58 4. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 343.9 ББК 67.51
П.А. Истомин*
РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИйСКОГО ОБЩЕСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПцИЕй
Аннотация: Антикоррупционное законодательство РФ в настоящее время находится в начале своего развития и не соответствует современным требованиям гражданского общества.
Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; гражданское общество.
P.A. Istomin
THE ROLE OF THE MODERN RuSSIAN SOCIETY in the fight against corruption
Summary: The Russian anticorruption legislation today is in its infancy stage and does not meet the requirements of the civil society.
Key words: corruption; fight against corruption; civil society
В последние годы коррупционные проявления в России приобрели такие грандиозные масштабы, что уже не могут не вызывать тревогу у всех членов общества. Как пишет Д.А. Шестаков, коррупция — свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги.1
По-моему мнению, коррупция — это, прежде всего, социальный феномен, порождение общества и искажённых, изуродованных, приспособленных под себя общественных отношений, где царствует закон «ты — мне, я — тебе». Е.Е. Тонков,
*Пётр Алексеевич Истомин — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека Ставропольского государственного университета, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Ставрополь, Россия). Е-тай: [email protected]
© П.А. Истомин, 2012
1 Шестаков Д.А. Реакция на коррупцию в пост-переходном обществе // Сборник материалов международной научно-практической конференции на тему: «Успешное противодействие коррупции
— важнейшее условие дальнейшего устойчивого развития и экономического процветания Казахстана». — Астана, 2010. — 4 ноября. — С. 63.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
отмечая необходимость борьбы с коррупцией в современной России, пишет, что она, при фактическом отсутствии открытости, подотчётности и подконтрольности государственной власти, является естественным продуктом её монополизации и неизбежно ведёт к авторитаризму и олигархии в стране. Коррупционный механизм представляет реальную угрозу правам и свободам личности в обществе, блокируя конституционные права граждан интересами преступных формирований путём лоббирования, протекционизма, а нередко
— и прямого насилия.2
Особенно развивается она там, где «народ безмолвствует», считая, что своими силами, слишком малыми по его мнению, он ничего с мздоимцами не сделает. А они, пользуясь этим, процветают и интересы их, и аппетиты только растут. Так, сити-менеджер Ставрополя И. Бестужий пытался получить взятку в размере 50 млн рублей. После заключения И. Бестужего под стражу в прокуратуру обратились несколько предпринимателей, у которых он вымогал взятки для положительного решения о выдаче разрешений на выделение земельных
2 Тонков Е.Е. Коррупция как признак крими-
нализации власти // Криминологический журнал
БГУЭП. — 2011. — № 3. — С. 52.
участков под строительство, а у здания администрации г. Ставрополя прошёл кратковременный пикет в знак благодарности за его арест.3
Мировое сообщество давно озаботилось проблемами противодействия коррупции. В частности, в преамбуле к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге в январе 1999 года государствами-членами Совета Европы, прямо говорится о необходимости проводить в первоочередном порядке общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции.4
В настоящее время наиболее жёстким антикоррупционным нормативным актом считается закон Великобритании «О взяточничестве» (UK Bribery act 2010), вступивший в силу 1 июля 2011 года. Закон карает не только людей и компании, получающие взятки, но и тех, кто взятки предлагает. Причём, касается он как физических и юридических лиц Великобритании, так и тех, кто с ними сотрудничает за рубежом. Жёстко, а можно сказать жестоко борются с коррупцией в Китае. За коррупционные преступления государственные работники (термин УК КНР) могут быть приговорены к пожизненному лишению свободы либо к смертной казни (ст. 385 УК КНР). В качестве дополнительного наказания применяется конфискация имущества.
В России в последние годы на государственном уровне также принимаются меры по противодействию коррупции — принято большое количество законов и подзаконных актов, в частности, Национальная стратегия противодействия коррупции.5
Российской криминологической наукой предложено множество определений коррупции, но основной акцент в них делается не на выработку универсального определения этого явления, а на анализ
3 Ставропольские губернские ведомости. — 2012.
— № 1. — 4 января.
4 Конвенция ратифицирована ФЗ от 25.07.2006 г. № 125-ФЗ.
5 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» // Российская газета. — 2010.
— 15 апреля.
его сущностных характеристик. При этом основной характеристикой коррупции большинство криминологов называют продажность государственных чиновников, общественных и политических деятелей.6
Диагностика столь опасной и уже крайне запущенной социальной болезни
- коррупции — будет неполной без анализа факторов, её детерминирующих. Их в криминологии, в зависимости от содержания или сфер социальной деятельности, подразделяют на:
1. Правовые;
2. Организационно-управленческие;
3. Воспитательные;
4. Идеологические;
5. Социально-экономические;
6. Нравственно-психологические;
7. Социально-политические и некоторые другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие (детерминирующие) преступность в этих сферах жизни общества.7
А.П. Данилов, анализируя коррупцию как свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги (по Д.А. Шестакову), к факторам неэффективности современной российской антикоррупционной политики относит: рекламно-популистский характер принимаемых мер; ожидание мгновенного эффекта от антикоррупционных мер; неприменение антикоррупционных мер к главным субъектам политики; отсутствие необходимой политической воли у высшего руководства страны; прямая взаимозависимость в цепочке: «коррупционеры» — «некоррупционеры» — должностные лица на всех уровнях; гипертрофированное потребительское сознание и общее нравственное разложение.8
6 Долгова А.И. Преступность, её организованность и криминальное общество. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. — С. 98.
7 Цит. по: Частная криминология / отв. ред. д-р юрид. наук, проф., засл. деят. науки РФ Д.А. Шестаков. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — С. 156.
8 Данилов А.П. Факторы неэффективности анти-
коррупционной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — № 1 (20). — С. 69—70.
3(26)2012
60 4. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Значение изучения факторов коррупции в современной России необходимо для внедрения в сознание граждан идеи, что коррупции можно и нужно противодействовать.
Ещё несколько лет тому назад можно было говорить, что важным правовым фактором, влияющим на коррупционное поведение, является отсутствие современной правовой базы для противодействия коррупции. Однако имплементация в российское законодательство руководящих документов ООН, направленных на борьбу с коррупцией (пусть и не в полном объёме, а с оговорками), принятие Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» позволяют говорить о том, что определённая правовая база для противодействия коррупции в стране создана.9
По моему мнению, для эффективного противодействия коррупции необходимо уравнивание в правах и обязанностях всех граждан, включая руководящее звено общества.
Говоря о проблеме распространённости коррупционных отношений, Э.В. Талапина предлагает продолжить поиск нестандартных решений противодействия ей. Должны быть детально проработаны система профилактики коррупции, реформа государственного аппарата, воспитание антикоррупционного правосознания.10
9 Иншаков С.М. Факторы коррупционной преступности и перспективы противодействия ей // Криминологический журнал БГУЭП. — 2009. — № 4.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Свою собственную модель уголовного наказания за коррупционное преступление предложил Д.А. Шестаков: «Основное наказание в виде лишения права занимать определённые должности плюс дополнительное наказание в виде штрафа. Для взяточников, чрезвычайная величина состояния которых с учётом конкретных обстоятельств неоспоримо свидетельствует о его противоправном происхождении, в качестве дополнительного наказания должна выступать конфискация имущества. Лишение свободы как вид наказания за получение взятки излишен. Его можно исключить из уголовного законодательства без ущерба для противодействия коррупции. В России надлежит восстановить в числе видов наказания конфискацию имущества».11
По моему мнению, антикоррупционное законодательство РФ в настоящее время находится в начале своего развития и не соответствует современным требованиям гражданского общества, где каждый должен чувствовать себя защищённым от действий коррупционеров. Не действуют нормы, предусматривающие ответственность за «незаконное обогащение», т.е. значительный рост активов публичного должностного лица, существенно превышающий его доходы, подтверждаемые документами.
Соглашусь с Г.Н. Горшенковым, утверждающим, что через уважение к личности, обществу, государству следует прокладывать путь уважения к закону. Бороться с нравственно-правовым разложением, достигшим уровня национального позора, прежде всего административными, уголовно-правовыми и иными государственно-принудительными средствами не-продуктивно.12
10 Талапина Э.В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право.
— 2011. — № 3. — С. 5.
11 См.: Шестаков Д.А. Тезисы об уголовно-правовой реакции на коррупцию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2005. — № 2 (9).
— С. 248.
12 Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра.
— 2010. — № 2 (19). — С. 17.