64 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 343.9 ББК 67.51
Т.Н. Тимина*
факторы совершения преступлений коррупционной направленности
Аннотация: Для выработки системы мер противодействия коррупционной преступности и формирования антикоррупционного законодательства необходимо уяснить природу возникновения коррупционных проявлений в современных реалиях.
Ключевые слова: политика; коррупция; противодействие коррупции; факторы коррупции.
T.N. Timina
THE FACTORS OF COMMITTING CORRuPTION CRIMES
Summary: To draw up the measures for fighting against corruption and to form anti-corruption legislation, it is necessary to understand the nature of corruption in the modern society.
Key words: policy; corruption; counteraction to corruption; factors of corruption.
В настоящее время в России борьба с коррупцией и её проявлениями является одним из приоритетных направлений государственной политики, о чём свидетельствует разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов: Национального плана противодействия коррупции,1 Плана мероприятий по его исполнению Советом при Президенте России по противодействию коррупции,2 Указа Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»,3 Национальной стратегии по
* Татьяна Николаевна Тимина - старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, к.ю.н., капитан милиции (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: timina0505@mail.ru
© Т.Н. Тимина, 2011.
1 Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 года. ПР- 1568 // Российская газета. - 2008. - 5 августа. - № 164. - С. 10.
2 Совет создан Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ, 2008, 26 мая, № 21, ст. 2429.
3 Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года
«О стратегии национальной безопасности Российс-
кой Федерации до 2020 года» // Российская газета.
- № 88(4912) от 19 мая 2009 года. - С. 15.
противодействию коррупции,4 а также ратификация Российской Федерацией ряда международных документов,5 и формирование в соответствии с ними национального антикоррупционного законодательства,6 ставшего основой противодействия коррупции.
4 Указ Президента РФ № 460 от 13 апреля 2010 года «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // СЗ РФ, 19.04.2010, №16, Ст. 87.
5 Федеральный закон Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих её Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё» // Российская газета. - Федеральный выпуск.
- № 3467. - 2004. - 29 апреля; Федеральный закон РФ от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Российская газета. - Федеральный выпуск. - № 4022 - 2006. - 21 марта.; Федеральный закон от 25.07.2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Российская газета. - Федеральный выпуск. - № 4130. - 2006. - 28 июля.
6 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ; Федеральные законы от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ,
Коррупция и коррупционные преступления - не тождественные явления. Коррупционные преступления - лишь часть явления коррупции. Коррупция есть свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги,7 а коррупционные преступления
- это совокупность уголовно-наказуемых деяний, совершаемых должностными лицами (коррупционерами) на основе коррупционных сделок путём использования своих полномочий вопреки интересам службы в совместных с корруптёром корыстных интересах.8
Процесс коррупции включает в себя факторы её воспроизводства и, конечно, сами правонарушения. Причём факторы, в силу которых воспроизводятся подкуп и продажность, не есть нечто отдельное от событий купли-продажи, чиновничьих услуг.
Для выработки эффективной системы мер по профилактике и борьбе с преступностью коррупционной направленности, для корректировки федерального и принятия региональног9 законодательства, необходимо уяснить природу возникновения, детерминацию коррупционных проявлений в современных реалиях.
от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ, (о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ), Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» от 17 июля 2009 года № 172-фЗ и др.
7 Шестаков Д.А. Реакция на коррупцию в пост-переходном обществе // Сборник материалов международной научно-практической конференции на тему: «Успешное противодействие коррупции -важнейшее условие дальнейшего устойчивого развития и экономического процветания Казахстана».
- Астана. - 4 ноября 2010 года. - С. 63.
8 См.: Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2010. - № 2(19). - С. 23.
9 См.: Кабанов П.А. Антикоррупционная полити-
ка субъектов Российской Федерации: от имитации к
институционализации // Материалы теоретическо-
го семинара по теме: «Политическая криминология, антикоррупционная политика». - СПб., 4 марта 2011 года. Сайт Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. иЯЬ: http://www.crim-mologyclub.ru/mdex.php?optюn=тоm_тоntent&vie w=article&id=51:2011-03-05-07-08-56&catid=3:last-sessions&Itemid=1 (дата обращения: 10.07.2011).
В отечественной криминологии под причинами преступлений, в том числе коррупционных, принято понимать комплекс противоречий, относящихся к различным сферам общественной жизни.10 Причём причины представляют собой не случайный механический набор детерминант преступности, а именно криминогенную систему, которая представляет собой единство и целостность взаимодействующих подсистем и элементов, проявляющихся в общественных противоречиях, располагающихся в определённой иерархии и уровневой соподчинённости.
Среди факторов, порождающих и обусловливающих существование коррупционных преступлений, следует выделить несколько основных групп: экономические, социально-политические, правовые, организационно-технические и моральнопсихологические.
К числу экономических факторов коррупционной преступности следует отнести:
— нестабильное состояние экономики, выражающееся в высоком уровне инфляции, безработицы, малоконролируемой приватизации государственной и муниципальной собственности, слаборазвитой банковской и кредитной систем, что оказывает влияние на процессы, оказывающиеся в сфере интересов служащих и должностных лиц в государственных, коммерческих и иных организациях, а также на обесценивание их денежного содержания, что приводит к поиску ими новых источников дохода;
- резкая поляризации населения, т.е. имущественное расслоение общества, что привело к появлению граждан, имеющих сверхвысокие доходы и, следовательно, возможность для подкупа;
— нарушение условий рыночной конкуренции, обусловливающее возможность получения необоснованных доходов, монополизации, расцвету системы «откатов»
10 См.: Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Предисл. В.П. Сальникова. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. — С. 192-232.
66 3. частные криминологические проблемы
для должностных лиц в той или иной сфере экономической деятельности;
— неадекватная оплата труда государственных и муниципальных служащих, в том числе правоохранительных органов, приводящая к вынужденному поиску нелегальных доходов, сращиванию деятельности правоохранительных органов с теневой экономикой и проч.;
— избыточное налогообложение, которое делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики.
Назовём социально-политические факторы:
— отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;
— проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп, в том числе преступных сообществ;
— необоснованно завышенная численность государственных и муниципальных служащих, объективно ухудшающая условия оплаты труда таких служащих и качество контроля за их работой;
— ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;11
— изначально рекламно-популистский характер мер и заявлений правящей элиты в отношении противодействия коррупции, неприменение антикоррупционных мер к главным субъектам политики, а также ожидание мгновенного эффекта от принимаемых на государственном и региональном уровнях антикоррупционных мер;12
— общая политическая нестабильность, которая нередко выступает провоцирующим фактором циклического усиления
11 Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп.
— М.: Норма, 2009. — С. 415.
12 См.: Данилов А.П. Факторы неэффективности антикоррупционной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — № 1(20). — С. 69-70.
экономического кризиса и предопределяет низкий уровень уважения населения к власти и правоохранительным органам.
К числу правовых факторов коррупционной преступности относятся:
— ненадлежащая регламентация служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и управления;
— наличие законодательного закрепления иммунитета от уголовного преследования определенных субъектов политической деятельности и некоторых представителей правоохранительных ор-ганов;13
— недостаточная эффективность системы наказаний действующего уголовного законодательства за конкретные виды коррупционных преступлений, например, следовало бы применять: в качестве основного наказания - лишение права занимать определённые должности, дополнительного - штраф, отсутствие конфискации имущества как основного вида наказания и т.д.;14
— существование несогласованности и пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих;
— отсутствие уголовной ответственности за осуществление посредничества при совершении преступления коррупционной направленности;
— низкий уровень правосознания населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от лиц, занимающих государственные должности;
— наличие пробелов и противоречий в уголовном, гражданском, земельном, налоговом, финансовом и проч. законодательстве; терминологическая несогласованность уголовного и гражданского Закона; отсутствие федерального закона о пре-
13 Алимпиев С.А. Причины и условия правонарушений коррупционной направленности: научнопрактическое пособие / С.А. Алимпиев, Н.В. Голубых, В.А. Чашников. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. — С. 13.
14 См.: Шестаков Д.А. Тезисы об уголовно-пра-
вовой реакции на коррупцию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — № 2(9). — 2005. — С. 248.
дупреждении преступлений,15 создающего нормативные предпосылки для постепенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с коррупционной преступностью к профилактической.
Организационно-технические факторы коррупционной преступности:
— неадекватность системы государственного реагирования структуре и характеру корыстных преступлений. Это положение относится к дефициту кадрового обеспечения борьбы с коррупционными преступлениями, которые отличаются чрезвычайно сложным механизмом и высоким уровнем латентности;
— крайне низкий фактический уровень раскрываемости рассматриваемых преступлений из-за недостаточности материального обеспечения ОВД, интенсивного оттока кадров, условий постоянных перегрузок на работе;
— отсутствие государственной системы криминологического мониторинга (непрерывного наблюдения, оценки и прогноза) коррупционных процессов;
— дефицит высокоэффективных (прежде всего компьютерных) технологий расследования новых форм преступлений, так как расследование таких преступлений обычными методами, как правило, не обеспечивает выявления и закрепления необходимых доказательств виновности лиц, совершивших такие преступления;
— функциональные противоречия между деятельностью различных подразделений одних и тех же правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с одинаковыми видами преступлений (например, между подразделениями по борьбе с экономическими, налоговыми преступлениями и по борьбе с организованной преступностью);
— низкий уровень координации деятельности различных правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями (обмен информацией, совместное планирование и осуществление мероприятий по выявлению и пресечению преступлений подразделениями
15 См.: Лунев В.В. К проекту закона «О предупреждении преступности» // Государство и право.
— 1996. — № 11.
МВД и между подразделениями других структур правоохранительной системы России до настоящего времени носит эпизодический характер);
— отсутствие высокоэффективного механизма поиска за рубежом, прежде всего в оффшорных зонах, и возврата в Россию незаконно приобретённого и вывезенного имущества;
— недостаточность организационнотехнического обеспечения механизма немедленного реагирования на большую часть преступлений;
— отсутствие специальной федеральной автоматической базы данных о коррупционных преступлениях, о лицах, их совершивших, и которым запрещено занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью по приговору суда.
К числу морально-психологических факторов коррупционной преступности относятся:
— низкая «государственная мораль» и распространение средствами массовой информации данных о богатствах правящей элиты, нажитых незаконным или полулегальным путём (с использованием пробелов в законодательстве, заранее известными результатами тендеров и проч.);
— действие корпоративной психологии и этики, что в свою очередь влияет на развитие «круговой поруки»;
— отсутствие персональной ответственности за неправомерность любых действий по исполнению служебных обязанностей (в нашей стране, как правило, действует система коллективной ответственности);16
— непотизм - покровительство на основе личных связей;
— психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации собственных интересов, отношение к этому деянию не как к даче взятки, а как к благодарности за оказание услуги;
— укоренившийся в общественном сознании крайне незначительный риск быть привлечённым к ответственности за со-
16 См.: Решетников М.М. Психология коррупции: утопия и антиутопия — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2008. — С. 72.
68 3. частные криминологические проблемы
вершение коррупционного преступления;
— наличие в обществе двойного морального стандарта,17 когда население, с одной стороны, поддерживает государственные меры воздействия на коррупцию, а с другой, для решения собственных вопросов идут на коррупционную сделку;18
— изменение системы ценностей и потребностей у большинства населения, когда на первый план вышли материальные, в том числе гипертрофированные и извращённые потребности.
В заключение следует отметить, что
коррупционную составляющую преступности зачастую детерминируют те же факторы, что и преступность в целом: экономическая и политическая нестабильность, несовершенство законодательства, уголовно-правовой системы, изменение принципов нравственности, морали и прочее. Это свидетельствует о необходимости быстрого и адекватного реагирования соответствующих органов на всех уровнях власти, особенно, при проведении столь обширной кампании по противодействию коррупции.
17 См.: Частная криминология / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф., засл. деят. науки РФ Д.А. Шестаков. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр», 2007. — С. 176.
18 См.: Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 2(19). — С. 23.