Научная статья на тему 'Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности'

Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС / ОФФШОРНЫЙ ЮРИСДИКЦИИ / НАЛОГИ / РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОФФШОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ / OFFSHORE BUSINESS / OFFSHORE JURISDICTIONS / TAXES / RUSSIA / INVESTMENT CLIMATE / OFFSHORE ACTIVITIES / TAX CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленюк Александр Николаевич

Автор рассматривает в статье тенденцию развития оффшорного бизнеса, то есть перевода юридических лиц в страны и территории с низким уровнем налогообложения предпринимательской деятельности. Анализируются тенденции, характерные для компаний промышленно развитых государств и для компаний России. Рассматриваются причины и факторы возникновения и развития оффшорных операций, основные направления этой деятельности. Выявлены направления противодействия оффшорной деятельности в России и в других странах. Указывается на необходимость улучшения налогового климата в странах базирования компаний как главного фактора экономического стимулирования возврата компаний из оффшоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges in de-offshoring of business operations

In the article, the author considers current trends in offshore business, i.e. the transfer of legalentities to low-tax countries and territories, and characterizes development trends of the companiesin developed countries and Russia. The reasons and factors of emergence and development ofoffshore operations, and the main directions of this activity are considered. Methods of combatingoffshore activities in Russia and other countries are revealed. The author outlines the importanceof improving tax climate in the companies’ home countries as the main factor of economicencouragement for companies to return from offshore jurisdictions.

Текст научной работы на тему «Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности»

Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности

ТЕНДЕНЦИЯ К РАЗВИТИЮ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Развитие мировой экономики на современном этапе основывается на ряде основополагающих принципов, включающих либерализацию движения товаров, капитала и рабочей силы. В промышленно развитых государствах в рамках процессов международного перелива капиталов в течение многих десятилетий осуществляется вывоз капитала в страны с более низкой оплатой труда. Процесс переноса филиалов и создание дочерних обществ этих странах получил широкое развитие.

Первоначально в развивающихся странах создавались предприятия для конвейерной сборки готовой продукции, вывозившиеся на рынки промышленно развитых государств. Позднее транснациональные корпорации стали создавать в ряде государств офисы, через которые проводилась уплата налогов. Процесс выбора стран и территорий, в которые направлялись финансовые средства для выплаты меньших по размеру налогов, стали называть «налоговым планированием». Страны, в которых организовывались такие офисы, получили название «налоговых убежищ» или «налоговых гаваней». В экономической литературе их стали называть «оффшорными зонами» или территориями. Распространение такой практики в мировой экономике, в том числе и в России, привело к снижению занятости в ряде отраслей промышленности, фирмы которых перевели сборочные производства в такие страны, и кроме того, этот процесс привел к снижению объемов налоговых выплат в индустриальных страна. За 20 лет в оффшоры утекло до 1 трлн долл.1 Это стимулировало развитие дискуссии относительно целесообразности и правомерности функционирования таких предприятий.

А.Н. Зеленюк

УДК 336.227.5 ББК 65.298 З-488

1 Челчинская И. Борьба с оффшорами может развалить экономику Совкомфлота// http://investcafe.ru/news/40278 //2 20 декабря 2013

4 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

3 ^

Для предпринимателей смысл оффшорного бизнеса заключается в создании за рубежом новых, якобы «самостоятельных» субъектов хозяйственных отношений, которые полностью находятся под их контролем. При этом оффшорная компания может внешне выглядеть как независимый зарубежный партнер российской фирмы. Именно на этом принципе построены наиболее распространенные способы налогового планирования с использованием оффшорных компаний.

В наибольшей степени используют оффшоры предприятия следующих отраслей: недвижимость - 79,5%, финансы и инвестиции - 61,1%, банки - 57,3%, предприятия ТЭК - 49%, телекоммуникационные компании - 43,6%, предприятия розничной торговли - 43,1%.2

Существует широкий спектр оффшорных операций, обслуживающих самые разнообразные потребности предпринимателей. К их числу относятся: использование для расчетов в России и за рубежом корпоративных дебетовых и кредитных карточек, получение доступа к кредитным ресурсам иностранных банков, к международному рынку депозитов и услуг по управлению капиталом, рисками и инвестициями. Перспективным направлением оффшорного бизнеса является разработка схем деятельности на мировых рынках ценных бумаг, а также формирование транснациональных хозяйственных систем, в которых оффшорные компании встраиваются в систему внешних филиалов российских предприятий.

Особое значение для российских фирм имеет налоговое планирование, которое определяется как использование разнообразных факторов - географических, правовых, экономических - с целью снижения налоговых выплат.3 Налоговое планирование невозможно полностью отделить от финансового и производственного планирования компании. Оффшорные компании является одновременно инструментом налогового планирования и средством управления рисками и повышения надежности и эффективности вложения капиталов. В сфере оффшорного бизнеса базовый принцип налогового планирования состоит в том, что доходы от деятельности в различных географических регионах поступают в оффшорную компанию (центр прибыли), расположенную в одной из налоговых гаваней. Главный механизм оффшорного бизнеса можно охарактеризовать как международные финансовые операции на базе использования регулируемых внутрифирменных (трансфертных) цен.

Анализируя правовые основы организации и функционирования оффшорных компаний, следует отметить, что к ним предъявляются следующие требования: владельцами оффшорных компаний не могут быть резиденты данной оффшорной юрисдикции; оффшорные компании не имеют права проводить деловые операции

2 Какие отрасли больше всего используют оффшоры// vestifinance.ru

3 Оффшорные фирмы в международном бизнесес: Принципы. Схемы. Методы / Под-гот. Горбуновым А. Р. (руководитель) и др. - М.: ДС ЭКСПРЕСС ИНК: Компания "Евразийский регион", 1997. - 364 с. (DS Group of companies). С. 29.

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

и иметь какое-либо имущество и источники дохода на территории этой юрисдикции; управление оффшорными компаниями, включая подписание контрактов, проведение общих собраний и заседаний совета директоров, должно осуществляться за рубежом.4

РАЗВИТИЕ ОФФШОРИЗАЦИИ БИЗНЕСА РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ

Российские компании проявляют высокую активность по переводу различных видов бизнеса в оффшорные юрисдикции. В 2012 г. британская исследовательская компания Tax Justice Network опубликовала доклад, вызвавший во всем мире большой общественный резонанс. Аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран в оффшоры за последние десятилетия.5 По их оценкам, в период с 1990 г. по 2010 г. российских активов в оффшоры ушло на сумму 800 млрд долл. (см. рисунок 1). В среднем за год - по 40 млрд долларов.

Рисунок 1

Объем денежных средств, переведенных в зарубежные оффшоры, в различных странах мира в 1970-2010 гг., в млрд долл. (Россия -1990-2010 гг., Китай - 1980-2010 гг.)

Источник: Revealed: global super-rich has at least $21 trillion hidden in secret tax havens // http://www.taxjustice.net/cms/upload/pdf/The_Price_of_Oifshore_Revisited_Presser_120722. pdf, Р.6.

4 Там же, 1997, с. 40.

5 Revealed: global super-rich has at least $21 trillion hidden in secret tax havens //http://www.taxjustice.net/cms/upload/pdf/The_Price_of_0ffshore_Revisited_Presser_120722. pdf

4 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

5 Q

Если ознакомиться с данными Росстата по объему инвестиций из России, накопленных за рубежом за прошлый год, то крупнейшими получателями инвестиций оказываются Нидерланды, Кипр, Швейцария, США, Великобритания, Люксембург, Беларусь, Сент-Китс и Невис, Британские Виргинские острова и Австрия. Вместе с тем крупнейшими инвесторами России в 2012 г. были: Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Британские Виргинские острова, Ирландия, Япония и Франция. Как видим, в основном это одни и те же страны, в том числе (но не исключительно) и оффшорные юрисдикции.

Реинвестирование денег в экономику России происходит при активном использовании оффшоров. Ими российский бизнес пользуется не только и даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений. И просто для того, чтобы сделать операции с активами более удобными (в частности, с такими операциями, как наследование бизнеса и передача прав с использованием траста, институт траста исключен из российского права, и его создание имеет особую важность).

Вместе с тем, выявлен разница: западные предприниматели выводят в оффшоры в основном прибыль, а российские предприниматели - прибыль, активы и капиталы «на черный день».6

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

На развитие оффшорных операций влияет группа факторов. И их значения постепенно меняются. Ранее считалось, что использование оффшоров сводится к двум аспектам: конфиденциальности и оптимизации налогов. Однако сейчас положение изменилось: первый фактор уже перестал существовать, бенефициар все равно раскрывается. При этом если Россия применяет меры по налогообложению бенефициаров оффшоров, то нивелируется и второй фактор. Однако, по нашему мнению, как юридическая конструкция оффшоры просуществуют еще довольно долго. В частности создание оффшорных компаний может оказаться весьма полезным при создании совместных предприятий, как это было с ТНК-ВР. Многие компании с международными операциями не согласятся работать, если в договоре в качестве применимого права указано российское, которое в плане регулирования деятельности корпораций считается по международным нормам весьма несовершенным.

Вместе с тем возрастает значение оффшоров для достижения целей финансовой стратегии международных компаний: оффшоры стали широко использоваться для накопления богатства или реинвестирования средств от деятельности при

6 Гагарин П, Деоффшоризация экономики // http://ecpo1.ru/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/555-аео£Г8^П2ай!1уа-екопош1к1.Ьш1/21 Февраль 2013

^ 6

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

минимальных налоговых потерях. То есть оффшоры становятся центрами консолидации денег, которые потом могут быть направлены на покупку активов. Именно таким способом использовать накопленные средства наиболее целесообразно. Такой подход более предпочтителен, чем, например, выплата дивидендов с прибыли оффшорных компаний. При попытке получения дивидендов с них придется единовременно заплатить 9%, а через оффшорную структуру сначала 5% за вывод за рубеж и потом еще 13% подоходного налога. Гораздо целесообразнее принять более грамотное с экономической точки зрения решение: активы могут быть приобретены прямо на «защитную» структуру и без «обналичивания» дивидендов. Таким образом, оффшорная компания призвана выполнять роль «кошелька» или «сберегательной книжки», на которых может накапливаться поступающие финансовые средства. И пока владелец «кошелька» не получил фактический доход, то он не должен ничего декларировать и не должен платить никаких налогов.

Особенностью использования оффшоров различными странами является то, что западные предприниматели выводят в такие юрисдикции в основном прибыль, а российские предприниматели - прибыль, активы и капиталы «на черный день». Вывод денег из страны не означает безвозвратное бегство капитала за рубеж и совсем необязательно, что производится он с целью оптимизации налогообложения при помощи оффшоров, есть помимо этих и другие причины.

Следует иметь в виду, что использование иностранных юрисдикций может преследовать незаконные цели. Однако для таких случаев существуют международно-признанные механизмы (например, проведение расследования собственными силами, запрос о налоговой помощи в иностранное государство, сотрудничество в рамках международных организаций). Иными словами, для противодействия незаконным бизнес-схемам есть целый арсенал уже имеющихся средств. Поэтому обращение к административному принуждению выглядит безосновательным.

Вместе с тем, в большинстве случаев при использовании иностранных юрис-дикций речь идёт о легальных операциях, осуществляемых для наилучшей организации бизнеса в условиях постоянной конкуренции. В этом случае, в пользу выбора иностранной юрисдикции говорят реальные проблемы российской правовой системы. Ни для кого не секрет, что российское законодательство и судебная система не могут предложить условия, в достаточной степени способные удовлетворить потребности бизнеса. Для многих один лишь факт якобы отсутствия беспристрастного правосудия является достаточным основанием для выбора в пользу иностранной юрисдикции.

Однако между иностранными юрисдикциями существуют различия, порой, существенные. Именно на данное различие стоит ориентироваться при разработке концепции деоффшоризации. Иными словами, во-первых, деоффшоризация не должна быть направлена против всех иностранных юрисдикций, во-вторых, меры

4 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

7 ^

по деоффшоризации следует применять только против так называемых «серых» юрисдикций, которые не поддерживают на надлежащем уровне стандарты прозрачности при проведении транзакций.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ОФФШОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Неконтролируемое движение средств в оффшорных юрисдикциях крайне негативно сказываются на мировой финансовой системе. Судя по существующим в настоящее время масштабам деятельности по переводу офисов в налоговые гавани, последствия использования оффшорных схем действительно глобальны. Помимо уменьшения налоговой базы и снижения налоговых поступлений переток капиталов в оффшоры грозит странам потерей налогового суверенитета.

В зарубежных странах выступления против развития оффшорного бизнеса начались в связи с тем, что размещения производственных мощностей в государствах с низкой стоимостью рабочей силы ведет к ликвидации рабочих мест. В России на первом месте среди аргументов борьбы с оффшорами стало требование вернуть налоговые выплаты в страну. В отличии от США и ЕС, которые ведут «крестовый поход» в поисках недополученных налоговых поступлений в свой бюджет, в России под лозунгом термина «деоффшоризация», прежде всего, прячется попытка заставить коммерческие трансакции вернуться в российскую юрисдикцию. Целесообразность такой политики, однако, вызывает ряд сомнений, ведь для возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию, прежде всего, необходимо осуществление структурных преобразований (например, решение проблем коррупции и защиты права собственности).

Тема «деоффшоризации» в настоящее время достаточно популярна как предмет экономических дискуссий. Однако следует отметить, что этот термин используется ныне настолько часто, что теряется его первоначальный смысл. Разумеется, лозунги о борьбе с «налоговыми гаванями», «серыми схемами» и т.п. играют популистскую роль в политическом процессе. Однако, что будет означать на практике данная борьба? Идёт ли речь о запрете или ограничении открывать счета или владеть недвижимостью за рубежом? На каких субъектов будут распространяться предпринимаемые меры? Каковы будут санкции? Ясно одно, ответов не просто меньше имеющихся вопросов, ответов практически нет.

Бороться с оффшорами с помощью «закручивания гаек», по нашему мнению, бесполезно. Более действенные способы - это ослабление налогового и административного давления на бизнес, совершенствование налогового администрирования. В 2013 г. Россия присоединилась к конвенции ОСЭР по раскрытию информации о налогоплательщиках. Председательствуя в О 20, Москва активно продвигала вопрос о международной автоматической системе обмена налоговой информацией. Создать ее к 2015 г. договорились на питерском саммите «большой двадцатки». Президент РФ в послании Федеральному собранию в конце прошлого года пред-

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

ложил принять пакет мер по повышению прозрачности экономики, начать которые следует с деоффшоризации. В администрации президента РФ для разработки предложений по выведению российской экономики из оффшоров создана рабочая группа под руководством Э. Набиуллиной. Группа вырабатывает комплекс мер по повышению привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса.7 В том числе: изменения в налогообложении, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала. Судя по всему, рабочая группа также планирует в правовых институтах наследования бизнеса учесть и уже сложившуюся за рубежом практику российских владельцев передачи активов наследникам через институт траста. Минэкономразвития предложило включать прибыль оффшорных дочек в налогооблагаемую базу российских компаний.

Но необходимо понимать, что, уничтожая оффшорные зоны, нужно предложить капиталу удобные условия хранения и обращения с более прозрачными условиями и правилами - пока в мире такого практически не представлено, поэтому на текущий момент борьба с оффшорами выглядит неперспективной.

Если заявленная деоффшоризация будет направлена против всех иностранных юрисдикций, это будет означать, что руководству предприятия придется каждый раз отправлять, например, молоко по длинному и некомфортному маршруту. Как это повлияет на бизнес? Очевидно, что непредвиденные (и неоправданные) расходы следует как-то покрывать. Скорее всего, их будут закладывать в стоимость молока для конечного потребителя. А теперь представим себе жителя регионального центра, который собирается купить данное молоко. Захочет ли он переплачивать за молоко, то есть фактически оплачивать неоправданные затраты по преодолению навязанного длинного пути? Ответ, опять же, очевиден.

Следует отметить, что на ряде мировых товарных рынков сформировались обычаи, определяющие условия конкуренции. Например, на рынке фрахтовых услуг судоходные компании стремятся зарегистрировать суда под «удобным» флагом. Отечественное законодательство сейчас построено так, что судоходным компаниям выгоднее работать под иностранными флагами. Сейчас под контролем государственного «Совкомфлота» и других компаний множество судов под зарубежными флагами, в первую очередь - оффшорных стран. В результате в 2012 году корабли под российским флагом перевезли 5 млн т груза, а суда, управляемые отечественными компаниями, но зарегистрированные в оффшорах, - 15 млн т. Причем в 2001-м это соотношение было сопоставимо - по 6 млн т. Как отметил заместитель министра экономического развития А. Клепач, «необходимо серьезно продумать, как стимулировать, в том числе через Российский морской регистр, переход судов

7 См. также: Дмитрий Бутрин. Правила игры// .http://www.kommersant.ru/doc-y/2124327)

4 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

под российский флаг».8 Для повышения привлекательности российского флага достаточно выполнить нормативные акты, обозначенные в 2010 году стратегией развития морской деятельности РФ до 2030 года.

Тем не менее, по мнению предпринимателей, современный налоговый климат в России и других странах СНГ самым негативным образом сказывается на предсказуемости ведения бизнеса на международном уровне. В тоже время, неоспоримым остаётся факт, что использование иностранных юрисдикций при осуществлении международных транзакций неизбежно.9

Вплотную антиоффшорной проблематикой российское и прочие государства занялись из-за того, что в нынешние кризисные годы для всех государств обострилась проблема пополнения бюджета, в том числе за счет более эффективной собираемости налогов. Подобное объединение усилий может помочь отдельным странам, как в решении практических задач, так и использовании ими общих теоретических наработок, например, в законодательной сфере. То есть, в принципе, мировая общехозяйственная конъюнктура благоприятна для выполнения поставленных целей в России. Тем не менее, сегодня здесь наблюдается не увеличение, а замедление темпов роста налоговых сборов. Так, за январь-октябрь 2013 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет составили 9,4 трлн руб, и выросли на 2,4%, в годовом выражении (в 2012 г. соответствующий показатель увеличился на 12,7% - до 10,958 трлн руб.). Причем, рост налоговых сборов сокращается значительно быстрее темпов замедления экономического роста, достигшего в январе-октябре 1,4%, против прошлогодних 3,4%. Сходная тенденция наблюдалась и в отношении инвестиций, продемонстрировавших минусовой результат за 10 месяцев - при официальном прогнозе роста по году на 2,5%, против 6,7% в 2012 г. В инвестиции, по идее, также могли быть переориентированы средства, которые прежде «уводили» из страны. Впрочем, можно связать отмеченное ухудшение показателей с обострением общей экономической ситуации. Последствия антиоффшорного курса за столь короткий период проявиться не успели. Хотя в данном случае сначала следовало улучшить условия для ведения бизнеса и инвестирования в его развития внутри страны и лишь затем принимать меры по борьбе с уводом средств за рубеж.

Более того, если запретительный уклон в деоффшоризационной политике продолжится, то в перспективе она способна будет оказать негативное воздействие на указанные параметры. Пока, к сожалению, обозначенный крен поддерживает-

8 Первую жертву борьбы с оффшорами в России нашли среди судоходов // http://www. kш.ru/econoшics/2013/12/20/шinisterstvo-ekonoшicheskogo-razvitiya-rf/728346-pervuyu-zhertvu-borby-s-ofshor

9 Магомедов М. Что есть «деоффшоризация»?// http://business-swiss.ch/2013/07/%D0% В4%В0%В5%В0%ВЕ%01%84%В1%88%00%ВЕ%В1%80%В0%В8%В0%В7%Б0%В0% D1%86%D0%B8%D1%8F/05/07/2013

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

ся также на законодательном уровне. Это относится и к недавнему предложению о возвращении правоохранительным органам полномочий по самостоятельному возбуждению налоговых дел - без участия налоговиков. После того, как данную идею отрицательно восприняло бизнес-сообщество, президент России В. Путин предложил компромиссную формулировку, оговаривающую обязательное обращение следственных органов с запросом в налоговую службу. При этом не исключается вероятность последующего усовершенствования механизма блокировки счетов.

В России сложилось два лагеря экономистов, юристов и чиновников, имеющих противоположные взгляды на борьбу с оффшорами. Одни считают, что нужно объявить крестовый поход на ту половину бизнеса, которая управляет своим российским бизнесом из иностранных юрисдикций и выводит туда прибыль. Другие уверены, что сначала надо поправить условия для бизнеса в России, а затем уже требовать возвращения денег.10

В декабре 2013 года глава государства заявил, что доходы российских компаний, которые зарегистрированы в оффшорах, должны облагаться по российским налоговым правилам. Через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл., это пятая часть всего нашего экспорта. По мнению Путина, за этими цифрами - вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны.

Позиция представителей бизнеса свидетельствуют, что курс на деоффшориза-цию не пугает бизнесменов. Коммерческая практика вырабатывает все новые схемы ухода от налогов, а консультационные фирмы предлагают им все более сложные схемы владения, чтобы максимально скрыть активы от государства. Обмен налоговыми данными с другими странами малоэффективен без изменения российского законодательства, которое эксперты называют наиболее коррупционным. Тем не менее, двусторонние соглашения с оффшорными и низконалоговыми юрисдикци-ями будут способствовать деоффшоризации экономики, заявил Президент России В.Путин. «Такие документы должны быть нацелены на противодействие «серым» схемам минимизации налогообложения, обмен налоговой информацией и реализацию универсальных рекомендаций, разрабатываемых в рамках ОЭСР», - сказал Президент в интервью РИА «Новости».11

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Деоффшоризация в России уже началась с борьбы за повышение прозрачности владения активами и выработки мировых стандартов в сфере борьбы с отмывани-

10 История возникновения и использования понятия «деоффшоризация» //http:// ru.wikipedia.org/wiki

11 Цит. по Титов С. Новые схемы вместо оффшоров. Владимир Путин сражается с оффшорами, а бизнесмены строят новые схемы // http://www.gazeta.ru/business/2013/06/14/5380421. shtml

4 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

ем денег - развитием сотрудничества с FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development - OECD).

В конце 2012 года было заключено дополнительное соглашение России с Кипром об обмене информацией. В январе 2013 г., согласно приказу Минфина России, Кипр был исключен из «черного» списка ведомства. Получаемые российскими компаниями от кипрских оффшоров дивиденды теперь не будут облагаться налогом на прибыль (напомним, ставка была на уровне 9%). В связи с этим есть уверенность, что теперь ранее выведенная из страны прибыль будет возвращаться в Россию более высокими темпами, чем раньше.

Сейчас оффшоры, сосредоточенные в «сером» списке ОЭСР (в него вошло 41 государство), все больше «обеляются». Почти во всем мире идет давление на институт номинальных директоров и бенефициаров. И это дает результаты. Так, Кай-мановы острова собираются раскрыть имена всех управляющих и номинальных директоров. Белиз обязал иностранных бенефициаров хранить безымянные акции у регистратора и т.д. США и другие страны используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия счетов оффшорных компаний, ужесточая контроль за подозрительными операциями таких компаний. Вне этого мейнстрима остается только небольшая группа оффшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сент-Китс и Невис и ряд других. Но главной тенденцией сегодня, несомненно, является стремление к «обелению» оффшоров.12

Однако, несмотря на объявленный руководством страны курс на деоффшо-ризацию, оффшорные цепочки владения по-прежнему популярны у российских бизнесменов. После «стрижки» депозитов на Кипре предприниматели охладели к юрисдикции, но спрос на оффшоры не упал, и эксперты начали предлагать новые варианты.

В частности, представители консультационной компании Ernst&Young рекомендуют клиентам вместо Кипра использовать двухуровневые цепочки владения. В данном случае речь идет не об оффшорах, а о так называемых «холдинговых структурах». Компания первого уровня должна быть зарегистрирована в одной из стран, с которой у России, например, заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. В этом случае с дивидендов, выплаченных российской компанией, нужно будет заплатить 5% (как и на Кипре), а остальные пассивные операции (займы, роялти) и вовсе не будут облагаться налогом. В России пришлось бы платить 13% подоходного налога. Наиболее подходящие страны для

12 Гагарин П. Деоффшоризация экономики // http://ecpol.ru/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/555-deoffshorizatsiya-ekonomiki.html/21 Февраль 2013

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

создания компании первого уровня - Люксембург, Сингапур, Швеция, Швейцария, Латвия и Нидерланды. 13

Компания второго уровня выступает в роли «защитной». Ее задача - обеспечивать конфиденциальность владельца и находиться в благоприятной правовой атмосфере (например, регулироваться английским правом). К числу стран, где могут располагаться подобные фирмы можно отнести Мальту, Великобританию, Венгрию и Гибралтар. Однако, консультационная компания, таким образом, называет только те страны, которые не включены Минфином в так называемый черный список оффшоров. Но именно оффшорные страны обеспечивают владельцу наибольшую анонимность. Так, например, сюда можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, где отсутствуют публичные реестры бенефициаров, то есть в принципе невозможно определить собственника зарегистрированных в юрисдикции компаний.

Однако, в ситуации с использовании оффшоров многое меняется. Как отметил заместитель министра юстиции Российской Федерации Ю. Любимов в ходе брифинга по итогам круглого стола «Деоффшоризация», прошедшего в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума: «Мы присутствуем при изменении эпох: если 10 лет назад вы могли реально спрятаться за оффшором и экономически строить сделку одним образом, а юридически - другим, то сегодня вы можете по-прежнему строить сделку через цепочку оффшоров, но спрятаться за ним - уже нет». В настоящее время все контролирующие структуры знают достоверно что представляет из себя компания, зарегистрированная в оффшоре, в частности: это знает регулятор, биржа и все местные контролирующие организации и все знают реального бенефициара компании. «Сегодня для того, чтобы спрятаться за оффшор, должна вырасти сложная структура, которая уходит в новые оффшорные юрисдикции, прежде всего, азиатские», - отметил он. Кроме того, на этот процесс также влияет факт публикации нескольких скандальных случаев раскрытия данных по бенефициарным оффшорным компаниям.14 В этой ситуации предлагается два пути решения: задача перед юристами в том, чтобы «зарыться в оффшор еще глубже, то есть строить такие схемы, где бенефициар все-таки будет неизвестен», и второй путь - «прийти к такой ситуации, когда экономическая структура сделки будет соответствовать юридической, и сделка будет совершаться самим бенефициаром компании».15 На Форуме была выделена главная задача в этом вопросе: попытаться понять, что нужно сделать, чтобы вывести российские

13 Титов С. Новые схемы вместо оффшоров. Владимир Путин сражается с оффшорами, а бизнесмены строят новые схемы // http://www.gazeta.ru/business/2013/06/14/5380421.shtml

14 Петербург // http://prequithicut.ucoz.ru/news/peterburg/2014-02-14-446

15 Там же

4 - 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

13 ^

предприятия из оффшора и вернуть их, хотя бы частично, в национальное право.16

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО КЛИМАТА

Призывы к деоффшоризации российской экономики отмечены резким сокращением роста налогов даже в условиях ухудшения общехозяйственной конъюнктуры. Однако, совершенно очевидно, что для того чтобы «победить» стремление предпринимателей к использованию оффшорных центров необходимо сделать налоговый режим в России более простым и комфортным, то есть приступить к формированию более благоприятного инвестиционного климата.

Российский налоговый режим активно изучается международными консультационными компаниями. За оптимистическим известием о том, что в рейтинге Всемирного Банка Doing Business (в разделе «Уплата налогов») Россия в 2013 году поднялась на 56 место, против 64 - в 2012 году и 105 - в 2011г., последовали результаты исследования компании Deloitte.17 В соответствии с ними, российский налоговый режим был признан самым непривлекательным среди 29 европейских стран - по причине усложненного налогового регулирования и неудобств во взаимодействия с налоговой службой. Именно в этом 2013 году была принята серия корректив в налоговой сфере, принятых в рамках мер по противодействию финансовым злоупотреблениям и деоффшоризации экономики. С этой целью, уже утвержден ряд законопроектов: о запрете чиновникам иметь зарубежные счета и активы (ФЗ N79 от 07.05.2013) , о введении понятия «бенефициарный владелец», ответственности за незаконные финансовые операции и расширении доступа налоговиков к банковской информации (ФЗ-Ш34 от 28.06.2013), а также о блокировке счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС при невозможности открыть счет в другом банке (ФЗ N248 от 23.07.2013). В совокупности, не достаточно сбалансированные эти документы формируют не очень благоприятную картину для бизнеса, которая, к тому же, усугубляется разнобоем в правоприменительной практике. Все большие нарекания у предпринимателей в последние годы вызывает ситуация с блокировкой счетов, решения по которой зачастую принимаются весьма произвольно: с тем, например, чтобы обеспечить посещение налоговой уезжавшим в командировку руководителем фирмы. Но при заблокированном счете перекрывается и практическая деятельность компании, в том числе, по отгрузке продукции. При этом также планируется запретить - при блокировке счета в одном банке - открывать его в других.

16 Юрий Любимов: Сегодня вы не можете спрятаться за оффшором// http://minjust.ru/ru/ node/5095

17 Приходко Н. Деоффшоризация российской экономики. Первые оценки// http:// finance.rambler.ru/news/economics/138279445.html //29.11.2013

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

Для решения данной проблемы представители бизнес-структур предлагают более жестко прописать процедуру блокирования счета. Участие представителей предпринимательского сообщества в выработке нормативных документов признано достаточно эффективным. Так, благодаря участию предпринимателей в обсуждении ФЗ N134, этот документ получился более взвешенным.

В целом, по мнению представителей бизнеса, правомерность взятого курса на деоффшоризацию порождает сомнения. Сам по себе оффшор является инструментом, который будет существовать до тех пор, пока в нем сохраняется потребность. Тем не менее, представители предпринимательского сообщества совместно с властными структурами должны добиваться устранения нарушений налогового законодательства. Участники прошедшего недавно в Торгово-промышленной палате налогового форума разработали комплекс рекомендаций для госструктур, в частности, по совершенствованию трансфертного ценообразования, ориентированного на борьбу с «уводом» капитала в низконалоговые юрисдикции и улучшение инвестиционного климата в РФ. Кстати, и взятый курс на деоффшоризацию направлен против незаконного ухода от налогов и вывода средств и призван воспрепятствовать осуществлению различных криминальных схем, используемых, в том числе террористами. Причем актуальность этого курса очевидна не только для России - на сегодня он стал общемировым трендом.

Несовершенство российских правопорядка и судебной системы - это часть коммерческих рисков, с которыми предпринимателям неизбежно приходится считаться. Такие риски закладываются в стоимость товаров, работ, услуг. Это в конечном итоге приводит к из неконкурентоспособности. В этих условиях, уход российских компаний в иностранную юрисдикцию является обоснованным. И наоборот, заявленная версия деоффшоризации вызывает массу вопросов.

Использование иностранных юрисдикций позволяет не только устранить недостатки российской юрисдикции, но и получить целый набор преимуществ как правового, так и экономического характера. К таковым относятся, среди прочего, доступ на зарубежные рынки, оптимизация налогообложения, международно-правовая защита капиталовложений, беспристрастное правосудие, качественная правовая система.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Гагарин П. Деоффшоризация экономики // http://ecpol.ru/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/555-deoffshorizatsiya-ekonomiki.html/21 Февраль 2013 (Gagarin P. Deoffshorizacija jekonomiki)

История возникновения и использования понятия «деоффшоризация» //http:// ru.wikipedia.org/wiki (Istorija vozniknovenija i ispol'zovanija ponjatija «deoffshorizacija»)

4 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

Магомедов М. Что есть «деоффшоризация»?// http://business-swiss.ch/2013/07/%D0%B4 %D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%88%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1 %86%D0%B8%D1%8F/ (Magomedov M. Chto est' «deoffshorizacija»?)

Оффшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы. Схемы. Методы / Подгот. Горбуновым А. Р. (руководитель) и др. - М.: ДС ЭКСПРЕСС ИНК: Компания «Евразийский регион», 1997. - 364 с. (DS Group of companies) (Offshornye firmy v mezhdunarodnom biznese: Principy. Shemy. Metody / Podgot. Gorbunovym A. R. (rukovoditel') i dr. - M.: DS JeKSPRESS INK: Kompanija «Evrazijskij region», 1997. - 364 s.).

Первую жертву борьбы с оффшорами в России нашли среди судоходов // http://www. km.ru/economics/2013/12/20/ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-rf/728346-pervuyu-zhertvu-borby-s-ofshor (Pervuju zhertvu bor'by s offshorami v Rossii nashli sredi sudohodov) Петербург // http://prequithicut.ucoz.ru/news/peterburg/2014-02-14-446 (Peterburg) Приходко Н. Деоффшоризация российской экономики. Первые оценки// http://fi-nance.rambler.ru/news/economics/138279445.html //29.11.2013 (Prihodko N. Deoffshorizacija rossijskoj jekonomiki. Pervye ocenki)

Титов С. Новые схемы вместо оффшоров. Владимир Путин сражается с оффшорами, а бизнесмены строят новые схемы // http://www.gazeta.ru/business/2013/06/14/5380421.shtml (Titov S. Novye shemy vmesto offshorov. Vladimir Putin srazhaetsja s offshorami, a biznesmeny strojat novye shemy)

Челчинская И. Борьба с оффшорами может развалить экономику Совкомфлота// http:// investcafe.ru/news/40278 //2 20 декабря 2013 (Chelchinskaja I. Bor'ba s offshorami mozhet razvalit' jekonomiku Sovkomflota)

Юрий Любимов: Сегодня вы не можете спрятаться за оффшором// http://minjust.ru/ru/ node/5095 (Jurij Ljubimov: Segodnja vy ne mozhete sprjatat'sja za offshorom)

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.