Научная статья на тему 'О ходе разработки Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств-участников Договора о создании Союзного государства'

О ходе разработки Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств-участников Договора о создании Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ / ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМ МИНИСТЕРСТВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов А. А., Сердюк Н. В., Буданов А. В., Лазукин А. Д., Котенев И. О.

В статье обобщается опыт многолетней работы, накопленный кафедрой психологии, педагогики и организации работы с кадрами при разработке положений Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем Министерств внутренних дел государств участников Договора о создании Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ходе разработки Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств-участников Договора о создании Союзного государства»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

А.В. БУДАНОВ,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, профессор

Н.В. СЕРДЮК,

заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, доцент

А.А. ФЕДОТОВ,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, профессор

А.Д. ЛАЗУКИН,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, профессор

И.О. КОТЕНЁВ,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)

О ходе разработки Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств - участников Договора о создании Союзного государства

В статье обобщается опыт многолетней ра- I нтегративные процессы, происходя-

боты, накопленный кафедрой психологии, пе- ЖХ I щие в Европе в области высшего про-

дагогики и организации работы с кадрами при X X фессионального образования в рамках

разработке положений Концепции подготовки, Болонского процесса, затронули и систему

переподготовки и повышения квалификации полицейских вузов, включая специализиро-

управленческих кадров для систем министерств ванные образовательные учреждения, осу-

внутренних дел государств - участников Дого- ществляющие подготовку руководящих кад-

вора о создании Союзного государства. ров органов внутренних дел. Отметим, что

именно специфика существующих систем по-Международное сотрудничество, руководите- лицейского менеджмента во многом обуслов-ли органов внутренних дел, Союзное государ- ливает противоречия между потребностями ство, Концепция подготовки, переподготовки и общества в обеспечении безопасности и неэф-повышения квалификации управленческих кад- фективной работой государственных инсти-ров для систем министерств внутренних дел тутов в сфере борьбы с преступностью, и их государств - участников Договора о создании своевременное разрешение возможно путем Союзного государства1. совершенствования профессиональной под__готовки сотрудников полиции [2, с. 44]. Меж-

1 Далее - Договор.

03

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о *£

s с

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

и

И

о

03

о

$ И

с:

о

и

О <

о

S и и ш с о

84

дународное сотрудничество в данной сфере также необходимо оптимизировать и вместе с тем развивать его новые формы.

В системах министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь в качестве признанных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов внутренних дел выступают Академия управления МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, Академия МВД Республики Беларусь и действующий на ее базе Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров.

Развитие международного сотрудничества в сфере подготовки руководителей органов внутренних дел (полиции) носит многовекторный характер и осуществляется как в рамках процесса европейской интеграции, так и между полицейскими образовательными учреждениями стран — участниц СНГ, например, на основе двусторонних договоров, подписанных в рамках Союзного государства Россия—Беларусь.

Принятие Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств — участников Договора о создании Союзного государства (далее — Концепции), а также согласованных руководителями МВД России и МВД Республики Беларусь педагогических принципов и технологий сотрудничества образовательных учреждений данной направленности потребует совершенствования деятельности всех вузов, вовлеченных в международное сотрудничество.

Главной целью этой работы является создание единой системы непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел, обладающих перспективными теоретическими знаниями, сложными практическими навыками и вместе с тем развитыми личностно-профессиональными качествами, необходимыми для эффективной реализации функции государственного управления в правоохранительной сфере.

Развитие всестороннего сотрудничества здесь должно опираться на уточненные квалификационные требования к должностным категориям руководящего состава органов внутренних дел; согласованные критерии, механизмы и процедуры подбора перспективных руководителей с учетом профессионального опыта и развитых морально-психологических качеств; единые образовательные стандарты по специальностям

управленческого профиля; скоординированные учебные планы, программы и современные образовательные технологии. В образовательном процессе руководящего состава нужно стимулировать у обучаемых стремление к самосовершенствованию, которое придает обучению непрерывный, развивающий, целостно-завершенный характер.

Требуется разработка новых направлений переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, создание учебных планов и дифференцированных образовательных программ с учетом должностных уровней, видов деятельности, отраслевой специфики и др. В этой связи огромное значение приобретает подготовка педагогических кадров, осуществляющих обучение руководящего состава органов внутренних дел, поскольку к учебному процессу необходимо привлекать наиболее опытных руководителей-практиков, обладающих педагогическими способностями.

Подготовка руководящих кадров осуществляется по форме высшего профессионального образования (по моделям обучения бакалавра, магистра, специалиста) и с использованием возможностей динамично развивающейся системы дополнительного профессионального обучения. Как представляется, развитие международного сотрудничества в области переподготовки и повышения квалификации может стать реальным приоритетом в деятельности по совершенствованию образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров для органов внутренних дел системы МВД России и МВД Республики Беларусь.

Формы такого сотрудничества, помимо традиционно сложившихся, — это различные «виртуальные колледжи», полигоны, ситуационные центры. Вместе с тем необходимо развивать компьютеризованные базы знаний, пополнять электронные библиотеки с условием обеспечения совместного доступа, организовывать и проводить интернет-конференции, семинары, управленческие игры и учения. Все это не потребует учреждения новых образовательных институтов, поскольку сотрудничество в обозначенных рамках может эффективно развиваться в уже сложившихся системах, объединенных в сеть.

В соответствии с рабочей программой исследования по теме «Подготовка Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств — участников Договора о создании

301

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

Союзного государства»2, реализуемого во исполнение п. 21 Плана мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на период 2008—2012 годов» [1, с. 1] кафедрой психологии, педагогики и организации работы с кадрами, с 2009 по 2012 гг. разрабатывались положения и документы, обеспечивающие ее внедрение и авторское сопровождение.

Концепция утверждает подходы, определяющие характер взаимодействия сторон: равные права и обязанности, а также коллегиальность работы по реализации ее положений; сбалансированность в решении общих задач подготовки управленческих кадров; обеспечение механизмов взаимодействия, отвечающих взаимным и односторонним интересам; открытость в работе, предусматривающая информирование заинтересованных организаций, учреждений и отдельных лиц в рамках систем МВД о ходе и результатах работы по реализации положений Концепции.

Субъектами реализации рассматриваемой Концепции могут являться не только учреждения-разработчики, но все заинтересованные структуры, организации правоохранительных систем как государств — участников Договора, так и других стран, в первую очередь — стран СНГ. Это определяет сферы реализации Концепции и выдвигает ряд дополнительных задач по претворению в жизнь ее положений.

Цели разработки и реализации Концепции следующие: повышение эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью и укреплению законности и правопорядка путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для министерств внутренних дел государств — участников Договора; координация и интеграция деятельности министерств внутренних дел и образовательных учреждений МВД государств — участников Договора по совершенствованию подготовки управленческих кадров; выработка новых методологических и практических подходов к подготовке управленческих кадров для системы МВД с учетом общего и специфического в деятельности национальных правоохранительных органов.

В основу разработки Концепции были положены некоторые педагогические принципы, определяющие межгосударственное

2 Программа была утверждена в 2008 году Первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации М.И. Сухо-дольским и заместителем Министра внутренних дел Республики Беларусь В.В. Жибуртовичем.

сотрудничество в сфере подготовки управленческих кадров.

1. Принцип гуманистической направленности (развитие гуманистических начал в деятельности органов внутренних дел в процессе управления органами внутренних дел и подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел).

2. Принцип сотрудничества (целенаправленное и сознательное взаимодействие и взаимопомощь, направленные на совершенствование подготовки руководящих кадров в каждом государстве — участнике Договора).

3. Принцип гражданственности (формирование сознательной и активной гражданской и профессиональной позиции руководителя, понимание им социального, гражданского смысла профессиональной деятельности).

4. Принцип научности (подготовка руководящих кадров на основе последних достижений науки, в частности педагогики и психологии).

5. Принцип профессионально-практической направленности (развитие профессиональной управленческой компетентности руководителя).

6. Принцип целостности (равнение на целостную модель личности руководителя в процессе подготовки, когда получаемые обучаемым профессиональные знания, умения и навыки соединяются с требуемыми личными способностями и качествами).

7. Принцип системности и последовательности (единство и неразрывность образовательного процесса, взаимосвязь его отдельных направлений и элементов).

8. Принцип опережающего обучения (ориентированность профессиональной подготовки руководителей на прогноз развития правоохранительной деятельности, появление новых требований и задач, а также тенденций реформирования правоохранительных систем государств-участников).

9. Принцип обучения самообучению (привитие навыков стратегии, тактики и технологий профессионального самосовершенствования, умения вырабатывать профессиональные решения и избирать пути их реализации в новой ситуации).

Методологической основой разработки Концепции и ее реализации на практике является системный подход к проблеме подготовки управленческих кадров, что способствует формированию единой образовательной системы из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем подготовки управленческих кадров

вэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

<

и

а

О

X 3 X

л

<

ы н к

щ I О < 03 Й

° О < =9

ЬЙ <

к С

ы к

X

ы у

ы С

£ и 5 И и Щ

с о

85

03

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

UJ

н S

X

<

а

X О

о * £

s с

UJ

о

bS

и

UJ IT

s

u

о

u

UJ

о

03

о

il UJ

с

о

u

О <

о

S UJ

и ta С О

86

государств — участников Договора. Факторами, стимулирующими ее развитие, выступают общность стратегических задач правоохранительной деятельности и подготовки управленческих кадров, а также перспектива координации и интеграции усилий в данной сфере.

Диалектический и динамичный характер процессу формирования и развития данной системы придают следующие условия: необходимость преодоления противоречий между имеющимся уровнем подготовки управленческих кадров и требованиями, определяемыми характером правоохранительной деятельности; между динамично изменяющимися условиями, задачами правоохранительной деятельности и более инертными системами подготовки управленческих кадров; между необходимым и наличным уровнем научного и методического обеспечения образовательного процесса; между требуемой и реальной подготовленностью учебных заведений и преподавательского корпуса к решению актуальных задач.

Общими методологическими и теоретическими основами подготовки управленческих кадров выступают положения теории познания о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений окружающего мира, общенаучные методологические подходы (исторический, социокультурный, си стемно - структурный, функци онал ьный, дифференцированный и др.); идеи психологической и педагогической антропологии о факторах формирования личности, детерминированности ее социального развития и ведущей роли в деятельности; положения о личностно-социально-деятельностном подходе к управленческой подготовке руководителя и др.

К частным методологическим основаниям управленческой подготовки можно отнести системно-функциональный анализ управленческой деятельности; системно-деятель-ностный подход к подготовке руководителя; профессионально-управленческую направленность подготовки руководителя; учет субъектного развития и саморазвития руководителя в процессе реализации управленческих функций [3, с. 188].

В связи с этим профессиональная подготовка управленческих кадров для систем МВД государств — участников Договора понимается как целенаправленный, относительно самостоятельный и целостный педагогический процесс обучения, воспитания, развития, психологической подготовки и самосовершенствования руководителей органов внутренних дел, обеспечивающий получение ими профессиональных компетенций

и качеств, готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Основными формами такой подготовки выступают высшее профессиональное образование по управленческой специальности в специализированном образовательном учреждении МВД (специалитет, бакалавриат, магистратура), переподготовка (по направлению «менеджмент»), повышение квалификации, обучение в процессе профессиональной служебной деятельности, стажировка.

К основным компонентам профессиональной подготовки к управленческой деятельности относятся целевой, включающий многообразные цели и задачи; содержательный, определяющий конкретные требования к профессиональной квалификации руководителя и пути их реализации; деятельност-ный, раскрывающий систему форм, методов и средств организации управленческой деятельности; результативный, содержащий развернутую характеристику профессиональной готовности руководителя к управлению коллективом.

Наиболее значимыми концептуальными идеями профессиональной подготовки руководителей к управленческой деятельности, обеспечивающими ее эффективность, представляются следующие.

1. Многофункциональность управленческой подготовки, интегрированность ее составляющих (т. е. обучение, воспитание, развитие и психологическая подготовка, осуществляемые в едином процессе).

2. Направленность управленческой подготовки на всестороннее развитие и саморазвитие ее субъектов.

3. Обусловленность содержания, организации и методики обучения руководящего состава деятельностным подходом к решению учебно-воспитательных задач, а также особенностями и характером управленческой работы.

4. Направленность на достижение диалектического единства личностного развития и деятельностного начала с учетом психологического принципа слияния сознания и деятельности.

5. Мотивированность личностного отношения руководителей к профессиональному росту, обеспечению здорового морально-психологического климата в управляемых коллективах.

6. Зависимость результативности управленческой подготовки руководителей от их личной устремленности к профессиональному самосовершенствованию.

301

МВЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)

В качестве системообразующего элемента подготовки управленческих кадров выступает комплекс взаимосвязанных профессиональных моделей личности руководителей как цель и результат образовательной деятельности. Каждая такая профессиональная модель имеет развернутую характеристику необходимых личностных профессионально значимых качеств, актуальных и перспективных знаний, умений и навыков; отражает роль и место руководителя в иерархии управления, специфику реализации им лидерский функций в управлении коллективом. Вместе с тем она ориентирована на особенности профессиональной деятельности органа (учреждения, организации), где будут осуществляться управленческие функции, а также перспективы развития правоохранительной деятельности, что в полной мере прогнозирует требования к личности руководителя.

Основные направления и формы работы по реализации Концепции включают следующие необходимые меры:

— создание объединенной рабочей группы из представителей заинтересованных сторон для разработки стратегии и процедур реализации Концепции, интеграции и координации работы, а также оценки ее результатов;

— разработка и реализация системы регулярного обмена информацией;

— рабочие встречи;

— определение путей и форм взаимной и независимой экспертизы хода и результатов работы;

— разработка и осуществление совместной программы и планов реализации Концепции, а также процедур их выполнения;

— разработка совместных документов, отражающих содержание, структуру, методы и формы подготовки управленческих кадров и их практическую реализацию;

— обмен научной, учебно-методической и эмпирической информацией в процессе реализации Концепции;

— организация взаимного участия в процессе подготовки управленческих кадров в образовательных учреждениях систем МВД государств — участников Договора;

— проведение совместных научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам подготовки управленческих кадров;

— совместная подготовка и издание научных и учебно-методических материалов по вопросам подготовки управленческих кадров;

— интеграция и координация работы по совершенствованию подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений, занимающихся обучением руководителей органов внутренних дел;

— обмен позитивным опытом подготовки управленческих кадров.

Достижение основной цели реализации Концепции — повышения эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью и укреплению законности и правопорядка — обеспечивается последовательным решением комплекса следующих педагогических задач управления образовательным процессом подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел (т. е. «пе-дагогизацией» управления):

— реализация педагогической функции на всех стадиях процесса управления образовательным учреждением;

— использование воспитывающих, профессионально-обучающих и развивающих методов в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями в повседневном педагогическом управлении постоянным и переменным составом учебного заведения;

— отбор абитуриентов — кандидатов на обучение в вузах МВД по критериям воспитанности, образованности, обученности и развитости, а также применение указанных критериев при расстановке педагогических кадров, отборе и подготовке кадров в резерв на выдвижение среди педагогического состава и подборе исполнителей для конкретных поручений;

— создание условий, оказывающих оптимальное социально-педагогическое воздействие на слушателей и педагогический корпус, способствующих совершенствованию личности и ее педагогических качеств, их полному проявлению в процессе учебной деятельности и вне ее, а также удовлетворению их интересов, научных склонностей и потребностей развития;

— создание и обеспечение функционирования педагогически эффективных систем воспитания, обучения и личностного развития всех категорий слушателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирование и совершенствование психолого -педагогической компетентности и мастерства всех категорий личного состава на основе организации психологического обеспечения и дифференцированной профессионально-педагогической подготовки;

— стимулирование самосовершенствования обучаемых (самовоспитания, самообучения, саморазвития) путем оказания помо-

03

о

X

<

и

а

О

X 3 X

л

<

ы н к

щ I О < 03 Й

° О < =9

ЬЙ <

к С

ы к

X

ы у

ы С

£ и 5 И и Щ

с о

87

03

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о *£

s с

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

и

И

о

03

о

$ И

с:

о

и

О <

о

S и и из С О

88

щи в организации этого процесса и в применении соответствующей методики, а также поощрение самостоятельной работы по повышению уровня личной, профессиональной и социальной компетентности; оказание помощи руководителям структурных подразделений образовательных учреждений профессорско-преподавательским составом в повышении личной профессионально-педагогической подготовленности, а также в решении повседневных педагогических задач, возникающих при управлении учебной деятельностью слушателей; подготовка всех категорий начальствующего состава по вопросам реализации педагогической функции управления личным составом;

Список литературы

1. План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на период 2008—2012 годов»: распоряжение МВД России от 26 мая 2008 г. № 1/3830.

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. д-ра пед. наук, д-ра юр. наук, проф. В.Я. Кикотя. М., 2009.

— оказание помощи в овладении психолого-педагогическими технологиями лидерства, повседневного руководства, индивидуальной воспитательной работы [4].

Педагогический подход к управлению образовательными учреждениями по подготовке руководящих кадров органов внутренних дел для систем МВД государств — участников Договора в современных условиях выступает обязательным условием эффективности такой подготовки, обеспечения соответствия ее результата требованиям государства и социальными ожиданиями.

3. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Сто-ляренко. М., 2008.

4. Сердюк Н.В., Вахнина В. В., Носков а Л. Г., Хайрутдинова И.В. Формирование профессионально ориентированной коммуникации руководителей органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 2010.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.