состояния и положения организации в системе государственного менеджеринга.

На этапе формирования целевой функции (концепции) управления на основе решения задачи обеспечения «устойчивости по предсказуемости» необходимо четкое определение способов мотивации и стимулирования человеческих ресурсов при выборе оптимального на данный период времени стиля управления. Здесь важно формирование организации управляющей структуры, несущей в себе потенциал реализации выбранной на данный момент целевой функции управления.

В процессе движения к заданной цели, при осуществлении системного контроля деятельности созданной управляющей структуры исключительно важным является обеспечение ее эффективной дееспособности. Это достигается через системное проведение на основе результатов мониторинга ее деятельности процедуры реинжиниринга.

Интеллектуальная технология управленческой деятельности предполагает творчество и креативность руководителей не только в принятии управленческих решений по организационным, кадровым и другим вопросам, включая обеспечение профессиональной защищенности сотруд-

ников, но и в определении методологии их реализации.

При этом следует отметить, что концепция (система взглядов) социального управления должна соответствовать логике социального поведения всего множества людей в различных социальных слоях. Если логика социального поведения людей в обществе изменилась, то концепция управления, которая реализовывалась ранее, в таком новом обществе уже не работает, необходима другая, соответствующая реалиям сегодняшнего дня.

К этому следует добавить, что организации, стремящиеся быть высокоэффективными, имеют сильную и явно выраженную организационную культуру.

Культуру можно описать как конструкт, в котором реализованы интеллектуальные методы и приемы побуждения людей к активной деятельности. Это лицо организации, ее имидж, это то, «как здесь принято делать». Культура состоит из ценностей, отношений, убеждений, характера поведения и методов работы членов организации. Она не только лежит в основании всего, что делает организация, но и определяет ее готовность к изменению.

В системе органов внутренних дел формирование мощной, сфокусированной организационной и корпоративной культуры начинается с формирования убедительного видения перспектив развития, что поддерживается и обеспечивается каждым из структурных элементов, поскольку в этом суть ключевых факторов успеха.

Список литературы

1. Заико Л., Романчук Я. Беларусь 20/20 в лабиринте экономической идентичности. Белгород: Белгородская полиграфия, 2011. 660 с.

2. Романчук Я.Ч., Бергланд Д. Либертарианство: просто и доступно. Белгород: Белгородская полиграфия, 2009. 290 с.

3. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха: пер. с англ. / под ред. Т.Ю. Ковалевой. СПб.: Питер, 2011. 368 с.: ил. (Сер.: Теория менеджмента).

4. Сиваков Ю.Л. Интеллектуальные технологии лидерства в управлении органами внутренних дел // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2011. N 1 (21). С. 21-26.

5. Сиваков Ю.Л. Экономическая деятельность в современных условиях - интеллектуальные технологии лидерства в управлении персоналом // Экономика и управление. 2011. N 2 (26). С. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.