ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923
ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
М. В. Сокольская, О. О. Олифер
LECTURER’S PERSONALITY AS A MODEL OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENT’S PERSONALITY
M. V. Sokolskaya, O. O. Olifer
В статье представлены результаты исследования влияния личности преподавателя на профессиональное становление будущих железнодорожников и педагогов. Раскрыта и обоснована на примере современных исследований роль личности преподавателя не только как носителя и передатчика профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки профессионала, но и как наставника, воспитателя будущего профессионала, и в тоже время как «модели» профессионала, как представителя передовой части профессионалов -мастеров своего дела.
Исследование опирается на изучение субъективного благополучия студентов первокурсников и выпускников - представителей типов профессий «человек-техника» и «человек-человек» как интегративного показателя качества профессионального становления. Результаты исследования позволяют рассмотреть особенности профессионального становления по таким критериям, как: мотивация выбора профессии, адаптация к условиям учебно-профессиональной деятельности, специфика формирования профессионально важных качеств, особенности взаимодействия в системе преподаватель-студент и отношение к профессии. Основной вывод, подтверждающий результаты многочисленных исследований, заключается в том, что личность педагога, осуществляющего профессиональную подготовку, как модель профессионала для студента играет в процессе становления личности профессионала значимую роль. Обсуждение результатов исследования включает практические рекомендации по организации психологического сопровождения профессионального становления личности студента, учитывающие специфику их профессиональной подготовки.
The paper presents the results of a research of the impact of lecturer’s personality on professional development of future railwaymen and lecturers. It opens and justifies as exemplified by modern research the role of the lecturer’s personality not only as a carrier and transmitter of professional knowledge and skills that are necessary for training professionals, but as a mentor, tutor of the future professional and at the same time as a "model" of a professional, as a representative of the advanced part of professionals - masters in their field.
The research is based on the study of subjective well-being of first-year students and graduate students as representatives of “human-technology” and “human-human” types of professions, as an integrative indicator of the quality of professional formation. Results of the study allow to consider special aspects of professional formation in such criteria as: motivation for choice of profession, adaptation to educational activity, specifics of formation of professionally important qualities, special aspects of interaction in the lecturer-student system and attitude to occupation. The main conclusion confirming the results of numerous studies is that the lecturer’s personality as model of a professional providing vocational training plays a significant role in the process of formation of a professional’s personality. Discussion of research results includes practical advice about the organization of psychological support for professional formation of student's personality taking into account the specificity of professional distinctiveness.
Ключевые слова: личность, преподаватель, студент, профессионал, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, субъективное благополучие, профессиональное становление.
Keywords: personality, lecturer, student, professional, educational activities, professional activities, subjective wellbeing, professional formation.
Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности преподавателя, его интеллектуальному потенциалу, моральному и нравственному облику. Исторически каждая теория обучения и воспитания выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности педагога. Так, для современного этапа образования важно не столько передавать определенное количество знаний, сколько развивать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими самостоятельно. Педагогу в процессе учебно-профессиональной деятельности необходимо раскрыть потенциал человека, формировать мотивацию успеха, самостоятельность, что предъявляет к личности и профессио-
нальной деятельности педагога, учителя, преподавателя очень высокие требования.
Как носитель и «передатчик» информации преподаватель значительно уступает многим другим источникам информации, таким, к примеру, как книги и компьютеры. Специалиста как представителя определенной профессиональной культуры характеризуют не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т. д. Поэтому педагог не только и не столько передает студенту профессиональные знания, умения и навыки, а приобщает его к определенной культуре, для развития и воспроизведения которой необходимо живое человеческое общение между педагогом и студентом.
М. В. Сокольская, О. О. Олифер, 2014
143
ПСИХОЛОГИЯ
Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств будущего профессионала, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности, в условиях которой будет осуществляемся его дальнейшее развитие и как профессионала, и как личности.
Нередко преподаватели руководствуются представлениями о студентах как об устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают учебники, выполняют задания и, когда это требуется, демонстрируют эти знания на экзаменах. Иногда это приводит к безличным и неадекватным требованиям, с которыми студенты просто не могут справиться.
Результаты современных исследований фиксируют изменения в представлениях студентов об идеале преподавателя, авторитетном преподавателе и источниках этого авторитета. В настоящее время актуализировалась значимость личностных свойств педагога и соответственно уменьшился вклад «инструментальных» качеств, необходимых для деятельности преподавателя. Студенты высоко ценят такие качества педагога, как доброжелательность, чувство такта, широкий кругозор, глубокое знание и увлеченность преподаваемым предметом, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, общительность, справедливость [2; 6].
Личность преподавателя в создании системы развития духовно-нравственных отношений и духовных ценностей играет ключевую роль, а, следовательно, определяет успешность ее развития. Выступая носителем и проводником определенного социального опыта, педагог оказывает наибольшее влияние на результативность развития этого процесса. Участвуя с педагогом в совместной учебной деятельности, студент попадает в определенную ценностную «систему координат», он, по сути, «вынужден» усваивать систему ценностей преподавателя, так как сама по себе социальная роль педагога наделяет ее носителя властью и авторитетом.
Осуществляя связь времён, связь поколений, педагог передаёт и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создаёт условия для становления и развития личности будущих профессионалов. Наследуя опыт работы передовых педагогов, мастеров своего дела, педагоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, её социального прогресса и творческого потенциала. Такое высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования.
Многочисленными исследованиями доказано, что личность педагога как человека, находящегося в постоянном контакте с учащимся, студентами преобразует личность последних, так как в присутствии преподавателя, обладающего качествами высокоразвитой педагогической культуры, у ребят, длительное время взаимодействующих с ним, повышаются критерии самопринятия, увеличивается потребность в знании, что свидетельствует о их личностном развитии [7].
В качестве критерия влияния личности преподавателя на формирование личности будущего профессио-
нала мы приняли субъективное благополучие студентов, которое рассматривается как интегральный психологический показатель жизни человека и представляет собой многомерную многоуровневую динамическую систему субъективных отношений личности к различным аспектам своей жизни [4].
Как психологическое понятие субъективное благополучие выделяет, прежде всего, ценностные аспекты отношения человека к различным сферам его жизни, а также уровень адаптации к ним. При этом главной составляющей его психологического измерения становятся переживания, чувственно-эмоциональная и когнитивная сферы, обусловленные как объективными обстоятельствами жизнедеятельности, так и личностными свойствами.
Субъективное благополучие взаимосвязано с психологическим и социальным здоровьем человека, его верой, надеждой, оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне. Оно является той питательной средой, которая обеспечивает все необходимое для полноценного существования личности, ее внутренней силы и оптимистичного настроя.
Одна из основных функций субъективного благополучия - создание устойчивого равновесия между личностью и личностью, личностью и окружающим ее миром, позволяющее высвобождать потребности более высокого порядка - общественные по своей природе [4].
Удовлетворенность жизнью является необходимым звеном в структуре активности личности, образуя механизм обратной связи между разными составляющими и этапами жизненной активности личности, влияя на её последующий уровень и способы реализации.
Как считает К. А. Абульханова-Славская, «удовлетворённость или неудовлетворённость жизнью - сложное, но всегда обобщённое чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни». «Удовлетворённость - чувство верности, подлинности своей жизни - это порой едва ли не единственный источник наших жизненных сил, жизненной стойкости, жизненной инициативы, нашей способности идти вперёд» [1, с. 12].
Субъективное благополучие можно рассматривать и как оптимальную саморегуляцию, выражающуюся в переживании внутренней гармонии (верность себе, соответствие желаний и возможностей, ощущение сообразности целей и средств, свобода от тревоги, психоэнергетический баланс).
Высокий уровень субъективного благополучия определяет выбор эффективных стратегий решения жизненных проблем.
Факторы, влияющие на субъективное благополучие, являются детерминантами разного рода, уровня и обобщенности. Их анализ позволяет сделать вывод, что ни одна переменная, будь то демографические данные или особенности личности, не определяет целиком уровень субъективного благополучия, а лишь вносит свой более или менее выраженный вклад [4].
Всё вышесказанное позволило предположить, что на уровень и структуру субъективного благополучия студентов - будущих профессионалов - в существенной степени оказывает влияние не только психологическое содержание выполняемой ими деятельности, но и личность педагога.
144 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1
ПСИХОЛОГИЯ
В эмпирическом исследовании приняли участие представители профессиональных сообществ типа «человек - техника» - поездные диспетчеры и «человек -человек» - педагоги-филологи и студенты названных специальностей первых и выпускных курсов.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психологической диагностики: «Ценностные ориентации» М. Рокича; Всемирный опросник здравоохранения «Качество жизни» (ВОЗ КЖ-100); «Тест-опросник уровня субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Готовность к риску» (Шуберт); «Шкалы самооценки Спилберга-Ханина»; «Самоактуализацион-ный тест» (Э. Шостром); «Многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттела»; Тест «Удовлетворенность работой», Частный семантический дифференциал.
В данной статье представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов, анализ которых позволил сформулировать несколько парадоксальных на первый взгляд выводов, отражающих определённые закономерности специфики профессиональной подготовки [5].
Студенты-железнодорожники адаптируются к условиям обучения в вузе, в первую очередь, за счёт неустойчивости ценностной структуры, которая обеспечивает возможность гибкого, быстрого принятия новой ситуации. Студенты-педагоги - за счёт цельности, продуманного плана личностного развития, «осторожного» стремления к успеху.
Благополучие выпускников-железнодорожников
обеспечивается за счёт устойчивости ценностной структуры, ориентированности на профессиональную деятельность, семью, благополучие. Благополучие выпуск-ников-педагогов - за счёт властности, самоуверенности, жёсткости.
Студенты железнодорожного вуза ориентированы на получение конкретной профессии, а студенты педагогического вуза - на получение образования.
В связи с этим психологическое сопровождение должно быть качественно различным: у железнодорожников - ориентированным на личность студента, а у педагогов - на мотивационную составляющую будущей педагогической деятельности, т. к. ни одна из участвовавших в исследовании студенток-выпускниц не связывает свою будущую профессиональную деятельность со школой.
В процессе профессиональной подготовки педагога достаточно высок авторитаризм в среде преподавателей, недостаточно кооперативного сотрудничества со студентами. Поэтому, несмотря на то, что вся специфика педагогического образования, его сущность направлены на формирование рефлексии, на стремление к саморазвитию, самосовершенствование, в структуре личности субъективно благополучных студентов, как первокурсников, так и выпускников, доминируют властность, самоуверенность, расчётливость.
В процессе подготовки инженеров-железно-дорожников высок уровень кооперативного, партнёрского сотрудничества между педагогами и студентами, но специфика подготовки данного специалиста такова, что развиваются не личностные образования, а формируются операциональные умения и навыки,
способствующие эффективной деятельности в системе железнодорожного транспорта, т. е. человек в такую структуру включается как инструмент, как средство осуществления деятельности.
Таким образом, подавление личности студентов происходит в обоих случаях, в первом - оно осуществляется за счёт «веса», авторитета педагога (насаждаемого им самим), во втором - за счёт приоритетного развития необходимых для профессиональной деятельности операциональных качеств человека.
Сделанные выводы идут вразрез с принципиальными особенностями учебно-профессиональной деятельности [2]. Во-первых, в процессе учебной деятельности поступательно изменяется уровень развития человека, осуществляется становление личности профессионала, закладывается фундамент профессионализма. Во-вторых, образование должно быть основано на принципе равенства возможностей, на создании благоприятных условий для развития личности всех учащихся. Очевидно, что обеспечение реализации этих принципов - важнейшая задача и цель педагогической деятельности.
В связи с этим в контексте данной проблематики следует учитывать исследования изучения и оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения, осуществляемые под руководством профессора М. С. Яницкого [2; 8; 9]. Усилия ученых направлены на поиск возможностей повышения мотивации обучения, чему в наибольшей степени, по их мнению, может способствовать положительная оценка объективно низких, но субъективно высоких достижений учащихся. Очевидно, что реализация подобного гуманистического принципа в обучении должна предполагать оценку индивидуальных достижений с одновременным учетом индивидуального уровня развития. Однако этот принцип, представляющийся достаточно тривиальным, на практике не реализуется в силу ряда серьезных методологических проблем, связанных с адекватностью критериев оценки, как уровня развития личности, так и ее самореализации [2].
В качестве базового ученые используют понятие личностной зрелости П. М. Якобсона, в наибольшей степени отражающее характеристику уровня развития системы отношений человека, применительно также и к проблеме роли личности преподавателя в профессиональном становлении студента [10]. Именно в таком значении наиболее четко определяются основные элементы этого свойства личности: наличие мировоззрения и философии, которой руководствуется человек в поведении, адекватность понимания человеком своего места в обществе, широта интересов [2].
Сравнение показателей качества жизни студентов-педагогов и студентов-железнодорожников показало, что у железнодорожников оценки качества жизни существенно выше. Причиной этому может быть ряд факторов: материальный достаток родительских семей и их состав (полные - не полные). Более 50 % студентов-железнодорожников являются представителями железнодорожных династий, а материальный уровень железнодорожников один из самых высоких на Дальнем Востоке, и традиционны в системе железнодорожного транспорта полные семьи (85 - 90 % железнодорожников женаты или замужем).
Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1 \ 145
ПСИХОЛОГИЯ
Анализ механизмов субъективного благополучия во всех группах респондентов показал, что общим механизмом является «Качество жизни». Наличие также дополнительных различных механизмов формирования субъективного благополучия подтверждает влияние профессиональной деятельности, этапа профессионализации и особенностей социокультурной среды на профессиональное становление личности.
В связи с тем, что структура субъективного благополучия личности зависит от психологического содержания выполняемой ею деятельности, и, учитывая важность адекватного психологического сопровождения профессионала, а также влияние условий, содержания и профиля профессиональной деятельности на профессиональное становление, полагаем необходимым осуществлять психологическое сопровождение непосредственно в процессе подготовки специалиста, т. к. именно на этом этапе формируется отношение и к профессии, и к себе как к специалисту.
Анализ результатов исследования показал, что педагогическая деятельность в современной высшей школе осуществляется преимущественно на основе субъектобъектного взаимодействия, а педагог, соответственно, выступает в качестве директивного, контролирующего органа по отношению к студенту.
Исследование также показало, что неблагополучие профессионала в тех видах профессий, деятельность в которых в большей степени осуществляется персонально (в данном исследовании это профессии машиниста локомотива и педагога), связано с чрезмерной индивидуализацией профессионалов, с акцентированностью на себе как на определяющем субъекте деятельности.
Семантический анализ отношения к профессии и к здоровью [3] показал:
- выраженную однородность отношения к профессии и здоровью у студентов-первокурсников и профессионалов - независимо от уровня их субъективного благополучия, которая свидетельствует о приобщённости, защищённости первых семейной родительской средой, а вторых - профессиональной;
- разнонаправленность отношений к профессии и здоровью студентов-выпускников в зависимости от уровня их субъективного благополучия, которую можно объяснить тем, что от семейной среды они уже практически оторвались, а в профессиональную пока ещё не вошли. Т. е. за время обучения в вузе не формируется профессиональное единение, профессиональная сопричастность, представление о себе как представителе определённого профессионального сообщества.
Указанные факты требуют особенно пристального внимания со стороны руководителей предприятий и педагогов сферы государственного профессионального образования, поскольку социальный заказ на подготовку специалистов не может считаться выполненным, если этот специалист приходит на производство тревожным, неустойчивым, «разрушаемый» внутренними конфлик-
тами. Особо следует отметить, что в современной экономике, промышленности, профессиональной социальной сфере времени на адаптацию молодого специалиста к условиям и специфике деятельности не предусмотрено, не существует как такового и самого понятия «молодой специалист» со всеми присущими ему правами и обязанностями. Ключевым требованием, предъявляемым к выпускнику, является наличие профессионализма - качества, формирующегося исключительно в процессе профессиональной деятельности [6].
Наибольшее количество характеристик личности, имеющих значимые различия, выявлены у студентов-выпускников всех изучаемых профессий, изменения эти касаются мотивационно-ценностной сферы личности и её направленности. На этом же этапе профессионализации обнаружен и наиболее высокий уровень субъективного благополучия. Это позволяет сделать вывод, что личность будущего профессионала претерпевает существенные изменения, прежде всего, в период учебнопрофессиональной подготовки, и именно эти изменения обеспечивают высокий уровень становления и развития его профессионализма.
На формирование профессионализма оказывают непосредственное влияние особенности, присущие определённому типу профессиональной деятельности, который отражается:
- в уровне субъективного благополучия (наиболее высокий - в профессиональной группе машинистов локомотива, а наиболее низкий - в профессиональной группе педагогов);
- в количественной и качественной динамике уровней субъективного благополучия в процессе профессионализации (в профессиональной группе поездных диспетчеров с ростом профессионализации прямо пропорционально растёт количество сфер жизни, состоянием которых удовлетворены респонденты;
- в группе машинистов локомотива аналогичные количественные изменения колеблются в пределах одного уровня;
- в группе педагогов динамика обратная поездным диспетчерам).
Таким образом, результаты нашего исследования углубляют и расширяют выводы психологов, педагогов и других учёных, изучающих проблемы высшей школы, проблемы качества подготовки современных специалистов о том, что личность педагога, осуществляющего профессиональную подготовку, оказывает существенное влияние на профессиональное становление личности.
Полученные результаты исследования обогащают научные представления о личности современного профессионала, расширяют арсенал средств, обеспечивающих психологическую готовность личности к профессиональной деятельности, способствуют развитию психологической теории и практики к конкретным условиям подготовки профессионала.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 233 - 241.
3. Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов - поездных диспетчеров // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 52 - 61.
146 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1
ПСИХОЛОГИЯ
4. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. 303 с.
5. Сокольская М. В. Субъективное благополучие студентов - парадоксы особенностей профессионального образования // Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы: сб. науч. тр.. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. С. 139 - 150.
6. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Хабаровск, 2012. 50 с.
7. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. М.: Воронеж, 2004. 319 с.
8. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 1995. 144 с.
9. Яницкий М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: сб. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 189 - 195.
10. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. № 4.
Информация об авторах:
Сокольская Марина Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой Общей, юридической и инженерной психологияи, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск, mvsokolskava@mail.ru.
Marina V. Sokolskaya - Doctor of Psychology, Associate Professor, Head the Department of General, Legal and Engineering Psychology, Professor at Far Eastern State Transport University, Khabarovsk.
Олифер Ольга Олеговна - соискатель ученой степени кандидата наук, директор КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медикосоциального сопровождения», г. Хабаровск, oluw@yandex.ru.
Olga O. Olifer - post-graduate student; Director of Regional Center of Psychological, Medical and Social Support for children in need of psychological, educational, medical and social assistance, Khabarovsk.
Статья поступила в редколлегию 05.06.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1
147