КОРРУПЦИЯ
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА КЛУБА ОТ 20 МАРТА 2010 ГОДА «ПРЕСТУПНОСТЬ И РОССИЙСКАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»
УДК 343.9 ББК 67.51
А.П. Данилов*
ФАКТОРЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация: Факторами неэффективности антикоррупционной политики являются: рекламно-популистский характер принимаемых мер, ожидание мгновенного эффекта от антикоррупционных мер и другие.
Ключевые слова: антикоррупционная политика; коррупционер; противодействие коррупции; политическая элита.
A.P. Danilov
THE FACTORS OF INEFFICIENCY OF ANTI-CORRUPTION POLICY
Annotation: The factors of the inefficiency of the anti-corruption policy are: advertising and populist nature of the measures taken, expectation of the instant effect of anti-corruption measures and others.
Key words: anti-corruption policy, corruptionist, counteraction to corruption, political elite.
Многими специалистами отмечается, что проводимая действующей властью антикоррупционная политика не достигает своей цели.1 К факторам неэффективности антикоррупционной политики следует отнести:
1. Изначально рекламно-популистский характер принимаемых мер и заявлений
Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции (далее по тексту — Стратегия).2 Целью
* Андрей Петрович Данилов - кандидат юридических наук, заместитель президента Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
© А. П. Данилов, 2010.
1 См.: Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2010. - № 2(19). - С. 17-23.
2 Утверждена Указом Президента РФ от
13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии про-
тиводействия коррупции и Национальном плане
противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»
// СЗ РФ от 19.04.2010, № 16, ст. 187.
данной Стратегии является: «искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе» (п. 5 Стратегии). Достижение поставленной цели изначально неосуществимо. Как справедливо заметил Д.А. Шестаков, искоренить преступность невозможно в силу того, что она является свойством нашего общества.3 Поэтому разговоры о ликвидации коррупции как таковой можно отнести лишь к многочисленным пустышкам-обещаниям государственных деятелей.
Населением прекрасно осознаётся то зло, что несут в себе коррупционные преступления. Исходя из этого, проблема коррупции и противодействия ей, используется политиками, в большей степени, в целях повышения популярности своей партии, личного рейтинга, авторитета в массах, получения поддержки у населения.
3 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминогенное законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. - СПб., 2006. - С. 248-249.
1 (20)2011
Так, новоиспечённый мэр Москвы Сергей Собянин считает, что последние годы Москва явно упускает свои возможности и неэффективно использует ресурсы. По его мнению, первое, что необходимо сделать,
— провести тотальную ревизию всех административных ресурсов. Должна вырасти персональная ответственность каждого руководителя, как за свои действия, так и за действия своих подчинённых. Каждый чиновник должен знать, что его действия находятся под контролем граждан.4 Собянин намерен всерьёз заняться проблемой коррупции в российской столице. «В общественном сознании Москва является лидером в этой проблеме», — заявил он депутатам Мосгордумы.5
Видимо, так же в целях повышения своего рейтинга, не так давно избранный президент братской нам республики Украины Виктор Янукович заявляет, что коррупция угрожает национальной безопасности Украины. «Я надеюсь, что нам удастся наконец-то проводить эффективную государственную политику по борьбе с коррупцией, которая сегодня является угрозой национальной безопасности нашего государства. На сегодняшний день коррупция — это не проблема одного государства. В большинстве случаев коррупция находит такие сферы, которые выходят за пределы любого государства» — сказал В. Янукович.6
2. Ожидание мгновенного эффекта от антикоррупционных мер
Как нам представляется, ментальность современного россиянина характеризуется привыканием к преступности, в том числе и к коррупционным преступлениям. Это выражается в глубоко укоренившемся в сознании человека стереотипном мышлении о неизбежной необходимости ис-
4 См.: Сайт Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» // URL: http://www.com-cor.ru/ru/node/2369 (дата обращения: 25.10.2010).
5 Сергей Собянин займётся московской коррупцией // URL: http://www.com-cor.ru/ru/sobianin-zaimetsa-korrupcjej (дата обращения: 25.10.2010).
6 См.: Сайт Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» // URL: http://www.com-cor.ru/ru/node/2366 (дата обращения: 25.10.2010).
Криминология
пользования коррупционных методов для достижения успеха и процветания.
Но государство, похоже, это не до конца осознало. В разделе III уже упомянутого нами документа — Национальной стратегии противодействия коррупции
— закреплены её принципы. Учитывая сложную ментальную ситуацию в нашем обществе, считаем необходимым дополнение уже предусмотренных принципов Стратегии принципом долгосрочности в противодействии коррупции. Под ним необходимо понимать осуществление государственными органами антикоррупционной политики на протяжении длительного периода времени, а не как отдельно взятую разовую кампанию.
В продолжение уже сказанного остановимся на пункте «б» части 4 Указа Президента РФ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»,7 принятого 13 апреля 2010 года, вступившего в силу 23 апреля 2010 года. Данный пункт обязывал уже до 1 июня 2010 г. (!), руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, внести в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов (!).
Не меняется сознание человека мгновенно, и характер складывается годами. Ожидать, что в один миг изменится ситуация в обществе, государственных институтах, как минимум, глупо.
3. Неприменение антикоррупционных мер к главным субъектам политики
И уж ни для кого не секрет, что основными разоблачениями коррупционных махинаций становятся преступления, совершённые на уровне мелкого и, в незначительной части, среднего чиновничьего
7 Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О
Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ от 19.04.2010, № 16, ст. 1875.
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
аппарата, тогда как основная колоссальная (!) цена коррупционных преступлений, которую наше общество платит во всё больших размерах, складывается из преступлений политической «элиты».
Как пишет «Российская газета», борьба с коррупцией принесла неожиданный эффект: обычные люди с конвертами попадают под суд гораздо чаще чиновников-взяточников. Такую тенденцию отметил судебный департамент при Верховном суде, проанализировав коррупционные приговоры за первое полугодие 2010 года. За дачу взятки осуждены 1723 человека, за получение — 1009. Виновными в коррупции признаны в 1,7 раза больше дающих, чем берущих. Судя по данным Верховного суда, шансов оправдаться у чиновника намного больше. При этом среди всех коррупционных преступлений, выявляемых правоохранителями, именно дела по «взя-точным» статьям чаще остальных доходят до суда. Размер же мзды, как правило, невелик. Во многих случаях речь идёт о сумме от ста рублей до трех тысяч (!). Правда, некоторые эксперты считают, что не всё так плохо: гидру коррупции надо бить на низовом уровне — отучимся давать взятки врачу, учителю или управдому, и все заживем честно.8 Так и хочется вспомнить русскую пословицу о том, что рыба гниёт с головы! Похоже, забыли эксперты истоки народной мудрости.
В то же время многомиллиардные «откаты» частно-государственного партнёрства, о котором всё больше радеют наши высшие чиновники, остаются практически незамеченными СМИ и совершенно неучтёнными правоохранительными органами.
Крайне удачна в современных реалиях модель уголовного наказания за коррупционное преступление, предложенная Д.А. Шестаковым: основное наказание в виде лишения права занимать определённые должности плюс дополнительное наказание в виде штрафа.
Для взяточников, чрезвычайная величина состояния которых с учётом конкретных обстоятельств неоспоримо свидетельствует о его противоправном происхождении, в качестве дополнительного наказания должна выступать конфискация имущества. Лишение свободы как вид наказания за получение взятки излишен. Его можно исключить из уголовного законодательства без ущерба для противодействия коррупции.
В России надлежит восстановить в числе видов наказания конфискацию иму-щества.9
4. Отсутствие необходимой политической воли у высшего руководства страны
Наведение порядка в стране, в том числе, уменьшение уровня коррупции — дело непростое. И в первую очередь, для этого необходимо руководству нашей страны, да и нам самим, открыть глаза на то обстоятельство, что именно власть и ближайшее властное окружение является корнем решаемой ими же самими проблемы. Давние дружеские связи бизнеса и власти лишают последнюю возможности применять необходимую силу в подобающих случаях. Когда нужно замахнуться на действительно трудную задачу у основных субъектов политики просто не хватает политической воли, да и просто уверенности в своих силах (последствия же могут быть..).
Показателен случай, когда в аэропорту «Пулково» местная олигархия, несмотря на запрет компетентных органов, проезжает к своему чартерному самолёту, совершенно не обращая внимания на находящийся рядом президентский борт, его охрану, все иные соответствующие формальности.
5. Прямая взаимозависимость в цепочке: «коррупционеры» — «некорруп-ционеры» — должностные лица на всех уровнях
Из всего вышесказанного вытекает, что негрязных политиков просто нет. Не-
8 Куликов В. Не пойман — не взял // Российская газета. — Федеральный выпуск № 5313 (234) от 15 октября 2010 г. // иЯк http://www rg.ru/2010/10/15/korrupciya.html (дата обращения: 25.10.2010).
9 См.: Шестаков Д.А. Тезисы об уголовно-правовой реакции на коррупцию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2005. — № 2 (9). — С. 248.
1 (20)2011
возможно действенно противодействовать коррупции чиновников силами этих же чиновников, перекладывающих деньги с одного кармана в другой. В такой ситуации разбираться в том, кто коррупционер, кто не коррупционер будут лишь при необходимости освобождения нужной должности. Вчера в ролях коррупционера и корруптёра выступали сегодняшние «не-коррупционеры», занимающие государственные должности на всех уровнях государственной системы. Что будет завтра?
6. Гипертрофированное потребительское сознание и общее нравственное разложение
Пункт «ж», ч. 8 раздела IV Стратегии противодействия коррупции в качестве одного из направлений реализации антикоррупционной политики рассматривает
расширение системы правового просвещения населения. Отчасти это верное направление, но, повторимся, лишь отчасти.
Главным, первичным источником всех коррупционных проявлений, да и не только их, является культурный упадок и строительство потребительской цивилизации, под которой понимается общественная система, направляющая людей на самоубийсвтенную деятельность и уничтожение природы, а не на развитие собственных способностей и умения жить в единстве с природой (цивилизация противопоставляется культуре).10 В подобной ситуации у человечества один путь и, быть может, современные люди, обладающие многочисленными знаниями, но забывшими жизнеопределяющие основы, вовсе и не нужны планете.
10 См.: Трехлебов А.В. Кощуны Финиста. — Пермь, 2004. — С. 623.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА