Научная статья на тему 'Внутриведомственный контроль -важный элемент эффективной системы налогового администрирования'

Внутриведомственный контроль -важный элемент эффективной системы налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / РАБОТА С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / THE CONTROL / TAX INSPECTION / TAX REFORM / WORK OVER TAX BEARERS / TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красницкий В. А.

Одним из важнейших источников развития налогового администрирования в России является четкая внутренняя организация работы налоговых органов, делающая возможным более эффективное взаимодействие подразделений налоговых органов, повышение прозрачности их действий, следовательно, усиление правовой защищенности налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERDEPARTMENTAL CONTROL - THE IMPORTANT ELEMENT OF EFFECTIVE SYSTEM OF TAX ADMINISTRATION

One of the major sources of development of tax administrating in Russia is the precise internal organization of tax authorities work, making possible more effective interaction of tax authorities divisions, increasing of a transparency of their actions, and, hence, strengthening of legal security of tax bearers.

Текст научной работы на тему «Внутриведомственный контроль -важный элемент эффективной системы налогового администрирования»

ходится на факторы X, - удой на корову, и на фактор Х3 - затраты на корма на одну корову, Х8 - накладные расходы на одну корову. Так, при неизменном значении прочих факторов повышение продуктивности коров на 1 кг ведет к снижению себестоимости молока на 0,18 руб., повышение затрат на корма в расчете на одну корову на 1 рубль ведет к увеличению себестоимости молока на

0,03 рубля, рост накладных расходов

на 1 рубль повышает себестоимость молока на 0,035 рубля.

Выводы Поскольку представленная модель с точки зрения статистики является надежной, то выявленные в процессе анализа факторы следует рассматривать как реально воздействующие рычаги, обуславливающие уровень затрат на производство молока. Установленные через коэффициенты рег-

Экономика

рессии количественные зависимости позволяют предвидеть размер себестоимости производства молока при достижении тех или иных результатов хозяйственной деятельности. Таким образом, построение и использование статистической модели себестоимости продукции позволяет оказывать целенаправленное воздействие на факторы, определяющие уровень затрат, т.е. управлять затратами.

Литература

1. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве / Под науч. ред. члена-корр. РАСХН, проф. Г.В. Беспахотного. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2005. - 59 с.

2. Методика планирования бюджетных субсидий для сельскохозяйственного производства. - Екатеринбург: УрГСХА, 2006. - 49 с.

ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ -ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В.А. КРАСНИЦКИЙ,

заместитель руководителя УФНС России по Краснодарскому краю, кандидат экономических наук, зав. кафедрой "Налоги и налогообложение" Кубанского ГАУ, г. Краснодар

Ключевые слова: контроль, налоговая инспекция, налоговая реформа, работа с налогоплательщиками, налоговое администрирование.

Оптимизация системы налогового администрирования в налоговых органах в настоящее время развивается по следующим основным направлениям. Это, прежде всего, организация работы структурных подразделений по типовому, функционально-ориентированному принципу, повышение автоматизации работы и создание благоприятных условий налогоплательщикам для добровольной уплаты текущих налоговых платежей.

Внутриведомственный контроль в этой связи - основной элемент реализации указанных направлений развития налоговой системы.

В Федеральной налоговой службе внутриведомственный контроль за деятельностью территориальных налоговых органов по администрированию юридических лиц осуществляется по двум направлениям:

■ в сфере налогового администрирования;

■ в финансово-хозяйственной сфере.

Внутриведомственный контроль в сфере налогового администрирования включает в себя:

■ государственную регистрацию нижестоящими налоговыми органами юридических и физических лиц, постановку их на учет;

■ контроль за правильностью исчисления и уплатой налогоплательщиками налогов;

■ урегулирование задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям;

■ проведение налоговых проверок и другие направления вплоть до обеспечения процедур банкротства.

Система внутриведомственного контроля в Федеральной налоговой службе двухуровневая.

На федеральном уровне аудиторские проверки внутреннего аудита проводят отделы контроля налоговых органов Управления контроля налоговых органов и межрегиональных инспекций по федеральным округам. На региональном - отделы контроля налоговых органов управлений по субъектам РФ.

Полномочия по организации и проведению контроля финансово-хозяйственной деятельности возложены на Управление финансового обеспечения. На федеральном уровне финансово-хозяйственную деятельность проверяют отдел финансового контроля Управления финансового обеспечения и финансовые отделы межрегиональных инспекций по федеральным округам. На региональном уровне

- отделы финансового контроля соответствующих управлений по субъектам РФ.

Цель и методика исследования

В настоящее время ФНС России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федера-

ции проводит работу по организации контроля финансово-хозяйственной деятельности в трех направлениях: предварительного, текущего и последующего.

Предварительный контроль позволяет предупредить нарушения действующего финансового законодательства, пресечь попытки нерационального использования бюджетных и внебюджетных средств на стадии рассмотрения проектов смет доходов и расходов территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, согласования проектов договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России, конкурсной документации и проектов соответствующих государственных контрактов с победителями состоявшихся конкурсов.

Текущий контроль осуществляется на постоянной основе в виде анализа бухгалтерской отчетности, представляемой территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, и во взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства при совершении операций. В целях недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, а также роста кредиторской задолженности Управление финансового обеспечения ФНС России

The control, tax inspection, tax reform, work over tax bearers, tax administration.

осуществляет мониторинг расходов этих средств и в установленном порядке вносит изменения в бюджетную роспись.

Для обеспечения последующего контроля (в соответствии со статьей 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФНС России) во всех межрегиональных инспекциях ФНС России по федеральным округам созданы отделы финансового контроля и обеспечения, основной функцией которых является осуществление внутриведомственного финансового контроля в форме проверок территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России. Федеральной налоговой службой разработан и утвержден "Регламент проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы", которым установлен единый порядок проведения проверок территориальных налоговых органов и учреждений, находящихся в ведении ФНС России в соответствии с планами, утверждаемыми руководителем Федеральной налоговой службы.

Проверки налоговых органов проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых руководителем Федеральной налоговой службы. В структуре налоговых органов предусмотрены не только отделы контроля налоговых органов, которые осуществляют аудиторские проверки внутреннего аудита, но и отделы, занимающиеся мониторингом их результатов, взаимодействием с правоохранительными и контролирующими органами; разрабатывающие единую методологию внутреннего аудита, которой руководствуются специалисты отделов контроля налоговых органов на всех уровнях системы ведомственного контроля.

Основные задачи внутриведомственного контроля определили следующие основные факторы, оказывающие влияние на его эффективность:

■ организационно-методическое обеспечение контроля;

■ совершенствование форм и методов контроля;

■ кадровое обеспечение контроля.

Сегодня существует несколько направлений совершенствования и развития внутриведомственного контроля налоговых органов по администрированию юридических лиц:

1. Совершенствование методологии ведомственного контроля налоговых органов.

2. Совершенствование форм и методов ведомственного контроля.

3. Развитие предпроверочной подготовки.

4. Повышение уровня квалификации и профессионального уровня специалистов, проводящих мероприятия

ведомственного контроля налоговых органов.

5. Развитие информационного обеспечения внутриведомственного контроля.

Целесообразно разработать типовую программу аудиторских проверок внутреннего аудита межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам с учетом существующего отраслевого принципа.

В целях повышения уровня предпроверочной подготовки и результативности контрольных мероприятий, проводимых в ходе аудиторских проверок внутреннего аудита, необходимо пересмотреть подход к отбору материалов по результатам проведенных налоговых проверок налогоплательщиков, осуществленных проверяемыми налоговыми органами.

В настоящее время одним из основных направлений развития внутриведомственного контроля работы в администрирования юридических лиц является мониторинг деятельности проверенных налоговых органов в период, прошедший после окончания проверок. Это обусловлено необходимостью контроля изменений в дальнейшей работе налоговых органов. Усиление мер последующего контроля по результатам аудиторских проверок позволит повысить эффективность и качество принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. В этой связи одним из важных направлений совершенствования внутриведомственного контроля является развитие дистанционного контроля.

В целях повышения эффективности мероприятий дистанционного контроля целесообразно использовать для анализа оперативные данные о работе налоговых органов (например, данные ежемесячного мониторинга основных показателей работы налоговых органов, который ведется в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации).

Также представляется необходимым в нормативные документы, регламентирующие проведение аудиторских проверок внутреннего аудита, внести изменения в части усиления контроля за выполнением налоговыми органами поручений ФНС России по устранению выявленных нарушений.

Существенное влияние на эффективность внутриведомственного контроля оказывает кадровое обеспечение.

В целях повышения профессионального уровня специалистов, принимающих участие в проверках налоговых органов, Управление контроля налоговых органов, начиная с 2001 г., ежегодно проводит семинары с работниками отделов контроля налоговых органов управлений по субъектам РФ и межрегиональных инспекций по федеральным округам, в ходе которых

Экономика

освещаются теоретические и практические вопросы организации и проведения внутреннего аудита, налогового администрирования, информируется об изменениях, произошедших в законодательстве о налогах и сборах.

Участие специалистов управлений по субъектам РФ и межрегиональных инспекций по федеральным округам в проверках, проводимых Федеральной налоговой службой, позволяет перенимать новые приемы и методы проведения проверок, изучать имеющийся положительный опыт в работе территориальных налоговых органов.

В межрегиональных инспекциях по федеральному округу проводятся "круглые столы" с участием всех специалистов отделов контроля налоговых органов данных инспекций и начальников отделов контроля налоговых органов управлений по субъектам РФ, входящих в соответствующий федеральный округ, по актуальным вопросам организации и проведения внутреннего аудита. Подобные мероприятия дают возможность ознакомиться с работой каждой межрегиональной инспекции по федеральному округу, обсудить возникающие проблемы, выработать единые пути их решения в целях дальнейшего повышения качества проверок.

Оценка качества внутриведомственного контроля является основным элементом базиса по разработке мер и мероприятий по совершенствованию внутриведомственного контроля.

Качество внутриведомственного контроля налоговых органов, по нашему мнению, должно оценивается по следующим основным критериям:

1. Соответствие выполненных процедур требованиям актов ФНС России, регулирующих проведение аудиторских проверок.

2. Соответствие содержания акта проверки, справок проверки направлений деятельности налоговых органов требованиям нормативных актов.

3. Результативность проведенной проверки.

4. Корректность поведения сотрудников проверяющей группы.

Каждому критерию оценки присваивается соответствующий вес в процентах от максимального бала, установленных методическими указаниями. Выводы о качестве проверки делаются на основании итогового балла, который впоследствии определяет уровень материального стимулирования сотрудников, участвовавших в проверке.

Выводы

Внедрение указанных критериев внутриведомственного контроля позволит в значительной степени усилить контроль за эффективностью работы подразделений инспекций местного уровня, в том числе по

Экономика

организации работы с налогоплатель- подразделениями и их автоматизации. вышестоящих налоговых органов, так

щиками, а также работ по рациональ- В целом позволит сделать работу на- и для налогоплательщиков.

ному распределению функций между лотовых органов прозрачней как для

Литература

1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие. - М.: Экономист, 2006.

2. Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом "Городец", 2007.

3. Вопросы теории и практики налогообложения: сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры "Налоги и налогообложение" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации / Под науч. ред. Н.П. Мельниковой - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.

4. Черкасова Л.Ф. Современная организация и кадровая политика налогового администрирования. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.

5. Чернова О.Н. Организация ведомственного контроля в ФНС России // Бюджет. - 2006. - №7.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ

А.Л. ПУСТУЕВ (фото),

доктор экономических наук, профессор,

Ф.А. СТЕПАНОВ,

аспирант, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: устойчивость агрожономических систем, методологические аспекты!, корреляционно-регрессионное моделирование, факторы экономической устойчивости.

Роль агропромышленного комплекса в системе экономической и продовольственной независимости российского государства весьма существенна. Определяется это, прежде всего, исходя из его многофункциональности и взаимосвязи со многими отраслями и сферами предпринимательской деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне региона. Имеющие место в последнее время подходы к устойчивости агроэкономических систем (АЭС) не совсем полно отражают существующие базисные теории (устойчивости, бифрукации, катастроф, приоритетов и т.д.).

Цель и методика исследований В данной статье сделана попытка методологического обоснования устойчивости АЭС. В последние годы многие регионы России, формулируя перспективы социальной и экономической динамики, используют выражение устойчивое развитие как самоочевидную характеристику оптимального сочетания целей, средств и результатов деятельности. Иногда эти формулировки носят явно декларативный характер, но, как правило, речь идёт о поиске реальных ориентиров управления. В последнем случае возникает ряд вопросов методологического плана. Часть из них вызвана неоднозначностью регионального прочтения концепции, имеющей глобальный характер, другая связана с трудностями перевода установок мировоззренческого ран-

га в систему ориентиров экономического и социального поведения.

Понятие социально-экономической устойчивости актуализировалось в нашей стране в свете распространения идей Римского клуба и в связи с экономико-математическим бумом. Но на региональном уровне понятийный аппарат изучения социально-экономической устойчивости довольно эклектичен. Как правило, речь идет о системах балансовых моделей и методах их согласования.

Понятия стабильности (устойчивости) и развития часто бывают разнесены. Да и о каком устойчивом развитии можно говорить, если в качестве основных постулатов социально-экономической стратегии региона еще недавно предлагались системы мер, призванные в пожарном порядке "сдержать спад производства", "смягчить бюджетный дефицит", "снизить масштабы безработицы", "преодолеть тенденции затухания инвестиций", "найти способы ликвидации неплатежей и взаимной задолженности" и т.п.

Поэтому идея устойчивого развития на региональном уровне в нынешнем своем состоянии - это пока еще метафора позитивных изменений, а не их конструктивная программа. Впрочем, в этой метафоричности, в эклектичности понятийного аппарата заключены и вполне определенные преимущества, прежде всего - свобода творческой интерпретации ключевых понятий в соеди-

нении с прагматизмом действия. Ведь широко распространенная установка

- "Так жить нельзя!" - не является автоматически ответом на вопрос: "Как жить?". А при наличии умозрительного представления или даже развернутой концепции относительно того, как надо жить, не всегда очевиден ответ на другой вопрос: "Что нужно делать?". И потребность в обозримых ориентирах деятельности ощущается не только на региональном или же национальном уровне.

С другой стороны, понимание опасности чрезмерного увлечения глобальными прожектами стимулировало деятельность Комиссии ООН по устойчивому развитию в конструктивном направлении. В 1995 году была одобрена рабочая программа, содержащая показатели устойчивого развития, организованные в структуру "входное воздействие - состояние

- управление". Предполагается, что такого рода инструментальные ориентиры будут способствовать выработке внеполитического языка взаимопонимания и взаимодействия различных природоохранных движений и инициатив, станут основой для разработки репрезентативного набора показателей. Позитивный заряд такой

Stability of agroeconomical systems, methodological aspects, correlation- regressive modeling, factors of economic stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.