Научная статья на тему 'Технологические подходы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре'

Технологические подходы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. В. Филанковский

В статье раскрыта совокупность основных тенденций, принципов и педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной готовности специалиста в сфере физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. В. Филанковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACHES ТО PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS

The paper views main tendencies, principles and pedagogical conditions ensuring Physical culture specialist's professional readiness

Текст научной работы на тему «Технологические подходы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре»

Филанковский B.B.

«Технологические подходы профессиональной подготовки специалистов...»

ПшгогичЕШЕ У

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В.В. Филанковский

TECHNOLOGICAL APPROACHES ТО PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS

Filankovsky V.V.

The paper views mann tendencies, principles and pedagogical conditions ensuring Physical culture specialist's professional readiness.

B статье раскрыта совокупность основных тенденцийй, принципов и педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной готовности специалиста в сфере физической культуры/.

УДК 37.02

Проблема формирования профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса воспитания физической культуры личности учащихся является всеобъемлющей проблемой для теории и практики педагогического образования в сфере физической культуры. Ее решение затрагивает практически все аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя физической культуры, поскольку она, в конечном итоге, выходит на глобальную проблему формирования личности педагога-профессионала. Как многоаспектная проблема, она обусловлена естественным ходом развития теории педагогического образования в сфере физической культуры и отражает диалектику процесса развития теории физической культуры личности.

Анализ содержания образования в сфере физической культуры свидетельствует, что стихийно протекающие дифференциально-интеграционные процессы в педагогической практике привели сначала к разграничению, а затем явному противопоставлению обучения двигательным умениям, навыкам и целостному воспитанию личности учителя вопреки их единству как части и целого.

Системное исследование содержания педагогического образования в сфере физической культуры дает основание усматривать правомерность рассмотрения готовности учителя к осуществлению воспитания физической культуры личности школьника

29/2002

Вестник Ставропольского государственного университета

как особой интеграции общей профессиональной готовности. Рассмотрение педагогического процесса в вузе с позиции системного подхода предполагает, что в каждом законченном акте педагогического воздействия (обучение двигательным действиям и др.) имеет место воспитание.

Искусственное разделение процессов обучения двигательным действиям и воспитания в физической культуре, закрепившееся в практике работы школы, явилось причиной разграничения объективно целостного процесса подготовки учителя физической культуры на процесс подготовки учителя-предметника и процесс его подготовки к выполнению функций воспитания личности учащегося. При этом воспитание физической культуры личности, как части ее общей культуры, не обретает в глазах учителя объективно присущей ей значимости.

Таким образом, функционализм в деятельности преподавателей педвуза является следствием того, что единая и лишь условно разграниченной на составные части целостная деятельность педагога представляется как простая совокупность различных видов деятельности. Однако все стороны педагогического процесса должны выступать в неразрывном единстве, как и подготовка студентов факультета физической культуры к осуществлению воспитания физической культуры личности учащихся.

Сказанное во многом является следствием того, что теория педагогического образования в сфере физической культуры длительное время изучала свой предмет путем простого расчленения его на составные части. В рамках такого подхода до последнего времени разрабатывались практически все наиболее известные концепции совершенствования профессиональной подготовки учителя физической культуры (Е.И. Арчибасов, И.В. Серапегина, И.А. Струнин, В.И. Шес-терина и др.). Различия состоят лишь в том, что в качестве объекта преобразования избирались знания, умения и навыки, лично-стно-деловые качества; индивидуально-психологические особенности и т.п. Необходимость разрешения противоречия между целостностью личности учителя физической

культуры и функциональным подходом к его подготовке вызвало использование системно-целостного подхода.

В документах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях» в 1999-2000 учебном году (от 14.05.1999 г.) отмечается, что первоочередной задачей, решение которой позволит осуществить переход к эффективному практическому использованию новых образовательных систем в образовательной области «Физическая культура» является, в частности, переход системы подготовки педагогических кадров на новый уровень высшего образования, выпуск специалистов, владеющих современными технологиями и методиками, различными средствами диагностики физического, психического и интеллектуального развития ребенка.

Анализ имеющихся подходов к определению сущности системы (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, Б.П. Кузьмин и др.) и педагогических систем (В.П. Беспалько, Т А. Ильина, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Сокольников, Л.Ф. Спирин и др.), а также компонентного состава педагогических систем (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.) приводит к выводу о том, что педагогическая система подготовки учителя физической культуры отражает упорядоченную совокупность компонентов, объединенных общей целью функционирования - решением образовательно-воспитательных задач, направленных на непрерывное развитие воспитанников, формирование их интеллектуально-нравственных качеств. Она складывается из взаимодействия субъектов (преподавателя и студентов), содержания образования и средств, ориентированных на непрерывное социально-нравственное, общекультурное развитие будущих учителей физической культуры.

Анализ педагогического процесса профессиональной подготовки учителя физической культуры через призму понятия «целостность» наглядно подтверждает положение о том, что личность не формируется по частям, помогает увидеть единство

цнц Филанковский В.В.

преподавания и воспитания, относительную самостоятельность множества организуемых школой и педвузом образовательно-воспитательных процессов. Попытка установить относительно самостоятельные компоненты, которые в своем гармоническом единстве образуют целостный педагогический процесс подготовки учителя физической культуры, обнаруживает ряд его составляющих: содержательно-целевую -обеспечивающую направленность процесса подготовки учителя физической культуры на непрерывное социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие его личности; организационно-процессуальную - определяющую диалектическое единство процессов конструирования содержания и средств, педагогического и методического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях активных форм организации педагогического процесса, самообразования и самовоспитания студентов в рамках групп профессионального совершенствования, взаимодействия преподавателя и студентов не по поводу содержания образования (неформальное общение как коммуникативный фон педагогического процесса); операционально-технологическую - раскрывающую ориентацию на использование задачного подхода при организации учебной и лично-стноориентированной деятельности студентов, обеспечение их субъектной позиции посредством рефлексивного управления; регулирование информационно-коммуникативных связей в системе «преподаватель - студент».

В качестве педагогического ориентира, позволяющего выявить закономерные связи и отношения в феномене «профессиональная готовность учителя физической культуры», были избраны также культурологический и личностно-деятельностный подходы. Культурологический подход позволил рассматривать педагогические явления и педагогическую деятельность на широком общекультурном фоне социума как совокупность культурных компонентов. Профессиональная подготовка обеспечивает интеграцию личности учителя с общей и

профессиональной культурой. Профессиональная готовность рассматривается в системе философских категорий общего, особенного и единичного, где каждый выделенный элемент соответствует определенным уровням анализа.

Культурологический подход позволяет рассматривать профессиональную готовность учителя физической культуры как способ деятельности, в котором проявляется его форма активного отношения к педагогической деятельности, воспитанию физической культуры личности школьников, его целесообразному изменению и преобразованию. Владение учителем физической культуры системой методов, способов и приемов, помогающих добиться этого, составляет технологию его профессиональной деятельности, является одним из показателей сформированности профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса воспитания физической культуры личности школьника.

Формирование профессиональной готовности учителя физической культуры не представляется возможным без анализа подходов и назревших противоречий между современной теорией воспитания физической культуры и традиционным подходом к содержанию учебного предмета «Физическая культура». Рассмотрение целеполагающих установок базисного учебного плана образовательной области «Физическая культура» в школе, ориентированных на реализацию целостного формирования физической культуры личности школьников (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Г.М. Соловьев, В.И. Столяров, Н.Х. Хакунов и др.), позволили конкретизировать ее содержание и структуру. Исходя из этого, в контексте исследования принято следующее определение понятия «физическая культура личности школьника» -это социально детерминированная область общей культуры школьника, отражающая качественное, системное, динамичное ее развитие, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивацион-но-ценностных ориентаций, физического совершенства, приобретенных в результате

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

воспитания, образования, обучения реализуемых в разнообразной социально-культурной деятельности.

Данная модель выступает своего рода системой, воспроизводящей определенные стороны, связи и функции физической культуры как предмет воспитания школьника. Выраженность и степень проявления компонентов, признаков, качеств характеризует определенный уровень физической культуры личности, который выступает как целостный критериальный ориентир результативности воспитания. На основе педагогических наблюдений и имеющихся рекомендаций (М.Я. Виленский, P.C. Сафин) были определены уровни развития физической культуры личности школьников: начальной грамотности (начальная школа); базовой образованности (основная школа); углубленной образованности (средняя школа). Они отражают преемственность в ее становлении и качественном развитии при сохранении основных компонентов, ее составляющих. Степень качества освоения каждого из выделенных уровней дифференцируется на высокий, достаточный, низкий, что позволяет обеспечить контроль за текущим и итоговым состоянием учебно-воспитательного процесса, его коррекцию для достижения намеченной педагогической цели.

Решение вопроса о сущности, содержании, структуре и критериях готовности учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса потребовало исследования компонентов ее содержания.

Сущность профессиональной готовности учителя физической культуры понимается как интегративное проявление личности, субъекта педагогической деятельности, представленной ее составляющими: гносеологической, аксеологической, творческой и коммуникативной. Исходя из этого нами принято следующее определение понятия «профессиональная готовность учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса воспитания физической культуры личности школьников» - это сложное, качественное, структурно-динамичное личностное образо-

вание, характеризующееся определенным уровнем общих и специальных теоретических, практических, мотивационных педагогических ценностей, приобретенных в результате профессионального воспитания, образования, обучения и интегрированных в творческой педагогической деятельности. Все компоненты содержания профессиональной готовности учителя физической культуры отражены в ее критериях и показателях.

Мотивационная готовность на ее высшем уровне проявляется в профессионально-педагогической направленности. Ее составляющими элементами являются когнитивный, аффективно-оценочный и кона-тивный компоненты, имеющие свои критериальные показатели: знания, мотивацион-но-ценностное отношение и поведение (позиция).

Теоретическая готовность не сведена к знаниям, она проявляет себя через теоретическую педагогическую деятельность, основанную на развитом педагогическом сознании, определяющем способ педагогической ориентировки, стиль педагогического мышления и качество педагогических - конструктивных, гностических и рефлексивных умений. Критериальными показателями теоретической готовности, помимо знаний и их личностного смысла, являются аналитические, прогностические и проективные умения.

Практическая готовность слагается из когнитивного, операционального и моти-вационного компонентов; проявляется через внешние наблюдаемые педагогические умения: организаторские и коммуникативные. Их критериальными показателями выступают мобилизационные, информационные, ориентационные, развивающие умения; социально-перцептивные умения, умения общения и педагогическая техника.

Креативность как способность и готовность к продуктивному педагогическому творчеству с наибольшей полнотой проявляется на практике через способы решения педагогических задач. Уровневыми проявлениями этого критериального показателя

цнц Филанковский В.В.

выступают алгоритмические действия и творческая педагогическая деятельность.

В соответствии с критериальными показателями готовности учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса определены ее уровни: низкий (адаптивный), средний (репродуктивный), высокий (креативный). Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением к педагогической реальности; цели и задачи педагогической деятельности не являются ориентиром в ней; готовность к использованию знаний отсутствует. Технологическая готовность ограничена в основном имеющимся опытом; в практической деятельности творчество отсутствует; самосовершенствование не актуализировано. Репродуктивный уровень отличается тенденцией ценностного отношения к педагогической реальности, проявляется стремлением к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса; отмечается более высокий уровень удовлетворенности педагогической деятельностью; творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности; мышление характеризуется наличием отдельных проявлений перехода от репродуктивных форм к поисковым. Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности и мобильности профессионально-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества с коллегами; выражена активно-созидательная сторона деятельности; технологическая готовность имеет целостный характер; творческая активность проявляется в форме педагогической импровизации, интуиции, воображения, обеспечивающих продуктивное решение педагогических задач; проявляется высокий уровень педагогической рефлексии и творческой самостоятельности.

Системный анализ профессионально-педагогической подготовки учителя физической культуры дает основание определить принципы формирования профессиональной готовности, вытекающие из требования целостного подхода и отражающие закономерное единство стратегических, так-

тических и оперативных педагогических задач, решаемых при этом.

Принцип единства индивидуализации и дифференциации, способствующий построению личной концепции учителя физической культуры, оценке его личностных и профессиональных качеств, признанию ценности приемов индивидуализации и дифференциации в работе. Его реализация возможна лишь на базе объективной информации об индивидуальных особенностях обучающихся, степени развития их профессиональной культуры, ориентации на самопознание, самооценку, саморефлексию. Принцип профессиональной направленности целостного педагогического процесса находится в тесной взаимосвязи с познавательной направленностью личности учителя, обеспечивает условия для перевода личности из объекта в субъект педагогической деятельности, проявляется в сформирован-ности его психолого-педагогической готовности к самостоятельному овладению ее ценностями, в положительном отношении к самоактуализации в ней. Принцип непрерывности и преемственности выражает временную и пространственную связь этапов профессионального образования, где непрерывность означает поступательное освоение знаний, технологий, формирование профессионально-личностных качеств, а преемственность как внутренний механизм непрерывности предполагает сохранение на каждом новом этапе базовых знаний, умений, профессионально-личностных качеств и возможность продвижения в становлении профессиональной готовности учителя. Принцип целеполагающего подхода инновационной профессиональной деятельности предполагает создание учителем профессиональных новшеств, их интериоризацию. Принцип профессионального самосовершенствования определяет вид специальной систематической деятельности учителя по саморазвитию знаний, умений, способностей к самообразованию и передаче ценностей физической культуры учащимся.

Среди ведущих тенденций формирования профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации цело-

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

стного педагогического процесса воспитания физической культуры личности школьника выделим главную — тенденцию, раскрывающую зависимость ее формирования от степени развития личностно-деятель-ностной и творческой самореализации личности. Она актуализирует выход творческого поиска учителя физической культуры за пределы некоторой ограниченности. Смысл личностного подхода состоит в развитии у учителя рефлексивной культуры, утверждений гуманистических отношений; деятель-ностного - в том, чтобы вписать все виды деятельности учителя в контекст образования. Творчество в педагогической деятельности определяет избирательную, свободную активность личности учителя, является внешней формой развития ее направленности, ответственности за принятый выбор перед собой и обществом.

Творческая самореализация зависит прежде всего от личностного принятия общественных целей, эмоционально-ценностного отношения к ним, взаимосвязи самопознания и самооценки, самодеятельности и самоутверждения, многообразия видов профессионально-педагогической деятельности и их единства.

Данная тенденция находит свое практическое выражение в реализации таких принципов, как: индивидуализация и дифференциация формирования профессиональной готовности, ее профессиональная направленность.

Тенденция профессионального становления личности отражает соединение усилий индивида в рефлексивной и профессиональной среде. Более активно она проявляется на личностном уровне.

Тенденция находит свое проявление в реализации принципов непрерывности и це-леполагающего подхода в инновационной профессиональной деятельности.

Таким образом, тенденции и принципы взаимосвязаны, соподчинены, образуют иерархическую систему, где каждый принцип связан с ведущими тенденциями, что обеспечивает целостность и динамичность проявления профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации

целостного педагогического процесса воспитания физической культуры личности школьника.

Процесс формирования профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса обеспечивался использованием конструктивно-модульной и рефлексивно-управляющей технологиями. Конструктивно-модульная технология отражала единство целей, принципов, содержания, форм организации педагогического процесса, объединяя модули теоретических и практических дисциплин и создавая условия для личностного развития учителя. Выделены модули: диагностический, прогностический, теоретический и практический, посредством которых образовательно-воспитательному процессу придавалась целенаправленность, целостность, преемственность, последовательность. Их использование способствовало осуществлению междисциплинарных связей.

Рефлексивно-управленческая технология создавала предпосылки для реализации личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов, повышающих у будущего учителя развитие способностей к самоуправлению, самообразованию, самоконтролю, самокоррекции педагогической деятельности.

Технология предусматривала широкое использование в профессионально-образовательном процессе учебных педагогических ситуаций, в том числе проблемных, в социальном, психологическом и собственно профессиональном аспектах. Они позволяли педагогу поддерживать высокую мотиваци-онную активность и необходимый позитивный уровень в образовательном процессе. Их использование свидетельствует о том, что эффективность влияния на личностное развитие и формирование профессиональной готовности возрастает, если обеспечивает единство профессиональной деятельности педагога и обучаемых по характеру цели, содержания, способам ее выполнения, эмоциональному и волевому состояниям; если они содействуют проявлению активности в образовательном процессе; если полнее мо-

У 'S Филанковский B.B.

делируются педагогические ситуации образовательной области предмета «Физическая культура» в школе.

Педагогические ситуации, занимая важное место в конструктивной и прогностической деятельности учителя, выступают как эффективное средство формирования личности обучаемых, ее ценностно-мо-тивационной направленности, рефлексии, создают условия для перехода знаний в умения и убеждения, выполняют диагностическую и информационную функции, расширяют индивидуальный, образовательный стиль педагогической деятельности.

Рефлексивная направленность формирования профессиональной готовности учителя физической культуры основывается на переосмыслении личностью опыта прошлого и настоящего, личного и коллективного; требует создания определенной рефлексивной ситуации в деятельности (использование групповых и индивидуальных форм работы), в мышлении (приоритет проблемно-поисковых заданий и др.), в общении (утверждение норм сотрудничества, открытости своего опыта и др.).

В опытно-экспериментальной работе использовалась система разнообразных методов обучения - учебно-ролевые и деловые игры, «круглый стол» - формирующих творческую индивидуальность учителя, где творчество становится самостоятельным мотивом педагогической деятельности, осознается как ценность. Формирование творческой, индивидуальной деятельности предусматривало тесную взаимосвязь учебной и научной работы студентов, для чего использовался спецкурс, их включение в работу научного объединения по проблеме «Воспитание физической культуры личности школьника», в активную деятельность учебно-научной группы по этой тематике. Существенное влияние на формирование профессиональной готовности учителя физической культуры оказала педагогическая практика, в процессе которой студент творчески использовал профессиональные знания, умения, свой опыт в работе с учащимися школ.

В опытно-экспериментальной работе по формированию профессиональной готовности учителя физической культуры учитывалось, что личность учителя отражает персонифицированное содержание профессиональной готовности и наиболее полно проявляется в его педагогической деятельности в качестве ее исходной единицы, были избраны педагогические умения, так как они раскрывают систему действий в соответствии с целями и условиями их выполнения (Б.Ф. Ломов, А.А. Деркач и др.), становятся качеством личности (К.К. Платонов), т.е. в обобщенном виде отражают уровень развития профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса воспитания физической культуры личности школьника. С этой целью выделены бинарные группы задач: аналитико-рефлексивные (анализ, рефлексия ценностного педагогического процесса воспитания физической культуры личности, его элементов); конструктивно-прогностические (построение целостного педагогического процесса, выработка и принятие профессионально-педагогических решений, их прогнозирование); организацион-но-деятельностные (реализация актуальных вариантов профессиональной деятельности, сочетание их многообразных видов); оценочно-информационные (сбор, обработка информации, ее объективная оценка и др.); коррекционно-регулирующие (коррекция содержания, методов профессиональной деятельности, установление необходимых коммуникационных связей, их регулирование и поддержка), разрешаемых на индивидуально-личностном уровне в конкретной педагогической ситуации. Для каждой группы задач были выделены совокупность педагогических умений, овладение которыми рассматривалось в качестве показателя сформированной профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации целостного педагогического процесса. Использование задачного метода позволило выявить структуру профессиональной деятельности учителя физической культуры, характерную для низкого (адаптивного), среднего (репродуктивного) и высокого

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

(креативного) уровней сформированности профессиональной готовности учителя физической культуры.

Установлено, что от адаптивного к креативному уровню наблюдается поступательный характер успешного решения всех видов задач и проявление связанных с этим профессиональных умений. В качестве системообразующих для аналитико-рефлек-сивной группы задач выступают: умение осуществлять рефлексивный анализ своей деятельности и коллег, выделять главное звено для анализа, осмысливать способы достижения результатов своей деятельности, анализировать трудности, возникающие в деятельности; для конструктивно-прогностических задач - умения конструировать педагогическую деятельность и предвидеть ее результаты, при планировании использовать требования образовательной области «Физическая культура» в школе, учитывать уровень развития личности и деятельности; планировать индивидуальную работу и прогнозировать ее эффективность, опираться на психолого-педагогические знания; для орга-низационно-деятельностных задач - умения устанавливать деловые отношения с участниками педагогического процесса, организовывать свое рабочее время; для оценочно-информационных задач - умения диагностировать уровень образованности, воспитанности и развитости личности школьника, оценивать степень готовности к педагогической деятельности, использовать систему контроля за ходом учебно-воспитательного процесса; для коррекционно-регулирующих задач - умения оперативно получать и использовать информацию о состоянии развития личности и деятельности учителя, поддерживать общение с коллегами на основе совместной деятельности, использовать разнообразные методы стимулирования учебно-познавательной, исследовательской, профессионально-педагогической деятельности.

Процесс формирования профессиональной готовности будущих учителей физической культуры и в содержательном, и в организационном плане был разбит на четыре этапа: первый - адаптационно-пропедевтический, второй - становления, тре-

тий - самоопределения, четвертый - преобразования.

Формирование мотивационной готовности студентов состояло в преобразовании неосознанного интереса до устойчивой профессионально-педагогической направленности, определяющей ответственность личности будущего учителя физической культуры за состояние и уровень физической культуры подрастающего поколения.

Формирование теоретической готовности у студентов позволяет констатировать, что существующая система профессиональной подготовки обеспечивает достижение результатов знаний низкого (адаптивного) уровня, но является критической по отношению к знаниям среднего (репродуктивного) уровня и неэффективной по отношению к высокому (креативному) уровню. Использование в ее формировании разработанных технологических подходов привело свыше 50% студентов к повышению качества данного компонента до высокого (креативного) уровня готовности.

Формирование практической готовности позволяет отметить, что лучшие результаты связаны с предметными действиями, направленными на обучение двигательным навыкам, а худшие - с предметными действиями, связанными с обеспечением воспитания социально-духовных ценностей в сфере физической культуры.

Единство использования технологических подходов в формировании мотивационной, теоретической и практической готовности студентов, в конечном итоге, положительно отразилось на стиле их педагогической деятельности и мышления, которые, в свою очередь, проявились в характере и конкретных результатах формирования творческой готовности.

Важнейшим результатом проведенного исследования явилось то, что в период педагогической практики студенты экспериментальной группы добились позитивных результатов формирования физической культуры личности школьников.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у учащихся, занимавшихся под руководством студентов с высоким уровнем

У 'S Филанковский B.B.

профессиональной готовности, произошли заметные качественные изменения по всем компонентам, составляющим физическую культуру личности. Так, интерес к физической культуре с направленностью на выполнение нормативных требований по общефизической подготовке остался на прежнем уровне, в то время как к занятиям, связанным с собственным индивидуальным физическим развитием, возрастает. Также у школьников существенно повышается интерес к физкультурной деятельности как к средству общения с другими людьми, средству организации своего индивидуального досуга. 26,4% учащихся стали регулярно заниматься утренней гимнастикой. Допол-

нительно к ним самостоятельно физическими упражнениями стало заниматься - 28,8% школьников, а 47,2%- могут самостоятельно контролировать и выполнять физические упражнения корригирующей направленности, используя урочные формы занятий, 26,2% стали посещать факультативные занятия физической культурой.

Об авторе

Филанковский Виталий Владимирович, доктор педагогических наук, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности Ставропольского госуниверситета. Занимается исследованием проблем теории и практики профессиональной подготовки выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.