В.О. Морар,
г. Москва, ВНИИ МВД России
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЭКОНОМИКИ
CRIMINOLOGICAL ESTIMATION OF INTERFERENCE OF THE ORGANIZED CRIME AND ECONOMY
В статье на основе криминологического анализа закономерностей и тенденций организованной преступности демонстрируются ее взаимосвязи с экономическими процессами современной России, отстаивается точка зрения о взаимовлиянии организованной преступности и экономики, рассматриваются факторы организованной преступности, активно влияющие на развитие отечественной экономики, дается криминологическая оценка такому взаимовлиянию, обозначаются предпосылки его минимизации в целях предупреждения организованной преступности и устранения ее влияния на экономику.
On the basis of criminological analysis of patterns and trends of organized crime demonstrates its relationship to economic processes of modern Russia, defends the view mutual influence of organized crime and economic factors are considered organized crime, actively influencing the development of domestic economy, given criminological assessment of such interference, designated premises minimize it in order to prevent organized crime and address its impact on the economy.
Проблема организованной преступности в современной российской действительности во многом связана с переходным периодом развития Российской Федерации и мировым финансовоэкономическим кризисом, заложниками которого стали экономики большинства стран мира. Во все времена и у всех народов такие периоды сопровождались не только изменениями (прежде всего качественными) криминологических показателей преступности, но и активными попытками криминальных лидеров организовать прибыльный бизнес на издержках и противоречиях хаотичного развития экономики. Средства же для достижения этих целей, большей частью, лежат за правовыми пределами, объединяются в широкомасштабные криминальные акции, нередко по своим формам напоминающие военные действия.
Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной дея -тельности организованных преступных формирований. Современные преступные организации ориентированы на системную масштабную и многоаспектную криминальную деятельность, захват в рыночной хозяйственной системе клю -чевых позиций, монополизацию не только сферы незаконного предпринимательства, но и важнейших сегментов легального бизнеса, установление контроля над принятием важнейших решений в области экономической политики государства. В круг их противоправных интересов попадают целые секторы экономики. Другими
словами, организованная преступность в лице своих лидеров и руководимых ими криминальных структур активно стремится к управлению экономическими процессами в целях получения от экономики максимальной прибыли.
Вторжение организованной преступности в экономику вызывает обоснованное стремление ответить на вопросы: а все ли так негативно во влиянии данного вида преступности на экономику, если, несмотря на постоянное объявление организованной преступности вне закона и угрожающее давление на нее со стороны государства, она продолжает активно работать в экономике? Может ли современная экономика обойтись без участия организованной преступности? Применительно к организованной преступности и ее влиянию на экономику в специальных ис-следованиях такие вопросы до сих пор не стави -лись.
Вместе с тем, от постановки этих вопросов и, главное, научно обоснованных ответов зави -сит решение не только проблемы организован -ной преступности, но и проблем развития эко -номики. При этом с помощью криминологического анализа важно понять и объяснить: какая часть организованной преступности и в какой степени влияет негативно на развитие эконо-мики, а какая и в какой мере оказывает на нее или отдельные ее стороны позитивное влияние; каковы криминологические показатели такого влияния и что выступает их детерми-
нантами; какие приоритеты в связи с поста -новкой новой исследовательской проблемы влияния организованной преступности на эко -номику следует наметить для превентивного влияния на организованную преступность.
Исследователями экономической организо -ванной преступности убедительно доказывается, что она является естественным, закономерным результатом издержек экономических про -цессов. При этом организованная преступность сама становится активным регулятором этих процессов, особенно в условиях неумения госу -дарства оперативно нормализовать их в пере -ходный период. В то же время сегодня имеется неразрешенный комплекс противоречий между положениями правовой науки, правоохранительной деятельностью и потребностями российского общества в применении адекватных и системных мер, направленных на противодей-ствие распространению организованной пре-ступности, вытеснению ее из экономических процессов и, соответственно, минимизацию общественно опасных последствий.
Определяя перспективы научно обоснованного решения проблемы взаимовлияния органи -зованной преступности и экономики, автор в течение нескольких лет активно изучал различ -ные статистические материалы ГИАЦ МВД России, Федеральной службы государственной ста -тистики РФ, данные мониторинга общественно -го мнения о состоянии преступности и деятель -ности органов внутренних дел, различные мате -риалы правоприменительной деятельности орга -нов внутренних дел, судов, отчеты ФАТФ и др. Автором проводился экспертный опрос более 250 респондентов — сотрудников Департамента экономической безопасности, учебных и научных учреждений МВД России, Федеральной та -моженной службы РФ, прокуратуры, предпринимателей и бизнесменов, изучались научные результаты, полученные другими исследовате-лями.
Говоря о теоретических предпосылках возникновения организованной преступности в России и проблемах ее влияния на экономику, автор исходит из необходимости криминологической оценки определенного временного периода с конца 60-х — начала 80-х годов ХХ столетия до конца первого десятилетия XXI века. При этом в обозначенном периоде времени отчетливо выде -ляется три основных этапа:
- первый этап характеризуется становлением и приспособлением организованной преступности к условиям социалистической экономики;
- второй связан с существенными изменениями в сфере деятельности организованной преступности и развитием теневой экономики;
- третий характеризуется явным внедрением криминалитета в экономические про -цессы, легализацией преступных доходов, развитием «черного рынка» криминальных товаров и услуг.
В административно-командной экономике бывшего СССР, несмотря на то, что все экономические процессы находились под строгой уго -ловно-правовой защитой государства, возникла и развивалась теневая экономика, которая являлась хо зяйс твенной основой организованной преступности. Однако, несмотря на смену экономической модели развития и наличие рыночных отношений в нашем государстве, как тогда, так и сейчас, теневая экономика является одним из столпов существования организованной преступности, что признается широким кругом криминологов и экономистов.
Проанализировав различные литературные источники, посвященные взаимоотношениям государства и организованной преступности в 70-х—80-х годах прошлого столетия, мы пришли к выво ду о том, что сдерживание развития вмешательства организованной преступности в эко -номику государства обеспечивалось наличием так называемой фиктивной экономики. Являясь автономным блоком теневой экономики бывше -го СССР, фиктивная экономика представляла собой экономику взяточничества и мошенничества, экономику приписок, спекулятивных сде-лок. Организованная преступность всегда имела экономически мотивированные и ориентированные цели, способы достижения которых с развитием общества и рыночных отношений постоян-но совершенствовались.
Сегодня Россия переживает эпоху возникновения огромных криминальных империй, кото -рые контролируют практически все экономические сферы и процессы. Как показывают резуль -таты криминологических исследований, существует ряд объектов хозяйственной деятельности, которые чаще всего находятся под контролем организованной преступности. Среди них выде -ляются: организации кредитно-финансовой сферы; предприятия топливно-энергетического ком -плекса; предприятия и организации потребитель -ского рынка; предприятия, занимающиеся внеш -неэкономической деятельностью; предприятия агропромышленного комплекса.
При этом формы контроля над экономическими процессами, осуществляемые организованной преступностью, различны:
- использование установленных законом процедур банкротств и иных схем смены собственника и управленческого персонала;
- назначение путем насилия или обмана «своих людей» на ключевые посты в предпри -ятии, отрасли хозяйственной деятельности;
- скупка акций предприятий или самих предприятий на доходы от преступной деятельности;
- принуждение к совершению сделки через членов организованных преступных формирований либо через подконтрольные им коммерческие структуры и др. [1].
Исходя из того, что и государство, и органи -зованная преступность де-факто являются субъектами экономики, но при этом используют принципиально разные подходы к ее развитию, степень их взаимодействия и влияния на экономику также разнятся. Ясно, что у государства больше возможностей влияния на экономические процессы, хотя бы в силу юридической законно -сти и значимости его деятельности. Устранение этой монополии или разницы в возможностях влияния на экономику организованная преступность осуществляет через коррупционный ин-ститут, противодействие которому признано задачей государственного значения.
Организованные преступные формирования, используя коррумпированных государственных чиновников и представителей правоохранитель -ной системы, создают эффективную систему защиты, обеспечивают безопасность своей криминальной деятельности и наиболее оптималь-ные условия своего функционирования.
Большинство опрошенных автором предпринимателей считает, что стабильность в ве -дении какого-либо бизнеса невозможно гаран -тировать одним способом. В этом случае важ -но использование в своих интересах и закона, и криминальной составляющей. В текущем году специалисты ВЦИОМ опросили по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей 1200 предпринимателей (круп-ные, средние, малые предприятия), представ -ляющих промышленность, строительство,
транспорт, связь, сферу обслуживания и тор -говлю в 40 регионах России. Результаты ис-следования показали, что две трети (66%) рос -сийских бизнесменов предпочитают защищать свои права в судах, 11% готовы обращаться в криминальные структуры. По сравнению с 2008 годом менее результативными стали ка -заться обращения в суд (с 80 до 66%), а также самостоятельные действия по защите своих прав (с 36 до 26%).
Вместе с тем, большинство представителей бизнес-сообщества высоко оценивает свои шансы отстоять законные интересы в суде, в случае если оппонентом будет другое предприятие (83%). Противоположным образом оценивается аналогичная ситуация в случае, если оппонентом выступают представители региональных и местных властей или организованной преступности: большинство предпринимателей признают маловероятной возможность выиграть процесс у таких противников
(70%). В течение трех лет это мнение становится все более распространенным (в 2007 г. — 59%) [2].
Следует особо подчеркнуть, что организованная преступность старается не препятствовать развитию экономики. Более того, подстраивая экономику под себя, она улавливает тенденции развития экономических процессов и, как правило, успешно реализует прибыльные операции, лежащие в основе ее собственной деятельности.
Криминологически оценивая особую сис-тему экономической детерминации организо -ванной преступности и, соответственно, кри-миногенной детерминации экономики, важно учитывать дисфункции двух базовых институ-тов: рынка и государства. Суть рынка заключается в том, что являясь одним из важнейших механизмов координации деятельности эконо-мических процессов и существования всей экономической сферы, он, прежде всего, призван обеспечить эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов между членами общества. Однако рынку присущи внутренние неустранимые дисфункции, кото -рые в экономической теории именуются изъя -нами или несовершенствами. К таким изъянам рынка относятся внутренне присущие ему про -явления функционирования, которые стимулируют субъектов рынка на принятие неопти-мальных или нежелательных для общества экономических решений. При помощи изъянов рынка создаются объективные условия для совершения ряда экономических преступле-ний. По этой причине изъяны рынка представ -ляются как некие ситуации, которые могут быть созданы или использованы с минималь -ными издержками и риском для получения не -законного дохода и ухода от юридической ответственности. С учетом анализа имеющихся экономических моделей подобные экономиче-ские преступления становятся вполне естественными .
Социально-экономическими факторами,
влияющим на организованную преступность, выступают:
- с тремление к установлению монопольного контроля и информационная асимметрия;
- неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике;
- возможность практически безнаказанного распределения ущерба от криминальной дея-тельности на сторонний круг лиц;
- диспропорции в развитии финансовокредитной системы и деформации финансовокредитной политики;
- транснационализация и глобализация экономики.
Наряду с этим социально-экономическая детерминация организованной преступности усугубляется отставанием духовного развития общества от технического, пробелами в законода-тельс тве, наличием системных проблем в государственном регулировании и функционировании. Завершает криминогенный эффект влияния современных экономических проблем на организованную преступность финансово-экономический кризис, несущий с собой нестабильность и потерю доверия со стороны общества к экономике.
Оценивая состояние предупреждения орга -низованной преступности и ее влияния на эко -номические процессы, следует заметить, что его эффективность в первую очередь связана с уровнем обеспечения защищенности экономи -ки от воздействия организованной преступности.
Современные теоретические концепции предупреждения преступлений образуют разного рода схемы, понятия. Однако следует признать, что сегодня на практике такая деятельность не систематизирована. Несмотря на позитивный характер радикальных общественных преобразований в стране, нельзя не признавать, что одной из издержек нынешних реформ является разрушение системы предупреждения преступлений и правонарушений. Это, безусловно, крайне негативно отражается на организации борьбы с преступностью в целом и на предупреждении ор -ганизованной преступности в сфере экономи -ческих процессов в частности.
Сужение сферы позитивного социального контроля над организованной преступностью опасно тем, что в сфере экономики возобладают неправовые средства регулирования отношений, которые будут способствовать ее дальнейшей криминализации и эскалации криминальных проявлений. Подобная ситуация обязывает практических и научных работников правоохранительных органов объединить усилия с целью разработки и внедрения в практику принципиально новых, соответствующих современной социально-экономической обстановке мер предупреждения организованной преступности, свя -занной со сферой экономики.
Вместе с тем, нельзя категорически у твер-ждать, что сегодня противодействие организованной преступности вовсе не осуществляется. В конце XX — начале XXI вв. в России были при -няты федеральные законы о противодействии незаконному обороту наркотиков, терроризму, отмыванию преступных доходов и коррупции. По инициативе России разрабатывались и реали -зовывались межгосударственные программы борьбы с организованной преступностью в рамках СНГ. Свою позитивную роль призвано сыг-
рать и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организа-ции преступного сообщества (преступной орга -низации) или участии в нем (ней)».
Система контроля над экономикой и влияю -щей на нее организованной преступностью предполагает реализацию сложного комплекса государственных общесоциальных и специально -криминологических мер. Определяя такие меры, автор исходит из того, что общесоциальное государственное воздействие занимает главенствующее место в этой системе. Оно оказывает существенное влияние на преступность, создает предпосылки и условия для снижения кризис -ных, конфликтных ситуаций и негативных явле -ний, питающих преступность. Общесоциальный уровень включает в себя меры экономического, организационного, технического, культурно-
воспитательного, правового и иного характера, направленные на совершенствование общественных отношений, сглаживание конфликтности, уменьшение различных противоречий в обществе. Эти меры имеют широкий диапазон. Они оказывают позитивное воздействие на различные детерминанты преступности.
Специально-криминологические меры ограничения криминогенного влияния организован -ной преступности на экономические процессы осуществляются посредством профилактики, предотвращения и пресечения преступлений, совершаемых организованными преступными группами.
Правоохранительный опыт свидетельствует о том, что в целом минимизация негативного влияния организованной преступности на экономику достигается в результате ликвидации преступных формирований, привлечения их участников к уголовной ответственности. При этом важно:
- выявлять и ставить на оперативный учет организованные преступные группы и их участников;
- создавать условия, затрудняющие и исклю -чающие совершение ими преступлений;
- предотвращать замышляемые преступле -
ния;
- пресекать подготавливаемые и совершаемые организованными формированиями преступления;
- целенаправленно воздействовать на лиде-ров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников, разобщать преступные группы;
- обеспечивать реализацию целевых ком -плексных программ контроля над организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группа-
ми сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.
В то же время противодействие организованной преступности в сфере экономики должно достигаться не только силовыми, но и экономическими методами, через рыночные механизмы вытеснения и замещения подобного влияния организованной преступности на экономику. Многолетние исследования и опыт передовых стран показывают, что вытеснение организованной преступности из сферы регулирования экономических процессов, обеспечение экономической безопасности в стратегическом развитии страны в условиях рынка — комплексная проблема, решение ко торой предполагает:
- активные управленческие действия со стороны органов государственной власти с целью развития экономики;
- доминирование профилактических мероприятий в обеспечении экономической безопасности;
- постоянное устранение из экономики противоправных форм деятельности ее субъектов.
Основным субъектом нейтрализующего воздействия на организованную преступность и ее влияния на экономические процессы является государство. Именно от его разума, осоз -нающего пагубное разрушение организованной преступностью экономики, нацеленность по -следней в этом случае на достижение кор пора -тивных интересов представителей организо-ванной преступности, а не на экономическое процветание населения и в целом государства, а также соответствующей этому разуму воли, ориентированной на вытеснение организован-ной преступности из сфер экономики, в конеч -ном счете зависит не только успех предупреж -дения организованной преступности, но и обеспечение экономической и национальной безопасности России.
Наконец, важно принимать во внимание еще одно принципиальное обстоятельство. На -личие организованной преступности в эконо -мических процессах в условиях глобализации стало неотъемлемой частью каждого государ -ства. Взаимопроникновение организованной преступности, экономики и власти явилось результатом развития общества и присуще как развитым, так и развивающимся государствам. Отсюда автором предлагается пересмотреть существующие безапелляционные криминоло -гические оценки в отношении организованной преступности как исключительно негативного фактора развития экономических процессов. Их переориентация на либеральную состав -ляющую позволит оптимально использовать репрессивные меры по противодействию эко -
номической преступности, постепенно сводя таковые к минимуму.
С учетом либеральной позиции предлага-ется использовать государственные механиз-мы, прежде всего, экономически обоснованно -го вытеснения организованной преступности из экономических процессов, предварительно изменяя подходы к изучению, мониторингу и анализу каждого сегмента экономики, в кото -ром будут использоваться такие механизмы. При этом расширение экономических возмож -ностей государства через усиление его пози-ций в конкретном экономическом процессе, должно происходить без ущерба для общества. Государство должно стимулировать развитие и создание новой экономики, свободной от влияния организованной преступности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ларичев В.Д. Организованная преступность в сфере экономики // Организованная преступность, терроризм и коррупция: криминологический ежеквартальный альманах Вып.1. — М: Юристъ, 2003. — С. 63—64.
2. Каждый десятый российский бизнесмен готов прибегнуть к помощи криминальных структур [Электронный ресурс]. — URL:http:// www.rb.ru.