С.Н. Гаджиев
ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В ДАГЕСТАНЕ
Аннотация: Успешное противодействие коррупции в Республике Дагестан невозможно без обеспечения общественного контроля за деятельностью должностных лиц и детализации алгоритма их работы. Ключевые слова: коррупция; Республика Дагестан; криминологическая экспертиза; коррупционер.
S.N. Gadzhiev
CAUSES OF CORRUPTION IN DAGESTAN
Summary: Successful anti-corruption policy in the Republic of Dagestan is impossible without ensuring public
control over the activities of officials and detailing the algorithm of their work.
Key words: corruption; the Republic of Dagestan; criminological expertise; corrupt official.
УДК 349.9 ББК 67.51
Как отмечает Д.А. Шестаков, в рамках криминологии закона разрабатывается методика экспертизы нормативных правовых актов. В России, пока не имеющей общего законодательного акта о криминологической экспертизе, всё же принят закон, посвящённый одному из видов экспертизы - Федеральный закон № ФЗ-172 от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6, с. 17].
Дмитрий Анатольевич очерчивает круг наиболее общих вопросов, на которые должна отвечать экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: 1) Не является ли юридическая норма «мёртвой», т.е. такой, которая неисполнима значительной частью населения? В частности, вследствие того, что её нарушение является правилом для большого числа людей? 2) Не является ли норма криминогенной, т.е. не способствует ли она совершению преступлений? 3) Не является ли норма преступной? Не противоречит ли она, в частности, международному уголовному праву, а также естественному праву? [5, с. 50].
Соглашаясь с важностью и необходимостью антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, укажем на то, что успешное противодействие коррупции в Республике Дагестан (далее по тексту также -РД) невозможно без обеспечения общественного контроля за деятельностью должностных лиц, детализации алгоритма их работы, делающей таковую «прозрачной», понятной для населения.
Ввиду слабого развития института гражданского общества в республике, правоохранительные органы не могут рассчитывать на его потенциал в деле предупреждения коррупционных преступлений. Таким образом, большое значение приобретает такой способ выявления коррупции, как анализ анонимных сообщений о фактах коррупции, в том числе, публикуемых в социальных сетях.
Подобные сообщения не должны автоматически становиться поводом для уголовного преследования чиновников, но их необходимо анализировать в целях выявления причин и условий, способствующих проявлению коррупции, выработки алгоритма противодействия ей.
Например, многих дагестанцев беспокоят состояние системы здравоохранения, квалификация выпускников медицинских учебных заведений. Одной из причин низкой квалификации выпускников данных вузов является то, что в них по целевому набору (по направлениям от медучреждений) поступают абитуриенты с низкими баллами по ЕГЭ.
За последние пять лет количество таких поступающих увеличилось почти в 5 раз и в 2017 году достигло 268 человек (в 2012 году - 56), а количество абитуриентов, имеющих право поступать по результатам ЕГЭ, снизилось в два раза: с 333 до 168 человек. Целевые направления в медицинские вузы в 2017 году начали выдавать не только медучреждения, но и администрации муниципалитетов (Каспийск, Дагестанские Огни). О коррупции при распределении направлений СМИ писали
2(53)2019
70
1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
не раз. Оно проводится скрытно, без оповещения населения.
В средствах распространения сведений неоднократно говорилось и о коррупционной схеме при назначении мировых судей в республике. Так, Законом РД от 26 июня 2014 года «О внесении изменений в Закон РД "О мировых судьях в РД"» было оговорено, что Народному собранию РД (далее по тексту также - НС РД) могут быть представлены несколько кандидатур на одну вакантную должность мирового судьи. Однако не было ни одного прецедента, когда были бы представлены несколько кандидатур. При этом выборы мировых судей депутатами НС РД или населением мирового участка, что разрешено законом, снизили бы коррупцию в данной сфере.
Реальное противодействие коррупции, помимо повышения доверия населения к государственной власти, улучшения уровня жизни простого народа, сыграет позитивную роль в профилактике экстремизма и терроризма.
Полагаю, что на парламентских слушаниях сессии НС РД следует обсудить вопрос о декриминализации экономики РД. Для решения данной проблемы необходимо образовать межведомственную рабочую группу из числа депутатов, независимых экспертов, представителей различных институтов гражданского общества.
Коррупционера следует пожизненно лишать права занимать определённые должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также наказывать штрафом и конфискацией имущества, находящегося как в России, так и за её пределами. Без реализации этих мер невозможно эффективно противодействовать коррупции.
Сегодня мы наблюдаем колоссальный разрыв в доходах граждан. Он может ещё более усилить протестные настроения в обществе, привести к серьёзной дестабилизации обстановки. Согласимся с А.П. Даниловым в том, что к факторам неэффективности проводимой в последние годы антикоррупционной политики можно отнести «рекламно-популист-ский характер заявлений и принимаемых мер, ожидание мгновенного эффекта от антикоррупционных мер, неприменение антикорруп-
ционных мер к главным субъектам политики, отсутствие необходимой политической воли у высшего руководства страны, гипертрофированное потребительское сознание и общее нравственное разложение» [3, с. 69-72].
Поддерживаем идею Д.М. Гаджиева о введении в УК РФ нормы об освобождении лица от уголовной ответственности при его добровольном заявлении о получении взятки, а также активном участии в расследовании преступления. Хорошим способом снижения латентности коррупционных деяний может стать обобщение практики рассмотрения заявлений граждан по фактам коррупции в правоохранительные органы [1, с. 30].
Учитывая высокую общественную опасность коррупционных преступлений, представляется целесообразным создание телепрограммы «Коррупция». В ней в доступной форме с участием научных, практических работников, представителей институтов гражданского общества необходимо рассматривать проблемы коррупции, особый акцент ставя на постыдности, позорности, гнусности коррупционных деяний [2, с. 107].
Самым ликвидным активом на Кавказе остаётся земля. Фигурантами одного из недавно возбуждённых в РД уголовных дел стали бывший глава управления Росреестра по РД С. Магомедов и нынешний и.о. руководителя этого ведомства Ш. Гаджиев. По данным следственных органов, общая стоимость арестованного имущества подозреваемых в земельных махинациях составляет 20 млрд рублей [4].
По-прежнему популярны в Северо-Кавказском федеральном округе и такие мелкие, казалось бы, нарушения, как приписки в сельском хозяйстве, сохранившиеся ещё с советских времён. Их совокупный масштаб весьма впечатляющ: официально в РД поголовье овец составляет 4,5 млн животных, однако независимые оценки, основанные на данных ветеринарных служб, свидетельствуют, что это число в два раза меньше. Повод для приписок - возможность получения субсидий, которые на Северном Кавказе осваивают весьма успешно [4].
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиев Д.М. О противодействии коррупции в Республике Дагестан // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 3 (46). С. 28-31.
2. Гаджиев Д.М., ГаджиевМ.Д. Коррупция: общероссийские и региональные аспекты // Власть. 2011. № 6. С. 102-107.
3. Данилов А.П. Факторы неэффективности антикоррупционной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 1 (20). С. 69-72.
4. Незванова С. Как устроена система воровства государственных средств на Кавказе. URL: https:// vz.ru/society/2019/6/7/981485.print.html (дата обращения: 01.07.2019).
5. ШестаковД.А. Введение в криминологию закона. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2011. 75 с.
6. Шестаков Д.А. Основы учения о противодействии преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2 (53). С. 13-22.
REFERENCES
1. Gadzhiev D.M. O protivodeistvii korruptsii v Respublike Dagestan. [On counteracting corruption in the Republic of Dagestan]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2017, no. 3 (46), pp. 28-31.
2. GadzhievD.M., GadzhievM.D. Korruptsiya: obshcherossiyskie i regionalnye aspekty. [Corruption: Russian and regional aspects]. Vlast - Authority. 2011, no. 6, pp. 102-107.
3. Danilov A.P. Faktory neeffektivnosti antikorruptsionnoy politiki. [The factors of inefficiency of anticorruption policy]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2011, no. 1 (20), pp. 69-72.
4. Nezvanova S. Kak ustroena sistema vorovstva gosudarstvennykh sredstv na Kavkaze. [How the system of theft of public funds in the Caucasus is working]. URL: https://vz.ru/society/2019/6/7/981485.print.html (date of submission: 01.07.2019).
5. ShestakovD.A. Vvedenie v kriminologiyu zakona. [Introduction to criminology of law]. St.P.: «Yuridicheskiy tsentr Press», 2011. 75 p.
6. Shestakov D.A. Osnovy ucheniya o protivodeystvii prestupnosti. [The basics of the doctrine of the crime counteraction]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 2 (53), pp. 13-22.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Салих Набиевич Гаджиев - кандидат юридических наук, доцент, заместитель председателя комитета Народного Собрания Республики Дагестан по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению (Махачкала, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Salikh Nabievich Gadzhiev - PhD in Law, associate professor, deputy chairman of the Committee of the National Assembly of the Republic of Dagestan on legislation, legality, state building and local self-government (Makhachkala, Russia); e-mail: [email protected]
2(53)2019