о профессиональном подготовке педагога-музыканта
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ:
к постановке проблемы
Ирина Вячеславовна РЖЕПЯНСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского народно-певческого искусства МГИК; член Российской ассоциации содействия науке (РАСН) e-mail: [email protected]
Педагогическая среда вуза культуры и искусств обусловливает формирование творческой личности студента. Профессиональная подготовка будущих педагогов-музыкантов может способствовать консолидации общества. Она рассматривается как способ приобщения к отечественным и мировым культурным ценностям; как процесс развития и становления личности; способ социализации человека, обеспечивающий преемственность поколений и формирующий его ценностные ориентации, моральные принципы и мировоззрение. формирование специалиста начинается с проектирования личности студента. В статье рассматриваются слагаемые профессиональной подготовки студентов, а также самостоятельная работа студента как одно из важных звеньев в системе вузовского музыкального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагог-музыкант, педагогическая среда вуза, проектирование личности студента.
Educational environment of high school culture and arts causes formation of a creative personality of the student. Professional training of future music teachers can contribute to the consolidation of society. It is seen as a way of familiarizing to domestic and world cultural values; as a process of development and formation of personality; method of socialization, providing continuity of generations and forming its values, morals and ideology.
Formation of a specialist from the construction of the student's personality. The article deals with the terms of vocational training students as well as students' independent work as one of the important links in the system of higher music education.
Key words: professional education, music teachers, educational environment of high school, planning the student's personality.
Российское общество стремительно меняется. Современное профессиональное образование, как зеркало отражая всю сложность происходящих в обществе процессов, также находится в сложном процессе реформирования. Декларируется, что новое российское профессиональное образование должно стать средоточием интеллектуальных, гражданских, духовных и культурных устремлений молодежи, важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Ключевая роль отводится сегодняшнему российскому профессиональному образованию и в консолидации российского общества. А значит, качество подготовки профессиональных кадров - одна из основных задач.
Профессиональное образование в сфере личностного развития должно обеспечить студентам готовность и способность:
- к социальной и профессиональной мобильности, реализации собственного духовно-творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- к принятию базовых национальных ценностей и духовных традиций, формированию чувства личной ответственности за прошлое нашего Отечества перед настоящим и будущими поколениями;
- поступать согласно принятым в обществе нравственным нормам, представлениям о должном и недопустимом;
- к самостоятельности, умению выразить и отстоять свою общественную позицию, критически оценить собственные намерения, мотивы и поступки, и принять ответственность за них;
- к духовному развитию, нравственному самосознанию и нравственному самосовершенствованию личности, индивидуально ответственному поведению, способности осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- осознавать ценность человеческой жизни, а значит быть нетерпимым к действиям и влияниям, угрожающим физическому и нравственному здоровью личности, уметь им противодействовать.
Профессионализм зависит от уровня личностного развития человека; это потребность личности в познании - образовании и самообразовании.
Самостоятельная работа - важнейшее звено в системе вузовского образования. Именно она воспитывает специалиста, способного не к механическому, а к творческому труду, но главное - она наиболее системно, последовательно и глубоко формирует ценностные устремления и профессиональное становление личности студента. Следует отметить, что личность студента также формируется в семье, неформальных сообществах посредством искусства и отдыха, через сферу массовой информации и т. д., а значит, образовательная среда вуза культуры и искусств должна быть направлена на обеспечение постоянного процесса развития и саморазвития студентов [1, с. 54].
Однако образовательная среда вуза все чаще рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, способствующих формированию базовой культуры студента.
Профессиональное становление педагога-музыканта определяет:
• осознание личностной и социальной значимости своей профессии;
• обладание целостным представлением о ней;
• владение соответствующей специализации системой знаний и умение использовать их в своей профессиональной деятельности;
• умение самостоятельно работать с информацией (интерпретация и использование);
• умение самостоятельно организовать и проанализировать свою деятельность в целях развития своих способностей и повышения квалификации.
Следует отметить, что образовательная среда вузов культуры и искусств также может учитывать фактор самообразования студентов, не учитывая его культурные компоненты: цели, задачи, ценности, содержание, функции, результаты, механизмы последующего включения в культуру и пр.
Между тем, вуз, как образовательное учреждение, может стать важным этапом культурного, интеллектуального, идейно-ценностного, духовно-нравственного
и творческого становления личности студента и уже через него оказывать влияние на культуру и развитие общества посредством его последующей профессиональной деятельности. Профессиональное музыкальное образование приобщает к отечественным и мировым культурным ценностям; ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; является способом социализации человека, обеспечивая преемственность поколений; формирует духовное в ценностных ориентациях, моральных принципах и мировоззрении человека [3, с. 27-35].
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Музыка оперирует художественными образами, позволяя человеку обогатить свой жизненный опыт, переживанием эмоций и чувств, которые он, быть может, ранее не испытывал, не ощущал, - развить более тонкое и глубокое отношение к другим людям и миру в целом: «...искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные... может сообщить целостность восприятия мира современному человеку. Искусству замены нет...» [5, с. 228-229]. Это чрезвычайно необходимо рационально-технологизи-рованному мышлению человека XXI века. Так культура через профессиональное музыкальное образование становится одним из ведущих факторов общественного прогресса.
Формирование специалиста в системе профессионального образования начинается с проектирования личности студента. Проектированию подлежат, прежде всего, те качества и свойства, которые позволят ему в дальнейшем стать субъектом профессиональной деятельности. Это профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие его профессиональную компетентность; интеллектуально-познавательные способности и работоспособность; креативные способности и цен-ностно-мотивационная сфера; способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию.
Профессиональная мобильность - это, прежде всего, умение взаимодействовать с другими в процессе профессиональной деятельности, подчинять свои интересы коллективным, быстро принимать и менять важные в профессиональной деятельности решения; способность к творчеству и сотворчеству, духовно-нравственная ориентированность (и в творческих отношениях, и в искусстве как цели деятельности).
Успех профессиональной деятельности педагога-музыканта зависит также и от умения самостоятельно планировать, выполнять и контролировать собственную деятельность. Важными факторами профессионального становления, подчиняющими все усилия в учебной деятельности и остальные преходящие стремления, являются и жизненные планы (цели) студента. Ведь процесс конкретизации целей и мотивов направляет учебные устремления студента в русло будущей профессиональной деятельности.
Иными словами, от того, насколько развиты и сбалансированы между собой все вышеперечисленные компоненты, зависит уровень профессионально-личностного становления студента: кем он станет - исполнителем или педагогом и с какой возрастной категорией какого уровня ему придется работать, - все это важные моменты педагогического проектирования.
Сфера профессиональной деятельности педагога-музыканта охватывает и различные уровни его личностной культуры. Это цели формирования методологической культуры; технология нравственного возвышения; взаимосвязь общекультурной и специальной профессиональной подготовки; развитие методологической рефлексии; способность к инновационной деятельности; знания в области образовательных моделей, методов и приемов формирования методологической культуры педагога. Но самое главное, педагог-музыкант должен всегда быть не только высоким профессионалом, он должен быть глубоко нравственной личностью.
Формирование нравственной культуры педагога-музыканта должно стать основополагающим компонентом цели и содержания профессиональной подготовки. Ведь именно музыкально-профессиональная деятельность непосредственно призвана осуществлять духовное воспитание нового подрастающего поколения, способствовать выработке его ценностного отношения к жизни и усвоению нравственных принципов общества. Личность педагога-музыканта должна включать все грани преподавания: «педагог», «преподаватель», «учитель», «наставник», а внутренняя культура - это то духовное основание - нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, - на которых он в дальнейшем будет строить свои отношения во всех областях учебно-творческой деятельности. Именно нравственная культура педагога-музыканта является фундаментом духовного облика его личности [2, с. 71-74].
Следует особо подчеркнуть, что весь сложный процесс профессионального становления студента как будущего специалиста целиком зависит от педагогического состава вуза.
Внутренняя культура личности педагога-музыканта зачастую играет определяющую роль в формировании личности студента и как человека, и как гражданина, и как будущего субъекта профессиональной деятельности. Как единый живой организм, педагогический состав определяет духовную атмосферу вуза, но каждый преподаватель-специалист имеет свои представления о том, какими профессиональными, культурными и нравственными качествами должен обладать студент как субъект будущей профессиональной деятельности. Поэтому вуз может быть обителью творчества или, напротив, косности и консерватизма.
Влияние педагогического состава вуза на становление личности студента - будущего педагога-музыканта весьма значительно. Способы его проявления весьма разнообразны и выражаются в различных установленных формах сотрудничества, манерах поведения, такте, общении, личных потребностях, интересах и эстетических вкусах. Другими словами, во всей внешней культуре поведения педагога-музыканта - учителя и наставника, отражаются все характерные стороны его человеческой жизнедеятельности. Ведь образовательный процесс как преднамеренное, целенаправленное и систематическое воздействие на студента предполагает формирование не только каких-либо профессиональных качеств, но и качеств, важных для дальнейшего личностного самоопределения.
Таким образом, пространство профессионального самоопределения студента как будущего педагога-музыканта определяется в соответствии не только с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями, но и сферой педагогического влияния или культурной средой образовательного учреждения.
Педагогические отношения составляют саму суть педагогического проектирования, они пронизывают всю педагогическую деятельность во всех объектах куль-
турно-образовательного назначения: творческих организациях, средствах информации, научно-исследовательских и познавательных сообществах, методических объединениях, учебных занятиях, практиках различного назначения, организации территории вуза и т.д. Направленность культурной среды вуза во многом определяется нравственной культурой всего педагогического состава.
Еще одним важнейшим компонентом культурно-образовательной среды вуза должна стать его ориентированность на практическое воплощение национального, исторического и социального опыта, который, в свою очередь, должен способствовать удовлетворению духовных потребностей студентов посредством взаимодействия с культурно-образовательным сообществом. Эта позиция должна стать традиционной для данного образовательного учреждения. Отрыв педагогической практики от отечественных национально-культурных традиций влечет за собой радикальные изменения в психологии и поступках людей, которые могут обернуться деформацией самых существенных нравственных оснований духовного мира человека, и ярче всего это проявляется в сознании молодежи. Современное профессиональное образование должно руководствоваться преемственностью традиций в формировании современного национального идеала, традиционными для российского общества духовно-нравственными ценностями, готовить общество к умению решать внешние и внутренние проблемы.
Отметим, что народная культура, народное творчество имеют тысячелетнюю историю - это история развития этического, педагогического и эстетического сознания русского общества. Народное творчество движимо вневременными ценностями, поэтому его в полной мере можно назвать общечеловеческим, человеколюбивым. Можно с различных позиций подходить к проблеме художественно-эстетического воспитания, но в любом случае представляется бесспорным, что оно должно опираться на фундамент отечественной культуры, ориентироваться на национальные духовные ценности, базироваться, иными словами, на национальной идее, как она понимается философами, культурологами, социологами, педагогами, искусствоведами [6, с. 42]. Без национальной идеи и всего того, что с ней связано, дальнейшее развитие страны и ее общественных институтов, включая образование, - бесперспективно. Мир тавтологичен, а потому умение правильно смотреть в прошлое иногда помогает понять то, что происходит вокруг. Российское профессиональное музыкальное образование в своем развитии насчитывает столетия, но истоки его восходят к эпохе Древней Руси [4, с. 216]. Сегодня на национальное этнокультурное образование возлагаются задачи сохранения и развития национального самосознания, а также противостояние агрессивному влиянию информационной среды, разрушающему национальный менталитет народа. Выработка нравственно-ценностного отношения к окружающей действительности и построение собственной системы ценностных ориентаций может стать фундаментом стабилизации общества.
И, наконец, еще один важнейший компонент образовательной среды - это инновации, которые должны определяться стремлением к развитию субъектов образовательного процесса, готовностью обеспечить успех инновационной деятельности, эффективностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качеством организационно-управленческих решений. Положительные результаты инноваций также должны составлять основу вузовских традиций.
Перечисленные компоненты являются функционально-образующими в педагогическом проектировании педагога-музыканта:
• информационный предоставляет вариативные возможности учебного материала и дополнительных источников информации;
• мировоззренческий определяет нравственную атмосферу вуза;
• коммуникативный обеспечивает возможность сотрудничества на паритетных началах; интерактивный компонент предполагает сотрудничество и сотворчество субъектов педагогического процесса.
Через базовые и функционально-образующие компоненты в предметно-практических компонентах (педагогическая техника, педагогический профессионализм, педагогические отношения, нравственная культура общения) должны реализовываться идеи и ценности вуза. Следует всегда помнить, что образовательное учреждение - это специально созданные условия, необходимые для развития личности, результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных и коммуникативных форм образования (воспитания, обучения) для достижения педагогических целей. Структура же культурной среды образовательного учреждения представляет собой целостную динамическую систему компонентов - аксиологического, базовых, функционально-образующих и предметно-практических, - находящихся в определенной иерархической зависимости. Но важнейшими базовыми компонентами вуза должны стать нравственность и направленность на саморазвитие, а важнейшим компонентом педагогического проектирования профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта - педагогическая поддержка процесса развития и саморазвития студента. Однако педагогическая поддержка, как система целенаправленной деятельности в вузовской среде, должна всегда иметь цель, структуру, принципы и методы оказания помощи студенту. Ведь педагогические отношения, как результат сложившихся вузовских традиций тоже являются компонентом культурной среды вуза.
Литература
1. Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. - Уфа, 2000.
2. Ржепянская И.В. Нравственная культура личности как компонент профессиональной подготовки специалиста (статья) // Художественное образование на современном этапе: образовательные параллели. Научн. конф.: круглый стол, 31 марта 2010. М.: Спутник +, 2010. - 156 с.
3. Ржепянская И.В. Формирование самостоятельной работы студента как фактор личностного и профессионального становления // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: [сборник статей преподавателей МГУКИ]: В 2ч. / науч. ред. Л.С. Жаркова, В.М. Беспалов, В.Г. Иванова. - М.: МГУКИ, 2011. - Ч. I. - 176 с. - С. 27-35.
4. Слонимская Р.Н. Становление профессионального музыкального образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Вып. 50. - М., 2008.
5. Фейнберг Е. Обыкновенное и необыкновенное // Новый мир. - 1985. - № 8.
6. Юдин А.П. М.И. Глинка и национальная идея в отечественной музыкальной культуре // Музыка и время. - 2004. - № 7.