Научная статья на тему 'Полиэтнокультурное воспитание личности как одно из приоритетных направлений современного образования'

Полиэтнокультурное воспитание личности как одно из приоритетных направлений современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYETHNOCULTURAL EDUCATION / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ / HUMANISTIC UNIVERSAL QUALITIES OF A PERSONALITY / POLYETHNIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жусупова Галия Сапарбековна

В статье рассматриваются будущие задачи и значимость в процессе формирования и развития полиэтнокультурного воспитания личности как одно из приоритетных направлений современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиэтнокультурное воспитание личности как одно из приоритетных направлений современного образования»

реализующей направленность личности на предпочитаемую область знаний и

соответствующие ей виды деятельности.

Литература

1. Ананьин С. А. Интерес по изучению современной психологии и педагогики. Киев, 1915. С. 477.

2. Гельвеций К. А. Об уме. М., 1938. С. 34.

3. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. С. 292.

4. Демин М. В. Проблемы деятельности в теории личности. М: МГУ, 1977. С. 372.

5. Костаева Т. В. Проблемы формирования устойчивых учебно-познавательных интересов // Школьное математическое образование на пороге XXI века. Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. С. 60-65.

6. Костаева Т. В. Устойчивый учебно-познавательный интерес - доминирующий компонент процесса профессионально-личностного самоопределения школьников // Современные тенденции в обучении математике. Саратов: Изд-во ЗАО «Сигма-плюс», 2001. С. 35-44.

7. Костаева Т. В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. С. 25.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 713.

9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. С. 203.

Полиэтнокультурное воспитание личности как одно из приоритетных направлений современного образования

Жусупова Г. С.

Жусупова Галия Сапарбековна / Zhusupova Galiya Saparbekovna - заведующая кафедрой,

кафедра психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, Филиал акционерного общества Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Институт повышения педагогических работников по Костанайской области, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются будущие задачи и значимость в процессе формирования и развития полиэтнокультурного воспитания личности как одно из приоритетных направлений современного образования.

Abstract: in the article tasks for future and importance offormation and development of a person's polyethnocultural upbringing as one of the priorities of modern education are considered.

Ключевые слова: полиэтническое воспитание, полиэтнокультурное образование, функциональная грамотность, языковая личность, гуманистических общечеловеческих качеств личности.

Keywords: polyethnic upbringing, polyethnocultural education, functional literacy, language personality, humanistic universal qualities of a personality.

Полиэтнокультурное образование является одним из главных направлений и важным этапом в процессе формирования и развития полиэтнокультурной личности. Полиэтнокультурное воспитание личности способствует созданию благоприятной среды, обеспечивающей гармоничное сочетание развития гуманистических

общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации ее национально-культурных, этнических потребностей.

Полиэтнокультурное воспитание - целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способстующее уяснению общего и особенного в традициях народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности. Целью же полиэтнического воспитания молодых людей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных, без оглядки на этнос, отношений.

В Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан обращается внимание на необходимость применения в комплексном воспитательном процессе. Наиболее важными в формировании полиэтнической культуры являются системно-средовой, культурологические подходы [2].

Проблему воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию - нацию казахстанцев.

Основой концепции полиэтнокультурного воспитания личности может стать следующий глоссарий:

- функциональная грамотность - атрибутивная характеристика языковой личности, предполагающая усвоение экстралингвистических знаний о правилах, нормах, способах общения в единой системе с имеющимися лингвистическими знаниями и коммуникативно-речевыми умениями, возможность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения;

- функционально-грамотная языковая личность - компетентный пользователь родного и неродного языков, способный, в силу лингвистического мышления и языкового сознания, развитого чувства языка, готовности к использованию языка во всем многообразии его функцией, оперативно и эффективно ориентироваться в многоязычном коммуникативно-информационном пространстве, гибко и системно использовать потенциал лингвистического образования для саморазвития и самореализации в речевом творчестве [3,17].

Интеграция новой группы в нацию предполагает решение ряды приоритетных воспитательных задач:

• личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;

• развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представителей в коллективе этнических групп;

• формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;

• осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.

Идея воспитания, сообразной поликультурности общества, имеет свою давнюю историю. Достаточно вспомнить призыв Я.А.Коменского - воспитывать умение жить с другими, размышления К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и других мыслителей о взаимосвязи национального и общечеловеческого в культуре и воспитании, «Слово назидания» великого просветителя казахского народа А. Кунанбаева о «знании чужого языка и культуры, которые делают человека равноправным с этим народом».

Особое внимание учеными уделяется определению логики, этапов, способов осуществления образовательного процесса, направленного на формирование качеств личности, усвоение учащимися определенных форм поведения. Наиболее приемлемая логика: анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль, оценка, предложена теоретиками современной педагогической науки [1].

Полиэтнокультурное воспитание стало реальностью, потребностью нашего времени для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии.

Литература

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. / Г.М. Коджаспирова. М.: Гардарики, 2007. С. 528.

2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования в Республике Казахстан. Астана, 2009. С.11.

3. Мурзалинова А. Ж. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления: автореф. дисс. ...доктора пед. наук / А. Ж. Мурзалинова. Алматы, 2003. С. 54.

Инновационное направление совершенствования содержания образования в Казахстане Мускина А. Н.

Мускина Айнур Нурлановна /Muskina Ainur Nurlanovna - тренер, Центр уровневых программ,

Филиал акционерного общества Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области,

г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: рассматривается понятие инновационных технологий и новаций в системе образования, подходы к ее модернизации. Обосновывается необходимость проектирования модели нового человека, а также модернизации образования с учетом тенденций мировой цивилизации, современных вызовов ХХ1 века. Abstract: the concept of innovative technologies and strategies in the system of education and approaches to its modernization are considered. Need of new person model and also modernization of education on new tendencies of world civilization, modern calls of the 21st century are proved.

Ключевые слова: инновация, образование, опыт, нововедения. Keywords: innovation, education, experience, innovations.

В настоящее время в системе образования Республики Казахстан происходят серезные изменения, которые ориентированы на достижение целей, поставленных гостударством. Одним из процессов модернизации образования стал процесс информатизации образовательного процесса, который связан с внедрением новых, современных инновационных технологий в учебный процесс. Такие нововедения предполагают постоянное совершенствование нашей деятельности. Даже имея огромный багаж педагогического искусства, опыта, мастерства, многолетний стаж работы, педагог на сегодняшний день не может считаться профессионалом без владения инновационными технологиями обучения [1, 73].

Глобальные перемены во всех сферах общественной жизни, как предпосылка становления и развития информационного общества, обуславливают смену парадигмы образования. Как известно, в XXI веке приоритетной становится парадигма «образование в течение всей жизни», которая ориентирует школьное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.