Научная статья на тему 'Педагогические условия, определяющие развитие индивидуального стиля будущего учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования'

Педагогические условия, определяющие развитие индивидуального стиля будущего учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / INDIVIDUALITY / PROFESSIONALISM / EDUCATIONAL TEACHING / PHYSICAL TRAINED / COACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков А. А.

В статье обозначена проблема необходимости создания условий развития (становления и формирования) индивидуального стиля будущего преподавателя физической культуры в педагогическом вузе путем планомерной реализации концепции «Я-личность», «Я-профессионал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions, defining progress of individual style of the future teacher of physical culture in the system of higher professional education

The article designates problem of necessity to create the conditions to forming the individual style of the future teacher of physical training in the teacher's training university by means of realizing systematically the conception "I'm a person", "I'm a professional".

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, определяющие развитие индивидуального стиля будущего учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования»

АЛ, Русаков

Россия, Иркутск, Иркутский государственный педагогический университет

Педагогические условия, определяющие развитие индивидуального стиля будущего учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования

В статье обозначена проблема необходимости создания условий развития (становления и формирования) индивидуального стиля будущего преподавателя физической культуры в педагогическом вузе путем планомерной реализации концепции «Я-личность», «Я-профессионал».

Ключевые слова: индивидуальность, профессионализм, педагогическая деятельность, преподаватель физической культуры.

АЛ. Rusakov

Pedagogical conditions, defining progress of individual style of the future teacher of physical culture in the system of higher professional education

The article designates problem of necessity to create the conditions to forming the individual style of the future teacher of physical training in the teacher's training university by means of realizing systematically the conception "I'm a person" "1'tn a professional".

Key words: individuality, professionalism, educational teaching, physical trained, coach.

Оценивая динамику становления индивидуального стиля у учителя физической культуры, мы рассматриваем педагогические условия как совокупность способов организации образовательного процесса, обеспечивающих эффективность личностного развития специалиста по физической культуре.

Условия развития индивидуального стиля педагогической деятельности студентов напрямую связаны с индивидуальными особенностями личности и наиболее ярко отражают сущность процесса развития. К ним можно отнести: профессиональную направленность учебной и физкультурно-спортивной деятельности, учет индивидуальных особенностей, желаний и интересов, опору на удовлетворение социальных потребностей студента (в разнообразии, новизне, эмоциональности и др.), а также личность преподавателя, его общекультурный уровень, степень научной и методической подготовки, разумной требовательности, принципиальности, педагогического мастерства и т.д.

Мы принимаем за основу стилеформирования профессиональную подготовку специалиста конкретного профиля, то есть учителя физической культуры, выделив из многообразия стилеобразующих условий те, которые указывают пути развития индивидуального стиля педагогической деятельности. Рассмотрим условия, которые, с нашей точки зрения, в большей степени оказывают влияние на развитие индивидуального стиля будущих учителей.

Безусловно, развитие индивидуального стиля немыслимо без овладения основами профессионально-педагогической культуры и достаточным уровнем педагогических компетенций, что возможно лишь при условии интеграции теории и практики, обеспечивающей подготовку будущего учителя, способствующей развитию методологической культуры, формированию общих теоретических и специальных знаний, необходимых и достаточных для овладения профессией, и овладение методическими приемами организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При этом обязательным наложением на профессиональные умения и

А.А.Русаков. Педагогические условия, определяющие развитие -индивидуального стиля будущего учителя физической культуры в системе врущего профессионального образования_105

навыки каждого педагога является развитие личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, их творческое переосмысление.

Следующим необходимым условием подготовки будущего учителя физической культуры выступает педагогическая поддержка, которая способствует индивидуальному развитию будущего специалиста с учетом специфики стиля профессиональной деятельности, в содержание которой входит создание в процессе учебной и внеучебной деятельности интеллектуальной, содержательной, инструментальной и других составляющих профессионального становления, способствующих проявлению индивидуальности и творчества, которые выступают как важные условия развития стиля.

С.Л. Рубинштейн определял любую индивидуальную деятельность как самостоятельную и творческую деятельность субъекта, характеризующуюся определенными признаками: наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; объективных предпосылок, условий для творчества (знаний, умений, мотивации, творческих способностей); новизна и оригинальность процесса или результата деятельности.

Анализ исследований М.Я. Виленского [1] позволил признать в качестве структурных компонентов индивидуальной деятельности педагога физической культуры и спорта творческое мышление и мотор н о-тво рчес кую индивидуальность, творческое самовыражение.

Творческое мышление характеризуют такие категории, как:

- дивергентность - способность находить и принимать множество вариантов при решении проблемы;

- гибкость - способность без особых усилий переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной-единствеиной точкой зрения;

- оригинальность - принятие нестандартных, непривычных, неординарных решений.

Творческая направленность деятельности может проявляться в использовании

разнообразия форм и методов активизации психофизического развития. Творчество связано и с личностным переосмыслением содержания как учебного материала, так и выбора личностного самоосуществления. Эффективность индивидуально-творческого выбора педагогических приемов, способов общения, стиля отношений и т.д. опосредована неповторимыми особенностями индивидуальных психических характеристик и особенностями профессиональной подготовленности студента как будущего учителя.

Потребность в творческой активности, ее удовлетворение, является доминирующей в становлении индивидуального стиля, а творчество обязательно подразумевает субъективное восприятие деятельности [1, 5, 6]. При этом смысл педагогической поддержки будет заключаться в том, чтобы способствовать гармонизации личностного и профессионального в деятельности на этапе вузовской подготовки и развитию творческого потенциала самореализации и самопроявления студента.

Педагогическая поддержка творческой самореализации проявляется в создании «ситуации успеха» и является необходимым условием подготовки в педагогическом вузе.

Разумеется, будущему учителю физической культуры необходимы аксиологическая направленность на физкультурно-педагогическую деятельность, высокий уровень профессиональных компетенций, творческое самовыражение, но эффективность пшочения этих новообразований в профессиональную деятельность может происходить только в процессе постоянного осмысления, анализа, коррекции стилевых наработок, соотнесение со смыслами профессиональной деятельности и поведения, то есть в результате предварительной рефлексии, которая выступает обязательным условием развития индивидуального стиля.

Педагогическая рефлексия, выполняя функцию регулятора коррекции индивидуального стиля, высвобождает сознание учителя при исполнении ранее освоенных операций в стандартных ситуациях [2].

Ученые, изучающие вопросы рефлексии в педагогике, выделили более 20 правил поисковой активности учителя, и каждое новое научное исследование вычленяет все новые. В работе мы руководствуемся основополагающими положениями, значимыми для формирования индивидуального стиля:

- ориентация на практическую деятельность, объективность в оценке результатов;

- целостное видение педагогической проблемы, анализ факторов и условий, ситуаций взаимодействия;

- синтез субъективного и объективного знания;

- оценивание результата путем сопоставления с предыдущими достижениями.

Особенностью развития рефлексии у будущих учителей является то, что ей нельзя

обучиться обычными, директивными методами, невозможно передать в готовом виде. Сформировать рефлективные умения можно лишь стимулируя, развивая, повышая и поощряя стремление студентов стать квалифицированными профессионалами.

В условиях образовательной среды вуза развитие рефлективных умений рассматривается как деятельность, направленная на решение проблем ситуативного характера. Данный подход ведет к стимулированию активной мыслительной деятельности, выработке умения анализировать педагогические ситуации, корректировать устоявшиеся представления о различных аспектах педагогической деятельности или, утвердившись в правильности решения проблемы, углублению и расширению личного «банка педагогического опыта».

Таким образом, мы считаем, что педагогическая рефлексия выступает исходным фактором, определяющим процесс развития индивидуального стиля деятельности, от результата которой напрямую зависит осмысление целостности профессии педагога.

В своем исследовании мы исходим из положения, что эффективный индивидуальный стиль возможен только при условии свободы выбора и личной ответственности за этот выбор, что возможно тогда, когда личность самостоятельна.

В учебной деятельности можно говорить о самостоятельности как универсальном инструменте профессиональной подготовки, ведущим средством которого выступает самоподготовка студентов. Воспитание будущего учителя физической культуры с учетом индивидуального стиля профессиональной деятельности требует выработать способность самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды, сформировать потребность в самообразовании и самовоспитании. В связи с этим усиливается необходимость поиска эффективных форм и способов организации самостоятельной работы в период обучения в вузе, поскольку специалист, не овладевший умением самостоятельной работы, с трудом переходит от степени потребления информации к ее использованию.

В исследовании, рассматривая педагогические условия, влияющие на развитие индивидуального стиля, необходимо провести анализ такой важной характеристики профессиональной деятельности, как профессиональное самоопределение, профессиональная самооценка и профессиональное самосознание.

Профессиональное самоопределение - по мнению Б.Б. Коссова, O.A. Лапиной, А.К. Марковой и других, характеризуется как личностное отношение индивида к критериям профессионализма, выработанным в обществе непринятым индивидом. Вследствие чего динамика профессионального самоопределения состоит «в изменении образа профессионала, корректировке и самоанализе отношения к себе, изменении критериев этого отношения на протяжении всей профессиональной жизни» [2, с.58].

Основой самоопределения специалиста, своеобразным фундаментом в процессе становления профессиональной позиции и формирования его индивидуального стиля деятельности выступает самосознание и самооценка. *

При всей значимости вышеперечисленных общих и частных условий индивидуальный стиль профессиональной деятельности не может развиваться, если те или иные стилевые интенции не будут апробироваться в практической деятельности.

А, А. Русаков, Педагогические условия, определяющие развитие индивидуального стиля будущего

учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования_]jQ£

Мы убеждены, что организация эффективной педагогической практики студентов на протяжении всего срока обучения в вузе будет выступать стимулирующим фактором становления индивидуального сшля, и учебно-практический процесс должен строиться с учетом следующих принципов:

- «сквозной» характер практической деятельности студентов, осуществляемый на основе гуманистических принципов и предполагающий вовлечение студентов в профессиональную, учебную, физкультурно-спортивную деятельность в течение всего периода обучения;

- вариантность содержания и форм практической и учебной деятельности студентов;

- сочетание групповых и индивидуальных форм деятельности студентов с учетом уровня сформированности профессиональной направленности и индивидуальных особенностей;

- целостность и осознанность осуществляемой деятельности (выполнение на теоретической основе, связанной с рефлексией);

- предоставление возможности для самостоятельной работы, возможности собственного выбора в реализации своих концептуальных замыслов;

- органическая связь с потребностями практики воспитания, собственными потребностями и интересами студента;

- придание личностного смысла учебной деятельности.

Необходимо отметить, что в процессе педагогической практики должно происходить осознание алгоритмов, технологических принципов воспитания, определенной схемы мышления, приводящих к осознанию собственной индивидуальности.

Таким образом, в контексте нашего исследования основными педагогическими условиями, определяющими развитие индивидуально-профессионального стиля, выступают:

- интеграция теории и практики;

- педагогическая поддержка творческой самореализации;

-формирование рефлективных умений;

- развитие профессиональной самостоятельности;

- профессиональное самоопределение в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- сквозная (непрерывная) педагогическая практика.

Литература

t. Внленский М.Я., Сафин P.C. Профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высшая школа, 1989. -159 с.

2. Лапина O.A. Индивидуальность учителя: проблемы становления: монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ук-та, 2004,- 238 с,

3. Лукьянова М.И. Рефлексия в профессиональной деятельности // Педагогика. 200). №10. С.46-49.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М.: Дело, 1994. -216 с.

5. Поташник М.М. Как развить педагогическое творчество / Новое в жизни, науке, технике. «Педагогика н психология». №1 / М.: Знание, 1987. -80 с,

6. Загвянский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. -160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.