Научная статья на тему 'Совершенствование внутриведомственного контроля как одно из приоритетных направлений налогового администрирования'

Совершенствование внутриведомственного контроля как одно из приоритетных направлений налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX ADMINISTRATION / IN-HOUSE CONTROL / TAX INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Т. В., Цихоцкий Ф. Н., Пустоветов С. Е.

В статье рассмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования с помощью реформ в сфере внутриведомственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTING THE IN-HOUSE CONTROL IN TERMS OF TAX ASMINISTRATION

The article considers paths of perfecting the fiscal administration system with a complex assist of reforming the in-house fiscal institutions control field.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внутриведомственного контроля как одно из приоритетных направлений налогового администрирования»

У налогового мошенничества есть серьезные последствия для бюджетов государств-членов и системы собственных ресурсов ЕС, что приводит к нарушениям принципа справедливого и прозрачного налогообложения, нарушению конкуренции и, таким образом, значительно затрагивает функционирование внутреннего рынка. Потери честных компании, испытывающих конкурентоспособные неудобства из-за налогового мошенничества, должны быть, в свою очередь, покрыты европейским налогоплательщиком через другие формы налогообложения.

В настоящее время не применяется однородная система сбора данных во всех государствах-членах, существенные различия между национальными стандартами лишает возможности оценивать степень этого явления. При этих условиях оценки, сделанные исходя из потерь бюджета из-за отсутствия налогообложения, колеблются около 250 миллиардов евро (2-2,25% ВНП) и, в частности, около 40 млрд от мошенничества в области НДС.

Таким образом, государства с низкими налогами являются серьезным испытанием на прочность для мировой финансовой системы, вынужденной иметь дело с оттоком капитала в налоговые убежища, образующим бреши в бюджетах и убытки в отчетах организаций. Исправление сложившейся ситуации видится в комплексных мерах по унификации среднего фискального климата во внутреннем налогообложении и формировании инструментов регулирования потоков капитала в мировой экономике.

Литература

1. Tax Justice Network - брошюра «Цена Офшора», март 2005;

2. Organisation for Economic Co-operation and Development, Annual Report 2007;

3. Годовой отчет МВФ, 2008;

4. Бенуа Колломба, доклад о «черной экономике», ноябрь 2008;

References

1. Tax Justice Network - broshyura «Tsena Ofshora», mart 2005;

2. Organisation for Economic Co-operation and Development, Annual Report 2007;

3. Godovoy otchet MVF, 2008;

4. Benua Kollomba, doklad o «chernoy ekonomike», noyabr 2008;

Бутова Т.В.1, Цихоцкий Ф.Н.2, Пустоветов С.Е.3

^Кандидат экономических наук, 2Студент,3Студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования с помощью реформ в сфере внутриведомственного контроля.

Ключевые слова: налоговое администрирование, внутриведомственный контроль, налоговые органы.

Butova T.V.1, Tsikhotskii F.N.2, Pustovetov S.E.3

Candidate of Economic Sciences, 2Student, 3Student Financial University under the Government of Russian Federation PERFECTING THE IN-HOUSE CONTROL IN TERMS OF TAX ASMINISTRATION

Abstract

The article considers paths of perfecting the fiscal administration system with a complex assist of reforming the in-house fiscal institutions control field.

Keywords: in-house control, tax administration, tax institutions.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на период 2013-2015 гг., одобренных Правительством РФ, приоритетное направление в области налоговой политики определено как создание эффективной налоговой системы, которая призвана обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.[1]

В качестве инструмента эффективного функционирования налоговой системы и, следовательно, экономики государства выделяют качественное налоговое администрирование, осуществление которого возложено на Федеральную налоговую службу России (далее - ФНС России).

Таким образом, эффективность бюджетно-налоговой политики, проводимой государством во многом зависит от системы налогового администрирования — наиболее значимого элемента реализации базовых принципов и правовых актов, которые определяют порядок и правила налогообложения, осуществления налогового контроля, ответственность его субъектов, способы и порядок защиты интересов налогоплательщиков, а также законные интересы государства. В этой связи одним из приоритетных направлений совершенствования налогового администрирования является развитие внутриведомственного контроля в налоговых органах.

Существующая схема организации внутреннего аудита состоит из двух уровней контроля:

- первый уровень представлен Федеральной налоговой службой России (в лице работников структурных подразделений центрального аппарата) и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам осуществляет контроль за деятельностью межрегиональных инспекций и региональных управлений относительно крупнейшим налогоплательщикам;

- второй уровень представлен региональными управлениями, контролирующими деятельность подведомственных инспекций.

Функции внутреннего контроля возложены на специальные подразделения - отделы контроля налоговых органов.[2]

В Федеральной налоговой службе России, например, над вопросами внутреннего аудита работают два структурных подразделения. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, правильностью ведения бухгалтерского и бюджетного учета (финансовый аудит) проводит - Финансовое управление. Контроль за остальными направлениями деятельности налоговых органов осуществляет - Административно-контрольного управления.

И финансовые, и внутренние аудиторы являются поставщиками информации "для внутреннего использования", которая необходима руководству службы и руководству региональных управлений для принятия управленческих решений.

Подробнее остановимся на внутреннем аудите налоговых органов, так как это направление деятельности освещается в бухгалтерской и налоговой литературе не так часто, как финансовый аудит.

По существу, это аудит соответствия требованиям законодательства и внутренним документам ФНС России, или, как его называют в учебниках и статьях по аудиту, комплаенс аудит (от англ. compliance - соответствие).

Проверка налогового органа происходит по следующим основным направлениям:

- соблюдение действующего законодательства;

- рациональность и эффективность деятельности;

- достоверность статистической налоговой отчетности;

- полнота и правильность ведения информационных ресурсов.

Внутриведомственный контроль (или внутренний аудит) налоговых органов - это единая система контроля, организованная в ФНС России, нижестоящих налоговых органов вышестоящими налоговыми органами за деятельностью последних в области соблюдения требований налогового законодательства, нормативных правовых актов (включая ведомственные правовые акты) при выполнении функций и задач, отнесенных к полномочиям данной службы.

106

В качестве целей внутреннего аудита выделяют:

- выявление недостатков и нарушения в деятельности налогового органа, а также дальнейший анализ их причин;

- осуществления контроля с целью устранения выявленных нарушений;

- изучение фактического состояния функционирования и налогового органа и повышение его эффективности;

Из аудиторских проверок налоговых органов принято выделять два вида - комплексные проверки (в данном случае речь идет о проверке всех направлений деятельности налогового органа) и тематические (в это случае осуществляется проверка лишь одного из направлений деятельности налогового органа, например, работа по урегулированию задолженности налогоплательщиков).^]

В то же время, проверки делятся на плановые и внеплановые. При проведении как комплексных, так и тематических аудиторских проверок обычно составляется план на полугодие, который закрепляется приказом вышестоящего налогового органа. В то время как при проведении внеплановых аудиторских проверок необходим отдельный приказ. Как правило, внеплановые проверки проводятся в случаях, когда необходим срочный сбор информации для решения какого-нибудь вопроса.

Любая аудиторская проверка в той или иной степени способствует выявлению нарушений нормативных правовых актов (по срокам и порядку применения; в виде нарушения прав налогоплательщиков либо обязанностей налогового органа). Однако претензии к работе налогового органа этим не ограничиваются. В случае, когда налоговый орган при реализации возложенных на него функций не использует предоставленные ему права или не следует рекомендациям службы, это может квалифицироваться не как отдельное нарушение, а как недостаток в работе. В качестве примера можно взять неполное проведение мероприятий налогового контроля при возмещении НДС или непроведение внутридокументного и междокументного контроля при камеральной проверке деклараций по налогу на прибыль организаций или налогу на имущество.[3]

По результатам проверки, и по выявленным недостаткам и нарушениям, налоговый орган составляет план мероприятий по их устранению. Ход исполнения последнего находится под контролем аудиторов.

Однако анализ практики проведения и итогов аудиторских проверок за последние годы продемонстрировал, что они не всегда приводили к повышению эффективности деятельности налоговых органов.

Такие факторы, как отсутствие рецидивов и снижение количества нарушений; отсутствие (снижение) жалоб налогоплательщиков на работу проверенных управлений и инспекций, а также на действия (бездействие) их должностных лиц; отсутствие аналогичных нарушений, которые должны быть выявлены проверками вышестоящих налоговых органов; отсутствие (сокращение до минимума) претензий со стороны внешних контролеров (органы прокуратуры, Счетная палата и др.), которые проверяют те или иные налоговые органы после внутренних аудиторов, - свидетельствуют о целесообразности использования вышеперечисленных инструментариев и методов аудиторских проверок.

Именно поэтому сегодня деятельность внутренних аудиторов направлена на расширение аналитической составляющей аудиторских проверок: предоставление полномасштабной оценки эффективности деятельности проверяемого налогового органа по всем направлениям, изучение и анализ причин и последствий неэффективной работы, выработку предложений по их устранению, поиск и распространение по системе положительного опыта налогового администрирования.

Сегодня можно выделить четыре формы внутреннего аудита:

1) плановые аудиторские проверки внутреннего аудита;

2) тематические проверки;

3) дистанционный контроль;

4) проверки результатов устранения нарушений и недостатков, которые выявлены аудиторскими проверками внутреннего аудита.

Таким образом, сегодня приоритетным направлением является задача повышения качества организации и проведения внутриведомственного контроля, повышения уровня квалификации специалистов, которые проводят проверки, а также качество оформления материалов по результатам последних, что в итоге должно обеспечить поступление дополнительных сумм администрируемых доходов во все уровни бюджетов. Выделяется внутриведомственный контроль, а именно с целью проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налоговых органов с налогоплательщиками. С другой стороны, налоговый аудит благодаря прямому общению с налогоплательщиками служит инструментом систематизации информации о разногласиях, при этом он позволяет выделять случаи, причиной которых послужило несовершенство действующего налогового законодательства.

Литература

1. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

2. Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. 2013.

3. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок; практическое пособие. ГроссМедиа. 2012.

4. Золотарева А.И. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы; М.: ИЭПП. 2010.

References

1. "Osnovnyie napravleniya nalogovoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2013 god i na planovyiy period 2014 i 2015 godov"

2. Batalova I.S. Nalogovyie proverki: problemyi, analiz, reshenie. 2013.

3. Borisov A.N. Zaschita prav nalogoplatelschika pri provedenii nalogovyih proverok; prakticheskoe posobie. GrossMedia. 2012.

4. Zolotareva A.I. Nalogovoe administrirovanie. Osnovnyie itogi reformyi; M.: IEPP. 2010.

Шуваев М.А.

Доктор экономических наук, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы классифицирования объектов недвижимости по различным признакам. Показано, что существующие классификации разнообразны, но не унифицированы и предложена авторская классификация объектов недвижимости.

Ключевые слова: недвижимость, оценка, классификация.

Shuvaev M.A.

Doctor of economic Sciences, Saratov state technical University named after Gagarin Yu A.

CLASSIFICATION OF REAL ESTATE

Abstract

The article deals with current issues of classification of real estate objects on different grounds. It is shown that the existing classification is diverse, but not uniform, and the author suggests the classification of real estate.

Keywords: real estate, appraisal, classification.

В настоящее время совершено невозможно представить себе поиск необходимой Вам информации в сети Интернет без использования современных поисковых систем. По аналогии будет выглядеть изучение научных достижений науки и практику, в

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.