Научная статья на тему 'Питание и обмен веществ при фосфорном отравлении'

Питание и обмен веществ при фосфорном отравлении Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание и обмен веществ при фосфорном отравлении»

Г. П. РРЕМИН

Питание и обмен веществ при фосфорном

отравлении

СООБЩЕНИЕ I

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА И ОКИСЛИТЕЛЬНОГО КОЭФИЦИЕНТА ОТРАВЛЕННЫХ ФОСФО->ОМ ЖИВОТНЫХ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПИТАНИЯ

Из Института питания Академии медицинских наук СССР

При работе с белым фосфором возможно развитие тяжелой профессиональной болезни — хронического фосфорного отравления. Изучение патогенеза фосфорного отравления и разработка профилактических мероприятий, в том числе и профилактического питания, являются актуальными.

Из литературных данных известно, что ядовитое действие фосфора, о зависимости от степени отравления, может вызвать ряд патологических явлений, важнейшими из которых являются: изменения морфологического состава крови, появление дегенеративных процессов в различных органах, особенно в печени, и в конечном итоге развитие фосфорного некроза.

Наряду с этим, наблюдаются значительные изменения в обмене веществ: происходит усиленный распад белка, увеличивается выделение с мочой общего азота аммиака, появляются промежуточные продукты обмена (отдельные аминокислоты и пептоны).

Своеобразные изменения претерпевает жировой обмен. Наблюдается накопление жира и жировое перерождение печени и других внутренних органов с одновременным обеднением подкожного жирового депо. В моче появляются продукты неполного сгорания веществ жирового обмена — жирные кислоты.

Глубокие изменения происходят и в углеводном обмене. Франк и Исаак на основании своих опытов считают, что фосфорное отравление в первую очередь нарушает углеводный обмен. Это нарушение в начальной стадии отравления проявляется в виде повышенного обмена углеводов в печени. В последующих стадиях происходит нарушение функции печени — гликогенообразования и синтеза углеводов из других веществ- Вследствие этого наблюдается исчезновение гликогена из печени, уменьшение содержания сахара в крови с одновременным накоплением молочной кислоты и выделением ее с мочой. Подобные результаты были отмечены рядом других исследователей (Сайковский, Розенбаум, Шульцен и Рисс и др.). Мейер рассматривал появление молочной кислоты в моче как результат замедления окислительных процессов. Взгляд на то, что при фосфорном отравлении происходит нарушение окислительных процессов в организме, находит все больше и больше последователей (Правдин, 'Мюнцер, Луск и др.). Кравков считает фосфор протоплазмическим ядом, действующим на протоплазму всех клеток ткани.

Исходя из этих данных, нами была предпринята попытка составить профилактическую диэту с учетам качественных сдвигов в обмене веществ, способную 'противодействовать фосфорному отравлению. С этой целью в диэту вводились в первую очередь вещества, укрепляющие окислительную систему организма, — витамины комплекса В и С, которые, как известно, играют огромную роль в механизме клеточного дыхания и регуляции процессов обмена веществ. 'Мы считали необходимым также введение достаточного количества высококачественных белков с

целью возместить усиленные потери белка. Увеличивалось в диэте и количество углеводов, которые, согласно данным Цунца и др., усиливают резистентность печени к ядовитому действию фосфора.

Принимая во внимание наличие сдвигов при отравлении фосфором в сторону ацидоза и накопление кислотных продуктов обмена, мы составляли набор продуктов таким образом, чтобы в диэте превалировали основные радикалы. Калорийность диэты увеличивалась на 20—30°/о по сравнению с обычным питанием.

В состав профилактической диэты для крыс входили следующие продукты: желтки куриного яйца, крахмал маисовый, сливочное масло, дрожжи, аскорбиновая кислота, смесь с содержанием 21% белка, 9% жира и 70% углеводов; для собак — мясо, крупа гречневая, картофель, хлеб, молоко, сахар, смалец, дрожжи; рыбий жир и аскорбиновая кислота, смесь с содержанием 4,9 г белка, 2,4 г жира и 22 г углеводов на 1 кг веса тела собаки.

Экспериментальная часть

Опыты проводились на 44 белых крысах и 6 собаках. Животные делились по виду диэты на две группы: одна из них находилась на профилактическом питании, другая — на обычном. Часть крыс составляла контрольную группу, не подвергавшуюся отравлению. Отравление производилось per os 1% раствором фосфора в миндальном масле, а в последние периоды опыта путем введения фосфорного масла под кожу. Дозы отравления составляли для крыс — 0,1—О,05 мл через

1—'3 дня в разных сериях опыта, для собак — 0,1 мл на 1 кг веса тела.

В течение всего опыта проводились клинические наблюдения над состоянием животных, учитывалось изменение веса тела, остатки пищи, состояние желудочно-кишечного тракта, проводился клинический анализ крови. Наряду с этим, в отдельных опытах периодически проводился суточный сбор мочи и кала для определения элементов азотистого и минерального обмена, что позволяло не только выявить изменения содержания указанных веществ в моче, но и проверять их усвояемость и баланс.

Для выяснения изменений в углеводном обмене нами проводились анализы крови на содержание сахара по микрометоду Хагедорна и Иенсена и определение молочной кислоты по методу Фридеман. Кровь для анализа бралась у крыс из хвоста путем надреза, а у собак — из вены уха. Кроме того, для выяснения изменений окислительных процессов в отравленном организме мы определяли вакат-кислород в моче по методу Канитц я вычисляли его отношение к азоту (окислительный коэфициент). После убоя животных проводилось гистологическое исследование внутренних органов.

Проведенные три серии опытов на крысах с различной дозировкой белого фосфора показали, что как при остром, так и при хроническом отравлении появление признаков отравления наступало раньше (через

2—3 приема фосфора) у крыс на обычном питании. Эти признаки выражались в потере аппетита, желудочно-кишечных расстройствах, прогрессирующем падении веса тела, вследствие усиленного распада белка, что подтверждалось увеличенным выделением азота с мочой. У крыс, питающихся профилактической диэтой, признаки отравления наступали позднее (через 4—б приемов фосфора), а при хроническом отравлении они исчезали в следующих стадиях опыта.

В этих же условиях опыта существенному изменению подвергалось и содержание сахара в крови. Так, при острых отравлениях наблюдалось снижение содержания сахара в крови у всех крыс. Однако это снижение было более резко выражено у крыс на обычном питании и доходило да 70—90 мг%, тогда как у крыс на профилактической диэте содержание сахара в крови снижалось на 30—45 мг%. К сожалению, кратковре-

менность острых опытов не позволяла проводить многократные определения для выявления закономерности изменений. Более отчетливую картину этих изменений мы получили в опытах с хроническим отравлением в течение месяца. Ниже приведены данные анализов на содержание сахара в крови крыс, питающихся профилактической и обычной диэтой (табл. 1).

Таблица 1. Содержание сахара в ьрови крыс до отравления и в период

отравления (в мг%)

Периоды Контрольные Опытные

Профи лактическая д и э т а

До отравления .... 177 187 204 195 194 192 1?0 130 106 184 209 166

186 193 184 147 200 203 200 145 119 167 162 164

172 204 184 158

Период отравления . . 128 200 133 135 175 125 127 177 153 130 147 125

133 106 117 102 105 107 124 114 88 122 116

100 120 92 129 144

Через 2 месяца после

отравления ..... 205 206 199 180 136

Обычна я (к азе и н о в а я) д и э т а

До отравления . „ . . 100 120 121 128 121 130 135 131 152 96 117 103

103 128 112 122 125 135 137 150 160 120 108 112

128 165 115 133 113

Период отравления . . 145 130 90 80 62 92 93 95 85 70 70 50

106 65 74 71 47 43 66 80 70 73 40

Табл. 1 показывает, что количество сахара в крови под влиянием фосфорного отравления уменьшалось. Однако это уменьшение у крыс, содержавшихся на профилактической диэте, колебалось в пределах нижней границы нормального содержания сахара (т. е. от 130 до 92 мг%), тогда как у крыс, содержавшихся на казеиновой диэте, катастрофически падало до 65—40 мг%>. Из этой таблицы видно также, что анализ сахара в крови 5 крыс из первой группы, сделанный 2 месяца спустя после периода отравлений, дает картину полного восстановления содержания сахара до уровня, наблюдаемого в предварительном периоде.

Аналогичный характер течения фосфорного отравления и сдвигов в области обмена веществ в зависимости от питания получен в опытах на собаках. Эти опыты позволили с большей детализацией проследить изменения как в углеводном обмене, так и в окислительных процессах. Так, наряду с определением содержания сахара в крови V отравленных животных, мы изучали и накопление молочной кислоты. Характер изменения этих веществ в периоды отравления представлен на рис. 1-

Диаграмма показывает, что в периоды отравления содержание сахара в крови у всех собак снижалось. Но это снижение у собак, бывших на профилактической диэте, оказалось менее значительным по сравнению с собаками, питавшимися обычным кормом, у которых содержание молочной кислоты было увеличено.

Эти данные показывают, что углеводный обмен у животных, содержавшихся на профилактической диэте, был нарушен слабее.

Ряд авторов, исходя из факта накопления промежуточных продуктов обмена1 и данных по газообмену, полагает, что при фосфорном отрав-

леник идет процесс нарушения окислительно-восстановительных способностей организма. В наших опытах у животных, бывших на обычном питании, также наблюдалось значительное накопление одного из промежуточных продуктов углеводного обмена — молочной кислоты. Это дало нам право заняться выяснением вопроса об изменении окислительных процессов в отравленном фосфором организме.

В изучении этого вопроса нас интересовала степень окисления составных частей мочи у отравленных животных. Известно, что при патологических расстройствах в моче, наряду с нормальными конечными продуктами обмена', появляются и менее окисленные промежуточные продукты, например, отдельные аминокислоты, пептиды, молочная кислота, ацетоновые тела и др. Появление в моче этих продуктов неполного

сгорания может характеризовать пониженную окислительную способность орга'низма. Мюллер предложил определять степень окисления составных частей мочи по количеству кислорода, необходимого для их полного окисления. Это количество кислорода он назвал вакат-кислоро-дом, а отношение его к выделенному азоту — окислительным коэфи-циентом. Результаты наших определений, перечисленные на окислительный коэфициент, приведены в табл. 2.

Следует заметить, что количество вакат-кислорода в моче в периоды отравления увеличивалось у всех собак с одновременным увеличением выделения азота. Однако у собак, получавших обычную диэту, количество вакат-кислорода значительно превышало количество выделенного азота с мочой, в результате чего, как показывает табл. 2, увеличивался и окислительный коэфициент, особенно во втором периоде отравления. У собак на профилактической диэте окислительный коэфициент оставался почти без изменения. Наши наблюдения показывают, что в периоды фосфорного отравления (особенно у собак на обычном питании) происходило накопление и выделение с мочой продуктов неполного сгорания белкового, углеводного и, возможно, жирового обмена, а следовательно, нарушение окислительных процессов в отравленном организме. С другой стороны, отсутствие значительных изменений в окислительном коэфициенте у собак, содержавшихся на профилактической диэте, говорило за то, что последняя явилась стабилизирующим средством и противодействовала ядовитому действию фосфора.

Таблица 2. Изменение окислительного коэфициента мочи у собак при фосфорном отравлении

Период

Опыты № 1, 3, о— профилактическое питание

Опыты № 2, 4, 6 обычное питание

До отравления

Первый период отравления

Второй период отравления . . .

Подобное различие в зависимости от питания наблюдалось и в хзу рактере морфологических изменений внутренних органов у отравленных животных, так как изменения в обмене веществ являлись следствием функционального состояния этих органов.

Рис. 2. Печень. Крупно и мелкокапельное ожирение: некроз; местами картина сплошной дегенерации печеночной ткани с гибелью клеток

Рис. 3. Печень. Умеренное полнокровие, нерезко выраженное инфильтративное ожирение (обратимая форма)

Вскрытие убитых после отравления животных, получавших обычную

диэту, и патологоанатомические исследования показали резкие дегенеративные изменения в печени и других внутренних органах с некрозом и гибелью печеночных клеток (рис. 2), с очагами хронического рассеянного нефрита в почках. У животных, получавших профилактическую диэгу, эти изменения были выражены слабее, проявляясь главным образом в мутном набухании и инфильтративном мелкокапельном ожирении печеночных клеток, и представляли скорее форму обратимых изменений (рис. 3).

Выводы

1. При систематическом отравлении животных малыми дозами фосфора характер питания влиял на' ослабление изменений как в углеводном обмене, так и в окислительных процессах.

2. При обычном питании у отравленных фосфором животных наблюдалось резкое снижение содержания сахара и значительное накопление молочной кислоты в крови, тогда как у животных, содержавшихся на профилактической диэте, эти изменения были незначительны.

3. Вакат-кислород и окислительный коэфициент мочи ясно увеличивались у собак при обычном питании, что указывало на понижение окислительных процессов в отравленном организме. У собак, содержавшихся на профилактической диэте, окислительный коэфициент оставался без изменений.

Н. Д. ТРОФИМОВ

Роль стафилококкового мастита овец в возникновении пищевых токсикозов, вызываемых употреблением брынзы

Из Крымского института эпидемиологии и микробиологии

На основании литературных данных и собственных наблюдений мы сочли необходимым изучить источники заражения брынзы патогенным стафилококком. Для приготовления брынзы обычно используется овечье молоко. В условиях Крымской области окот овец продолжается в течение марта и апреля. За эти месяцы нами были обследованы 84 овцы, принадлежащие различным хозяйствам. При отборе проб молока с соблюдением стерильности осматривалось состояние вымени овцы и регистрировалась дата окота. Пробы молока засевались в среду Краевской для установления коли-титра и на сахарный агар для выявления различных микрококков. Всего в весенний период была выделена 61 культура различных стафило- и микрококков, которые были изучены на наличие токсигенных свойств.

Для ориентировочного диференцирования патогенных стафилококков от непатогенных применялась реакция плазмокоагуляции. Окончательно патогенность стафилококков устанавливалась на мышах, энгеротоксич-ность — на котятах. Биологические особенности микрококков и стафилококков изучались путем посева их в молоко, желатину Стоона и на агар Чепмена. Гемолитические свойства изучались посевом на агар с 4% дефибринированной крови.

В 7 из 84 проб (8,3%) исследованного* молока были обнаружены энтеротоксичные стафилококки, в 15 пробах (17,8%) апатогенные, дис- ' социативные формы золотистых стафилококков. Остальные выделенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.