Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МОДЕЛЬ ООН В КРЫМУ»)'

РОЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МОДЕЛЬ ООН В КРЫМУ») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / «МОДЕЛЬ ООН В КРЫМУ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернядьева А.С.

В статье поднимается проблема участия детей в вооруженных конфликтах и предлагаются способы недопущения их участия. В статье рассказывается о проведении конференции «Модель ООН в Крыму» и о ее значении для студентов.The problem of the participation of children in armed conflicts is raised in the article. Ways to prevent the participation of children are proposed in the article. The author tells in the article about the conference "Model UN in Crimea" and its significance for students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МОДЕЛЬ ООН В КРЫМУ»)»

СЕКЦИЯ II. Совет Безопасности ООН. Повестка: «Защита детей

в вооруженных конфликтах»

Для цитирования: Чернядьева А.С. Роль Совета Безопасности ООН в обеспечении защиты детей во время вооруженных конфликтов (по материалам Третьей всероссийской конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму») / Науч.рук. к.ю.н., Пастухова Л.В.; Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.59-63.

Чернядьева А.С.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Магистрант

Научный руководитель: к.ю.н., Пастухова Л.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент

РОЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МОДЕЛЬ

ООН В КРЫМУ»)

Аннотация. в статье поднимается проблема участия детей в вооруженных конфликтах и предлагаются способы недопущения их участия. В статье рассказывается о проведении конференции «Модель ООН в Крыму» и о ее значении для студентов.

Ключевые слова. Совет Безопасности ООН, защита детей, вооруженные конфликты, «Модель ООН в Крыму».

THE ROLE OF THE UN SECURITY COUNCIL IN PROTECTION OF CHILDREN

DURING ARMED CONFLICTS (BY THE MATERIALS OF THE THIRD ALL-RUSSIAN CONFERENCE IN THE FORM OF THE ROLE GAME «MODEL UN IN

CRIMEA»)

Annotation. The problem of the participation of children in armed conflicts is raised in the article. Ways to prevent the participation of children are proposed in the article. The author tells in the article about the conference "Model UN in Crimea" and its significance for students. Keywords. UN Security Council, child protection, armed conflicts, «Model UN in Crimea».

22-25 октября в стенах Крымского филиала Российского государственного университета правосудия прошла Третья Всероссийская конференция в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму». Организация Объединенных Наций является ключевой международной организацией, обеспечивающей международную безопасность, способствующей международному сотрудничеству. «Модель ООН в Крыму» -конференция, благодаря которой студенты и школьники не только учатся выступать на публике, но и углубляются в теорию международного и национального права.

В октябре 2021г. было решено смоделировать работу комитетов, в обязанности которых входит поддержание международного мира и безопасности (Совет Безопасности ООН) и укрепление мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств в области образования, культуры и науки (ЮНЕСКО).

В данной статье речь пойдет о работе секции Совет Безопасности ООН (далее -СБ ООН). Моделирование работы СБ ООН проводилось впервые. Темой секции стала: «Защита детей во время вооруженных конфликтов». Организаторы и участники постарались максимально близко передать атмосферу взаимоуважения между государствами, которая царит в СБ ООН во время заседаний. Участники общались между собой вежливо, избегая резких высказываний и обвинений в адрес друг друга.

Выбор Совета Безопасности ООН обусловлен тем, что СБ ООН является одним из ключевых органов ООН. В соответствии со ст.24 Устава ООН Совет Безопасности ООН является главным органом ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности [1].

СБ ООН стремится поддерживать международный мир и безопасность различными способами: предотвращение конфликтов, оказание содействия в примирении

сторон, осуществление миротворческой деятельности, создания условий, способствующих установлению и укреплению мира [2]. Однако, статья 42 Устава ООН допускает применение силы со стороны СБ ООН в отношении того (тех) государства (-в), которые своими действиями нарушают мир и создают угрозу для населения и международного сообщества [3]. В рамках конференции допускались предложения в резолюцию, исключающие военное вмешательство в дела других государств.

Прежде чем приступить к подготовке конференции, участники подробно изучили информацию о Совете Безопасности ООН. В настоящий момент членами СБ ООН являются пятнадцать государств - пять постоянных членов (Китай, Российская Федерация, США, Соединенное королевство Великобритания и Франция) и десять членов, выбираемых на двухгодичный срок [4]. Как справедливо отмечают С.Н. Грошев и О С. Морева, малочисленность СБ ООН позволяет оперативно проводить заседания и принимать решения, не допуская серьезных разногласий [5, с.150-154]. Тем не менее, в процессе своей деятельности у государств возникают противоречия и нежелание принимать позиции других сторон. Думается, что разногласия могут возникнуть ввиду того, что государства не всегда готово в полной мере взять на себя международные обязательства, если они затрагивают национальные интересы или несут угрозы международной безопасности.

Постоянные члены СБ ООН в соответствии с п.3 ст.52 обладают правом вето, означающее несогласие с решением и автоматически блокирующее принятие итогового документа. Например, в 2021г. РФ наложила вето на проект климатической резолюции СБ ООН. Причиной наложения права вето стало несогласие РФ создания нового направления в деятельности ООН, в котором напрямую связывались вопросы климата и международной безопасности. Такой шаг объяснялся тем, что документ позволил бы государствам вмешиваться во внутреннюю политику других стран под предлогом помощи в решении экологических проблем [6].

Отметим, что проблемы защиты детей во время вооруженных конфликтов были подняты в рамках конференции не случайно. В современном обществе проблема участия несовершеннолетних граждан в вооруженных конфликтах остро стоит перед международным сообществом. Стоит отметить, что вопросы защиты детей во время войн имеют важное значение для всего мирового сообщества. Последствия участия подростков в вооруженных конфликтах критичны, прежде всего, для самих детей и практически не поддаются лечению. Такие психологические травмы приводят к тому, что дети не могут социализироваться в обычной среде и найти себя в обществе.

Проблема участия детей порождает много вопросов. Одним из таких можно считать вопрос о том, почему дети добровольно вступают в ряды солдат? В докладе Генерального секретаря ООН от 15 октября 2021г. приведены данные опроса детей, которые были участниками вооруженных конфликтов. В ходе опроса выяснилось, что только 10 детей были завербованы в ряды воюющих, большинство пытались вступить в ряды воюющих из-за бедности [7, с.8]. Это говорит о том, что существенным фактором недопущения участия детей в вооруженных конфликтах является экономика государства. Думается, что для решения проблем, связанных с участием детей в вооруженных конфликтах, государству стоит уделить особое внимание развитию различных отраслей национальной экономики, росту числа предприятий и увеличению рабочих мест. Наряду с экономикой необходимо развивать сферу образования и увеличивать количество учреждений, в которых дети могли бы заняться различными мирными видами деятельности (рисование, пение, музыка и т.д.), благодаря чему у них появится сфера интересов. Заинтересованность детей в определенной (-ых) сфере (-ах) станет важным шагом для их дальнейшего развития. Образование позволит несовершеннолетним научиться решать проблемы мирным путем, увеличение количества образованных граждан стимулирует государство создавать новые рабочие места, развивать отрасли экономики и решать проблемы бедности и обездоленности. Думается, что бедность и обездоленность, равно, как и отсутствие интересов, побуждает детей вступать в отряды и становиться участниками военных конфликтов.

Существенным недостатком правозащитной системы ООН является то, что она преимущественно фиксирует нарушения и устанавливает ответственность за них [8, с.3]. Это не позволяет должным образом предотвратить нарушения прав субъектов.

Неоспоримо, что решить проблему участия несовершеннолетних в вооруженных конфликтах можно только путем введения механизмов, предотвращающих участие детей в вооруженных конфликтах.

Значимость защиты детей в вооружённых конфликтах подчеркнул Генеральный секретарь ООН на брифинге СБ ООН 12 февраля 2020 г.: «Дети в возрасте до 18 лет составляют более 50 процентов населения большинства стран, пострадавших от войны, и относятся к числу наиболее уязвимых, неспособных защитить себя от ее последствий. Около 250 миллионов детей живут в странах, затронутых конфликтом... Эти нарушения наносят непоправимый ущерб самим детям, их общинам и обществам. Они могут подпитывать обиды и разочарования, которые приводят к экстремизму, создавая порочный круг напряженности и насилия» [9].

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в 2019г. обнародовал доклад, в котором отразил в котором отразил воспоминания детей - солдат о том, что им пришлось пережить в лагере боевиков. «Меня преследуют эти воспоминания, - говорит Мэри. - Я вздрагиваю каждый раз, когда вижу вооруженного человека. Когда я думаю о том, что мне пришлось пережить, я плачу». За ослушание детей жестоко избивали, а иногда в качестве наказания заставляли ползать на локтях. «Это было очень больно, на локтях выступала кровь», - вспоминает девочка» [10].

31 декабря 2021г. глава ЮНИСЕФ Г. Фор заявила: «Год за годом стороны конфликта демонстрируют полное пренебрежение к вопросу прав и благополучия детей. Из-за такого бессердечия дети страдают и умирают. Необходимо сделать все, чтобы обеспечить их защиту» [11]. Заметим, что ЮНИСЕФ является одной из немногих международных организаций, которая уделяет большое внимание проблеме защиты в вооруженных конфликтах, в первую очередь, детей, как наиболее незащищенной категории населения. На наш взгляд, проблема защиты детей в вооруженных конфликтах заключается также в том, что стороны не проявляют достаточного внимания защиты несовершеннолетних субъектов во время вооруженных конфликтов и не обеспечивают им должную защиту, что безусловно влияет на безопасность детей и в целом на институт безопасности в государстве.

За последние два года Генеральный секретарь ООН обнародовал доклады, в которых привел данные о совершенных серьезных нарушениях в отношении детей во время вооруженных конфликтов. Например, в докладе Генерального секретаря от 15 октября 2021г. отмечено, что в ходе конфликта в Центральноафриканской республике вооруженные силы грубо нарушали права детей, в том числе использовали образовательные учреждения в военных целях. Во избежание попадания в руки военным дети были вынуждены искать спасения в лесах [12, с.5].

Международно-правовые нормы по защите детей во время вооруженных конфликтов содержатся во многих международно-правовых документах. Например, Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения содержит предписания для лиц, ставших жертвами войны. Однако, в ней отсутствует норма, специально посвященная защите детей во время вооруженного конфликта. Думается, что это является упущением и нуждается в исправлении в виде дополнения к статье 16 Конвенции отдельного пункта об особой защите детей наряду с ранеными, больными и беременными женщинами [13].

Отметим, что в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г. (Протокол II) в ч. 3 ст.4 предусмотрено обеспечение заботы помощи детям, в том числе - получение ими образования, воссоединение семей, недопущение участия детей в вооруженных конфликтах, особая защита детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста [14].

В факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка в п.1 ст. 4 отмечено, что государство-участник гарантирует, что лица (в частности - дети), находящиеся под юрисдикцией такого государства, не будут подвергаться нарушениям прав человека, запугиванию или жестокому обращению [15]. Отметим, что государства берет на себя обязанность защищать лиц вне зависимости от пола, национальности, расы или религии. Это полностью соответствует ст.13 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. В этой связи, думается, что было бы правильным связать

дополнительные протоколы к Женевской конвенции и факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка.

Цель работы СБ ООН как и любой другой международной организации -совместный поиск решений мировых проблем всеми государствами. Конференция «Модель ООН в Крыму - 2021» позволила студентам и школьникам почувствовать себя в роли делегатов или председателей и ощутить на собственном опыте, каково быть представителем целого государства и пытаться прийти к соглашению по вопросам, требующих общих усилий. Несмотря на проведение данной конференции в форме ролевой игры во время подготовки участники вели активную научную деятельность -изучили научную литературу, публикации, особенности политики государств по вопросам защиты детей в период вооруженных конфликтов, на основе которых составили позиции государств.

С каждым годом конференция вызывает всё больший интерес. К участию присоединяются не только крымские ВУЗы, но и ВУЗы других регионов.

В ситуации эпидемии СОУГО-19 были апробированы новые формы работы: Совет безопасности заседал в гибридном формате. Из более, чем двадцати докладов девять докладов были представлены дистанционно участниками из Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань), из Северо-кавказского филиала РГУП (г. Краснодар), а также один участник выступил на секции от имени непризнанного государства - Донецкой Народной Республики. Доклад этого делегата был интересен тем, что представитель выступал от имени непризнанного субъекта, народ которого борется за самоопределение в настоящее время.

Наличие достаточно большого количества докладов обусловлено тем, что организаторами было решено расширить количество стран, участвующих в заседании. В СБ ООН выступали представители приглашенных государств (Турция, Афганистан, Ирак, ДНР, ДРК) [1].

Работа секции велась в соответствии правилами проведения конференции «Модель ООН». К правилам процедуры секции относились:

1) Обращение к председателям (сопредседателям): «Уважаемый председатель (сопредседатель)!»;

2) Обращение к государствам - участникам: «Уважаемый делегат!»;

3) Участникам предоставлялась возможность задать вопрос только путем поднятия таблички с указанным государством и только с разрешения председателя;

Правила, используемые в ходе заседания, являются общими правилами для проведения модели ООН. Они помогают сделать работу комитетов более слаженной, избежать длительных перерывов и неловких пауз. В том числе благодаря правилам секция получается интересной, наполненной положительными эмоциями, благодаря чему безусловно у участников остаются положительные впечатления.

Конференция получилась динамичной, живой благодаря оживленной дискуссии между участниками и председателями. Например, на секции выступал делегат от непризнанного государства - Донецкая Народная Республика. Доклад был интересен тем, что представитель выступал от имени субъекта, на территории которого в настоящее время идет гражданская война.

На секции прозвучали позиции государств, на территории которых долгое время продолжалась гражданская война. Республика Ирак в своем докладе призывала государств уделить внимание социализации и государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также ввести в Уголовный кодекс норму об ответственности за пропаганду участия и привлечения несовершеннолетних к вооруженным конфликтам.

На секции также выступили участники, в чьих государствах нет военных конфликтов в настоящее время (например, представители от РФ). На секции они поделились с остальными делегатами опытом предотвращения участия несовершеннолетних граждан в вооруженных противостояниях, а также способами реабилитации тех детей, которые приняли участие в военных действиях.

Делегаты с удовольствием задавали друг другу вопросы, делились мнением по поводу предлагаемых поправок и выражали свое несогласие с некоторыми из предложений. Секция запомнилась также тем, что во время конференции участники

задавали друг другу провокационные вопросы, которые косвенно касались суверенитета государств, изменения их внутреннего законодательства. Также от государств - членов СБ ООН неоднократно поступали предложения об оказании помощи странам, оказавшимся в сложной политической и экономической ситуации.

Таким образом, подведем итог. Совет Безопасности ООН является одной из ключевых международных организаций, содействующей укреплению мира и безопасности в мире. Поддержание мира и безопасности является его ключевой задачей.

Проблема участия несовершеннолетних в военных конфликтах является одной из ключевых международно-правовых проблем. Ее важность неоднократно подчеркивалась в ходе проведения конференции.

Гибридный формат конференции позволил организаторам и участникам выйти на всероссийский уровень, получив возможность познакомиться со студентами из других ВУЗов. Гибридный формат позволил познакомиться со студентами юридических факультетов других ВУЗов, расширить круг общения и получить новые знания по вопросам, которые касаются защиты прав ребенка во время вооруженных конфликтов в разных странах с помощью заслушивания позиций государств.

На наш взгляд, эта секция стала лучшей среди всех, что проводились за эти три года. Сплоченность участников, тщательная подготовка организаторами конференции, глубокий анализ участниками заявленной проблемы и, как следствие, интересное и легко воспринимаемое изложение материала позволили стать конференции не просто научным мероприятием, но и способом сплочения студентов из разных ВУЗов.

В ходе проведения конференции участники продемонстрировали глубокие знания в области международного публичного права, национальных правовых систем государств. Особенно было интересно анализировать поправки в резолюцию, которые призывали страны не только улучшить безопасность детей и их реабилитацию после вооруженного конфликта, но и активно принимать законы, не допускающие участие несовершеннолетних в вооруженных конфликтах.

Пристатейный библиографический список:

1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)//Указ Президиума ВС СССР от 20 августа 1945г.

2. Поддержание международного мира и безопасности. Совет безопасности ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/current-members

3. Совет безопасности ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/current-members

4. Члены Совета Безопасности в настоящее время. Совет безопасности ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/current-members

5. Грошев С.Н. Морева О.С. Совет безопасности ООН: полномочия, функции, историческая роль (1950-1990гг)//Таврический научный обозреватель №4 (12) 2015.

6. Россия применила в СБ ООН вето к резолюции о связи климата и конфликтов. Риа новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20211213/veto-1763532311.html

7. Дети и вооруженный конфликт в Центральноафриканской республике. Доклад Генерального секретаря 15 октября 2021г. //Совет Безопасности [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru/S/2021/882

8. Бардыев Ш. Гудвин Р. Узакова С. Сарборо А. Руководство по оповещению специальных процедур ООН о нарушениях прав человека. Доклад CIVICUS. Женева. 12 декабря 2011г.

9. Замечания Генерального секретаря к брифингу Совета Безопасности по вопросу о детях в вооруженном конфликте: введение практического руководства по интеграции вопросов защиты детей в мирные процессы 12 февраля 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru/S/PV.8721

10. Будете плакать - убьем: дети, завербованные в солдаты, вспоминают о пережитых зверствах [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2019/02/1349291

11. ЮНИСЕФ: воюющие стороны по всему миру грубо нарушают права детей. Новости ООН. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2021/12/1416352

12. Дети и вооруженный конфликт в Центральноафриканской республике. Доклад Генерального секретаря//Совет безопасности. [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru/S/2021/882

13. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны//Указ Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954г.

14. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) 1977 года//Сборник международных договоров СССР. М.,1993г. Выпуск XLVI.

15. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений (Принята резолюцией 66/138 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 года)// Российская газета от 2 июля 2008 г. № 140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.