8.2. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Асанов Науази Хызырович, докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходу к изучению преступности как предметной сфере стратегического анализа. По мнению автора, основная задача стратегического анализа заключается в выявлении тенденций развития преступности и, в первую очередь, организованной.
Ключевые слова: стратегический анализ,
правоохранительная сфера, преступность.
CRIME AS OBJECTIVE STRATEGIC ANALYSIS
Asanov Nauazi Hyzyrovich, doctoral student of the Academy of the Interior Ministry of Russia, Doctor of Laws
Annotation: In this article the basic approach to the study of crime as a subject area of policy analysis. According to the author, the main purpose of strategic analysis is to identify trends in crime and, above all, organized.
Keywords: strategic analysis, law enforcement, crime.
В российской новейшей истории на фоне развивающихся противоречий между рыночной
экономикой и демократией правоохранительная сфера представляет собой не что иное, как арену борьбы государства, общества, преступности.
Влияние правоохранительной сферы на функционирование общества осуществляется во взаимодействии с другими его подструктурами -экономической, политической, социально-бытовой, духовно-культурной и т.д. В этой связи в
социологической науке специальное внимание
уделяется социальным процессам и условиям их взаимосвязи и взаимодействия применительно, как к преступному поведению, так и преступности и её отдельным видам.
Например, отмечается, что антисоциальное поведение возникает в связи с зарождающимися противоречиями в обществе и, в частности, между целями, которые преследуют личности, социальные группы и используемыми ими средствами достижения этих целей. Такой тип поведения начинает широко и интенсивно продвигаться тогда, когда в обществе начинают культивироваться ложные символы личного успеха, распространяемые в качестве идеала на всех граждан (деньги, власть, богатство, карьера и т.п.); когда общество не обеспечивает для значительной части населения законных путей их достижения (Э. Дюркгейм, К. Маркс, Р. Мертон, Т.Селлин). В силу этого в процессе анализа «общество - преступность» вычленяется такой компонент (подсистема) как правоохранительная сфера, являющаяся
относительно самостоятельным объектом
стратегического анализа и стратегического управления со стороны правоохранительных и других политикоуправленческих субъектов.
Сегодня мировое сообщество вступает в новую эпоху. С всё большей очевидностью просматриваются тенденции повышения неопределённости, сложности и
взаимозависимости политических, экономических, культурно-духовных и других подсистем общества, влияющих на процессы управления
правоохранительной сферой. Жизнь в стране после 1991 г. с точки зрения управления стала намного сложнее. Если раньше всё было регламентировано, то сегодня образовалось множество «степеней свободы», стало затруднительно принимать решения о том, как и какими из них в первую очередь
управлять. Задачи управления стали на порядок сложнее. В прошлом социалистическая модель широко использовала современные по тому времени системы и методы управления обществом. В рамках выработанных стратегий осуществлялось тактическое и оперативное управление общественными явлениями и процессами.
Ныне глобализация экономики и политики, международная преступность, а также внутренние условия - разгосударствление собственности,
автономия хозяйствующих субъектов и выведение их из сферы стратегического управления государства определяют содержание отечественной модели социального управления. Не составляет исключение и правоохранительная сфера.
Перечисленные, а также другие внешние и внутренние факторы отрицательно влияют на состояние внутренней безопасности, защищённости граждан и общества от преступности. По известной мысли Мальтуса, такого рода экономическое,
социальное и демографическое напряжение всегда порождали хаос и нестабильность. Поэтому в нашем понимании преступность - явление социальное, обусловленное самим характером общественных отношений, выражающих и отражающих те противоречия и конфликты, которые развиваются в нашем обществе в конкретно исторический период.
В современной России преступность с одной стороны проявляется через конфликт между конкретной личностью и официально закрепленными в законе интересами общества. С другой стороны, она выступает как одно из средств существования некоторой части капитала и наиболее ярко проявляется в преступных деяниях отдельных представителей экономической, политической элиты и чиновничества.
Стихия преступности втягивает в свою орбиту людей из различных слоёв населения, разлагает их морально в чём, кстати сказать, заинтересованы определённые круги правящей элиты. Одновременно с этим преступность является фактором, существенно сдерживающим социально-экономическое развитие страны. В этом заключается одно из трудно разрешимых противоречий современности.
Меняющийся характер общественных отношений, изменяет понятие преступного поведения, меняет качество преступности, влияет на её состояние, структуру, динамику, которые также исторически и социально обусловлены, как и преступность в целом. Так, изменилась социальная структура. На основе частной собственности в обществе зарождается класс предпринимателей, сформировалась политическая и промышленная элита, финансовая олигархия, и разросшийся в геометрической прогрессии слой чиновничества. Верхушка социальной пирамиды стала тяжелее, а общая конструкция менее стабильной. Численность этого социального слоя и его
формирующиеся потребности имеют тенденцию к превышению возможности населения их «прокорма», так как в качестве основного ресурса этот слой эксплуатирует человеческий труд. Богатые богатеют, а значительная часть населения по своим доходам опустилась ниже минимального прожиточного минимума.
Расслоение происходит и в элите. Мировой финансово-экономический кризис способствует тому, что их часть уже не имеет достаточных доходов для поддержания своего элитного статуса. Образуются враждебные группировки элит, которые начинают конкурировать «за уменьшающийся пирог, то есть государственные кормушки разного рода». На фоне коренных изменений политической и экономической жизнедеятельности граждан в стране создались
благоприятные условия для беспрецедентного роста и развития не только общеуголовной, но и
организованной преступности, опирающейся на
коррупционные связи в различных сферах
жизнедеятельности общества, способной не только к своему выживанию, но и воспроизводству. Другими словами фиксируется активный процесс самодетерминации преступности.
В «обновлённой» стране многим свобода личности представляется как вседозволенность. Падение
правосознания, правовой нигилизм и духовная
криминализация общественных отношений стали
постоянным компонентом социальной характеристики российского общества. Неизменно растёт вал
преступности и правонарушений, а её статистическая картина все с меньшей точностью отражает
криминальные реалии. Научными исследованиями фиксируются отрицательные структурные изменения преступности и всё более интенсивная криминализация практически всех сфер жизнедеятельности общества. Население страны относится к всеобщей криминализации русской жизни зачастую терпимо и несерьёзно, не видит в ней никаких угроз и катастрофических последствий. В преступность всё активнее втягиваются различные
группы населения, ранее не совершавшие правонарушений, и в первую очередь, из числа подрастающего поколения.
Одной из внутренних характеристик преступности является её устойчивость и всё возрастающая общественная опасность. Меняется социальный портрет преступника. Происходят интенсивные изменения в мотивации и социальной направленности преступности. Увеличивается доля преступности против порядка управления и общественной безопасности. Отмечаются процессы самоорганизации значительной части населения на не правовой, в том числе криминальной основе. Преступность приобрела наиболее отчётливый экономический и организованный характер, с ней всё более активно сотрудничают представители различных слоёв населения.
Значительно увеличилось количество проявлений криминального профессионализма, планируемых предумышленных преступлений, перерастание организованных преступлений в организованную преступную деятельность как социальную зону активности различных преступных сообществ. Наблюдается ярко выраженная криминализация государственного механизма. Уголовные элементы покинули подполье и открыто борются за контроль над
обществом. Криминал вышел за пределы своей естественной среды обитания, вошёл в политику, экономику, образование, здравоохранение, в
повседневный быт. Наряду с гигантским расширением теневой экономики, фиксируется рост преступности против правосудия.
Организованная преступность становится фактором, определяющим жизнь общества во многих сферах его деятельности, в том числе - «воспитателем» значительной части подрастающего поколения и крупным «работодателем» в преступной сфере. Вследствие развития алко-, нарко-, порнобизнеса, работорговли и торговли детьми, разрушения бесплатной медицины и полукриминального и
криминального характера многих платных услуг, причиняется невосполнимый вред генофонду страны. Она становится всё более мощным фактором
обнищание нации: преступными сообществами
присваивается огромная и всё возрастающая доля национального достояния, большей частью вывозимая за рубеж.
Лидеры организованной преступности проявляют немалую заботу о создании внешне добропорядочного облика, как своего, так и соучастников их деятельности. Разоблачение и привлечение к
ответственности таких лиц задевает интересы
значительного числа людей, и даже после совершения громких умышленных убийств этот интерес мешает анализу всех обстоятельств дела, выяснению
истинных мотивов преступления, особенно если они связаны с экономической деятельностью. В криминальной среде развиваются сложные процессы, выливающиеся в передел сфер влияния и
криминальных капиталов, нарождения нового
поколения, стремящегося контролировать
деятельность лиц, уже легализовавших свои преступные доходы, и существовать за их счёт.
Организованная преступность не просто выстроила международные связи и вышла на международную арену, она заняла в её структуре твёрдые позиции, стала активным элементом международного преступного сообщества, широко влияющего на мировую экономику и политику. Зачастую выступает провокатором и участником широкомасштабных вооружённых конфликтов, акций терроризма, так как стоит на защите огромных богатств, рассредоточенных по всему миру. С развитием межгосударственных связей и глобализацией поля международной деятельности, а также всё более частым использованием террора, при котором идут в ход угрозы применения радиоактивных, бактериологических и иных опасных средств, противостоит уже не отдельному государству, но всей земной цив илизации с её культурой и другими ценностями.
В пространственном сегменте (материальная и духовная сферы) борьба с преступностью осуществляется в соответствии с определёнными правилами - правовыми нормами, призванными придать охранительным отношениям в обществе необходимый порядок, перевести эти отношения из хаотического неопределённого состояния в организованное, управляемое пространство. Вместе с тем, общественные отношения внутри правоохранительной системы также характеризуются обострением противоречий, проявляющихся в нравственной и профессиональной деформации
правоохранителей и судебного корпуса, перерождением партнёрских в конкурентные отношения между правоохранительными субъектами, в борьбе за обладание информацией, «войнах» между ними и участии в перераспределении собственности, в разрастании коррупции.
В результате политических и экономических преобразований, множества реформ, членения правоохранительных единиц (например, КГБ) и дробления под них функций (различные субъекты по борьбе с экономической, налоговой преступностью, незаконным оборотом наркотиков и т.д.) в правоохранительной сфере значительно увеличилось число «игроков» или правоохранительных субъектов. К сожалению, в некоторых случаях, в соответствии с законом сложных систем, это приводит к обособлению и отчуждению ряда из них от базовых, жизненно важных потребностей и интересов общества. Сотрудничество и взаимодействие подменяется подчас конкуренцией между ними. Зачастую некоторые участники правоохранительной
деятельности играют за себя и по своим правилам. Действия прокуратуры иногда вступают в противоречия действиями своего Следственного комитета или Следственного комитета при МВД России; ФСБ - с Госнаркоконтролем и т.д. Зародилась кольцевая детерминация. Чем больше правоохранительных субъектов, тем меньше порядка, чем меньше порядка, тем больше потребность в правоохранительных структурах. При этом следует констатировать, что просматривается тенденция к исчезновению из правоохранительного пространства типа высококвалифицированного,
высоконравственного юриста.
Правоохранительная система, всё заметнее стала приобретать сугубо силовой характер и действовать не по приказу сверху, а на основе самоорганизации. На перекрёстке «правоохранительных дорог» воедино сходятся политика, экономика и культура. Здесь мы сталкиваемся не только и не столько с ремеслом, сколько с наукой и искусством. В деятельности «силовиков» совмещается аналитика, планирование и действие. В современных условиях не только власть диктует силовикам, как надо действовать, но и «силовики», обладая властными полномочиями, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, имеют высокую потенциальную возможность оказывать влияние на власть.
Так, А. Панарин называет силовые структуры «пятой властью». Известно, каждая ветвь власти (законодательная, исполнительная, судебная, СМИ) имеет свои специфические установки, свой объект и свою проблемную сферу. Антиподом исполнительной власти является неуправляемость.
Противоположностью законодательной и судебной властей - нелегитимность принимаемых решений, а масс-медиа, как фабрики мнения, -самопроизвольность восприятия. Более того, в силовых структурах, в «игру» с позиции собственных интересов вступают отдельные их представители или целые профессиональные группы. Последние обладают огромными организационными
возможностями и широчайшей информационной базой как в отношении фирм и корпораций, их разнообразной деятельности, так и в отношении чиновничества, участвующего в различных
финансовых операциях и не правомерных сделках, а также представителей судейского корпуса. Такое положение становится возможным, потому что арена борьбы с преступностью на определённом этапе превратилась в рынок, где высоко востребованным товаром стала информация. Правоохранительная система в определенных аспектах стала трансформироваться в организации, несущие принципиально двойственный характер, способные менять свою природу, нести совершенно иное качество.
Профессиональное самоопределение
правоохранительных органов строится на парных категориях и последовательном разделении (дихотомии): «специальное - общедоступное»,
«тайное - гласное». В некоторых узлах и контурах правоохранительной сферы произошла замена необходимого взаимодействия в борьбе с
преступностью конкурентной борьбой между собой за право владения информацией и информационными площадками.
Каждый правоохранительный субъект одновременно взаимодействует и с государством, и обществом, и антиобществом (преступностью). То есть с тем, с чем должно бороться государство, и что не одобряет большинство общества. Получается, что внутри правоохранительных органов функционирует
своеобразная «закрытая сеть», которая входит в контакт с преступностью, постепенно поглощает «здоровое ядро» правоохранительного субъекта, становясь вполне легальной его частью. Сеть набрала силу, накопила мощный финансовый и административный ресурс и поэтому способна управлять государством или, во всяком случае, создавая высокий уровень энтропии, выводить его, либо его отдельные важные узлы из равновесного состояния в соответствии с собственными экономическими и политическими интересами.
Так возник феномен «счётократии», сущность которого в управлении мотивацией различных социальных групп и лиц в органах государственной власти и управления через угрозу компроматом и возможностью применения правовой ответственности или возбуждения уголовного преследования. Причём одним из главных полей этой схватки становятся экономическая и политическая сферы жизнедеятельности общества. Сегодня, к сожалению, правоохранительная система по ряду позиций субъектами гражданского общества стала восприниматься в качестве своеобразного антипода демократической морали открытого общества и его ценностей.
Самое активное и далеко не безобидное участие в «игре» на арене борьбы с преступностью принимают адвокаты. Их социально-психологический портрет заметно изменился и не в лучшую сторону. Современный типаж адвоката рождён девяностыми годами и получил название «системного адвоката». Их главное достоинство не в знании законов и высокой морали, а в том, что они «свои» для бюрократии всех мастей. Ими заполнены коридоры судов и присутственных мест. «Они, - по меткому выражению политолога В.Пастухова, - снуют стаями от двери до двери, куда-то заскакивают, что-то вынюхивают, кому-то заносят, кого-то выносят. Они достаточно молоды, страшно деловиты и очень довольны собой. Они
обладают уникальной способностью лгать, они всеядны, предприимчивы и, как кажется, практически лишены страха. Нет такой бумаги, которую они не изобразили бы вам за деньги. Нет такой дыры, куда бы они не воткнули эту бумагу за ещё большие деньги».
В общественном сознании правоохранительная система выглядит как слабая, неспособная обеспечить оперативное раскрытие, качественное следствие и объективное судебное разбирательство уголовных преступлений. У ряда слоев населения она прочно ассоциируется с маркетинговым принципом работы. По ряду позиций просматривается тенденция к трансформации функции государства по защите прав и законных интересов граждан в теневой рынок правоохранительных услуг. Судопроизводство характеризуется устоявшимся обвинительным уклоном. Процент оправдательных приговоров по разным оценкам экспертов колеблется в пределах 1-2%. Практически по любому поводу подозреваемому в любом преступлении избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.
По-прежнему действует «телефонное право» и «палочная система» оценки деятельности правоохранителей. При расследовании преступлений система уже не ограничиваются «штатными» понятыми. Просматривается тенденция использования «штатных «потерпевших», «свидетелей» и даже обвиняемых из числа социально и физически ущербных лиц, которые ложно свидетельствуют против случайно попавшихся под руку правоохранителей граждан, фиктивно обвиняются в совершении преступлений. Практикуется
использование недопустимых доказательств, полученных путём шантажа, подлогов и фальсификации.
Негативно меняется мотивация правоохранительной системы, подрывается её нравственный государственный патриотический служебный стержень. Социальный портрет правоохранителя, согласно социологическим исследованиям, остаётся нелицеприятным. На первое место в нём выступает равнодушие к людям, на второе - продажность, на третье - неуважение к интересам своей страны. Четвёртое место занимает некомпетентность, пятое -низкий профессиональный уровень.
Более двух третей правоохранителей свой портрет представляют исключительно в благоприятном свете: компетентны, деловиты, обладают высокой квалификацией, умением защищать интересы людей и страны. И только треть достаточно самокритична, отмечает грубость, невнимательность, продажность. Есть среди них и те, кто способен признавать правду. Бизнесмены и предприниматели, занятые безудержной погоней за прибылью и расширением собственной сферы влияния, вовлекают в свои отношения правоохранителей, которые с готовностью за определённое вознаграждение принимают участие в спорах хозяйствующих субъектов вплоть до фальсификации уголовных дел, привлечения невиновных к уголовной ответственности.
Получили широкое распространение такие социальные явления, как предательство интересов государственной службы, протекционизм и телефонное право, раздача «хлебных» должностей родственникам и близким (непотизм), назначение на руководящие должности за деньги. Фиксируется расширение секторов теневой политики и теневой
юстиции, окрепшие на фундаменте теневой экономики и поддерживаемые организованной преступностью.
Не проработанные механизмы реализации норм права, пролоббированные и закреплённые в законодательстве монопольные интересы большого бизнеса, нарушение баланса между иммунитетом и привилегиями, которыми пользуются и нередко злоупотребляют представители выборных органов и судейского корпуса, только усугубляют противоречия в обществе и культивируют правовой нигилизм. Чиновничий капитализм, вседозволенность и коррумпированность, повсеместное вмешательство правоохранительных субъектов в экономику и бизнес, отношение к простому человеку лишь в качестве инструмента достижения своих целей, становятся дестабилизирующими факторами.
На состояние социальной безопасности и правоохранительную сферу в целом воздействуют процессы глобализации, протекающие в экономике, политике, культуре, транснациональная преступность. Запад ведёт активную борьбу за доступ к российским ресурсам и перспективному рынку. При этом часто использует криминально-коррупционные средства в соответствии с принципом, выведенным китайским теоретиком стратегического управления Сун Цзы. Согласно последнему, в борьбе следует использовать различные элитные группы и вовлекать их в сомнительные, а во многих случаях и преступные экономические предприятия.
Любая система, в том числе и правоохранительная сфера, накапливает «взрывчатку» противоречий. Они могут возникать в силу противоречивого поведения системы, либо её слабости или неспособности из-за слабости снять эти противоречия, мобилизовать участников системы встать на уровень современных требований, отвечать масштабам нового времени. Все эти слабости налицо, как налицо и объективный характер накапливающихся в системе противоречий, игнорируемых бюрократией.
Поэтому необходимо оценить масштаб этих противоречий и скорость их накопления. Увидеть тот рубеж («красную черту»), за которой может произойти взрыв этих противоречий и слом системы. Оценив скорость накопления противоречий, их уровень в настоящий момент и тот критический уровень, за которым будет взрыв, надо решить простейшую арифметическую (и сложнейшую социальную) задачу.
Можно условно представить, что противоречия 2008 г. находятся на уровне 65% от критического рубежа (порога). Предположим, что накопление противоречий идёт со скоростью 5% в год. В этом случае до взрыва остаётся 7 лет. И за эти годы необходимо обеспечить прочность системы, провести опережающие антикризисные мероприятия, словом принять упреждающие меры. Необходимо создать мощную систему действий, направленную на преобразование и сознания, и бытия, людей функционирующих в правоохранительной сфере. Над разрешением, каких противоречий следует работать: между
профессиональной подготовкой и правоохранительной практикой, между управленцами (бюрократией) и исполнителями, между риском, ответственностью, занятостью и материальным обеспечением и т.д.?
Таким образом, в стратегическом плане результаты научного анализа общественных отношений, протекающих в правоохранительной сфере, социальных процессах и явлениях, дают основания
прогнозировать в будущем нарастание критической массы преступности и одновременно неудовлетворённость общества низкой
эффективностью борьбы с преступностью правоохранительных органов. Что, в свою очередь, требует выстраивания совершенно новой системы стратегического управления правоохранительной сферой (как органичного компонента социального управления общественными отношениями), адекватно развивающейся негативным процессам и криминальным явлениям.
Список литературы:
1. Барулин В.С. Социальная философия, ч.1. - М.: Изд. МГУ, 1993.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. - М.: Проспект, 2008. С.370.
3. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и
философский импрессионизм // Вопросы философии. -2004. - № 10. - С. 105.
4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 23.
5. Асанов Н.Х. Роль стратегического анализа в выработке правоохранительной стратегии // Пробелы в российском законодательстве №2, 2013, с. 220-224
Reference list:
1. Barulin V.S. Social philosophy, part 1. - M.: Ed. Moscow state University, 1993.
2. Alekseev P.V., Panin A.V. Philosophy. The textbook. - M.: Prospectus, 2008. P. 370.
3. Druk M.A. Synergetics: positive knowledge and
philosophical impressionism // Questions of philosophy. -2004. - № 10. - P. 105.
4. Philosophical encyclopaedic dictionary. - M., 1983. P. 23.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Асанова Н. Х. «Преступность как предметная область стратегического анализа»
В статье рассматриваются основные подходу к изучению преступности как предметной сфере стратегического анализа. По мнению автора, основная задача
стратегического анализа заключается в выявлении
тенденций развития преступности и, в первую очередь, организованной.
По мнению автора, меняющийся характер общественных отношений, изменяет понятие преступного поведения, меняет качество преступности, влияет на её состояние,
структуру, динамику, которые также исторически и социально обусловлены, как и преступность в целом.
Кроме того, он утверждает, что одной из внутренних характеристик преступности является её устойчивость и всё возрастающая общественная опасность. Меняется
социальный портрет преступника. Значительно увеличилось количество проявлений криминального профессионализма, планируемых предумышленных преступлений, перерастание организованных преступлений в организованную преступную деятельность как социальную зону активности различных преступных сообществ. Наблюдается ярко выраженная криминализация государственного механизма.
Поэтому, с точки зрения Асанова Н. Х., необходимо оценить масштаб этих противоречий и скорость их накопления. Увидеть тот рубеж («красную черту»), за которой может произойти взрыв этих противоречий и слом системы. Оценив скорость накопления противоречий, их уровень в настоящий момент и тот критический уровень, за которым будет взрыв, надо решить простейшую арифметическую (и сложнейшую социальную) задачу.
Рассуждения автора последовательны, аргументированы, последовательны, логичны.
Статья Асанова Н. Х. отвечает всем необходимым требованиям.
Вывод: статья докторанта Академии управления МВД России, к.ю.н. Асанова Н. Х. «Преступность как предметная область стратегического анализа» может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.
Профессор кафедры
теории и социологии управления
органам и внутренних дел
Академии управления МВД России,
кандидат юридических наук,
доктор социологических наук, профессор
Н. А. Андреев