Научная статья на тему 'Стратегическое управление человеческими ресурсами органов внутренних дел'

Стратегическое управление человеческими ресурсами органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
713
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРАВОПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / HUMAN RESOURCES / LAW AND ORDER / PUBLIC ORDER / CRIMINOLOGICAL SECURITY / MANAGEMENT / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиваков Ю.Л.

Основываясь на личном опыте работы в качестве заместителя министра и министра внутренних дел Республики Беларусь в конце 90-х и начале 2000-х годов, руководствуясь результатами теоретических исследований в области науки управления, автор обосновывает актуальность и значимость стратегического управления человеческими ресурсами органов внутренних дел. В статье акцентируется внимание на том, что управление организациями и человеческими ресурсами в настоящее время должно трансформироваться в особую функцию соответствующим образом подготовленных специалистов, наделенных лидерскими качествами и способных к лидерскому поведению. При этом специфика правоохранительной и правоприменительной деятельности предопределяет необходимость концентрирования внимания при формировании кадровой политики МВД Республики Беларусь на морально-этических и нравственных аспектах. Сделан вывод о необходимости уточнения содержания государственной концепции развития органов внутренних дел, основу которой должна составлять стратегия управления человеческими ресурсами с четкими формулировками миссии, целей, задач. При этом наряду с постоянным стремлением руководящего состава к повышению престижности и привлекательности милицейской службы создаются условия, побуждающие сотрудника к активной, творческой и результативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Basing on the personal experience of working as Deputy Minister and Minister of Internal Affairs of the Republic of Belarus in the late 90s and early 2000s, and being guided by the results of theoretical research in the field of management science, the author of the article substantiates the relevance and significance of the strategic management of human resources of the internal affairs bodies. The article focuses attention on the fact that at the present time the management of organizations and human resources should be transformed into a special function of appropriately trained specialists or a special profession of persons having leadership qualities and capable of leadership behavior. At the same time, the specifics of law enforcement activities predetermines the need to focus on moral and ethical aspects when determining the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. The conclusion about the need to clarify the content of the state concept of the development of internal affairs bodies, which should be based on the strategy of human resources management with clear wordings of its mission, goals and objectives, is made. In this case, the conditions that encourage the law enforcement officer to active, creative and effective activitiesare created, along with the constant wish of the chief officers to increase the prestige and attractiveness of the militia service.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление человеческими ресурсами органов внутренних дел»

Раздел 11. Компаративистика и зарубежный опыт

СИВАКОВ Ю.Л., кандидат юридических наук, доцент,

usivakov@mail.ru Кафедра управления органами внутренних дел; Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 220005, Республика Беларусь, г. Минск, просп. Машерова, 6

SIVAKOV Yu.L,

Candidate of Legal Sciences,

associate professor,

usivakov@mail.ru

Chair of management

of the internal affairs bodies;

Academy of the Interior Ministry

of the Republic of Belarus,

Masherova Ave. 6, Minsk, 220005,

Republic of Belarus

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Основываясь на личном опыте работы в качестве заместителя министра и министра внутренних дел Республики Беларусь в конце 90-х и начале 2000-х годов, руководствуясь результатами теоретических исследований в области науки управления, автор обосновывает актуальность и значимость стратегического управления человеческими ресурсами органов внутренних дел. В статье акцентируется внимание на том, что управление организациями и человеческими ресурсами в настоящее время должно трансформироваться в особую функцию соответствующим образом подготовленных специалистов, наделенных лидерскими качествами и способных к лидерскому поведению. При этом специфика правоохранительной и правоприменительной деятельности предопределяет необходимость концентрирования внимания при формировании кадровой политики МВД Республики Беларусь на морально-этических и нравственных аспектах. Сделан вывод о необходимости уточнения содержания государственной концепции развития органов внутренних дел, основу которой должна составлять стратегия управления человеческими ресурсами с четкими формулировками миссии, целей, задач. При этом наряду с постоянным стремлением руководящего состава к повышению престижности и привлекательности милицейской службы создаются условия, побуждающие сотрудника к активной, творческой и результативной деятельности.

Ключевые слова: человеческие ресурсы; правопорядок; общественный порядок; криминологическая безопасность; управление; органы внутренних дел.

STRATEGIC HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Annotation. Basing on the personal experience of working as Deputy Minister and Minister of Internal Affairs of the Republic of Belarus in the late 90s and early 2000s, and being guided by the results of theoretical research in the field of management science, the author of the article substantiates the relevance and significance of the strategic management of human resources of the internal affairs bodies. The article focuses attention on the fact that at the present time the management of organizations and human resources should be transformed into a special function of appropriately trained specialists or a special profession of persons having leadership qualities and capable of leadership behavior. At the same time, the specifics of law enforcement activities predetermines the need to focus on moral and ethical aspects when determining the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. The conclusion about the need to clarify the content of the state concept of the development of internal affairs bodies, which should be based on the strategy of human resources management with clear wordings of its mission, goals and objectives, is made. In this case, the conditions that encourage the law enforcement officer to active, creative and effective activitiesare created, along with the constant wish of the chief officers to increase the prestige and attractiveness of the militia service.

Keywords: human resources; law and order; public order; criminological security; management; internal affairs agencies.

С точки зрения государственной политики, которая должна быть четко изложена в концепции развития органов внутренних дел, необходимо переосмысление сути и содержания инновационных подходов к управленческой деятельности вообще и управлению человеческими ресурсами в частности. В настоящее время не вызывает сомнений то, что инерция движения по заданной еще в советские времена траектории закончилась, а новые «двигатели» пока еще не доработаны и не включены.

Перемены могут иметь различный характер - спонтанный, революционный, эволюционный и т.д. Очевидно, что самые эффективные и стабильные результаты достигаются при эволюционном характере перемен, то есть при их целенаправленности, научной обоснованности и взвешенности. Четкая цель (видение) позволяет принимать продуманные и рациональные стратегические управленческие решения, обеспечивающие в конечном итоге балансировочный режим движения к намеченной цели. Двигаясь к заданной цели, следует помнить о главном критерии оценки надежности и качества этого движения -обеспечении так называемой устойчивости по предсказуемости. Устойчивость по предсказуемости (и здесь практика не расходится с наукой) обеспечивается только в условиях стабильного общественного порядка, формируемого на основе интеллектуальных технологий управленческой деятельности во всех звеньях государственного управления и общественного самоуправления.

Об обществе, общественном порядке и криминологической безопасности. Осознавая необходимость наличия современной концепции развития ОВД, следует исходить из того, что в ее основу должны быть положены фундаментальные понятия, принципы и соответствующая системная методология, учитывающая глобальные тенденции и изменения в логике мышления и поведения сограждан [1, с. 8]. В связи с этим представляется необходимым переосмыслить понятия «общество» и «общественный порядок».

Под обществом следует понимать целостную совокупность факторов производства, обусловленных национальными

традициями, культурой и реализуемой в данный период времени системой государственного менеджеринга, направленной на выживание и последующее развитие, выстраиваемой на основе принципа обеспечения устойчивости по предсказуемости.

Обеспечение общественного порядка на всех этапах развития государства является его основной задачей и проблемой, охватывающей широкий спектр общественно-политических, социально-экономических, демографических, культурологических, морально-психологических и других сторон деятельности органов власти по обеспечению стабильности общества и его поступательного, целенаправленно-эволюционного развития по предсказуемости.

Исследованию вопросов охраны общественного порядка уделяется внимание в рамках различных отраслей права. При этом общественный порядок рассматривается в узком смысле слова, основное внимание акцентируется на проблемах поведенческого характера. При изучении проблемы охраны общественного порядка представляется важным определение объекта охраны, его сути, содержания и составляющих. Если рассматривать с изложенных позиций охрану общественного порядка, то сначала таковой надо создать. Гибкая, адаптированная к процессам глобализации система государственного управления и социального контроля, использующая современные интеллектуальные технологии управленческой деятельности, способна в процессе эволюционного развития сформировать устойчивый и стабильно совершенствующийся общественный порядок.

Следует разграничивать понятия «общественный порядок» и «правопорядок». В справочной литературе общественный порядок определяется как сложившаяся в обществе «...система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм

права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов» [2, с. 132].

Согласно Словарю русского языка правопорядок - это «...состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей» [3, с. 577].

В полной мере соглашаясь с определением правопорядка, представляется актуальным уточнение понятия «общественный порядок». С учетом особенностей постиндустриальной эпохи предлагается авторское видение его сути и содержания. «Общественный порядок - целостная совокупность культивируемых государством ценностей и обычаев, а также используемых в системе государственного управления норм и правил, обеспечивающих формирование благоприятных условий для социализации личности, развития и эффективной реализации интеллектуально-профессионального потенциала каждого на основе создания безбарьерной среды жизнедеятельности, гарантирующей человеку личную и имущественную безопасность, а также научно обоснованный уровень профессиональной защищенности» [4, с. 10].

Изучая эффективность управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, следует исходить из того, что необходимость управления возникает тогда, когда появляется или формулируется цель. Глобальной целью управленческой деятельности на всех уровнях социального управления является создание благоприятных условий для социализации личности, развития и эффективной реализации интеллектуально-профессионального потенциала каждого на основе создания безопасной среды жизнедеятельности, гарантирующей человеку личную и имущественную безопасность. На основании этого можно сделать вывод о том, что одним из

элементов системы общественного порядка является криминологическая безопасность личности, общества и государства.

Четко обозначенные в конституции страны цели, задачи, права и интересы охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития. Понимание факта невозможности обеспечения их реализации при отсутствии приемлемого уровня криминологической безопасности диктует необходимость ее постоянного усиления.

Поскольку криминологическая безопасность любого государства в общем понимании представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, то в определенном смысле это можно назвать состоянием иммунитета государства. При этом в указанном контексте под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей личности, общества и государства, удовлетворение которых должно быть надлежащим образом защищено от противоправных посягательств функционирующей системой безопасности.

С.Я. Лебедев и А.А. Лапин, исследуя основные стратегические направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации как субъекта обеспечения криминологической безопасности, делают, как представляется, аргументированные и бесспорные выводы. Нельзя не согласиться с тем, что вся идеология, а также стратегия обеспечения органами внутренних дел криминологической безопасности должны быть переориентированы с поиска криминальных угроз на действительно реальную, а не декларируемую защиту населения от преступности.

Формулируя положения концепции обеспечения криминологической безопасности, указанные авторы утверждают, что стратегическими направлениями деятельности органов внутренних дел должны стать:

«а) определение реального состояния защищенности личности, общества и государства от преступных посягательств;

б) выявление, анализ и оценка реальных угроз криминологической безопасности;

в) устранение или нейтрализация источников угроз криминологической безопасности (причин и условий преступности);

г) оказание воздействия на реализованные угрозы криминологической безопасности (совершенные преступления) путем их выявления, регистрации, раскрытия, розыска преступников, расследования и направления материалов в суд, назначения адекватного общественной опасности преступления и оптимального для преступника уголовного наказания и его реализации;

д) оказание воздействия на потенциальные угрозы криминологической безопасности путем их предупреждения и минимизации (профилактики, предотвращения, пресечения);

е) обеспечение криминологической защиты объектов преступного посягательства;

ж) проведение виктимологической профилактики в отношении потенциальных и реальных жертв преступных посягательств» [5, с. 144].

Кроме того, авторы анализируют условия, причины и факторы, тем или иным образом влияющие на состояние криминологической безопасности личности, общества и государства, предлагают меры по наращиванию ее эффективности.

О некоторых вопросах стратегического управления человеческими ресурсами ОВД. Не оспаривая результатов исследования и выводов С.Я. Лебедева и А.А. Лапина, предлагается на эту проблему посмотреть под несколько иным углом зрения. На наш взгляд, стратегической целью системы государственного управления по обеспечению криминологической безопасности следует считать создание условий, при которых конформное поведение личности является оптимально рациональным, творческая и результативная деятельность -всесторонне поощряемой, сдерживающие факторы по отношению к делинквентному и криминальному поведению в значительной степени превалируют по отношению к провоцирующим.

В связи с этим целесообразно обратиться в первую очередь к человеческому потенциалу и человеческому фактору. С точки зрения субъекта и объекта управления значимо, кто именно управляет про-

цессом, насколько он компетентен, заинтересован, каково его отношение к объекту управления.

В качестве иллюстрации и в целях подтвержденной практикой аргументации предлагается фрагмент ретроспективного анализа событий конца 90-х и начала 2000-х годов в истории белорусской милиции. Социально-экономическая, а значит, и криминогенная обстановка в тот период характеризовалась как сложная и напряженная, а по целому ряду факторов и как противоречивая, с наличием элементов неопределенности и политической неустойчивости. В этих условиях выживания общества, становления государственности, необходимости жесткого противодействия организованной, экономической и корыстной преступности, а также политическому экстремизму переоценить роль органов внутренних дел в системе национальной безопасности достаточно сложно.

МВД Республики Беларусь в тот период времени прилагало значительные усилия, в первую очередь, для сохранения кадрового потенциала и обеспечения на этой основе эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятель -ности при всемерном учете человеческого фактора. При принятии организационных и других управленческих решений особое внимание уделялось формированию адаптированной к реально складывающейся социально-экономической и оперативной обстановке концепции стратегического управления человеческими ресурсами.

В основу концепции было заложено понимание того, что стратегическое управление человеческими ресурсами - это «своего рода политика, которая реализуется властью в системе государственного менеджеринга или в деятельности определенных организаций. При этом направленность этой политики заключается в обеспечении устойчивого организационного и социально-экономического развития за счет целенаправленного наращивания человеческого капитала, при всестороннем учете человеческого фактора» [4, с. 7].

Следует отметить, что человеческий потенциал Беларуси по-своему уникален. Это обусловлено его корнями, уходящими вглубь веков. Уникальный менталитет формировался под влиянием природных,

климатических, культурологических внутренних факторов и приобретал соответствующие особенности в силу воздействия внешних факторов, а вернее сказать, привнесенных извне чужеродных генов [4, с. 8].

Руководство МВД Республики Беларусь в рассматриваемый период, как представляется, определило стратегически правильную и значимую цель - сохранение потенциала белорусской милиции, сформированного предыдущими поколениями руководителей, сбережение человеческих ресурсов на основе всемерного поддержания престижности и привлекательности милицейской службы, создание и последовательное совершенствование эффективной системы профессиональной защищенности руководящего состава. При формировании политики и концепции управления органами внутренних дел в тот период руководством МВД Республики Беларусь использовалось сочетание принципов и подходов французского и японского менеджмента.

При планировании и организации работы с личным составом ОВД достаточно четко выделялись тактический и стратегический уровни управления человеческими ресурсами. На тактическом уровне, в работе с младшим и средним начальствующим составом, широко использовались фрагменты японской системы менеджмента, признанной в мире наиболее эффективной, в основе которой лежит умение работать с людьми через создание и постоянное совершенствование внутриорга-низационной и корпоративной культуры.

Руководство МВД Республики Беларусь посредством системы различных мероприятий, широко используя средства массовой информации, целенаправленно культивировало принципы, характерные для японской системы:

- главное достояние организации -это люди. Внимание руководящего состава постоянно акцентировалось на человеческом факторе по принципу Ли Куан Ю -«дело не в деньгах, а. в людях, которые у нас есть, в том, как мы организуем дело, и что получаем на выходе» [4, с. 6]. Человек по своей психологической сути нуждается в самоуважении: он склонен нести ответственность и совершенствовать свои знания и мастерство, при этом каждый подчи-

ненный является индивидуумом и имеет право на ошибку;

- для повышения эффективности оперативно-служебной и служебно-бое-вой деятельности, поддержания приемлемого уровня служебной дисциплины акцент делался больше на вознаграждении, чем на наказании, было стремление к такому уровню внутриорганизационной культуры, когда наказанным является тот, кто не поощрен;

- особое внимание уделялось повышению эффективности обратной связи и организации контроля. Внимание руководящего состава акцентировалось на том, что управленческий контроль выполнения поставленных задач осуществлялся не по принципу «контроль на месте, помощь в приказе», а путем оказания помощи и выявления слабых звеньев в процессе служебной деятельности. Иными словами, понятие «контроль» было связано не с моделью «выявление - наказание», а с принципом «проверка - помощь».

В работе с руководящим составом оперативно-стратегического уровня больше заимствовалось из французской системы подготовки и использования менеджеров-генералистов. Известно, что у французов способность к управленческой деятельности рассматривается скорее как «состояние души», нежели совокупность управленческих умений, навыков и технологий. На первом плане при отборе лиц для подготовки в качестве менеджеров-генералистов находятся лидерские качества и способности, обусловленные на генетическом уровне.

При создании системы формирования резерва руководящих кадров в основу отбора кандидатов на высокие управленческие должности была положена специально разработанная интегрированная модель личностных и деловых качеств офицера [6, с. 27]. Эта модель была своеобразным тестом на интеллект, организаторские способности, физические и эмоционально-волевые качества, а также уровень профессиональной культуры. Своего рода профессиограмма, подтверждающая способность человека мыслить логически и анализировать системно, принимать взвешенные рациональные решения и добиваться их реализации с наименьшими издержками.

Из французской системы также были заимствованы элементы подчеркивания статуса руководителя и его ответственности, начиная с оборудования и оснащения офиса, служебного транспорта, знаков отличия и заканчивая специально создаваемыми условиями в лечебных, оздоровительных и других учреждениях.

Время показало, что руководством МВД Республики Беларусь в тот период было принято правильное решение - выступить с инициативой радикального пересмотра подходов к форменной одежде белорусской милиции. После обретения республикой статуса самостоятельной и независимой усилиями радикальных националистов армия и милиция были переодеты в своеобразную униформу. В ней отчетливо проявились несвойственные белорусской ментальности тенденции, использовавшиеся в экипировке немецких и польских силовых структур. На основе наработок известных на тот период специалистов и дизайнеров руководство Министерства внутренних дел предложило Президенту Республики Беларусь концепцию форменной одежды, учитывающей лучшее из исторического прошлого. Она была принята и до настоящего времени не претерпела радикальных изменений.

В целом отношение к атрибутам власти было не спонтанным, а глубоко продуманным и последовательным, направленным на молодых людей, обладающих лидерскими качествами и способных к лидерскому поведению. Например, акцентируя внимание на руководителях территориальных органов внутренних дел, 260-ти из них присвоено звание полковника досрочно и на ступень выше предусмотренной по занимаемой должности. Впоследствии по данному вопросу высказывались неоднозначные мнения. Но тогда эти управленческие решения руководством МВД Республики Беларусь расценивались как инвестиции в будущее. В тот период в каждом районе был начальник милиции и военный комиссар. Видя, что военный комиссар имеет звание подполковника, а начальник милиции - полковника, юноша, принимая решение о будущей профессии, делал выбор в пользу обучения в вузе МВД. Следует заметить, что в рассматриваемый период конкурс в Академию

МВД Республики Беларусь был даже среди медалистов. В настоящее время из 400 возможных проходной балл на факультет милиции академии составляет немногим более 160 баллов.

Миссия, цели, задачи и сущность стратегического управления ОВД. В качестве гипотезы проводимого исследования используется предположение о том, что в силу целого ряда причин и факторов, по-разному эволюционируя, наметилась явная тенденция обособления науки управления. На современном этапе управление организациями и человеческими ресурсами трансформируется в особую функцию соответствующим образом подготовленных специалистов или особую профессию лиц, наделенных лидерскими качествами и способных к лидерскому поведению.

В основу концепции стратегического управления ОВД должны быть положены четкие формулировки миссии, целей и задач, а также базовые определения системной методологии управленческой деятельности руководящего состава. Исходя из того, что граждане Республики Беларусь связывают миссию белорусской милиции со словами «служение людям с уважением, заботой и честностью», представляется необходимым уточнить цели, задачи и в целом стратегическую концепцию управления милицией.

ОВД отличаются двухконтурной системой управления, поэтому логично вести речь об общеорганизационной и специальной цели. Общеорганизационную цель можно определить как постоянное наращивание деловой активности всех категорий сотрудников ОВД через всемерное поддержание престижности и привлекательности службы на основе обеспечения научно обоснованного уровня их профессиональной защищенности. Специальная цель может быть сформулирована следующим образом: поддержание в конкретных социально-экономических условиях приемлемого уровня криминологической безопасности личности, общества и государства.

Достижение поставленных целей возможно посредством решения следующих задач:

1. Создание и постоянное эволюционное совершенствование системы страте-

гического управления человеческими ресурсами ОВД.

2. Повышение эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности через систему научно обоснованных мер по совершенствованию инфраструктуры, кадровой политики и внедрению инновационных технологий охраны общественного порядка, предупреждения и профилактики преступности.

3. Создание и целенаправленное развитие системы информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД, а также повышение эффективности взаимодействия с институализированными органами и общественными организациями в сфере предупреждения преступности.

Исходя из того, что стратегия - это предвидение и заблаговременно спланированная реакция организации на возможные изменения условий реализации своей миссии, а также скорректированная линия поведения по достижению поставленных целей и задач, можно достаточно четко определить суть стратегического управления ОВД. Как представляется, стратегическое управление ОВД - это управление, в основе которого находится человеческий фактор, а достижение поставленных целей обеспечивается созданием условий, побуждающих сотрудника к активной, творческой и результативной деятельности при постоянном стремлении руководящего состава к повышению уровня престижности и привлекательности милицейской службы.

Следовательно, объектом стратегического управления в ОВД являются люди, объединенные в подразделения и службы, взаимодействующие между собой в рамках целенаправленно создаваемой вну-триорганизационной культуры, на основе всемерно поддерживаемой на всех уровнях корпоративной культуры.

В то же время предметом стратегического управления ОВД являются:

1. Отношения, складывающиеся между субъектами правоохранительной деятельности в процессе реализации задач по обеспечению криминологической безопасности личности, общества и государства.

2. Проблемы, оказывающие непосредственное влияние на эффективность оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности служб и подразделений ОВД.

3. Факторы, тем или иным образом воздействующие на гражданско-правовую и морально-психологическую устойчивость личного состава ОВД.

Сущность стратегического управления системой ОВД состоит в решении главной задачи - обеспечении ее устойчивости по предсказуемости на основе профессионально-научного ситуационного анализа складывающейся обстановки и своевременного принятия организационных и кадровых решений.

К элементам стратегического управления ОВД следует отнести:

- систему целей ОВД как двухкон-турного субъекта управленческой деятельности: миссия, общеорганизационные цели и специфические цели в рамках концепции национальной безопасности;

- приоритеты, определяемые государственной и ведомственной политикой;

- культивируемую руководством систему норм и правил осуществления управленческой деятельности;

- опознавание факторов внутренней и внешней среды, определенным образом воздействующих на устойчивость состояния и эффективность деятельности ОВД;

- формирование иммунитета системы в отношении факторов, негативно воздействующих на балансировочный режим движения к заданным целям;

- концепцию сохранения и развития человеческого потенциала системы ОВД;

- долгосрочную программу научно-технического и инфраструктурного развития системы ОВД.

Список литературы

1. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. 304 с.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III. М.: Мысль, 2010. 692 с.

3. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой: в 4 т. Т. 2. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 736 с.

4. Сиваков Ю.Л. Некоторые особенности стратегического управления человеческими ресурсами в постиндустриальную эпоху // Вести Института предпринимательской деятельности. 2017. N 2 (17). С. 6-10.

5. Лебедев С.Я., Лапин А.А. Стратегические направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению криминологической безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. N 4. С. 142-147.

6. Сиваков Ю.Л. Интеллектуальные технологии в управленческой деятельности руководящего состава ОВД по обеспечению гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2012. N 1 (23). С. 25-29.

References

1. Inozemcev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy [Modern post-industrial society: nature, contradictions, perspectives]. Moscow, Logos Publ., 2000. 304 p.

2. Novaya filosofskaya ehnciklopediya [New philosophical encyclopedia. In 4 volumes. Volume III]. Moscow, Mysl' Publ., 2010. 692 p.

3. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language. In 4 volumes. Volume 2]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1986. 736 p.

4. Sivakov Yu.L. Nekotorye osobennosti strategicheskogo upravleniya chelovecheskimi resursami v postindustrial'nuyu ehpohu [Some features of strategic management of human resources in the post-industrial era]. Vesti Instituta predprinimatel'skoy deyatel'nosti - News of Institute for Entrepreneurship 2017, no. 2 (17), pp. 6-10.

5. Lebedev S.Ya., Lapin A.A. Strategicheskie napravleniya deyatel'nosti organov vnutrennih del po obespecheniyu kriminologicheskoy bezopasnosti [Strategic directions of the activity of law enforcement bodies for ensuring criminological security]. Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie I obshchestvennye nauki -Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2015, no. 4, pp. 142-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sivakov Yu.L. Intellektual'nye tekhnologii v upravlencheskoy deyatel'nosti rukovodyashchego sostava OVD po obespecheniyu grazhdansko-pravovoy i moral'no-psikhologicheskoy ustoychivosti sotrudnikov [Intellectual technologies in the management activity of the senior staff of the Internal Affairs Directorate for ensuring civil-legal and moral-psychological stability of employees]. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus' - Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2012, no. 1 (23), pp. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.