Научная статья на тему 'Мониторинг качества работы налоговых органов: проблемы и пути совершенствования'

Мониторинг качества работы налоговых органов: проблемы и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ВЫЕЗДНЫЕ И КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ / ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ АУДИТ / СТРАТЕГИЯ ФНС РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенкова В.В., Попова С.С.

За последние годы в сфере налогового администрирования был принят ряд важных организационных и технологических решений, который позволил, с одной стороны, улучшить собираемость доходов бюджета, а с другой, повысить степень доверия и взаимопонимания между налоговыми органами и налогоплательщиками.251 Сделать вывод о повышении качества работы налоговых органов помог анализ проведенных выездных и камеральных налоговых проверок. Для обеспечения эффективной работы налоговых органов функционирует система внутриведомственного контроля, или внутреннего аудита. Второе направление повышения эффективности работы это Стратегия ФНС России на 2016-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества работы налоговых органов: проблемы и пути совершенствования»

7. Золочевская Е.Ю. Система налоговых индикаторов в налоговом анализе //Управленческий учет. 2012. № 2. С. 3.

Косенкова В.В., Попова С.С.

ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.э.н. , доц. Никулина С.В.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация: За последние годы в сфере налогового администрирования был принят ряд важных организационных и технологических решений, который позволил, с одной стороны, улучшить собираемость доходов бюджета, а с другой, повысить степень доверия и взаимопонимания между налоговыми органами и налогоплательщиками.251 Сделать вывод о повышении качества работы налоговых органов помог анализ проведенных выездных и камеральных налоговых проверок. Для обеспечения эффективной работы налоговых органов функционирует система внутриведомственного контроля, или внутреннего аудита. Второе направление повышения эффективности работы - это Стратегия ФНС России на 2016-2020 гг.

Ключевые понятия: налоговые органы, выездные и камеральные проверки, внутриведомственный аудит, Стратегия ФНС России.

251 Никулина С. В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - № 1 (56). - 2015.

Сегодня мы наблюдаем масштабный процесс внедрения компьютеризации во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. Цель - практически полное исключение личного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика и переход на

252

бесконтактное общение. Так в 2015 году сайт ФНС России посетило более 88 млн человек.

Целью налогового администрирования является обеспечение налоговых поступлений в бюджет в рамках прогнозных показателей при условии оптимального сочетания методов налогового регулирования и

253

налогового контроля.

В консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн. рублей,

254

что на 1,1 трлн. рублей, или почти на 9% больше, чем в 2014 году.

В 2015 году количество жалоб налогоплательщиков снизилось более чем на 5% по сравнению с 2014 годом, это свидетельствует о качественной работе налоговых органов и эффективных результатах информирования плательщиков.В число приоритетных направлений деятельности Службы входит поддержка предпринимательства, создание комфортных условий для

255

развития бизнеса в России. По результатам исследования Всемирного банка в рейтинге «Ведение бизнеса» по индикатору «легкость ведения бизнеса» в 2016 году среди 189 стран Россия заняла 51 место, что на три позиции выше предыдущего года, а по индикатору «налогообложение» 47 место.256

252 Ксенда В.М. Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов. // Фундаментальные исследования. - №11-7. - 2015. - С.1440-1444.

253 Арсеньева В.А., Буханова Е.А.Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - №12 (55). - 2014.

254 Итоги работы налоговых органов за 2015 год. - Доступно: www.nalog,ru.- Проверено: 14.04.2016.

255 Пономарев А.И, Николаев Д.В.Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб.пособие- 3-е издание,перераб.и доп.-Ростов-н/Д.: МиниТайп,2011.-С.294.

256 Рейтинг экономик. - Doing Bussines. - Группа Всемирного банка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia.

В настоящее время проблема оценки эффективности работы налоговых органов актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь оказывает влияние на благосостояние населения.

Результативность контрольной работы налоговых органов - связана в первую очередь с совершенствованием выездного и камерального контроля. Для целей оценки эффективности налогового контроля проанализируем показатели контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации.

Таблица 1

Сводная информация по данным о камеральных и выездных проверках (проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц,

257

занимающихся частной практикой) в Российской Федерации

Вид Количество Доначислено Оценка результатов

проверки проведенных проверок (тыс.) платежей, (млн.руб.)

Всего В том числе выявивших нарушений Результативность % Эффективность (тыс.руб.)

По состоянию на 01.01.2016

Камеральные 31 943,0 1 949, 5 82 871,8 6,1 42,5

Выездные 30,7 30,4 270 795,8 99,0 8907,8

По состоянию на 01.01.2015

Камеральные 32 869,9 1 964,3 55 484,6 5,9 28,2

Выездные 35,8 35,3 290 694,0 98,6 8235,0

В 2015 году при снижении количества камеральных проверок на 2,9 %,

отмечается рост результативности с 5,9% в 2014 г. до 6,1% в 2015 г., а эффективность выросла в 1,5 раза. Аналогичная динамика отмечается по

257 Самостоятельно составлено авторами согласно отчета о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок) - 2 НК. - Доступно: www.nalog.ru.

результатам проведения выездных налоговых проверок: при снижении их количества на 14,2%, отмечен рост ее результативности (до 99%) и эффективности на 8,2 процента.

Таким образом, итоговые показатели свидетельствуют о положительной динамике итогов налогового контроля в сфере проведения выездных и камеральных проверок. Показатели максимально приближенные к 100% свидетельствуют об эффективном планировании выездных проверок и качественном проведении камеральных налоговых проверок налоговыми органами.

На сегодняшний день достигнуты немалые результаты в развитии налогового контроля, однако объёмы недополученных сумм в бюджет, несовершенство налогового законодательства заставляют осуществлять поиск новых резервов повышения результативности налогового контроля. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является

258

необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций гражданского общества.259

Для обеспечения эффективной работы налоговых органов создана и функционирует система внутриведомственного контроля, или внутреннего аудита. Существующая на данный момент схема организации внутреннего аудита включает в себя два уровня контроля:

- первый уровень - Федеральная Налоговая Служба, представленная работниками структурных подразделений центрального аппарата, Межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам, контролирующие деятельность региональных управлений;

258 Бородина Ю.И. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2013. - № 4. - С. 50-55.

259 Никулина С.В.Налоговое администрирование: сущность,формы,задачи// Экономические и гуманитарные науки. -2011.-№8.

- второй уровень - региональные управления, контролирующие деятельность подведомственных инспекций.

В 2015 году ФНС России издан приказ «Об утверждении регламента организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе», целью которого является повышение качества и эффективности контроля за деятельностью территориальных органов ФНС России. 260

Задачи внутреннего аудита: контроль за соблюдением налоговыми органами норм налогового законодательства; оценка эффективности работы налоговых органов; обработка собранной информации и применение новых эффективных форм и методов налогового администрирования.

Для эффективного контроля налоговых органов была разработана стратегия ФНС России до 2020 года. В рамках данной стратегии планируется осуществлять и повысить качество следующих услуг: соблюдение законодательства о налогах и сборах; создание комфортных условий для налогоплательщиков; снижение административной нагрузки; укрепление и совершенствование кадрового потенциала; оптимизация деятельности налоговых органов. Такая работа, несомненно, послужит повышению качества налогового администрирования налогоплательщиков.

Список использованной литературы

1. Никулина С. В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56).

2. Никулина С.В. Налоговое администрирование: сущность,формы,задачи// Экономические и гуманитарные науки.2011.№8.

260 Приказ ФНС России от 20.04.2015 N ММВ-7-16/163@ "Об утверждении Регламента организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ги.

3. Арсеньева В.А., Буханова Е.А.Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №12 (55).

4. Бородина Ю.И. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2013. № 4.

5. Ксенда В.М. «Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов» // Фундаментальные исследования. 2015. №11-7.

6. Рейтинг экономик. - Doing Bussines. - Группа Всемирного банка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia.

7. Приказ ФНС России от 20.04.2015 N ММВ-7-16/163@ "Об утверждении Регламента организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Золочевская Е.Ю. Система налоговых индикаторов в налоговом анализе //Управленческий учет. 2012. № 2. С. 3.

9. Золочевская Е.Ю. Теоретические основы налогового анализа и планирования на микроуровне // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 9 (224). С. 105-111.

УДК 332.122 Кучиева

М.А.

ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.э.н., доц. Токмачева Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.