Научная статья на тему 'Роль современного преподавателя в профессиональном становлении молодёжи'

Роль современного преподавателя в профессиональном становлении молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛ / УСПЕХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Малика Низамовна, Мухитдинова Мухлиса Сатриддиновна

В статье говорится о влиянии личности преподавателя на социально-нравственные, профессиональные качества будущих экономистов и педагогов. Раскрыта и обоснована роль личности преподавателя не только как учителя, но и наставника, воспитателя будущего профессионала, примера для подражания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалова Малика Низамовна, Мухитдинова Мухлиса Сатриддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль современного преподавателя в профессиональном становлении молодёжи»

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДЁЖИ Камалова М.Н.1, Мухитдинова М.С.2

'Камалова Малика Низамовна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой;

2Мухитдинова Мухлиса Сатриддиновна — преподаватель, кафедра мировых языков, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о влиянии личности преподавателя на социально-нравственные, профессиональные качества будущих экономистов и педагогов. Раскрыта и обоснована роль личности преподавателя не только как учителя, но и наставника, воспитателя будущего профессионала, примера для подражания.

Ключевые слова: личность, педагог, знания, профессионализм, специалист, образование, самостоятельность, стимул, успех.

В настоящее время, когда экономика страны развивается большими темпами, растёт уровень благосостояния населения, требуются высококвалифицированные, образованные, добросовестные специалисты. И при этом квалификация, профессионализм и знания должны сочетаться с чувством ответственности за свою работу. Формирование именно таких качеств является главной задачей высшего образования в Узбекистане.

Порой педагог в процессе своей деятельности сталкивается с проблемой, когда студенты безразличны к учёбе, иными словами не хотят учиться, просто проводят время в ожидании диплома, не задумываясь о том, что на их обучение потрачены огромные средства. Они не задумываются о том, что тратят своё драгоценное время, что необходимо получать знания. И, конечно же, педагогов часто обвиняют в этом, говоря, что мы не можем вызвать интерес к предмету, не применяем новых педагогических технологий и методик. Но факт в том, что пока сам студент не осознает необходимости получения знаний, ни один даже самый строгий контроль не исправит ситуации. Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать ситуацию, в которой студент сам бы осознанно принял ответственность.

Сегодняшний преподаватель играет огромную, более сложную роль в планировании учебного процесса и преподавании. Деятельность педагога ставит перед ним особые задачи и требования, как к его личности, так и деятельности. Большое внимание уделяется интеллектуальному потенциалу, моральному и нравственному облику преподавателя. Современный педагог должен не просто передавать знания студентам, а должен развивать желание и умение приобретать эти знания и заниматься самообразованием. В процессе своей деятельности педагог должен раскрыть потенциал обучаемого, сформировать у него мотивацию успеха и самостоятельность. Преподавателю кроме передачи профессиональных знаний и навыков отводится ещё одна важная роль - это роль наставника, воспитателя будущего профессионала. Для того, чтобы на уроке было интересно и задействованы все студенты следует активизировать внимание, давать оригинальные ситуативные задания с использованием различных форм общения обучающихся, уметь снимать позитив, прийти на помощь студенту в необходимый момент, любить и понимать шутки, не жалеть доброго слова, задавать ситуацию успеха.

Основой педагогической деятельности преподавателей является подготовка специалистов в сфере развития социального прогресса страны и воспитание её творческого потенциала. Отсюда столь высокие требования к ним.

Одним из благоприятных факторов эффективности учебного процесса является педагогически грамотно организованная и целенаправленная работа преподавательского коллектива, который имеет одну главную цель - подготовить высококвалифицированного, способного к конкуренции молодого специалиста, обладающего рядом отличительных качеств:

- должны быть активизированы сенсорные системы: внимание, память, мышление;

- должны отличаться аналитическим складом ума, гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях;

- видеть самообразование как путь к самосовершенствованию;

- уметь критически мыслить, быстро реагировать на возникающие проблемы и, используя знания и современные технологии, искать пути их решения;

- подходить к работе творчески, предлагать новые идеи;

- быть эрудированным, пунктуальным, ответственным, коммуникабельным, активным, иметь способности работать в команде;

- объективно оценивать собственные и чужие поступки.

Для формирования перечисленных выше качеств необходимо воспитывать их в процессе обучения, т.е. создавать на занятиях проблемные ситуации, а пути их решения предоставлять искать самим учащимся. Педагог в данной ситуации будет только направлять, и контролировать их.

Задавая проблемные задачи, преподаватель создаёт атмосферу, где учащиеся осознанно соотносят понятия «хочу» и «могу» и активно участвуют в учебном процессе. Одним из основных составляющих которого является речь преподавателя к учащимся, способствующая созданию такого образовательного пространства, в котором каким бы ни был учащийся, попавший в это пространство, он будет активно участвовать в образовательном процессе. Например, задавая студентам составить резюме, преподаватель должен остановиться на важности документа как «самопрезентации» для работодателя, он должен объяснить студентам, что кроме вуза и специальности необходимо указать и другие дополнительные качества, характеризующие его как перспективного и ответственного сотрудника. Это могут быть, например такие как: знания языков, навыки работы на ПК, трудолюбие, организаторские качества, коммуникабельность, умение работать в команде, легкообучаемость и др. Тогда студенты будут задумываться над тем, какие качества у них имеются и какие им необходимо воспитать в себе.

Преподавателю необходимы и управленческие, и лидерские, и ораторские качества. Именно они помогут убедить действовать так как того хочет педагог.

Особенность педагогической деятельности состоит в том, что педагогу в процессе передачи знаний приходится сталкиваться с индивидуумами, у которых могут быть различные мотивы и цели. Педагог в свою очередь должен продиктовать норму, общую для всех, являющуюся неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом педагог проводит и воспитательные беседы, а иногда исходя из характерских качеств индивидуальный подход к каждому студенту. Обязательным при объяснении материала считается приводить примеры, которые убедят студентов в необходимости получаемых знаний, будут формировать у них мотивацию успеха и самостоятельность. Преподаватель должен дать понять студентам, что его знания значительно уступают другим источникам информации, например книгам и компьютеру. Что ключевым требованием, предъявляемым к выпускнику, будет наличие профессионализма и что этому необходимо учиться уже сейчас. Тогда студент будет видеть в педагоге наставника, покровителя, ведущего, и их отношения будут искренние и дружеские. Студент будет дорожить мнением преподавателя и ответственно выполнять задания. Это говорит о влиянии личности педагога на характер и профессиональное становление студентов.

Говоря о важности грамотной, культурной, логически правильно построенной речи и её влиянии на исход диалога можно привести жизненные примеры. Если преподаватель кроме перечисленных выше качеств обладает и такими как личный пример ответственности, дисциплины и обязательности, то он сможет легко управлять аудиторией и добьется желаемого результата.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что отношения между педагогом и студентом складываются на основании личностных особенностей, знаний и профессиональных качеств. В первую очередь студенты обращают внимание на профессиональный уровень преподавания, а затем на личностные качества педагога. Преподавателя того или иного направления характеризуют не только знания и умения определённой сферы деятельности, но и общий уровень культуры, эрудированность, мировоззрение, жизненные ценности. Таким образом, задачей педагога является не только передача профессиональных знаний и умений, а организаторские способности и приобщение студентов к определённой культуре учитывая специфику их профессиональной подготовки. Личность педагога играет немаловажную роль в развитии и становлении духовно-нравственных ценностей студентов. Личность педагога должна являться моделью профессионала для становления личности студента. Студенты в свою очередь уважают и высоко ценят в педагогах такие качества, как широкий кругозор, глубокое знание и увлеченность преподаваемой дисциплиной, доброжелательность и уважение, понимание и чувство такта, справедливость. Педагог с такими качествами становится уважаемой и значимой личностью для студентов.

Отсюда вывод, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни. Вуз же в свою очередь наряду с профессиональными качествами формирует и личностные.

Список литературы

1. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 336 с.

2. Горелов А.А. Социология. М., 2002.

3. Иванов М. С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования, 2004. № 3 (11). С. 233-241.

4. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. Саранск, 2003. № 1. С. 19-22.

5. Сокольская М.В. Субъективное благополучие студентов - парадоксы особенностей профессионального образования // Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. С. 139-150.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА Костаева Т.В.1, Костаева Ю.С.2

1 Костаева Татьяна Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой; 2Костаева Юлия Сергеевна — методист, кафедра математического образования, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов

Аннотация: в настоящее время проблема профессионально-личностного самоопределения школьников становится наиболее актуальной, так как современный мир профессий отличается динамизмом и вариативностью. Исследования ученых в области педагогики направлены на поиск путей решения данной многоаспектной проблемы. Один из аспектов представлен в данной статье. Ключевые слова: самоопределение личности, профессионально-личностное самоопределение школьников, устойчивые учебно-познавательные интересы школьников.

На современном этапе развития общества вопросы самоопределения подрастающего поколения приобретают особую актуальность. Это обусловлено кардинальными переменами в социальной и политической жизни России, где отличительными признаками мира профессий стали динамизм и вариативность.

Современный специалист должен обладать такими профессиональными качествами как мобильность, инициативность, умение самореализовать себя в сложившихся иногда непростых для него реалиях.

Коренные изменения, происходящие в системе общественных отношений, активно воздействуют на сферу образования, требуя от нее адекватного отклика. В свою очередь, общеобразовательная школа как важнейший социальный функционал отражает концептуальные тенденции развития общества и оказывает соответствующее влияние на него.

В связи с этим, важнейшим направлением модернизации современной школы становится задача развития социально-активной личности, способной реализовать свой интеллектуальный потенциал, готовой к осознанному и обоснованному выбору сферы реализации собственных профессиональных намерений.

В марте 2018 года президент России Владимир Владимирович Путин во время ежегодного послания Федеральному собранию предложил реализовать проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». В своем выступлении он отметил, что каждый ребенок обладает талантом, который надо помочь ему раскрыть и реализовать свои устремления. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить.

В связи с этим, в настоящее время исследования ученых в области педагогики направлены на создание и реализацию личностно ориентированной концепции профессионального самоопределения школьников. Данная стратегия заключается в формировании личностных качеств ученика, обеспечивая гармоничное взаимодействие его интересов, возможностей и потребностей общества.

Профессиональное самоопределение личности в научной литературе определяется как процесс, охватывающий весь период ее профессионального становления: от проявления профессиональных намерений до завершения трудовой деятельности. При этом, как отмечают ученые-исследователи в данной области, ключевым моментом процесса самоопределения является предварительный выбор личностью сферы своих профессиональных предпочтений, имеющий исключительное значение для успешности всего процесса.

В широком смысле слова «самоопределение» - это обретение себя в мире (Л.М. Архангельский, Д.Ж. Валеев, А.А. Гусейнов и др.).

С научных психолого-педагогических позиций понятие самоопределения школьников рассматривается, как потребность личности объединить в общую смысловую систему обобщенные представления о мире и о себе самом (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Е.И. Маликина, В.Ф. Сафин, П.А. Шавир, Р.М. Шамионов и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.