Научная статья на тему 'Роль стран с низкими налогами в формировании оффшорных зон'

Роль стран с низкими налогами в формировании оффшорных зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ УБЕЖИЩА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / TAXES / TAX HAVENS / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Е. А., Логинова А. Д., Нененко Ю. А.

В статье рассмотрено влияние стран с низкими налогами на мировую экономику и налоговое поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Е. А., Логинова А. Д., Нененко Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LAW-TAX COUNTRIES IN THE FORMATION OF OFFSHORE ZONES

The article considers the influence of countries with low taxes on the global economy and tax behavior.

Текст научной работы на тему «Роль стран с низкими налогами в формировании оффшорных зон»

3. Lyigina N.I. Osnovnyie napravleniya razvitiya mezhregionalnoy integratsii i assotsiatsii ekonomicheskogo vzaimodeystviya // Region: sistemyi, ekonomika, upravlenie. 2008. № 1. S. 111-116.

4. Regionalnaya ekonomika i upravlenie / pod red. Kovalenko E.G. - SPb, 2005 g.

Воробьева Е.А.1, Логинова А.Д.2, Нененко Ю.А3

'Студентка, 2Студентка,3Студентка Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации РОЛЬ СТРАН С НИЗКИМИ НАЛОГАМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОФФШОРНЫХ ЗОН

Аннотация

В статье рассмотрено влияние стран с низкими налогами на мировую экономику и налоговое поведение.

Ключевые слова: налоги, налоговые убежища, финансовый рынок.

Vorobeva E.A.1, Loginova A.D.2, Nenenko Yu.A.3 'Student, 2Student, 3Student Financial University under the Government of Russian Federation ROLE OF LAW-TAX COUNTRIES IN THE FORMATION OF OFFSHORE ZONES

Abstract

The article considers the influence of countries with low taxes on the global economy and tax behavior.

Keywords: taxes, tax havens, financial market.

Зарождение и эволюция современных систем налогообложения в серьезной степени основывается на глобально вспыхнувшей волне ответной реакции против введения налогообложения.

Исторически, в странах Западной Европы увеличение платежей в пользу государства было определено растущими расходами на войну, которая раскрыла сущность конфликтов между социальными классами. Даже в самых слабых демократических партиях рождались противоречия относительно законности налогов и сборов. Политические интриги вокруг вопроса о законности налогов, исход, к которому вели подобные беспорядки, а также достижение новых компромиссов дают представление об исторической перспективе развития систем налогообложения.

В настоящее же время увеличение расходов определено растущими затратами на поддержание коммунальных услуг, пенсий и возрастающим числом людей, зависящих от государства. В текущей экономической среде, возросшие уровни налогообложения значительно тяжелее поддерживать, так как несмотря на экономическое развитие, предприниматели и компании получают больше свободы для использования в своих интересах экономические возможности за рубежом.

Существование государств с низкими налогами (т.н. "налоговых убежищ") говорит о том, что проблема остается актуальной, что оказывает негативное влияние на бюджетный доход стран с более высоким уровнем налогообложения. Это приводит к уклонению от налогов, особенно из-за законной и, что важнее, незаконной миграции капитала, вызывая тем самым финансовую неустойчивость, ослабление финансового контроля и, как следствие, финансовый кризис.

Британская коалиция активистов по проблемам негативного влияния уклонения от налогов Tax Justice Network оценила потери мировой системы налогообложения из-за "налоговых убежищ" до 255 млрд долларов ежегодно [1], однако, эта цифра носит неоднозначный характер.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международный экономический институт развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики оценил, что размер капитала, отправленного в 2007 году через оффшорные компании в налоговые убежища, достиг от 5 до 7 триллионов долларов [2].

Результаты недавнего исследования [3], опубликованные Международным валютным фондом (МВФ), вновь подтвердили, что прямые иностранные инвестиции находятся в тесной связи с внутренним налогообложением, а так как внутреннее налоговое право имеет необходимый потенциал, чтобы влиять на поведение корпорации и индивидуальных предпринимателей, вполне возможна интернационализация экономической деятельности.

Налоговые убежища играют важную роль в международных финансах в контексте текущего кризиса. Например, Каймановы острова занимают пятое место в мировых финансах (80% инвестиционных фондов со всего мира, которые управляют активами больше, чем на 1,000 млрд долларов).

Известные нелегальными средствами, эти области находятся вблизи настоящего финансового кризиса. Банки и инвестиционные фонды обладают слабой возможностью вложить капитал в любой вид актива, в том числе в так называемые "токсичные активы"- недвижимости с высокой степенью риска. Эти оффшорные места также разрушают реальную капитальную экономику и позволяют транснациональным корпорациям в значительной степени уклоняться от уплаты налогов на нелегальной основе.

В контексте текущего кризиса правительство больше не может игнорировать слив капитала, организованный "кооперативными" областями, где банковская тайна и безнаказанность являются налоговым правом. Но нельзя забывать то, что правительства, которые в настоящее время активно выступают против налоговых убежищ, в прошлом действовали неосторожно. Даниэль Лебегу, председатель неправительственная международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, член "позиции против налоговых и юридических убежищ" считает, что налоговые убежища находятся на повестке дня политики во всем мире [4], так как системный кризис подчеркивает риск, которому подвергаются финансы и мировая экономика.

В Соединенных Штатах налоговым убежищем является один из Средне-Атлантических штатов Делавэр. У 4,000 банков, также, как и у двух третьих хеджевых фондов (инвестиционных фондов спекулятивного характера, занимающихся высокорискованными операциями) и 2,5 миллионов финансовых корпораций есть свой штаб в этих областях. Однако, в настоящее время не существует черного списка налоговых убежищ, даже список GAFI (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) потерял свою силу.

Важно, что помимо действий по отмыванию денег потенциального преступника, налоговые убежища также проводят ряд мероприятий, связанных с классической финансовой системой, что, однако не соответствует потребностям реальной экономики. Не обладая контролем над ситуацией, государства лишены налоговых поступлений, необходимых для предприятий и общественных служб. Данное отклонение растет ежегодно и составляет около 100-150 млрд долларов только в Соединенных Штатах, последствия же для менее состоятельных развивающихся стран очевидны.

Одна из существующих практик состоит в управления трансфертной ценой: компании покупают у многонациональных корпораций, расположенных в оффшорном центре продукты без прибыли, которые, в свою очередь, эти корпорации перепродают всемирно без уплаты налогов и сборов. Этот процесс обеспечивает перераспределение прибылей в области, в которых они не облагаются налогом (или в которых налоги уменьшены), и составляет 50% международной торговли. Таким образом, миллиарды евро и долларов, присужденных Западным правительствам, чтобы спасти банки, идут, фактически, на эти налоговые убежища, а пойди эти деньги в банки, не связанные с налоговыми убежищами, NEF и Credit Cooperatif могли бы извлечь из них выгоду.

Более важное условие разрешения ситуации представляет собой развитие международных стандартов бухгалтерского учета, создание реестра транспарентных корпораций. Также нельзя игнорировать факт, что внутри самой Европы достаточно проблемных зон: Кипр, Гибралтар, Монако, Лихтенштейн и даже Лондон являются офшорными областями. Доли также высоки: финансирование подобных счетов представляет 10% ВВП Соединенного Королевства. Это объясняет вялую поддержку новых стандартов Германии, принятых в 2007. Следовательно, меры, которые будут приняты в отношении этих хедж-фондов, чрезвычайно срочны.

105

У налогового мошенничества есть серьезные последствия для бюджетов государств-членов и системы собственных ресурсов ЕС, что приводит к нарушениям принципа справедливого и прозрачного налогообложения, нарушению конкуренции и, таким образом, значительно затрагивает функционирование внутреннего рынка. Потери честных компании, испытывающих конкурентоспособные неудобства из-за налогового мошенничества, должны быть, в свою очередь, покрыты европейским налогоплательщиком через другие формы налогообложения.

В настоящее время не применяется однородная система сбора данных во всех государствах-членах, существенные различия между национальными стандартами лишает возможности оценивать степень этого явления. При этих условиях оценки, сделанные исходя из потерь бюджета из-за отсутствия налогообложения, колеблются около 250 миллиардов евро (2-2,25% ВНП) и, в частности, около 40 млрд от мошенничества в области НДС.

Таким образом, государства с низкими налогами являются серьезным испытанием на прочность для мировой финансовой системы, вынужденной иметь дело с оттоком капитала в налоговые убежища, образующим бреши в бюджетах и убытки в отчетах организаций. Исправление сложившейся ситуации видится в комплексных мерах по унификации среднего фискального климата во внутреннем налогообложении и формировании инструментов регулирования потоков капитала в мировой экономике.

Литература

1. Tax Justice Network - брошюра «Цена Офшора», март 2005;

2. Organisation for Economic Co-operation and Development, Annual Report 2007;

3. Годовой отчет МВФ, 2008;

4. Бенуа Колломба, доклад о «черной экономике», ноябрь 2008;

References

1. Tax Justice Network - broshyura «Tsena Ofshora», mart 2005;

2. Organisation for Economic Co-operation and Development, Annual Report 2007;

3. Godovoy otchet MVF, 2008;

4. Benua Kollomba, doklad o «chernoy ekonomike», noyabr 2008;

Бутова Т.В.1, Цихоцкий Ф.Н.2, Пустоветов С.Е.3

^Кандидат экономических наук, 2Студент,3Студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования с помощью реформ в сфере внутриведомственного контроля.

Ключевые слова: налоговое администрирование, внутриведомственный контроль, налоговые органы.

Butova T.V.1, Tsikhotskii F.N.2, Pustovetov S.E.3

Candidate of Economic Sciences, 2Student, 3Student Financial University under the Government of Russian Federation PERFECTING THE IN-HOUSE CONTROL IN TERMS OF TAX ASMINISTRATION

Abstract

The article considers paths of perfecting the fiscal administration system with a complex assist of reforming the in-house fiscal institutions control field.

Keywords: in-house control, tax administration, tax institutions.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на период 2013-2015 гг., одобренных Правительством РФ, приоритетное направление в области налоговой политики определено как создание эффективной налоговой системы, которая призвана обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.[1]

В качестве инструмента эффективного функционирования налоговой системы и, следовательно, экономики государства выделяют качественное налоговое администрирование, осуществление которого возложено на Федеральную налоговую службу России (далее - ФНС России).

Таким образом, эффективность бюджетно-налоговой политики, проводимой государством во многом зависит от системы налогового администрирования — наиболее значимого элемента реализации базовых принципов и правовых актов, которые определяют порядок и правила налогообложения, осуществления налогового контроля, ответственность его субъектов, способы и порядок защиты интересов налогоплательщиков, а также законные интересы государства. В этой связи одним из приоритетных направлений совершенствования налогового администрирования является развитие внутриведомственного контроля в налоговых органах.

Существующая схема организации внутреннего аудита состоит из двух уровней контроля:

- первый уровень представлен Федеральной налоговой службой России (в лице работников структурных подразделений центрального аппарата) и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам осуществляет контроль за деятельностью межрегиональных инспекций и региональных управлений относительно крупнейшим налогоплательщикам;

- второй уровень представлен региональными управлениями, контролирующими деятельность подведомственных инспекций.

Функции внутреннего контроля возложены на специальные подразделения - отделы контроля налоговых органов.[2]

В Федеральной налоговой службе России, например, над вопросами внутреннего аудита работают два структурных подразделения. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, правильностью ведения бухгалтерского и бюджетного учета (финансовый аудит) проводит - Финансовое управление. Контроль за остальными направлениями деятельности налоговых органов осуществляет - Административно-контрольного управления.

И финансовые, и внутренние аудиторы являются поставщиками информации "для внутреннего использования", которая необходима руководству службы и руководству региональных управлений для принятия управленческих решений.

Подробнее остановимся на внутреннем аудите налоговых органов, так как это направление деятельности освещается в бухгалтерской и налоговой литературе не так часто, как финансовый аудит.

По существу, это аудит соответствия требованиям законодательства и внутренним документам ФНС России, или, как его называют в учебниках и статьях по аудиту, комплаенс аудит (от англ. compliance - соответствие).

Проверка налогового органа происходит по следующим основным направлениям:

- соблюдение действующего законодательства;

- рациональность и эффективность деятельности;

- достоверность статистической налоговой отчетности;

- полнота и правильность ведения информационных ресурсов.

Внутриведомственный контроль (или внутренний аудит) налоговых органов - это единая система контроля, организованная в ФНС России, нижестоящих налоговых органов вышестоящими налоговыми органами за деятельностью последних в области соблюдения требований налогового законодательства, нормативных правовых актов (включая ведомственные правовые акты) при выполнении функций и задач, отнесенных к полномочиям данной службы.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.