Научная статья на тему 'Музыкальное просветительство как способ сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов'

Музыкальное просветительство как способ сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНТИНУУМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФЕНОМЕН ЗАРУБЕЖНЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ЗАРУБЕЖНОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО УНИВЕРСИТЕТА / МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / MUSICAL ENLIGHTENMENT / CULTURAL IDENTITY / THE CONTINUUM OF RUSSIAN CULTURE / THE PHENOMENON OF FOREIGN RUSSIAN-SPEAKING UNIVERSITIES / THE CULTURAL ENVIRONMENT OF A FOREIGN RUSSIAN-SPEAKING UNIVERSITY / METHODS OF PREPARING STUDENTS-MUSICIANS FOR MUSICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / MUSICAL AND EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Поронок Светлана Александровна

Концепция исследования основана на представлении о высокой просветительской миссии вузов русского зарубежья на примере Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, являющегося носителем духовных ценностей русской культуры, в том числе русской музыкальной классики. В статье освещается проблема сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов постсоветского пространства в контексте педагогической науки. Авторы рассматривают исторические истоки музыкального образования в русском зарубежье и анализируют типичные особенности учебно-воспитательной деятельности, тесно связанной с традициями культуры России и культурно-типологическими основаниями русского музыкального искусства как явления многовековой православной цивилизации. В статье обоснована актуальность формирования культурной среды зарубежных русскоязычных вузов средствами музыкального просветительства, проанализированы вопросы поддержания русской идентичности студентов на основе развития музыкальнопросветительских проектов, апробированных на базе Приднестровского государственного университета, показана значимость включения классического наследия русской музыки в программу подготовки студентов-музыкантов. Авторы исходят из идеи создания в зарубежном русскоязычном вузе, работающем по образовательным стандартам Российской Федерации, педагогической системы музыкально-просветительской работы. Описаны уровни поэтапной профессиональной подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, способной обеспечить эффективное освоение полиэтническим студенческим контингентом культурно-типологических доминант русской музыки и русской культуры; представлен комплекс специальных методов, инициирующих мотивацию будущих учителей музыки к разнообразным формам просветительства, активизирующих их интеллектуально-творческие ресурсы, способствующих освоению технологии организации и реализации проектов музыкально-просветительской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Поронок Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Enlightenment as a Way of Preserving the Cultural Identity of Students Foreign Russian Universities

The concept of the research is based on the idea of a high educational mission of universities in the Russian Diaspora, using the example of the Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko, which is the bearer of the spiritual values of Russian culture, including Russian musical classics. The article highlights the problem of preserving the cultural identity of students of foreign Russian-speaking universities in the post-Soviet space in the context of educational science. The authors consider the historical origins of music education in the Russian Diaspora and analyze the typical features of educational activities that are closely related to the traditions of Russian culture and the cultural and typological foundations of Russian musical art as a phenomenon of the centuries-old Orthodox civilization. The article substantiates the relevance of the formation of the cultural environment of foreign Russian-language universities by means of musical enlightenment, analyzes the maintenance of Russian students’ identity based on the development of musical and educational projects tested on the basis of Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko, shows the importance of including classical heritage of Russian music in the training program for music students. The authors proceed from the idea of creating a pedagogical system of musical and educational work in an overseas Russian-language university, operating according to the educational standards of the Russian Federation. The article describes the levels of gradual professional training of music students for musical education activities that can ensure the effective development of multiethnic student contingent of cultural typological dominants of Russian music and Russian culture; a complex of special methods is presented that initiates the motivation of future music teachers to various forms of enlightenment, activating their intellectual and creative resources, promoting the mastering of the technology of organizing and implementing musical educational projects.

Текст научной работы на тему «Музыкальное просветительство как способ сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Л. А. Рапацкая,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991

С. А. Поронок*,

Приднестровский государственный университет (ПГУ) имени Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, 3300

Аннотация. Концепция исследования основана на представлении о высокой просветительской миссии вузов русского зарубежья на примере Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, являющегося носителем духовных ценностей русской культуры, в том числе русской музыкальной классики. В статье освещается проблема сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов постсоветского пространства в контексте педагогической науки. Авторы рассматривают исторические истоки музыкального образования в русском зарубежье и анализируют типичные особенности учебно-воспитательной деятельности, тесно связанной с традициями культуры России и культурно-типологическими основаниями русского музыкального искусства как явления многовековой православной цивилизации. В статье обоснована актуальность формирования культурной среды зарубежных русскоязычных вузов средствами музыкального просветительства, проанализированы вопросы поддержания русской идентичности студентов на основе развития музыкально-просветительских проектов, апробированных на базе Приднестровского государственного университета, показана значимость включения классического наследия русской музыки в программу подготовки студентов-музыкантов. Авторы исходят из идеи создания в зарубежном русскоязычном вузе, работающем по образовательным стандартам Российской Федерации, педагогической системы музыкально-просветительской работы. Описаны уровни поэтапной профессиональной подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, способ-

* Научный руководитель — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Л. А. Рапацкая.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2019. Т. 7. № 2 2019, vol. 7, no. 2

9

ной обеспечить эффективное освоение полиэтническим студенческим контингентом культурно-типологических доминант русской музыки и русской культуры; представлен комплекс специальных методов, инициирующих мотивацию будущих учителей музыки к разнообразным формам просветительства, активизирующих их интеллектуально-творческие ресурсы, способствующих освоению технологии организации и реализации проектов музыкально-просветительской направленности.

Ключевые слова: музыкальное просветительство, культурная идентичность, континуум русской культуры, феномен зарубежных русскоязычных университетов, культурная среда зарубежного русскоязычного университета, методы подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, музыкально-просветительский проект.

Благодарности: Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

Для цитирования: Рапацкая Л. А., Поронок С. А. Музыкальное просветительство как способ сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 9-23.

MUSICAL ENLIGHTENMENT AS A WAY OF PRESERVING 10 THE CULTURAL IDENTITY OF STUDENTS FOREIGN

RUSSIAN UNIVERSITIES

Ludmila A. Rapatskaya,

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Svetlana A. Poronok*,

Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko (PSU), Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic, 3300

Abstract. The concept of the research is based on the idea of a high educational mission of universities in the Russian Diaspora, using the example of the Pridnestrovian State University named after

Scientific adviser — Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor L. A. Rapatskaya.

T. G. Shevchenko, which is the bearer of the spiritual values of Russian culture, including Russian musical classics. The article highlights the problem of preserving the cultural identity of students of foreign Russian-speaking universities in the post-Soviet space in the context of educational science. The authors consider the historical origins of music education in the Russian Diaspora and analyze the typical features of educational activities that are closely related to the traditions of Russian culture and the cultural and typological foundations of Russian musical art as a phenomenon of the centuries-old Orthodox civilization. The article substantiates the relevance of the formation of the cultural environment of foreign Russian-language universities by means of musical enlightenment, analyzes the maintenance of Russian students' identity based on the development of musical and educational projects tested on the basis of Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko, shows the importance of including classical heritage of Russian music in the training program for music students. The authors proceed from the idea of creating a pedagogical system of musical and educational work in an overseas Russian-language university, operating according to the educational standards of the Russian Federation. The article describes the levels of gradual professional training of music students for musical education activities that can ensure the effective development of multiethnic student contingent of cultural typological dominants of Russian music and Russian culture; a complex of special methods is presented that initiates the motivation of future music teachers to various forms of enlightenment, activating their intellectual and creative resources, promoting the mastering of the technology of organizing and implementing musical educational projects.

Keywords: musical enlightenment, cultural identity, the continuum of Russian culture, the phenomenon of foreign Russian-speaking universities, the cultural environment of a foreign Russian-speaking university, methods of preparing students-musicians for musical and educational activities, musical and educational project.

Acknowledgements: This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).

For citation: Rapatskaya L. A., Poronok S. A. Musical enlightenment as a way of preserving the cultural identity of students foreign Russian universities. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2019, vol. 7, no. 2, pp. 9-23 (in Russian).

11

12

Зарубежные русскоязычные университеты как явление современного образовательного пространства

Зарубежные русскоязычные университеты — достаточно новое явление в современном образовательном пространстве государств, образовавшихся после распада СССР в 1991 году. Однако сам феномен университетов «России за рубежом» имеет вековую историю и берёт своё начало от времён революции 1917 года, когда за пределами родины оказались тысячи эмигрантов, которые пытались сохранить опыт российской высшей школы, систему национального образования и воспитания, родную культуру в целом, собственно культурную среду. В ХХ веке зарубежные русскоязычные университеты (Прага, Белград, Берлин, Париж, Лондон, Харбин) представляли собой уникальные высшие учебные заведения, возглавляемые ведущими российскими учёными. Это были своего рода культур -но-просветительские центры, ориентированные на передачу подрастающим поколениям духовных ценностей России, утративших свою значимость в официальной советской идеологии метрополии.

Деятельность зарубежных русскоязычных университетов как явления российской культуры и образования ХХ века долгое время замалчивалась официальной педагогической наукой и была отмечена лишь в публикациях зарубежных авторов. Возрождение исследовательского интереса к высшей школе русского зарубежья началось сравнительно недавно. К настоящему времени зарубежные русскоязычные университеты как часть

культурного наследия русского мира освещены в трудах М. В. Богуславского [1], В. С. Варшавского [2], И. А. Ильина [3], Е. П. Ковалевского [4], М. М. Новикова [5] и др.

Современными исследователями выявлены наиболее типичные особенности учебно-воспитательной деятельности зарубежных русскоязычных университетов, а именно:

• направленность на сохранение традиций русской национальной культуры (прежде всего — русского языка и исторической памяти);

• развитие национально ориентированных форм духовной жизни (художественно-эстетической, научной, образовательно-просветительской);

• активное участие в жизни и деятельности русской диаспоры в форме различных сообществ (образовательных, культурных и др.), обеспечивающих духовную целостность русского мира;

• стремление к воссозданию единого образовательного пространства и российской национальной системы образования (от дошкольных учреждений до русской высшей школы) [6].

Уникальные страницы музыкального образования русского зарубежья нуждаются в фундаментальном историческом, культурологическом и музыковедческом исследовании на основе архивных изысканий и изучения биографических данных о выдающихся русских музыкантах, чьи имена выпали из общего контекста истории культуры и педагогики ХХ века. Частично такой анализ представлен в следующем разделе данной статьи, необходимость которого определяется предметом исследования — сохранением традиций русского музыкального образования и культур-

ной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов.

Музыка и музыкальное образование в русском зарубежье: вехи истории

История музыки и музыкального образования в русском зарубежье начинается с революционного переворота 1917 года и последующей Гражданской войны, расколовшей монолит национальной русской культуры. Выбор «между Соловками и Парижем» (С. Н. Булгаков [7]) стал финалом исторической трагедии, в которую были вовлечены многие гениальные русские исполнители, композиторы и педагоги-музыканты. Её итогом стал массовый исход художественной интеллигенции из России. Как писала А. А. Ахматова:

«Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда"» [8].

Среди изгнанников Родины оказались С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, А. К. Глазунов, Н. К. Метнер, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Че-репнин, С. А. Кусевицкий, Ф. И. Шаляпин и сотни других менее известных музыкантов и педагогов, внёсших своим трудом огромный вклад в развитие музыкальной культуры Европы и США ХХ века [9]. В эмиграции многие из них испытывали мучительное чувство ностальгии и пытались сохранить верность отечественной системе музыкального образования, создавая учебные заведения разных уровней.

Значительную роль в сохранении национальных традиций русской культуры за рубежом сыграли высшие музыкальные учебные заведения, среди которых Русская консерва-

тория имени С. В. Рахманинова, основанная в Париже в 1923 году. Её Почётными представителями стали выдающиеся российские общественные деятели, композиторы Н. Н. Черепнин, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, А. К. Глазунов. Данное учебное учреждение было задумано в качестве продолжения и развития культурных традиций Императорского Русского музыкального общества, основанного во второй половине XIX столетия. Подобного рода вузы, деятельность которых обусловлена многогранной просветительской миссией по распространению высокого классического искусства за рубежом и пропаганде русской музыки (в Европе, США, Латинской Америке и др.), объединяли представителей художественной и научной интеллигенции в эмиграции, способствовали формированию русскоязычной культурной среды в образовательном пространстве зарубежных стран и сохранению культурной идентичности подрастающих поколений русских музыкантов.

Русскоязычные вузы постсоветского пространства, сохранившие программы российского музыкального образования, во многом продолжают традиции Русского Зарубежья первой половины ХХ века. В числе направлений профессиональной музыкальной подготовки с традиционными принципами организации процесса обучения выделим музыкально-педагогическое образование, сохранившее научные и методические основы российской педагогики высшей школы. Интеграция содержания, форм и методов российского музыкально-педагогического образования в русскоязычные вузы Ближнего Зарубежья делает актуальной постановку проблемы музыкаль-

13

14

ного просветительства, направленного на освоение ментальных основ и культурно-типологических черт русского музыкального искусства, поскольку основной целью современного русскоязычного университета является формирование и сохранение культурной идентичности студентов.

Русская культурная идентичность как категория педагогики музыкального образования

Вопросы сохранения русской культурной идентичности, связанные с функционированием зарубежных русскоязычных вузов, являются принципиально важными для педагогики музыкального образования. Можно выделить основополагающие направления по реализации приоритетных задач подготовки педагогов-музыкантов в современных зарубежных русскоязычных университетах:

• широкое международное сотрудничество с другими музыкальными вузами России и СНГ в области музыкального исполнительства, педагогики музыкального образования, частных методик и др.;

• разработка культурно-образовательных программ и просветительских проектов в целях формирования единого художественного и научно-образовательного пространства, ориентированного на интеграцию в русский мир;

• создание культурно-образовательных, просветительских центров в сотрудничестве с русскоязычными образовательными учреждениями, транслирующими культурные традиции и духовные ценности России;

• организация международных научно-практических конференций, форумов, онлайн-конференций, ве-

бинаров по вопросам сохранения русской культурной идентичности средствами музыкального искусства;

• приобщение студенческой молодёжи к сокровищнице русского классического музыкального искусства средствами музыкального просветительства.

Указанные направления являются приоритетными для планирования процессов формирования культурной среды зарубежных русскоязычных университетов в целях сохранения русской культурной идентичности студентов.

Как научная категория «культурная идентичность» мало исследована. В общем социальном плане русская культурная идентичность проявляется в сопричастности к русскому миру. По отношению к обучающимся в русскоязычных вузах она определяется:

• соотнесённостью мировоззренческих установок с духовными и нравственными основами русской культуры;

• сонастроенностью на духовные приоритеты и нравственные установки, обусловленные христианскими ценностями;

• умением и способностью жить в поликультурном пространстве многонационального государства, не утрачивая национальной ментальности;

• патриотизмом и любовью к своему народу, его истории и музыкальному наследию при готовности толе-рантно воспринимать другие культуры, традиции, верования.

В контексте задач педагогики музыкального образования формирование русской культурной идентичности предопределяется степенью понимания студентами куль-

турно-типологических оснований русского музыкального искусства как явления многовековой православной цивилизации.

Культурно-типологические основания русского музыкального искусства сложились под влиянием циви-лизационных установок и религиозных смыслов, рождённых в недрах православия [10]. Не отвергая современных тенденций музыкального образования и инновационных его установок, высшая школа России и русскоязычные университеты вне её границ призваны сохранять высокие духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся и устоявшиеся на протяжении столетий в русском цивилизационном поле под влиянием православия.

Система духовно-нравственных ценностей относится к типологическим основаниям русской культуры в её целом и русской музыкальной культуры в частности. С этих позиций к устойчивым характеристикам типологии русской культуры, определившей развитие отечественного музыкального искусства и музыкального образования с древности до наших дней, мы относим православную духовность, традиционализм и целостность, открытость и диалогичность.

Дадим краткую характеристику культурно-типологических оснований русского музыкального искусства в свете их значимости для сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов.

Стержневым основанием русской музыкальной культуры и связанных с нею форм деятельности — композиторской, исполнительской, музыкально-педагогической, просветитель-

ской — является православная духовность. Духовная доминанта получила воплощение в таких содержательных компонентах русского музыкального искусства, как соборность и литургич-ность, мистический реализм, стремление к евангельской красоте и высокой нравственности [11].

Традиционализм и целостность русской музыкальной культуры, как храмовой, так и светской направленности, выразились в таких типологических проявлениях, как способность сохранять самобытность и устойчивые духовно-нравственные смыслы на протяжении многовековой истории развития профессионального искусства от его истоков до наших дней.

Открытость и диалогичность определяют уникальную способность русской музыкальной культуры (композиторского творчества, исполнительства, образования) к художественному диалогу, при котором заимствованный зарубежный опыт обогащается за счёт новых духовно-нравственных и эстетических приоритетов.

Исходя из сказанного, можно предположить, что русское музыкальное искусство, несущее в себе систему православных культурно-типологических ценностей, является незаменимым средством формирования культурной идентичности молодёжи, обучающейся в зарубежных русскоязычных университетах. Именно русская музыка, обладая огромным воспитательным потенциалом, способна влиять на процесс становления нравственно ориентированной личности студента, его внутреннего мира и духовного облика. Поэтому необходимо переосмыслить роль и значение русского музыкального наследия в образовательном

15

пространстве зарубежного русскоязычного университета, создав на его базе систему музыкально-просветительской работы, которая обеспечит эффективное освоение культур -но-типологических оснований русской музыки, а через неё — всего континуума русской культуры.

Рассмотрим данную проблему на примере музыкального просветительства в Приднестровском государственном университете.

Музыкальное просветительство

в Приднестровском государственном университете имени Т. Г. Шевченко

Зарубежный русскоязычный университет, о котором пойдёт речь, находится в Приднестровской Молдавской Республике. В Приднестровье — поликультурном регионе — сосредоточены три ведущие, взаимодействующие между собой художественные культуры (русская, украинская и молдавская). В этническом отношении преобладают славянские народы (русские, украинцы, болгары, бе-16 лорусы), сохраняющие приверженность русскому языку. Русскоязычная среда Приднестровья способствует активному взаимодействию этого региона с культурными ценностями и традициями России, в том числе в области высшего музыкального образования.

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко — старейший вуз Молдавии и крупнейшее учебное заведение республики — входит в Ассоциацию российских вузов, является полноправным членом Евразийской ассоциации классических университетов. Как один из ведущих русскоязычных

вузов юго-западного региона СНГ, он является частью современного российского научно-образовательного пространства, работает на основе образовательных стандартов и программ РФ. Помимо тесного взаимодействия в области педагогики высшей школы для решения проблем качества современного образования, необходимо отметить глубокую связь Приднестровского университета с ментальными основаниями российской культуры, определяющими воспитательную духовно-нравственную направленность подготовки студентов и формирующими установки в сфере художественных и музыкальных ценностей.

Творческий коллектив кафедры музыкального образования данного университета является инициатором создания системы музыкально-просветительской работы, которая основана на наследии русской музыкальной культуры как явления многовековой православной цивилизации. Данная миссия реализуется в форме лекций-концертов, музыкальных вечеров, приуроченных к юбилейным датам выдающихся русских композиторов, конкурсных программ, ежегодных фестивалей славянской музыки, торжественных мероприятий, связанных с культурно-историческими событиями Приднестровской Республики, в том числе Днями русской культуры и славянской письменности. При этом концертными площадками становятся общеобразовательные школы (СОШ), музыкально-педагогические колледжи, детские музыкальные школы (ДМШ), детские школы искусств (ДШИ), детские музыкальные студии. В процессе просветительской деятельности

студенты реализуют свой творческий потенциал через исполнительскую интерпретацию произведений русского музыкального искусства, приобщая к ценностям русской культуры подрастающие поколения Приднестровья [12].

Таким образом, Приднестровский государственный университет, являющийся своего рода духовно-культурным центром всего региона, направлен не только на достижение образовательных целей, но и на сохранение культурной идентичности русскоязычного студенчества. Особое значение в работе вуза придаётся формированию мировоззрения будущих учителей, в том числе учителей музыки, которые, в свою очередь, будут способны транслировать духовные ценности русской культуры в процессе последующей профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях республики. Поэтому музыкально-просветительская деятельность обучающихся рассматривается как способ сохранения традиционных основ российского образования.

На базе университета осуществляются разработка и реализация педагогического творческого проекта музыкально-просветительской направленности «Русская музыкальная классика», цель которого — сохранение культурной идентичности русскоязычного студенчества через постижение традиционных духовных ценностей великой русской музыки.

По мнению культурной, научной и политической элиты Приднестровья, «быть русскокультурным — означает поклоняться и стремиться к особому миропониманию. Отказ того или иного лица от принадлежности

к этому духовному феномену, переход к конфронтации с ним означает лишь одно: у этого лица, каких бы формальных высот он ни достиг, принадлежности, истиной причастности к культуре никогда не было, — а была и будет лишь конъюнктур -ность. Следует полагать, что для того, кому посчастливилось по-настоящему приобщиться к российской культуре (а к ним относится и Приднестровье, в частности, его духовный центр — Приднестровский университет), подобное отступничество просто невозможно» [13, с. 16].

Музыкально-просветительский

проект «Русская музыкальная классика»

Предлагаемая нами система профессиональной подготовки студентов-музыкантов Приднестровского университета к музыкально-просветительской деятельности предполагает поэтапную педагогическую работу нескольких уровней.

Первый уровень может быть условно назван «аудиторным». Он направлен на формирование просветительских компетенций у студентов в условиях реального учебного процесса при освоении циклов дисциплин — теоретических (музыковедческих), исполнительских и профессионально-педагогических. В их числе традиционные для музыкально-педагогического образования предметы — «История музыки», «Теория музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Основной музыкальный инструмент», а также «Методология музыкального образования» и др.

Второй уровень — «внеаудиторный». На данном уровне студенты-музыканты проходят исполнитель-

17

18

скую и педагогическую практику по музыкально-просветительским программам как в стенах вуза, привлекая в качестве слушателей студентов других факультетов, так и за его пределами — в общеобразовательных учреждениях разных типов.

Третий уровень подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской работе — участие в крупных городских и республиканских мероприятиях. Объединяющим началом данной работы является русская музыка.

Создание системы профессиональной подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, способной обеспечить эффективное освоение полиэтническим студенческим контингентом культурно-типологических доминант русской музыки и русской культуры, послужило основой разработки и реализации творческого проекта музыкально-просветительской направленности «Русская музыкальная классика» на базе Приднестровского государственного университета.

В современной научной литературе проект рассматривается как замысел, план, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности [14]. В русле нашего исследования музыкально-просветительский проект служит характерным ответом на социальный заказ Приднестровского региона в его стремлении к культурной идентичности с русским миром и потребности к взращиванию высококвалифицированных специалистов в области музыкально-педагогической, инструментально-исполнительской, исследовательской, проектной, собственно просветительской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музыкально-просветительский проект «Русская музыкальная классика», обусловленный указанной культурообразующей миссией, по-свящён великим образцам сокровищницы мировой культуры — шедеврам русской классики. Его актуальность возрастает в условиях глобализации современного мира, когда многие русскоязычные народы осознают необходимость решать проблему сохранения культурной идентичности многогранно, многообразно, в том числе и средствами высокого музыкального искусства.

Творческий проект «Русская музыкальная классика» задуман как путь осознания русскоязычными студентами своей сопричастности к великой русской культуре, единения с её традиционными духовными ценностями. Музыкальной основой проекта явились образцы русской духовной вокально-хоровой (А. Н. Архангельский, Д. С. Бортнянский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков) и инструментальной музыки (А. К. Лядов, А. Т. Гречанинов, В. С. Калинников).

В ходе реализации проекта были апробированы специальные методы подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, в числе которых:

• метод развития просветительской активности студентов через их участие в осуществлении просветительских проектов;

• метод формирования готовности студентов к реализации просветительской направленности всесторонней исполнительской деятельности (инструментальной, вокальной, дирижёрской);

• метод развития просветительского потенциала как совокупности

знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе освоения специальных учебных дисциплин;

• метод активизации интереса студентов к новым формам и технологиям просветительской работы [15].

Данный комплекс специальных методов способствует воспитанию компетентной нравственно ориентированной личности будущего специалиста-просветителя, формированию готовности педагога-музыканта к широкой просветительской работе в условиях постсоветского образовательного пространства.

Добавим, что пропедевтической работой до начала реализации проекта «Русская музыкальная классика» явилось участие обучающихся в студенческом научном кружке (СНК). С целью накопления творческого, научно-исследовательского опыта и опыта подготовки к просветительской деятельности студентам было предложено подготовить сообщения в виде докладов, рефератов и эссе. Данные выступления были посвящены современным проблемам организации и реализации просветительской работы в образовательном пространстве Приднестровского региона, с которыми систематически сталкиваются педагоги-музыканты общеобразовательных школ, а также обучающиеся в бакалавриате в ходе активной педагогической практики — на уроках музыки в общеобразовательной школе, во внеклассной работе в условиях дополнительного образования. Результаты проведённых выступлений, итоги диспутов и творческих бесед нашли отражение в докладах на студенческой научно-практической конференции на базе ПГУ.

Для подготовки студентов к реализации просветительского проекта «Русская музыкальная классика» нами был разработан экспериментальный спецкурс «Русская художественная культура», рекомендованный к внедрению в учебный процесс современных зарубежных русскоязычных вузов. Данный спецкурс носит междисциплинарный характер, обладает высоким воспитательным потенциалом, создан в целях формирования у студентов-бакалавров комплекса научных представлений о русской художественной культуре и искусстве как целостной системе. Опытно-экспериментальное исследование, проведённое в процессе подготовки и осуществления музыкально-просветительского проекта, показало: освоение спецкурса способствует осознанию студентами-музыкантами сопричастности к ценностям русской музыкальной культуры, развитию художественно-педагогического мышления студентов, духовному становлению будущих педагогов-просветителей, наконец, сохранению культурной идентичности русскоязычного студенчества в приднестровском вузе.

Заключение

Таким образом, формирование культурной идентичности студентов средствами музыкального просветительства, в частности русского музыкального искусства, является одной из приоритетных задач музыкального воспитания в зарубежных русскоязычных вузах.

Разработанные и представленные в статье концептуальные основания к созданию целостной системы музыкального просветительства,

19

а также реализация программы музыкально-просветительского проекта «Русская музыкальная классика» на базе Приднестровского университета могут служить определённой моделью просветительской работы в зарубежных вузах.

В процессе исследования было доказано, что подготовка студентов-музыкантов русскоязычных университетов к просветительской деятельности в области русской культурной традиции предопределяется формированием соответствующей культурной среды внутри университета и созданием педагогической системы, всесторонне охватывающей сферы учебной деятельности будущих учителей музыки. Реализация музыкально-просветительского проекта, сориентированного на претворение ценностных духовно-нравственных устоев русской художественной культуры в условиях современного поликультурного образовательного пространства, будет способствовать:

• формированию культурной среды зарубежного русскоязычного университета, сохранению культурной идентичности студентов;

• повышению уровня музыкальной культуры, степени запросов и интересов студентов в области русского культурного наследия музыкального искусства;

• освоению будущими педагогами-музыкантами различных форм просветительской работы, навыков коммуникативной и проектной деятельности по организации концерт-но-просветительских программ, направленных на слушательскую аудиторию разных возрастных групп;

• развитию творческого потенциала будущего педагога-музыканта: его креативности и активной гражданской позиции по отношению к традициям русской культуры, русского музыкального искусства, а также к устоям русской педагогики музыкального образования.

20

БИБЛИОГРАФИЯ

Богуславский М. В. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного отечественного образования // Образование и педагогика российского зарубежья: сб. ст. и материалов / сост. М. Н. Кузьмин, В. А. Владыкина. М.: Изд-во ИНПО, 1995. С. 78-82.

Варшавский B. ^ Незамеченное поколение: о русской эмиграции. М.: Информ-Экспресс: Изд. Ассоциации «Русская энциклопедия», 1992. 387 с.

Ильин И. А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России: статьи 1948-1954 гг.: в 2 т. Т. 1 / сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов. М.: Рарог, 1992. 616 с. Ковалевский Е. П. Проблемы просвещения русского юношества // Труды IV съезда русских академических организаций за границей, в Белграде 16-23 сентября 1928 г.: в 2 ч. Ч. 1. Белград: Изд. Русского научного института, 1929. 478 с.

Новиков М. М. Судьба российских университетов // Педагогика российского зарубежья. Хрестоматия: пособие для педагогических университетов, институтов и колледжей / сост. Е. Г. Осов-ский, О. Е. Осовский. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. С. 437-454. Макеева Н. А. Высшее образование российской молодёжи в условиях эмиграции «первой волны»: 20-30-е гг. XX в.: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2003. 226 с. Булгаков С. Н. Павел Александрович Флоренский // Литературная газета. 1988. № 48. С. 5.

8. Ахматова А. А. Мне голос был. Он звал утешно... // Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1990. 526 с.

9. Русская музыка и ХХ век / ред.-сост. М. Арановский. М.: Изд-во Гос. ин-та искусствознания : Министерства культуры РФ, 1997. 874 с.

10. Рапацкая Л. А. Концептуальные основы содержания курса «История русской музыки» в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 1 (21). С. 78-89.

11. Рапацкая Л. А. Воплощение православных ценностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016. № 1 (13). С. 27-41.

12. Поронок С. А. Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 68-75.

13. Берил С. И., Окушко В. Р. Культурное и духовное единство Приднестровья и России // Вестник МГУКИ. 2012. № 1 (45). С. 14-19.

14. Новикова Г. Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2006. 178 с.

15. Поронок С. А. Методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе // Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 129-136.

Поступила 04.12.2018; принята к публикации 14.06.2019.

Об авторах:

Рапацкая Людмила Александровна, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991), доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, obris-lar@inbox.ru

Поронок Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры музыкального образования Института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (ул. 25 Октября, 128, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, 3300), poronok_svetlana@mail.ru

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

21

REFERENCES

1. Boguslavsky M. V. Znachenie izucheniya istorii russkogo pedagogicheskogo zarubezh'ya dlya razvitiya sovremennogo otechestvennogo obrazovaniya [Significance of the study of the history of Russian pedagogical abroad for the development of modern domestic education]. Obrazovanie ipedagogika rossijskogozarubezh'ya: sb. st. imaterialov [Education and pedagogy of the Russian Abroad: collection of articles and materials]. Compiled by M. N. Kuz'min, V. A. Vladykina. Moscow: INPO Publ., 1995, pp. 78-82 (in Russian).

22

2. Varshavsky B. C. Nezamechennoe pokolenie: o russkoj emigratsii. [Unnoticed generation: About Russian emigration]. Moscow: Inform-Ekspress: Assotsiatsiya "Russkaya entsiklopediya" Publ., 1992. 387 p. (in Russian).

3. Il'in I. A. Nashi zadachi: istoricheskaya sud'ba i budushchee Rossii: stat'i 1948-1954 gg. [Our tasks: historical destiny and future of Russia: articles of 1948-1954]. In 2 volumes. Vol. 1. Compiler and author of the introductory article I. N. Smirnov. Moscow: Rarog Publ., 1992. 616 p. (in Russian).

4. Kovalevsky E. P. Problemy prosveshcheniya russkogo yunoshestva [Problems of education of Russian youth]. Trudy IVs'ezda russkikh akademicheskikh organizatsij za granitsej, v Belgrade 16-23 sentyabrya 1928 g. [Proceedings of the IV Congress of Russian Academic organizations abroad in Belgrade, 16-23 September 1928]. In 2 parts. Part 1. Belgrad: Russkij nauchnuj institut Publ., 1929. 478 p. (in Russian).

5. Novikov M. M. Sud'ba rossijskikh universitetov [The Fate of Russian universities]. Pedagogika rossijskogo zarubezh'ya. Khrestomatiya [Pedagogy of the Russian abroad. Reader]. Compilers E. G. Osovsky, O. E. Osovsky. Moscow: Institut prakticheskoj psikhologii Publ., 1996, pp. 437454 (in Russian).

6. Makeeva N. A. Vysshee obrazovanie rossijskoj molodezhi v usloviyakh emigratsii "pervoj volny": 20-30-e gg. XX v. [Higher education of Russian youth in the conditions of emigration of the "first wave": 20-30-ies of XX century]. PhD dissertation (Pedagogy). Saransk, 2003. 226 p. (in Russian).

7. Bulgakov S. N. Pavel Aleksandrovich Florenskij [Pavel Aleksandrovich Florensky]. Literaturnaya gazeta, 1988, no. 48, p. 5 (in Russian).

8. Akhmatova A. A. Mne golos byl. On zval uteshno... [Me voice was. He called wasno...]. Sobranie sochinenij [Collected Works]. In 2 volumes. Vol. 1. Stikhotvoreniya i poemy [Poems]. Moscow: Pravda Publ., 1990. 526 p. (in Russian).

9. Russkaya muzyka i XX vek [Russian music and the twentieth century]. Editor and compiler M. Aranovsky. Moscow: Gos. in-t iskusstvoznaniya Publ., Ministerstvo kul'tury RF Publ., 1997. 874 p. (in Russian).

10. Rapatskaya L. A. Kontseptual'nye osnovy soderzhaniya kursa "Istoriya russkoj muzyki" v kontekste kul'turno-tipologicheskogo podkhoda k muzykal'nomu iskusstvu [Conceptual Basis of the Course Content "History of the Russian Music" in the Context of Cultural and Typological Approach to Musical Art]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2018, no. 1 (21), pp. 78-89 (in Russian, abstract in English).

11. Rapatskaya L. A. Voploshchenie pravoslavnykh tsennostej v russkom klassicheskom muzykal'nom nasledii i ikh vospitatel'nyj potentsial [The Realization of the Orthodox Christian Values in the Russian Classical Musical Heritage and Its Moral Potential Capacity]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 1 (13), pp. 27-41 (in Russian, abstract in English).

12. Poronok S. A. Muzykal'noe prosvetitel'stvo v obrazovatel'noj srede sovremennogo universiteta [Musical enlightenment in the educational environment of the modern University]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and psychology of education, 2016, no. 3, pp. 68-75 (in Russian, abstract in English).

13. Beril S. I., Okushko V. R. Kul'turnoe i dukhovnoe edinstvo Pridnestrov'ya i Rossii [Cultural and spiritual unity of Transnistria and Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultuty i iskusstv - The Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2012, no. 1 (45), pp. 14-19 (in Russian, abstract in English).

14. Novikova G. N. Tekhnologii art-menedzhmenta [Technology of the art of management]. Moscow: MGUKI Publ., 2006. 178 p. (in Russian).

15. Poronok S. A. Metodicheskie aspekty professional'noj podgotovki studentov muzykal'no-pedagogicheskikh spetsial'nostej k prosvetitel'skoj rabote [Methodological aspects of professional training of students of musical and pedagogical professions education]. Pedagogika ipsikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and psychology of education, 2018, no. 1, pp. 129-136 (in Russian, abstract in English).

Submitted 04.12.2018; revised 14.06.2019. About the authors:

Ludmila A. Rapatskaya, Professor at the Department of Methodology and Technology of the Music Education, Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991), Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor, obris-lar@inbox.ru

Svetlana A. Poronok, Senior Lecturer of the Department of Musical Education of Institute of Public Administration, Law, and Social Sciences and Humanities, GOU "Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko" (PSU named after T. G. Shevchenko) (25 October Street, 128, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic, 3300), poronok_svetlana@mail.ru

All the authors have read and approved the final manuscript.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.