ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
А.В. БУДАНОВ,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
доктор педагогических наук, профессор
Н.В. СЕРДЮК,
заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук, доцент
А.А. ФЕДОТОВ,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук, профессор
А.Д. ЛАЗУКИН,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
доктор педагогических наук, профессор
И.О. КОТЕНЁВ,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)
О ходе разработки Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств - участников Договора о создании Союзного государства
В статье обобщается опыт многолетней ра- I нтегративные процессы, происходя-
боты, накопленный кафедрой психологии, пе- ЖХ I щие в Европе в области высшего про-
дагогики и организации работы с кадрами при X X фессионального образования в рамках
разработке положений Концепции подготовки, Болонского процесса, затронули и систему
переподготовки и повышения квалификации полицейских вузов, включая специализиро-
управленческих кадров для систем министерств ванные образовательные учреждения, осу-
внутренних дел государств - участников Дого- ществляющие подготовку руководящих кад-
вора о создании Союзного государства. ров органов внутренних дел. Отметим, что
именно специфика существующих систем по-Международное сотрудничество, руководите- лицейского менеджмента во многом обуслов-ли органов внутренних дел, Союзное государ- ливает противоречия между потребностями ство, Концепция подготовки, переподготовки и общества в обеспечении безопасности и неэф-повышения квалификации управленческих кад- фективной работой государственных инсти-ров для систем министерств внутренних дел тутов в сфере борьбы с преступностью, и их государств - участников Договора о создании своевременное разрешение возможно путем Союзного государства1. совершенствования профессиональной под__готовки сотрудников полиции [2, с. 44]. Меж-
1 Далее - Договор.
03
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о *£
s с
И
о
bS
и
И IT
S
U
о
и
И
о
03
о
$ И
с:
о
и
О <
о
S и и ш с о
84
дународное сотрудничество в данной сфере также необходимо оптимизировать и вместе с тем развивать его новые формы.
В системах министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь в качестве признанных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава органов внутренних дел выступают Академия управления МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, Академия МВД Республики Беларусь и действующий на ее базе Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров.
Развитие международного сотрудничества в сфере подготовки руководителей органов внутренних дел (полиции) носит многовекторный характер и осуществляется как в рамках процесса европейской интеграции, так и между полицейскими образовательными учреждениями стран — участниц СНГ, например, на основе двусторонних договоров, подписанных в рамках Союзного государства Россия—Беларусь.
Принятие Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств — участников Договора о создании Союзного государства (далее — Концепции), а также согласованных руководителями МВД России и МВД Республики Беларусь педагогических принципов и технологий сотрудничества образовательных учреждений данной направленности потребует совершенствования деятельности всех вузов, вовлеченных в международное сотрудничество.
Главной целью этой работы является создание единой системы непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел, обладающих перспективными теоретическими знаниями, сложными практическими навыками и вместе с тем развитыми личностно-профессиональными качествами, необходимыми для эффективной реализации функции государственного управления в правоохранительной сфере.
Развитие всестороннего сотрудничества здесь должно опираться на уточненные квалификационные требования к должностным категориям руководящего состава органов внутренних дел; согласованные критерии, механизмы и процедуры подбора перспективных руководителей с учетом профессионального опыта и развитых морально-психологических качеств; единые образовательные стандарты по специальностям
управленческого профиля; скоординированные учебные планы, программы и современные образовательные технологии. В образовательном процессе руководящего состава нужно стимулировать у обучаемых стремление к самосовершенствованию, которое придает обучению непрерывный, развивающий, целостно-завершенный характер.
Требуется разработка новых направлений переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, создание учебных планов и дифференцированных образовательных программ с учетом должностных уровней, видов деятельности, отраслевой специфики и др. В этой связи огромное значение приобретает подготовка педагогических кадров, осуществляющих обучение руководящего состава органов внутренних дел, поскольку к учебному процессу необходимо привлекать наиболее опытных руководителей-практиков, обладающих педагогическими способностями.
Подготовка руководящих кадров осуществляется по форме высшего профессионального образования (по моделям обучения бакалавра, магистра, специалиста) и с использованием возможностей динамично развивающейся системы дополнительного профессионального обучения. Как представляется, развитие международного сотрудничества в области переподготовки и повышения квалификации может стать реальным приоритетом в деятельности по совершенствованию образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров для органов внутренних дел системы МВД России и МВД Республики Беларусь.
Формы такого сотрудничества, помимо традиционно сложившихся, — это различные «виртуальные колледжи», полигоны, ситуационные центры. Вместе с тем необходимо развивать компьютеризованные базы знаний, пополнять электронные библиотеки с условием обеспечения совместного доступа, организовывать и проводить интернет-конференции, семинары, управленческие игры и учения. Все это не потребует учреждения новых образовательных институтов, поскольку сотрудничество в обозначенных рамках может эффективно развиваться в уже сложившихся системах, объединенных в сеть.
В соответствии с рабочей программой исследования по теме «Подготовка Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для систем министерств внутренних дел государств — участников Договора о создании
301
МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
Союзного государства»2, реализуемого во исполнение п. 21 Плана мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на период 2008—2012 годов» [1, с. 1] кафедрой психологии, педагогики и организации работы с кадрами, с 2009 по 2012 гг. разрабатывались положения и документы, обеспечивающие ее внедрение и авторское сопровождение.
Концепция утверждает подходы, определяющие характер взаимодействия сторон: равные права и обязанности, а также коллегиальность работы по реализации ее положений; сбалансированность в решении общих задач подготовки управленческих кадров; обеспечение механизмов взаимодействия, отвечающих взаимным и односторонним интересам; открытость в работе, предусматривающая информирование заинтересованных организаций, учреждений и отдельных лиц в рамках систем МВД о ходе и результатах работы по реализации положений Концепции.
Субъектами реализации рассматриваемой Концепции могут являться не только учреждения-разработчики, но все заинтересованные структуры, организации правоохранительных систем как государств — участников Договора, так и других стран, в первую очередь — стран СНГ. Это определяет сферы реализации Концепции и выдвигает ряд дополнительных задач по претворению в жизнь ее положений.
Цели разработки и реализации Концепции следующие: повышение эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью и укреплению законности и правопорядка путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для министерств внутренних дел государств — участников Договора; координация и интеграция деятельности министерств внутренних дел и образовательных учреждений МВД государств — участников Договора по совершенствованию подготовки управленческих кадров; выработка новых методологических и практических подходов к подготовке управленческих кадров для системы МВД с учетом общего и специфического в деятельности национальных правоохранительных органов.
В основу разработки Концепции были положены некоторые педагогические принципы, определяющие межгосударственное
2 Программа была утверждена в 2008 году Первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации М.И. Сухо-дольским и заместителем Министра внутренних дел Республики Беларусь В.В. Жибуртовичем.
сотрудничество в сфере подготовки управленческих кадров.
1. Принцип гуманистической направленности (развитие гуманистических начал в деятельности органов внутренних дел в процессе управления органами внутренних дел и подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел).
2. Принцип сотрудничества (целенаправленное и сознательное взаимодействие и взаимопомощь, направленные на совершенствование подготовки руководящих кадров в каждом государстве — участнике Договора).
3. Принцип гражданственности (формирование сознательной и активной гражданской и профессиональной позиции руководителя, понимание им социального, гражданского смысла профессиональной деятельности).
4. Принцип научности (подготовка руководящих кадров на основе последних достижений науки, в частности педагогики и психологии).
5. Принцип профессионально-практической направленности (развитие профессиональной управленческой компетентности руководителя).
6. Принцип целостности (равнение на целостную модель личности руководителя в процессе подготовки, когда получаемые обучаемым профессиональные знания, умения и навыки соединяются с требуемыми личными способностями и качествами).
7. Принцип системности и последовательности (единство и неразрывность образовательного процесса, взаимосвязь его отдельных направлений и элементов).
8. Принцип опережающего обучения (ориентированность профессиональной подготовки руководителей на прогноз развития правоохранительной деятельности, появление новых требований и задач, а также тенденций реформирования правоохранительных систем государств-участников).
9. Принцип обучения самообучению (привитие навыков стратегии, тактики и технологий профессионального самосовершенствования, умения вырабатывать профессиональные решения и избирать пути их реализации в новой ситуации).
Методологической основой разработки Концепции и ее реализации на практике является системный подход к проблеме подготовки управленческих кадров, что способствует формированию единой образовательной системы из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем подготовки управленческих кадров
вэ
о
X
<
и
а
О
X 3 X
л
<
ы н к
щ I О < 03 Й
° О < =9
ЬЙ <
к С
ы к
X
ы у
ы С
£ и 5 И и Щ
с о
85
03
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
UJ
н S
X
<
а
X О
о * £
s с
UJ
о
bS
и
UJ IT
s
u
о
u
UJ
о
03
о
il UJ
с
о
u
О <
о
S UJ
и ta С О
86
государств — участников Договора. Факторами, стимулирующими ее развитие, выступают общность стратегических задач правоохранительной деятельности и подготовки управленческих кадров, а также перспектива координации и интеграции усилий в данной сфере.
Диалектический и динамичный характер процессу формирования и развития данной системы придают следующие условия: необходимость преодоления противоречий между имеющимся уровнем подготовки управленческих кадров и требованиями, определяемыми характером правоохранительной деятельности; между динамично изменяющимися условиями, задачами правоохранительной деятельности и более инертными системами подготовки управленческих кадров; между необходимым и наличным уровнем научного и методического обеспечения образовательного процесса; между требуемой и реальной подготовленностью учебных заведений и преподавательского корпуса к решению актуальных задач.
Общими методологическими и теоретическими основами подготовки управленческих кадров выступают положения теории познания о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений окружающего мира, общенаучные методологические подходы (исторический, социокультурный, си стемно - структурный, функци онал ьный, дифференцированный и др.); идеи психологической и педагогической антропологии о факторах формирования личности, детерминированности ее социального развития и ведущей роли в деятельности; положения о личностно-социально-деятельностном подходе к управленческой подготовке руководителя и др.
К частным методологическим основаниям управленческой подготовки можно отнести системно-функциональный анализ управленческой деятельности; системно-деятель-ностный подход к подготовке руководителя; профессионально-управленческую направленность подготовки руководителя; учет субъектного развития и саморазвития руководителя в процессе реализации управленческих функций [3, с. 188].
В связи с этим профессиональная подготовка управленческих кадров для систем МВД государств — участников Договора понимается как целенаправленный, относительно самостоятельный и целостный педагогический процесс обучения, воспитания, развития, психологической подготовки и самосовершенствования руководителей органов внутренних дел, обеспечивающий получение ими профессиональных компетенций
и качеств, готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
Основными формами такой подготовки выступают высшее профессиональное образование по управленческой специальности в специализированном образовательном учреждении МВД (специалитет, бакалавриат, магистратура), переподготовка (по направлению «менеджмент»), повышение квалификации, обучение в процессе профессиональной служебной деятельности, стажировка.
К основным компонентам профессиональной подготовки к управленческой деятельности относятся целевой, включающий многообразные цели и задачи; содержательный, определяющий конкретные требования к профессиональной квалификации руководителя и пути их реализации; деятельност-ный, раскрывающий систему форм, методов и средств организации управленческой деятельности; результативный, содержащий развернутую характеристику профессиональной готовности руководителя к управлению коллективом.
Наиболее значимыми концептуальными идеями профессиональной подготовки руководителей к управленческой деятельности, обеспечивающими ее эффективность, представляются следующие.
1. Многофункциональность управленческой подготовки, интегрированность ее составляющих (т. е. обучение, воспитание, развитие и психологическая подготовка, осуществляемые в едином процессе).
2. Направленность управленческой подготовки на всестороннее развитие и саморазвитие ее субъектов.
3. Обусловленность содержания, организации и методики обучения руководящего состава деятельностным подходом к решению учебно-воспитательных задач, а также особенностями и характером управленческой работы.
4. Направленность на достижение диалектического единства личностного развития и деятельностного начала с учетом психологического принципа слияния сознания и деятельности.
5. Мотивированность личностного отношения руководителей к профессиональному росту, обеспечению здорового морально-психологического климата в управляемых коллективах.
6. Зависимость результативности управленческой подготовки руководителей от их личной устремленности к профессиональному самосовершенствованию.
301
МВЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24)
В качестве системообразующего элемента подготовки управленческих кадров выступает комплекс взаимосвязанных профессиональных моделей личности руководителей как цель и результат образовательной деятельности. Каждая такая профессиональная модель имеет развернутую характеристику необходимых личностных профессионально значимых качеств, актуальных и перспективных знаний, умений и навыков; отражает роль и место руководителя в иерархии управления, специфику реализации им лидерский функций в управлении коллективом. Вместе с тем она ориентирована на особенности профессиональной деятельности органа (учреждения, организации), где будут осуществляться управленческие функции, а также перспективы развития правоохранительной деятельности, что в полной мере прогнозирует требования к личности руководителя.
Основные направления и формы работы по реализации Концепции включают следующие необходимые меры:
— создание объединенной рабочей группы из представителей заинтересованных сторон для разработки стратегии и процедур реализации Концепции, интеграции и координации работы, а также оценки ее результатов;
— разработка и реализация системы регулярного обмена информацией;
— рабочие встречи;
— определение путей и форм взаимной и независимой экспертизы хода и результатов работы;
— разработка и осуществление совместной программы и планов реализации Концепции, а также процедур их выполнения;
— разработка совместных документов, отражающих содержание, структуру, методы и формы подготовки управленческих кадров и их практическую реализацию;
— обмен научной, учебно-методической и эмпирической информацией в процессе реализации Концепции;
— организация взаимного участия в процессе подготовки управленческих кадров в образовательных учреждениях систем МВД государств — участников Договора;
— проведение совместных научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам подготовки управленческих кадров;
— совместная подготовка и издание научных и учебно-методических материалов по вопросам подготовки управленческих кадров;
— интеграция и координация работы по совершенствованию подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений, занимающихся обучением руководителей органов внутренних дел;
— обмен позитивным опытом подготовки управленческих кадров.
Достижение основной цели реализации Концепции — повышения эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью и укреплению законности и правопорядка — обеспечивается последовательным решением комплекса следующих педагогических задач управления образовательным процессом подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел (т. е. «пе-дагогизацией» управления):
— реализация педагогической функции на всех стадиях процесса управления образовательным учреждением;
— использование воспитывающих, профессионально-обучающих и развивающих методов в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями в повседневном педагогическом управлении постоянным и переменным составом учебного заведения;
— отбор абитуриентов — кандидатов на обучение в вузах МВД по критериям воспитанности, образованности, обученности и развитости, а также применение указанных критериев при расстановке педагогических кадров, отборе и подготовке кадров в резерв на выдвижение среди педагогического состава и подборе исполнителей для конкретных поручений;
— создание условий, оказывающих оптимальное социально-педагогическое воздействие на слушателей и педагогический корпус, способствующих совершенствованию личности и ее педагогических качеств, их полному проявлению в процессе учебной деятельности и вне ее, а также удовлетворению их интересов, научных склонностей и потребностей развития;
— создание и обеспечение функционирования педагогически эффективных систем воспитания, обучения и личностного развития всех категорий слушателей;
— формирование и совершенствование психолого -педагогической компетентности и мастерства всех категорий личного состава на основе организации психологического обеспечения и дифференцированной профессионально-педагогической подготовки;
— стимулирование самосовершенствования обучаемых (самовоспитания, самообучения, саморазвития) путем оказания помо-
03
о
X
<
и
а
О
X 3 X
л
<
ы н к
щ I О < 03 Й
° О < =9
ЬЙ <
к С
ы к
X
ы у
ы С
£ и 5 И и Щ
с о
87
03
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
И
н S
X
<
а
X О
о *£
s с
И
о
bS
и
И IT
S
U
о
и
И
о
03
о
$ И
с:
о
и
О <
о
S и и из С О
88
щи в организации этого процесса и в применении соответствующей методики, а также поощрение самостоятельной работы по повышению уровня личной, профессиональной и социальной компетентности; оказание помощи руководителям структурных подразделений образовательных учреждений профессорско-преподавательским составом в повышении личной профессионально-педагогической подготовленности, а также в решении повседневных педагогических задач, возникающих при управлении учебной деятельностью слушателей; подготовка всех категорий начальствующего состава по вопросам реализации педагогической функции управления личным составом;
Список литературы
1. План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на период 2008—2012 годов»: распоряжение МВД России от 26 мая 2008 г. № 1/3830.
2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. д-ра пед. наук, д-ра юр. наук, проф. В.Я. Кикотя. М., 2009.
— оказание помощи в овладении психолого-педагогическими технологиями лидерства, повседневного руководства, индивидуальной воспитательной работы [4].
Педагогический подход к управлению образовательными учреждениями по подготовке руководящих кадров органов внутренних дел для систем МВД государств — участников Договора в современных условиях выступает обязательным условием эффективности такой подготовки, обеспечения соответствия ее результата требованиям государства и социальными ожиданиями.
3. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Сто-ляренко. М., 2008.
4. Сердюк Н.В., Вахнина В. В., Носков а Л. Г., Хайрутдинова И.В. Формирование профессионально ориентированной коммуникации руководителей органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 2010.
E-mail: [email protected]