*
С.А. Поронок
Педагогические условия формирования профессиональных компетенций музыкально-просветительской направленности в контексте культурной среды университета
В статье представлены и обоснованы педагогические условия формирования профессиональных компетенций музыкально-просветительской направленности у студентов музыкально-педагогических специальностей в контексте культурной среды современного университета. Освещены концептуальные особенности музыкально-просветительской деятельности студентов-музыкантов, определяемые в связи с формированием гуманистически ориентированной личности будущего специалиста - потенциального члена творческой элиты в сфере просвещенческой работы.
Ключевые слова: педагогические условия, культурная среда университета, профессиональные компетенции музыкально-просветительской направленности, профессиональная компетентность, музыкально-просветительская деятельность.
В целях выявления и обоснования педагогических условий, стимулирующих формирование у субъектов образовательного процесса (студентов музыкально-педагогических специальностей) соответствующих компетенций музыкального просветительства в контексте культурной среды современного университета, необходимо рассмотреть этимологию понятий «условие», «педагогическое условие». С позиции философии «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать и развиваться не может. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление, условие составляет определенную среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [9, с. 497-498]. В педагогических исследованиях педагогические условия охарактеризованы как «обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [2, с. 61].
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О
ы О
сс и О
и
а. си
о-а
О
1— с
ее го
Одним из распространенных в научном мире выступает определение | сущности педагогических условий как совокупности взаимосвязанных § ^ и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся 5 ° результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения | 1 элементов содержания, методов и приемов, а также организационных | <§ форм обучения для достижения определенных дидактических целей о § [3, с. 6]. Среди множества научных интерпретаций понятия «педагоги- чю ческие условия» выделяется трактовка его как совокупности объектив- с ных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешное решение поставленной задачи. Наряду с вышеизложенными характеристиками содержательная сущность данного термина рассматривается как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы [6].
Рассмотрев ряд научно-педагогических позиций относительно дефиниций «условие» и собственно «педагогическое условие» в контексте нашего исследования, мы считаем, что условия формирования компетенций - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств осуществления процесса формирования компетенций; совокупность сопряженных с этим процессом характеристик и явлений, без которых его успешная реализация невозможна. В свою очередь, педагогические условия связаны с совокупностью обстоятельств, характеристик и явлений, свойственных педагогической среде, педагогической обстановке, сопряженных с непосредственным педагогическим процессом формирования профессиональных компетенций.
Культурная среда современного университета, обусловленная процессом формирования высокообразованной, поликультурной, гуманистически развитой и нравственно-ориентированной личности в коммуникативном пространстве социума, призвана стимулировать мировоззренческие позиции личности студента на самоопределение в профессиональной ориентации и активизировать формирование профессиональных компетенций студентов, их самореализацию в аспекте профессионально-педагогической специализации. Среди качественных характеристик культурной среды университета (КСУ) нами выделены: информативность, интегративность, адаптивность, субъектность. Выявлены функции КСУ, присущие культуре как таковой: познавательная, информативная, коммуникативная, аксиологическая, рефлексия. В процессе изучения КСУ мы обозначили проявление собственно «среды» через определенную взаимосвязь с понятиями ««условия», «совокупность», «пространство», «окружение», «культура», «коммуникация»
4 X го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го ^ О О.
го О ^
(5 | [7]. В связи с этим, в контексте данного исследования мы будем рассматривать культурную среду университета как полифункциональную систему современного образовательного пространства, включающую ^ у о совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие ком-о-е- петентного специалиста и формирование у субъектов образовательного _ ^ процесса (студентов музыкально-педагогических специальностей) соответствующих компетенций музыкального просветительства.
Исследование педагогической составляющей культурной среды университета позволяет выявить и сформулировать ряд следующих педагогических условий, необходимых для формирования профессиональных компетенций у студентов музыкально-педагогических специальностей.
1. Создание определенной культурной среды университета, способствующей формированию профессиональных компетенций у студентов музыкально-педагогических специальностей. Это условие, по нашему мнению, является основополагающим в мировоззренческой подготовке будущих учителей в области музыкального искусства и культуры. В данном случае культурная среда выступает в качестве условия формирования гуманистически ориентированной личности студента. При этом создание культурной среды университета служит важным фактором профессионального становления нравственной сферы личности и формирования у студентов профессиональных компетенций музыкального просветительства.
В педагогическом аспекте формирования культурной среды университета следует указать на роль и значение педагога, который структурирует, моделирует и проектирует данную среду, реализуя ее функции в профессиональной деятельности. Здесь же необходимо отметить высокую профессиональную культуру, которой должен обладать преподаватель вуза. Считаем правомерной позицию И.Ф. Исаева, который трактует профессионально-педагогическую культуру преподавателя как определенную «систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности» [5, с. 45]. Педагог-музыкант высшего звена должен систематически изучать собственные профессионально-личностные ресурсы, реализуя их в области учебно-методической, научно-исследовательской и соответственно исполнительской деятельности. Соблюдая вышеизложенные постулаты, преподаватель музыкально-образовательной сферы университета сможет обеспечить формирование собственной профессиональной культуры, а также культуры студентов - будущих специалистов, как непременное условие самореализации в условиях гуманизированной культурной среды вуза.
129
СС ГО
Вышесказанное дает основание полагать, что функционирование куль- Е турной среды современного университета как сложного, коммуни- § к кативного и полифункционального образовательного пространства, 5 ° обусловленного формированием нравственно-ориентированной лично- 1 1 сти, является целесообразным и эффективным. Безусловно, создание | 2 определенной культурной среды университета обусловлено наличием о § высокого уровня компетентности преподавателей. Однако существу- чю ет опасность восприятия как синонимичных понятий «компетенция» с и «компетентность». «Компетентность» представляется в педагогике как своеобразное «интегральное качество личности, характеризующие готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности» [10, с. 54]. Компетенции же являют собой некий конгломерат знаний, умений и навыков, а также значимых качеств и свойств личности, которые студенты в совокупности должны освоить в ходе образовательного процесса вуза и отразить на итоговой государственной аттестации.
2. Организация и оптимизация педагогического процесса в культурно-образовательном пространстве вуза, ориентирующего студентов музыкально-педагогических отделений в аспекте музыкально-просветительской деятельности на профессиональное самоопределение, саморазвитие и самореализацию в условиях инкультурации, гуманизации, социализации и информатизации личности. Формирование этого педагогического условия обусловлено комплексом проблем социологической и культурологической направленности. В его контексте необходимо указать на ряд проблем социального порядка, непосредственно связанных с социализацией и инкультуризацией личности студента в условиях культурной среды университета. Современные социологические подходы к личности гласят о трудностях социальной адаптации индивида, об интериоризации как о процессе включения социальных норм и ценностей во внутренний мир молодого человека [1]. Очевидно, что сегодня наблюдается культурное и социальное расслоение молодежи, что обуславливает социальную деформацию структуры молодежной среды. Исследователи отмечают ценностный кризис российской молодежи, переоценку традиционных ценностей и установок, личностных ориентиров. Современная молодежь, под действием социальных реалий и трансформации общества, позиционирует свою принадлежность к ряду субкультурных образований с определенной дозой агрессии, цинизма, с элементами ксенофобии, экстремистских настроений, отсюда - отсутствие гражданской позиции, снижение интереса к образовательному процессу, традициям национальной культуры, и как следствие - нивелирование духовно-нравственных ориентиров.
го <3 сс
ы
<5 л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о-а
О
1— . с
Венчает данный перечень характеристик молодежного социума своего рода ценностный «коллапс», порождая дезаптацию современной молодежи, обусловленной личностным саморазрушением и потерей статуса в социальной структуре общества. По нашему мнению, позитивной профилактикой данных явлений служит создание определенной культурной среды на базе современного вуза в контексте реализации музыкально-просветительской деятельности, способствующей гармоничной адаптации и социализации личности студента.
В контексте данного условия, наряду с инкультуризацией и социализацией личности, необходимо отметить стремительную информатизацию современного образовательного пространства. Перенасыщение образовательной системы средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также культурной среды современного университета значительно обедняет и обезличивает ее, порождая элементы некоторой культурной деградации молодежной среды, что неизбежно ведет к некоторой утрате межличностного диалога «педагог - студент». В связи с этим, важно корректировать направленность отношений информатизированной культурно-образовательной среды и субъекта, регулируя приоритетность межличностной коммуникации, осуществляя педагогическую поддержку межличностного общения [8]. В аспекте данного педагогического условия ценными являются постулаты о значимости межличностного взаимодействия и максимально корректного привлечения ИКТ в образовательный процесс вуза в целях его оптимизации и интенсификации.
Таким образом, одной из основополагающих задач культурной среды университета является формирование компетентного специалиста музыкально-педагогической направленности, владеющего комплексом профессиональных компетенций в области музыкально-просветительской деятельности, обладающего навыками социализации, адаптации и инкультурации личности в условиях информатизации и глобализации современного социума.
3. Обеспечение специальной индивидуальной (инструментальной) подготовкой студентов музыкально-педагогических специальностей в целях приобретения профессионально-значимых свойств и качеств личности и освоения компетенций музыкального просветительства. Объективным основанием для выделения этого педагогического условия послужил достаточный педагогический и практический опыт диссертанта в процессе инструментально-исполнительской подготовки студентов-музыкантов в классе «Основного музыкального инструмента» (на базе Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь).
ее го
Музыкально-исполнительская подготовка студентов не должна сво- | диться лишь к развитию формального
а обязана целенаправленно воспитывать единый звукодвигательный 5 ° комплекс в контексте формирования соответствующей исполнитель- | 1 ской культуры обучающихся. Одной из актуальных проблем совре- | 2 менного музыкального образования остается овладение особенностя- о § ми психоэмоциональных состояний индивида в условиях публичных ЧЮ выступлений, поскольку субъект просветительской работы является с культуртрегером общества. Данный процесс развития интеллектуально-творческого и исполнительского потенциала студентов необходимо реализовывать в комплексе формирования целого ряда специальных профессиональных компетенций, разработанных в контексте музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской и музыкально-просветительской сфер деятельности.
4. Привлечение студентов музыкально-педагогических специальностей к активной концертно-исполнительской и музыкально-просветительской деятельности в целях формирования у студенчества художественно-эстетического вкуса, нравственных ориентиров, профессиональных норм и духовных ценностей и, как следствие, вовлечение студентов в культурную среду университета. Служит своеобразным продолжением российских просветительских традиций и неотъемлемой частью учебного процесса современного университета, способствуя реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании и становлению нравственно-ориентированной личности. Систематическое и целенаправленное привлечение студентов-музыкантов к активной концертно-исполнительской деятельности в процессе осуществления музыкально-просветительской миссии носит гуманистический характер и является важнейшим компонентом педагогической стратегии.
Профессионально-организованная реализация музыкально-просветительской деятельности в современном вузе как мощнейшем трансляторе культурно-исторических и духовных ценностей, во всем многообразии ее форм (тематические лекции-концерты, музыкальные лектории, музыкально-просветительские мероприятия и фестивальные конкурсные программы, организация среди студенчества музыкальных кружков, творческих коллективов; реализация благотворительных акций-концертов; разработка музыкально-просветительских программ, нацеленных на реальный образовательный процесс) стимулирует навыки самостоятельной просветительской работы студентов, формирует творческий потенциал субъекта, способствует самореализации личности студента в условиях культурной среды
го о к
ЪС ' — X Ч
О
^ о I современного университета, успешно воплощая музыкально-просве-
Ец о тительские задачи.
Ф го т
| § ^ Вместе с тем, считаем некоторые просветительские формы работы
^ 5 неизбежно устаревшими и малоэффективными в условиях современного социума. По нашему мнению, пресловутые лекции-концерты сегод-
^ ^ ня утратили особую актуальность и не способны на широкий резонанс среди современной общественности. В связи с этим, нам видится правомерным привлекать такие креативные формы просветительской работы, как осуществление светских культурных мероприятий музыкально-пропагандистской направленности во взаимодействии с культурно-образовательными учреждениями; организация выставочных проектов, просветительских экспозиций и промоакций; выступление студентов с просветительской миссией в он-лайн формате через сайты просветительской направленности; наконец, выход в сферу глобальной медиа-среды на государственный уровень программного теле-, радиовещания в целях трансляции культурных традиций, сопряженных с разработкой социальных музыкально-просветительских проектов. Таким образом, назрела необходимость пересмотреть формы и методы работы по просветительству, поскольку нетрадиционный подход к использованию и внедрению креативных форм просветительской работы через широкое социальное проектирование будет способствовать не только профессиональной компетентности личности студента, но и интенсификации функционирования культурной среды университета, следовательно, утверждению гуманитарных просветительских тенденций в современном обществе.
5. Значимым условием выступает осуществление междисциплинарного взаимодействия среди учебно-образовательных модулей и нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса, отвечающие за информативность, интерактивность, интегративность, коммуникативность, полифункциональность, поликультурность и, как следствие, компетентность личности субьекта. Задачей современного образования в условиях высшей школы является сохранение высоких профессиональных традиций музыкально-педагогической науки ведущих российских вузов с учетом специфики профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. В связи с этим, педагогическим коллективам музыкальных отделений в целях методического обеспечения учебного процесса вуза и реализации межпредметных связей необходимо разработать специальный учебно-методический комплекс (УМКД) для ряда музыкально-исторических, музыкально-теоретических и инструментально-исполнительских дисциплин и модулей, обеспечивающий логическую межпредметную взаимосвязь, интегрирующий знания
студентов из смежных дисциплин, с использованием современных обра- | зовательных технологий в целях развития гуманистически ориентиро- § ванной и профессионально компетентной личности. Вслед за научным 5 ° мнением о том, что "наполнение" компетенций должно четко основы- | 1 ваться на междисциплинарных связях» [4, с. 5], считаем обозначенную | 2 позицию справедливой, опираясь на нее в контексте разработки данного о § педагогического условия. Очевидно, что модульная система обучения, чю а точнее, взаимопроникновение и активное взаимодействие учебных с дисциплин и курсов на основе межпредметных связей будет способствовать более эффективному освоению профессиональных компетенций. В свою очередь, специалист, наделенный определенным арсеналом профессиональных компетенций, формирует собственную компетентность, обеспечивая в будущем кадровый контингент ценным сотрудником музыкально-педагогической сферы. Таким образом, данное условие способствует «экстраполяции» знаний в контексте межпредметных связей учебных дисциплин, обеспечивая системность и непрерывность в программе профессиональной подготовки будущих специалистов в области музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности.
При практической реализации выдвинутых нами и обоснованных педагогических условий в образовательном процессе современного вуза необходимо учитывать: требования государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и профилю «Музыкальное образование»; уровень обеспечения образовательными ресурсами нормативно-методического и научно-методологического арсенала; функциональную взаимосвязь общекультурных и музыкально-просветительских компетенций в формировании профессиональной компетентности студентов музыкально-педагогических специальностей; а также отслеживать мониторинг уровня сформированности компетенций музыкального просветительства в целях постоянного контроля знаний, умений и навыков студентов в контексте культурной среды университета.
В ходе данного исследования представляется целесообразным включение следующего ряда профессиональных (ПК) и специальных компетенций (СК), разработанных в связи с музыкально-просветительской деятельностью будущих специалистов музыкально-педагогической направленности:
- способность осуществлять масштабную музыкально-просветительскую деятельность в целях формирования гуманистически ориентированной личности, ее мировоззренческого «аппарата», а также высокого музыкально-эстетического вкуса (ПК);
О ^ ш
к ^ о
Ф го т
5 л го
^ О
го о к
(5 1 - способность понимать, осознавать значимость и целесообразность просветительской работы как фактора толерантного восприятия культурных национальных традиций музыкального наследия (ПК); ^ у о - готовность к реализации культурных потребностей, нравственных о-е- и эстетических мотиваций, обусловленных высокой гражданской пози-
Ф О „ -г...
^ цией средствами музыкально-просветительской деятельности (ПК);
- готовность к организации культурно-просветительских центров и реализации на их базе социальных проектов музыкально-педагогической и музыкально-просветительской направленности (ПК);
- владение культурой инструментального, вокального и ансамблевого исполнительства как видов музыкально-просветительской деятельности (СК);
- владение навыками практического музицирования на основном и дополнительном музыкальных инструментах (СК);
- владение профессиональными основами музыкально-теоретической, музыковедческой и методологической подготовки (СК);
- владение методам исследования в области музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской и музыкально-просветительской деятельности (СК);
- готовность к разработке и созданию инновационных просветительских методик, учебно-методических комплексов дисциплин и модулей (СК);
- способность к разработке новых специальностей музыкально-просветительской направленности в целях внедрения в образовательный процесс современной высшей школы (СК);
- способность к критической оценке и анализу музыкально-исполнительской деятельности в ходе осуществления просветительской работы (СК);
- готовность к профессиональной исполнительской деятельности на высоком художественном уровне перед социально разноуровневой слушательской аудиторией (СК);
- способность к активному задействованию глобальной медиасреды, используя информационное пространство современного социума в целях реализации пропаганды высокого музыкального искусства и культуры (СК).
Все представленные компетенции, обусловленные музыкально-просветительской направленностью, в совокупности являются значимым фактором формирования компетентного выпускника вуза в области музыкально-просветительской деятельности в процессе профессионального образования. Последовательное овладение данным блоком профессиональных компетенций музыкального просветительства способствует
135
cc m
успешной реализации необходимых профессионально-личностных Е качеств будущего специалиста профиля «Музыкальное образование» § ^ в условиях функционирования культурной среды университета, обеспе- g ° чивая осуществление его практической деятельности в поствузовском | i пространстве. 2 £
iE О го СР
Библиографический список
1. Артемьев А.Я. Социология личности. М., 2001.
2. Бабанский Ю.К. О разработке теоретических основ организации психологической службы в советской школе. Психологическая служба в школе. Таллин, 1983.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М., 1992.
4. Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. № 4 (12). 2012.
5. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина // Известия Российской академии образования. 2000. № 3. С. 45-58.
6. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
7. Поронок С.А. Культурная среда университета как объект исследования // Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 40-46.
8. Поронок С.А. К вопросу о проблемах информатизации культурной среды современного учебного заведения // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 4. С. 43-47.
9. Философский словарь. М., 1986. С. 497-498.
10. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. 2008. № 7. С. 54-58.