Научная статья на тему 'Деятельность оффшорных компаний на мировом рынке программного обеспечения'

Деятельность оффшорных компаний на мировом рынке программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1237
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / АУТСОРСИНГ / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ОFF SHORE JURISDICTIONS / THE SOFT WARE / A TAX MODE / OUTSOURCING / ROYALTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калимулина Ольга Викторовна, Савинов Юрий Анатольевич

Авторы рассматривают основные направления развития оффшорных территорий и дает их классификацию, особенности налогообложения компаний, действующих в них. Особое внимание уделено расширению деятельности компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Разработаны модели деятельности компаний на данном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e authors consider the basic directions of development of off shore territories and give their classifi cation, attention is paid to features of taxing the companies operating in them. Special attention is given to the expansion of activity of the companies which are engaged in development of the soft ware. Models of activity of the companies in the given market in question are developed.

Текст научной работы на тему «Деятельность оффшорных компаний на мировом рынке программного обеспечения»

Деятельность оффшорных компаний на мировом рынке программного обеспечения

О.В. Калимулина, Ю.А. Савинов

УДК 339.543.62 ББК 65.428 К - 172

В международной коммерческой практике широкое распространение принимает использование оффшорных компаний. Они участвуют в формальном владении компаниями, организации производственных процессов, а также могут применяться для контроля над правами на интеллектуальную собственность (в том числе авторские права, товарные знаки). Интеллектуальная собственность - один из наиболее мобильных видов имущества, легко допускающий передачу ее в пользование другому владельцу. Перемещение этой собственности в те юрисдикции, где ее использование (получение роялти - лицензионных платежей за предоставление права ее коммерческого использования) связано с наименьшими налоговыми издержками и не противоречит законодательству активно расширяется на мировом рынке.

Оффшорным зонам и территориям уделяется особое внимание со стороны национальных правительств и международных организаций, таких как Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и специальная финансовая комиссия по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые принимают активное участие в борьбе с оффшорными компаниями (оффшорами), в том числе составляя «черные списки» подозрительных стран1, компании из которых дискриминируются, а резиденты, имеющие с ними дело, подвергаются санкциям.

Однако каждая оффшорная юрисдикция имеет свои особенности, они различаются между собой предоставляемыми условиями для создания в них компаний и получаемой экономической выгодой. Кроме того, существуют также некоторые разногласия в использовании понятия «оффшор» и даже в его написании, которые стоит прояснить.

Целью данной статьи является рассмотрение преимуществ создания оффшорной компании и ведения бизнеса в оффшорной юрисдикции, в том числе с точки зрения эконо-

1 High-risk аМ поп-соорегайуе ипБ&сйош // http://www.fatfafi. О1£/ра§е8/0,3417,еп_32250379_32236992_1_1_1_1_1,00.Ыт1

мической составляющей, анализ особенностей выбора наиболее удобной юрисдикции и анализ схемы деятельности оффшорной компании. Особое внимание уделено использованию таких компаний для ведения предпринимательской деятельности на рынке программного обеспечения для средств обработки информации.

1. ПОНЯТИЕ «ОФФШОРА» ИЛИ «ОФШОРА» И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

До сих пор у экономистов не сложилось единого четкого мнения, что такое «оффшор». Стоит сразу пояснить, что единого мнения касательно правильного написания этого слова - с одним или двумя «ф», то есть «офшор» или «оффшор» - не существует. Согласно правилам орфографии, используемым в программе Microsoft Word, или на большинстве сайтов Интернета, правильно писать - «оффшор». В современном экономическом словаре под ред. Райзберга Б.А2 также используется написание слова «оффшор». Однако в орфографическом словаре русского языка В.В. Лопатина3 значится слово «офшор» и нет слова «оффшор». При этом в печатной прессе преобладает слово «офшор». В данной статье будем придерживаться написания данного слова как в современном экономическом словаре под ред. Райзберга Б.А. - «оффшор».

Понятие «оффшор» происходит от английского словосочетания «offshore», что в буквальном переводе означает «вне границ». На официальных сайтах международных организаций ОЭСР4 и Международного валютного фонда (МВФ)5 для определения оффшорных территорий используется слитное написание слова «offshore». Однако и английское слово также имеет разные варианты написания -как offshore, так и off-shore (реже встречается off shore).

При упоминании термина «оффшор» у многих сразу возникает ассоциация -«уход от налогов», «отмывание денег», «теневая экономика». Однако, несмотря на то, что оффшоры порой используются в нелегальных целях, такие ассоциации не всегда верны. В данной статье понятие «оффшор» будет использоваться в связи с возможностью легального (без нарушения законодательства) уменьшения налоговой базы, чему сейчас уделяется особое внимание не только в России, но и во всем мире.

Использование понятия «оффшор» в данной статье существенно отличается от его использования в словосочетаниях «оффшорный аутсорсинг» (offshore out-sorcing) или «оффшоринг» (offshoring). Данные словосочетания используются в

2 Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.

3 Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка. - Изд. Эксмо, 2010.- 1184 с.

4 http://www.oecd.org/

5 http://www.imf.org

большей мере в иностранных источниках, но сейчас приобретают все большее значение и в России. В публикациях ОЭСР утверждается, что оффшорный аутсорсинг - покупка услуг за пределами страны, при этом покупатель и продавец не меняют своего местонахождения6. Оффшоринг позволяет передавать некритичные для бизнеса процессы компаниям, находящимся в географическом удалении от основного офиса, при этом наиболее значимой при этом является экономия за счет разного уровня оплаты рабочей силы7.

В данной статье используется понятие «оффшорная юрисдикция» - зона, где для субъектов экономической активности, зарегистрированных на ее территории, но осуществляющих свои коммерческие операции и извлекающих прибыль вне территории регистрации, действуют специальные правила, экономически более благоприятные, чем для компаний зарегистрированных, осуществляющих свои коммерческие операции и извлекающих прибыль на территории данной юрисдикции8.

В отчете ОЭСР, посвященном добровольному раскрытию информации об оффшорах и опубликованном в сентябре 2010, особое внимание обращается на отсутствие в оффшорных юрисдикциях прозрачности налогообложения и возможности обмена налоговой и иной информацией и на факт использования оффшора ради налоговой выгоды9.

В указании ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах» оффшорные зоны определяются как государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций10.

«Классические» оффшорные юрисдикции обладают рядом специфических черт: отсутствие налогообложения, отсутствие требования о предоставлении в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности, упрощенная процедура реги-

6 C.Criscuolo, M.Leaver Offshore outsorcing and Productivity // http://www.oecd.org/datao-ecd/55/23/35637436.pdf

7 H.Gorg Globalization, Offshoring and Jobs // http://www.wto.org/english/res_e/ publications_e/ilo_wto_e/IL0-WT001-final.pdf

8 Воронина Н.В. Теоретические и методологические основы функционирования офшорных юрисдикций // Финансы и кредит. №9. -2007. - с.56-61.

9 Offshore voluntary disclosure / September 2010 // http://www.oecd.org/datao-ecd/60/31/46244704.pdf

10 Указание ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317 -У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» // http://base.garant.ru/12132411/

страции организации (от 2 часов до 3 недель), наличие регистрационных и (или) ежегодных сборов, существование определенных организационных требований и ограничений к составу владельцев, исполнительному органу компании, конфиденциальность информации.

Однако существуют так называемые «неклассические» оффшорные юрисдикции, в которых действует упрощенная процедура регистрации организации, также как и в «классических» оффшорных зонах, но присутствует налогообложение и необходимо предоставлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, хотя при этом есть возможность использовать механизм льготного налогового режима для осуществления предпринимательской деятельности.

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФФШОРНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Осуществляя деятельность от имени иностранной компании из экономически и политически стабильной юрисдикции, бизнесмен может значительно улучшить свой имидж, и это может иметь смысл даже при отсутствии формальных налоговых льгот. Для многих иностранных партнеров порой удобнее иметь дело с компанией, например, из США или Европейского союза, нежели из стран с переходной экономикой.

Оффшорные компании используются благодаря своим преимуществам во многих сферах деятельности: судовладельческая, страховая, инвестиционная деятельность, транспортные услуги по перевозке грузов, для владения и управления имуществом и т.д. Однако наиболее часто оффшорные компании используются в качестве промежуточного звена в международной торговле. Если оффшорная компания занимается международной торговлей, у нее появляются большие возможности по налоговому планированию, то есть экономии на налогах (однако при этом следует различать налоговое планирование, не вступающее в противоречие с законом, и уклонение от налогов). Прибыль от сделки скапливается в оффшорной компании, освобожденной от налогов или со льготными ставками налогообложения, где в то же время не разглашается информация об учредителях, директорах компании и ее деятельности, а управление может осуществляться по генеральной доверенности.

Манипулируя ценой, фигурирующей в контракте между российской компанией и оффшорной компанией (в пределах одной своей группы компаний), бизнесмен максимально уменьшает прибыль российской компании, сосредотачивая основную массу прибыли у оффшорной компании. Поскольку оффшорная компания налогов не платит (или платит по достаточно низкой ставке), то размер налоговых выплат существенно сокращается, что увеличивает прибыль группы компаний.

Среди непроизводственных видов деятельности, передаваемых на офшоринг, сегодня лидирует разработка программного обеспечения, но поток становится все более пестрым и широким и начинает захватывать и биотехнологии. По оценкам

McKinsey Global Institute, в ближайшие годы объем передаваемых на офшоринг видов деятельности будет увеличиваться на 30% в год, свыше 3 млн рабочих мест в непроизводственной сфере переместится из США, основного заказчика на мировом рынке, в другие страны. 11

Российские компании успешно осуществляют проекты для крупнейших компаний мира, среди которых Colgate-Palmolive, Procter & Gamble, Italtel, Merrill Lynch, SAP и др. Положительно оценивают свой опыт и крупные иностранные компании, открывшие в России собственные центры разработки. В Россию их привлекает возможность недорого нанять специалистов уникальной квалификации.

В то же время пока не приходится говорить о том, что на глобальном рынке офшоринга Россия занимает достойное ее потенциала место. Так, например, объемы экспорта ИТ-услуг и программного обеспечения достигают, по различным оценкам, от 300 млн до 1 млрд долл. — более чем скромная цифра по сравнению с показателями таких небольших стран, как Израиль или Ирландия, которые ежегодно получают от офшоринга 3 и 8 млрд долл. соответственно. Однако стремительный рост рынка офшоринга дает России шанс наверстать упущенное.

Западные потребители услуг российских разработчиков условно делятся на две основные группы. Первая (на нее, по экспертным оценкам, приходится до 60% оборота рынка) — это компании, столкнувшиеся с проблемой снижения прибыльности, и ищущие пути сокращения издержек. Как инсайдеры рынка, они хорошо осведомлены о возможностях разных стран, в том числе России, не очень требовательны к формальным характеристикам, таким как развитая инфраструктура или доказанный уровень процесса разработки, и при выборе подрядчиков полагаются на собственное мнение и личный опыт. Но у работы с ними есть очевидный минус

— низкие цены, ведь в основном западные компании нанимают российских специалистов как субподрядчиков.

Куда более значительные доходы можно получать, повысив привлекательность страны для заказчиков другой группы, компаний — конечных потребителей, то есть предприятий из разных отраслей, в том числе связанных с биотехнологиями и разработкой лекарств, которых не удовлетворяют результаты, достигнутые их европейскими и американскими лабораториями. Но, чтобы привлечь эти компании, и стране в целом, и отдельным компаниям нужно приложить большие усилия, поскольку работа на крупных заказчиков требует соответствующих условий ведения бизнеса, навыков и масштабов производства, определенных маркетинговых подходов. Крупные западные компании уже сотрудничают с Россией, однако в основном они отдают заказы собственным, расположенным в России центрам разработки, а не отечественным компаниям.

11 Офшоринг в России и в мире// http://www.cbio.ru/article.php?storyid=381

Это тоже неплохо: создаются рабочие места, укрепляется репутация страны. Не стоит забывать, что индийские компании, ныне господствующие на мировом рынке офшоринга, начали развиваться только после того, как западные гиганты стали открывать в Индии свои центры и предъявили миру потенциал страны, обучив достаточное для взрывного роста офшоринга количество специалистов. По нашему мнению, этот путь достаточно реален и для экономики России.

Мировая торговля программным обеспечением на основе заключения лицензионных договоров широко развивается через оффшорные территории. Если права на использование и распространение программного обеспечения принадлежат оффшорной компании, то она может заключать сублицензионные соглашения с другими компаниями, заинтересованными в использовании данных прав по всему миру. Лицензионные платежи - роялти, - получаемые по сублицензионным соглашениям, накапливаются на счетах оффшорной компании, и при правильном выборе юрисдикции и при правильном ведении отчетности (если это необходимо) удерживаемые налоги могут быть сведены к минимуму.

Иностранные компании - владельцы прав на программное обеспечение - в настоящее время, когда высок уровень нелегального использования программного обеспечения, соглашаются заключить лицензионный договор с оффшорной компанией лишь после проверки надежности компании. Поэтому во многих случаях «классические» оффшорные юрисдикции не подходят для использования при заключении лицензионных договоров на мировом рынке программного обеспечения.

Кроме того, между многими странами существуют соглашения об избежании двойного налогообложения - соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения, в том числе доходов от авторских прав и лицензий. Юрисдикции, имеющие такие соглашения, как правило, не фигурируют в «черных» списках оффшорных зон, что повышает престиж юрисдикции.

Поскольку «классические» оффшорные зоны обычно не имеют соглашений об избежании двойного налогообложения, в схемах с выплатой роялти, как правило, в качестве промежуточного элемента используются компании из «неклассических» оффшорных зон, которые такие соглашения имеют (например Нидерланды). Хотя имеются исключения. Например, Кипр, несмотря на то что являлся до 8 февраля 2010 г. оффшорной территорией12, еще в 1998 году подписал Соглашение об избе-

12 Указание ЦБР от 8 февраля 2010 г. N 2394-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317 -У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» // http://base.garant.rU/12173997/#121

жании двойного налогообложения с Российской Федерацией13.

Таким образом, подходить к выбору юрисдикции при создании оффшорной компании для деятельности на мировом рынке программного обеспечения необходимо очень тщательно, основываясь на особенностях каждой отдельной юрисдикции и на получаемых экономических выгодах.

3. ВЫБОР ЮРИСДИКЦИИ ОФФШОРНОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Классификация оффшорных юрисдикций

Существует несколько разных классификаций оффшорных юрисдикций (по данным различных консалтинговых компаний):

1. Деление на две группы по наличию налогообложения:

- страны, облагающие оффшорную компанию минимальным налогом (например, Люксембург, Швейцария);

- страны, полностью освобождающие оффшорную компанию от налогообложения (например, Британские Виргинские Острова, Белиз, Каймановы Острова).

2. Деление на три группы по возможности идентификации реальных владельцев и по требованиям к отчетности и налоговому режиму14:

- зоны, не требующие отчетности, с высокой степенью конфиденциальности (например, Багамы, Британские Виргинские острова);

- зоны, где ведется достаточно строгий контроль над деятельностью компаний, но предоставляют весьма значительные налоговые льготы, что позволяет находить более серьезных партнеров (например, Сейшелы, Ирландия);

- зоны, где иностранным компаниям предоставляется возможность заниматься коммерческой деятельностью, однако со значительными налоговыми льготами (например, Кипр, Великобритания);

3. ЦБ РФ делит все оффшорные зоны на 3 группы по степени доверия к регламентированию финансовых операций согласно Списку оффшорных зон в Приложении №1 к Указанию ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных

13 Соглашение от 05.12.1998 между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // http://www.1awcabinet.ru/mezhdunarodnie%20akti/366.htm1

14 По данным консалтинговой компании ООО «ЯвР» // http://off-re.ru/

зонах)» (с изменениями от 8 февраля 2010 г.)15. При этом зоны первой группы не требуют резервирования средств для проведения финансовых операций, вторая группа предполагает наличие резерва в размере 25%, третья - 50% (указаны в Приложении 1 к данной статье).

Характеристика оффшорных юрисдикций

Перед тем как рассмотреть, как работают в реальности схемы с оффшорными компаниями на мировом рынке программного обеспечения, рассмотрим кратко наиболее используемые «классические» (таблица 1) и «неклассические» (таблица 2) оффшорные юрисдикции и их характеристики.

Таблица 1

Сравнительная характеристика «классических» оффшорных юрисдикций

Общие характеристики Британские Виргинские острова Сейшельские острова Белиз

Раскрытие информации о бенефициаре нет нет нет

Налогообложение оффшорной деятельности отсутствует отсутствует отсутствует

Налог на прибыль - - -

Требования ежегодной отчетности

Годовой отчет нет нет нет

Финансовый отчет нет нет нет

Отчисления государству

Минимальный ежегодный налог/ лицензионный сбор 300 долл. - если уставный капитал не превышает 50,000 долл.; 350 долл. -если уставный капитал не превышает 50,000 долл., и все акции либо их часть - без номинальной стоимости; 1,000 долл. -если уставный капитал превышает 50,000 долл. 1) Уставный капитал превышает 100 000 долл. - 100 долл. 2) Уставный капитал не превышает 100 000 долл. - 1000 долл. 100 долл. - если уставный капитал не превышает 50,000 долл.; 350 долл. - если уставный капитал не превышает 50,000 долл., и все акции либо их часть -без номинальной стоимости; 1,000 долл. - если уставный капитал превышает 50,000 долл.

15 Указание ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317 -У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // http://base.garant.ru/12132411/

Общие характеристики Британские Виргинские острова Сейшельские острова Белиз

Стоимость регистрации и первого года обслуживания Около 2200 долл. Около 1250 долл. Около 1200 долл.

Источник: составлено на основе данных, предоставленных консалтинговой компанией КоЛе&Бийау

«Классические» оффшорные юрисдикции одинаково подходят для создания оффшорной компании, если необходимо полное отсутствие налогообложения, отчетности перед государственными органами, соблюдение высокой степени конфиденциальности, однако различаются по стоимости создания и поддержания, престижности (более престижно создать оффшорную компанию в наиболее используемых юрисдикциях и законодательство которых активно поддерживает оффшорный бизнес) и также по разным субъективным критериям (близость к Европе, советы знакомых или специалистов и т.д.).

Отсутствие налогов и соблюдение полной конфиденциальности всех финансовых вопросов в «классических» оффшорных юрисдикциях очень помогает бизнесу, особенно на этапе его формирования и развития, однако, если необходимо сотрудничать с различными солидными компаниями, то лучше выбирать более респектабельную юрисдикцию. Более респектабельные компании, как правило, нельзя отнести к оффшорным юрисдикциям в чистом виде, ввиду иного характера организации налоговой политики. Однако при грамотном использовании регистрация в таких зонах также принесет существую выгоду и экономию финансовых средств. В таких зонах, как, например, указанных в таблице 2, является обязательной отчетность, однако и доверие к компаниям, зарегистрированным в данных юрисдикциях, намного выше.

Таблица 2

Сравнительная характеристика «неклассических» оффшорных юрисдикций

Общие характеристики Кипр Нидерланды Великобритания

Раскрытие информации о бенефициаре да нет нет

Налогообложение оффшорной деятельности да / нет да да

Налог на прибыль 10% 20% при доходе до 35,000 долл.; 23.5% - при доходе до 84,000 долл.; 25.5% при доходе выше 84,000 долл. 30%

Общие характеристики Кипр Нидерланды Великобритания

Требования ежегодной отчетности

Годовой отчет да нет да

Финансовый отчет да да да

Отчисления государству

Минимальный ежегодный налог / лицензионный сбор не предусмотрено 210 долларов отсутствует

Сбор за годовую отчетность отсутствует отсутствует 24 доллара

Источник: составлено на основе данных, предоставленных консалтинговой компанией Roche&Duffay

Проанализировав данные таблиц 1 и 2, можно сделать вывод, что по получаемым экономическим выгодам и по респектабельности самой оптимальной юрисдикцией для деятельности на мировом рынке программного обеспечения является Кипр.

Схемы деятельности оффшорных компаний на мировом рынке программного обеспечения (на примере юрисдикции Кипра)

Кипр является одним из лидеров по объему инвестиций в Россию (за январь-июнь 2010 года 3,12 млрд долларов, в 2008 году - 56,9 млрд долларов), все компании из верхней части российского списка Forbes ведут бизнес через зарегистрированные там свои компании16.

После вхождения Кипра в Евросоюз 1 мая 2004 года республика начала терять свою привлекательность как оффшорная зона. Несмотря на то что ставка налога на прибыль была увеличена с 4,25% до 10% вследствие вступления в силу нового Закона о налогах на доход17, на данный момент эта ставка самая низкая по всей Европе. Кипр в настоящее время не является оффшорной зоной в чистом виде, поскольку все кипрские компании в обязательном порядке проходят полноценную процедуру государственной регистрации, сдают в налоговые органы финансовую отчетность. Кипр также привлекателен наличием заключенных с больших количеством разных стран соглашений об избежании двойного налоогобложения. В соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения между Кипром

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Кипр снимает защиту // http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/246106/kipr_ snimaet_zaschitu

17 The Income Tax Law of 2002. No.118(I)/2002, 15.07.2002 // http://cypruslaw.narod.ru/ laws/Cyprus_Income_Tax_Law_2002.pdf

и Российской Федерацией18 и ст.310-312 Налогового Кодекса РФ19 роялти, выплачиваемые нерезиденту России, будут облагаться налогом только на территории государства-нерезидента, то есть на Кипре, по низкой ставке налога.

Поскольку большинство «классических» оффшорных зон не имеет соглашений

об избежании двойного налогообложения с развитыми странами, при выплате роялти в оффшорную компанию в стране, откуда выплачивается доход, взимается налог у источника. Но в определенных случаях уплаты налога можно избежать или уменьшить его ставку, если использовать в схеме в качестве транзитного элемента компанию из налогооблагаемой страны (например Кипр), с которой налоговое соглашение имеется (схема 1). На Кипре облагается налогом разница между полученными и выплаченными роялти по ставке 10%. Маржа между выплаченными и полученными роялти может быть 1-3%, поэтому эффективная ставка налога будет составлять десятые доли процента. Налога у источника на Кипре (Withholding Tax - налог на доходы нерезидента, который взимается у источника при выплате дохода за рубеж) на исходящие роялти не возникает. При этом налога на доход и на исходящие роялти, как и в любой «классической» оффшорной юрисдикции, на Британских Виргинских островах не возникает.

Схема 1

Схема деятельности с использованием «классической» оффшорной юрисдикции

Российская компаній 4 Сублиценмн Кипрская 4 Лицензия компания 4 Лицензия ( \

— Роялти компзнт Роялти —► на Британ. — Роял-™ Лнцензиар^

0% (резидент/ 0% Вирг.о-вах 0% \ /

-т,

Источник: на основе материалов Семинара «Налогообложение дивидендов, процентов, роялти. Сравнительный анализ соглашений европейских государств» консалтинговой компании GSL Law & Consulting

Однако преимущества от использования кипрской юрисдикции в качестве транзитной на мировом рынке программного обеспечения можно и без использования «классической» оффшорной юрисдикции. К тому же, правообладатели интеллектуальной собственности, вследствие большого количества нарушений прав, редко соглашаются заключать лицензионные договоры с компанией, зарегистрированной в «классической» оффшорной юрисдикции.

18 Соглашение от 05.12.1998 между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // http://www.lawcabinet.ru/mezhdunarodnie%20akti/366.html

19 Налоговый Кодекс РФ Часть 2 от 05.08.2000г. N 117-ФЗ // http://www.consultant.ru/ popular/nalog2/3_4.html#p8825

Согласно новому налоговому законодательству Кипра (применяется с 1 января 2003 г.)20, благодаря которому Кипр потерял статус «классической» оффшорной юрисдикции, кипрские компании могут быть резидентными (если они управляются с Кипра) или нерезидентными (в противном случае).

Нерезидентная компания не платит налогов на доходы, полученные вне Кипра, однако не попадает под действие налоговых договоров Кипра (Схема 2).

Схема 2

Схема деятельности с использованием нерезидентной кипрской компании

Источник: на основе материалов Семинара «Налогообложение дивидендов, процентов, роялти. Сравнительный анализ соглашений европейских государств» консалтинговой компании GSL Law & Consulting

Таким образом, при выплате роялти из Российской Федерации они будут облагаться налогом у источника по ставке 20% (согласно ст.284 Налогового Кодекса РФ21), на Кипре налога не возникает. Налога у источника при распределении прибыли кипрской компании не возникает. Использование такой компании эквивалентно с точки зрения экономических выгод использованию компании из любой другой безналоговой оффшорной юрисдикции.

Схема 3

Схема деятельности с использованием резидентной кипрской компании

Источник: на основе материалов Семинара «Налогообложение дивидендов, процентов, роялти. Сравнительный анализ соглашений европейских государств» консалтинговой компании GSL Law & Consulting

20 The Income Tax Law of 2002. No.118(I)/2002, 15.07.2002 // http://cypruslaw.narod.ru/ laws/Cyprus_Income_Tax_Law_2002.pdf

21 Налоговый Кодекс РФ Часть 2 от 05.08.2000г. N 117-ФЗ // http://www.consultant.ru/ popular/nalog2/3_4.html#p8825

При использовании резидентной компании, которая попадает под налоговый договор Кипра с Российской Федерацией, налог у источника при выплате роялти из Российской Федерации не взимается. Полученные резидентной кипрской компанией роялти входят в налогооблагаемую базу, при этом ставка налога составляет 10%. Отчисляя 10% от полученной прибыли государству Кипра, группа компаний существенно увеличивает свою прибыль, так как в России налог составляет 20%.

Таким образом, помимо большого количества различных юрисдикций, которые можно использовать, при выборе схемы деятельности на мировом рынке существует множество вариантов построения данной схемы. Наиболее используемым вариантом считается последний, то есть открытие «своей» кипрской резидентной компании, так как в данном случае можно получить и выгоды от международного налогового планирования и поддержать свой престиж, введя в схему респектабельную кипрскую юрисдикцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время международный бизнес в построении схемы своей работы обязательно учитывает степень налоговой привлекательности стран, где ему предстоит действовать, что называется международным налоговым планированием, то есть легитимная (не противоречащая закону) деятельность по минимизации налогов в международном бизнесе. Вследствие этого в построении схемы деятельности на мировом рынке программного обеспечений часто используются транзитные компании, создаваемые в определенных юрисдикциях, с помощью которых возможно получить налоговые выгоды.

В конце 2007 г. Министерство юстиции России зарегистрировало список оффшоров, утверждённый ранее Минфином. Он вступил в силу с 1 января 2008 г., одновременно с поправками в Налоговый кодекс, освобождающими от налогов дивиденды, которые получают материнские компании от своих «дочек» при условии участия в их капитале не менее 50% (но не менее 500 млн руб.). Компании, зарегистрированные на территориях из списка, лишены этой налоговой льготы. Критериев отнесения к этому списку было два: налогообложение прибыли ниже, чем 2/3 от существующего в России (базовая ставка налога на прибыль - 24%), а также «непредоставление информации».

«Борьба с оффшорами» является одной из целей Минфина. В пояснительной записке к законопроекту о поправках к Налоговому кодексу отмечалось, что «как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в РФ через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, где действует льготный режим налогообложения дивидендов». «Таким образом, на практике Россия не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулировать их деятельность в соответствии с российским законодательством», - сетовал Минфин.

А потому стратегической задачей этих поправок было стимулирование возврата средств в Россию и создание здесь центра прибыли и управления холдингами. .22

Оффшорные компании обладают большим количеством преимуществ, наиболее важные из которых - льготный налоговый режим, несложность создания и небольшие расходы на содержание по сравнению с теми экономическими выгодами, которые можно получить, включив такие компании в цепочку деятельности.

В настоящее время на мировом рынке программного обеспечения практически нет ни одной компании, у которой нет своей оффшорной компании, используемой в процессе своей деятельности. При выборе юрисдикции для создания оффшорной компании для деятельности на мировом рынке программного обеспечения необходимо учитывать ряд факторов, наиболее существенные из которых - наличие определенных экономических выгод от использования льготного режима налогообложения и важность респектабельности данной зоны.

Получив общее представление о налоговом законодательстве наиболее используемых стран в схемах деятельности на мировом рынке программного обеспечения, можно сделать вывод, что «классические» оффшорные юрисдикции привлекают отсутствием налогов, но при этом респектабельность такой компании на рынке резко падает вследствие большой конфиденциальности и нахождению таких юрисдикций в «черных списках» международных организаций и национальных государств. В большинстве случаев предприниматели, действующие на мировом рынке программного обеспечения и желающие приобрести статус надежного и уважаемого партнера и при этом увеличить прибыль, стремятся зарегистрировать свою транзитную компанию в «неклассических» оффшорных юрисдикциях, в частности на Кипре.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Соглашение от 05.12.1998 между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // http://www.lawcabinet.ru/mezhdunarodnie%20akti/366.html

Налоговый Кодекс РФ Часть 2 от 05.08.2000г. N 117-ФЗ // http://www.consultant.ru/ popular/nalog2/3_4.html#p8825

Указание ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317 -У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // http://base.garant.ru/12132411/

Указание ЦБР от 8 февраля 2010 г. N 2394-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317 -У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не пред-

22 Оффшоры лишили льгот//http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=298548

усматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // http://base.garant.ru/12173997/#121

Воронина Н.В. Теоретические и методологические основы функционирования офшорных юрисдикций // Финансы и кредит. №9. -2007. - с.56-61.

Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка. - Изд. Эксмо, 2010.

- 1184 с.

Митрофанов Р. А. Использование Кипра и других иностранных юрисдикций: проблемы и решения // Налоговый вестник. Октябрь'2009 - с.157-160.

Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.

Саркисов А.К. Оффшоры: терминологический аспект правопонимания // Право и политика. №9. - 2009. - с.2058-2064.

Данные консалтинговой компании ООО «RGP» // http://off-re.ru/

Данные юридической компании «Клифф» // http://www.offshors.ru/

Данные консалтинговой компании Roche & Duffay // http://www.roche-duffay.ru/

Кипр снимает защиту // http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/246106/kipr_snimaet_ zaschitu

Материалы Семинара «Оффшорные компании и интеллектуальная собственность. Вопросы регистрации торговых марок, авторских прав и планирование платежей роялти» консалтинговой компании GSL Law & Consulting, 01.12.2010 // www.gsl.org

Материалы Семинара «Налогообложение дивидендов, процентов, роялти. Сравнительный анализ соглашений европейских государств» консалтинговой компании GSL Law & Consulting, 01.12.2010 // www.gsl.org

The Income Tax Law of 2002. No.118(I)/2002, 15.07.2002 // http://cypruslaw.narod.ru/laws/ Cyprus_Income_Tax_Law_2002.pdf

C.Criscuolo, M.Leaver Offshore outsorcing and Productivity // http://www.oecd.org/datao-ecd/55/23/35637436.pdf

H.Gorg Globalization, Offshoring and Jobs // http://www.wto.org/english/res_e/ publications_e/ilo_wto_e/IL0-WT001-final.pdf

High-risk and non-cooperative jurisdictions // http://www.fatf-gafi.org/pages/0,3417, en_32250379_32236992_1_1_1_1_1,00.html

Offshore voluntary disclosure / September 2010 // http://www.oecd.org/datao-

ecd/60/31/46244704.pdf www.imf.org www.oecd.org

Приложение 1

1. Первая группа:

1.1. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

- Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк)

- о-в Мэн

1.2. Ирландия (Дублин, Шеннон)

1.3. Утратил силу (Республика Кипр)

1.4. Республика Мальта

1.5. Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган))

1.6. Великое Герцогство Люксембург

1.7. Швейцарская Конфедерация

1.8. Республика Сингапур

1.9. Республика Черногория

2. Вторая группа:

2.1. Антигуа и Барбуда

2.2. Содружество Багамы

2.3. Барбадос

2.4. Государство Бахрейн

2.5. Белиз

2.6. Бруней - Даруссалам

2.7. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории:

- Ангилья

- Бермуды

- Британские Виргинские о-ва

- Монтсеррат

- Гибралтар

- Теркс и Кайкос

- Острова Кайман

2.8. Гренада

2.9. Республика Джибути

2.10. Содружество Доминики

2.11. Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь))

2.12. Республика Коста - Рика

2.13. Ливанская Республика

2.14. Республика Маврикий

2.15. Малайзия (о. Лабуан)

2.16. Мальдивская Республика

2.17. Княжество Монако

2.18. Нидерландские Антилы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.19. Новая Зеландия:

- Острова Кука

- Ниуэ

2.20. Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи)

2.21. Утратил силу (Республика Панама)

2.22. Португальская Республика (о. Мадейра)

2.23. Независимое Государство Западное Самоа

2.24. Республика Сейшелы

2.25. Сент - Китс и Невис

2.26. Сент - Люсия

2.27. Сент - Винсент и Гренадины

2.28. США:

- Виргинские о-ва США

- Содружество Пуэрто - Рико

- штат Вайоминг

- штат Делавэр

2.29. Королевство Тонга

2.30. Демократическая Социалистическая Республика Шри - Ланка

2.31. Республика Палау

3. Третья группа:

3.1. Княжество Андорра

3.2. Исламская Федеральная Республика Коморы:

- Анжуанские о-ва

3.3. Аруба

3.4. Республика Вануату

3.5. Республика Либерия

3.6. Княжество Лихтенштейн

3.7. Республика Маршалловы Острова

3.8. Республика Науру

3.9. Утратил силу (Сербия и Черногория).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.