Научная статья на тему 'Воспитание личностной активности студентов музыкальных специальностей в вузе в современных условиях развития российского общества'

Воспитание личностной активности студентов музыкальных специальностей в вузе в современных условиях развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / PERSONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SYSTEM / REFLECTIVE ACTIVITIES / INNOVATIVE BEHAVIOR / THE GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Н. А.

Автор рассматривает вопросы развития личностной активности студентов музыкальных специализаций в вузе в современных условиях российского общества. В основе лежит влияние предметов педагогики и психологии и управление педагогического влияния на личность будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parenting personal activity students of musical disciplines at the university in modern conditions of Russian society

The author examines the development of personal activity of students of music majors at the university in modern conditions of Russian society. The underlying influence of subjects of pedagogy and psychology, and management of pedagogical influence on the personality of future specialists.

Текст научной работы на тему «Воспитание личностной активности студентов музыкальных специальностей в вузе в современных условиях развития российского общества»

2. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство МГУ, 1983.

3. Янов, А. Первичный крик. - М.: АСТ МОСКВА, 2009.

4. Шнейдер, Л.В. Личностная, гендерная и профессиональная идентичности: теория и методы диагностики. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2007.

5. Осин, Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.

6. Осин, Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2007.

Bibliography

1. Campbell, J. Myths To Live By. - Kiev; Sofia; Moscow: Publishing House "Helios", 2002.

2. Stolin, V. Consciousness of the Individual. - Moscow: Moscow State University Press, 1983.

3. Janov A. Primary cry. - Moscow: AST MOSKVA, 2009.

4. Schneider, L. Personality, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2007.

5. Osin, E. Alienation as a psychological concept // The reports of the third

national research-to-practice conference on existential psychology / Edited by D.A. Leontiev]. - M.: Meaning, 2007.

6. Osin, E. The Loss of Sense as Alienation Experience: the Structure and Diagnostics: dissertation by ... the Cand. Sc. (Psychology). - Moscow, 2007.

Статья поступила в редакцию 01.04.11

УДК 378.016: 78

Kalugins N.A. Parenting personal activity students of musical disciplines at the university in modern conditions of Russian society. The author examines the development of personal activity of students of music majors at the university in modern conditions of Russian society. The underlying influence of subjects of pedagogy and psychology, and management of pedagogical influence on the personality of future specialists.

Key words: personal activity, educational system, reflective activities, innovative behavior, the globalization of modern society.

Н.А.Калугина, канд. пс. наук, доц., зав.кафедрой педагогики и психологии ХК ИРО, г. Хабаровск,

Е-mail: natalikhbru@mail. ru

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Автор рассматривает вопросы развития личностной активности студентов музыкальных специализаций в вузе в современных условиях российского общества. В основе лежит влияние предметов педагогики и психологии и управление педагогического влияния на личность будущих специалистов.

Ключевые слова: личностная активность, воспитательная система, рефлексивная деятельность, инновационное

поведение, глобализация современного общества.

Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, изменяет систему целеполагания обучения и содержания профессионального образования, усиливает личностную ориентацию в содержании и технологиях, творческой и развивающей направленности.

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания условий для формирования личности будущего профессионала, его творческих способностей, воспитания у него трудолюбия и нравственности, в формировании психологической готовности к осуществлению социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества; воспитание ответственности, коммуникабельности и толерантности при переходе к информационному обществу, предусматривающих значительное расширение межкультурного взаимодействия; в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также сотрудничеству; в готовности к непрерывному повышению квалификации, воспитанию навыка профессиональной мобильности. Образовательные учреждения в области искусств, особенно в области музыкального искусства, все активнее приступают к организации педагогического процесса, направленного на личностнопрофессиональное развитие студентов.

Изучение личностных особенностей как в теоретическом, так и в эмпирическом плане позволяет на сегодняшний день выделить профессионально значимые качества специалистов

музыкальной сферы искусства. Особое место занимают свойства личности студентов музыкальных специализаций, которые направлены на развитие активности молодого человека с учетом специфики эмоциональной сферы психики.

Музыкальное образование исторически основывается на психолого-педагогических направлениях профессиональной подготовки: 1) связано с возрастными особенностями освоения музыкального искусства и личностной сферой музыканта; 2) заключается в необходимости учета широкого культурного влияния на личность будущего специалиста, базирующегося на гармоничном сочетании собственно музыкальной, психо-лого-педагогической подготовки, направленной на формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.

Не менее важным, на наш взгляд, является включение в направления профессиональной подготовки будущих педаго-гов-музыкантов учет современных условий развития общества - глобализацию, определяющую направленность на выявление и поддержку творческих ресурсов и инновационных способностей студентов как будущих специалистов, умеющих «работать с будущим» и формирование на этой основе инновационного поведения.

Учет влияния глобализации на организацию профессиональной подготовки выделяется многими учеными. Так, Е.В. Бондаревская, определяет суть глобализации в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность и опережающее развитие России в мировом социально-экономическом пространстве. Глобализация как следствие интенсивного развития экономик

и стран имеет свои преимущества и риски. Преимущества -это расширение мирового рынка, рост объема производства и сбыта товаров, повышение прибыли. Угрозы же адресуются непосредственно человеку. Одной из них является «производство» продуктов массовой культуры, что ведет за собой утрату культурной и гражданской идентичности, девальвацию нравственных ценностей, а это требует более пристального внимания к воспитанию молодежи [1].

Инновационное развитие общества определяется не только созданием новых продуктов, технологий, но и личностной готовностью к приобщению к новому. Поиск человеком новых путей решения, в свою очередь предопределяет формирование инновационного поведения, особенность которого характеризуется инициативностью. Формирование инициативности как свойства личности требует особых условий воспитания и образования - это особый новый виток развития, который должен соответствовать качественно новому образу жизни, ориентированному на получение нового продукта и овладение соответствующими интеллектуальными технологиями.

В исследованиях, посвященных проблемам инновационной деятельности, центральной является проблема перехода от технократического, деятельностно-центрированного подхода, ориентированного на усвоение знаний об объектах и информационно-оперативных средствах, способах их действенного преобразования, к антропоцентрированному - личностно-ориентированному подходу, предполагающему центра-цию на субъективном опыте индивида, на способа его саморазвития путем самоактуализации своих ценностей и культивировании творческого потенциала в раскрепощенном общении и профессиональном самосовершенствовании.

Таким образом, перед педагогом высшей школы в условиях глобализации стоит задача формирование в условиях профессиональной подготовки у будущих специалистов направленность на инновационного поведение, которому должен, прежде всего, соответствовать сам.

Теоретический анализ практики работы инновационных коллективов и инноваторов в сфере образования, а так же изучение сложившихся подходов в поле социологических исследований этого явления социально- педагогической действительности, убеждает в необходимости выделения на личностном уровне следующих критериальных параметров типологии инновационности как качества профессиональнопедагогической культуры:

во-первых, принята ли инновация как личностно значимая ценность;

во-вторых, разделяется ли подход к инновации как к необходимому социальному механизму развития системы образования;

в-третьих, понимается ли инновация в качестве целостной системы отношений и специфически организованной деятельности;

в-четвёртых, переведено ли это отношение в организацию собственной профессиональной деятельности;

в-пятых, в какой мере в собственной деятельности присвоена специфика инновационной её организации.

Выделение аспекта личностно значимой ценности, способствует принятие личностью педагога осознания того, что это она делает для себя. Когда мы опираемся только на суждение «так надо», особенно вынужденно, определяя в большей степени для себя «раньше было спокойнее», «это опять ничего не даст» и т.д., то возникает психологическое напряжение личности, осложненное «неверием в завтра», то личность «закрывает» будущее и она «застревает» в прошлом.

В отечественной педагогике поиски средств и профессионализма и творчества личности нацелены на:

- обеспечение инновационного развития рефлексивнометодологических способов мышления и приемов его рефлексивной, содержательно-смысловой регуляции;

- активизацию креативно-смысловых свойств личности, ее коммуникативно-смысловых свойств и коммуникативно-эмпатийных возможностей в общении в условиях кооператив-

но-корпоративно-конструктивного взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.

При этом особое внимание уделялось и уделяется разработке и внедрению инновационно-игровых технологий.

Инновационное поведение - это инициативный тип индивидуального или коллективного, связанный с систематическим освоение социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур [2].

Реализовать направленность на формирование инновационного поведения будущего специалиста можно в условиях психолого-педагогическая подготовки, если особая роль в этом процессе будет отведена дисциплинам психологопедагогического цикла, преподавание которых будет направлено не только на изложение абстрактного теоретического материала, но и на усвоение будущими педагогами-музыкантами того огромного багажа практических умений и навыков, которые позволят им проявить свое индивидуальное своеобразие, добиться успеха в исполнительской и педагогической деятельности.

Включение современных образовательных инновационных технологий в систему психолого-педагогической подготовки студентов вузов культуры и искусств, позволяет не только рассуждать о развитии личности студентов музыкальной специализации, но и оказывать ему реальную психологическую поддержку.

Активно занимаясь этой деятельностью в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, мы исходим из того, что во многом личностный рост молодого юноши или девушки опирается на осознание им своей индивидуальности и желание стать настоящим профессионалом. В этой ситуации педагогу важно постоянно демонстрировать студентам с помощью каких средств они могут этого добиться.

На сегодняшний день в арсенале практической психологии и педагогики накоплено достаточно много теоретически и эмпирически обоснованных средств, методов, методик позволяющих проводить такую работу. Их комплексное использование дает возможность развивать, направлять, и даже корректировать почти любое проявление личностного развития будущего учителя-музыканта (адекватность самооценки, выделение индивидуальных стилевых проявлений, личностного смысла успешности, умение регулировать эмоциональные состояния), а также способствовать формированию познавательной активности и индивидуального стиля деятельности студента, его общей направленности на профессиональный успех.

Исходя из нашей концепции психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, взаимодействие педагога и студентов должны опираться на учет следующих личностных особенностей будущих специалистов в области музыкального искусства и их состояний в процессе обучения:

- высокой личностной тревожности будущих музыкантов, что определяет необходимость создания психологического климата доверия между преподавателем и студентами на основе формирования безоценочного принятия психологических свойств личности обучающегося и тем самым формирования у него позитивного самовосприятия;

- необходимости обеспечения сотворчества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей студента, способствуя тем самым формированию у него индивидуального стиля деятельности (например, помощь в осознании индивидуальной копинг-стратегии при публичном выступлении студента как исполнителя);

- актуализация мотивационных ресурсов учения с опорой на осознание будущими учителями-музыкантами личностного значения для них изучения материалов курсов педагогики и психологии для будущей успешной исполнительской или преподавательской деятельности;

- оказания помощи учащимся в личностном развитии: каждый студент должен быть уверен в психологической под-

держке и помощи преподавателя в любой, а не только учебной проблемной ситуации;

- направленность образовательного процесса на организацию проективной деятельности для решения учебных задач: написание курсовых и дипломных квалификационных работ, на основе которых будущие педагоги-музыканты получают опыт исследовательской деятельности и умение анализировать музыкальную научную литературу, направленную на изучение музыкального искусства.

Для научного изучения влияния данных условий образовательного процесса большая роль отводится рассмотрению рефлексивных механизмов становления и развития личности. В современной психологии рефлексия рассматривается не просто как знание о себе и понимание субъектом самого себя, а прежде всего как способность личности понимать себя; умение сосредоточиваться на себе; переосмыслять содержание своего сознания, деятельности, общения; знание способов владения собой; умение видеть себя в прошлом, настоящем и будущем. Обретение этих способностей позволяет человеку самостоятельно определять важность и целесообразность какой-либо деятельности и тем самым реализовывать свое отношение к миру [3].

Становление и развитие рефлексивной деятельности студентов опирается на выделении фаз личностно-смысловой рефлексии, и определяется следующими этапами психологопедагогической подготовки: пропедевтический, рефлексивнотворческий, рефлексивно-смысловой.

«Пропедевтический» этап непосредственно направлен на развитие рефлексивного механизма личности будущего педа-гога-музыканта в ходе психолого-педагогической подготовки. На нем происходит активный процесс обучения студента специальным педагогическим знаниям, умениям и навыкам, которые в последующем могут и должны быть использованы в процессе рефлексивной деятельности. Задачи данного этапа сводятся к следующему:

1. Изучить и закрепить основные понятия курса «Психология и педагогика»;

2. Направить познавательную деятельность студента на себя, свой личностный рост;

3. На основе учебного практикума изучить свои индивидуальные особенности и использовать это знание для позитивного конструирования образа своего «Я».

«Рефлексивно-творческий» этап ставит своей целью добиться от будущего педагога-музыканта принятия собственной индивидуальности и своих личностных особенностей, соотнесения их со стилевыми проявлениями музыкальной деятельности. Этот этап включают в себя решение следующих задач:

1. Закрепление основных понятий курсов психологии и педагогики;

2. Изучение психологических проявлений личности в художественном творчестве, выделение индивидуальных особенностей творческой личности в музыкальной деятельности

3. Определение путей активизации развития личностных проявлений будущего учителя музыки на основе самопознания своих индивидуальных особенностей;

4. Осознание индивидуальных особенностей в музыкальной деятельности.

Решению этих задач способствует курс «Психология художественного творчества» и спецкурс «Формирование индивидуального стиля деятельности».

«Рефлексивно-смысловой» этап психолого-

педагогической подготовки реализуется при выполнении следующих задач:

1. Направления внимания студентов на развитие собственной эмоционально-волевой сферы;

2. Формирования у них навыков саморегуляции эмоциональной сферы;

3. Активизации личностного роста студентов с мотивацией на успешность в исполнительской и педагогической деятельности.

Эта деятельность разворачивается при помощи практикума «Развитие стрессоустойчивости будущего учителя музыки» и спецкурса «Психология личностной успешности», направленных на освоение системы специальных знаний, умений и навыков.

Предложенный нами подход обучения студентов психо-лого-педагогическим знаниям, умениям и навыкам нацелен на формирование личностной активности будущих педагогов-музыкантов с учетом государственного стандарта профессиональной подготовки [4]. Апробация данной педагогической системы нашла свое отражение в проведенном на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры в 2002 - 2006 годах психолого-педагогическом эксперименте, в ходе которого изучались показатели личностного роста студентов: самооценка, уровень тревожности, уровень саморазвития, уровень саморегуляции, формирование ценностного отношения к себе, культуре, искусству, музыке.

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у студентов нашего вуза за период обучения их приемам личностно-смысловой рефлексии заметно вырос уровень показателей личностного роста и позитивного отношения к себе, жизни, процессу познания.

Как условие реализации и решения педагогических задач в каждом период включалась проектная деятельность. Педагогическое проектирование - это интеграция психологопедагогических, частнометодических, предметных значений и творческих способностей в педагогическое творчество. Важное место в этом процессе занимают концептуальное мышление и система ценностей, на которую опирается педагог и студент. Проектная педагогическая деятельность - это акт идентификации с символами педагогической культуры определенного социального института, организующий ментальность сознания педагога. В процессе педагогической проектной деятельности происходит выделение смысла, символа и идентификация с ними, регуляция индивидуального поведения личности.

Педагогическое проектирование и проектная деятельность составляют основу инновационной деятельности, которая позволяет индивидууму выделять себя в профессиональном сообществе, познавать свой внутренний мир и определенным образом относиться к себе как к человеку, личности и профессионалу. Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели.

Проектирование и проектная деятельность имеют ряд существенных отличий. В основе проектирования лежат механизмы рефлексии и мыследеятельности, т.е. членение целого на части в свете поставленных целей по выявлению причин затруднений в решении определенных профессиональных задач. Проектная деятельность является следствием проектирования, но направлена на постижение целостности ситуации. Мы предполагаем, что в проектировании отражаются механизмы обыденного слоя сознания, так как в процессе проектирования рождаются значения и смыслы. Выраженные в семантическом значении они, содержат: образ; операциональное и предметное значение; осмысленное и предметное действие [5, С. 60]. Источником образования рациональных структур профессиональной педагогической деятельности является рефлективный слой сознания, содержание которого представлено миром представлений, воображений, культурных символов и знаков [6]. Таким образом, проектирование объективно выражается в знаковой структуре, что указывает на внутреннюю сторону проектной деятельности, отражающей субъективную направленность на преобразование окружающего мира, на имплицирующие ее значения. Этот факт позволяет предположить, что основанием для моделирования технологий, инициирующих инновационную совместную деятельность педагога и студента, могут быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности [6], т.е. нормативные спецификации,

определяющие рациональное содержание педагогической деятельности.

Особенности педагогического проектирования состоят в том, что оно включает совокупность целенаправленных действий, сопровождаемых поиском способов, средств и методов согласования ценностно-смыслового ядра личности педагога с субъективным миром участников образовательного процесса. Это состояние определяется декомпозицией педагогической ситуации на составляющие элементы. При этом цели по преобразованию ситуации формулируются педагогом как бы с позиции и в терминах ученика. Происходит выявление смыслов поведения в соединении с личностно значимыми компонентами мышления. В процессе проектирования происходит самообучение, или иначе - непроизвольное усвоение приемов рефлексии, обеспечивающих самопознание, саморазвитие и саморегуляцию. В значительной мере развитие рефлексии как способности обеспечивает понимание педагогической индивидуальности - во взаимосвязи и автономности «Я - действительного», «Я - идеального», «Я - в - глазах - других», « Я -для - других» [7].

Таким образом, в организации совместной деятельности педагогического коллектива кафедры педагогики и психологии и студентов музыкальных специализаций с опорой на этапы психолого-педагогической подготовки выделились следующие условия, способствующие формированию инновационного поведения:

1. направленность на формирование инновационного поведения - это процесс и результат совместного творчества педагогического коллектива высшей школы и студентов.

2. Инновации должны носить не спонтанный, а системный характер, т.е. обладать свойством широкого переноса.

Таким образом, формирование личностной активности у будущих педагогов-музыкантов с учетом влияния современных условий, направленности на формирование инновационного поведения может опираться на познавательную активность, формирование индивидуального стиля деятельности и направленности на успех на основе развития личностносмысловой рефлексии.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика. -2010. - № 9.

2. Энциклопедия социологии / под ред. А.А. Грицанова. - М., 2003.

3. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования / С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

5. Блинов, Л.В. Аксиологические аспекты постдипломного образования педагогов. монография. - М.: МПГУ, 2001.

6. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 3.

7. Давыденко, Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996.

Bibliography

1. Bondarevskaya, EV Methodological problems in the formation of teacher education of university type, Pedagogy. - 2010. - № 9.

2. Encyclopedia of Sociology / Ed. AA Gritsanova. M., 2003.

3. Stepanov, S., I. Semenov. Psychology of reflection: problems of research / / Questions of psychology. - 1985. - № 3.

4. Zimnjaja I.A. Key competencies as efficiently-hoc basis competency approach to education. Series: Proceedings of the methodological seminar "Russia in the Bologna process: problems, challenges, prospects ". - M., 2004.

5. Blinov, L.V. Axiological aspects of postgraduate education teachers. Monograph. - Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zinchenko, V.P. Worlds of consciousness and the structure of consciousness // Questions of psychology. - 1991. - № 3.

7. Davydenko, T.M. Theoretical foundations of reflexive control school: Dis. ... Dr. Ped. Science. - Moscow, 1996.

Статья поступила в редакцию 01.04.11

УДК 37.0

Zhuravleva L.V. SEVEN BASIC PRINCIPLES GOVERNING INSTITUTE RESEARCH METHODOLOGY APPLICABLE AS INNOVATIVE EDUCATION. The article describes seven principles governing research methodology within modern Russian society (education).The seven methodological tools guides the development of education procedures relevant to the Institute's system of it's values. The theoretical model of the Institute of Dialogue encourages applications to develop education techniques in intercultural education but it can be applied to increase the generalizability of the studies in other fields.

Key words: Anthropocentrism through the process of dialogue, system of values, relevant to culture, meaningful education techniques, the system approach, model as the generalizability, integration.

Л.В. Журавлева, соискатель МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ-МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ИНСТИТУТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР»

Данная статья описывает принципы построения теории-модели образовательной организации в общественном климате России, возникшем при переходе от субъектно-объектных взаимоотношений к ценностно-смысловым. Предложена методология исследования, состоящая из семи принципов, которые являются основой организации истинно культуросообразного профессионального образования. Теория-модель Института диалога культур и её методологические инструменты могут быть использованы как для повышения квалификации специалистов иноязычного образования, так и других сфер, работающих или желающих выйти в область внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: диалогический антропоцентризм, система ценностей, культуросообразность, деятельностный

подход, системный подход, моделирование, интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.