ганды героизма, мужества и самоотверженных действий сотрудников органов внутренних дел, формирования их позитивного образа; ф формирование у сотрудников — наряду с национальной гордостью за принадлежность к России — чувства толерантности, расовой, этнической, религиозной терпимости, гуманизма, коллективизма и товарищества. Непреложная задача, стоящая перед кадровыми и воспитательными аппаратами сегодня: организовать работу так, чтобы личный состав гордился и дорожил своей страной, избранной профессией, служебным коллективом, уважал себя, своих коллег и сограждан, которым он служит. Все эти качества объединены емким понятием «патриотизм».
Ничто и никогда не должно порочить деловую репутацию, авторитет сотрудника, поведение кото-
рого при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Служа закону, сотрудник органов внутренних дел служит своему народу.
Сегодня можно ответственно говорить о государственности, гражданственности и патриотизме как о стержневых элементах мировоззренческой базы, а значит, и содержательной основы всей воспитательной работы, нацеленной на деонтологиче-скую подготовленность личного состава органов внутренних дел.
Выполнение этой задачи позволит сформировать моральный облик российского сотрудника органов внутренних дел, соответствующий современным требованиям государства и общества, отвечающий запросам и ожиданиям граждан.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.Р. МАРДАНОВ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин казанского филиала ОУП ВПО
«Академия труда и социальных отношений» Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотаци. Дается краткий анализ проблем профессиональной ориентации в системе внутренних дел Российской Федерации, совершенствовании первоначальной подготовки сотрудников организации внутренних дел в условии реорганизации системы МВД РФ.
Ключевые слова: принцип реформирования Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, профессиональная ориентация в системе Министерства Внутренних Дел России, первоначальная подготовка кадров Министерства Внутренних Дел России.
SYSTEM OF TRAINING OF POLICE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF
REFORMING OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
D.R MARDANOV
candidate ofpedagogical sciences, associate professor of legal disciplines of the OUP VPO
«Academy of Work and Social Relations» Kazan branch
Annotation. The article provides a brief analysis of the problems of vocational guidance in the system of internal affairs of the Russian Federation, improving initial training in domestic affairs in terms of the reorganization of the Interior Ministry of the Russian Federation.
Keywords: The principle of the reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, professional orientation in the Ministry of Internal Affairs of Russia, the initial training of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Реформирование общественных отношений в Российской Федерации логически требует постоянного повышения профессионализма государственных служащих, в том числе и работников органов внутренних дел. Это обстоятельство обусловливает необходимость наличия у них не только необходимых личных качеств, но и деловых, главным образом, специальных профессиональных, определяющих соответствующий уровень подготовки конкретного сотрудника на конкретной должности.
К сожалению, кадры органов внутренних дел не смогли полностью адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям переходного периода. Они не продемонстрировали того сочетания силы и гибкости, которые необходимы для поддержания требуемого уровня стабильности в сфере правопорядка в быстро меняющейся социальной и криминогенной ситуации. Особенно это сказывается в части адекватного и оперативного реагирования на основные феномены противоправного поведения. В связи с этим Министерство внутренних дел Российской Федерации разработало новую концепцию кадровой политики. Концепция развития системы МВД России предусматривает сохранение и развитие вертикали подчиненности органов и подразделений федерального значения, в частности, образовательных учреждений и научно-исследовательских учреждений.
Одним из основных принципов реформирования системы МВД России является работа с кадрами. Кадровая работа в настоящее время становится приоритетной задачей руководителей всех уровней системы МВД России. При этом кадровые службы не обеспечили кардинальных качественных перемен в организации отбора, расстановки обучения и воспитания личного состава. Вместе с тем остаются неустойчивыми приоритеты и в системе обучения личного состава. Негативное влияние на повышение деловых, в том числе и профессиональных, качеств оказывает нерешенность ряда вопросов организационного, правового, материального и финансового характера. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации вызывает озабоченность снижение уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, что проявляется, в первую очередь, в увеличении числа нарушений дисципли-
ны и законности. Поэтому серьезным направлением развития системы МВД России является повышение уровня ответственности и профессионализма сотрудников, в том числе через совершенствование первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел, исполнительской дисциплины, развития профессионального мастерства, физической и боевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Учитывая, что эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел, вопросы их подготовки имеют существенное значение в достижении целей и выполнении задач, поставленных перед органами внутренних дел. Первоначальная подготовка кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой составную часть воспроизводства кадров правоохранительных органов, тесно связанную с их подбором и дальнейшим использованием. Задача первоначальной подготовки состоит в формировании базовых знаний, умений, навыков, необходимых сотрудникам органов внутренних дел, и создании предпосылок для их закрепления и дальнейшего развития.
В настоящее время на практике сложилась следующая система первоначальной подготовки: обучение по месту службы, обучение в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел России, стажировка в занимаемой должности по месту службы.
Работники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности старшего и высшего начальствующего состава, осваивают специфику работы самостоятельно и путем стажировки, с последующим обучением в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров [1].
В условиях реформирования российского общества важно формировать кадры с высокой профессиональной, технической, экономической и юридической подготовкой, умеющие управлять сложной техникой, способные трудиться творчески. Возрастает подвижность социальной структуры общества, повышается общеобразовательный, квалификационный уровень преступников, изменяется их про-
фессиональный состав, развиваются и обновляются формы совершения противоправных действий. Эти процессы выдвигают на первый план задачи социального управления, актуализируют роль социальной и профессиональной ориентации граждан и в первую очередь молодежи, вступившей в трудоспособный возраст.
Смысл профессиональной ориентации в системе Министерства внутренних дел России состоит в том, чтобы отобрать из молодых людей тех, кто полностью отвечает потребностям системы, проверить их способности и психофизиологические особенности.
Ранняя профессиональная ориентация является одним из факторов повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, способствуют снижению затрат на профессиональную подготовку, сокращению текучести кадров, улучшению количественных и качественных результатов службы и оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения, гражданственность, общественную и творческую активность, сохранение здоровья, повышения удовлетворенности трудом на основе согласования возможностей и желаний личности с требованиями профессии и общественными интересами.
Профессиональная информация и профессиональное просвещение — это пропаганда профессий правоохранительной деятельности, ознакомление молодежи с современными методами организации службы, потребностями службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения.
В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации роль координирующего органа, по нашему мнению, должен взять на себя учебно-методический центр при Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Начать эту работу необходимо с разработки структуры профориентации, создания сети базовых территориальных центров профессиональной ориентации, нормативно-методической и профессиональной базы. Необходима координация научных исследований, осуществляемых в этих направлениях, техническое оснащение, разработка и выпуск
профессионального диагностического оборудования, создание соответствующих программ для компьютерной техники. Должна быть пересмотрена и усилена реклама профессий системы Министерства внутренних дел России.
Среди задач учебно-методического центра предполагаются: внедрение в практику научно обоснованных норм, методов профессионального подбора (отбора), системы профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел и выпускников образовательных учреждений МВД России методическое руководство территориальными центрами, кабинетами и лабораториями по профориентации и другими подразделениями, работающими в рассматриваемой области, а также изучение и распространение положительного опыта совместной работы базовых образовательных учреждений, практических органов внутренних дел в образовательных учреждений Министерства образования и науки, подготовки и повышения квалификации кадров. Повышение роли отраслевой науки в разработке профессиограмм, проблем профессиональной диагностики, профессиоведения. Целесообразно при каждом областном (городском) управлении внутренних дел создать учебное отделение, на базе которого к профессии следователя, инспектора уголовного розыска, паспортного отделения и др. готовили бы учащихся 9—11 классов. Комплектование учебных групп должно осуществляться с учетом профессиональных интересов и склонностей подростков. Отличительными особенностями учебно-воспитательного процесса являются юридическая направленность обучения, его связь с соответствующими разделами истории, обществоведения, физики, математики и т.п. Предполагается также ознакомление старшеклассников с организацией работы органов внутренних дел.
После этапа профессиональной ориентации следует обучение по месту будущей службы. Оно осуществляется со дня назначения работника на должность и до его направления на кадровое обучение. Обучение проводится под руководством наставника по индивидуальному плану, разработанному непосредственным начальником и под его контролем.
В этот период происходит знакомство принятого работника с личным составом органа внутренних дел, с условиями и порядком обучения, правами и обязанностями, правилами внутреннего распорядка, уставами и т.д. В ходе обучения сотрудника происходит знакомство с его деловыми и моральными качествами. С ним проводится собеседование по изученным вопросам, на бытовые, гражданские, общеобразовательные темы. Ход обучения и работа наставника систематически контролируются, в план обучения по месту службы вносятся соответствующие корректировки [2].
Основная задача курса первоначального обучения — обеспечение соответствия полицейской подготовки оперативным нормам практической деятельности полиции. Сегодня существует и, очевидно, всегда будет существовать некоторый разрыв между определением задач органов внутренних дел и проведением соответствующего курса подготовки для выполнения этих задач.
Некоторые потребности могут быть обеспечены в ходе текущей подготовки. Другие, связанные с использованием специального оборудования и требующие определенных навыков, предполагают дополнительное обучение. Как быстро новые потребности полиции будут реализованы на практике, зависит от того, насколько точно они определены, каким образом и в каком объеме будет реализована курсовая подготовка личного состава.
Когда оперативные потребности становятся очевидными для общественности, тогда (события в Чечне, Дагестане) усиливаются требования о принятии необходимых мер. На практике это, в частности, вылилось в обучение курсантов и слушателей образовательных учреждений Министерств внутренних дел Российской Федерации владению вооружением и техникой мотострелковых частей, практическими навыками полевой жизни и т.д. Часто оперативная потребность поддается определению нелегко. Иногда бывает трудно оценить, какой степени полицейской подготовки она соответствует. Полицейскую подготовку можно рассматривать как проблему, влияющую на то, как полицейские выполняют свои обязанности. Общим моментом любой подготовки являются учебно-полицейские действия в нормальных условиях, условиях обыч-
ных происшествий и в экстремальных ситуациях. Одной из целей начальной подготовки является обучение полицейского основному законодательству, статьям, чтобы дать ему первоначальные представления о его правах и нормах выполнения служебных обязанностей. В учебном центре полицейский получает также специальные знания, касающиеся действий в особых условиях, что требует высокой степени подготовки. Особое место в обучении занимает уяснение курсантами главных задач полиции и так называемая миссия [3]. Это предотвращение преступления и задержание преступников, если преступление совершено. На выполнение этих задач должны быть направлены все усилия полиции, а добиться их эффективного выполнения возможно лишь в сотрудничестве с населением, используя его поддержку, доверие и уважение. Следовательно, при подготовке полицейских значительное время должно отводиться на изучение религиозных обычаев, прав различных групп населения, которые им предстоит обслуживать.
Обозначенная проблема по своему содержанию является сложной, многогранной. В данной статье были обозначены лишь ее некоторые аспекты в порядке постановки проблемы.
Литература
1. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. № 110 «о внесении изменения в устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80», приложение.
2. Марданов Д.Р. О некоторых аспектах подготовки кадров полиции в Российской Федерации (проблемы теории и правового регулирования) // Преступность в регионах Российской Федерации: общее и особенное. Материалы международной научно-практической конференции. Казань: Вестник Казанского юридического института МВД России. Спецвыпуск, 2013. С. 198—202.
3. Астапкин И.В. Открывая дверь в завтрашний день // Вестник Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1995. № 1. С. 9—10.
4. Карсанова Е.С. Регулирование этнополитических конфликтов на Северном Кавказе: опыт и политико-правовые проблемы: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003. С. 4.