Оффшорный бизнес в современном мире
В настоящее время с ужесточением бюджетной политики государств, борьбы с налоговым мошенничеством, усилением контроля за финансовыми потоками и введением мер по раскрытию налоговой информации, будущее оффшорных зон ставится под сомнение.
Идея оффшорного бизнеса родилась в конце XIX в. на базе прецедентов британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов и была связана с использованием «гавани удобного флота», а затем распространилась на сферу финансов. Поэтому первоначально «налоговые гавани» создавались в Великобритании и в её бывших колониальных владениях.
После Второй мировой войны многие страны, и даже те, которые не понесли значительных потерь, были вынуждены пересматривать налоговое законодательство, увеличив налогообложение. Многие предприятия, прежде всего крупные, не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли государству и начали искать методы решения данной проблемы. Они заключали особые соглашения со странами, бывшими британскими колониями, не имеющими ни природных, ни интеллектуальных ресурсов. Данные соглашения привели к либерализации налогового законодательства и валютного контроля в обмен на значительные инвестиции в области инфраструктуры. К наиболее «старым» оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только помогали в реализации интересов европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех оффшорных операций.
Форум Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum), созданный при поддержке Министров Финансов и глав Центральных Банков стран Большой Семерки в 1999 году, ввел классификацию финансовой стабильности оффшорных зон с учетом прозрачности и регламентированности - чем она выше, тем надежнее оффшор:
М.И. Старостина
УДК 336.227.5 ББК 65.298 С-773
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
65
► Первая группа: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Герн-си, острова Мэн и Джерси.
► Вторая труппа: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако.
► Третья группа: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.
В 2009 году Форум был переименован в Совет Финансовой Стабильности (Financial Stability Board), основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики, создание международных правил и стандартов для финансовых институтов. Интересен тот факт, что российские компании используют, в основном, оффшорные юрисдикции третьей группы.
В соответствии с Советом, в надежных оффшорных зонах отсутствует банковская тайна, развиты надзорные органы и законодательство. Единственное право, которое за ним признается - наличие налоговых льгот для нерезидентов, а также возможность налогового и финансового планирования. Помимо оптимизации налогообложения, компании получили и другие выгоды, в том числе:
► Гарантию конфиденциальности ведения бизнеса, поскольку компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, освобождены от государственного валютного контроля. Кроме того, конфиденциальность затрагивает и собственников бизнеса - конечных бенефициаров. Например, после теракта в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года, ни Генеральная прокуратура, ни Счетная палата, ни аудиторская проверка не смогли выявить, кто же является конечным собственником аэропорта. Таким образом, только в мае, после официального заявления Заместителя Генерального Прокурора Александра Буксмана о невозможности найти владельца аэропорта, по причине регистрации всех звеньев цепочки владения в оффшорных зонах, компания DME Ltd (холдинговая компания аэропорта), зарегистрированная на острове Мэн, разместила на Лондонской бирже сообщение, в котором говорится, что ее контролирует председатель совета директоров аэропорта1.
► Упрощение процедур регистрации компаний нерезидентами оффшорных зон. Возможность получения выгоды при импорте основных средств. Приобретая иностранное оборудование через оффшорную компанию и инвестируя его в уставный капитал совместного предприятия, компания получает возможность не выплачивать таможенные тарифы и НДС.
► Использование дополнительных условий ведения бизнеса. Гибкое законодательство оффшорных юрисдикций предоставляет собственникам оффшорных компаний возможность заключения кредита в любом банке мира, ведение деятель-
1 http://lenta.ru/articles/2011/05/19/domodedovo
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
ности в форме, отсутствующей на внутреннем рынке страны. Такие условия необходимы компаниям, ориентирующим свой бизнес на внешний рынок, поскольку способствуют решению проблем привлечения иностранных кредитов и инвестиций.
► Возможность создания наиболее эффективных юридических баз по разрешению споров. В целях сведения к минимуму рисков в правовой сфере и рисков неполучения платежей при осуществлении сделок по слиянию или поглощению, или в связи с проведением IPO на иностранных финансовых рынках используются оффшорные компании.
► Возможность сохранности денег и имущества, которые числятся за владельцами в оффшорных юрисдикциях.
Перечисленные выгоды, предоставляемые компаниям при регистрации в оффшорных зонах, мотивируют собственников использовать их для ведения своего бизнеса. Поэтому из налоговой гавани оффшорные юрисдикции переросли в крупнейшие финансовые центры. Более 25% мирового капитала и до 60% финансовых потоков в мире проходят именно через оффшорные зоны2. Например, в 2012 году объем российских инвестиций в оффшорные финансовые центры составил примерно 73% общего объема инвестирования3.
Таблица 1
Крупнейшие страны-реципиенты и страны-инвесторы в 2012 году
Место Страна-реципиент Млрд долларов Место Страна-инвестор Млрд долларов
1 США 168 1 США 329
2 Китай 121 2 Япония 123
3 Гонконг 75 3 Китай 84
4 Бразилия 65 4 Гонконг 84
5 Британские Виргинские острова 65 5 Великобритания 71
6 Великобритания 62 6 Германия 67
7 Австралия 57 7 Канада 54
8 Сингапур 57 8 Россия 51
9 Россия 51 9 Швейцария 44
10 Канада 45 10 Британские Виргинские острова 42
11 Чили 30 11 Франция 37
2 http://investgazeta.net/praktika/oifshornyj-menedzhment-133019/
3 http://expert.ru/northwest/2012/35/raz-investor-dva-investor/media/155801/
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
67 Q
Место Страна-реципиент Млрд долларов Место Страна-инвестор Млрд долларов
12 Ирландия 29 12 Швеция 33
13 Люксембург 28 13 Республика Корея 33
Источник: World Investment Report 2013. UNCTAD.
Исходя из данных отчета UNCTAD, Британские Виргинские острова являются одним из крупнейших инвесторов и реципиентов инвестиций, объем сделок слияний и поглощений достиг 2 млрд долларов4 в 2012 году. В начале 2013 года из-за банковского кризиса на Кипре, главной налоговой гавани российских компаний, Британские Виргинские острова привлекли 31,66 млрд долларов прямых инвестиций из России5, и за I квартал их доля достигла 47% всех прямых российских инвестиций за рубеж6. Так, например, компании Alfa Petroleum Holdings Limited и OGIP Ventures Ltd., зарегистрированные на Виргинских островах, выступили продавцами 50% ТНК-ВР от лица консорциума AAR. Сумма сделки составила 28 млрд долларов7.
Крупнейшие инвесторы и реципиенты российских инвестиций в 2011 году8
Рисунок 1
4 World Investment Report 2013. UNCTAD.
5http://www.themoscowtimes.com/business/article/russian-investors-flock-to-virgin-islands-after-cypriot-crisis/484719.html#ixzz2qYguB019
6http://www.vedomosti.ru/finance/news/15299531/virginskie-ostrova-poluchili-pochti-50-pryamyh-zarubezhnyh#ixzz2qYifGioO
7http://www.vedomosti.ru/finance/news/15299531/virginskie-ostrova-poluchili-pochti-50-pryamyh-zarubezhnyh#ixzz2qYifGioO
8 World Investment Report 2013. UNCTAD.
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
Основными источниками прямых иностранных инвестиций являются кипрские компании. Так, за пятилетний период (1997-2011 года) было зарегистрировано более 6 000 компаний, участвующих в российском капитале9.
Рисунок 2
Распределение кипрских инвестиций в Россию по секторам экономики, 2011 год10
Таким образом, кипрские инвестиции были распределены с учетом возможности получения наибольшей прибыли. Доля кипрских инвестиций в одну из наиболее динамичных отраслей российской экономики, недвижимость, составила 34%, в то время как в отрасли, требующие значительных капиталовложений, промышленность, ЖКХ и сельское хозяйство, - всего 12%. Несомненно, позиция Кипра, как основного инвестора, пошатнулась после финансового кризиса в марте 2013 года, но он удержал свое ведущее положение.
В настоящее время споры об ограничении деятельности оффшорных зон набирают «новые обороты». С одной стороны, страны очень часто не могут предложить бизнесу требуемые условия деловой активности: сокращение налогового бремени, упрощение процедур регистрации, защиты персональных данных, более гибкое ведение бизнеса, создание более подходящей юридической базы для решения споров, а также доступ к заемным ресурсам иностранных государств.
9 http://www.css.ethz.ch/pubИcations/pdfs/RAD-140-2-6.pdf
10 http://www.css.ethz.ch/publications/pdfs/RAD-140-2-6.pdf
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
69 ^
С другой стороны, можно выделить ряд негативных факторов деятельности оффшорных юрисдикций для государств и мирового сообщества в целом.
Наличие оффшорных зон способствовало бюджетному кризису в ряде стран, связанному с низкими поступлениями налоговых средств в бюджет. В Германии потери от уклонения выплаты налогов ежегодно оцениваются 50 млрд евро11. По состоянию на 2011 год, потери бюджета США от недоплаты налогов оценивались в 345 млрд долларов, в том числе за счет использования оффшорных схем более 100 млрд долларов. Около 290 американских компаний из списка Fortune 500 держат свои средства в оффшорах, среди них Dell, Nike, Microsoft и Apple, которые минимизировали налоговые выплаты с помощью налоговых гаваней на сумму 127 млрд долларов12.
Рисунок 3
Рейтинг оффшорных юрисдикций по количеству налоговых санкций в 1990-2012 годах13
Лихтенштейн КитаЯ <Д онконг>
Налоговые потери России в 2012 году составили не менее 50 млрд долларов14. Немаловажную роль в борьбе с оффшорными зонами играет нелегальный вывоз капитала. За последнее десятилетие из развивающихся стран было вывезено около 6 трлн долларов15.
11 http://www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcat=103
12 http://tjn-usa.org
13 Оценка по данным судебной статистики, Консультант Плюс
14 http://regnum.rU/news/economy/1735693.html#ixzz2mzoA6hD4
15 http://iff.gfintegrity.org/iff2012/2012report.html
Moi
2'
^^ Британские .Виргинские острова
1 2° п
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
Таблица 2
Рейтинг 10-и развивающихся стран по оттоку капитала в 2012 году
Страна Отток капитала, млрд долл.
Китай 2740
Мексика 476
Малайзия 285
Саудовская Аравия 210
Россия 152
Филиппины 138
Нигерия 129
Индия 123
Индонезия 109
ОАЭ 107
Источник: составлено автором на основе Report from Global Financial Integrity 2012 December
Проблема вывоза капитала для российской экономики стоит очень остро, Россия занимает 5 место, причем отток капитала идет в основном за счет крупных компаний. Если рассматривать период Мирового финансового кризиса, то 200 млрд рублей из 5 трлн рублей, выделенных руководством Российской Федерации для выхода из кризиса, были размещены на счетах в иностранных банках, в том числе и в оффшорах16.
Возможность легализации доходов, полученных преступным путем, и как результат, проблема финансирования терроризма. Ежегодно в мире легализуется более 1,6 трлн долларов доходов17. Де-юре такие сделки выглядят законными, но их трудно проверить, поскольку, одним из принципов оффшорных зон является конфиденциальность информации о зарегистрированных юридических лицах и нераскрытие конечных бенефициаров, более того, в некоторых оффшорных юрис-дикциях не предусматривается предоставление финансовой отчетности.
16 http://ecpol.ru/component/content/article.html?id=856
17 http://www.rg.ru/2013/07/30/nechaev.html
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q
Противоречивость действия оффшорных зон в настоящее время только усиливается: они продолжают оставаться генераторами мировых финансовых потоков и привлечения инвестиций (на оффшорные юрисдикции приходится 14-17% трансграничных финансовых активов и обязательств банков)18, с одной стороны, и с другой, они усиливают влияние теневой экономики.
В условиях растущих бюджетных дефицитов оффшорные зоны стали одной из главных мишеней антикризисных программ как мирового сообщества в целом, так и ведущих экономик - доноров оффшоров19.
На саммите О 20, проходившем в 2009 году в Лондоне, ограничение влияния «налоговых гаваней» стало ключевым вопросом обсуждения, в результате которого на Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) возложили ответственность за публикацию списка стран, нарушающих международные стандарты по обмену налоговой информацией, в целях защиты своих финансовых систем. В том же году впервые ОЭСР опубликовала белый, серый и черный списки, разделив оффшорные страны в соответствии с соблюдением норм в сфере налогообложения и раскрытия информации.
В «черный список» вошли 4 страны (Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай), которые отказались от обмена налоговыми данными и принятия мер в борьбе с налоговым мошенничеством.
В «серый список» вошли 38 государств (Ангилья, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, БВО, Вануату, Гибралтар, Гренада, Доминика, Теркс и Кайкос, Каймановы острова, острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Монтсеррат, Маршалловы острова, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария), которые согласились сотрудничать с ОЭСР, но не предприняли никаких мер по пересмотру своего законодательства.
В «белый список» попали 42 юрисдикции (Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова, США, Германия, Гернси (коронное владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (коронное владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (не включая Гонконг и Макао), Республика Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Остров Мэн, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшельские Острова, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Французская Респу-
18 http://www.forbes.ru/sobytiya-column/finansy/82075-borba-s-ofshorami-prognoz-voennyh-deistvii
19 Хейфец Б.А. Антиофшорное наступление мирового сообщества и российская политика. Финансы.-2010.-№2-с.12-18
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
блика, Швеция, Япония), заключившие с ОЭСР соглашения о сотрудничестве и внесшие поправки в свои законодательства о банковской прозрачности. Мировое сообщество также заявило о готовности применения особых мер к странам «серого и черного списков», включающие введение повышенных требований к раскрытию информации людьми, переводящими в эти сраны денежные средства и отказ от инвестиционных проектов в данных странах.
Угроза репутационного риска заставила государства «черного и серого списков» принять принципы ОЭСР об обмене налоговой информацией. В результате, 16 июля 2009 года «черный список» был полностью ликвидирован, а входившие в него Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай перешли в «серый список». В том же году было подписано более 195 соглашений об обмене информацией и внесены изменения более чем в 110 договоров об устранении двойного налогообложения, из которых 13% - с оффшорными юрисдикциями. Около 19 юрисдикций поддержали политику обмена информации и были переведены из «серого списка» в «белый» к январю 2010 г., а к 2012 году 90 стран провели налоговые реформы для того, чтобы попасть в «белый список».
Таблица 3
Изменение списков юрисдикций по степени соответствия стандартам обмена налоговой
информацией20
02.04. 16.07. 02.09. 08.12. 02.07. 14.09. 15.12. 18.05. 05.12.
Список 2009 2009 2009 2009 2010 2011 2011 2012 2012
Белый 40 44 50 59 74 87 89 89 90
Серый 38 40 36 27 14 5 3 3 2
Черный 4 0 0 0 0 0 0 0 0
Всего 82 84 86 86 88 92 92 92 92
Источник: www.oecd.org
На деятельность оффшорных зон оказывает влияние международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма (Financial Action Task Force или ФАТФ), объединяющий 36 государств, включая Россию21. Основным инструментом ФАТФ в реализации своей функции являются 40 рекомендаций в сфере преступного отмывания доходов и финансирования терроризма, которые подвергаются ревизии один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию
20 Официальный сайт - www.oecd.org
21 Официальный сайт - www.fatf-gafi.org
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
73 Q
терроризма, разработанные после событий 11 сентября 2001 года. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005)22, эти рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами - членами ООН.
В начале 2010 года параллельно с ОЭСР ФАТФ опубликовала «черный список» стран, которые разделила на три категории:
► страны, где из-за недостатков национального режима для международной финансовой системы возникает угроза отмывания денег и финансирования терроризма. В эту категорию попала одна страна - Иран, и ФАТФ призывает принять контрмеры в отношении него;
► страны, в чьих национальных системах противодействия отмыванию денег имеются значительные со стратегической точки зрения недостатки, и которые не разработали план по их устранению к февралю 2010 года: Ангола, КНДР, Эквадор и Эфиопия;
► страны с существенными недостатками системы по борьбе с отмыванием денег: Пакистан, Туркмения, Сан-Томе и Принсипи, которые не были исправлены властями этих государств.
В соответствии с последним документом ФАТФ (21 июня 2013 год), было обозначено два списка. В «черный список» вошли страны с наибольшим уровнем риска, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применять меры для защиты международной финансовой системы от сохраняющихся значительных рисков отмывания денег и финансирования терроризма, к которым относятся Иран и КНДР, но такое распределение не исключает и политическую подоплеку. В «темно-серый список» входят страны со стратегическими недостатками национальных режимов, которые не выполняют разработанный совместно с ФАТФ план действий по их устранению: Вьетнам, Индонезия, Йемен, Кения, Мьянма, Пакистан, Сан Томе и Принсипи, Сирия, Танзания, Турция, Эквадор и Эфиопия.
В настоящее время правительства стран ужесточают политику, касающуюся оффшорных зон по двум направлениям:
► уменьшение использования схем минимизации налоговых сборов с использованием оффшорных юрисдикций;
► рост роли международного сотрудничества в обмене финансовой информацией, в том числе касающейся реальных бенефициаров оффшорных компаний.
Так, в 2010 году был принят закон о зарубежных счетах граждан США (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), согласно которому финансовые организации во всем мире должны раскрывать сведения о счетах частных американских налогоплательщиков и о компаниях, которые на 10% контролируются граждан-
22 http://www.customsunion.by/org/271.html
^ 74
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
ми США23. По сути, FATCA становится главным механизмом, направленным на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США. Для этого банки, брокеры, инвестиционные фонды и даже некоторые страховые компании должны заключать соглашения с Налоговым управлением США (IRS) и выступать налоговыми агентами по операциям американских налогоплательщиков. В противном случае банки с 2014 г. должны будут платить сбор в размере 30% с любых транзакций из США, которые проходят по счетам данного банка.
В 2009 и 2011 годах США провели налоговые амнистии для оффшорных капиталов, позволяющие налогоплательщикам погасить налоговые обязательства, заплатив штрафы за просрочку в размере значительно ниже, чем установлено действующим законодательством. Взамен компании получили гарантию от будущего административного преследования.
Также США проводят политику давления на швейцарские банки с целью раскрытия ими информации об имеющихся зарубежных счетах американских налогоплательщиков. Например, в начале 2013 года старейший частный банк Швейцарии, Wegelin & Co, объявил о прекращении своей деятельности после того, как руководство банка признало свою вину в помощи американским гражданам в уклонении от уплаты налогов на общую сумму в 1,2 млрд долларов. В качестве компенсации и штрафов банк согласился выплатить властям США 57,8 млн дол-
ларов24.
Что касается стран Европейского союза, то ряд успешных налоговых амнистий для оффшорных капиталов были проведены Италией (2009-2010 гг.) и Великобританией (2009-2010 гг.).
В марте 2012 года Великобритания приняла новые общие правила против финансовых злоупотреблений - General Anti-Avoidance Rules (GAAR), которые направлены на предотвращение уклонения от уплаты налогов.
В странах ЕС был введен налог на финансовые транзакции, первой страной была Франция (август 2012 года). Еврокомиссия разрешила еще 10 странам ЕС ввести налог на финансовые операции в начале 2013 года, а именно: Германии, Австрии, Бельгии, Греции, Португалии, Словении, Италии, Испании, Словакии и Эстонии. Согласно предложению Еврокомиссии, сделки по приобретению облигаций и акций будут облагаться налогом 0,1%, сделки с производными финансовыми инструментами - 0,01%.
В октябре 2010 г. решением министров внутренних дел и юстиций стран Евросоюза была создана Eurifisc - общеевропейская система по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Основной задачей, стоящей перед Eurifisc, является отслеживание
23 http://www.treasurers.org/system/files/Dec13Jan14TTfatca46-47.pdf
24 http://lenta.ru/news/2013/01/04/wegelin
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
75 Q
уклонения от уплаты НДС. Также на территории ЕС вводится общая консолидированная налоговая база - Common Consolidated Corporate Tax Base (CCTB), которую можно охарактеризовать как наднациональную налоговую систему.
Общая налоговая база будет распределена между членами Европейского союза в соответствии с формулой25, учитывающей капитал, занятость и уровень продаж.
Особый этап в развитии антиоффшорного наступления стран ЕС начался после докладов США об использовании лазеек в законодательстве для снижения налогов компаниями, работающими в ЕС. В их числе были Apple, Microsoft, Google, Hewlett-Packard, Amazon.com и Starbucks. Еврокомиссия предложила внести корректировки в налоговую директиву 1990 года, которая позволяла корпорациям, дочерние компании которых работают в разных странах ЕС, использовать различия в налоговых режимах для снижения налоговых выплат, а именно: переводить прибыль в материнские структуры в виде дивидендов без уплаты налогов или снижать прибыль за счет процентов по кредиту аффилированной компании. Так, компания Apple Sales International, зарегистрированная в Ирландии, в 2009-2012 гг. заплатила по договору о разделе затрат материнской компании примерно 5 млрд долл., а торговля продукцией Apple принесла ей 74 млрд долл.26
Для удержания своих позиций оффшорные юрисдикции также вносят изменения в свое законодательство. В мае 2013 года ведущими оффшорными юрис-дикциями - Каймановыми, Бермудскими, Британскими Виргинскими островами, Гибралтаром, островами Гернси, Джерси и Мэн - были заключены соглашения с Великобританией, а также Германией, Францией, Италией и Испанией об автоматическом обмене налоговой информацией27.
Рост налогового мошенничества, использующего оффшорные зоны, вызвал общественное недовольство, и в апреле 2013 г. появилось сообщение об антиоффшорном расследовании Международного консорциума расследовательской журналистики (ICIJ), который планирует постепенно выложить в Интернет информацию о почти 130 тыс. оффшорных компаний и трастов из более чем 170 юрисдикций. В исследовании участвовали 80 журналистов из 46 стран, работающих в The Guardian, BBC, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Washington Post, CBC, Le Soir и других изданиях. Журналисты изучили более 2,5 млн документов, содержащих сведения о владельцах оффшорных счетов28.
В России развитие нормативной базы в регулировании оффшорного финансирования занимает особое место, так как приток 80% прямых инвестиций и 70% портфельных инвестиций и отток 80% инвестиций из России происходит через
25 http://epub.wu.ac.at/428/1/document.pdf
26 http://www.vedomosti.ru/politics/news/19268651/uravnyat-nalogi
27 Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика. Вопросы экономики.-2013.-№7-с.29-48
28 Secret Files Expose Offshore's Global Impact/ICIJ.2013. April. www.icij.org/offshore/ secret-files-expose-offshores-global-impact.
^ 76
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
оффшорные зоны.29 В течение последних лет был принят ряд комплексных мер по деоффшоризации экономики, включающий:
- пересмотр Соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Латвией, Италией и Швейцарией, касающийся обмена информацией между налоговыми органами договаривающихся государств, в том числе находящейся в распоряжении банков, кредитных организаций, агентов и доверительных управляющих.
- принятие норм на выявление «пустых» холдингов, создаваемых только для получения льгот по налогообложению;
- ограничение на применение льготных ставок по дивидендам в размере 5% для отдельных операций;
- вывод из под льготного налогообложения операции с недвижимостью через оффшорные компании.
Однако такие новации не были подкреплены ужесточением санкций в Налоговом кодексе РФ30. Изменения в нем касались трансфертного ценообразования (1 января 2012 года). В частности, был введен обязательный контроль всех внешнеторговых сделок с оффшорными компаниями на сумму более 60 млн руб. в год, в том числе: определен четкий круг взаимозависимых лиц, прописан порядок и методы определения рыночной цены для целей налогообложения. При невыполнении данных условий, налоговые органы могут пересчитать цены, которые были выявлены как нерыночные, и доначислить налоги только в судебном порядке. До 2017 года штраф не будет превышать 20% недополученных средств (затем 40%)31.
Уголовный кодекс РФ также претерпел некоторые изменения в 2011 году: появились две статьи, направленные на борьбу с фирмами-однодневками. В статье 173.1 установлены санкции за незаконное создание компаний через подставных лиц, а в статье 173.2 предусмотрена ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, с целью создания фирмы-однодневки. При этом санкции предусматривают как крупные штрафы, так и уголовную ответственность.
Вопрос деоффшоризации российской экономики очень противоречивый. В.В. Путин в послании Федеральному собранию отметил, что доходы оффшорных компаний, принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по российскому законодательству. Компании, работающие в России и зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, не должны получать государственной поддержки и быть
29http://www.forbes.ru/sobytiya-column/finansy/82075-borba-s-ofshorami-prognoz-voennyh-deistvii
30 http://expert.ru/expert/2013/20/konets-sinekuryi/
31 Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика. Вопросы экономики.-2013.-№7-с.29-48
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
77 0
допущены к выполнению госконтрактов32. Несмотря на то что Русал, Русгидро, КАМАЗ, Металлоинвест заявили о деоффшоризации своей деятельности, юристы данных компаний предостерегают, что достигнуть поставленной цели будет крайне сложно33. Во-первых, перенос части группы из оффшорной юрисдикции в Россию требует существенных затрат (перевод активов, оплата государственных пошлин и т.д.). Во-вторых, регистрация компаний в Российской Федерации влечет за собой увеличение рисков как для инвесторов, так и для кредиторов. В данной ситуации высока вероятность пересмотра условий долгосрочных займов и прекращение инвестиционных отношений. В-третьих, перенос компаний может повлечь за собой длительный процесс изменения сложившейся IT инфраструктуры.
Основной чертой оффшорных компаний, через которые осуществляют свою деятельность российские холдинги, является их связь с высшими политическими кругами. Такие государственные гиганты, как Сбербанк и ВТБ, размещают свои активы в оффшорных юрисдикциях. У Роснефти по официальной отчетности зарегистрированы одиннадцать дочерних компаний в оффшорных территориях (на Кипре, в Голландии, Ирландии, Великобритании, Люксембурге и на острове Джерси). Компания Alliance Rostec Auto, получившая в собственность контрольный пакет акций АвтоВАЗа, была зарегистрирована в Нидерландах. В конце 2012 года «Ростехнологии» перепродали 45,42% акций «ВСМПО-Ависма» (единственного в России производителя титана), изначально принадлежавшие дочерним структурам «Рособоронэкспорта» через оффшоры Cador Enterprises и Jivanta Ventures, кипрской компании Nordcom. «Газпром», в котором государству принадлежит контрольный пакет акций, основную долю своей деятельности также ведет при помощи налоговых гаваней. Так, например, через оффшорную юрисдикцию стало приобретение «Газпромом» нефтяной компании «Сибнефть» посредством голландской дочерней компании Gazprom Finance В. V. в 2005 году34.
Хотелось бы отметить, что политика США по ограничению деятельности оффшорных зон носит однобокий характер, суть которой заключается в борьбе с оттоком капитала. В отношении же притока капитала политика США носит нейтральный характер.
Противоречивость политики ЕС по отношению к оффшорным зонам состоит в том, что история становления экономик многих европейских государств (Швейцария, Лихтенштейн и т.д.) тесно переплетается с деятельностью оффшорных территорий в этих странах, и законодательство многих юрисдикций базируется на ключевых принципах функционирования оффшорных зон. Перемены в сторону ограничения деятельности оффшоров может привести к законодательному кризису и усугублению бюджетного дисбаланса из-за оттока инвесторов.
32 www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html
33 http://www.kommersant.ru/doc/2371791
34 http://ruskline.ru/analitika/2013/06/11/rossiya_ugroza_finalnoj_ekspropriacii/
^ 78
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
Во многих исследованиях, в том числе Совета Финансовой Стабильности, существуют опасения, что оффшорные зоны могут стать генератором новых финансовых кризисов35. Поэтому странам необходимо проводить согласованную политику по контролю финансовых потоков и операций, включающую заключение многосторонних международных соглашений по обмену информацией о трансграничном движении денежных средств. Должны быть приняты во внимание интересы корпораций и компаний, и те выгоды, которые они получают (помимо налоговых) при регистрации своих дочерних подразделений в оффшорных юрисдикциях. Безусловно, политика России должна быть общей как для государственных корпораций, имеющих свои дочерние компании в оффшорных зонах, так и для частных предприятий.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Зеленюк А.Н. Расширение практики использования налоговых убежищ в мировой экономике. //Российский внешнеэкономический вестник.-2013.-№2-с.34-39 (Zelenjuk A.N. Rasshirenie praktiki ispol'zovanija nalogovyh ubezhishh v mirovoj jekonomike. //Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik.-2013.-№2-s.34-39)
Ужгинцев А.В. Офшорные компании в современной экономике. // Российский внешнеэкономический вестник.-2012.-№5.-с.94-103 (Uzhgincev A.V. Ofshornye kompanii v sovremennoj jekonomike. // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik.-2012.-№5.-s.94-103)
Хейфец Б.А. Антиофшорное наступление мирового сообщества и российская политика. // Финансы.-2010.-№2-с.12-18 (Hejfec B.A. Antiofshornoe nastuplenie mirovogo soobsh-hestva i rossijskaja politika. // Finansy.-2010.-№2-s.12-18)
Хейфец Б. А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика.// Вопросы экономики.-2013.-№7-с.29-48 (Hejfec B.A. Deofshorizacija jekonomiki: mirovoj opyt i rossijskaja specifika.// Voprosy jekonomiki.-2013.-№7-s.29-48) World Investment Report 2013. UNCTAD.
Хейфец Б.А. Чрезмерная роль офшоров www.ecpol.ru/component/content/article. html?id=856 (Hejfec B.A. Chrezmernaja rol' ofshorov)
www.epub.wu.ac.at/428/1/document.pdf - Common Consolidated Corporate Tax Base: Effects of Formulary Apportionmenton Corporate Group Entities. International Tax Coordination Хейфец Б.А. Конец синекуры www.expert.ru/expert/2013/20/konets-sinekuryi (Hejfec B.A. Konec sinekury)
www.expert.ru/northwest/2012/35/raz-investor-dva-investor/media/155801/ Официальный сайт FATF - www.fatf-gafi.org (Oficial'nyj sajt FATF) Официальный сайт Совета Финансовой Стабильности - http ://www.financialstabilityboard. org/ (Oficial'nyj sajt Soveta Finansovoj Stabil'nosti)
Миркин Яков. Борьба с офшорами: прогноз военных действий. - www.forbes.ru/sobyti-ya-column/finansy/82075-borba-s-ofshorami-prognoz-voennyh-deistvii (Mirkin Jakov. Bor'ba s ofshorami: prognoz voennyh dejstvij)
35 http://www.spekulant.ru/archive/Offshory_nadezhnost_i_populyarnost.html
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
79 Q
www.icij.org/offshore/secret-files-expose-offshores-global-impact - Secret Files Expose Offshore's Global Impact/ICIJ.2013. April
www.iff.gfintegrity.org/iff2012/2012report.html - Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2001-2010. A December 2012 Report from Global Financial Integrity http://investgazeta.net/praktika/offshornyj-menedzhment-133019
www.irs.gov/Businesses/Corporations/Foreign-Account-Tax-Compliance-Act-(FATCA) -Foreign Account Tax Compliance Act
Джумайло А., Занина А., Ковалева Е., Рожков Р., Фомичева А. Промышленники вспомнили об офшорах. - www.kommersant.ru/doc/2371791 (Dzhumajlo A., Zanina A., Kovaleva E., Rozhkov R., Fomicheva A. Promyshlenniki vspomnili ob ofshorah)
Вышел из сумрака - www.lenta.ru/articles/2011/05/19/domodedovo (Vyshel iz sumraka) Старейший банк Швейцарии закрылся из-за иска властей США - www.lenta.ru/ news/2013/01/04/wegelin (Starejshij bank Shvejcarii zakrylsja iz-za iska vlastej SShA)
www.mahatoday.com.mt/en/businessdetails/business/businessnews/Malta-US-sign-foreign-account-tax-compliance-act-20131216 - Malta, US sign foreign account tax compliance act
Хейфец Б. А. В России предлагают публиковать списки оффшорных компаний - www. regnum.ru/news/economy/1735693.html#ixzz2mzoA6hD4 (Hejfec B.A. V Rossii predlagajut publikovat' spiski offshornyh kompanij)
Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию - www. rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (Stenogramma Poslanija Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniju)
Зыкова Т. Пятно на платье от купюр. www.rg.ru/2013/07/30/nechaev.html (Zykova T. Pjatno na plat'e ot kupjur)
Катасонов В. Россия: угроза финальной экспроприации. - www.ruskline.ru/analiti-ka/2013/06/11/rossiya_ugroza_finalnoj_ekspropriacii/ (Katasonov V. Rossija: ugroza final'noj jekspropriacii)
www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcat=103 - Magnitudes: dirty money, lost taxes and offshore
Лоханов Ю. Оффшоры: надежность и популярность. - http://www.spekulant.ru/archive/ Offshory_nadezhnost_i_populyarnost.html (Lohanov Ju. Offshory: nadezhnost' i populjarnost') www.tjn-usa.org - Tax Justice Network USA
www.themoscowtimes.com/business/article/russian-investors-flock-to-virgin-islands-after-cypriot-crisis/484719.html#ixzz2qYguB019-Russian Investors Flock to Virgin Islands After Cypriot Crisis
www.treasurers.org/system/files/Dec13Jan14TTfatca46-47.pdf - FEELING THE FORCE OF FATCA
Виргинские острова получили 47% прямых инвестиций России за рубеж благодаря продаже ТНК - http://www.vedomosti.ru/finance/news/15299531/virginskie-ostrova-poluchili-pochti-50-pryamyh-zarubezhnyh#ixzz2qYifGioO (Virginskie ostrova poluchili 47% prjamyh investicij Rossii za rubezh blagodarja prodazhe TNK)
Кравченко Е. Еврокомиссия начинает борьбу с «офшорами» внутри ЕС. - www.vedo-mosti.ru/politics/news/19268651/uravnyat-nalogi (Kravchenko E. Evrokomissija nachinaet bor'bu s «ofshorami» vnutri ES.
Ю
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014