Научная статья на тему 'К вопросу о формировании толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел в Академии управления МВД России'

К вопросу о формировании толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел в Академии управления МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПОДГОТОВКА НОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ УПРАВЛЕНЦЕВ / УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ / НОВЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ / REFORMING OF LAW ENFORCEMENT SYSTEM / PREPARATION OF NEW GENERATIONS OF EXECUTIVE OFFICERS / MINDSET TO TOLERANT AWARENESS / NEW TYPES OF EDUCATIONAL FACILITIES OF MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коробов В.Б., Кильмашкина Т.Н.

В статье рассматривается опыт формирования установок толерантного сознания в процессе обучения в Академии управления МВД России руководящих кадров органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Tolerant Awareness of the Heads of Internal Affairs Agencies in Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia

The paper considers the experience of formation of tolerant awareness in the course of education in Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел в Академии управления МВД России»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

В.Б. КОРОБОВ,

начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

доктор социологических наук, профессор

Т.Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

К вопросу о формировании установок толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел (опыт Академии управления МВД России)

В статье рассматривается опыт формирования установок толерантного сознания в процессе обучения в Академии управления МВД России руководящих кадров органов внутренних дел.

Реформирование правоохранительной системы, подготовка новой генерации управленцев, установки толерантного сознания, новые модели образовательных учреждений МВД России.

В жизни российского общества и государства произошли кардинальные изменения: трансформировались социальные структуры и структуры собственности, власть, социальный состав населения, ценностные ориентации общества, изменилась социальная психология, а вместе с ней - индивидуальное сознание каждого человека.

Все это предопределило выдвижение новых требований к органам внутренних дел, в частности, к системе подготовки руководящих кадров. МВД России необходимы управленцы новой генерации, способные руководить органами внутренних дел в условиях, характеризующихся обострением общественных отношений — экономических, социальных, политических, духовно-идеологических.

Для обеспечения такой подготовки в Академии управления МВД России (далее - Академия) — ведущем учебном заведении страны по подготовке руководящих кадров для органов внутренних дел - сделано немало. Отметим, что этот вуз всегда был ориентирован на привитие специалистам широких междисциплинарных знаний, в том числе и в сфере управления.

Решению обозначенных проблем способствовали изменения в системе ведомственного образования, в результате которых в образовательных учреждениях МВД стали реализовы-ваться принципы дифференциации, индивидуализации и непрерывности обучения.

Новые модели образования, внедряемые в учреждениях МВД России, развиваются по двум направлениям:

— обеспечение разнообразия организационно-правовых форм образовательной деятельности и форм получения образования;

— обеспечение многоступенчатости образования и многообразия типов образовательных учреждений.

Можно констатировать, что в системе подготовки руководящих кадров МВД России происходит также утверждение новой парадигмы образования, ориентированной на непрерывное воспроизводство специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик. Отучившиеся в Академии становятся специалистами в сфере менеджмента в области государственного и муниципального управления и управления органами внутренних дел.

Однако задачи, возникающие в процессе образовательной подготовки руководящих кадров, становятся более сложными и многомерными, например - проблема формирования у руководящих кадров органов внутренних дел установок толерантного сознания.

Отметим, что выпускники Академии — это руководители органов внутренних дел зонального, регионального и городского уровня, и им приходится организовывать деятельность раз-

личных служб и подразделений по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в частности, в районах, где наблюдается обострение межнациональных конфликтов. В этом случае проблема формирования установок толерантного сознания (подразумевающих не только терпимость к чужому образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, неприятие национализма, ксенофобии, экстремизма, но и знание национальных традиций, обычаев, устоев) приобретает особую актуальность.

Для достижения намеченной цели - формирования установок толерантности у руководителей органов внутренних дел — профессорско-преподавательский коллектив кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии первостепенное внимание уделяет привитию демократических, правовых и нравственных ценностей, ориентации и норм, а также - навыков открытого, равноправного диалога с конкретными субъектами гражданского общества по проблемам охраны правопорядка, развитию способностей находить и удовлетворять общественные потребности в правоохранительной сфере. Ведь возвращение доверия граждан к полиции возможно лишь посредством утверждения совершенно иной модели взаимодействия правоохранительных органов с населением, основанной на принципах открытости и отчетности полиции перед гражданами.

Применительно к рассматриваемой проблеме это означает неукоснительную ориентацию руководящих кадров органов внутренних дел на обеспечение подчиненными основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. В частности, речь идет о соблюдении равенства прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также о невозможности ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [1, ст. 19]. Вместе с тем, соблюдение основных прав и свобод,закрепленных в Конституции Российской Федерации, будет способствовать беспристрастности в квалификации противоправных действий, связанных с пропагандой или агитацией, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, подчеркивающих социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство [1, ст. 29].

Особое внимание профессора и преподаватели кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии уделяют обоснованию уникальной многонациональной и полиэтнической природы России, а также проблеме сохранения нашей страны как еди-

ного федеративного многонационального государства, рассматривая ее как историческую данность и объективный процесс. Это способствует глубокому пониманию миссии правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел — в частности, их роли в процессе стабилизации межнациональных отношений, в участии в миротворческих акциях, в поддержании правопорядка в районах межнациональных конфликтов.

С этой целью в рамках научно-исследовательского семинара «Управление социальными конфликтами» рассматриваются следующие проблемы:

— исследование межнациональных отношений как объекта социального управления;

— характеристика понятия «этнос» как специфической природно-социальной и антропологической устойчивой общности людей, возникающей и развивающейся на основе сходных условий;

— раскрытие понятия «нация» как полиэтнического и надэтнического социального единства;

— выявление сущности межэтнических и межнациональных отношений, типов межэтнических и межнациональных отношений (подавление, доминация, соперничество, конфликт, ассимиляция, аккомодация, кооперация);

— анализ проблемы учета специфики межнациональных отношений в государственной национальной политике: основные направления изучения национальных особенностей в области экономики.

Особое внимание уделяется изучению следующих проблем:

— ущемление интересов по национальному признаку, нарушение принципа социального равенства и равенства возможностей как следствия просчетов в национальной политике;

— несоответствие социальной и национальной структур;

— националистическая деформация в профессиональном развитии и основные направления ее преодоления в сфере социального управления;

— особенности национальных и этнических аспектов в политической жизни общества, предпосылки к деформации политической сферы межнациональных отношений;

— уточнение рамок полномочий субъектов Российской Федерации;

— определение пути развития национальной государственности, решение вопросов о представительстве интересов наций и народностей с учетом основных тенденций развития их духовной жизни, а также — необходимости изучения традиций, обычаев, привычек;

— проблема национально-культурной автономии и ее роль в национальной политике;

— выработка общенациональной идеи и ее место в процессе консолидации российского

общества.

Одной из приоритетных задач научно-исследовательского семинара является раскрытие причин нетерпимости, возникающей в межнациональных отношениях, демонстрация ее зарождения и последствий на различных уровнях: социально-экономическом, социально-политическом, идеологическом, социально-психологическом, на уровне национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти и др. Особое внимание уделяется раскрытию взаимосвязи нетерпимости с национализмом — особой формой идеологии и политики, в основе которой лежат идеи национальной исключительности и национального превосходства.

На лекционных и семинарских занятиях, проводимых с руководителями органов внутренних дел, национализм рассматривается как феномен, подразумевающий особую концепцию мира, когда различные этносы, с одной стороны, проявляют национальное самосознание и национальную гордость, а с другой -являются соперниками в борьбе за выживание, достижение преимущественного положения. Как негативное проявление национализма рассматривается фактор вражды, возникающей по отношению к другим нациям, и выражающийся в специфических взаимоотношениях, складывающихся между этносами, при которых запросы одного этноса по воспроизводству и укреплению своих культурных традиций и ценностей принимают форму экспансии (расширения сферы влияния), настойчивого их навязывания другому этносу.

Особое внимание уделяется выявлению источников национализма, один из которых — глубоко переживаемая и отчетливо осознаваемая ушемленность положения и достоинства, испытываемая той или иной этнической общностью и побуждающая к устранению препятствий в этнокультурном самоопределении. В такой ситуации национализм становится гипертрофированным явлением, искаженным нетерпимостью, насаждением преимущества своей национальной принадлежности в ущерб представителям другой нации.

В этом случае руководящие кадры правоохранительных органов в своей деятельности должны, принимая решения, исходить из понимания того, что национализм препятствует взаимоотношениям этносов, и сам факт высокомерного отношения одной, «великой» нации по отношению к другой, «малой», ставит последнюю в унизительное положение,

создавая основу для презрительного отношения к ее представителям. Это воспринимается представителями «ущемленной» нации как нарушение прав, ограничение возможностей жизнеобеспечения и др. и вносит в межнациональные отношения элемент противостояния и конфронтации, вследствие чего рождаются межнациональные конфликты, возникает опасность появления острых национальных кризисов и катастроф, а также незаконных и противоправных акций на почве межнациональной розни.

К руководящим кадрам органов внутренних дел предъявляются требования не только овладеть навыками практической организации деятельности в правоохранительной сфере, но и усвоить комплекс теоретических принципов, позволяющих самостоятельно анализировать негативные тенденции консолидации и глобализации, усиления организованного характера преступности, а также - расширения интересов криминалитета в системе государственной власти.

На основе сделанных выводов руководителям органов внутренних дел нужно уметь оптимизировать действия правоохранительных систем и организаций. Для привития необходимых навыков профессора и преподаватели кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии сами осуществляют интенсивный поиск нетрадиционных средств, методов, технологий образовательного процесса, ориентированных на подготовку руководящих кадров, способных работать в сложных современных условиях.

Применительно к рассматриваемой проблеме отметим, что выработка установок толерантного сознания — процесс не пассивный, а активный, связанный со способностью обучаемых самостоятельно исследовать закономерности и противоречия общественного развития.

Важное место в учебном процессе принадлежит освещению комплекса вопросов, связанных с выявлением особенностей современных миграционных процессов — форм движения населения, исследований видов миграции, — возвратных (эпизодическая, маятниковая, сезонная миграция) и безвозвратных, ее причин (социальных, экономических, экологических, политических, криминогенных), а также изучению различий трактовки понятия «миграция» (в узком и широком смысле) и классификации современных миграционных потоков.

В ходе занятий с руководителями органов внутренних дел уделяется внимание рассмотрению следующих вопросов:

— обеспечение регулирования миграционных

потоков;

- специфика миграционной политики как системы общепринятых на уровне управления

идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и иные институты оказывают воздействие на миграционное поведение;

- меры (стимулирующие и ограничительные), применяемые в регулировании миграционных процессов;

— миграционная политика в контексте повышения эффективности использования потенциала мигрантов;

- приоритет государственных интересов как главный ориентир миграционной политики;

— направления развития миграционной политики и механизмы ее реализации в отношении граждан (оказание государственной поддержки, создание условий для приема и размещения, разработка экономических механизмов регулирования процессов миграции и т. д.);

- комплексные целевые программы в миграционной сфере, их выработка и реализация;

— роль миграции в реализации крупных инвестиционных проектов;

— комплексное миграционное законодательство: разработка механизма разграничения федеральной и региональной ответственности при решении миграционных проблем, а также разработка системы экономических и административных мер государственного регулирования миграционных проблем;

- роль науки в решении комплексных вопросов управления миграционными процессами. Отметим, что такое обстоятельное изложение материала по миграционной проблематике способствует формированию взвешенных подходов у руководящих кадров органов внутренних дел, а также — толерантных установок. Вместе с тем, изучая опыт формирования толерантности руководящих кадров органов внутренних дел, можно сделать вывод, что такого рода процесс может быть эффективным только

в случае, если он основывается на принципах системности. С учетом этого обстоятельства профессорско-преподавательский коллектив вуза стремится к постоянному обновлению системы подготовки руководящих кадров, созданию условий для творческого поиска новых форм обучения и наполнения их новым содержанием.

Большое значение в указанном процессе принадлежит международному обмену опытом и наработкам между Академией и родственными ей зарубежными учебными заведениями. Так, например, Академия развивает плодотворное сотрудничество с высшими полицейскими академиями Германии, Франции, стран ближнего и дальнего зарубежья, в рамках которого осуществляется обмен научно-педагогическими кадрами и слушателями, учебно-методическими материалами. Развитие деятельности в данном направлении способствует процессам интеграции отечественных и зарубежных образовательных стандартов подготовки руководящих кадров, коррекции учебных программ и учебных планов, выработке унифицированных подходов к подготовке сотрудников правоохранительных органов на высшем и среднем уровне образования, в частности, занятых в сфере полицейского менеджмента. Это позволяет осуществлять активный научный поиск наиболее продуктивных форм организации правоохранительной деятельности с учетом международного опыта формирования установок толерантного сознания.

Формирование установок толерантного сознания у руководящих кадров для органов внутренних дел — стратегическая задача, которую невозможно решить без комплексных подходов, оптимизации и дальнейшего совершенствования системы подготовки, и вместе с тем, это -одно из условий обеспечения правопорядка и законности в российском обществе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

E-mail: victor-korobov@yandex.ru; THkilmashkina @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.