НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
проблемы
В.Б. КОРОБОВ,
начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор социологических наук, профессор
Т.Н. КИЛЬМАШКИНА,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
К вопросу о формировании установок толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел (опыт Академии управления МВД России)
В статье рассматривается опыт формирования установок толерантного сознания в процессе обучения в Академии управления МВД России руководящих кадров органов внутренних дел.
Реформирование правоохранительной системы, подготовка новой генерации управленцев, установки толерантного сознания, новые модели образовательных учреждений МВД России.
В жизни российского общества и государства произошли кардинальные изменения: трансформировались социальные структуры и структуры собственности, власть, социальный состав населения, ценностные ориентации общества, изменилась социальная психология, а вместе с ней - индивидуальное сознание каждого человека.
Все это предопределило выдвижение новых требований к органам внутренних дел, в частности, к системе подготовки руководящих кадров. МВД России необходимы управленцы новой генерации, способные руководить органами внутренних дел в условиях, характеризующихся обострением общественных отношений — экономических, социальных, политических, духовно-идеологических.
Для обеспечения такой подготовки в Академии управления МВД России (далее - Академия) — ведущем учебном заведении страны по подготовке руководящих кадров для органов внутренних дел - сделано немало. Отметим, что этот вуз всегда был ориентирован на привитие специалистам широких междисциплинарных знаний, в том числе и в сфере управления.
Решению обозначенных проблем способствовали изменения в системе ведомственного образования, в результате которых в образовательных учреждениях МВД стали реализовы-ваться принципы дифференциации, индивидуализации и непрерывности обучения.
Новые модели образования, внедряемые в учреждениях МВД России, развиваются по двум направлениям:
— обеспечение разнообразия организационно-правовых форм образовательной деятельности и форм получения образования;
— обеспечение многоступенчатости образования и многообразия типов образовательных учреждений.
Можно констатировать, что в системе подготовки руководящих кадров МВД России происходит также утверждение новой парадигмы образования, ориентированной на непрерывное воспроизводство специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик. Отучившиеся в Академии становятся специалистами в сфере менеджмента в области государственного и муниципального управления и управления органами внутренних дел.
Однако задачи, возникающие в процессе образовательной подготовки руководящих кадров, становятся более сложными и многомерными, например - проблема формирования у руководящих кадров органов внутренних дел установок толерантного сознания.
Отметим, что выпускники Академии — это руководители органов внутренних дел зонального, регионального и городского уровня, и им приходится организовывать деятельность раз-
личных служб и подразделений по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в частности, в районах, где наблюдается обострение межнациональных конфликтов. В этом случае проблема формирования установок толерантного сознания (подразумевающих не только терпимость к чужому образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, неприятие национализма, ксенофобии, экстремизма, но и знание национальных традиций, обычаев, устоев) приобретает особую актуальность.
Для достижения намеченной цели - формирования установок толерантности у руководителей органов внутренних дел — профессорско-преподавательский коллектив кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии первостепенное внимание уделяет привитию демократических, правовых и нравственных ценностей, ориентации и норм, а также - навыков открытого, равноправного диалога с конкретными субъектами гражданского общества по проблемам охраны правопорядка, развитию способностей находить и удовлетворять общественные потребности в правоохранительной сфере. Ведь возвращение доверия граждан к полиции возможно лишь посредством утверждения совершенно иной модели взаимодействия правоохранительных органов с населением, основанной на принципах открытости и отчетности полиции перед гражданами.
Применительно к рассматриваемой проблеме это означает неукоснительную ориентацию руководящих кадров органов внутренних дел на обеспечение подчиненными основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. В частности, речь идет о соблюдении равенства прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также о невозможности ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [1, ст. 19]. Вместе с тем, соблюдение основных прав и свобод,закрепленных в Конституции Российской Федерации, будет способствовать беспристрастности в квалификации противоправных действий, связанных с пропагандой или агитацией, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, подчеркивающих социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство [1, ст. 29].
Особое внимание профессора и преподаватели кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии уделяют обоснованию уникальной многонациональной и полиэтнической природы России, а также проблеме сохранения нашей страны как еди-
ного федеративного многонационального государства, рассматривая ее как историческую данность и объективный процесс. Это способствует глубокому пониманию миссии правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел — в частности, их роли в процессе стабилизации межнациональных отношений, в участии в миротворческих акциях, в поддержании правопорядка в районах межнациональных конфликтов.
С этой целью в рамках научно-исследовательского семинара «Управление социальными конфликтами» рассматриваются следующие проблемы:
— исследование межнациональных отношений как объекта социального управления;
— характеристика понятия «этнос» как специфической природно-социальной и антропологической устойчивой общности людей, возникающей и развивающейся на основе сходных условий;
— раскрытие понятия «нация» как полиэтнического и надэтнического социального единства;
— выявление сущности межэтнических и межнациональных отношений, типов межэтнических и межнациональных отношений (подавление, доминация, соперничество, конфликт, ассимиляция, аккомодация, кооперация);
— анализ проблемы учета специфики межнациональных отношений в государственной национальной политике: основные направления изучения национальных особенностей в области экономики.
Особое внимание уделяется изучению следующих проблем:
— ущемление интересов по национальному признаку, нарушение принципа социального равенства и равенства возможностей как следствия просчетов в национальной политике;
— несоответствие социальной и национальной структур;
— националистическая деформация в профессиональном развитии и основные направления ее преодоления в сфере социального управления;
— особенности национальных и этнических аспектов в политической жизни общества, предпосылки к деформации политической сферы межнациональных отношений;
— уточнение рамок полномочий субъектов Российской Федерации;
— определение пути развития национальной государственности, решение вопросов о представительстве интересов наций и народностей с учетом основных тенденций развития их духовной жизни, а также — необходимости изучения традиций, обычаев, привычек;
— проблема национально-культурной автономии и ее роль в национальной политике;
— выработка общенациональной идеи и ее место в процессе консолидации российского
общества.
Одной из приоритетных задач научно-исследовательского семинара является раскрытие причин нетерпимости, возникающей в межнациональных отношениях, демонстрация ее зарождения и последствий на различных уровнях: социально-экономическом, социально-политическом, идеологическом, социально-психологическом, на уровне национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти и др. Особое внимание уделяется раскрытию взаимосвязи нетерпимости с национализмом — особой формой идеологии и политики, в основе которой лежат идеи национальной исключительности и национального превосходства.
На лекционных и семинарских занятиях, проводимых с руководителями органов внутренних дел, национализм рассматривается как феномен, подразумевающий особую концепцию мира, когда различные этносы, с одной стороны, проявляют национальное самосознание и национальную гордость, а с другой -являются соперниками в борьбе за выживание, достижение преимущественного положения. Как негативное проявление национализма рассматривается фактор вражды, возникающей по отношению к другим нациям, и выражающийся в специфических взаимоотношениях, складывающихся между этносами, при которых запросы одного этноса по воспроизводству и укреплению своих культурных традиций и ценностей принимают форму экспансии (расширения сферы влияния), настойчивого их навязывания другому этносу.
Особое внимание уделяется выявлению источников национализма, один из которых — глубоко переживаемая и отчетливо осознаваемая ушемленность положения и достоинства, испытываемая той или иной этнической общностью и побуждающая к устранению препятствий в этнокультурном самоопределении. В такой ситуации национализм становится гипертрофированным явлением, искаженным нетерпимостью, насаждением преимущества своей национальной принадлежности в ущерб представителям другой нации.
В этом случае руководящие кадры правоохранительных органов в своей деятельности должны, принимая решения, исходить из понимания того, что национализм препятствует взаимоотношениям этносов, и сам факт высокомерного отношения одной, «великой» нации по отношению к другой, «малой», ставит последнюю в унизительное положение,
создавая основу для презрительного отношения к ее представителям. Это воспринимается представителями «ущемленной» нации как нарушение прав, ограничение возможностей жизнеобеспечения и др. и вносит в межнациональные отношения элемент противостояния и конфронтации, вследствие чего рождаются межнациональные конфликты, возникает опасность появления острых национальных кризисов и катастроф, а также незаконных и противоправных акций на почве межнациональной розни.
К руководящим кадрам органов внутренних дел предъявляются требования не только овладеть навыками практической организации деятельности в правоохранительной сфере, но и усвоить комплекс теоретических принципов, позволяющих самостоятельно анализировать негативные тенденции консолидации и глобализации, усиления организованного характера преступности, а также - расширения интересов криминалитета в системе государственной власти.
На основе сделанных выводов руководителям органов внутренних дел нужно уметь оптимизировать действия правоохранительных систем и организаций. Для привития необходимых навыков профессора и преподаватели кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии сами осуществляют интенсивный поиск нетрадиционных средств, методов, технологий образовательного процесса, ориентированных на подготовку руководящих кадров, способных работать в сложных современных условиях.
Применительно к рассматриваемой проблеме отметим, что выработка установок толерантного сознания — процесс не пассивный, а активный, связанный со способностью обучаемых самостоятельно исследовать закономерности и противоречия общественного развития.
Важное место в учебном процессе принадлежит освещению комплекса вопросов, связанных с выявлением особенностей современных миграционных процессов — форм движения населения, исследований видов миграции, — возвратных (эпизодическая, маятниковая, сезонная миграция) и безвозвратных, ее причин (социальных, экономических, экологических, политических, криминогенных), а также изучению различий трактовки понятия «миграция» (в узком и широком смысле) и классификации современных миграционных потоков.
В ходе занятий с руководителями органов внутренних дел уделяется внимание рассмотрению следующих вопросов:
— обеспечение регулирования миграционных
потоков;
- специфика миграционной политики как системы общепринятых на уровне управления
идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и иные институты оказывают воздействие на миграционное поведение;
- меры (стимулирующие и ограничительные), применяемые в регулировании миграционных процессов;
— миграционная политика в контексте повышения эффективности использования потенциала мигрантов;
- приоритет государственных интересов как главный ориентир миграционной политики;
— направления развития миграционной политики и механизмы ее реализации в отношении граждан (оказание государственной поддержки, создание условий для приема и размещения, разработка экономических механизмов регулирования процессов миграции и т. д.);
- комплексные целевые программы в миграционной сфере, их выработка и реализация;
— роль миграции в реализации крупных инвестиционных проектов;
— комплексное миграционное законодательство: разработка механизма разграничения федеральной и региональной ответственности при решении миграционных проблем, а также разработка системы экономических и административных мер государственного регулирования миграционных проблем;
- роль науки в решении комплексных вопросов управления миграционными процессами. Отметим, что такое обстоятельное изложение материала по миграционной проблематике способствует формированию взвешенных подходов у руководящих кадров органов внутренних дел, а также — толерантных установок. Вместе с тем, изучая опыт формирования толерантности руководящих кадров органов внутренних дел, можно сделать вывод, что такого рода процесс может быть эффективным только
в случае, если он основывается на принципах системности. С учетом этого обстоятельства профессорско-преподавательский коллектив вуза стремится к постоянному обновлению системы подготовки руководящих кадров, созданию условий для творческого поиска новых форм обучения и наполнения их новым содержанием.
Большое значение в указанном процессе принадлежит международному обмену опытом и наработкам между Академией и родственными ей зарубежными учебными заведениями. Так, например, Академия развивает плодотворное сотрудничество с высшими полицейскими академиями Германии, Франции, стран ближнего и дальнего зарубежья, в рамках которого осуществляется обмен научно-педагогическими кадрами и слушателями, учебно-методическими материалами. Развитие деятельности в данном направлении способствует процессам интеграции отечественных и зарубежных образовательных стандартов подготовки руководящих кадров, коррекции учебных программ и учебных планов, выработке унифицированных подходов к подготовке сотрудников правоохранительных органов на высшем и среднем уровне образования, в частности, занятых в сфере полицейского менеджмента. Это позволяет осуществлять активный научный поиск наиболее продуктивных форм организации правоохранительной деятельности с учетом международного опыта формирования установок толерантного сознания.
Формирование установок толерантного сознания у руководящих кадров для органов внутренних дел — стратегическая задача, которую невозможно решить без комплексных подходов, оптимизации и дальнейшего совершенствования системы подготовки, и вместе с тем, это -одно из условий обеспечения правопорядка и законности в российском обществе.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
E-mail: [email protected]; THkilmashkina @mail.ru