Научная статья на тему 'Роль стафилококкового мастита овец в возникновении пищевых токсикозов, вызываемых употреблением брынзы'

Роль стафилококкового мастита овец в возникновении пищевых токсикозов, вызываемых употреблением брынзы Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
29
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль стафилококкового мастита овец в возникновении пищевых токсикозов, вызываемых употреблением брынзы»

Вскрытие убитых после отравления животных, получавших обычную

диэту, и патологоанатомические исследования показали резкие дегенеративные изменения в печени и других внутренних органах с некрозом и гибелью печеночных клеток (рис. 2), с очагами хронического рассеянного нефрита в почках. У животных, получавших профилактическую диэгу, эти изменения были выражены слабее, проявляясь главным образом в мутном набухании и инфильтративном мелкокапельном ожирении печеночных клеток, и представляли скорее форму обратимых изменений (рис. 3).

Выводы

1. При систематическом отравлении животных малыми дозами фосфора характер питания влиял на' ослабление изменений как в углеводном обмене, так и в окислительных процессах.

2. При обычном питании у отравленных фосфором животных наблюдалось резкое снижение содержания сахара и значительное накопление молочной кислоты в крови, тогда как у животных, содержавшихся на профилактической диэте, эти изменения были незначительны.

3. Вакат-кислород и окислительный коэфициент мочи ясно увеличивались у собак при обычном питании, что указывало на понижение окислительных процессов в отравленном организме. У собак, содержавшихся на профилактической диэте, окислительный коэфициент оставался без изменений.

Н. Д. ТРОФИМОВ

Роль стафилококкового мастита овец в возникновении пищевых токсикозов, вызываемых употреблением брынзы

Из Крымского института эпидемиологии и микробиологии

На основании литературных данных и собственных наблюдений мы сочли необходимым изучить источники заражения брынзы патогенным стафилококком. Для приготовления брынзы обычно используется овечье молоко. В условиях Крымской области окот овец продолжается в течение марта и апреля. За эти месяцы нами были обследованы 84 овцы, принадлежащие различным хозяйствам. При отборе проб молока с соблюдением стерильности осматривалось состояние вымени овцы и регистрировалась дата окота. Пробы молока засевались в среду Краевской для установления коли-титра и на сахарный агар для выявления различных микрококков. Всего в весенний период была выделена 61 культура различных стафило- и микрококков, которые были изучены на наличие токсигенных свойств.

Для ориентировочного диференцирования патогенных стафилококков от непатогенных применялась реакция плазмокоагуляции. Окончательно патогенность стафилококков устанавливалась на мышах, энгеротоксич-ность — на котятах. Биологические особенности микрококков и стафилококков изучались путем посева их в молоко, желатину Стоона и на агар Чепмена. Гемолитические свойства изучались посевом на агар с 4% дефибринированной крови.

В 7 из 84 проб (8,3%) исследованного* молока были обнаружены энтеротоксичные стафилококки, в 15 пробах (17,8%) апатогенные, дис- ' социативные формы золотистых стафилококков. Остальные выделенные

микрококки по комплексу признаков были отнесены к банальной сапро фитной микрофлоре молока.

При внешнем осмотре состояния вымени у 84 овец две овцы оказались больными острой формой стафилококкового мастита. Патогенные культуры золотистого стафилококка выделялись в 6 случаях на 3-й день и в одном случае—на 14-й день после окота.

'Молоко двух овец, больных острым воспалением вымени, дало обильный рост патогенного золотистого стафилококка.

В течение летнего периода нами было обследовано 85 овец, у которых не было обнаружено воспалительного процесса вымени. Из 85 проб молока летнего лактационного периода было выделено 33 культуры различных микрококков. Апатогенные формы золотистых стафилококков были выделены в 16,4%, причем рост их был обильный.

Различные сапрофитные микрококки были обнаружены в 18 пробах молока; рост их был умеренный, а в большинстве случаев в виде единичных колоний. Патогенный золотистый стафилококк был обнаружен только в одной пробе молока после предварительного накопления.

Таким образом, молоко летнего периода по сравнению с весенним оказалось почти лишенным патогенного золотистого стафилококка. Находки апатогенных форм золотистых стафилококков не снижались в летний период и составляли 16,4°/о по отношению к исследованным пробам.

Полученные данные при обследовании молока по сезонам вызвали необходимость аналогичного изучения степени обсеменения брынзы патогенным золотистым стафилококком. С этой целью было исследовано 46 проб молодой брынзы, изготовленной в конце апреля, в мае и начале июня, и 40 проб брынзы, изготовленной летом. Посев брынзы проводился по принятой методике, кроме того, определялась кислотность брынзы по методу Тернера.

Из 46 проб весенней и ранне-летней молодой брынзы в 12 пробах (26%) были обнаружены патогенные стафилококки, из которых 17,3% оказались энтеротоксичными. В 2 пробах рост стафилококков был обильный, в остальных — колонии стафилококков были единичными.

При аналогичном исследовании 40 проб молодой брынзы, выработанной во второй половине июня, июле и августе, патогенные стафилококки не были обнаружены. По нашим наблюдениям, стафилококки особенно бурно размножались и длительно сохраняли токсические свойства в брынзе с низкой кислотностью.

Анализируя причины выработки низкокислотной брынзы, мы столкнулись с сезонностью этого явления- В некоторых пробах весенней брынзы совершенно отсутствовал процесс молочнокислого брожения. 'Молочнокислый стрептококк в такой брынзе находился в стадии диссоциации, клетки его были изменены, частично лизированы. В летний период явления лизиса отсутствовали.

Скородумова наблюдала случаи потери бродильной способности молочнокислым стрептококком в весенний и в ранне-летний период. Уайтхид и Кокс также отмечали факт внезапной задержки молочнокислого брожения весной и осенью. Это явление было объяснено наличием бактериофага в заквасках.

Наши наблюдения и литературные указания послужили поводом для сравнения активности молочнокислого брожения в брынзе, в зависимости от месяца ее приготовления. Активность молочнокислого брожения учитывалась путем определения общей кислотности брынзы по методу Тернера.

Всего на степень кислотности нами было исследовано 336 проб брынзы 1 г/г—2-месячной выдержки; из них: 61 проба, выработанная в апреле и мае, 63—в июне, 77 — в июле, 91 — в августе и 44 —в сентябре.

Результаты исследований помещены в следующей таблице.

Время приготовления брынзы Кислотность в градусах TepHepi Итого исследовано проб

до 10Э' от 100° до 150 от 1=0° и выше

количество проб % к общему количеству исследованных проб количество проб о/о к общему количес'1 ву исследованных проб количество проб °/о к общему кол,1че( тву исследованных проб

Апрель-май . . 9 14,75 31 50,82 21 34,43 61

Июнь...... 4 6,35 16 25,4 43 68,25 63

V ЮЛЬ...... 1 1,3 9 11,69 67 87,01 77

Август..... 0 0 26 28-, 57 65 71,43 91

Сентябрь .... 2 4,5 20 45,5 22 5и,0 44

Как видно из приведенной таблицы, брынза, выработанная в апреле и мае, имела 14,75% проб с кислотностью ниже 100° Т, в июне — 6,35%, в июле— 1,3%, в августе низкокислотная брынза не была обнаружена, в сентябре ее количество повысилось до 4,5%.

Брынза с кислотностью от 100° до 150° Т по месяцам распределялась следующим образом: в апреле и мае — 50,82%, в июне — 25,4%, в июле—11,69%, в августе — 28,57% и в сентябре — 45,5%. Брынза с кислотностью от 150° и выше в апреле и мае была обнаружена в 34,43%, в июне — в 68,25%, в июле — в 87,01%, в августе — в 71,43% и в сентябре — в 50%.

При анализе полученных нами цифровых данных по месяцам была выявлена определенная зависимость кислотности брынзы от сезона ее приготовления. Так, например, брынза, приготовленная в весенний и ранне-летний период, имела большой процент проб с кислотностью до 100° Т по сравнению с брынзой, выработанной в летние месяцы. В июле и августе наблюдался наибольший процент брынзы с кислотностью от 150° и выше-

Известно, что основным микробиологическим процессом в технологии -брынзы является молочнокислое брожение. 'Молочнокислый процесс в брынзе, как и в других сырах, складывается из двух фаз, которые развиваются последовательно одна за другой в период созревания брынзы (lVa—2 месяца). Первая фаза характеризуется бурным развитием молочнокислого стрептококка, вторая — развитием бактерий типа болгарской палочки.

Роль молочнокислого процесса при изготовлении сыров многообразна. Молочнокислые бактерии активно участвуют в созревании сыра, придают ему вкусовые качества и предохраняют его от гнилостных процессов. Следовательно, в сыроделии в основном все технологические прлемы должны быть подчинены молочнокислому процессу. Создание нормальных условий для протекания этого процесса является одной из главных задач сыроделия.

При нормальном развитии молочнокислого стрептококка уже в процессе изготовления брынзы кислотность ее достигает 120—150° Т; дальнейшее накопление молочной кислоты обеспечивается развитием болгарской палочки.

Таким образом, нормы кислотности брынзы диктуются непосредственно технологией брынзоделия. Брынза с кислотностью ниже 120—150° Т (после созревания) является неполноценным продуктом: в ней был нарушен нормальный молочнокислый процесс.

Низкокислотная брынза, кроме отсутствия специфических вкусовых качеств, лишена стойкости в отношении вредных микробиологических процессов, которые могут явиться причиной интоксикаций и токсикоин-фекций. Подавление нормального молочнокислого процесса может произойти за счет нарушений со стороны производства, а также в связи с диссоциацией молочнокислого стрептококка.

Слабая активность молочнокислого стрептококка в брынзе в весенний период создает наиболее благоприятные условия для размножения патогенного стафилококка и других'токсигенных бактерий. Указанным обстоятельством можно объяснить большую частоту случаев интоксикаций, вызываемых употреблением брынзы весенней выработки.

Выводы

1. Овцы, больные стафилококковым маститом, повидимому, являются основным источником обсеменения молока, употребляемого для брынзо-делия. Брынза весеннего приготовления в 26% случаев была обсеменена патогенным стафилококком.

2. Степень кислотности брынзы находится в зависимости от времени ее приготовления. Брынза весенней выработки имела больший процент проб с кислотностью до 100° Т по сравнению с летней брынзой.

•3. В качестве профилактических мероприятий необходимо:

а) в практику овцеводческих хозяйств ввести ускоренные методы ранней диагностики маститов;

б) обеспечить в весенний и ранне-летний период 100% выход брынзы с кислотностью не ниже 150° Т, определяя кислотность каждой вырабатываемой партии брынзы непосредственно на брынзоварне;

в) строго соблюдать санитарно-гигиенические требования на овцефермах и брынзоварнях.

Подполковник медицинской службы доктор мед. наук Н. А. БОГОЯВЛЕНСКИИ

О некоторых элементах гигиены и санитарии в быту древней Руси

Из кафедры истории медицины Военно-морской медицинской академии

Лицевые, т. е. снабженные рисунками (миниатюрами), русские летописи не нашли себе никакого отражения в историко-медицинской литературе. В своих обстоятельных исследованиях по летописным миниатюрам искусствоведы Арциховский, Воронин, Анналов и др. тоже почему-то обходят молчанием их медицинское содержание, несмотря на то, что оно заслуживает всемерного внимания историков русской культуры.

Интересуясь общими вопросами медицины в произведениях древнерусского изобразительного искусства, мы просмотрели миниатюры Радзивиловской (XIII—XV века) и шести томов (за исключением Синодального) Никоновской летописи (XVI век), а также рисунки нескольких десятков житий, синодиков, александрий, апокалипсисов и других сборников XVI—XVII века.

Фонд просмотренных иллюстраций обнимает около 10 000 миниатюр. Более 10% ив них написаны на самые разнообразные медико-санитарные темы. Одних только сцен родовспоможения насчитывается 103.

Арциховский сравнивает миниатюры с окнами, через которые можно «идеть исчезнувший мир древней Руси. Действительно, из миниатюр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.