Научная статья на тему 'О предупреждении коррупциив республике Дагестан'

О предупреждении коррупциив республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / «ВОРОНКА ПРЕСТУПНОСТИ» / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CORRUPTION: CRIME COUNTERACTION / «FUNNEL OF CRIME» / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиев Даци Магомедович

Основной социальной подсистемой, призванной выявлять ранние признаки коррупции,является гражданское общество. Государству следует поддерживать проведение независимых журналистских расследований, антикоррупционные советы, образованные «снизу» по инициативе граждан, советы старейшин при муниципальных образованиях, общественные объединения правоохранительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PREVENTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The main social subsystem designed to detect early signs of corruption is civil society. The state should support the conduct of independent journalistic investigations, anti-corruption councils formed «from below» on the initiative of citizens, councils of elders in municipalities, and public associations of a law enforcement orientation.

Текст научной работы на тему «О предупреждении коррупциив республике Дагестан»

УДК 349.9 ББК 67.51

Д.М. Гаджиев

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация: Основной социальной подсистемой, призванной выявлять ранние признаки коррупции, является гражданское общество. Государству следует поддерживать проведение независимых журналистских расследований, антикоррупционные советы, образованные «снизу» по инициативе граждан, советы старейшин при муниципальных образованиях, общественные объединения правоохранительной направленности.

Ключевые слова: коррупция: противодействие преступности; «воронка преступности»; гражданское общество.

D.M. Gadzhiev

ON PREVENTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Summary: The main social subsystem designed to detect early signs of corruption is civil society. The state should support the conduct of independent journalistic investigations, anti-corruption councils formed «from below» on the initiative of citizens, councils of elders in municipalities, and public associations of a law enforcement orientation.

Key words: corruption: crime counteraction; «funnel of crime»; civil society.

Коррупция - одна из главных угроз внутренней и внешней безопасности страны. Сегодня мы достаточно часто видим возбуждение уголовных дел в отношении федеральных министров, членов Совета Федерации РФ, губернаторов и глав регионов, высокопоставленных сотрудников силовых структур. Политическое руководство государства, по существу, возглавляет противодействие коррупции.

Профессор Д.А. Шестаков разработал «воронку преступности», расширяющую и углубляющую наши представления об этом зле. Особое внимание он уделяет внутренней олигархической преступности в России. Она связана с установлением контроля над природными ресурсами государства, средствами массовой информации, местной и центральной властью [8].

Олигархические преступления на региональном уровне также требуют пристального внимания. Материальный ущерб от «бело-воротничковых» преступлений, связанных с расхищением должностными лицами бюджетных средств, колоссален. В этой связи попытаемся проанализировать сложившуюся в Республике Дагестан (далее по тексту также -

РД) ситуацию и возможности для предупреждения коррупционных проявлений.

Профилактика коррупционных проявлений может достигаться путём реализации следующих мер:

а) тщательного отбора лиц на должности государственных и муниципальных служащих. При этом первостепенны их предшествующая безупречная репутация, высокий профессионализм, эрудированность;

б) устранения первых признаков проявления коррупции за счёт их морального осуждения. Воздействие должно оказываться, в частности, на государственных и муниципальных служащих, в действиях которых прослеживаются первичные признаки будущих коррупционных деяний.

Необходима мобилизация всех здоровых сил общества на выявление уже первых признаков коррупции. Отметим, многие журналисты за свою честную и бескомпромиссную профессиональную работу по выявлению и изобличению расхитителей бюджетных средств оказались в местах лишения свободы, а также поплатились жизнью.

В сложившейся ситуации возникает вопрос: «Как выстроить систему раннего выяв-

ления данных признаков в деятельности публичных и должностных лиц?».

На наш взгляд, раннее предупреждение коррупции - это системная, комплексная и скоординированная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по выявлению явного несоответствия доходов граждан имеющемуся у них имуществу.

Как правило, о первых признаках коррупционных проявлений осведомлены особо доверенные лица руководителей, догадываются члены трудового коллектива, но хранят «обет молчания». Таковые признаки имеют различное содержание и направление: покровительство своим друзьям и близким, давление на членов конкурсной комиссии, приобретение дорогой недвижимости, иного имущества, стоимость которого несоразмерна имеющимся доходам.

Как показывает анализ совершённых в Республике Дагестан хищений, предметом преступных посягательств являются:

1) федеральные и республиканские бюджетные средства, пенсионные накопления, кредитные ресурсы, детские пособия, субсидии, выделяемые на восстановление, приобретение жилья, устранение последствий селей, поддержку овцеводства, освоение земель, закупку зерна;

2) заработная плата работников, а также средства, выделяемые им под отчёт;

3) алкогольная продукция, товары народного потребления;

4) денежные компенсации, предназначенные лицам, родившимся до 1920 г., а также подлежащие выплате гражданам по вкладам;

5) сельскохозяйственная техника, дизельное топливо, крупный и мелкий рогатый скот, комбинированные корма, мука, пряжа;

6) денежные средства, полученные в ходе приватизации.

Среди основных способов хищений следует отметить:

1) завышение цен и объёмов выполненных работ;

2) использование подложных документов;

3) не оприходование денежных средств;

4) подделка документов, расходных ордеров, лицензий и подписей получателей пенсий и пособий, а также получение пенсий на умерших лиц;

5) завышение, двойные начисления и выплаты по больничным листам;

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

6) оформление фиктивной доверенности на утерянный паспорт, владелец которого был умершим;

7) двойное включение в ежемесячные отчёты средств, не оплаченных пенсионерам.

Как видим, способы хищений весьма примитивны. Однако правоохранительным органам следует иметь в виду то, что в настоящее время преступники совершенствуют технологии хищений, используя рычаги коррупции и взяточничества. Рост числа возбуждённых уголовных дел по хищениям наблюдается в республике каждый раз после поступления в неё на различные нужды финансовых средств из федерального центра.

Местные элиты состоят из кланов - сплочённых групп лиц из отдельных сёл, районов, которые объединены родственными и/или ку-наческими связями. Кланы захватывают ресурсы, оказывают воздействие на отдельные муниципальные образования, а также подбор и расстановку кадров в министерствах и ведомствах. При этом они укрепляют свой авторитет и влияние путём заключения межклановых и династических браков.

Образованию кланов способствовала, на наш взгляд, генетическая память дагестанского этноса. В суровых условиях жизни, когда часто происходили набеги иноземных захватчиков, надо было противостоять различным посягательствам, следовательно, приходилось объединяться.

В советский период противоправным путём обогащались лица, занимавшие должности в различных сферах государственного управления, контроля, надзора и распределения ресурсов: нефтяной, заготовительной, торговой, вино-водочной.

Первоначальное накопление капитала дагестанскими кланами произошло в период приватизации 1990-х годов. В большинстве случаев эти средства зарабатывались противоправным путём. Как отмечает первый президент РД М.Г. Алиев, «партийно-хозяйственной номенклатуре вкупе с представителями организованной преступности достались многие объекты приватизации». Новые хозяева должны были сохранить рабочие места, повысить эффективность предприятий. Однако эти ожидания не оправдались. Приватизированные площади были переоборудованы под рынки, автостоянки и т.д. Ведущие криминологи России данный период опре-

деляют, как время чудовищного ограбления народа.

Представители теневого бизнеса, нарастив финансовую силу, хотят управлять муниципальными районами. Они дают взятки за способствование назначению и переутверждению на соответствующей должности, общее покровительство на муниципальной службе.

Менталитет дагестанца таков, что они знают, кто занимается противоправными деяниями, однако в силу различных причин сообщать об этом в правоохранительные органы не спешат.

Социологический опрос студентов и их родителей показал, что, по их мнению, наиболее поражённой коррупцией сферой является здравоохранение. Руководители учреждений здравоохранения в сговоре с главными бухгалтерами путём изготовления подложной финансовой документации незаконно получали и в дальнейшем похищали денежные средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Дагестану на сотни миллионов рублей. Высокопоставленные дагестанские чиновники оформляли медицинские страховки и списывали деньги на уроженцев республики, которые уехали воевать на стороне боевиков в Сирии [1].

Как показывает мониторинг сложившейся ситуации, сфера земельных отношений также стала коррупционно ёмкой. Представление земельных участков для строительства жилых домов вблизи водоёмов осуществлялось незаконно: постановление на выдачу участков мэрия в действительности не издавала.

Способов хищений с использованием служебного положения установлено около 200, каждый из которых требует специальных знаний и навыков [5]. К примеру, при исполнении госконтрактов на оснащение многофункционального центра республики министр экономики и территориального развития Дагестана О. Хасбулатов существенно завышал стоимость закупки мебели, компьютеров и оргтехники. В результате было похищено 20 млн рублей [6].

Экс-глава Махачкалы при проведении аукциона на дорожно-строительные работы превысил должностные полномочия, причинив вред государству [6]. Высокопоставленный работник МВД Дагестана передал посредникам часть ранее оговорённой взятки - 2 млн долларов (общая её сумма составляла 6 млн

долларов). Со слов посредников, деньги предназначались для содействия в его назначении на вышестоящую должность в органах внутренних дел одного из регионов России.

В Дагестане ФСБ России опробовала следующую схему противодействия коррупции, которую предполагает применять и в других субъектах РФ. На первом этапе, проходящем незаметно для фигурантов будущих уголовных дел, собирается вся доступная информация о них, устанавливаются источники и объёмы их криминальных доходов, выявляются основные участники преступных схем и «крыши» в администрациях разного уровня.

Когда схема финансирования, места сбережения криминальных средств, связи будущих фигурантов уголовных дел становятся понятными, силовики проводят провокацию: через СМИ «сливается» часть полученной ими в ходе оперативной разработки информации, а также проводятся различные мероприятия, заставляющие объекты интереса силовиков занервничать, начать больше общаться и обсуждать способы сокрытия преступных деяний, обратиться к «крыше» за поддержкой. Все эти движения отслеживаются и фиксируются силовиками. Затем наступает время силовой части операции: в республику приезжает крупная команда силовиков различных силовых структур, которая одновременно проводит мероприятия - каждая по своей линии [2].

Руководители региона и мэры крупных городов отстраняются от руководства и этапируются в Москву. Тем самым предотвращается использование ими коррупционных связей для развала уголовного дела, ухода от ответственности.

Мы видим, что создание «сверху» в организациях и учреждениях различных комиссий по противодействию коррупции ведёт к их неэффективной работе, например, они не осмеливаются напоминать руководству об уголовных рисках.

Обуздать безудержное расхищение государственных средств только «посадками» не удастся. На наш взгляд, необходимо восстановление конфискации в качестве уголовного наказания, активное её применение. «Конфискация не должна быть усечённой -обременена обязанностью доказывать факт преступного происхождения конфискуемого имущества» [4, с. 25]. Без восстановления в уголовном законодательстве института кон-

фискации, действовавшего в России до декабря 2003 года, будет невозможно обеспечить прорыв регионов и страны к самодостаточности и процветанию.

Полагаем, что основной социальной подсистемой, призванной выявлять ранние признаки коррупции, является гражданское общество. Государству следует поддерживать проведение независимых журналистских расследований, антикоррупционные советы, образованные «снизу» по инициативе граждан, советы старейшин при муниципальных образованиях, общественные объединения правоохранительной направленности, молодёжные волонтёрские движения, активистов депутатских приёмных всех уровней власти.

Достаточно часто бескомпромиссная работа вышеперечисленных лиц встречает ожесточённое сопротивление, выражающееся в дискредитации данных активистов - им подбрасывают наркотики, причинении телесных повреждений, возбуждении против них административных и уголовных дел. Таким образом, встаёт задача по правовой защите институтов гражданского общества, связанных с противодействием коррупции. Эти вопросы не в полной мере урегулированы действующим законодательством. В итоге происходит имитация противодействия коррупции.

Следует учесть, что зарубежные СМИ серьёзное внимание уделяют поощрению у российских граждан коррупционного поведения, поскольку эти деяния дискредитируют органы власти. Демонстрация по ТВ особняков, иных атрибутов роскошной жизни, полученных неправедным путём, усиливает протест-ный потенциал населения.

Среднестатистический криминологический портрет коррупционера в Дагестане таков. Это местный житель мужского пола (98,5 %), зрелого возраста (40-60 лет), занимающий государственную или муниципальную должность, имеющий высшее образование, совершающий преступления в сфере экономики, допускающий превышение и/или злоупотребление должностными полномочиями.

Коррупционеры самодостаточны, преуспевают, обладают лидерскими качествами, амбициозны, у них преобладают корыстные мотивы, они, вопреки уголовным рискам, пытаются обеспечить безбедное существование себе и своим близким, нередко управляемы духом материального соперничества. В ре-

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

зультате в органах власти формируются сплочённые организованные преступные группы, которым чужды интересы народа.

Экс-глава Дагестана Р.Г. Абдулатипов предпринимал различные меры по сужению сферы распространения коррупции. Он отмечал, что встречаются ситуации, когда один из членов семьи является криминальным авторитетом, а другой - прокурором или руководителем правоохранительной службы, а многие прокуроры «используют данную им власть в личных целях». Рамазан Гаджимурадович требовал «провести расследования изнутри» и «навести порядок» [3]. К сожалению, ситуация кардинально не изменилась и метастазы низовой и «беловоротничковой» коррупции охватили всю республику, в том числе членов команды Р.Г. Абдулатипова.

Происходящая сегодня трансформация нравственных ценностей, запущенная Западом, направлена на усвоение населением чуждого ему образа жизни и поведения. Погоня за богатством и обладание им становится смыслом жизни. В интернете через социальные сети, по телевидению идёт тотальная пропаганда, основанная на принципах психологического воздействия Окна Овертона, разрушающая институт семьи, стимулирующая различные пороки, когда низкопробные модели поведения возводятся в ранг социально-одобряемых.

Федеральный центр постоянно отслеживает ситуацию в Дагестане. Как следствие, он отказался от попеременного назначения в республике на должность её руководителя аварцев, даргинцев и др. Кремль, потеряв доверие к такой системе, вынужден был ввести элементы прямого президентского правления.

Среди студентов очного и заочного обучения юридического факультета ДГУНХ был проведён опрос. На вопрос «Кто, по вашему мнению, смог бы решить проблемы Дагестана: коррупции, безработицы, преступности, клановости, социальной несправедливости, отсутствия досуга?» были получены следующие ответы: государство и правоохранительные органы - 69 % ответивших, муниципальные образования - 13 %, джамааты сёл и районов - 6 %, затрудняюсь ответить - 12 %.

Таким образом, респонденты не связывают благополучие республики со своей активной жизненной позицией, а уповают на государство и правоохранительные органы. Заметим,

что от деятельности органов государственной власти на 15-20% зависит оздоровление криминальной ситуации в обществе. Нам следует продумать систему мобилизации гражданского общества на обеспечение конституционного правопорядка в республике.

Прибывшая в республику из федеральных правоохранительных органов группа провела огромную работу по выявлению и привлечению к уголовной ответственности членов организованных преступных группировок в структурах властной вертикали. Проверяющие отметили, что в 2016 г. муниципальные органы и представители государственной власти выдали почти четыре тысячи незаконных правовых актов [7].

Деятельность нового руководства республики в лице В.А. Васильева обнажила метастазы коррупции в нижних и верхних эшелонах республиканской власти. Были возбуждены и расследуются многочисленные уголовные дела.

Осмысление криминальной атмосферы в республике свидетельствует, что коррупционные проблемы накапливались годами. Ни один из глав республики, на наш взгляд, не в состоянии был их решить без волевой, действенной поддержки федерального центра. Проводимые ранее проверки СКФО и критические замечания федерального центра в адрес Дагестана оставались без надлежащего реагирования. Федеральный центр пытались

убедить, что республика особенная, клановая и многонациональная, а активизация террористической и экстремистской деятельности диктует необходимость назначения высших должностных лиц республики по национальному квотированию. К чему это привело, мы видим.

Основным принципом коррупционного поведения является личная преданность. Тем самым обеспечиваются надёжная круговая порука и укрывательство неблаговидных поступков членов «своей команды», формируется информационная закрытость их деятельности.

В общественном сознании дагестанцев закрепилось представление о возможности разрешения любых проблем путём взяточничества и коррупции. Популярным стало мнение: «что не сделают деньги, сделают большие деньги».

Когда политические партии не реагируют на запросы избирателей, а деятельность руководства региона носит келейный, не прозрачный характер, при этом выборы происходят с существенным нарушением законодательства, а правоохранительные органы проявляют робость в документировании преступной деятельности сановных особ, то народ постепенно дистанцируется от власти. В этой ситуации, как правило, во властной вертикали появляются метастазы коррупции: кланы, преступные группировки, преступные сообщества.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В Дагестане бюджетные деньги отдали лжеинвалидам и сирийским боевикам. URL: httpy/но-вости-дагестана.т-аплпТо/новости/в-дагестане-бюджетные-деньги-отдали-лжеинвалидам-и-сирий-ским-боевикам/ (дата обращения: 01.07.2019).

2. В Дагестане ФСБ обкатала схему борьбы с коррупцией, которую применит к другим регионам. URL: http://webmvosti.info/новости/в-дагестане-фсб-обкатала-схему-борьбьI-с-коррупцией-которую-приме-нит-к-другим-регионам/ (дата обращения: 01.07.2019).

3. Дагестан назвали лидером по количеству совершаемых преступлений. URL: https://lenta.ru/ news/2013/02/14/leader/ (дата обращения: 01.07.2019).

4. Данилов А.П. Конфискация: международные, российские, казахстанские уголовно-правовые нормы и требования жизни // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29). С. 25-28.

5. Криминология: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. 372 с.

6. Министр экономики Дагестана задержан при попытке покинуть республику. URL: https://www.spb. kp.ru/daily/26974.3/4029551/ (дата обращения: 01.07.2019).

7. Прокуратура Дагестана бьёт тревогу - в регионе стремительно растёт преступность. URL: https:// kavkaz.versia.ru/prokuratura-dagestane-bet-trevogu-v-regione-stremitelno-rastet-prestupnost (дата обращения: 01.07.2019).

8. Шестаков Д.А. Планетарная олигархическая преступная деятельность: девятый уровень преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 2 (25). С. 12-23.

REFERENCES

1. V Dagestane byudzhetnye dengi otdali lzheinvalidam i siriyskim boevikam. [In Dagestan, budgetary money was given to false invalids and Syrian fighters]. URL: http://H0B0CTH-garecTaHa.ru-an.inf0/H0B0CTH/B-garecTa-He-6K>g®eTHbie-geHbrH-0TgaflH-fl®eHHBaflHgaM-H-CHpHHCKHM-60eBHKaW (date of submission: 01.07.2019).

2. V Dagestane FSB obkatala skhemu borby s korruptsiey, kotoruyu primenit k drugim regionam. [In Dagestan, the FSB has tested the anti-corruption scheme that will be applied in other regions]. URL: http://webnovosti.info/ новоcтн/в-garecтaнe-$c6-о6кaтafla-cхeму-6орb6bI-c-коррупцнeH-которуro-прнмeннт-к-gруrнм-рerнонaм/ (date of submission: 01.07.2019).

3. Dagestan nazvali liderom po kolichestvu sovershaemykh prestupleniy. [Dagestan was named the leader in the number of crimes committed]. URL: https://lenta.ru/news/2013/02/14/leader/ (date of submission: 01.07.2019).

4. Danilov A.P. Konfiskatsiya: mezhdunarodnye, rossiyskie, kazakhstanskie ugolovno-pravovye normy i trebovaniya zhizni. [Confiscation: international, Russian, Kazakhstan provisions of criminal law and life requirements]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2013, no. 2 (22), pp 25-28.

5. Kriminologiya: uchebnoe posobie. [Criminology: tutorial]. M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko», 2007. 372 p.

6. Ministr ekonomiki Dagestana zaderzhan pri popytke pokinut respubliku. [The Minister of economy of Dagestan was detained while trying to leave the republic]. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26974.3Z4029551/ (date of submission: 01.07.2019).

7. Prokuratura Dagestana b'yot trevogu - v regione stremitelno rastet prestupnost. [The prosecutor's office of Dagestan is sounding the alarm - crime is growing rapidly in the region]. URL: https://kavkaz.versia.ru/ prokuratura-dagestane-bet-trevogu-v-regione-stremitelno-rastet-prestupnost (date of submission: 01.07.2019).

8. Shestakov D.A. Planetarnaya oligarkhicheskaya prestupnaya deyatelnost: devyatiy uroven prestupnosti. [Global oligarchic criminal activity: ninth level of crime]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2012, no. 2 (25), pp. 12-23.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Даци Магомедович Гаджиев - кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Дагестан, декан юридического факультета Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала, Россия); e-mail: dmgadzhiev@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Datsi Magomedovich Gadzhiev - PhD in Law, associate professor, honored lawyer of the Republic of Dagestan, dean of the law faculty of the Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia); e-mail: dmgadzhiev@yandex.ru

РИМИНОАОГИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.