Научная статья на тему 'Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания'

Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ОФФШОРЫ / ОФФШОРНАЯ ЗОНА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / OFFSHORE JURISDICTION / OFFSHORES / OFFSHORE ZONES / TAX ADMINISTRATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Ольга Федоровна, Крестьянинова Марина Игоревна

В статье рассматривается международно-экономическое явление оффшорная юрисдикция, как в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offshore jurisdictions as an instrument of global tax strategy planning: word experience in their creating

The article considers an international economic phenomenon offshore jurisdiction both in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания»

УДК 336

Тимофеева Ольга Федоровна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»

Россия, Москва

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

E-Mail: Timola53@yandex.ru

Крестьянинова Марина Игоревна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»

Россия, Москва

Лаборант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

E-Mail: krestjaninova@mail.ru

Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания

Аннотация: В статье рассматривается международно-экономическое явление -оффшорная юрисдикция, как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: Оффшорная юрисдикция; оффшоры; оффшорная зона; налоговое администрирование.

Офшорная деятельность - международно-экономическое явление, представляющее собой сложный комплексный процесс. Данный вид бизнеса применяется на территории офшорной зоны (от англ. offshore - вне территории, берега), которая представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализирующуюся на представлении специального благоприятного правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), заключающегося в предоставлении последним ряда сервисных услуг, в том числе юридическое, налоговое обслуживание, удобные условия при регистрации офшорных компаний, широкий спектр банковских услуг и т.п.1

Офшорные схемы не являются современным явлением, их используют ещё со времён древних Афин, когда был введён двухпроцентный импортный и экспортный налог. Во избежание уплаты налогов греческие и финикийские купцы начали объезжать территорию Афин в двадцать миль. Вскоре в качестве налоговых убежищ выступали близлежащие мелкие острова, куда завозились без уплаты пошлин и налогов контрабандные товары.

В XV веке во Фландрии были очень низкие торговые ограничения и налоги, из-за этого английским купцам было выгоднее возить и продавать шерсть во Фландрии, а не в Англии, где налоги и ограничения были значительно выше.

История офшорного бизнеса продолжилась в эпоху колониального господства, когда частные компании и их служащие из стран-метрополий исключались из юрисдикции тех колоний, где они действовали. Хотя с распадом колониальной системы этот режим исчез, с течением времени он вновь возродился в форме офшорных центров и зон, большинство которых располагались на островах, т.е. «на расстоянии от морских побережий» (no-англ.: offshore) ведущих финансовых центров мира.

В США офшорная история уклонения от налогов началась с XVIII века, для уклонения от импортного налога, налагаемого Англией, торговцы пытались осуществлять свою торговую деятельность через Латинскую Америку.

Швейцария стала прототипом современной юрисдикции оффшорных юрисдикций. На фоне привлечения финансового бизнеса в экономику в Швейцарии были созданы центры обмена денег, разработаны институты финансовой секретности, что и стало убежищем для иностранного капитала (был принят закон, который требовал от банкиров вести учёт счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учёт кому бы то ни было).

В последнее время другие страны ввели в силу законы, похожие на швейцарские, и начали конкурировать за привлечение международных капиталов, проводя политику привлечения иностранного бизнеса. Для многих островных государств, не имеющих природных средств для развития, офшорный бизнес стал единственным средством для получения доходов. Впервые российские организации начали использовать офшорные юрисдикции в 1991 году, когда в Москве открылся офис швейцарской компании Riggs Walmet Group, которая оказывала услуги по открытию и сопровождению компаний в безналоговых юрисдикциях.

Создание офшорных центров в тех или иных регионах обусловлено двумя основными факторами: близостью к центрам деловой активности и отсутствием у государств внутренних ресурсов для развития. По первой причине офшорные центры создавались в промышленно развитых странах — США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии и др. Вторая причина обусловила возникновение оффшорных центров в островных государствах Атлантики и Тихого океана, которые сознательно пошли на принятие законодательных актов,

1 Шумилов В.М. Международное экономическое право. 3-е изд. Ростов н/Д, 2003. С. 512.

способствующих привлечению иностранных капиталов. Для некоторых стран доходы от оффшорного бизнеса являются основным источником финансовых ресурсов.

Быстрое развитие финансового бизнеса в офшорных центрах в последние годы явилось результатом внедрения новейших информационных технологий, позволяющих устанавливать и поддерживать в реальном времени круглосуточную связь между ведущими финансовыми центрами мира. Клиентуру финансовой индустрии офшорных центров составляют банки, инвестиционные фонды, страховые компании, трасты, юридические, консалтинговые и бухгалтерские фирмы практически всех стран.

Не существует единого мнения относительно правильного написания этого термина с двумя «Ф» — «офшор» или с одним «Ф» — «оффшор». Слово «оффшор» появилось в обиходе раньше, чем в официальных печатных словарях, поэтому оба варианта написания слова (как «офшор», так и «оффшор») и производные от них в равной степени используются в Интернете, а в печатной прессе преобладает слово «оффшор». Программа Microsoft Word 2003 указывает в качестве правильного написания слово «офшор». В орфографическом словаре русского языка значится слово «оффшор» и производные от него (офшорный, офшорная, офшорные, оффшоры) и нет слова «офшор».

В Русском орфографическом словаре Российской академии наук, указывается правильное написание «оффшор»2, а в словаре Lingvo 10 имеются оба варианта написания этого термина: «офшор» и «оффшор». Стоит заметить, что и само английское слово также имеет разные варианты написания — как offshore, так и off-shore (реже встречается еще и off shore).

В современном мире офшорные зоны в целях формирования своего предпринимательского законодательства активно применяют англо-американскую и романогерманскую экономические и правовые модели. Первая опирается на источники английского права и права США3. Многие английские и американские правовые акты, регулирующие деятельность офшорных коммерческих организаций, с небольшими изменениями экстраполируются в правовые акты офшорных юрисдикций и играют важную роль в сфере привлечения иностранных инвестиций. В большинстве офшорных государств в качестве источников права активно применяются обычаи и судебный прецедент4.

Вторая правовая модель (система континентального права) используется в офшорных зонах на базе рецепции римского частного права. Основным источником (формой) права в таких зонах является нормативный правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. В большинстве европейских стран, на территории которых расположены офшорные зоны, имеется кодифицированное гражданское и налоговое законодательство и важное значение придается подзаконным нормативным правовым актам. Во многих государствах судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толкование законов5.

В середине 1990 гг. проблемы офшорного бизнеса были практически неизвестны в России: рыночной экономики не существовало, государство обладало монополией на всю внешнеэкономическую деятельность, о свободной конвертации валют не могло быть и речи.

Вместе с тем в связи с введением рыночной экономики у России появился опыт создания сначала так называемых внутренних оффшорных зон, наиболее известными из которых

2 Орфографический словарь Российской академии наук, отв. ред. В. В. Лопатин

3 Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США: учеб. пособие. Л., 1982; Зайчук О.В. Правовая система США. Киев, 1992.

4 Кросс Р. Прецедент в английском праве / под общ. ред. Ф.М. Решетникова. М., 1985. С. 3.

5 Витушко В.А. Курс гражданского права. Общая часть: науч.-практ. пособие. Минск, 2001. С. 283.

з

являются «Ингушетия», «Калмыкия» и «Алтай», в которых для привлечения компаний-нерезидентов этих зон были отменены все местные налоги, а остальные уменьшены до разрешенного законом минимума, а затем и внешних. Например, ставка дорожного налога снижается до 0,03% для торговых операций и до 0,4% для прочих операций (обычная ставка составляет 1%). Вместо местных налогов регистрируемые в зоне компании уплачивают фиксированный годовой сбор, составляющий 6800 долл. в «Ингушетии», 3953 долл. — в «Калмыкии» и 3000 долл. — в «Алтае». Эти сборы приносили двум первым зонам до 20 млн долл. в год.

В отличие от офшорных зон, которые рассчитаны на привлечение иностранных юридических и физических лиц (нерезидентов), российские офшоры должны были привлекать отечественных экономических субъектов (резидентов) и должна были направляться в основном на развитие территорий и республик, где создавались такие зоны. Однако результаты их деятельности весьма неоднозначны и противоречивы, что во многом обусловлено отсутствием развитой правовой базы и несоблюдением уже принятых законов.

Сегодня для российских бизнесменов офшоры выступают и как вспомогательные подразделения основной компании-резидента, которые берут на себя часть оборота и аккумулируют прибыль. В отдельных секторах российской экономики доля офшорных активов сопоставима с финансовыми активами компаний-резидентов, например на рынке корпоративных ценных бумаг офшорные инвестиции играют доминирующую роль. Доля офшорных компаний в РАО «ЕЭС России» составляла около 25%6. По данным журнала Offshore Express в настоящее время из 1,7-3,2 млн. зарегистрированных в мире офшорных компаний около 60 тыс. - это российские компании. По оценкам специалистов, Россия является мировым лидером по количеству вновь регистрируемых офшорных компаний7.

В то же время по Закону Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 36151 от 10 октября 1992 г.) приобретение или создание оффшорной компании является валютной операцией, связанной с движением капитала. Все подобные операции требуют наличия лицензии Центрального банка Российской Федерации (ЦБР). Однако, как показывает опыт, в подавляющем большинстве случаев резиденты, приобретающие компанию в офшорном центре, такой лицензии не имеют, что свидетельствует, по меньшей мере, об их «правовой безграмотности». Фирмы, занимающиеся продажей готовых офшорных компаний, часто умалчивают о необходимости лицензии ЦБР, так как это повысило бы цену офшорной компании в несколько раз. В соответствии с названным выше Законом резиденты, осуществляющие валютные операции, связанные с движением капитала, обязаны вести строгий учет и составлять отчеты по проводимым ими валютным операциям, чтобы не нарушить еще и валютное законодательство.

В России постоянно ведут борьбу с незаконным вывозом средств из страны. Так, еще в 1994 г. в письме «О порядке осуществления операций, связанных с движением капитала» ЦБР выразил свое негативное отношение к незаконной регистрации россиянами компаний в оффшорных центрах и «налоговых гаванях». В 1995 г. ЦБР направил в банки Бельгии и Люксембурга письмо с просьбой «не допустить нарушений российского законодательства» о валютном контроле. ЦБР стремился к тому, чтобы счета, незаконно открытые россиянами в этих банках, были закрыты.

В 1999 г. ЦБР было предоставлено право контролировать отношения коммерческих банков с оффшорами, что, по официальным оценкам, позволило уменьшить утечку капитала на

6 Гетьман-Павлова И.В. "Российские" офшорные компании на российском рынке ценных бумаг.

7 Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к офшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.

40%. Если в начале 1999 г. в оффшорные центры переводилось из России около 1 млрд долл. в месяц, то через два месяца после принятия названных мер эта сумма сократилась до 500 млн долл., а в 2000 г. составила всего 275 млн долл. В стране продолжают обсуждаться новые меры по предотвращению утечки капиталов и возвращению «беглых» капиталов в экономику страны. Главным же условием возврата хотя бы части вывезенных за рубеж средств является, прежде всего, стабилизация общеэкономических условий в стране и создание благоприятного инвестиционного климата.

После девальвации рубля и оживления ряда секторов экономики в 2000 г. было принято законодательство, которое можно отнести к разряду антиофшорного. Речь идет о положениях ст. 20 и 40 части первой НК РФ, препятствующих манипулированию контрактными ценами и направленных на противодействие избежанию налогообложения.

Важным шагом в борьбе с отмыванием незаконных доходов стало подписание 7 мая 1999 г. Россией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. и последующая ее ратификация 28 мая 2001 г. Участие России в этой Конвенции открыло широкие возможности для сотрудничества с европейскими странами в совместной борьбе против отмывания доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было прекращено существование ранее созданных свободных экономических зон на территории России. Тем не менее, опыт функционирования первых офшорных зон показал, что в нашей стране продолжается формирование сложно структурированного и все более дифференцируемого рыночного хозяйства, где отрабатываются многовариантные схемы деловой практики.

В настоящее время практика использования офшорных юрисдикций является общепринятой для многих российских предприятий и бизнесменов. Увеличивается роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные и различные «льготные» фирмы встраиваются в систему внешних филиалов российского предприятия. Ведь во многих случаях разработка оффшорных схем является для них экономически обоснованным, а иногда и единственно возможным шагом. Представим себе, что производственные мощности находятся в одной стране, рынок сбыта — в другой, а финансовые ресурсы — в третьей. А ведь это вполне типично не только для иностранных транснациональных корпораций, но и для многих российских фирм.

Вместе с тем точно представить географию связанных с Россией внешних офшоров сложно, поскольку достоверная информация публично не размещается. Однако представление о ней дает анализ вывозимых и накопленных за рубежом российских инвестиций. Наглядные сведения предоставляет Федеральная служба государственной статистики об объеме иностранных инвестиций в российскую экономику, хотя ее данные не отражают полной картины о реальном положении дел в этой области. В частности, Росстат не производит переоценку накопленных инвестиций с учетом увеличения стоимости активов и реинвестиций. Это делает Банк России, но он публикует данные по накопленным прямым и портфельным инвестициям только в целом и по двум крупным группам стран - страны СНГ и страны дальнего зарубежья, не отражая статистику по отдельным государствам.

Важно учитывать, что в сумму инвестиций включаются выплаты по кредитам и ссудам, которые иногда являются многоходовыми банковскими проводками, поэтому данные по текущим инвестициям могут иногда расходиться с данными о накопленных инвестициях.

Использование российскими организациями офшорных юрисдикций затрагивает не только их внутренние интересы, но и интересы российского государства в целом. В основном

это связано со снижением налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за счет использования офшорных юрисдикций (предоставляемых ими льгот и преференций и несовершенств российского законодательства) в целях уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов представляет собой значительную общественную опасность, так как сокращается финансирование общественного сектора экономики, и неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными налогоплательщиками, что может спровоцировать ответную реакцию последних.

Офшоры сегодня - это возможность вывести свои капиталы из страны. Сколько именно финансовых средств прячется в офшорных юрисдикциях по всему миру, доподлинно неизвестно. В 2013 году международная благотворительная организация Oxfam заявила, что, по ее подсчетам, состоятельные граждане скрыли в налоговых гаванях как минимум 18,5 трлн. долларов, лишив свои государства более чем 156 млрд. налоговых доходов.. Ранее независимая организация Tax Justice Network оценила незадекларированные финансовые активы олигархов, находящиеся в низконалоговых странах, в 21-23 трлн.долларов. А ежегодный ущерб для государств от их действий - 250 млрд. долларов.8

Потери от корпоративных ухищрений еще серьезнее. В условиях жесткой конкуренции минимизация налогов становится такой же насущной задачей, как снижение затрат и издержек. Поэтому использование офшоров - практика повсеместная. По данным ресурса NerdWallet, только двадцать ведущих компаний. фигурирующих в престижном списке Fortune, увели в 2012 году 743 млрд.долларов прибыли, а это 119 млрд.долларов потенциальных налогов.9

По оценкам российских экспертов в прошлом году через оффшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов - это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами - выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны10.

Британская компания Tax Justice Network опубликовала исследование, в котором аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран за последние десятилетия. Оказалось, что Россия борется с Китаем за званием главного мирового «дырявого сита». Китай на первом месте с 1,189 трлн. долларов, Россия на втором - с 798 млрд. долларов11. За это время из Южной Кореи утекло 779 миллиардов, из Бразилии - 520. Далее с более скромными результатами следуют Кувейт, Мексика, Венесуэла, Аргентина, Венесуэла, Саудовская Аравия.

Оффшорный бизнес представляет собой развитую отрасль международных финансов. По оценкам, в 2013 г. в 80 офшорных центрах мира обращается не менее 10 трлн долл12. Однако эта оценка считается заниженной, поскольку в оффшорных центрах существуют не поддающиеся учету тайные счета.

Рассекречивание данных о компаниях и частных лицах, выбравших для работы офшорные юрисдикции, а также банковский кризис на Кипре подорвали репутацию наиболее популярных юрисдикций.

8 Tax Justice Netwok.The Price of Offshore Revisited. Июль 2012

9 Антонец Оксана, Как на ладони, РБК, декабрь 2G13 г.

10 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 12 декабря 2G13 г.

11 Исследование британской компании Tax Justice Network (по статистическим данным Китая за 198G - 2G1G годы, России - за 199G - 2G1G гг., у остальных участников - данные за последние 4G лет).

12 www.minfin

б

Кроме того, наряду с действиями регуляторов они запустили перезагрузку мировой системы офшорных финансов. В результате такие понятия как конфиденциальность и банковская тайна исчезают не только в Европе, но и за ее пределами. Эксперты считают, что о выборе юрисдикции по принципу «как бы лучше спрятать» серьезным частным и корпоративным инвесторам стоить забыть. Уже сегодня формируется новая модель офшорного бизнеса, которая в меньшей степени покрывает налоговые правонарушения и в большей мере выступает инструментом международного налогового планирования.

В результате появления новых телекоммуникационных технологий перемещение международных капиталов резко увеличилось, усилилась конкуренция между новыми «экономиками с благоприятными налоговыми условиями» и возникла сеть офшорных зон, которая состоит из четырех основных групп, сформированных по региональному принципу:

группа офшорных зон Карибского бассейна обслуживает страны Северной и Южной Америки (находится в одном часовом поясе с Нью-Йорком);

европейская офшорная зона включает материковые страны, прибрежные анклавы и «независимые» острова, расположенные недалеко от Лондона. В ней обслуживаются страны, находящиеся в европейской группе часовых поясов;

офшорная зона Персидского залива обслуживает ближневосточные страны;

офшорная зона Юго-Восточной Азии - Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру -обслуживает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (находится в одном часовом поясе с Токио)13.

Глобальная сеть офшорных центров распределена по континентам неравномерно: 7 из них находятся в Северной Америке, 25 - в Южной и Центральной Америке, 28 - в Европе, 19 -в Азии, 7 - в Африке и 14 - в Океании. Такое расположение офшорных центров говорит об их тяготении к трем ведущим финансовым центрам - Нью-Йорку, Лондону и Токио и некоторым региональным финансовым центрам14. В целом глобальная сеть офшорных центров уже сложилась, хотя в сегодня начали появляться новые центры, в том числе в Центральной Америке, Океании и в республиках бывшего Союза ССР. По мнению Д. Маршалла, оформившаяся конфигурация офшорных зон свидетельствует о том, что финансовый капитал стал таким же важным элементом мировой экономической системы, как торговый и производительный капитал15.

4 ноября 2013 г. на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), возглавляемого Президентом России В.В. Путиным, была утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования».

К декабрю 2015 года в Российской Федерации должна заработать система автоматического обмена налоговой информацией по принципу «платить налоги там, где зарабатывает бизнес». Именно этого хотят добиться от бизнеса и граждан правительства ведущих стран. Соответствующий план мер по противодействию размыванию

13 П.В. Павлов, "Журнал российского права", № 5, май 2011 г.

14 Халдин М.А. Россия в офшорном бизнесе. М., 2005. С. 39.

15 Marshall D. Understanding Latetwentieth-century Capitalism: Reassessing the Globalization Theme // Government and Opposition. L., 1996. Vol. 31. N 2.

налогооблагаемой базы и перемещению прибыли, подготовленный ОЭСР, был одобрен на саммите странами «Группы двадцати (О 20)» в сентябре 2013 года16.

Доходы российских компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат собственнику - резиденту Российской Федерации, бенефициару, могут облагаться по законодательству России. В то же время налоговые платежи должны поступать в федеральный бюджет Российской Федерации. Другими словами: если российская компания хочешь пользоваться льготами, государственной поддержкой и получать дивиденды, работая на территории России, должна регистрироваться в российской юрисдикции.

До 2018 года Минфин России планируется реализовать ряд мер по деофшоризации экономики. Например, обеспечить условия для перехода под российскую юрисдикцию сделок, совершаемых между отечественными компаниями. Для этого будет разработан проект федерального закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и определении налогового президентства организаций.

Вместе с тем борьба с вывозом капитала не может сводиться только к изменениям налогового законодательства. Это связано с тем, что офшоры для российской экономики - это еще и защита прав собственности, поскольку западные компании выводят в офшоры прибыль, а российские - и прибыль, и активы. Иностранные - в основном создают в налоговых гаванях «дочек», а отечественные - регистрируют материнские компании, которые владеют реальными российскими предприятиями.

В настоящий момент, следуя мировым тенденциям, Российская Федерация усиливает борьбу с внутренними офшорами и фирмами-однодневками, которые являются инструментами для вывоза капитала в офшоры и уклонения от уплаты налогов. При этом неоднократно предпринимались попытки вместо принятия отдельных локальных правовых актов, посвященных деятельности конкретных офшорных зон, перейти к единому законодательному регулированию всей офшорной деятельности в стране. Работа по приведению национальной законодательной системы в соответствие с налоговыми системами стран - основных экономических партнеров России, затрагивает большое число направлений реформирования и рассчитана скорее на долгосрочную, чем на среднесрочную перспективу.

В то же время верным решением проблемы «бегства» капитала в настоящее время может стать соблюдение федерального законодательства, а, при необходимости нового проекта федерального закона, регулирующих офшорную деятельность. Последний ограничил бы применение наиболее вредных для бюджета схем.

16 Приложение по вопросам налогообложения к декларации лидеров стран «Группы двадцати» (в 20), сентябрь 2013 г., г. Москва, Российская Федерация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов Д. Офшорный бизнес. Мировой опыт и российская практика // Развитие

рынка. - 2009. - № 8.

2. Антонец Оксана, Как на ладони, РБК, декабрь 2G13 г.

3. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США: учеб. пособие.

Л., 1982;

4. Брызгалин А.В., том 1 «Налоговая оптимизация: принципы, методы,

рекомендации, арбитражная практика», 2G13.

5. Витушко В.А. Курс гражданского права. Общая часть: науч.-практ. пособие.

Минск, 2GG1. С. 283.

6. Гагарин П., "БДМ. Банки и деловой мир", № 3, март 2G13 г.

7. Гальперин Я.М. Школы балансового учета. Тифлис, 1926.

8. Гетьман-Павлова И.В. "Российские" офшорные компании на российском рынке

ценных бумаг.

9. Исследование британской компании Tax Justice Network (по статистическим данным Китая за 198G - 2G1G годы, России - за 199G - 2G1G гг., у остальных участников - данные за последние 4G лет).

10. Зайчук О.В. Правовая система США. Киев, 1992.

11. Медзыховский К., О свободных гаванях (книга по оффшорным зонам), Издательство: Типо-Литография К. И. Лингард, 191G г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Орфографический словарь Российской академии наук, отв.ред. Лопатин В.В.

13. Павлов П.В. «Журнал российского права» № 5, май 2G11 г.

14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 12 декабря 2G13 г.

15. Приложение по вопросам налогообложения к декларации лидеров стран «Группы двадцати» (G 2G), сентябрь 2G13 г., г. Москва, Российская Федерация.

16. Сердинов Э.М. Международный офшорный бизнес. Иностранное гражданство и второй паспорт. М., 2GGG.

17. Халдин М.А. Россия в офшорном бизнесе. М., 2005.

18. Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. Пер. с франц. М., 2GGG.

19. Шумилов В.М. Международное экономическое право. 3-е изд. Ростов н/Д, 2GG3. С. 512.

20. Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к офшорам // Ваш налоговый адвокат. 2GG8. № 11.

21. www.minfin.ru

22. Financial News "Офшоры теряют свою роль в международном бизнесе", 2G1G.

23. Offshore & Consulting, Интернет, 2G1G.

24. Marshall D. Understanding Late-twentieth- century Capitalism: Reassessing the Globalization Theme // Government and opposition. L., 1996. Vol. 31. N 2.

25. rru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия

26. fbs-offshore.com - сайт фирмы Finance Business Service

27. erudition.ru - российская электронная библиотека Эрудиция

28. ofsh.ru - сайт «Оффшоры-свобода вашего бизнеса»

29. Tax Justice Netwok.The Price of Offshore Revisited. Июль 2013

Timofeeva Olga Fedorovna

Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: Timola53@yandex.ru

Krestyaninova Marina Igorevna

Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: krestjaninova@mail.ru

Offshore jurisdictions as an instrument of global tax strategy planning: word experience in their creating

Abstract: The article considers an international economic phenomenon - offshore jurisdiction both in Russia and abroad.

Keywords: Offshore jurisdiction; offshores; offshore zones; tax administrating.

REFERENCES

1. Aksenov D. Ofshornyy biznes. Mirovoy opyt i rossiyskaya praktika // Razvitie rynka. -2009. - № 8.

2. Antonets Oksana, Kak na ladoni, RBK, dekabr' 2013 g.

3. Bel'son Ya.M., Livantsev K.E. Istoriya gosudarstva i prava SShA: ucheb. posobie. L., 1982;

4. Bryzgalin A.V., tom 1 «Nalogovaya optimizatsiya: printsipy, metody, rekomendatsii, arbitrazhnaya praktika», 2013.

5. Vitushko V.A. Kurs grazhdanskogo prava. Obshchaya chast': nauch.-prakt. posobie. Minsk, 2001. S. 283.

6. Gagarin P., "BDM. Banki i delovoy mir", № 3, mart 2013 g.

7. Gal'perin Ya.M. Shkoly balansovogo ucheta. Tiflis, 1926.

8. Get'man-Pavlova I.V. "Rossiyskie" ofshornye kompanii na rossiyskom rynke tsennykh bumag.

9. Issledovanie britanskoy kompanii Tax Justice Network (po statisticheskim dannym Kitaya za 1980 - 2010 gody, Rossii - za 1990 - 2010 gg., u ostal'nykh uchastnikov -dannye za poslednie 40 let).

10. Zaychuk O.V. Pravovaya sistema SShA. Kiev, 1992.

11. Medzykhovskiy K., O svobodnykh gavanyakh (kniga po offshornym zonam),

Izdatel'stvo: Tipo-Litografiya K. I. Lingard, 1910 g.

12. Orfograficheskiy slovar' Rossiyskoy akademii nauk, otv.red. Lopatin V.V.

13. Pavlov P.V. «Zhurnal rossiyskogo prava» № 5, may 2011 g.

14. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu, 12 dekabrya 2013 g.

15. Prilozhenie po voprosam nalogooblozheniya k deklaratsii liderov stran «Gruppy dvadtsati» (G 20), sentyabr' 2013 g., g. Moskva, Rossiyskaya Federatsiya.

16. Serdinov E.M. Mezhdunarodnyy ofshornyy biznes. Inostrannoe grazhdanstvo i vtoroy pasport. M., 2000.

17. Khaldin M.A. Rossiya v ofshornom biznese. M., 2005.

18. Shambost E. Entsiklopediya ofshornykh zon. Per. s frants. M., 2000.

19. Shumilov V.M. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo. 3-e izd. Rostov n/D, 2003.

S. 512.

20. Yakovlev A.A. Kriterii otneseniya territoriy i yurisdiktsiy k ofshoram // Vash nalogovyy advokat. 2008. № 11.

21. www.minfin.ru

22. Financial News "Ofshory teryayut svoyu rol' v mezhdunarodnom biznese", 2010.

23. Offshore & Consulting, Internet, 2010.

24. Marshall D. Understanding Late-twentieth- century Capitalism: Reassessing the Globalization Theme // Government and opposition. L., 1996. Vol. 31. N 2.

25. rru.wikipedia.org - svobodnaya entsiklopediya Vikipediya

26. fbs-offshore.com - sayt firmy Finance Business Service

27. erudition.ru - rossiyskaya elektronnaya biblioteka Eruditsiya

28. ofsh.ru - sayt «Offshory-svoboda vashego biznesa»

29. Tax Justice Netwok.The Price of Offshore Revisited. Iyul' 2013

ll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.