Научная статья на тему 'Налоговое администрирование в условиях модернизации деятельности налоговых органов'

Налоговое администрирование в условиях модернизации деятельности налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / РАЗРЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ / РУЛИНГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петухова Наталия Вадимовна

Рассмотрены аспекты взаимодействия налоговых администраций и направления развития. Представлены направления сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков, а также аспекты современной модернизации деятельности налоговых органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax administration in terms of modernization of tax authorities activity

The aspects of interaction of tax administrations and development directions are considered. The directions for cooperation between tax authorities and taxpayers are presented, as well as aspects of modernization of activity of Russian tax authorities

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование в условиях модернизации деятельности налоговых органов»

© 2016 г. Н. В. Петухова

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Петухова Наталия Вадимовна - референт государственной гражданской службы РФ 2-го класса, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(E-mail: NV.Petukhova@yandex.ru)

Глобализация один из ключевых процессов в современном мире, который определяет необходимость взаимодействия стран. Так как экономические процессы государств переплетаются, возникают предпосылки для тесного сотрудничества в ряде областей. Тесное переплетение экономик стран позволяет говорить об общих тенденциях в работе, построении надежных систем взаимодействия государственных органов власти на международном уровне.

Финансовые ресурсы мира (далее - мировые финансы) находятся преимущественно в движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Следуя узкой характеристике, мировые финансы представляют собой те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, то есть отношениях между резидентами и нерезидентами.

Крупнейшими участниками мирового рынка финансов признают транснациональные корпорации (далее - ТНК). Осуществление ТНК основной деятельности в развитых странах объясняется благоприятным инвестиционным режимом, большой емкостью рынков, высокой степенью активности инновационной деятельности и т.п. В сферу деятельности транснациональных корпораций за рубежом вовлечено большое число как средних, так и мелких иностранных компаний, выполняющих функции поставщиков, агентов, дилеров.

Внешнеэкономическая экспансия национальных компаний, рост возможностей получения гражданами доходов от иностранных источников и владение имуществом за рубежом послужили предпосылками для интереса правительства стран к налогообложению зарубежных доходов и имущества своих компаний и граждан1.

Не новым, однако достаточно хорошо характеризующим понятием современного состояния мировой экономики, является понятие «международная миграция капиталов». Это обуславливается неравномерностью экономического развития стран мирового хозяйства.

В современном мире с точки зрения экономики всё более актуальным становится вопрос эффективного налогового администрирования, что объясняется увеличением количества трансграничных операций, несовершенством соглашений, устраняющих двойное налогообложение и «неналогообложение», размыванием налоговой базы. Благодаря взаимодействию и ведению скоординированных действий налоговых администраций возможно противодействие уклонению от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций.

1 См.: Ogley A. The principles of international Tax: A Multinational Perspective. [S.1.], [s.a.]. P.1. 34 НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 3/2016

Одновременно происходящие процессы информационной и финансовой глобализации в мировой экономике XX-XXI вв., основой которой являлись информационно-коммуникационные технологии, переломили тенденцию опережающего развития межгосударственного сотрудничества в налоговой области2.

Большое число стран поддерживает и совершенствует в работе электронные сервисы (E-services). Развитие сегодняшних технологий таково, что для успешной реализации государством своих направлений работы требуется широкое информационное взаимодействие с налогоплательщиками. Отставание налоговых администраций от информационных каналов, которые используют налогоплательщики, с каждый годом будет всё заметнее, именно поэтому страны наращивают электронное предоставление услуг. В частности, для налогоплательщиков-физических лиц требуется создавать мобильные приложения.

На сегодня факты и ожидания мира таковы, что объем мирового оборота товаров, услуг, средств, по оценкам McKinsey Global Institute, к 2025 году достигнет объема 85 трлн долларов. В ближайшие пять лет, как считает агентство Accenture analysis, ожидается снижение объема сделок с наличными в Восточной Европе.

Будущее развитие возможно в следующих направлениях:

• управление совместной и безграничной торговлей путем отслеживания и контроля за прохождением новых «виртуальных» возможностей в отношении данных, включая контроль за данными по активам и валютой;

• создание нового подхода к налогообложению, когда плательщик заранее согласен со своими обязательствами;

• новые возможности для упрощенной идентификации, отчетности по сделкам, платежей и взаимодействия.

Определенных успехов в облачных технологиях добилась ФНС России, что подтверждается открытием центра обработки данных (ЦОД) в Дубне3 (конец мая 2015). Данный центр позволит обеспечить оказание одинаковых услуг любому налогоплательщику экстерриториально, характеризуется централизацией данных, что должно исключить ошибки, а также позволяет в случае их обнаружения в одном центре исправить их гораздо проще. С использованием технологий повышается эффективность налогового администрирования, что позволяет оперативно предоставлять информационный доступ нескольким ведомствам. ЦОД характеризуется технологиями облачных вычислений и обработкой больших массивов данных, а также новейшими аналитическими и поисковыми системами.

Среди важных аспектов модернизации деятельности налоговых органов в России можем выделить следующие:

• электронный документооборот (повышает эффективность взыскания (за счет обеспечения быстроты обмена информацией между ведомствами), обеспечивает прозрачность и контроль на каждом этапе межведомственного взаимодействия в рамках принудительного взыскания);

• расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам, а также упорядочение, упрощение и ускорение налоговых процедур (42 электронных сервиса на данный момент представлены на сайте ФНС России);

• разработаны и внедрены «Основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков»;

• публичное информирование налогоплательщиков (повышение налоговой грамотности населения и пр.);

2 А.И. Погорлецкий. Конвергенция национальных налоговых систем.//Вестник СПбГУ Сер. 5. 2005. Вып. 2. URL: http://worldec.ru/content/Vestnik/2005%20№%202%20Поroрлецкий.pdf

3 http://dubna-oez.ru/news/771.htm

• популяризация Налоговой службы и создание положительного образа ФНС России в обществе;

• кардинальное изменение подхода ФНС России к проведению контрольных мероприятий (в частности важной тенденцией на протяжении нескольких лет является переход от количества к качеству выездных налоговых проверок. Таким образом растет эффективность проведения проверок и снижаются затраты на их проведение);

• переход на новые технологии: внедрение АИС «Налог - 3», АСК НДС - 2;

• повышение результативности досудебной и судебной работы (сокращение налоговых споров как в досудебном порядке, так и в судах). Чему способствовало введение института обязательного досудебного обжалования в налоговой сфере, выработка налоговыми органами единой правоприменительной позиции при рассмотрении жалоб, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля;

• эффективная система внутриведомственного контроля за деятельностью налоговых органов (внутреннего аудита).

Таким образом, благодаря активному внедрению современных методов организации работы ФНС России, за несколько последних лет повысилось качество работы налоговых органов, наладилось взаимодействие с налогоплательщиками, повысилась эффективность налогового администрирования, несомненно важную роль играет информационная ориентированность, развитие сервисов, доступных для налогоплательщиков и создание масштабных технологий, как АСК-НДС. Можно с уверенностью утверждать, что "клиентоориентированный подход" уже действует, хотя некоторые авторы и отмечают, что на практике этот подход не всегда находит должного отражения4.

Развитие электронных сервисов не является исключительным направлением в части сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков.

Предпринимательская деятельность сопряжена с рисками, в том числе налоговыми. Их снижение возможно за счет повышения стабильности правового регулирования в налогообложении. Как было отмечено выше, одним из направлений является создание такого подхода к налогообложению, когда плательщик заранее согласен со своими обязательствами, когда ему понятны налоговые риски. Возникновение института предварительных налоговых разъяснений позволяет согласовать налогоплательщику с налоговым органом налоговые последствия сделок, вопросы ценообразования и иных хозяйственных операций до их фактического совершения.

Каждая налоговая администрация выбирает свой путь взаимодействия с налогоплательщиками для разрешения споров во внесудебном порядке. Альтернативные способы разрешения налоговых споров являются одной из основ модернизации деятельности налоговых органов. В целом можно отметить, что успешные подходы получают довольно широкое распространение:

• горизонтальный мониторинг (Россия, Нидерланды);

• предварительные налоговые разъяснения/рулинги и их подвиды (Россия, Бельгия, Италия, Канада - Advance Tax Rulings, Франция - permanent establishment ruling (Rescrit établissement Stable), valuation ruling (Rescrit valeur), Германия - General Binding Ruling (Verbindliche Auskunft), Binding Ruling for Wage Tax Purposes (Anrufungsauskunft), Binding Ruling after Closure of a Tax Audit (Verbindliche Zusage im Anschluss an eine Außenprüfung);

• медиация (Бельгия, Канада, Нидерланды).

4 Варнавский А.В., Самохина Е.М. Совершенствование налогового взаимодействия: эффективность принятых дорожных карт // Научно-практический журнал Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России «НАЛОГИ и ФИНАНСЫ». - 2016. - №2. - С. 7-12

Зачастую эффективнее предотвратить нарушение налогового законодательства или разрешить спор до столкновения сторон в суде, поэтому данное направление развития налогового администрирования является актуальным.

Модернизации деятельности налоговых органов охватывает ряд направлений, которые позволяют совершенствовать действующие механизмы работы налоговых администраций, исходя из тенденции глобализации экономики и общества. Таким образом происходит внедрение современных технологий в методы работы налоговых органов, в процессы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, приводит к поиску налоговыми администрациями способов разрешения налоговых споров, предотвращение уклонения от налогообложения совместными силами.

Библиографический список

1. Варнавский, А.В. Совершенствование налогового взаимодействия: эффективность принятых дорожных карт [Текст]/ А.В. Варнавский, Е.М. Самохина//Научно-практический журнал Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России «НАЛОГИ и ФИНАНСЫ». - 2016. - №2. - С. 7-12

2. Погорлецкий, А.И. Конвергенция национальных налоговых систем [Текст]/ А.И. Погор-лецкий// Вестник СПбГУ. - 2005. - Сер. 5. - Вып. 2. [Электронный ресурс]. -http://worldec. ru/content/Vestnik/2005%20№%202%20Погорлецкий.pdf

3. В Дубне открыли первую очередь центра обработки данных ФНС. Осоюая экономическая зона «ДУБНА» (Московская область). Электронный ресурс]. - http://dubna-oez.ru/ news/771.htm

4. Ogley, A. The principles of international Tax: A Multinational Perspective./А.Ogley - 1993. [S.1.], [s.a.]. P.1.

5. Taxdisputesresolution:anewchapteremerges.Ernst&Young,2010. [Электронныйресурс^-http:// www.blog.ey.pl/taxweb/wp-content/uploads/2012/01/TAWB_A_new_chapter_in_dispute _resolution_3Dec10_lowres.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.