УДК 343.9 ББК 67.51
Д.М. Гаджиев
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация: Противодействие коррупции - системная деятельность, требующая мобилизации власти и всех здоровых сил общества. Ожидать сиюминутных результатов здесь не приходится.
Ключевые слова: коррупция; противодействие преступности; Республика Дагестан. D.M. Gadzhiev
ON COUNTERACTING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Summary: Counteracting corruption is a systemic activity that requires the mobilization of power and all healthy forces of society. Immediate results cannot be expected.
Key words: corruption; counteracting crime; the Republic of Dagestan.
Коррупция несёт серьёзную угрозу безопасности России. Первоначальное накопление капитала дагестанскими кланами произошло в период приватизации 1990-х годов. Ведущие криминологи России данный период определяют как время чудовищного ограбления народа.
Накопив значительные финансовые средства, представители влиятельных мононациональных кланов, в том числе имеющие в прошлом судимости, стали устраиваться в органы государственной власти. Затем активно использовали свой правовой статус и соответствующий иммунитет для поддержки и процветания личного бизнеса. Достаточно вспомнить депутатский корпус первого созыва. По количеству указанных лиц он обладал достаточным числом голосов для отрешения от должности главы республики. Данная группа имела большой авторитет. Её влияние руководство республики мудро использовало для нейтрализации межконфессиональных, межтерриториальных, межнациональных споров и публичных противостояний.
Национальные движения «крышевали» банки, рынки, магазины. В тот период в республике функционировало около 200 коммерческих банков, многие из которых осуществляли определённые отчисления криминалитету. Первоначальные капиталы, в большинстве случаев, зарабатывались преступным путём.
Противодействие коррупции является частью внутренней политики Республики Дагестан (далее по тексту - РД), реализуемой
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Народным Собранием РД, Главой РД, Правительством РД, органами местного самоуправления, судебной властью, а также институтами гражданского общества. Она нацелена на обеспечение стабильности в дагестанском обществе, повышение инвестиционной привлекательности региона, прорыв республики к самодостаточности и процветанию.
Различают следующие виды коррупции: экономическая, экологическая, электоральная, партийная, карьерная, парламентская, правоохранительная, судейская, законодательная, национальная, транснациональная, международная.
Развитие Дагестана невозможно без эффективной власти, работающей на принципах служения обществу, а не различным кланам. Надо богатеть вместе с республикой, а не за её счёт, как это часто происходит в наше время.
Глава РД Р.Г. Абдулатипов предпринимает различные меры по сужению сфер коррупции. В частности, утверждена Республиканская экспертная группа при Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РД, куда включён и автор настоящей статьи. Выскажем ряд предложений по противодействию коррупции в республике.
В РД наблюдается рост преступлений коррупционной направленности. В 2011 г. было выявлено 195 таковых, в 2012 г. - 411, в 2013 г.
- 422, в 2014 г. - 425, в 2015 г. - 449, в 2016 г.
- 473. К сожалению, это только видимая часть «коррупционного айсберга», а его подводная, скрытая - ещё больше.
В 2016 году в РД заключено 11 659 контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд на общую сумму 22 698 500 000 рублей. Правоохранительные органы утверждают, что около 20 % с каждой госзакупки оседает в карманах корруптёров.
Необходимо в полной мере реализовать потенциал Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
В настоящее время не обойтись без тотальной мобилизации общества и государства на сужение коррупционной составляющей в стране. О многомиллиардных хищениях государственных средств чиновниками, сотрудниками силовых структур всё чаще сообщается в СМИ. Политическая воля Президента России В.В. Путина в противодействии коррупции и наведении конституционного порядка в стране очевидна. Однако необходимо проявить большую решительность в отношении олигархов, которые баснословно обогатились путём различных мошеннических схем.
На наш взгляд, следует восстановить конфискацию в качестве уголовного наказания. В сложившейся ситуации в стране она будет являться «архимедовым рычагом», который позволит умерить аппетиты олигархов и пополнить бюджет страны для обеспечения нормального уровня жизни граждан. Как пишет Д.А. Шестаков, именно эта мера могла стать эффективным средством возвращения государству похищенного у него имущества в ситуации, когда сам гигантский размер внезапно появившегося у лица имущества свидетельствует о криминальном пути его приобретения, а доказательств преступного приобретения конкретных сумм и предметов не достаёт [6, с. 18]. По справедливому замечанию А.П. Данилова, требования российской жизни таковы, что конфискация не должна быть усечённой - обременена обязанностью доказывать факт преступного происхождения конфискуемого имущества [1, с. 25].
Россия подписала Ооновскую и Европейскую конвенции против коррупции (1999 и 2003 годы), но не имплементировала важнейшие их положения в национальное законодательство. Действенная норма о «незаконном обогащении», применяемая во многих странах, у нас не работает [3, с. 18-19].
У дагестанцев вызывает недоумение, когда безработные строят себе многоэтажные дома,
приобретают роскошную недвижимость за рубежом, а государство при этом не спрашивает у них источника происхождения средств на подобные жизненные улучшения. В РД в 2016 году проживал по официальным данным один миллиардер и несколько сотен миллионеров. Фактически их число значительно больше.
Полагаем, что законодателю следует обратить внимание на предложения В.В. Лунеева, указывающего на необходимость закрепления в УК РФ следующих форм и видов коррупции: 1) коррупционный лоббизм; 2) коррупционный протекционизм; 3) тайные взносы на политические цели; 4) взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями; 5) келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов [3, с. 19].
Коррупционера следует пожизненно лишать права занимать определённые должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также наказывать штрафом и конфискацией имущества, находящегося как в России, так и за её пределами. Без реализации этих мер нам не обойтись. Разрыв в доходах граждан колоссальный. Он может ещё более усилить протестные настроения в обществе, привести к дестабилизации обстановки.
Кстати, в России уже начали создавать реестр чиновников и сотрудников силовых структур, уволенных в связи с утратой доверия. Это позволит работникам кадровых служб выявлять данных лиц при их попытке вновь занять руководящую должность.
Реальными целями современной уголовной политики, по мнению Д.А. Шестакова, являются: поддержание минимального порядка на обыденном уровне преступности, сбережение от ответственности олигархов, с которыми власть связана общими интересами. Отмечается, что второй из этих целей, служит, в частности, манипуляция с институтом конфискации, превращённой законодателем из вида наказания в бездейственную «иную меру уголовно-правового характера» [5, с. 52].
Как пишет В.В. Колесников, направление мирового экономического развития задано США по уничтожительному для общества пути ростовщическо-спекулятивного интереса в экономике и забвения интереса производственного [2, с. 163].
Дагестан - аграрная республика с трёхмиллионным населением. Расчёт политического руководства на возрождение среднего класса
3(46)2017
оказался утопическим. Банковские кредиты зачастую использовались не по прямому назначению. Особенно многочисленными были обращения регионального Сельхозбанка с заявлениями о привлечении заёмщиков к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. При проверках выяснилось, что кредиты оформлялись на стариков, умерших людей, лиц без определённого места жительства, а также находящихся в розыске.
Вызывает недоумение, что при столь серьёзных экономических сложностях в стране государство выделяет огромные суммы банковским структурам. Добропорядочность инициаторов подобных действий вызывает сомнение.
Полагаем, что депутатам Народного Собрания РД желательно иметь помощников в каждом муниципальном образовании избирательного округа, которые, имея соответствующее юридическое образование, будут тщательно изучать законопроекты на сходах граждан и сессиях представительных органов местного самоуправления. Это позволит совершенствовать правотворческий процесс парламента снизу, поспособствует раннему выявлению метастазов низовой коррупции. Как известно, Антикоррупционный совет Табасаранского района инициировал возбуждение десятков уголовных дел коррупционной направленности в отношении расхитителей денежных средств [4].
Попытки руководства РД ввести институт антикоррупционных комиссаров, на наш взгляд, неприемлемы. Вместо одного коррупционера мы можем получить двоих. Следует усилить парламентский, правоохранительный, муниципальный и общественный контроль за денежными средствами, выделяемыми на различные программы.
Наличие юридического иммунитета ограждает от уголовного преследования. Освобождение от ответственности порождает дальнейшие нарушения закона. Необходимо сузить, а ещё лучше отменить уголовно-правовые иммунитеты.
Следует обобщить практику применения судами законодательства об ответственности за преступления коррупционной направленности с целью внесения соответствующих изменений в УК РФ, пересмотра тактики и стратегии противодействия им.
Целесообразно установить дополнительные льготы госслужащим, имеющим длитель-
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
ную безупречную трудовую биографию, а также разработать перечень государственных должностей, замещение которых ограничено или запрещено для судимых лиц.
Требуется создать специальный информационный банк не только о фактах коррупции, но и об условиях, ей способствующих, предложениях об их устранении. В этой связи УПК РФ (ч. 2 ст. 158 УПК РФ) необходимо дополнить положением, обязывающим дознавателя, руководителя следственного органа, следователя внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, не оставлять это на усмотрение соответствующих лиц, как то имеет место в действующем УПК РФ.
Полагаем, что надо также ввести в УК РФ норму об освобождении от уголовной ответственности при добровольном заявлении лица о получении взятки, а также его активном участии при расследовании преступления. Хорошим способом снижения латентности коррупционных деяний может стать обобщение практики рассмотрения обращений граждан по фактам коррупции в правоохранительные органы.
Учитывая высокую общественную опасность рассматриваемых деяний, представляется целесообразным создание телепрограммы «Коррупция». В ней в доступной форме с участием научных, практических работников,пред-ставителей институтов гражданского общества необходимо рассматривать проблемы коррупции, особый акцент ставя на постыдности, по-зорности и гнусности коррупционных деяний.
Не будем забывать, что лучшая уголовная политика - это хорошая социальная политика. В СССР люди были относительно равны. Сегодня же тотальное неравенство. Надо признать, что многочисленные факты мздоимства, низовой коррупции обусловлены безработицей и низким качеством жизни. В настоящее время бытовую коррупцию, в известной степени, снижают многофункциональные центры во всех городах республики.
Как известно, законодатель установил уголовную ответственность за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Несмотря на огромное количество этих деяний в сфере образования, здравоохранения, правоохранительных органов, в республике возбуждается незначительное число уголовных дел по указанной статье.
Основными криминогенными противоречиями являются: 1) противоречие между потребительством и духовностью, проявляющееся в ослаблении национальной идеи; 2) противоречие между бедностью и откровенно украденным у народа богатством при отсутствии среднего зажиточного слоя; 3) противоречие между властью, слившейся с олигархией, и большинством населения [7, с. 20]. Данные противоре-
чия оказывают существенное влияние на воспроизводство коррупционных преступлений. Такое же воздействие имеет и борьба кланов за доступ к власти и бюджетным средствам.
Подводя итог, отметим, что противодействие коррупции - это системная деятельность, требующая мобилизации власти и всех здоровых сил общества. Ожидать сиюминутных результатов здесь не приходится.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов А.П. Конфискация: международные, российские, казахстанские уголовно-правовые нормы и требования жизни // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29). С. 25-28.
2. Колесников В.В. Криминогенность современных моделей экономики - ключевой фактор детерминации мирового финансово-экономического кризиса // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2010. № 1 (18). С. 163-191.
3. Лунеев В.В. Проблемы российского уголовно-правового законотворчества (часть II) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 3 (30). С. 18-23.
4. Мусаев М. Антикоррупционный комитет обнародовал масштабы коррупции в Табасаранском районе Дагестана. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/176550/ (дата обращения: 19.08.2017).
5. ШестаковД.А. Введение в криминологию закона. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2011. 75 с.
6. Шестаков Д.А. Реформа или стилизация? (О проекте УК РК) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29). С. 15-21.
7. Шестаков Д.А. «Ex nihilo nihil» или «condito sine qua non»? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 1 (24). С. 19-20.
REFERENCES
1. Danilov A.P. Konfiskatsiya: mezhdunarodnye, rossiyskie, kazakhstanskie ugolovno-pravovye normy i trebovaniya zhizni. [Confiscation: international, Russian, Kazakhstan provisions of criminal law and life requirements]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2013, no. 2 (29), pp. 25-28.
2. Kolesnikov V.V. Kriminogennost' sovremennykh modeley ekonomiki - klyuchevoy faktor determinatsii mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa. [Criminogenity of the modern economy models - the key factor for the determination of the world financial economic crisis]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra -Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2010, no. 1 (18), pp. 163-191.
3. Luneev V.V. Problemy rossiyskogo ugolovno-pravovogo zakonotvorchestva (chast' II). [The problems in the Russian criminal lawmaking (part II)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2013, no. 3 (30), pp. 18-23.
4. Musaev M. Antikorruptsionniy komitet obnarodoval masshtaby korruptsii v Tabasaranskom rayone Dagestana. [Anticorruption Committee revealed the scale of corruption in Tabasaran district of Dagestan]. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/176550/ (date of submission: 19.08.2017).
5. ShestakovD.A. Vvedenie v kriminologiyu zakona. [Introduction to criminology of law]. St.P.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2011. 75 p.
6. Shestakov D.A. Reforma ili stilizatsiya? (O proekte UK RK). [Reform or stylization? (On the draft Criminal Code of the Republic of Kazakhstan)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2013, no. 2 (29), pp. 15-21.
7. Shestakov D.A. «Ex nihilo nihil» ili «condito sine qua non?» [«Ex nihilo nihil» or «condito sine qua non?»]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2012, no. 1 (24), pp. 19-20.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Даци Магомедович Гаджиев - кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Дагестан, декан юридического факультета Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Datsi Magomedovich Gadzhiev - PhD in Law, associate professor, honored lawyer of the Republic of Dagestan, dean of the law faculty of the Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia); e-mail: [email protected]
3(46)2017