А.В. Лавренко, В.Ю. Сморгунова. ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
45
2. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОРРУПЦИЯ
УДК 343.9 ББК 67.51
А.В. Лавренко,* В.Ю. Сморгунова**
ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ КАК СИСТЕМНАЯ ЗАДАЧА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Выжимка: В современной России предполагается использовать два основных подхода в решении проблемы коррупции: либеральный (создание атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению, формирование антикоррупционной культуры) и карательный (ужесточение наказаний).
Ключевые слова: противодействие коррупции; гражданское общество; правовая культура.
A.V. Lavrenko, V.Y. Smorgunova
ROOTING OUT CORRUPTION AS A SYSTEM TASK OF
MODERN RUSSIA
Summary: In modern Russia two main approaches to solving corruption-related problems are to be used: liberal (creating an atmosphere of intolerance to corruptive behaviour, developing anti-corruption culture) and punitive (tightening punishment).
Key words: fight against corruption; civil society; legal culture.
Президент России В.В. Путин на заседании Совета по противодействию коррупции 31 октября 2013 года признал, что либерализация уголовного законодательства работает не так, как задумано. Таким образом, глава государства обозначил новый виток противодействия коррупции.1
По мнению Д.А. Шестакова, коррупция — свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленче-
* Андрей Валерьевич Лавренко — Заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
** Валентина Юрьевна Сморгунова — декан юридического факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected] © А.В. Лавренко, 2014 © В.Ю. Сморгунова, 2014
1 Твердов П, Самарина А. Три сигнала Путина элите и обществу // Независимая газета. — 2013. — 1 ноября.
ские услуги.2 Коррупция — это угроза для любого государства. Она может проникнуть во все сферы общественной жизни, снизить возможности государственной власти в регулировании всех типов отношений, она создаёт негативный образ страны в глазах всего мира. Но самое главное — коррупция подрывает доверие граждан к власти.
Борьба с коррупцией — историческое явление. Как пишет С.У. Дикаев, коррупция — вечная проблема России.3 Сегодня эти вопросы стоят не менее остро, чем ранее. Президент России, Председатель Правительства РФ, глава Следственного
2 Шестаков Д. А. Реакция на коррупцию в постпереходном обществе // Сборник материалов международной научно-практической конференции на тему: «Успешное противодействие коррупции — важнейшее условие дальнейшего устойчивого развития и экономического процветания Казахстана». — Астана, 4 ноября 2010 года. — С. 63; его: Кому какая коррупция? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 4 (23). — С. 38—47.
3 Дикаев С.У. Коррупция — вечная проблема России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 4 (23). — С. 48—51.
2 (33) 2014
46
2. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
комитета и другие политические деятели постоянно напоминают нам о том, что коррупционное поведение представляет собой угрозу развитию государства.
Коррупция — это общемировая проблема.4 Более того, по мнению В.П. Соломина, её можно назвать одной из причин современного экономического, политического, социального и духовнонравственного глобального кризиса, охватившего все страны и континенты.5 Во всём мире отмечается рост нетерпимости гражданского общества к государственным служащим и иным лицам, от чьих действий зависит реализация прав и свобод людей, которые неэтично ведут себя при исполнении своих обязанностей. Государство, со своей стороны, пытается принимать меры по противодействию коррупционному поведению, поскольку осознаёт тот факт, что коррупция угрожает самой государственной системе. К сожалению, как пишет П.А. Кабанов, современная антикоррупционная политика не всегда эффективна.6
Участие гражданского общества является необходимым условием успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может. Президент РФ поставил задачу сформировать в обществе атмосферу неприятия коррупционной деятельности. Он выразил недовольство тем, что взяточники редко получают реальные сроки, а также заявил, что руководители органов власти должны нести персональную ответственность за проникновение на службу коррупционеров. «За выгодные заказы с предпринимателей требуют возврата денег или так называемые откаты в 30, а подчас и в 50 %. В некоторых регионах тарифы на взятки и откаты хорошо извест-
4 См., например, Кури Х, Ильченко О.Ю., Данилов А.П. Проблема коррупции в Германии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 4 (23). — С. 52—60.
5 Соломин В.П. Формирование антикоррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе // Universum. Вестник Герценовского университета. — 2013. — № 4. — С. 110.
6 Кабанов П.А. Антикоррупционная политика в
субъектах Российской Федерации: от имитации к
институционализации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 4 (23). — С. 28—37.
ны и даже меняются с учётом инфляции. Конечно, можно было бы над этим посмеяться, если не было бы так печально», — заявил Президент РФ.7
В условиях сверхразвитой коррупции организованная преступная деятельность оказывает значительное воздействие на политику правительств и правоохранительных органов, проникает в экономику.
Правовое государство, как известно, базируется на развитом гражданском обществе. Опыт западных стран свидетельствует о том, что противостоять коррупции может только развитое гражданское общество и сформированное им же и на его основе правовое государство.
Глава Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин привёл следующую статистику коррупционных преступлений. За 2012 год выявлено почти 50 тыс. подобных преступлений, и это лишь надводная часть айсберга. В первом полугодии 2013 года за совершение коррупционных преступлений к уголовному преследованию привлечены 589 лиц особого правового статуса: около 400 депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 14 депутатов законодательных органов субъектов РФ, 2 судьи, 11 прокурорских работников, 68 адвокатов и 57 следователей различных ведомств, в том числе 8 сотрудников Следственного комитета РФ.8
Противодействие коррупции в России желательно осуществлять по двум направлениям: первое — это ужесточение законодательства, второе — становление новой антикоррупционной культуры, которая должна стать частью мировоззрения российских граждан. Но самое сложное — это ликвидация условий коррупции. Необходимо отметить, что ужесточение ответственности за коррупционное поведение представляется сегодня большому количеству экспертов одной из
7 Президент призвал всё общество на борьбу с коррупцией. URL: http://protivcorr.org /2013 /10/31/prezident-prizval-vse-obshhestvo-na-bor-bu-s-korruptsiej/ (дата обращения: 30.12.2013).
8 Бастрыкин: 580 депутатов и чиновников привлечены за коррупцию. URL: http://newsland. com/news/detail/id/1235859/ (дата обращения: 30.12.2013).
кРННИНОЛОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
А.В. Лавренко, В.Ю. Сморгунова. ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
47
основных мер воздействия на граждан и чиновников.
Например, отмечается, что ужесточение наказания не только за прямую коррупцию, но и посредничество при совершении этого преступления, введение в законодательство наказания в виде штрафов пропорционально сумме полученной взятки и тяжести последствий совершённого преступления могут повлиять на снижение коррупционной активности. Так, Д.А. Шестаковым предлагается следующее «идеальное» наказание за коррупционные преступления. Как он пишет, «нет никакого смысла в лишении свободы взяточника, если только он ничего не украл. «Идеальное» уголовное наказание за коррупционное преступление, не являющееся хищением, представляется нам следующим: основное наказание в виде длительного лишения права занимать определённые должности плюс дополнительное наказание в виде штрафа. Для взяточников, чрезвычайная величина состояния которых с учётом конкретных обстоятельств указывает на его преступное происхождение, в качестве дополнительного наказания должна выступать конфискация имущества, причём не только того имущества, чьё преступное происхождение доказано».9
По заявлению главы государства, «борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется».10
Именно поэтому сегодня разъясни-
9 Шестаков Д.А. Тезисы об уголовно-правовой реакции на коррупцию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2005. — № 2 (9). — С. 242—248.
10 Национальный Антикоррупционный Со-
вет Российской Федерации. URL: http://www. korupcii.net /index.php?s=12&id=5 (дата обращения: 30.12.2013).
тельные и профилактические меры выдвигаются на передний план. Среди основных мер по пропаганде антикоррупционного поведения и внедрения в общественное сознание антикоррупционного стереотипа являются, во-первых, разъяснение положений законодательства, в частности, о том, что понимается под определением «коррупция», какой вид поведения можно признать не соответствующим законодательству, а также каковы меры ответственности, установленные российским законодательством.
Во-вторых, необходимо формирование в обществе устойчивой антикоррупционной культуры. Как отметил В.П. Соломин, уже в рамках образовательных программ вузов необходимо создавать курсы по формированию антикоррупционного поведения, формированию антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры студентов и противодействию коррупционному поведению.11
В процессе противодействия коррупции важными представляются открытость, прозрачность и всесторонняя освещённость в средствах распространения сведений о деятельности судебноисполнительных органов, регулярный контроль и объективная проверка чиновников законодательной, исполнительной и судебной ветвей всех уровней на причастность к взяточничеству и другим коррупционным преступлениям.
Основными компонентами, препятствующими развитию гражданственности и высокой правовой культуры, являются индивидуализм, эгоцентризм, социофобия, откровенно игнорируются ценности гражданской солидарности, связанные с общежитием, общественным благосостоянием, патриотизмом, общественным долгом и служением. Эти ценности, к сожалению, сегодня не являются определяющими для значительного числа российских граждан, что серьёзно препятствует противодействию коррупционному поведению.
11 Соломин В.П. Формирование антикоррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе. — С. 112—115.
2 (33) 2014
48
2. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Криминологи в сложном причинном комплексе коррупции выделяют три особо значимых фактора: корысть, бездуховность и экономическую целесообразность.12
При оценке гражданами коррупции в России складывается двойственная ситуация: с одной стороны, гражданское общество ратует за то, чтобы поведение государственных служащих, врачей, учителей, социальных работников соответствовало морально-этическим принципам. С другой стороны, недоверие к мерам, принимаемым государством, влечёт за собой формирование общественного стереотипа о нормальности коррупционного поведения, в частности, взятка считается нормальным явлением.
Проведённый в июле-августе 2013 года Левада-Центром опрос о допустимости бытовой коррупции дал следующие результаты. Резко снизилось число лиц, считающих, что давать взятки в бытовых ситуациях вполне допустимо (с 12 % в 2000 г. до 4 % в 2013 г.). Возросло (хотя и незначительно) число лиц, считающих, что взятки давать в целом предосудительно (40 % в 2013 г. против 38 % в 2000 г.). Снизилось число людей, относящихся полностью отрицательно к взятке как к негативному явлению (с 26 % в 2000 г. до 22 % в 2013 г.). Возросло число лиц, считающих, что в целом бытовые взятки возможны и допустимы для положительного решения своей проблемы или, по крайней мере, для ускорения принятия решения (с 18 до 26 %). 62 % опрошенных считают возможным и допустимым врачам и учителям получать подарки от пациентов и родителей учеников (32 % считают это предосудительным). 83% считают возможным и допустимым принятие врачами подарков небольшой ценности, а также денег (63 %). 50 % россиян положительно относятся к тому, что называется «блатом» (против 42 %). При этом 39 % опрошенных считает, что коррупция является основой государственной власти в России.13
12 Шестаков Д.А. Реакция на коррупцию в постпереходном обществе. — С. 63.
13 Данные Левада-Центра. URL: http://www. levada.ru/12-08-2013/rossiyane-o-vlasti-ee-vertikali-i-ee-osnovaniyakh (дата обращения: 30.12.2013).
Криминология____________________________________
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Данные исследований сопоставимы, поскольку чем большее число граждан считает, что в среде государственных служащих коррупция неизбежна и даже является частью системы государственного управления, то и на бытовом уровне гражданам ничего не остаётся, как следовать этому примеру. Так в обществе появляется правовой нигилизм, который служит основой для развития коррупционного поведения. Таким образом, в обществе существует определённый «двойной стандарт», который является препятствием на пути противодействия коррупции.
Результаты социологических исследований показывают, что граждане России устали от неэтичного поведения как в среде госслужащих, так и в самом гражданском обществе. Есть основания утверждать, что в России коррупционные процессы достигли критических параметров. В последнее время в СМИ периодически появляются дискуссии различных авторов, в том числе экономических и политических экспертов, юристов о том, насколько сложившийся уровень коррупции угрожает перспективам развития России, является ли неконтролируемый рост коррупции угрозой для национальной безопасности.
9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией. В 2003 году в этот день была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, основными целями которой являются укрепление мер, направленных на эффективное и действенное предупреждение коррупции и противодействие ей, поддержка международного сотрудничества и технической помощи в этом направлении.
В Конвенции содержится и призыв к странам активно содействовать привлечению неправительственных организаций и организаций, функционирующих на базе общин, а также других представителей гражданского общества. В рамках Конвенции страны достигли договорённости о сотрудничестве в борьбе против коррупции, включая предупреждение, расследование преступлений и уголовное преследование правонарушителей. В Конвенции в качестве одного из основных принципов устанавливается возвращение активов, в частности, возвращение похищенных активов
А.В. Лавренко, В.Ю. Сморгунова. ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
49
странам происхождения этих средств.
В.В. Путин в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года в контексте повышения эффективности противодействия коррупции заявил о необходимости продвижения нашей страны по пути всё более полной имплементации в российское национальное законодательство положений Конвенций Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», «О гражданскоправовой ответственности за коррупцию» и Конвенции ООН против коррупции.14
На основе совместной работы России и международных организаций по борьбе с коррупцией в Российской Федерации в последние годы создана обширная нормативно-правовая база по формированию антикоррупционного поведения и искоренению негативных проявлений коррупции на всех уровнях, начиная от бытовой и заканчивая политической.
Системной основой для урегулирования назревших проблем стал Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области противодействия коррупции, были внесены в УК РФ и КоАП РФ Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Так было законодательно решено диффе-
14 См.: Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru / news/17118 (дата обращения: 30.12.2013).
ренцировать меры уголовной ответственности и применять к взяточникам не только наказание в виде лишения свободы, но и наказание в виде штрафа в пределах до стократного размера суммы взятки. Однако отношение к указанному нововведению неоднозначно. По мнению одних, оно выглядит явно недостаточным, поскольку ослабляет карательную функцию и превентивную роль уголовного права (то есть, кажется, что наказание за коррупционную деятельность смягчается), а другие считают его не ослабляющим, а, наоборот, повышающим эффективность уголовного наказания. По мнению Г.Н. Горшенкова, необходимо уравнять правовое положение взяткодателя и взяткополучателя.15
На основе этих законов были разработаны и приняты нормативно-правовые акты различных уровней. В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией должно стать искоренение причин и условий, её порождающих. На реализацию антикоррупционной политики направлены подзаконные, в том числе региональные нормативные правовые акты. Например, Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге» от 14 ноября 2008 года № 674-122.
Коррупция и другие негативные явления в общественном правовом сознании порождают социальное недовольство, которое приобретает размеры национального масштаба. Опасность коррупции и в том, что она способствует порождению экстремистских проявлений, провоцирует население на межнациональные и межконфессиональные конфликты, служит питательной средой для терроризма. Именно это наблюдается в последнее время в связи с проблемой неконтролируемой нелегальной миграции, когда некоторые граждане начинают бороться с этими явлениями так, как они считают возможным, а именно путём применения насилия.
15 Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2010. - № 2 (19). - 17-23.
2 (33) 2014
50
2. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Коррупция наносит непоправимый урон в области духовной жизни, культуры и науки, сдерживает духовное обновление общества, содействует девальвации его нравственных ценностей. «Следствие коррупции — недоверие общественным институтам, отстранённость, отсутствие гражданского контроля. Обратное следствие — ещё большая коррупция».16
Коррупция как социально-политическое явление противостоит утверждению в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитию многовековых духовных традиций. Антикоррупционная культура граждан развитого демократического государства предполагает наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения. В их числе:
— умение распознавать коррупцию как социальное явление;
— умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
— способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственноправовым нормам общества.17
Для Санкт-Петербурга огромное значение в сфере противодействия коррупции и формирования антикоррупционного поведения имеет деятельность Главного следственного управления Следственно-
16 Бондарь В. Общество против коррупции. Муниципальные программы противодействия коррупции. — М.: Московская школа политических исследований, 2008. — С. 11.
17 Цит. по: Ибрагимова Е.М., Хамдеев А.Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и её функции // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3.
Криминология_____________________________
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
го комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Общественного совета при ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Общественный совет осуществляет активное сотрудничество с РГПУ им. А.И. Герцена. Члены Совета являются высокими профессионалами в сфере организованной и целенаправленной деятельности по формированию человека, формам и методам воспитания, образования и обучения, и способны к развитию у школьников и студентов гражданских добродетелей.
Говоря о противодействии коррупции, можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед российским государством на современном этапе:
— целенаправленное снижение уровня коррупции, её влияния на деятельность государственных органов, повседневную жизнь граждан, активность и эффективность бизнеса;
— обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией;
— создание системы противодействия коррупции в стране; постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации коррупционных отношений в стране и отдельных её регионах;
— при реализации общенациональной антикоррупционной программы учитывать международный опыт, активно сотрудничать с международными организациями, действующими в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью.18
18 См.: Терещенко И.А. Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией // Власть. — 2009. — № 3.