_I
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
В. В. ЗАКАТОВ,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)
V. V. ZAKATOV,
senior lecturer of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel,
candidate of pedagogical science, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 35.08
Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации: изменения и новации
Training of personnel for the internal affairs of the Russian Federation: change and innovation
В статье анализируется ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, отражающих вопросы модернизации и реформирования системы подготовки кадров для органов внутренних дел, а также исследуется содержательная часть структурно-организационных изменений и новаций по каждому уровню ведомственной образовательной системы.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, система подготовки кадров для органов внутренних дел, модернизация образовательного процесса, профилизация образовательных организаций высшего образования, инновационные образовательные технологии, компетентностный подход, формирование профессиональных компетенций.
The article analyzes a number of normative legal acts of the Russian Federation, of the Interior Ministry of the Russian Federation, reflecting the modernization and reform of the system of training for law enforcement agencies, furthermore, this article investigates the content of the structural and organizational changes and innovations for each level of the departmental formation.
Normative legal acts of the Russian Federation, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, training system for the internal affairs, the modernization of the educational process, profiling of the educational institutions of higher education, innovative educational technology, competence approach, the formation of professional competence.
вэ
о
X
<
и
а
0
X
1
л
<
ы н к
I
<
а
X О
О *£
к с
ы о
ЬЙ
и и
У
к
и-
о
I—
ы о
03
о
3
ы с:
О и
О <
О
5 И и и С О
74
Преобразование милиции в полицию, полномасштабное реформирование органов внутренних дел, глубокая модернизация структуры, функций и критериев оценки их деятельности потребовали соответствующих изменений в нормативной сфере ведомственного образования, в организации и содержании подготовки принципиально нового высокопрофессионального ядра органов внутренних дел.
В настоящее время подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации организуется в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, и осуществляется путем [2]:
1) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам: основного общего и среднего общего образования, интегрированными с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних, обучающихся к военной или иной государственной службе; среднего профессионального образования; высшего образования; дополнительного профессионального образования;
3) профессиональной служебной и физической подготовки [2, 3].
Данная система ориентирована на непрерывное воспроизводство необходимого числа специалистов органов внутренних дел с требуемым набором компетентностных характеристик, позволяющих им эффективно решать оперативно-служебные задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел требует особой организации, постоянного внедрения инновационных образовательных технологий, технического переоснащения и совершенствования в соответствии с современными требованиями, изменениями криминогенной ситуации и действующего законодательства в стране и регионах, оптимизации соотношения теоретических знаний и практических профессиональных навыков.
Министерством внутренних дел проведена большая работа по оптимизации системы подготовки кадров, ее переориентации с количественных показателей на качественные. Проведена реорганизация структуры и численности обра-
зовательных учреждений МВД России. С 1 января 2012 г. в системе МВД России функционируют 3 университета, 5 академий, 11 институтов, включая 2 института повышения квалификации, 10 филиалов, 2 кинологические школы, включая 1 филиал, и 6 суворовских военных училищ.
Важное значение уделяет МВД России совершенствованию первоначальной подготовки, которая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» становится профессиональным обучением граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел.
В целях реализации положений данного Федерального закона, который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., приказом МВД России «О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации» от 30 мая 2013 года № 318 предписано осуществить передачу функций отдельных центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России по организации профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел образовательным организациям высшего образования МВД России, вследствие чего они становятся крупными центрами непрерывного профессионального юридического образования, где осуществляется подготовка от рядового полицейского до сотрудников старшего начальствующего состава [7].
Планируется также создание межрегиональных центров профессионального обучения, которые должны быть обеспечены квалифицированным педагогическим составом и развитой материально-технической базой, позволяющей осуществлять качественную подготовку кадров по профессии «полицейский».
Все это в конечном счете приведет к созданию системы непрерывного профессионального образования, ключевое место в которой отводится подготовке специалистов для органов внутренних дел с высшим образованием.
В настоящее время непрерывное образование признается неоспоримым постулатом деятельности человека и подразумевает непрекращающийся процесс овладения знаниями и умениями, осуществляемый на протяжении всей человеческой жизни. По мнению некоторых зарубежных философов (Дьюи, Линдеман, Йэксли), истоки непрерывного образования относятся к началу XX в. Многие российские исследователи считают непрерывное образование ровесником человеческой истории [11, 12, 13].
Модернизация образовательного процесса в ведомственных вузах направлена прежде всего на усиление его практической направленности и полное удовлетворение потребности органов внутренних дел в квалифицированных кадрах. Создается инновационная система, объединя-
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
ющая образовательные и научные программы МВД России в единую цепь поэтапной подготовки специалистов и повышения их квалификации, которая требует усиленной подготовки кадров, получения ими необходимых навыков при практическом применении норм законов.
Впервые при подборе кандидатов на обучение введена контрактная система комплектования образовательных организаций.
Статьей 22 (п. 5) Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 закреплено, что с гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, на период обучения заключается срочный контракт с обязательством заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел; а с сотрудником органов внутренних дел, поступающим в такую образовательную организацию высшего образования для обучения по очной форме либо в очную адъюнктуру образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, также заключается срочный контракт на период обучения и обязательной последующей службы в органе внутренних дел, направившем сотрудника на обучение [1].
В то же время еще наблюдается тенденция увольнения молодых специалистов, получивших качественное профильное образование.
В связи с вышеизложенным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации [5]. Они определяют механизм возмещения сотрудником, с которым расторгнут контракт о прохождении службы в органах внутренних дел и который уволен с этой службы, затрат на обучение в образовательной организации высшего образования МВД России по основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального или среднего профессионального образования, в адъюнктуре образовательной организации высшего образования или научной организации МВД России и порядок исчисления их размера. Постановление предусматривает возмещение финансовых
средств, затраченных государством на обучение, в случае отчисления курсантов и слушателей за неуспеваемость и недисциплинированность, а также при их увольнении по собственному желанию и по отрицательным основаниям в течение первых пяти лет службы в органах внутренних дел.
Образовательные организации высшего образования системы подготовки специалистов правоохранительных органов нацелены на решение сложных задач формирования высокопрофессиональной личности, способной к самореализации, обладающей различными видами компетенций, что требует от профессионального образования обновления его содержания и разработки качественно новых информационных технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, позволяющих достичь эффективности образовательного процесса, в том числе и в сфере подготовки сотрудников органов внутренних дел [9].
В соответствии с компетентностным подходом важным требованием к подготовке будущего сотрудника органов внутренних дел является профессиональная и практическая направленность образовательных программ, что обусловлено тесной взаимосвязью теории с практикой при ведущей роли последней [8].
Компетентностный подход продиктован необходимостью формирования принципиально новых поколений компетентных и лич-ностно развитых профессионалов, которые не будут ждать указаний и инструкций, а вступят в самостоятельную социальную жизнь и в профессиональную деятельность с уже сложившимся потенциалом, стремлением к самореализации [11].
Анализ научных источников (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, В. А. Козырев, Г. А. Прозументова, В. А. Сластенин, Н. Ф. Родионова и др.), а также опыта подготовки специалистов правоохранительных органов с высшим образованием позволил выявить главное, что отличает организацию образовательного процесса в парадигме компетентностного подхода: цель обучения — описание возможностей, которые могут приобрести обучаемые в результате образовательной деятельности; знание рассматривается не как информация ради информации, а как средство преобразования конкретных профессиональных ситуаций на основе использования собственного опыта; методика и содержание образования имеют конкретную направленность на создание условий для формирования опыта самостоятельного решения проблемных задач.
Одним из важнейших условий модернизации является профилизация образовательных организаций высшего образования путем возложения на них функций научно-методических
75
вэ
о
X
<
и
а
0
X
1
л
<
и н к
I
<
а
X О
О *£
к с
ы о
ЬЙ
и и
У
к
и-
о
I—
ы о
03
о
3
ы с:
О и
О <
О
5 И и и С О
76
и учебно-научных центров по наиболее востребованным направлениям оперативно-служебной деятельности.
В целях повышения эффективности подготовки кадров в образовательных организациях приказом Министерства внутренних дел «О профилизации образовательных учреждений МВД России» от 29 августа 2012 г. № 820 за образовательными организациями высшего образования МВД России с учетом накопленного опыта в этом направлении закреплены приоритетные профили подготовки, а также профильные подразделения МВД России для обеспечения взаимодействия по вопросам подготовки квалифицированных специалистов [6].
Ведущим центром по подготовке руководящих кадров управленческого звена является Академия управления МВД России, где на основе современных инновационных образовательных технологий организуется подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей территориальных органов МВД России и федерального кадрового резерва.
Подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров осуществляется в адъюнктурах (докторантурах) образовательных организаций и научных организаций системы МВД России.
Одним из направлений реформирования ведомственного образования является совершенствование дополнительного профессионального образования сотрудников, которое включает в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В свою очередь, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Совершенствование дополнительного профессионального образования сотрудников влечет за собой необходимость перехода от унифицированного образования к вариативному, от информационного к деятельностному, то есть требует внедрения инноваций в образовательный процесс. Инновационное образование имеет в своей основе личностно ориентированную парадигму, сущность которой, по мнению Е. В. Бондаревской, состоит «в преодолении противоречия между отношением к человеку как к ученику, т. е. как субъекту обучения
и воспитания, и его отношением к себе как человеку, субъекту жизни...». При этом, как отмечает К. К. Колин, «интегральным критерием качества высшего образования выступает уровень способностей специалиста к различным видам деятельности: профессиональной, инновационной, а также к деятельности в области саморазвития и самообразования.» [10, с. 16]. Подготовка кадров для органов внутренних дел и дополнительное профессиональное образование сотрудников при необходимости могут осуществляться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему МВД России на основе государственного заказа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по договорам на обучение» от 14 января 2013 г. № 21 Министерству внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органам на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) предоставлено право проведения конкурса на заключение с гражданами договоров на обучение в образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему МВД России, с обязательством последующего прохождения службы в органах внутренних дел [4].
Право на участие в конкурсе предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет, владеющим русским языком, отвечающим требованиям к состоянию здоровья для поступающих на службу в органы внутренних дел и впервые получающим среднее профессиональное или высшее образование за счет средств федерального бюджета. К участию в конкурсе допускаются и граждане, уже успешно проходящие обучение в образовательных организациях высшего или среднего профессионального образования, не входящих в систему МВД России, за счет средств федерального бюджета.
В ходе реформирования и модернизации системы МВД России особое значение приобретает повышение профессионализма сотрудников, в становлении которых существенную роль играет профессиональная служебная и физическая подготовка. Она предусматривает дальнейшее совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников, полученных ими в образовательных организациях высшего образования и центрах профессиональной подготовки.
В настоящее время принципиально переработаны и внедрены в практическую деятельность новые Наставления по организации огневой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В результате принятых мер наметилась тенден-
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
ция повышения уровня профессионального мастерства большинства должностных категорий сотрудников.
По нашему мнению, для дальнейшего совершенствования ведомственной образовательной системы необходимо продолжать работу по приведению содержания и структуры подготовки кадров в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 и динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел; выработке механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней профессионального образования (уточнение специализаций подготовки, создание нового поколения электронных методических и дидактических материалов и т. д.); разработке и внедрению в практику чет-
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2329.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 12 дек. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Рос. газ. 2013. 17 июля. О подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по договорам на обучение: Указ Президента РФ от 14 января 2013 г. № 21 // Рос. газ. 2013. 1 янв. Об утверждении Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1465 // СЗ РФ. 2013. № 1. Ст. 60.
кой системы обратной связи и контроля за качеством подготовки кадров со стороны территориальных органов внутренних дел МВД России.
Значимость успешной модернизации ведомственной образовательной системы в инновационном развитии России осознается как приоритетная задача государства и общества. Без качественного профессионального образования, соответствующего современным требованиям социально-экономической жизни, невозможна успешная перспектива устойчивого развития общества. Отмеченное предопределяет выбор инновационного пути развития системы подготовки кадров для органов внутренних дел МВД России как необходимого условия повышения ее эффективности в контексте задач, стоящих перед правоохранительными органами на современном этапе развития общества.
6. О профилизации образовательных учреждений МВД России: приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820.
7. О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 30 мая 2013 г. № 318.
8. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
9. Иншакова Е. И. Соотношение профессиональных и гуманитарных функций в модели инженера // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: труды 3-й Межд. научно-практ. конф. СПб., 2003.
10. Колин К. К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской академии естественных наук. 2003. № 4.
11. Лобанов Н. А. Исторические ступени развития непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 10-й юбилейной междунар. конф. В 2-х ч. Вып. 10. СПб., 2012. Ч. I.
12. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: учеб. пос. для вузов. М., 2003.
13. Матюшкин A.M. К проблемам порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.
E-mail: [email protected]
77